1/35 бтр-152е скиф + trumpeter (btr-152e)
Содержание:
- Важнейшие изменения последней модификации
- Средства самозащиты БТР
- Основные характеристики машины
- Ходовая
- ЗПУ
- Дальнейшее чтение [ править ]
- Тактико-технические характеристики БТР-152
- ЗиС-155
- Описание
- Характеристики шин
- Создание самоходных пулеметных установок
- Выпуск и последующие модернизации
- Оценка бронетранспортёра БТР-152
- Модификации
- ЗиС-5
- Где можно увидеть
- Операторы[править]
- Начало разработки
- Итак, ближе к делу
- Гусеница или колесо?
- ЗиЛ-130
- Разное
- Операторы
Важнейшие изменения последней модификации
Во-первых, высота корпуса увеличилась сразу на 300 мм. По всей длине крыши имелся люк, закрываемый бронеплитами. Чтобы массивные крышки было легче открывать, они сочленялись с торсионом. Запасная дверь располагалась в корме машины, на ней же было закреплено запасное колесо. Над сиденьем водителя был проделан отдельный лючок, необходимый для монтажа прибора ночного видения ТВН-2.
Как и в прошлых версиях, бронетранспортер имел четыре кронштейна для монтажа пулеметов, но устанавливались эти крепления не по бортам корпуса, а непосредственно на крыше. В роли оружия могли выступать модели СГМБ или ПКТ. Позиция пулеметчика находилась прямо над отделением управления. Нужно отметить, что некоторая часть бронетранспортеров вообще была лишена пулемётов.
В отличие от прошлых вариаций, этот военный БТР-152 не имел сидений для экипажа, установленных прямо поверх топливных баков. Из-за этого количество десантников снизилось, но значительно повысилась боевая живучесть машины. Кроме того, новшества нашли отражение и в конструкции двигателя, который получил алюминиевые головки блока цилиндров.
Средства самозащиты БТР
Передний лист брони имел встроенные жалюзи, облегчавшие скрытные обзор окрестностей для экипажа. Смотровые люки в боевых условиях предполагалось закрывать броневыми крышками со вставками из закаленного, пулестойкого стекла. В состав штатного оружия самообороны 152-БТР входило следующее: 7,62-мм СГ-47 (пулемет системы Горюнова), который впоследствии заменили на СГМ. В обоих случаях объем возимого боекомплекта превышал тысячу патронов.
Оружие могло быть закреплено на одном из кронштейнов, которые имелись на каждом борту (по две штуки на каждом). Также в бортах имелось сразу шесть круглых бойниц, пользуясь которыми, экипаж мог вести огонь из личного стрелкового оружия. За связь отвечала сравнительно надежная и простая радиостанция 10-РТ-12.
Основные характеристики машины
Корпус – несущего типа, сварен из броневых листов, толщина которых составляла 6, 8, 10 и 13 мм. За счет продуманного и рационального наклона лобовой брони последняя могла «держать» попадания пуль калибра 12,7 мм. Моторное отделение – в передней части машины, за ним располагался отсек управления. Как и у БТР-40, десантный отсек у этого аппарата располагался в задней части и был полностью открыт сверху.
Для защиты десанта от пыли и атмосферных осадков использовался съемный брезентовый тент. Посадка и высадка десанта осуществлялась через двери в задней стенке корпуса. В передней части имеется две двери, через которые в машину залезали водитель и стрелок.
Ходовая
Ходовая от Трампа сделана также не в пример аккуратнее родной СКИФовской (из-за нее собственно и покупался ЗИЛ). Вначале приклеил мосты-рессоры, затем вклеивались карданные валы (валы, идущие с промежуточной опоры на раздатку и с переднего моста на нее же, пришлось разрезать, удалить миллиметра по 3 и склеить снова — иначе не влезали). В общем, получилось так.
Внутрь корпуса чудно встали баранка-блок шинных кранов — рычаги управления трансмиссией — бензобаки — пневмобаллоны. Все — от Трампа и все аккуратнее «родных» СКИФовских.
Потeрпела фиаско попытка сделать капот открывающимся — если оставить все СКИФовское без изменений — получится, но совсем нереально выглядит. А реально…в общем, не вышло. Половинки капота и перемычку уравнивал накладками из крышки от Доширака. Из проволочек сделаны скобы — ручки на капоте и бронекрышках горловин бензобаков. Перенес место крепления антенны. Там же разместил антенный ввод Р-123 от ModelPoint (судя по имеющимся фото и литературе, 152-е БТРы комплектовались как Р-123 так и Р-113).
По части лебедки и щитка с жалюзи радиатора — «родной» щиток сделан весьма схематично заодно с кожухом лебедки. Слышал, что Трамп выпускает и ЗИЛ-157К (с лебедкой), но он мне не попался. Изучение же фото наглядно свидетельствовало о том, что БТР-152 как ранние (на базе ЗИС-151) так и поздние (на базе ЗИЛ-157) выпускались как с лебедкой, так и без нее. В последнем случае добавлялась 4-я пластина жалюзи. Щиток «морды», как уже сказано выше, сделан из карточки экспресс-оплаты. Заклепки — из набора от AFV. Пластины жалюзи — все тот же Доширак. Завершил картину «безлебедочный» бампер от ЗИЛа.
Да, свосем забыл. Стекло водителя — самоделка из прозрачного пластика (в коробке от СКИФа в принципе не предусмотрено, как и щетка «дворника — также заимствована от Trumpeter)
ЗПУ
Пару слов о пулеметной установке (далее ЗПУ). Как уже писал, фото БТР-152Е мне так почти и не встретились. Используя за основу фото буксируемой ЗПУ-2 (еще раз спасибо Вячеславу Демченко за фото), попытался было воссоздать нечто подобное в турельном варианте, но не тут-то было. Топорность мягко говоря в коробочном содержимом присутствует. Начнем с прямоугольного (!) сечения ствольных коробок пулеметов КПВ (в реале-круглое сечение!) и дальше и дальше. В итоге пластиковые стволы были отрезаны и заменены на моделпоинтовские с перемычкой из пищевой фольги. А сама установка задрапирована наброшенным брезентом (пипифакс с пропиткой жидким ПВА). Из той же фольги сделан крепеж канистр на корме корпуса. Фары оставил родные, но добавил еще две (судя по фото, были варианты с 2-мя и 4-мя фарами) от Эльфа.
Красилась модель АКАНом (нитроакрил, аэрограф). Тонировка — эмаль от Tamiya, простой карандаш. По высыхании от души нанесен раствор глины, затем растерт старой зубной щеткой.
«Для антуража» забросил в кузов бочку и пару ящиков, на «нос» положил канистру.
Не ставил для себя задачу привязать модель к конкретной в/ч. Лишь решил, что это 1968 год, «Пражская весна» (судя по документальным кадрам, 152-х туда вошло немало).
В заключение — спасибо Скифу за почитание НАШЕЙ военной истории. К сожалению, прилавки модельных магазинов все больше пестрят яркими импортными коробками с Ханомагами, Тиграми-Пантерами, Шерманами во всех и вся ипостасях и модификациях. Ради Бога, я не против. А так хотелось бы заполучить в пластике 35-го масштаба ГАЗ-69, БТР-40, ЗИЛ-131, КрАЗ, да много чего еще… Будем надеяться.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Брайан Перретт, « Советская броня с 1945 года» , Blandford Press, Лондон, 1987. ISBN 0-7137-1735-1
- Дэвид Марков и Стивен Дж. Залога, советская / российская практика проектирования брони и артиллерии, с 1945 г. по настоящее время , Эндрю Халл. ISBN 1-892848-01-5
- Доспехи и артиллерия Джейн 2005–2006
- Мустафа Эль-Асад, Гражданские войны, том 1: Оружейные грузовики , книги Blue Steel, Sidon 2008. ISBN 978-9953012568
- Самер Кассис, 30 лет военной техники в Ливане , Бейрут: Elite Group, 2003. ISBN 9953-0-0705-5
- Самер Кассис, Véhicules Militaires au Liban / Военные машины в Ливане 1975–1981 , Trebia Publishing, Chyah 2012. ISBN 978-9953-0-2372-4
- Сэмюэл М. Кац и Рон Волстад, Поле битвы в Ливане , Concord Publications, Гонконг 1990. ISBN 962-361-003-3
- Лоран Тушар, Guerre dans le bush! Les blindés de l’Armée rhodésienne au combat (1964–1979) , Batailles & Blindés Magazine № 72, апрель – май 2016 г., стр. 64–75. ISSN (на французском языке )
Тактико-технические характеристики БТР-152
Экипаж, чел.: 2Десант, чел.: 19Годы производства: с 1947 по 1962Количество выпущенных, шт.: 12 421
Вес БТР-152
— 8,7 тонн (8,95 с лебёдкой)
Размеры БТР-152
— Длина корпуса, мм: 6830- Ширина корпуса, мм: 2320- Высота, мм: 2410- База, мм: 3880- Колея, мм: 1720..1742- Клиренс, мм: 295
Броня БТР-152
— Тип брони: стальная катаная- Лоб корпуса, мм/град.: 13- Борт корпуса, мм/град.: 6..10,8- Корма корпуса, мм/град.: 9- Днище, мм: 4- Крыша корпуса, мм: 5..8
Вооружение БТР-152
— Пулемёты: 1 х 7,62-мм СГМБ- Дальность стрельбы, км: до 2,3
Двигатель БТР-152
— Тип двигателя: ЗИЛ-123В- Мощность двигателя, л. с.: 110
Скорость БТР-152
— Скорость по шоссе, км/ч: 65- Скорость по пересечённой местности, км/ч: 20..50- Запас хода по шоссе, км: 550- Запас хода по пересечённой местности, км: 430- Удельная мощность, л. с./т: 12,3
— Колёсная формула: 6 × 6- Тип подвески: зависимая рессорная- Преодолеваемый подъём, град.: 30- Преодолеваемая стенка, м: 0,6- Преодолеваемый ров, м: 0,8- Преодолеваемый брод, м: 0,8
ЗиС-155
После войны практически всем советским городам требовалось кардинальное обновление автобусного парка, и уже к 1949 году на ЗиСе был разработан и запущен в серию самый массовый автобус пятидесятых годов — ЗиС-155. Скорости его создания, как и в случае с БТР-152, опять способствовала широкая унификация с грузовиком.
На этот раз с двухосным ЗиС-150, разумеется, с внесением ряда изменений, дабы 50 пассажиров чувствовали себя более менее комфортно. Планировалось, что ЗиС-155 станет переходной моделью и долго на конвейере не задержится, однако он выпускался до 1957 года, а в эксплуатации в некоторых городах находился до начала семидесятых годов.
Несмотря на слабый 90-сильный двигатель, салон с высокими ступеньками и ряд других недочетов, автобус продолжал исправно служить десятилетиями. А самое главное — позволил насытить автобусные парки достаточно современной для своих лет машиной.
Всего было выпущено около 22 тысяч ЗиС-155, многие их которых отправились работать в страны народной демократии. В 1956 году вместе со всей остальной продукцией ЗиСа автобус пережил ребрендинг и стал называться ЗиЛ-155.
Описание
Размещение войск в кормовом отсеке БТР-152.
БТР-152 представляет собой модифицированное шасси грузового автомобиля с бронекорпусом и десантным отделением с открытым верхом. Борта и корма десантного отделения вертикальные, с наклонными внутрь углами для отражения осколков снаряда. По бокам десантного отделения расположены огневые порты и две задние двери для быстрой окорки. Пехотинцы могут стрелять из своего индивидуального оружия из-за относительной защиты машины и выходить через эти двери или перепрыгивая через борта. Экипаж состоит из водителя и одного пассажира, который управляет радиосвязью.
Доступны два типа рассадки: первый состоит из деревянных скамеек по обе стороны от десантного отделения, обращенных внутрь; второй состоял из трех рядов сидений, обращенных вперед. И водитель, и радист, сидящие справа от него, имеют индивидуальные лобовые стекла, а в бою они прикрываются сдвоенными бронированными ставнями со встроенными блоками обзора. Члены экипажа выходят из машины через боковые двери, верхние части которых откидываются и складываются для наблюдения.
Бронеплита БТР-152 изготовлена из сварной стали и имеет толщину от 4 мм (0,16 дюйма) до 13,5 мм (0,53 дюйма). Это защищает экипаж и пассажиров от огня стрелкового оружия , осколков снарядов, гранат и противопехотных мин, но неэффективно против более крупных осколков снарядов или даже от огня крупнокалиберных пулеметов. Корпуса позднего производства могли быть изготовлены из стального листа толщиной до 15 мм (0,59 дюйма). Транспортное средство иногда оснащается лебедкой максимальной грузоподъемностью 5 тонн и 70-метровым тросом. В зависимости от варианта БТР-152 могут буксировать полевую артиллерию, перевозить 1,9 тонны груза или перевозить половину взвода пехоты.
Большинство советских БТР-152 оснащалось шестицилиндровым рядным бензиновым двигателем ЗИЛ-123 с водяным охлаждением, развивающим 110 л.с. при 2900 об / мин. В двигателях на базе шасси и комплектующих легкового грузовика ЗИЛ-157 использовался несколько иной двигатель ЗИЛ-137К. В передней части корпуса есть несколько жалюзи двигателя, чтобы предотвратить перегрев; они могли быть безопасно закрыты на короткие промежутки времени во время боя, пока водитель снижал скорость и избегал перенапряжения машины. Коробка передач БТР-152 состояла из пяти передач переднего хода и одной передачи заднего хода с двухступенчатой раздаточной коробкой. Пятая передача имела повышенную передачу. Подвеска состояла из обычных рессор с гидроамортизаторами.
В конце 1950-х годов было выпущено немногим более 200 БТР-152 с закрытыми корпусами, в отличие от традиционной конструкции с открытым верхом; они получили обозначение БТР-152К и БТР-152К1 . Они также были неофициально известны как «БТР-152 Модель D» или «БТР-152 M1961» в некоторых армиях Варшавского договора. Закрытый корпус уменьшал ситуационную осведомленность, но позволял установить центральное отопление и систему избыточного давления NBC. На новой линии крыши установили два люка, открывающиеся вправо.
Место водителя в БТР-152.
Первоначально БТР-152 был вооружен одиночным 7,62-мм средним пулеметом СГ-43 Горюнова (СГМБ), установленным на цапфе, питаемым 1250 патронами, хранящимися на борту. Он был установлен за местом водителя. Дополнительные 7,62-мм пулеметы общего назначения при необходимости могли устанавливаться по обе стороны от верха корпуса. Пулемет СГМБ мог поворачиваться на 45 градусов и подниматься от -6 до +24 градусов. На некоторых БТР вместо СГМБ устанавливались одиночные 12,7- мм крупнокалиберные пулеметы ДШК или 14,5-мм КПВ . Машины, обозначенные как БТР-152А, были машинами наземной поддержки с ограниченными возможностями противовоздушной обороны. БТР-152А несли спаренные КПВ в зенитной установке ЗПУ-2 . Вариации включали египетскую модель с чехословацкой установкой M53 Quad для четырех ДШК, которые обычно буксировались на двухколесном прицепе, а также некоторые модификации Организации освобождения Палестины для установки 23 — мм зенитных орудий ЗУ-23-2 .
Поскольку в оригинальном БТР-152 использовались шасси и двигатель ЗИС-151 , он разделял проблемы с обслуживанием грузовика и плохую проходимость по пересеченной местности. Более поздние варианты, в которых использовались компоненты ЗИЛ-157, обладали большей мощностью и более крупными одинарными шинами, что уменьшало недостатки машины, но не устраняло их полностью. Исправность и надежность остались на низком уровне.
Характеристики шин
Шины – с укрупненными и мощными зацепами, которые обеспечивали повышенную проходимость практически на любых типах грунта, в любых погодных и климатических условиях. Шины предполагалось использовать только низкого давления (4 кг/см3). Для всех мостов применялась единая колея. Устойчивость к повреждениям (в том числе и при обстрелах) конструкторы изначально планировали достичь, используя систему с двумя камерами, а также смонтировав устройство централизованного их накачивания на ходу. Чтобы 152-БТР мог вывозить десант из опасных мест с максимальной скоростью, движок машины форсировали сразу до 118-122 л. с. (но гарантированное значение не превышало 110 л. с.).
Создание самоходных пулеметных установок
Именно эта модель была первой и последней в практике Советской Армии техникой, на базе которой создавались специализированные самоходные пулеметные установки. Первая модель, БТР-152А (ЗТПУ-2), начала выпускаться еще в 1950 году, то есть почти одновременно с началом выпуска самого бронетранспортёра. Официально эта техника была принята на вооружение в 1951 году.
Но в 1952 году на государственные испытания вышел настоящий «монстр» ЗТПУ-4 (два спаренных КПВТ, итого четыре ствола калибром 14,5 мм). Боекомплект этой машины составлял 2000 выстрелов. Огневая мощь техники была потрясающей, но из-за механизмов ручной наводки, весьма сложных в освоении, особого восторга у военных установка не вызвала.
Изготовлен был этот вариант всего в нескольких экземплярах, на вооружение «спарка» так никогда и не принималась. Куда удачнее оказалась ЗУ-23 калибром 23 мм, а также специальная машина управления БТР-152У, отличительной особенностью которой являлся корпус со значительно увеличенной высотой. Это было сделано ради того, чтобы уместить во внутреннем объеме побольше аппаратуры.
Сегодня БТР-152 с консервации пользуются заслуженной популярностью у обеспеченных коллекционеров и любителей военной техники, а кое-кто делает из них специальные автомобили, предназначенные для поездок на охоту и рыбалку.
Выпуск и последующие модернизации
Выпускали бронетранспортер на заводе ЗИС. В общем и целом все сходились на мнении, что у конструкторов получилось создать достаточно простую, но при этом весьма надежную машину, которая полностью соответствовала своему назначению. Конечно, кое-какие недостатки были и у нее. Например, ее удельная мощность была относительно слабовата, а проходимость (если сравнивать ее с гусеничными машинами) не дотягивала до идеальной. Но все это мелочи.
В дальнейшем была проведена модернизация БТР-152, после которой машины получили индекс В. Этот вариант был принят на вооружение уже в 1955 году, причем в то же время его запустили в серийное производство. Главным отличием от базовой модели были узлы и агрегаты от грузовика повышенной проходимости ЗИЛ-157, который к тому времени сменил ЗИЛ-151 на заводском конвейере. Но основное новшество этой машины заключалось в установке улучшенной, «продвинутой» системы централизованного накачивания воздуха в шины (12,00 х 18).
Проходимость и боевая живучесть бронетранспортера при этом были значительно повышены. Наконец, 152 БТР (советский бронетранспортер) получил мощную лебедку самовытаскивания, что значительно упростило жизнь его механикам-водителям. Модификация В1, появившаяся в 1957 году, также получила новую версию центральной системы накачивания шин, которая была лучше защищена от возможных повреждений. Наконец, машина получила новую рацию P-113, отличавшуюся большей надежностью.
Оценка бронетранспортёра БТР-152
Для начала 1950-х годов тяжелый советский бронетранспортёр был очень удачной боевой машиной. Об этом свидетельствует как большая серия – 12,5 тысячи бронетранспортёров в различных вариантах, так и география экспортных поставок. Советский БТР-152 успел послужить в армиях более 40 государств мира. При этом в Китае развернули серийное производство лицензионной копии бронетранспортёра под собственным обозначением Type-56.
К плюсам БТР-152 относили хорошую проходимость на местности, достаточно большую для такой техники скорость хода, особенно по грунту, отличную вместимость. Далеко не все бронетранспортёры тех лет могли перевезти 19 солдат, включая экипаж. Также удачным признавалась схема и толщина бронирования, которая превосходила таковую у американских колесно-гусеничных бронетранспортёров M3, не говоря о колесном «Скауте».
К очевидным недостаткам машины относили слабое вооружение, представленное только станковым 7,62-мм пулеметом и личным оружием десантников. Многие иностранные образцы БТР тех лет вооружались более мощными крупнокалиберными пулеметами.
Израильский БТР «Шоэт»
О том, что бронетранспортёр выдался по-настоящему хорошим, свидетельствует и тот факт, что израильтяне по достоинству оценили захваченные у Египта бронетранспортёры БТР-152. В армии Израиля отметили хорошие защитные свойства корпуса советского бронетранспортёра и рациональное расположение бронелистов, которое не мешало десанту. Под впечатлением от арабских трофеев в Израиле развернули выпуск собственного колесного БТР «Шоэт», который внешне напоминал советскую боевую машину.
//
Модификации
В 1955 году было изготовлено несколько опытных образцов БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-4
БТР-152А с зенитной установкой ЗПТУ-2
БТР-152А (1951) — с зенитной установкой ЗПТУ-2 из пулемётов КПВ калибром 14,5 мм. Серия в 1952-55 гг. на ЗиС, 719 машин. Боевая масса – 8,6 т. Экипаж – 10 чел.
БТР-152И (1957) — машина управления, с высоким закрытым корпусом. Серия в 1957-62 гг. на ЗиЛ и БАЗ
БТР-152В1
БТР-152В1 (1957) — снабжён прибором ночного видения ТВН-2 и усовершенствованной системой регулировки давления в шинах (подвод воздуха осуществляется через ступицу колеса). Серия на ЗиЛ (в 1957-59 гг., 611 машин) и БАЗ (в 1960-62 гг.)
БТР-152Э1
БТР-152Э1 – экспортное исполнение базового БТР-152В1, предназначенное для поставки в армии дружественных СССР стран. Среди прочего эти машины поставлялись и на Ближний Восток, в частности, в Египет.
ЗиС-5
Когда в 1933 году начался выпуск трехтонного грузовика ЗиС-5, являвшегося очередным переосмыслением американского Autocar -5S, никто не мог предположить, какая судьба ожидает этот автомобиль. А между тем ему пришлось потрудиться не только в народном хозяйстве, но и вскоре отправиться на войну, где ЗиС-5 сыграл не меньшую роль, чем газовская «полуторка»: именно на нем впервые начали устанавливать системы залпового огня БМ-13 — знаменитые «Катюши».
И хотя автомобиль изначально не мог считаться сверхсовременным, зато он был полностью «импортозамещенным»: все узлы и агрегаты, включая шестицилиндровый 73-сильный двигатель, выпускались в СССР и большей частью на ЗиСе. Такое решение сыграло свою роль во время войны, когда рассчитывать на помощь зарубежных партнеров особо не приходилось.
ЗиС-5 стал первым советским автомобилем, отправленным на экспорт в капиталистическую страну — Турцию, также этот грузовик выпускался в Ульяновске и Миассе. Без преувеличения ЗиС-5, или как его ещё называли — «Захар», сыграл огромную роль в истории страны и внес свой вклад в Победу.
Где можно увидеть
- Россия Россия: Верхняя Пышма — Музей военной техники «Боевая слава Урала»;
- Краснодар — БТР-152К, Музей военной техники «Оружие Победы» в Парке культуры и отдыха имени 30-летия Победы;
- Кубинка — Центральный музей бронетанкового вооружения и техники в Кубинке;
- Тольятти — Технический музей имени К. Г. Сахарова;
- Падиково Московской области — Музей отечественной военной истории.
Белоруссия Белоруссия: Лошаны — Историко-культурный комплекс «Линия Сталина».
Германия Германия: Зинсхайм — БТР-152К, Музей техники в Зинсхайме.
- Израиль Израиль: Латрун — Музей Израильских танковых войск;
- Тель-Авив — Музей Армии обороны Израиля;
- Беэр-Шева, авиабаза Хацерим — БТР-152 ТСМ-20, Израильский Музей ВВС (англ.)русск..
Молдавия Молдавия: Кишинёв — БТР-152К, Музей военной истории Молдавии.
Польша Польша: Варшава — Музей польской военной техники.
Франция Франция: Сомюр — Музей генерала Эстьена (англ.)русск..
Операторы[править]
Страны, использовавшие БТР-152.
- Армения — некоторое количество, по состоянию на 2020 год.
- Ангола — около 170 БТР-152, БТР-60 и БТР-80, по состоянию на 2017 год.
- Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2020 год.
- Гвинея — 6 БТР-152, по состоянию на 2020 год.
- Гвинея-Бисау — 20 Тип-56, по состоянию на 2020 год.
- Джибути — некоторое количество, по состоянию на 2020 год.
- Камбоджа — 10 БТР-152, по состоянию на 2020 год.
- Республика Конго — 20 БТР-152, по состоянию на 2020 год.
- Куба — около 500 БТР-152, БТР-40, БТР-50 и БТР-60, по состоянию на 2020 год.
- Лаос — 20 БТР-152, по состоянию на 2020 год.
- Мозамбик — 100 БТР-152, по состоянию на 2020 год.
- КНДР — некоторое количество, по состоянию на 2020 год.
- Никарагуа — 102 БТР-152 (из них 61 на хранении), по состоянию на 2020 год.
- Сирия — до 300 БТР-152 по состоянию на 2020 год.
- Судан — от 50 до 80 БТР-152, по состоянию на 2020 год.
- Танзания — некоторое количество БТР-152, по состоянию на 2017 год.
- ЦАР — 4 БТР-152 (небоеспособны), по состоянию на 2020 год.
- Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2020 год.
- Эфиопия — некоторое количество БТР-152, по состоянию на 2017 год.
Бывшие
- Афганистан — 10 БТР-152.
- Израиль — 24 БТР-152, по состоянию на 2010 год.
- Иран — 320 БТР-152.
- Ирак — 10 БТР-152.
- Йемен — 20 БТР-152 плюс 470 БТР-152, БТР-40 и БТР-60 на хранении, по состоянию на 2010 год. Северный Йемен — 20 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1957 году.
- НДР Йемен — 100 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1979 по 1980 годы.
Мали — 10 БТР-152, по состоянию на 2010 год.
Намибия — 10 БТР-152.
Сейшельские острова — 4 БТР-152.
Шри-Ланка — 10 БТР-152.
Экваториальная Гвинея — 10 БТР-152, по состоянию на 2010 год.
Алжир — 350 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1964 по 1966 годы.
Венгрия — 160 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1950 по 1951 годы.
Германия (ГДР ) — 759 единиц БТР-152 и БТР-152К поставлены из СССР в период с 1956 по 1961 годы, в ГДР использовались под обозначением SPW-152.
Египет — 200 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1955 по 1956 годы, 600 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1962 по 1966 годы, 200 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1967 по 1969 годы.
Индия — 250 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1972 по 1973 годы.
Индонезия — 30 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1963 по 1965 годы.
Китай — 100 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1957 по 1960 годы, затем производились в Китае по обозначением Тип 56.
Республика Конго — 20 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1966 году.
Монголия — 50 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1950 году.
Польша — 400 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1952 по 1957 годы.
Сербия и Черногория — 40 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1962 году.
Сомали — 65 единиц БТР-152 поставлены из СССР в 1965 году, 200 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1972 по 1973 годы.
Уганда — 10 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1968 по 1970 годы, 50 единиц БТР-152 поставлены из СССР в период с 1973 по 1975 годы.
Начало разработки
Уже в начале 1946 года на заводе ЗИС было начато производство автомобиля повышенной проходимости ЗИС-151. Опять-таки по опыту всех предшествующих лет машину изначально делали многопрофильной, одинаково хорошо подходящей для использования как в народном хозяйстве, так и в вооруженных силах. Вскоре конструкторы осознали, что абсолютно универсальное бывает только в сказках и мечтах, а потому сосредоточились над исследованиями в области сугубо армейского транспортера, который получил индекс «Объект-140».
Использовались агрегаты от стандартного ЗИСа. Также от него была позаимствована и рама, укороченная на 385 мм. Но при этом конструкторы применяли схему компоновки с тремя осями. В отличие от исходной модели использовался как удлиненный ход подвески, так и более мощные, удлиненные и усиленные рессоры.
Итак, ближе к делу
Опыт сборки БТР-152В1 в варианте бывшего арабского, ставшего трофейным израильским (перевооружив его М2НВ от Браунинга) у меня имелся, но это было ну очень давно (воды, как и модельных красок и клея, много утекло с тех пор).
Приобрел вариант «Е» (зенитный). Под него же чисто случайно был куплен за полцены пострадавший при транспортировке ЗИЛ-157 от Трампетера, на базе которого собственно и был создан оргигнал (интересующие детали, о счастье, остались целы). Чуть позже выписал по почте и 2 металлических ствола КПВ от ModelPoint.
С инфой на собственно БТР-152 проблем вроде нет, но зенитная модификация освещена крайне скудно. Обратился за помощью на форум — спасибо Вячеславу Демченко, выложившему фото ЗПУ-2 (буксируемый вариант). Слышал, что эту установку в свое время и поставили на БТР. Но… изучив конструкцию того, что находилось в коробке, понял всю бесполезность затеи если не воссоздать, то хотя бы изобразить ЗПУ в раскрытом виде (как вышел из ситуации — позже).
Сам корпус в общем геометрически вписывается в чертежи. Собираемость — без мелкой шкурки и шпатлевки не обошлось. Отсебятина началась с заново вырезанной носовой части с жалюзи радиатора (вырезал из телефонной карты экспресс-оплаты). На снимке же виден и в общем неплохо вписавшийся в силовое отделение двигатель от Trumpeter. Передние крылья тоже взяты ЗИЛовские (родные — более толстые и вообще мне не нравятся).
Гусеница или колесо?
И вопрос этот далеко не праздный даже на сегодняшний день. Первоначально опыта у наших конструкторов не было никакого, изыскания велись в обоих направлениях. Сначала побеждали апологеты гусениц: такие машины подкупали своей проходимостью, на них можно было навесить много брони. Но было несколько проблем. Во-первых, сложность подготовки механиков-водителей для такой техники была высока и мало в чем уступала учебе для танкистов. Мотопехота же являлась массовым родом войск, и подготовка такого количества высококлассных специалистов была затруднена. Кроме того, сказался негативный опыт Великой Отечественной.
Речь идет о логистике. Гусеничные бронетранспортёры даже по предварительным расчетам должны были потреблять минимум на 1/3 больше топлива, а если смотреть на вооруженность по отношению к массе, и того больше. Как подвозить такую мвссу солярки в условиях новой большой войны?
Кроме того, колесные машины несравнимо проще в эксплуатации, ремонте и производстве, моторесурс у них намного больше. Наконец, такие БТР сравнительно легко сделать плавучими, в то время как с гусеничной техникой такой финт провернуть намного сложнее. Выбор был сделан, и на свет появился 152-БТР.
ЗиЛ-130
Пожалуй, самым известным автомобилем легендарного автозавода стал грузовик ЗиЛ-130, выпуск которого начался в 1963 году. Этот грузовик стал самым массовым в истории советского автопрома — всего выпущено 3,4 миллиона штук.
Его разработка началась ещё при Сталине в 1953 году, а сборка последних машинокомплектов завершилась уже при Путине в 2014 году. На этом грузовике отработало несколько поколений шоферов, у него было не поддающееся учету количество модификаций, он трудился и в народном хозяйстве, и служил в армии, и до сих пор работает во многих странах, включая Россию.
Это была машина-эпоха и один из символов советского автопрома, хотя изначально автомобиль не отличался выдающимися характеристиками: он был простой, неприхотливый и «неубиваемый». Тем не менее, в 1973 году ему был присвоен «Государственный Знак Качества СССР». Редко какой грузовой автомобиль в мире может похвастать такой долгой жизнью, таким тиражом и таким количеством почитателей и недоброжелателей.
Разное
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 25 августа 2014 года |
В советском фольклоре этот автомобиль получил прозвища «Захар», «Колун», «Бэнц», «Полтергейст», «Трумэн», «Бабай», «Семечка», «Ступа», «Крокодил», «Мормон»; в Болгарии — «Джоган», в Литве — «Шяшякойис крокодилас» («Шестиногий крокодил»), на Украине — «Кабанчик». В советское время на Чукотке, Магаданской области, Камчатке и Якутии этот автомобиль называли «Краб» или «Зурс». В районах северо-запада имеет прозвище «Утюг», полученное за внешний вид кабины. Другое широко распространенное прозвище — «Поларис». В бригадах охотников Центрального федерального округа, а в частности Рязанщины, автомобиль с кунгом в исполнении ПАРМ-1 получил прозвище «Зензюбель».
Операторы
Карта с операторами БТР-152 синим цветом и бывшими операторами красным
Текущие операторы
- Ангола : 50
- Камбоджа : 30
- Китайская Народная Республика : реконструирован как Type 56
- Конго : 20
- Куба : 150
- Экваториальная Гвинея : 10
- Эфиопия : 100
- Гвинея : 6
- Гвинея-Бисау : 20; Вариант Тип 56
- Лаос
- Мали : 10 получено. Только 1 в эксплуатации по состоянию на 2011 год.
- Монголия : 50
- Мозамбик : 106
- Намибия : 6
- Никарагуа : 120
- Северная Корея : 350
- Сейшельские острова
- Судан : 37
- Сирия : 600
- Танзания : 55, 30 БТР-152 и 25 Тип 56
- Уганда : 74
- Вьетнам : 160 Type 56
- Зимбабве : 16
Бывшие операторы
- Афганистан : 100
- Албания
- Алжир : 350
- Болгария
- Центрально-Африканская Республика
- Кипр : 32
- Восточная Германия : 759; Немецкое обозначение SPW-152
- Египет : 1000; вероятно заменен Валидом
- Эстония : 5
- Грузия
- Венгрия : 160
- Индия : 250
- Индонезия : 30
- Иран : 300
- Ирак : 200
- Израиль : 1500; захвачен из Египта и Сирии
- Ливия
- Северный Йемен : 20
- Польша : 400
- Румыния : 100
- Сомали : 265
- Южный Йемен : 100
- Советский Союз
- Шри-Ланка : 10
- Югославия : 40
- Заир : небольшое количество
Бывшие негосударственные операторы
- Аль-Мурабитун : 5; унаследованный от ООП
- ФРОЛИНАТ
- Регулирующие силы Катаэба (KRF): переданы Израилем и Сирией
- Ливанские силы : унаследованы от KRF и Tigers Militia
- Организация освобождения Палестины (ООП): передана Советским Союзом и Сирией
- / Прогрессивная социалистическая партияНародно-освободительная армия (друзы НОАК): передана Сирией
- Армия Южного Ливана (SLA): передана Израилем
- СВАПО / Народно-освободительная армия Намибии (ПЛАН): 6; передан Советским Союзом и Анголой
- Ополчение тигров : передано Израилем и Сирией
- Народно-революционная армия Зимбабве (ЗИПРА): 15; передан Советским Союзом