Бронеавтомобиль ба-10: характеристики советского броневика
Содержание:
- Литература[ | ]
- Фото БА-11
- История разработки БА-10
- Считаные единицы
- Производство
- Польский поход Красной Армии
- Модификации
- Конструктивные особенности
- Литература
- История разработки
- Общая информация о БА-6
- Описание конструкции[править]
- В огне Великой Отечественной
- Конструкция БА-6
- Служба и боевое применение
- Конструкция
- История разработки БА-10
Литература[ | ]
- Бронеавтомобили Красной Армии 1918—1945. — М.: Моделист-конструктор, 2003. — 64 с. — (Бронеколлекция, специальный выпуск № 4). — 2200 экз.
- Коломиец М. В. Средние бронеавтомобили Красной армии. — М.: ООО «Стратегия КМ», 2005. — 80 с. — (Фронтовая иллюстрация). — 3000 экз. — ISBN 5-901266-01-3.
- Коломиец М. В. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг. — М.: Яуза, Стратегия КМ, Эксмо, 2007. — 384 с. — (Советские танки). — 6000 экз. — ISBN 978-5-699-21870-7.
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. — М.: Экспринт, 2002. — Т. 1. 1905—1941. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1..
- Энциклопедия бронетанкового вооружения и техники. Колесные и полугусеничные бронеавтомобили и бронетранспортёры. — Мн.: Харвест, 2004. — 656 c.: ил. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-1765-9.
Фото БА-11
Немецкие солдаты осматривают сожженный своим экипажем бронеавтомобиль БА-11, июль 1941 года.
Подбитый БА-11
Похожее
БМП К-17 Бумеранг ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БРДМ-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-2 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-80 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМПТ “Терминатор” ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Тигр ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-1 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БМП-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль КАМАЗ-63968 Тайфун-К ТТХ, Видео, Фото
БТР-4 «Буцефал» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-82А ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-4М “Бахча-У” ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-40 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-60 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-2 Двигатель. Вес. Размеры. Вооружение
БМП Б-11 Курганец-25 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Тягач МТ-ЛБ ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-152 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП Т-15 Армата ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
БТР-90 Росток, Бережок, Бахча-У ТТХ, Видео, Фото
БРДМ-1 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль Урал-63095 Тайфун-У ТТХ, Видео, Фото
КамАЗ-43269 Выстрел (БПМ-97) ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-50 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронетранспортер БТР-Д ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
ПРП-3 «Вал» и ПРП-4 «Нард» подвижные разведывательные пункты
Бронеавтомобиль ВПК-3927 Волк. Броня. Двигатель. Вес. Размеры
Плавающий транспортер ПТС-4 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронеавтомобиль T-98 Комбат ТТХ, Видео, Фото, Скорость
БРДМ-3 – бронированная разведывательно-дозорная машина
Украинский БТР-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМД-3 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
15Ц56М «Тайфун-М» противодиверсионная машина
БРМ-3К «Рысь» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМП М2 «Брэдли» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР-МД «Ракушка» ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Р-149БМР «Кушетка-Б» – командно-штабная машина
Бронеавтомобиль БА-64 ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-10 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронетранспортер БТР-Т ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БТР Б-10 Курганец-25 ТТХ. Видео. Фото. Скорость. Броня
Бронеавтомобиль Дозор-Б ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
БМО-Т – тяжелая машина огнеметчиков
Тягач ВТ-55А ТТХ, Фото, Скорость, Броня
УРАЛ-532362 “Лавина-Ураган” – водометный спецавтомобиль
Бронеавтомобиль БА-20 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль БА-11 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
РХМ-7 «Берлога» машина радиационной и химической разведки войск РХБЗ
БРЭМ-К – бронированная ремонтно-эвакуационная машина
БРЭМ-Л «Беглянка» ремонтно-эвакуационная машина
Танковый мостоукладчик МТУ-90М ТТХ, Видео, Фото, Скорость
БММ-Д «Травматизм» бронированная медицинская машина ВДВ
БММ-80 «Симфония» бронированная медицинская машина
СПМ – специальная гусеничная пожарная машина
УР-07М «Пересортировка» установка разминирования
АЗМ – аэротранспортабельная землеройная машина
БТР Намер ТТХ, Видео, Фото, Скорость, Броня
КДХР-1Н «Даль» – комплекс дистанционной химической разведки
БРЭМ-80У – ремонтно-эвакуационная машина
РМ-Г «Десна» – ремонтная гусеничная машина
“Мгебров-Рено” – бронеавтомобиль царской армии
Бронеавтомобиль БА-30 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
Бронеавтомобиль ПБ-4 ТТХ, Фото, Скорость, Броня
You have no rights to post comments
История разработки БА-10
Путь начинается в 1927 году с выпуска технических документов бронеавтомобиля БА-27. Изначально для основы использовали шасси АМО-Ф-15, но затем его заменили на Форд-АА (наилучший вариант в те годы). Под капот установили бензиновый мотор с четырьмя цилиндрами. Он развивал до 50 лошадиных сил. Охлаждался жидкостной системой.
Главным недостатком техники считалась слабая огневая мощь. 37-миллиметровая пушка показывала нулевую эффективность при борьбе с вражескими танками. Максимум, на что хватало огневой мощи, — поражение брони толщиной до 12 миллиметров.
В 34-м году военное руководство смирилось с отсутствием пользы от 27-й модели. В этот же год инженеры занялись разработкой новой машины — БА-3. Прежнее вооружение заменили башней от танка Т-26. Начальная скорость и пробитие стали лучше. Благодаря улучшенному прицельному механизму повысилась точность огня.
В 1935 году на предприятии занялись выпуском ГАЗ-ААА, а также сборкой броневика БА-6. Ещё через год появилась модернизированная версия «шестёрки», получившая индекс «М». В 1938 году конструкторы пришли к оптимальному варианту — бронемашине БА-10. В качестве основы взяли шасси ГАЗ-ААА, но с укороченной на 60 сантиметров рамой.
Считаные единицы
В ходе пандемии COVID-19 ВОЗ столкнулась с проблемой различия между тестами на антитела. Оказалось, что разные производители определяют количество антител в «собственных» единицах, поэтому при сравнении результатов нередко возникает путаница. Поэтому организацией был принят международный стандарт — единицы измерения антител к SARS-CoV-2 — BAU/мл (binding antibody units, единицы связывающих антител. — «Известия»).
Вскоре Росздравнадзор письмо к субъектам обращения медицинских изделий, руководителям территориальных органов Росздравнадзора, медицинским организациям, а также органам управления здравоохранением субъектов Российской Федерации. В нем ведомство говорит о необходимости представлять результаты исследований антител к коронавирусу с использованием условных единиц BAU.
BAU-эффект-4
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Там же размещен список тестов (сейчас их шесть), для которых официально получен коэффициент пересчета в единицы ВОЗ.
В частности, в документе упоминаются три распространенные в РФ системы — их производят итальянская компания «ДиаСорин», немецкая «Рош Диагностике» и ирландская «Эбботт». Результат «ДиаСорин» переводится в BAU/мл умножением на 2,6, «Эбботт» — умножением на 0,142, а «Рош Диагностике» — делением BAU/мл на 0,972.
С помощью тестов «Эбботт» анализ тестов на уровень антител IgG к SARS-CoV-2 определяют компании «Инвитро» и «Гемотест», «Хеликс» использует «ДиаСорин», клиника «Альфа-Центр Здоровья» — Рош Диагностик.
— Приведение результатов тестов к единой системе позволит сравнивать их между собой, — пояснил научный сотрудник лаборатории биокатализа ИБХ РАН вирусолог Георгий Скрябин. — Если объяснять метафорично, разные организации измеряют количество антител к SARS-CoV-2 в разных единицах — это как расстояние можно мерять в фунтах, сантиметрах, ярдах… И вполне может получиться так, что значение «13», полученное с помощью одного теста, больше значения «300», полученного с помощью другой системы. Поэтому такая стандартизация значительно облегчит жизнь пациентам и врачам. Например, с помощью такого стандарта будет проще определить, какой уровень антител все-таки нужен для защиты от заражения COVID-19, а пациентам будет проще сравнивать данные тестов.
BAU показывают, насколько сильно антитела связываются с конкретным белком вируса, поясняет Георгий Скрябин. Вирус связывается с клеткой рецептор-связывающим доменом S-белка. Поэтому можно говорить, что если связывание хорошее, то и защита будет хорошая. Этот метод определения количества антител хорошо работает в случае вакцинированных «Спутником V», отметил эксперт.
BAU-эффект-2
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Кристина Кормилицына
Недавно директор Центра имени Гамалеи Александр Гинцбург заявил, что 300 единиц антител (BAU) защищают от «Дельты» полностью. Если у человека 500 единиц и больше, то это идеально для защиты от заражения COVID-19, сообщил он. Свое утверждение академик основывает на результатах совместного с департаментом здравоохранения Москвы исследования — в нем приняли участие 4 тыс. москвичей.
Однако министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко на заседании комитета Госдумы по охране здоровья отметил: уровень антител, достаточный для защиты от коронавирусной инфекции, достоверно определить пока нельзя.
Производство
Марка | Производитель | 1937 | 1938 | 1939 | 1940 | 1941 | Всего |
---|---|---|---|---|---|---|---|
БА-10 лин | Ижорский з-д (г. Ленинград) | 459 | 434 | 577 | 919 | 3268 | |
БА-10 рад | 469 | 410 | |||||
БА-10 ж-д | 30 | 30 | |||||
БА-10М ж-д | ДРО (г. Выкса) | 1** | 6** | 7** | |||
БА-10М | № 189 (г. Ленинград) | 81 | 81 | ||||
Всего | 1* | 489 | 903 | 988 | 1006 | 3386 |
*БА-6М.
**Для НКВД.
Производитель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Всего | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1940 | Ижорский завод | 75 | 105 | 75 | 78 | 73 | 73 | 102 | 91 | 111 | 100 | 104 | 987 | |
Завод ДРО | 1 | 1* | ||||||||||||
1941 | Ижорский завод | 73 | 87 | 112 | 111 | 100 | 105 | 135 | 130 | 66 | 919 | |||
Завод ДРО | 6 | 6* |
*БА-10 ж-д для НКВД.
В течение первых пяти месяцев 1941 года войска НКВД с Ижорского завода получили 73 БА-10М.
Польский поход Красной Армии
В сентябре 1939 г. БА-10 активно использовались в ходе Польского похода Красной Армии и приняли участие в боевых столкновениях как с польскими, так и немецкими войсками. Так, 18 сентября 1939 г. в бою у местечка Домбров БА-10 совместной атакой с легкими танками разбили колонну польских войск. При этом потери поляков составили 300 человек убитыми и 500 пленными, а также один танк, уничтоженный БА-10. Одной из наиболее сложных операций стали бои в Гродно, где Красная Армия столкнулась с организованной обороной, а в ходе столкновений на узких улицах города бронетехника оказалась очень уязвимой для пехоты противника.
Модификации
Существовало две массовые модификации:
- БА-10А — базовая модификация. Серийное производство велось с января 1938 до декабря 1939 года. Выпущено около 1350 машин.
- БА-10М — бензобаки перенесены из боевого отделения на надколесные полки, на корме расположена специальная полка для гусениц. С декабря 1939 по сентябрь 1941 года выпущено около 1950 штук. Кроме того, весной 1940 года, после завершения модернизации БАИ и БА-3, было решено начать производство «100 комплектов запчастей для перестановки бензобаков БА-10 по типу БА-10М». Но поскольку Ижорский завод был перегружен другими заказами, то выполнение этой программы началось только в 1941 году. Сколько БА-10А прошло модернизацию — не известно, но с уверенностью можно сказать, что их было совсем немного.
- В сентябре — ноябре 1941 на заводе № 189 в Ленинграде из имеющегося задела собрали 81 машину, из них 6 получили двухосное шасси ГАЗ-АА и ЗИС-5.
Также на базе бронеавтомобиля создавались разведывательные бронедрезины БА-10 ж-д; выпущено 37 машин, из них 7 получил НКВД и 30 — РККА.[источник не указан 168 дней]
Конструктивные особенности
Конструкция машины имеет ряд особенностей, на которые хочется обратить внимание. Корпус машины изготавливался из сваренных и клепаных броневых листов
В процессе создания броневого корпуса конструкторы постарались расположить броню под оптимальным углом. Посадка в машину осуществлялась через боковые двери, расположенные в центральной части бронированного корпуса. Характеристика, которая была озвучена экипажами броневиков, свидетельствовала о том, что машина была просторной и удобной для экипажа.
Следует отметить, что в отличие от ранних моделей БА 10 был бронеавтомобилем с полным бронированием. Толщина броневых листов на бортах составляла 8-9 мм. Лобовая и башенная броня была увеличена до 10 мм
Не обошли внимание создатели бронированной машины и днище. В этой части корпус имел толщину брони 4-6 мм
Нельзя сказать, что такая толщина брони спасала машину во время подрыва на фугасе, однако экипаж получал дополнительные шансы уцелеть в данной ситуации.
Литература
- Коломиец М. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны. — М.: Стратегия КМ, 2005. — 87 с. — (Фронтовая иллюстрация № 5 / 2005). — 2000 экз. — ISBN 5-901266-01-3.
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1905–1941. — М.: «Экспринт», 2002. — Т. 1. — 344 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-030-1.
- Бронедрезина // : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
- А — Бюро военных комиссаров / . — М. : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. — 637 с. — (Советская военная энциклопедия : ; 1976—1980, т. 1).
- Бронедрезина // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. Прохоров А. М.. — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1984. — С. 170. — 1600 с. — 1 000 000 экз.
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. 1941–1945. — М.: «Экспринт», 2005. — Т. 2. — 448 с. — 2000 экз. — ISBN 5-94038-074-3.
История разработки
Первые разработки начались в 1927 году, когда появились документы на прототип БА-27. Изначально планировалось использовать отечественное шасси — АМО-Ф-15, но конструкторы сошлись во мнении, что Форд-АА (на тот момент самый лучший вариант) ставить целесообразнее. В роли силового агрегата выступал четырехцилиндровый мотор с мощностью 50 лошадиных сил. Система охлаждения была жидкостная.
Первоначально у автомобиля была всего лишь 37-миллиметровая пушка, которая не могла наравне воевать против танков. Максимальная защита, которую она могла пробить — это 12 мм броня.
В 1934 году началась разработка новой боевой машины — БА-3, поскольку военное руководство признало, что БА-27 бесполезна. В ходе новых разработок БА-3 получил пушку от танка Т-26. Улучшилась скорость, а также поражение более толстой брони. Был доработан прицельный механизм, благодаря которому точность удалось повысить.
В 1935 году началась сборка бронеавтомобиля БА-6. Вместе с ним же начали производить ГАЗ-ААА. По ходу работы производились разные изменения и уже в 1936 году появилась модернизированная машина, имевшая индекс «М». 1938 год стал решающим для бронеавтомобиля — руководство остановилось на оптимальным варианте БА-10. Свой отпечаток на БА-10 оставил ГАЗ-ААА, от которого было взято шасси и укороченная на 60 см рама.
Общая информация о БА-6
Шестая модель являлась продолжением третьей. Её кузов перенесли на новое шасси, применив несколько доработок. Основные отличия от БА-3:
- Прочность соединения корпуса с шасси увеличена;
- Боковые двери моторного отсека делали из цельного листа;
- Заднюю дверь упразднили;
- Над двигателем сделали дополнительный лючок для увеличения поступающего охлаждающего воздуха;
- Тросы для открытия жалюзи перед радиатором заменили тягами;
- В лобовом листе и задней части сделали щели для применения «Нагана»;
- Ремни для крепления гусеничных цепей заменили крюками.
Описание конструкции[править]
Корпус и бронирование
Корпус сваривался из броневых листов. Детали корпуса и внутреннего оборудования, не связанные сварными швами, крепились при помощи пулестойких заклепок и болтов. Крепление броневого корпуса к раме шасси осуществлялось при помощи 6 основных кронштейнов.
Тип брони | стальная катаная |
Лоб корпуса | 10 мм |
Борт корпуса | 10 мм |
Корма корпуса | 6-10 мм |
Крыша | 6 мм |
Днище | 4 мм |
Лоб башни | 10 мм |
Борт башни | 10 мм |
Корма башни | 10 мм |
Крыша башни | 6 мм |
Двигатель и трансмиссия
Проектировался двигатель ГАЗ-М-1, карбюраторный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения, мощностью 50 л.с. Трансмиссия бронеавтомобиля механического типа с демультипликатором.
Ходовая часть
Ба-10 проектировался на модернизированном шасси грузовика ГАЗ-ААА, у которого была укорочена рама, усилена балка передней оси, передняя подвеска оснащена амортизаторами от модели ГАЗ-М-1, и представлял собой модернизированный вариант бронеавтомобиля БА-6. Для повышения проходимости в комплект оборудования БА-10 входили быстросъёмные гусеничные цепи типа «Оверолл», надеваемые при необходимости на задние ведущие колёса. Кроме того преодолевать неровности помогали установленные побортно свободно вращающиеся запасные колеса.
В огне Великой Отечественной
К началу Великой Отечественной войны БА-10 являлся самым массовым средним бронеавтомобилем Красной Армии. Он применялся на всем протяжении всей Великой Отечественной войны и на всех фронтах. В боях сказывалась легкое противопульное бронирование бронеавтомобиля, которое оказывалась недостаточным в условиях быстрого развития противотанковых средств. И если известны отдельные случаи успешного применения БА-10 против немецких танков и мотопехоты, то большое количество БА-10 было потеряно в ходе лобовых атак от огня противотанковых средств противника. Кроме того, значительное число бронеавтомобилей было утрачено в условиях отступления из-за нехватки горючего и поломок. Выпуск бронеавтомобиля не прекратился и в период Великой Отечественной войны на Ижорском заводе, а с приближением линии фронта был перенесен в Ленинград на завод № 189, где продолжался вплоть до ноября 1941 г.
Ба-10 в битве под Москвой. Январь 1942 г. (war-book.ru)
Если на Ленинградском фронте в силу специфики позиционной борьбы и близости ремонтной базы БА-10 массово применялись вплоть до самого конца блокады, то на других фронтах этот бронеавтомобиль встречался все реже. К концу Великой Отечественной войны в действующей армии сохранились лишь отдельные единицы, которые использовались для связи, охраны штабов и не находились, как правило, на линии боевого соприкосновения.
Ба-10. 1-й Белорусский фронт, 1944 г. (war-book.ru)
Последней военной кампанией БА-10 стала советско-японская война, где этот бронеавтомобиль ограниченно применялся как частями Красной, так и Монгольской армий. До наших дней в качестве музейных экспонатов и памятников сохранилось лишь несколько бронеавтомобилей. Относительно редко БА-10 попадал и в кадры художественных кинофильмов. Один из немногих кинофильмов, где показана колонна БА-10 «Тимур и его команда» (1940г.).
Конструкция БА-6
Интегрирование старого корпуса на новое шасси осуществлялось посредством обрезания задней части рамы на 40 сантиметров. На вертикальные полки лонжеронов сваркой крепили 10 кронштейнов. На них надевали кузов и закрепляли болтами. Расстояние между передней осью и задними колёсами — 1 060 миллиметров. Прочность передней рессоры повысили тремя пластинами.
Технические характеристики:
- Длина — 4,9 м;
- Ширина — 2,1 м;
- Высота — 2,4 м;
- Колёсная формула — 6х4;
- Мощность силовой установки — 40 лошадиных сил;
- Максимальная скорость — 43 км/ч;
- Ход без дозаправки — 130-200 км (зависит от дорожных условий).
Шины с губчатой камерой установили для повышения живучести авто: они не боялись проколов и пулевых попаданий (благодаря наполнителю из пористой резины). Наклон рулевой колонки понизили до 29 градусов (это улучшило условия работы рулевого).
Под капот установили бензиновый силовой агрегат, развивавший мощность до 40 лошадиных сил. Вкупе с ним работала механическая коробка передач (4+1) с демультипликатором со скользящими зубчатками. Заданной мощности не хватало для достижения пятитонной машиной приемлемой скорости. Один топливный бак разместили в моторно-трансмиссионном отделении (44 литра). Ещё один установили на крыше над водителем (24 литра). В боевых действиях стало понятно, что последнее решение — роковая ошибка. При пробитии бака топливо поступало в салон и часто воспламенялось.
Вооружение БА 6 — 45-миллиметровая пушка 20К и 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, которые находились в цилиндрической башне. В лобовой части справа от водителя имелся ещё один ДТ. Толщина листов башни — 8 миллиметров. Вертикальное прицеливание осуществлялось в диапазоне от -6 до +22 градусов. За поворот башни отвечал стрелок, применявший ручной привод. Для наводки на цели использовали телескопический и перископический панорамный прицельные механизмы.
Бронеавтомобиль обладал богатым внутренним оснащением. Под запасные части для вооружения выделили четыре ящика (находились на полу). Для продовольствия и подрывных веществ установили по 4 сумки (их закрепили ремнями на бортовых листах в задней части транспорта). В этой же части крепилась аптечка.
Ещё четыре сумки с химическим имуществом расположили в нижней части башни. Стрелку имел собственные огнетушитель и аптечку. У него в распоряжении также был домкрат. Ящик с инструментами для ремонта БА 6 расположили за сиденьем пулемётчиками. Там же находились запасные стёкла для смотровых приборов башни. Множество других мелких предметов равномерно распределили по всему салону (буксировочный трос, заводная рукоять и другое).
Аккумуляторную батарею поместили в левой части управленческого отсека под полом. Большой радостью для военных стало введение в конструкцию внутреннего освещения. Так же имелись розетки (рядом с водительским местом и в башне) для включения переносных ламп.
После ряда испытаний специалисты выявили два основных недостатка — маленький запас ресурса губчато-камерных шин (до 1 300 км) и низкая максимальная скорость. Остальные минусы незначительны:
- Из-за маленьких размеров дверей была затруднена загрузка и выгрузка экипажа. Посадка через башню трудноосуществима из-за отсутствия подножек и ручек;
- Обзорные щели давали ограниченный обзор из-за непродуманной конструкции;
- Точность стрельбы во время движения снижалась из-за сильной раскачки;
- Общие условия в салоне были признаны некомфортными;
- Вентиляционная система работала плохо.
Служба и боевое применение
БА-10, Бессарабия, 1940
Использовался советскими войсками в боях на Халхин-Голе, при воссоединении Западной Белоруссии и Западной Украины, Советско-финской войне. В ходе этих конфликтов безвозвратные потери составили 39, 10 и 20 машин соответственно. К началу Великой Отечественной войны было выпущено около 2 860 БА-10, из них непосредственно в воинских частях РККА и НКВД числилось примерно 2 800 единиц. Остальные находились либо в пути в войска, либо на заводе в ожидании отгрузки.
Согласно предвоенным штатам танковая дивизия должна была иметь 56 БА-10, 18 — моторизованная дивизия, 17 — мотоциклетный полк и 5 — батальон связи механизированного корпуса. Стрелковой дивизии полагалось иметь 10 таких машин, а горнострелковой — 13. Кавалерийская дивизия так же должна была иметь 11 БА-10, а горно-кавалерийская — 7. В дивизионе связи кавалерийского корпуса должно было иметься 8 бронеавтомобилей, включая легкие. 19 БА-10 полагалось иметь мотострелковой дивизии и 57 — моторизованной броневой бригаде.
Танковой дивизии штата июля 1941 года полагалось 22 средних БА, а танковой бригаде штата сентября — 8.
В последующем средние бронемашины из штатов частей и соединений исчезают, хотя в войсках продолжают находиться, но уже по остаточному принципу. Дольше всего БА-10 прослужили на Ленинградском фронте.
Категория | ЛВО | ПОВО | ЗОВО | КОВО | ОдВО | ЗакВО | САВО | ЗабВО | ДВФ | МВО | ПриВО | ОрВО | ХВО | СКВО | УрВО | СибВО | Рембазы | Всего | |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
БА-10 лин | 1 | 30 | 61 | 183 | 198 | 41 | 34 | 8 | 9 | 3 | 3 | 10 | 580 | ||||||
2 | 140 | 72 | 77 | 207 | 96 | 33 | 111 | 65 | 4 | 4 | 3 | 5 | 817 | ||||||
3 | 6 | 7 | 17 | 7 | 1 | 2 | 3 | 1 | 44 | ||||||||||
4 | 2 | 10 | 4 | 1 | 1 | 14 | 32 | ||||||||||||
Всего | 178 | 140 | 277 | 422 | 138 | 67 | 8 | 117 | 10 | 71 | 7 | 4 | 10 | 5 | 5 | 14 | 1473 | ||
БА-10 рад | 1 | 24 | 16 | 89 | 114 | 35 | 1 | 15 | 11 | 328 | |||||||||
2 | 51 | 132 | 145 | 235 | 17 | 146 | 13 | 46 | 1 | 1 | 813 | ||||||||
3 | 6 | 7 | 27 | 8 | 1 | 49 | |||||||||||||
4 | 1 | 3 | 4 | 5 | 13 | ||||||||||||||
Всего | 82 | 155 | 264 | 361 | 52 | 41 | 8 | 153 | 28 | 46 | 1 | 1 | 11 | 1203 | |||||
БА-10 ж-д | 1 | 5 | 13 | 7 | 4 | 30 | |||||||||||||
Итого | 261 | 295 | 541 | 788 | 190 | 108 | 16 | 270 | 51 | 117 | 8 | 12 | 21 | 4 | 5 | 5 | 14 | 2706 |
Действующая армия. Колонна бронемашин на марше. 13 июля 1941 г.
Применялись на всем протяжении ВОВ, а также в войне с Японией в августе 1945.
Внешние изображения |
---|
Конструкция
Бронеавтомобиль БА-10 выполнен по классической схеме с передним расположением двигателя и задними ведущими мостами, усилие на мосты передаётся через карданный вал, расположенный под днищем БА.
Моторное отделение находится в передней части автомобиля, полностью закрыто броневой сталью, для охлаждения впереди имеются две подвижные броневые створки, которые могли быть закрыты изнутри кабины БА во время боя.
Доступ для обслуживания осуществлялся через съёмные боковые панели. Двигатель 4-х цилиндровый, карбюраторный, мощность 50 л.с. Коробка передач механическая, пятиступенчатая.
Ходовая часть заимствована от бронеавтомобиля БА-6 с внесением технологических и прочностных изменений. Фактически это укороченная рама автомобиля ГАЗ ААА, с усиленными мостами и подкреплёнными передними балками.
Для улучшения проходимости на задние колеса автомобиля могли навешиваться цепные гусеницы, состоявшие из замкнутых цепей в два ряда и расположенных между ними редких грунтозацепов, они известны как тип «оверолл».
Стоит отметить интересное решение инженеров, на бронекузове автомобиля, перед отделением управления установлено два свободно вращающихся запасных колеса. Они могли помочь перебраться БА-10 через гряду или помочь выбраться из канавы. Сегодня это решение, пусть и эволюционировавшее в техническом плане, применяется на БРДМ-2.
Экипаж БА-10 состоял из 4-х человек: механика, стрелка-радиста, командира и наводчика.
В отсеке управления предусмотрены посадочные места для водителя и стрелка-радиста. Место стрелка радиста оборудовано шаровой установкой пулемёта ДТ. Для посадки и обзора при движении в бортах кабины расположены двери, с бронешторками и смотровыми щелями.
За отделением управления располагается боевое(БО).
В нем оборудованы стеллажи и ящики для снарядов 45 мм пушки и укладки для дисков пулемётов ДТ. Сверху БО установлена башня округлой формы, в которой установлена 45 мм пушка 20К и спаренный 7,62 мм пулемёт ДТ.
Прицеливание происходило при помощи телескопического и перископического прицела.
В башне находились места командира (он же заряжающий орудие), и наводчика. Ближе к днищу машины оборудованы протектированные топливные баки по 50 литров каждый.
Связь между членами экипажа осуществлялась через танковое переговорное устройство. На части машин устанавливали радиостанции, антенна только штыревого типа.
История разработки БА-10
Путь начинается в 1927 году с выпуска технических документов бронеавтомобиля БА-27. Изначально для основы использовали шасси АМО-Ф-15, но затем его заменили на Форд-АА (наилучший вариант в те годы). Под капот установили бензиновый мотор с четырьмя цилиндрами. Он развивал до 50 лошадиных сил. Охлаждался жидкостной системой.
Главным недостатком техники считалась слабая огневая мощь. 37-миллиметровая пушка показывала нулевую эффективность при борьбе с вражескими танками. Максимум, на что хватало огневой мощи, — поражение брони толщиной до 12 миллиметров.
В 34-м году военное руководство смирилось с отсутствием пользы от 27-й модели. В этот же год инженеры занялись разработкой новой машины — БА-3. Прежнее вооружение заменили башней от танка Т-26. Начальная скорость и пробитие стали лучше. Благодаря улучшенному прицельному механизму повысилась точность огня.
В 1935 году на предприятии занялись выпуском ГАЗ-ААА, а также сборкой броневика БА-6. Ещё через год появилась модернизированная версия «шестёрки», получившая индекс «М». В 1938 году конструкторы пришли к оптимальному варианту — бронемашине БА-10. В качестве основы взяли шасси ГАЗ-ААА, но с укороченной на 60 сантиметров рамой.