Война броневиков великой отечественной: ба-64 против sd.kfz.222

Тактико-технические характеристики БА-64

Компоновочная схема: классическаяЭкипаж, чел.: 2Производитель: Горьковский автомобильный заводГоды производства: 1942—1945Годы эксплуатации: 1942 — 1950-еКоличество выпущенных, шт.: 9110

Вес БА-64

— 2,36 тонн

Размеры БА-64

— Длина корпуса, мм: 3660- Ширина корпуса, мм: 1530- Высота, мм: 1900- База, мм: 2100- Колея, мм: 1240- Клиренс, мм: 210

Броня БА-64

— Тип брони: стальная катаная- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 12 / 40°- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 6 / 84°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 9 / 30—52°- Борт корпуса (верх), мм/град.: 6—9 / 30°- Борт корпуса (низ), мм/град.: 6—7 / 30°- Корма корпуса (верх), мм/град.: 9 / 30°- Корма корпуса (низ), мм/град.: 6 / 35°- Днище, мм: 4- Крыша корпуса, мм: 6- Лоб башни, мм/град.: 9 / 30°- Борт башни, мм/град.: 9 / 30°- Корма башни, мм/град.: 9 / 30°- Крыша башни, мм: открытая

Вооружение БА-64

— Прицелы: диоптрический- Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТ-29

Двигатель БА-64

— Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения- Мощность двигателя, л. с.: 50

Скорость БА-64

— Скорость по шоссе, км/ч: 80- Запас хода по шоссе, км: 560- Удельная мощность, л. с./т: 21,2

— Колёсная формула: 4 × 4- Тип подвески: на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах- Преодолеваемый подъём, град.: 36- Преодолеваемая стенка, м: 0,25- Преодолеваемый ров, м: 0,35- Преодолеваемый брод, м: 0,9

Производство

В августе 1941 года вышла первая партия ГАЗ-64 (42 машины), собранных по обходной технологии, в сентябре — 190 машин, до конца 1941 года была выпущена 601 машина(с учётом опытных образцов 602, в это время ГАЗ-64 оставался фактически единственной легковой серийной моделью завода). Направлялись ГАЗ-64 в разведывательные подразделения. ГАЗ-64 также получили начальник ГАБТУ маршал Я.Н. Федоренко и армейский комиссар Н. И. Бирюков. Маршал Г. И. Кулик получил три ГАЗ-64. В ноябре 1941 объёмы выпуска ГАЗ-64 резко снизились и в декабре застопорились окончательно (в декабре выпущено всего 12 машин). причиной сворачивания производства являлся тот момент, что ГАЗ стал ведущим заводом по производству лёгких танков, а ряд его цехов заняли выпуском реактивных мин и иной военной продукцией. В 1942 года ГАЗ-64 выпустили только в июле, августе собрали ещё две, а всего до конца 1942 года изготовили 67 автомобилей. В 1943-м было выпущено только 3 экз. модернизированной модели ГАЗ-64В с расширенной до 1293 мм колеёй переднего моста. Выпущенные за 1942—1943 годы машины применялись исключительно как артиллерийские тягачи, и лишь малая их часть — в качестве командирских. ГАЗ-64 серийно выпускался с конца августа 1941 года до апреля 1943 года. Всего было произведено 672 автомобиля. На шасси ГАЗ-64 с апреля 1942 года по июнь 1943 года выпускался бронеавтомобиль БА-64. Его производство, естественно, было приоритетным, что и выразилось в количестве выпущенных бронеавтомобилей, составившем 3903 ед. Более того, фактически с 1942 года все полноприводные шасси «64» шли только под комплектацию бронекорпусами. В августе 1943 года Горьковский автозавод, ещё восстанавливавшийся после разрушительных авианалётов Люфтваффе, всё же смог освоить выпуск модернизированного бронеавтомобиля БА-64Б с расширенной до 1446 мм колеёй. Это было необходимо из-за главного недостатка БА-64 — склонности к переворачиванию из-за сочетания узкой колеи и высокого центра тяжести. Соответственно, с конца 1943 года вместо ГАЗ-64 начали выпускать переработанный ГАЗ-67 с расширенной колеёй, в 1944 году заменённый модернизированным ГАЗ-67Б, отличавшимся доработанной ходовой частью и более надёжной системой зажигания.

История создания

К началу Великой Отечественной войны на вооружении РККА находилось несколько моделей средних бронеавтомобилей. На основе рамы и ходовой части легкового автомобиля ГАЗ-М1 производился единственный вариант легкого колесного броневика БА-20М.

Изначально такая концепция являлась порочной – мощности двигателя не хватало для уверенного передвижения по пересеченной местности, привод только на задний мост ограничивал проходимость машины, а грузоподъемность шасси не позволяла увеличить броневую защиту и расширить оборонительное вооружение.

Наступление германских войск привело к стремительному сокращению выпуска шасси ГАЗ-М1, вместо которого стали собираться армейские утилитарные внедорожники ГАЗ-64. Большинство находившихся в строю бронеавтомобилей БА-20М был потеряны в боях или брошены летом-осенью 1941 года.

Во второй половине июля в конструкторском бюро В.А. Грачева началась разработка будущего БА-64. Изначально конструкторы планировали обойтись «малой кровью» и просто адаптировать существовавший броневой корпус БА-20М к шасси машины ГАЗ-64. Однако от этой идеи быстро отказались из-за компоновочных противоречий и общей слабости бронирования.

Дополнительным стимулом стала информация, полученная в результате тестирования захваченных немецких 2-осных легких бронемашин серии Sd.Kfz.221/222, которые попали в Кубинку уже в конце лета 1941 года. А уже осенью германскую технику передали для детального изучения в Горький.

Новый проект легкой машины под обозначением 64-Б предусматривал использование коротких свесов при одновременном снижении внутреннего объема.

Листы броневой защиты располагались под различными углами, что дополнительно улучшало защищенность бронеавтомобиля. Для повышения живучести топливный бак вынесли в кормовую часть машины, где риск пробития емкости становился минимальным. Из-за этого пришлось сместить вперед рабочее место механика-водителя, иначе разместить второго члена экипажа было невозможно.

Создание бронированного кузова под кодом ГАЗ-125 велось отдельным коллективом специалистов, среди которых имелись эксперты в области бронетанковой промышленности. Разработка была завершена уже в середине октября, что позволило начать адаптацию шасси ГАЗ-64 под бронемашину. Работами руководил Г.М. Вассерман, существовало 2 проекта ходовой части машины под обозначениями 64-Е и 64-Ж.

В конце ноября состоялся показ первого корпуса перспективного бронеавтомобиля К.Е. Ворошилову, который по доброй традиции взял разработку под личный контроль. Но и без этого разработчики стремились как можно быстрее запустить свое детище в серию, уже в начале нового 1942 года первый ходовой прототип выполнил короткий пробег.

В ходе пробега выяснились определенные проблемы с подвеской мостов, которая не выдерживала веса бронированного корпуса. Именно этот автомобиль был вновь продемонстрирован К.Е. Ворошилову, после чего началась доработка узлов. Особенно долго не удавалось справиться с элементами подвески машины, которые раз за разом выходили из строя.

В феврале состоялся официальный показ автомобиля Народному комиссару танковой промышленности, каковым в то время являлся В.А. Малышев. Демонстрация возможностей машины производилась в Москве. По результатам смотрин легкий бронеавтомобиль получил официальное обозначение БА-64. Затем последовали ускоренные официальные полигонные испытания, а в начале марта броневик осмотрел И.В. Сталин.

В середине марта бронеавтомобиль был принят на вооружение, а его разработчик В.А. Грачев получил Сталинскую премию III степени. Причем премия была присвоена не только за создание Ба-64, но и за разработку внедорожного автомобиля ГАЗ-64.

Конструкция нового бронеавтомобиля БА-64

Советские конструкторы разработкой и созданием нового броневика для нужд Красной Армии занимались полгода. Работы над созданием бронеавтомобиля нового типа велись еще до запуска в серию автомобиля ГАЗ-64 в инициативном порядке. Спустя шесть месяцев, 10 января 1942 года первый опытный образец был представлен члену ГКО маршалу К.Е. Ворошилову. Далее последовали доводки конструкции в плане усиления ходовой части и совершенствование моторной базы. В конструкторском отделе Горьковского завода велись работы над системами связи и вооружения новой бронемашины.

В разгар кровопролитных боев на советско-германском фронте летом 1942 года машина была принята на вооружение. Первая партия новых бронеавтомобилей БА-64, выпущенных на заводе в Горьком до запуска в серию, для обкатки в боевых условиях поступила в распоряжение частей Брянского и Воронежского фронтов.

Основные ходовые и технические характеристики новой бронемашины были следующими:

  • боевая масса – 2,36 тонны;
  • длина машины составляла 3,66 м.;
  • высота — 1,9 м.;
  • высота дородного просвета (клиренс) — 210 мм;
  • мощность двигателя составляла 50 л/с;
  • скорость хода по шоссе – 80 км/ч;
  • запас хода – 560 км.

Следует отметить тот факт, что на бронеавтомобиле впервые были применены листовые рессоры и гидравлические амортизаторы. Это новшество существенно повысило проходимость машины в условиях бездорожья. Машина могла преодолевать подъемы до 400, ров глубиной до 0,35 м. и пересекать водные преграды в брод при глубине не более 0,9 м. Приятно радовал военных огромный запас хода, которым обладал новый броневик.

Бронезащита на БА-64 создавалась путем сварки катанных бронелистов. На этом бронеавтомобиле не было ни одной заклепки на корпусе. Все основные элементы бронекорпуса имели сварочное соединение. Главным преимуществом бронемашины являлись удачные углы наклона броневых листов. Толщина брони в 4-15 мм. обеспечивала надежную защиту экипажа и основных узлов и агрегатов броневика от автоматного и пулеметного огня. На крыше устанавливалась башня, в которой стоял 7,62 мм пулемет ДТ-29. Угол наклона пулемета позволял вести огонь, как по наземным целям, так и по воздушным.

В дальнейшем конструкция бронеавтомобиля несколько раз подвергалась модернизации, результатами которой становились новые модификации бронемашины. Всего за годы войны было выпущено 9110 штук в 4-х модификациях. Бронеавтомобиль БА-64 прошел всю войну, оставаясь основным бронеавтомобилем в советских войсках. Удачная машина продолжала оставаться на вооружении Советской Армии и Пограничных войск СССР до 1950 года, когда на смену ей стали поступать первый колесные бронетранспортеры и боевые разведывательные машины (БРМ).

ГАЗ-А (1932–1936 гг.)

Простая и неприхотливая легковушка ГАЗ-А с открытым пятиместным кузовом, идентичная амери­канскому прототипу Ford-A и унифицированная с грузовиком ГАЗ-АА, с первых же дней произ­вод­ства в больших объемах поступала во все подразделения вооруженных сил СССР.

Военные исполнения автомобиля ГАЗ-А

В первой половине 1930-х простота, практичность, надежность и хорошая для тех времен проходи­мость сделали ГАЗ-А основным легковым автомобилем Красной армии. Он служил разъездной машиной офицеров среднего командирского звена, использовался для штабных целей, связи и доставки срочных депеш. В РККА его оснащали глухим тентом с целлулоидными боковыми окнами, а на некоторых обычные двери заменяли брезентовыми фартуками.

Серийный открытый легковой автомобиль ГАЗ-А в Красной армии

На машинах ГАЗ-А впервые появились компактные армейские радиостанции серии 5АК со стойками для подъема и натяжения антенны. В 1939-м автомобили проходили испытания на специальной подвеске под фюзеляжем тяжелых бомбардировщиков для транспортировки по воздуху и посадоч­ного десантирования.

Легкая мобильная радиостанция 5АК «Призма» на автомобиле ГАЗ-А

В 1935 году в Научном автотракторном институте (НАТИ) на ГАЗ-А была оборудована командирская пожарная машина быстрого реагирования с передним водяным насосом, которую планировали использовать в военно-воздушных подразделениях РККА. В ее задней части помещался кожух для рукавов в скатках, а всасывающие коммуникации перевозили в специальных ящиках-коробах, игравших также роль подножек.

Опытная пожарная машина конструкции НАТИ на шасси ГАЗ-А

Машина ГАЗ-А стала основой ряда оригинальных поисковых конструкций повышенной проходи­мости. В 1933-м она появилась в трехосном исполнении ГАЗ-ТК для монтажа безоткатной пушки. Затем на ее агрегатах собрали второй трехосный вездеход ГАЗ-АААА и полугусеничную машину с движителями Kegresse (о них читайте в следующих статьях).

Цельнометаллический пикап ГАЗ-4 для фельдъегерской службы

В Красной армии простой и неприметный цельнометаллический пикап ГАЗ-4 на шасси ГАЗ-А, помимо доставки срочных донесений и грузов, перевозил шестерых военнослужащих или счетве­рен­ный пулемет, снабжался специальными штабными кузовами с радиостанцией и санитарными версиями с повышенным расположением крыши.

Пикапы ГАЗ-4 с четырьмя спаренными пулеметами на параде в Москве (кинокадр)

Самыми же оригинальными стали экспериментальные облегченные машины с подвеской на удли­ненных рессорах, открытыми кабинами и кузовами для размещения нескольких солдат-парашюти­стов, которые транспортировали в трюмах или под фюзеляжами тяжелых бомбардировщиков для доставки в заданный район десантирования.

Основной боевой машиной на шасси ГАЗ-А был легкий разведывательный бронеавтомобиль ФАИ, который первоначально базировался на советско-американском шасси Ford-A и снабжался поворот­ной башней с 7,62-мм пулеметом. В 1934 году к его серийному производству приступил Выксунский завод дробильно-размольного оборудования (ДРО) из городка Выкса.

Разведывательные бронемашины ФАИ на майском параде 1936 года

Через два года появился железнодорожный вариант, у которого на обычные колеса с пневмати­ческими шинами надевали металлические колеса с ребордами (бандажи).

Железнодорожный вариант броневика ФАИ со съемными бандажами

Конструкция бронеавтомобиля БА-20

Корпус бронеавтомобиля БА-20 сварной, из катаных броневых листов. На крыше башни люк сферической формы, сама башня поворачивается усилием стрелка, сидевшего на вращающемся сиденье, закрепленном на полу машины. Круговой обзор обеспечивали смотровые щели и смотровые лючки с опускаемыми в бою крышками. Ещё один люк был в днище автомобиля — для выхода экипажа из поврежденной машины.

Шины БА-20 были пулестойкими, полуоси заднего моста, а также рессоры — усиленные. В части броневиков имелась радиостанция 71-ТК-1 устанавливавшаяся за сиденьем водителя, с поручневой антенной вокруг корпуса.

Чертеж бронеавтомобиля БА-20М

Кроткое описание конструкции

Бронированный корпус машины БА-64 имеет шестигранное поперечное сечение, изготовлен из катанных стальных листов, соединенных дуговой сваркой. Рациональный наклон брони обеспечивает защиту от оболочечных пуль винтовочного калибра на любом расстоянии, бронебойные пули не пробивали стенки боевого отделения и кабины водителя. От крупнокалиберных пуль защита бронеавтомобиля обеспечивалась на дистанциях от 500 м.

Поворот башни машины осуществлялся вручную, имелся тормоз для фиксации узла в требуемом положении. В качестве основного вооружения использовался 7,62-мм пулемет ДТ-29 с боекомплектом 1260 выстрелов, которые находились в 63-патронных магазинах. При установке рации запас патронов снижался до 1071 шт. Кроме того, в боевом отсеке машины имелось 6 гранат Ф-1 и пистолеты-пулеметы для членов экипажа.

В качестве силового агрегата на легкомбронеавтомобиле БА-64 применялся рядный 4-цилиндровый мотор ГАЗ-ММ, на ранней версии машины двигатель развивал 50 л.с., позднее мощность повысили до 54 л.с. Для распределения крутящего момента на БА-64 установлена 4-скоростная коробка передач и 1-ступенчатый раздаточный редуктор. В несинхронизированной коробке имеется блокиратор, исключающий возможность одновременного использования первой скорости и заднего хода.

Передний мост легкого бронеавтомобиля БА-64 установлен на 4-х четвертьэллиптических рессорах с индивидуальными амортизаторами. Сзади использованы полуэллиптические рессоры и рычажный амортизатор 1-стороннего действия. Дополнительно имеется стабилизатор боковой устойчивости, который с введением шасси ГАЗ-67Б не использовался. Для поворота передних колес на машине БА-64 применяется червячный редуктор, тормоза барабанного типа с механическим управлением.

В боевой обстановке использовались шины с наполнителем из губчатой резины, для движения по шоссе ставились стандартные пневматические покрышки размера 7,00*16″.

Модификации БА-64

БА-64 производили с 1941 по 1946 год. За это время машина получила много существенных изменений, которые привели к появлению нескольких разновидностей серийного броневика.

  • БА-64Б – тот же броневик, но уже на шасси ГАЗ-67.
  • БАШ-646 – модификация для высшего командования.
  • БА-64Д – на этой версии стоял пулемет ДШК, калибром 12,7 мм.
  • БА-64В и БА-64Г – две разновидности бронированных дрезин, способных передвигаться, как по земле, так и по рельсам.
  • БА-643 – гусеничный броневик.

Несмотря на небольшие проблемы с двигателем и подвеской, солдаты любили этого малыша. Лучше всего об эффективности БА-64 говорит то, что он прошел всю войну и участвовал во всех крупных сражениях. С 1941 по 1946 год выпустили 9110 машин всех модификаций, а сегодня БА-64 – это славная история, которой мы по праву гордимся.

История создания БА

Машина разрабатывалась на Горьковском автозаводе. Она оснащалась шасси, позаимствованным у ГАЗ-64, на которое установили легкий корпус, рассчитанный на водителя и командира-стрелка. Кабину конструкторы сделали из листовой стали толщиной от 5 до 15 мм, этого было достаточно, чтобы выдержать прямое попадание из крупнокалиберного орудия и сохранить экипаж в безопасности.

В качестве вооружения на БА-64 использовали пулемет ДТ-29 калибра 7,62 мм с начальной скоростью снаряда – 840 м/с и темпом стрельбы – 600 пуль в минуту. Точность поражения на расстоянии в 1 500 м обеспечивал стандартный диоптрический прицел с фиксированными дистанциями. Орудие крепилось на небольшой башне, которая поворачивалась на 180 градусов, обеспечивая обстрел со всех сторон.

Боекомплект броневика состоял из 20-ти барабанных магазинов по 63 патрона каждый, для ближнего боя предназначались 6 осколочных гранат Ф-1 и личное оружие экипажа в виде скорострельных пистолетов-пулеметов.

Силовым агрегатом для бронемашины служил четырехтактный двигатель ГАЗ-ММ с жидкостным охлаждением. Карбюратор и 4 цилиндра, расположенных в ряд, усовершенствовали с таким расчетом, чтобы они могли работать на низкосортном топливе. В 1942 году двигатель форсировали до 54 л.с.

Трансмиссия легкого броневика состояла из однодискового сухого сцепления, четырехступенчатой КПП (4+1) и одноступенчатой раздаточной коробки с возможностью отключения переднего привода. Передний мост стоял на четвертьэллиптических рессорах и гидравлических стойках, задний – на полуэллиптических пластинах и гидравлических амортизаторах. Сзади располагался поперечный стабилизатор. Тормоза были колодочными механическими, а шины – пуленепробиваемыми.

1 of 2

Эксплуатация и боевое применение

СССР

Первые БА-64 начали поступать в войска в мае 1942 года и уже летом того же года они приняли участие в боевых действиях на Брянском и Воронежском фронтах. Основными недостатками БА-64 в бою являлись его недостаточная огневая мощь, а также затруднительность эвакуации из подбитой и загоревшейся машины, что могло стоить жизни экипажу. Вместе с тем, подвижный, маневренный и обладавший сравнительно высокой проходимостью бронеавтомобиль хорошо проявил себя в разведывательных рейдах, десантных операциях и даже при сопровождении и огневой поддержке пехоты. Особенно эффективными БА-64 оказались при штурме городов, благодаря большому углу возвышения оружия, позволявшему вести огонь по верхним этажам зданий в уличных боях, что для большинства других образцов бронетехники было недоступно. В этой роли они широко использовались в наступательных операциях завершающего периода войны, вплоть до взятия Берлина.

Благодаря тем же достоинствам БА-64 также использовался для отражения атак вражеской авиации на марше. Хотя вероятность сбить вражеский самолёт огнём из ДТ была очень невелика, но его защитное действие не подлежало сомнению — враг лишался свободы манёвра на малых высотах, где атака с воздуха наземных целей путём обстрела из бортовых пушек и пулемётов наиболее смертоносна. Поэтому зенитный огонь из БА-64 по вражеским самолётам способствовал значительному уменьшению потерь среди охраняемых им войск.

К концу Великой Отечественной войны в войсках оставалось 3314 бронеавтомобилей всех типов, в подавляющем большинстве — БА-64 обеих модификаций. После окончания войны уцелевшие БА-64 были вскоре списаны, служба БА-64Б в Советской Армии также оказалась сравнительно недолгой. В основном они использовались как учебно-боевые, по меньшей мере до 1953 года. Порой БА-64 использовались также для оперативной связи или, после установки мощной радиостанции, в роли передвижных командных пунктов. В роли учебных машин, использовавшихся для подготовки экипажей колёсных бронетранспортёров БТР-40 и БТР-152, БА-64 применялись ещё до середины 1950-х годов.

Другие страны

Польским войскам за годы войны был передан 81 БА-64, из которых к 16 июня 1945 года в строю оставалось 53 машины, все — модификации БА-64Б. В послевоенной польской армии БА-64 входили в состав танковых полков штата 5/25, имевших по одному бронеавтомобилю в составе штабного взвода. Также, часть БА-64 была сведена во взводы из трёх машин, приданные 1-й, 3-й, 8-й, 9-й и 14-й пехотным дивизиям, ведшим борьбу с силами УПА в южной и восточной Польше, но в феврале 1948 года эти взводы были расформированы. После реорганизации вооружённых сил в начале 1950-х годов, БА-64 использовались, прежде всего, в составе разведывательных батальонов дивизий, включавших по 5 бронеавтомобилей этого типа. В конце 1940-х годов, после сокращения численности вооружённых сил, большая часть польских БА-64 была снята с вооружения, но в 1951—1952 годах у СССР были приобретены ещё 55 БА-64Б, и на 31 декабря 1954 года в Народной армии Польши числилось 97 бронеавтомобилей этого типа.

Чехословацкий армейский корпус в 1943 году получил 10 БА-64Б, из которых была сформирована одна рота бронеавтомобилей. В незначительных количествах БА-64 применялись в годы войны и германскими войсками, как вермахтом, так и СС, в основном в полицейских и охранных частях. После войны некоторое количество БА-64 было передано ГДР, где они использовались в основном как полицейские машины.

БА-64-З (зимний) — фото экспериментального полугусеничного снегохода

Модификации

— БА-64 — первоначальная модель бронеавтомобиля с вращающейся башней с турельной установкой ДДТ на шасси ГАЗ-64.

— БА-64Б — модернизированный вариант бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.

— БАШ-646 — штабной вариант бронеавтомобиля с различными вариантами бронекорпуса.

— БА-64Д (Д — обозначение для ДШК) — модификация с 12,7-миллиметровым крупнокалиберным пулемётом ДШК. Иногда обозначается как БА-64К или БА-64ДШК.

— БА-64Е — бронетранспортёр для шестерых пехотинцев.

— БА-64В и БА-64Г (иногда называемые БА-64ЖД) — два варианта бронедрезины на базе БА-64, производства, соответственно, Выксунского металлургического завода и ГАЗа.

— БА-643 (иногда называемый БА-64СХ) — экспериментальный полугусеничный снегоход на базе БА-64.

БА-б4Г — с обычным шасси, но с реверсом и четырьмя роликами с ребордами

Примечания

  1. ↑ инженер Е. Прочко. Штабной, связной, разведывательный // журнал “Техника молодёжи”, № 5, 1983. стр.24-25
  2. ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925–1945 гг. М.: “Яуза”, ООО “Стратегия КМ”, “Эксмо”, 2007. стр.377
  3. ↑ Е. Д. Кочнев. Автомобили Великой Отечественной. М., ЭКСМО, 2010. стр.102-105
  4. ↑ БА-20 // Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.24-26
  5. ↑ М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.191-204, 377—378
  6. Л. Д. Гоголев. Бронемашины. Очерки об истории развития и боевом применении. М., ДОСААФ, 1986. стр.60
  7. М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.281-285
  8. М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.315
  9. М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.316
  10. М. Коломиец. Лёгкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки. — Москва: Стратегия КМ, 2007. — С. 79. — 79 с. — (Фронтовая иллюстрация № 2 / 2007). — 2000 экз. — ISBN 5-90126-601-3.
  11. М. В. Коломиец. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. М.: «Яуза», ООО «Стратегия КМ», «Эксмо», 2007. стр.322
  12. . the.shadock.free.fr (15 May 2018). Дата обращения 2 июня 2018.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector