Бронетранспортер бтр-80
Содержание:
- Разработка “Бумеранга”
- Описание конструкции
- Бронеавтомобили и бронетранспортеры Второй мировой войны
- Средства связи и визуального контроля
- Конструкция
- Миф 3: Зачем это всё, если есть танк?
- Фото БТР-82А
- Плавающий БТР
- Современная бронетехника
- Доктринальные дилеммы
- Объект 141
- Миф 5: Танковый десант — наша фишка!
- Конструкция
Разработка “Бумеранга”
Задача поставить в ряды армии актуальные технические новинки была поставлена еще в 1993 г. Экономический кризис препятствовал обновлению машинного ряда армии. В середине 00-х инженеры принялись за разработку универсальной машины пехоты. Нынешний “Бумеранг” результат совмещения 2-х проектов: “Гильза” и “Росток”. Обе эти машины не отвечали современным требованиям: слабая броня, тесное пространство внутри, излишне тяжелые. Так в 2017 г. мир увидел универсальную бронированную платформу “Бумеранг”, которая может служить основой для нескольких типов оружия:
1. бронированная машина для пехоты и десанта;
2. бронированный транспортер;
3. тяжелую ударную технику, оснащенную габаритным оружием.
Места в машине хватит десантному отряду из 10 человек и 3 членам экипажа. Спешиваются военные через люк в хвостовой части машины, таким образом при высадке они оказываются под защитой бронемашины.
Фото с https://eadaily.com/ru/news/2018/03/04/v-rossii-sozdadut-kolesnyy-tank-na-platforme-bumerang
Описание конструкции
БТР-70 – это боевая колесная бронированная машина, компоновка которой в целом повторяет компоновку БТР-60. Бронетранспортер имеет герметичный корпус, сваренный из листов броневой стали. В лобовой части он имеет толщину 8-10 мм, толщина брони передней части башни составляет 6 мм. Между второй и третьей парой колес по обе стороны корпуса находятся нижние боковые люки, через которые происходит высадка пехотинцев из машины. Также дополнительные люки есть и на крыше корпуса.
В передней части корпуса расположено отделение управления, в котором находятся места водителя и командира. За ним следует десантное отделение, в котором размещаются десантники, здесь же находится башенная установка, боеукладки, приборы наблюдения и др. В кормовой части бронетранспортера расположен силовой отсек с двигателями и трансмиссией.
Мотострелки в десантном отделении размещены лицом к бортам, что позволяет им стрелять на ходу через амбразуры. Еще один боец находится рядом со стрелком пулеметной установки.
Вооружение БТР-70 состоит из пулеметов КПВТ (14,5 мм) и ПКТ (7,62 мм), которые размещены в круглой вращающейся башенке. Была попытка разместить в ней автоматический гранатомет вместо ПКТ, но эта модификация в серийное производство запущена так и не была. Боекомплект КПВТ составляет 500 патронов.
Силовая установка БТР-70 состоит из двух бензиновых двигателей ЗМЗ-4905. Причем топливные баки расположены отдельно, в специальном отсеке, что снижает вероятность пожара. Кроме того, машина оборудована автоматической системой пожаротушения.
Трансмиссия бронетранспортера механическая, есть четыре передних и одна задняя передача. Раздатка БТР-70 способна передавать усилие на лебедку. Управляющими являются две передние пары колес. Бронетранспортер имеет систему регулировки давления в шинах, которая способна компенсировать потерю давления при простреле или пробитии колеса.
Конструкторы бронетранспортера уделили большое внимание защите от поражающих факторов ОМП. Машина оснащена мощной фильтровентиляционной установкой, а также системами радиационной и химической разведки
Бронеавтомобили и бронетранспортеры Второй мировой войны
Задачей легких бронеавтомобилей была разведка, средние и тяжелые использовались также для огневой поддержки пехоты. А вот бронетранспортеры, позволяющие перевозить солдат под защитой брони, стали новым классом военной техники – их широкое применение началось только во время Второй мировой войны.
Бронетранспортер М3. США. 1941–1945 гг.
Вторая мировая война обещала стать маневренной, и генералы решили снабдить свои армии пушечными бронеавтомобилями. При вооружении не хуже, чем у легких танков, броня таких машин была тоньше. Можно сказать, что их защищенность «разменяли» на скорость. Пушечные бронеавтомобили можно было быстро перебросить на другой участок фронта – правда, только по сравнительно хорошим дорогам, но и это было немало.
В предвоенный период в СССР были созданы средние БА-10 и тяжелые БА-11. Германия имела на вооружении пушечные версии бронированной платформы Sd.Kfz.231
В США поняли важность машин этого класса позже – М8 «Грейхаунд» появился на фронте только в 1942 г. Правда, и подошли к делу американцы серьезно: «Серая гончая», как переводится название этого броневика, весила почти в два раза больше тяжелого БА-11 и несла пушку калибра 51 мм
Sd.Kfz.222. Германия
Сделавшая ставку на «блицкриг» (молниеносную маневренную войну) нацистская Германия особое внимание уделяла мобильности войск. Мотопехота должна была входить в прорыв линии обороны противника вслед за танками
Противник стрелял во фланг прорывающихся, и мотопехотинцев нужно было защищать – хотя бы от пуль и осколков снарядов, мин, гранат. Так появился бронетранспортер (БТР). Машины этого класса, как правило, были полугусеничными – компромисс между проходимостью и трудоемкостью производства.
По этой схеме был построен Sd.Kfz. 251 – самая массовая бронированная машина Третьего рейха. Основной моделью БТРа был Sd.Kfz.251/1. Он перевозил 10 мотопехотинцев и нес 1–2 пулемета 7,92 мм. Экипаж, состоящий из командира машины и механика-водителя, и «пассажиров» от пуль и осколков прикрывала броня толщиной до 14,5 мм. Верх кузова был открытым, потому что крыша мешала бы пехотинцам быстро покинуть БТР при обстреле артиллерией или крупнокалиберными пулеметами, от которых тонкая броня не защищала. Военные, хотя и ругали бронетранспортеры за слабую проходимость, требовали поставлять в армию как можно больше этих машин.
БА-10. СССР
Близкими по характеристикам к немецким были американские БТР семейства М2/М3/М5/М9. Эти машины оказались востребованы для безопасной перевозки войск не только армией США, но и союзниками, и по ленд-лизу (программе союзнических поставок) попадали и в СССР. Было выпущено 41 000 таких бронемашин – абсолютный рекорд для бронетехники Второй мировой войны.
Бронетранспортеры широко использовались как платформы для различных видов вооружений и специального оборудования. Например, Sd.Kfz.251 выпускался немцами в 23 модификациях с различными типами орудий, а также в штабной, связной, саперной и даже санитарной версиях.
М8 «Грейхаунд». США
Средства связи и визуального контроля
В спокойной обстановке, механик-водитель и командир машины контролируют окружающую обстановку через открытые люки или смотровые стёкла. В зоне боевых действий, ситуация меняется.
В частности, для безопасности мехвода предусмотрены четыре устройства класса ТНПО-115, обеспечивающие полноценный обзор переднего сектора. Для тёмного времени суток, два смотровых прибора заменяются бинокулярными перископами ночного видения серии ТВНЕ-4Б, работающих по принципу усиления натурального освещения.
Для обзора командира машины предусмотрен электронно-оптический модуль ТКН-3 с независимыми каналами и ночного видения. Этот перископ бинокулярного типа соединяется с прожектором, дополненным ИК-светофильтром. В распоряжении оператора-наводчика имеются приборы обзора ТНП-205 и ТНПТ-1, скомпонованные в левой боковой проекции и крыше башни соответственно. Для обзора бойцов, находящихся в десантном отсеке установлены приборы визуального наблюдения класса ТНПО-115, расположенных в верхних бронелистах по обоих сторон люков.
Функцию переговорного устройства внешней связи используются радиостанции Р-163 либо Р-173. Внутренняя связь доступна только членам экипажа, и организуется штатной рацией Р-124.
Компоновка ходовой части
БТР-80 построен по колесной формуле 8×8, с четырьмя ведущими мостами (передний отключаемый). Это обеспечивает бронетехнике отличные показатели динамики разгона, маневренности и проходимости. Поворот шасси осуществляется посредством гидроусилителя рулевого управления.
Высокая проходимость обеспечивается за счёт централизованной регулировки давления в камерах шин. Эта особенность обеспечивает высокую мобильность техники в условиях бездорожья, характерную для боевых машин на гусеничном двигателе.
Конструкция
Создавая «Бумеранг» ВПК-7829 использовали многослойное бронирование с содержанием керамики. Этот вид защиты во много раз более эффективен, чем гомогенная защита.
Двигатель расположен в передней части машины, это позволяет осуществлять посадку и высадку десанта с кормы. Платформа может быть оснащена различными дистанционно-управляемыми боевыми модулями в зависимости от типа машины. В качестве силового агрегата должен был быть применён четырехтактный дизельный двигатель УТД-32ТР с турбонаддувом мощностью 510 л. с. в комплексе с гидромеханической трансмиссией и гидрообъёмной передачей. Моторно-трансмиссионное отделение должно было располагаться в середине корпуса.
Миф 3: Зачем это всё, если есть танк?
Во-первых, танк по определению дороже, чем бронетранспортёр. Во-вторых, учитывая потребности армии в механизации, на все задачи танков не напасёшься. И наконец, в третьих,дёргая» танки на второстепенные задачи, вы просто их изнашиваете ещё до соприкосновения с противником. Порочность такого подхода ярко показало трагическое лето 1941-го.
При слабости средств ремонта и эвакуации(что было огромной проблемой Красной армии) это означало от 10 до 30 процентов танков, вставших по обочинам и не принявших участие в бою.
Пример? Пожалуйста. 2-я танковая армия, как и все прочие, в феврале 1944 года столкнулась с неожиданно ранней весной и сильной распутицей. Всё, что не было танком, встало в непролазной грязи, включая необходимые боеприпасы и ГСМ. Что делаем? Правильно, отправляем танки на выручку.
В итогетридцатьчетвёрки» работали за всех. На них ездили автоматчики, они перевозили запасы боекомплектов и ГСМ в бочках, при этом ещё и тягали на буксире гружёные автомашины. Но даже Т-34 имеет свои пределы прочности. Отчёты ремонтных частей подчёркивали, что танки выходили из строя не из-за качества, аисключительно из-за большой перегрузки для танка»(это ж как надо танк ушатать!).
В отсутствие БТР в ход пускались различныеноу-хау» вроде саней-волокуш
Но и это не всё. Большое количествоушатанных» танков перегружало и без того невеликих числом и снаряжением ремонтников. В итоге сломанные машины разбирали на запчасти дляменее сломанных» и списывали в безвозвратные потери.
Итог в цифрах — к 24 февраля 1944 года из 413 танков и 78 самоходок 64 боевые машины были потеряны по техническим причинам. Почти десять процентов — без всякогопанцерваффе». И это ещё не рассматривая такие последствия, как снижение темпа или потери в людях из-за того, что где-то нужен был танк, а он в это время работал транспортёром.
Фото БТР-82А
Внутри БТР-82А
Башенная установка. Место наводчика БТР-82А
Десантное отделение — в средней части машины: по три места вдоль каждого борта. Пол застелен противоминными ковриками, броня подбита многослойной кевларовой противоосколочной защитой.
В передней части — отделение управления. Рабочее место механика-водителя — с автомобильным рулем и педалями. Низкорослым водителям удобнее: не возникает проблем с обзорностью.
У каждого стрелка свой прибор наблюдения перископического типа. Черные гофрированные шланги — для подключения противогаза к бортовой системе очистки воздуха.
Шаровая опора для ведения огня оснащена системой обогрева, чтобы не замерзала зимой. Рычаг открывает наружный лючок. Стекло позволяет прицелиться. Автомат фиксируется съемной вставкой с отверстиями под шомпол, ствол и газовую трубку.
Силовое отделение расположено в корме. БТР‑82А оснащают турбодизелем КамАЗ мощностью 300 л.с. и пятиступенчатой механической коробкой передач. Моторный отсек снабжен системой пожаротушения.
Похожее
БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото
БМД-4М «Бахча-У» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БМПТ «Терминатор» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото
БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото
БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты
Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры
Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость
БРДМ-3 — бронированная разведывательно-дозорная машина
Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина
Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Р-149БМР «Кушетка-Б» — командно-штабная машина
Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БМО-Т — тяжелая машина огнеметчиков
Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня
УРАЛ-532362 «Лавина-Ураган» — водометный спецавтомобиль
Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
БРЭМ-К — бронированная ремонтно-эвакуационная машина
АЗМ — аэротранспортабельная землеройная машина
БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина
РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ
СПМ — специальная гусеничная пожарная машина
УР-07М «Пересортировка» установка разминирования
Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость
БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ
БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина
БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БРЭМ-80У — ремонтно-эвакуационная машина
КДХР-1Н «Даль» — комплекс дистанционной химической разведки
«Мгебров-Рено» — бронеавтомобиль царской армии
РМ-Г «Десна» — ремонтная гусеничная машина
Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Плавающий БТР
Наличие в кормовой части машины двух симметрично расположенных водометов свидетельствует о способности машины преодолевать водные преграды
Это качество очень важно в условиях проведения местно-тактических операций, в ходе которых наведение переправ затруднено или может демаскировать направление главного удара, а захват мостов не всегда оправдан. «Судоходные» качества могут оказаться очень полезным при морском или речном десантировании, особенно если высаживающие средства не могут подойти вплотную к берегу. О том, какую скорость придают БТР «Бумеранг» водометы, достоверно неизвестно, представители КБ ограничиваются определением «неплохая»
О том, какую скорость придают БТР «Бумеранг» водометы, достоверно неизвестно, представители КБ ограничиваются определением «неплохая».
Современная бронетехника
Ближе к концу ХХ в. бронетехнику стали «затачивать» под локальные войны. Главными задачами современных бронетранспортеров, боевых машин пехоты и вернувшихся в строй бронеавтомобилей стали патрулирование, сопровождение автоколонн и ведение боевых действий против «партизан» – в том числе и в городах.
Опыт применения боевых машин пехоты БМП-1 и БМП-2 показал, что их 30-мм пушка слабовата. Поэтому была разработана БМП-3 со 100-мм пушкой, которая может стрелять управляемыми противотанковыми снарядами, пробивающими 750-мм броню. Машина сохранила и малокалиберную пушку. Обе пушки соединялись в общую жесткую конструкцию, что повышало точность стрельбы. При необходимости защиту БМП-3 усиливали установкой «Шторы-1» – комплекса электронного противодействия высокоточному оружию (ПТУР и артиллерийским снарядам с лазерным или иными видами наведения), а также системой активной защиты «Арена» и модулями динамической защиты «Кактус». Сочетание защищенности и огневой мощи сделало БМП-3 популярной у военных. Даже «разборчивая» страна Объединенные Арабские Эмираты приняла на вооружение русскую машину, предпочтя ее и американской БМП «Брэдли М2», и британской БМП «Уорриор».
БМП «Уорриор». Великобритания. 1987 г.
БМП-3. СССР/Россия. 1987 г.
Опыт боевого применения бронетехники в локальных конфликтах потребовал усилить защиту пехоты. В результате появились БТР и БМП на основе танков. Инициатором здесь стала армия Израиля. Первые израильские тяжелые бронетранспортеры были переделаны из трофейных и устаревших танков, а в новейшем БТР «Намер» использован корпус и шасси современного танка «Меркава Мк. IV», и этот транспортер сейчас считается самым защищенным в мире. Еще одной новинкой стала бронированная машина поддержки танков (БМПТ). Ее создали для городских боев и противодействия засадам бронетехнике, где нужна не одна мощная пушка, а несколько огневых точек, одновременно стреляющих в разных направлениях. Российская БМПТ на базе танкаТ-72 за свою огневую мощь получила прозвище «Терминатор». По расчетам специалистов, каждая такая машина в бою сможет заменить несколько БМП со взводом пехотинцев.
Тяжелый БТР «Намер». Израиль. 2008 г.
БМПТ «Терминатор-2». Россия. 2006 г.
По окончании Второй мировой войны бронеавтомобили были вытеснены БТР и БМП. Однако широкое использование мин в локальных войнах конца XX в. привело к созданию нового класса бронетехники – бронеавтомобили, стойкие к подрыву мин и защищенные от атак из засад (MRAP – Mine Resistant Ambush Protected). Их отличает большой дорожный просвет (расстояние от земли до днища), бронированное клиновидное днище, «рассеивающее» энергию взрыва мины под автомобилем и ее осколки, и амортизированные кресла экипажа и десанта, смягчающие удар при взрыве. Первыми к идее создания таких машин пришли в Южно-Африканской Республике (ЮАР) в ходе ряда африканских войн. Американцы оценили идею во время боевых действий в Ираке и Афганистане, а российские генералы – по опыту войны в Чечне. Бронеавтомобили MRAP становятся все более востребованы: помимо ЮАР (RG33), тяжелые БА выпускают в России (КамАЗ 63968 и «Урал» 63099 ), США («Кугуар»). Еще более популярны легкие бронеавтомобили, например, итальянский Iveco LMV и российский «Тигр».
БА RG33. ЮАР. 2007 г.
КамАЗ 63968. Россия. 2013 г.
«Урал» 63099. Россия. 2013 г.
Iveco LMV. Италия. 2001 г.
ГАЗ-2330 «Тигр». Россия. 2005 г.
Iveco LMV. Италия. 2001 г.
Вопрос «колеса или гусеницы» для бронетехники продолжает оставаться актуальным. Главной сейчас считается цена эксплуатации. Например, новый американский колесный БТР «Страйкер» в содержании вдвое дешевле, чем гусеничная БМП «Брэдли М2». Но там, где требуется большая проходимость, цена вопроса отодвигается на второй план. Поэтому Российская армия заказала два вида легких гусеничных бронированных платформ: колесный «Бумеранг» и гусеничный «Курганец-25».
БТР «Страйкер». США. 2003 г.
Гусеничная платформа «Курганец-25». Россия. 2015 г.
Унифицированная боевая колесная платформа «Бумеранг». Россия. 2016 г.
Поделиться ссылкой
Доктринальные дилеммы
Ко второй половине 20-х теоретические изыскания подкрепило развитие технологий. Бронетехника усовершенствовалась, стала быстрее и надёжнее, что создало предпосылки для внедрения независимых механизированных соединений и концепций их применения.
На ту же тему Бронеоскар-2018: самые крутые танкособытия года
Однако старая проблема никуда не исчезла — все без исключения страны, вступившие втанковую гонку», столкнулись с важнейшим доктринальным вопросом: как уравнять скорости быстрых механизированных соединений и медленных родов войск, таких как артиллерия или пехота?
Вопрос этот был важен по двум причинам. Во-первых, не было смысла стремительно наступать танкамина всю глубину боевого порядка» противника, если за ними не успевали все остальные. Во-вторых, основные козыри бронетанковых соединений — это их автономность и высокая подвижность. Все элементы должны двигаться с одинаково высокой скоростью. Намеренное ограничение подвижности — напримерпривязка» скорости танков к скорости пехоты — лишает соединение смысла существования.
В качестве очевидного ответа напрашиваласьфуллерианская» всеобщая механизация. Проблема была в том, что она требовала совершенно неприличных расходов. Даже Советский Союз со всеми его широкими возможностями в концентрации ресурсов и мобилизационной экономикой не мог себе этого позволить.
Танковые батальоны 1-й танковой бригады под командованием Перси Хобарта наступают в плотных боевых порядках во время манёвров в 1934 году
Менее радикальным вариантом стала частичная механизация и моторизация. Техникой максимально насыщали ударные соединения, а остальные… ну, насколько бюджета хватит.
Отечественная военная мысль склонялась к первому варианту. В начале 30-х советские механизированные войска переживали стремительный рост и имели на вооружении или в разработке все возможные виды боевой и вспомогательной техники, включая и БТР. К некоторым из разработок армия вернулась только в 60-е годы, а кое-каких до сих пор нет на вооружении.
Опытный санитарно-транспортный и десантный БА-22 на базе грузовика ГАЗ-ААА
К сожалению, с 1936 года РККА вошла в период почти непрерывных изменений и постепенной деградации в теории и практике применения бронетанковой техники, который продолжался до 1941 года. Именно из этого периода и растут ноги большинства странных решений и мифов, связанных с бронетранспортерами и БМП
К ним и перейдём.
Объект 141
Как утверждают военные эксперты, к концу Великой Отечественной на вооружении советской армии числились самые совершенные в мире тяжелые и средние танки. Для поддержки бронетанковых подразделений требовались пехотинцы. А для их доставки к месту боя нужны были бронированные легкие машины с повышенной проходимостью. Уже в послевоенное время, а именно в 1947 г., в опытном конструкторском бюро Горьковского автозавода начали проектировать легкий колесный бронетранспортер «Объект №141». Одновременно в Москве инженеры ОКБ во главе с Кравцовым А.Ф. создавали гусеничный БТР. Работа заняла два года. Для изготовления ходовой части советские конструкторы воспользовались танковым шасси Т-70. Двухтактный четырехцилиндровый двигатель с жидкостным охлаждением и мощностью в 140 л.с. взяли из ЯАЗ-204Б. Из данной машины была позаимствована и трансмиссия. С топливными баками, рассчитанными на 220 л, показатель запаса хода составил 170 км. В управленческом отделении располагался боевой расчет, который был представлен механиком-водителем и стрелком-радистом.
Последний вел стрельбу из 7,62-миллиметрового пулемета СГ-43. В боекомплекте имелась 1 тыс. патронов в четырех лентах и гранаты Ф-1 (12 шт.). Также в его распоряжении была радиостанция 10 РТ-12. В десантном отделении находилось 16 бойцов. БТР имел стальной корпус из сшитых 13-миллиметровых броневых листов. Толщина листа в днище составила 3 мм. БТР можно было также использовать для перевозки грузов массой до 2 т. После успешно пройденных испытаний в апреле 1949 г. бронетранспортер приняли на вооружение армии СССР как БТР-40.
Изготавливался работниками завода ГАЗ им. Молотова. Серийное производство длилось до 1960 г. Данная модель не состояла на вооружении России. БТР послужил основой для нескольких последующих модификаций. Всего было собрано 8500 единиц техники.
Миф 5: Танковый десант — наша фишка!
Давайте уточним. Пехота катается на танках с момента их появления — это правда. Но поймать танк-попутку и пойти в бой на танке — это очень разные вещи.
Военное руководство никогда не одобряло покатушек на броне, хоть и прикрывало глаза на подобную практику. Но вот массовые танковые десанты — это наша фишка от безысходности. Всё дело в том, что танк с пехотой на броне не становится хорошим транспортёром, но перестаёт быть хорошим танком.
Танковый выстрел гарантировано контузит тех бронесидельцев, которые к этому не готовы, — танкисты же не будут каждый раз вылезать и предупреждать:Эй, парни, мы тут собираемся пальнуть — прикройте ваши нежные ушки, пожалуйста». Да и пулемётный огонь противника быстросбросит» десант с танков.
Танковый десант на боевой позиции, Сталинград
И это ещё если игнорировать, что танк — одна из самых приоритетных целей на поле боя. Современную технику оснащают КАЗ и ДЗ, да и вообще, пехоте лучше до поры сидеть в уюте и безопасности хорошо защищённой БМП — для того их и придумали.
В общем, можно сколько угодно гордиться первенством в приваривании скоб к танкам, но, право слово, не стоит выдавать нужду за добродетель.
Конструкция
Компоновка БТР-80 следующая – в средней части находится совмещенные боевое и десантное отделение, в лобовой – отделение управления, а в корме – моторно-трансмиссионное. Штатный экипаж состоит из механика-водителя, командира машины (отделения) и наводчика. Транспортироваться в нем могут семь мотострелков.
Машина оборудована слабо дифференцированной противопульной бронированной защитой. Сборка броневого корпуса осуществляется из катаных листов броневой гомогенной стали толщиной 0,5-0,9 см. Основная часть листов вертикального бронирования бронетранспортера, кроме бортовых и кормового, имеют большой наклон. Корпус обтекаемый, что увеличивает его водоходные характеристики. А также дополнен складным волноотражательным щитком, который дополнительно увеличивает безопасность корпуса, когда укладывается на лобовой средний лист корпуса в походном положении.
В отделении управления находятся рабочие места командира и механика-водителя. Далее идет совмещенное с боевым, отделение десанта. Для десантников еще предусмотрены шесть мест в корме, и два места в передней части. Правое из этих двух мест, развернуто по ходу движения, чтобы можно было вести огонь, а десантник в левом, расположенном спиной к борту, в бою берет на себя функции башенного стрелка. Рядом с другими десантниками находятся шаровые установки, предназначенные для стрельбы из личного оружия. Так как, они расположены в направлении передней полусферы, задняя полусфера является мертвой. Также в десантных люках имеются два лючка, предназначенные для обстрела верхней полусферы, лишенные шаровых установок.
Кроме вышеуказанных двустворчатых дверей, на БТР для посадки/высадки есть два прямоугольных люка в крыше. Верхняя крышка двери открывается по ходу движения, а нижняя откидывается вниз, что позволяет пользоваться ею, как подножкой. Благодаря ей бронетранспортер может не останавливаться для посадки/высадки. Командир и механик-водитель имеют отдельные люки над своими местами. Кроме них, существует еще некоторое количество лючков и люков, ведущие к агрегатам двигателя, трансмиссии и лебедки.