«превосходит корабли других стран»: чем уникально новое поколение российских тральщиков

Постройка кораблей

При создании кораблей учитывалась особенность значительной плавучести стеклопластиковых корпусов. Новейшие корабли обладают 70% запасом плавучести в противоположность традиционным большей части военных кораблей в 50-60%. Получилось создание не только мореходного прочного и устойчивого, но также маневренного боевого корабля.

Боевые корабли БТ типа «Георгий Курбатов» оборудованы мощными силовыми установками. Мощные 2500 сильные дизельные двигатели должны обеспечить кораблям скорость в 15 узлов. Дальность плавания на экономичном ходу достигает 1500 км. Автономное плавание для новейших кораблей определено в 10-дневный период, что будет достаточным для экипажа корабля с 41 военнослужащим.

Будущее новых тральщиков проекта 12700

Следом за вторым кораблем серии БТ «Георгий Курбатов» в 2020 году с разницей в три месяца на стапелях Средне-Невского ССЗ были заложены еще два судна, которые на сегодняшний день находятся на разных стадиях строительства. Корабль «Георгий Курбатов» до сих пор не введен в строй. Причиной затягивания сдачи боевого корабля является пожар на судне, повредивший внутренние части главного корпуса. Сегодня активно ведутся восстановительные работы на корабле. Имеются предпосылки использовать основные узлы и агрегаты поврежденного корабля для ускорения постройки двух других судов серии.

Первенец серии, базовый тральщик проекта 12700 несет боевую службу в составе Балтийского флота. Тактико-технические характеристики, которые демонстрирует новое судно, говорят о правильности технического решения и хода конструкторской мысли. Боевые суда, изготовленные из композитных материалов, могут послужить основой для создания москитного флота, вооруженного ракетным оружием.

Суета перед путиной

Судно, принадлежавшее «Дальморепродукту», готовилось выйти в очередной рейс. Накануне оно прошло ремонт в «Дальзаводе». Говорят, что тогда возник небольшой пожар, но всё обошлось. Плавбаза стояла у 42-го причала кормой к берегу, носом к бухте. Рыбаки получали промысловое оборудование, завозили продукты. Одним словом, стояла самая обычная предрейсовая суета.

Плавбаза за день до трагедии. Фото: сайт korabli.qdg.ru

Горючего на борту хватало для работ судовых дизелей. Топливо и пресную воду только собирались бункеровать. Плавбаза была лёгкой и, соответственно, вела себя неустойчиво: внизу — пусто, а наверху находился груз. К тому же, в начале мая 1982 года стояла тёплая погода и во всех жилых каютах были открыты иллюминаторы. Беспокойства это не вызывало. Большая часть экипажа уволилась на берег. У плавзаводов длинные рейсы, поэтому всех тех, кто не был занят, отпустили побыть с семьёй.

Представители проекта

Корабли постройки АО «СНСЗ»

Название Бортовой № Заводской № Закладка Спуск на воду Передача заказчику Место службы Примечания
«Александр Обухов» 507 521 22.09.2011 27.06.2014 09.12.2016 БФ В строю
«Георгий Курбатов» 631 522 24.04.2015 30.09.2020 20.08.2021 ЧФ В строю
«Иван Антонов» 601 523 25.01.2017 25.04.2018 26.01.2019 ЧФ В строю
«Владимир Емельянов» 659 524 20.04.2017 30.05.2019 28.12.2019 ЧФ В строю
«Яков Баляев» 616 525 26.12.2017 29.01.2020 26.12.2020 ТОФ В строю
«Пётр Ильичёв» 543 526 25.07.2018 28.04.2021 12.2021 ТОФ Швартовные испытания
«Анатолий Шлемов» 527 12.07.2019 26.11.2021 07.2022 ТОФ Готовится к спуску на воду
«Лев Чернавин» 528 24.07.2020 2022 12.2022 ТОФ Строится
«Афанасий Иванников» 529 09.09.2021 2022 07.2023 СФ или БФ Строится
530 Подписан государственный контракт
531 Предположительно, подписан государственный контракт
532 Предположительно, подписан государственный контракт

Цвета таблицы:
Белый — не достроен или утилизирован без спуска на воду Зелёный  — действующий в составе ВМФ России Синий — находится в ремонте или на модернизации Серый — выведен за штат, находится на консервации, хранении или отстое Красный  — списан, утилизирован или потерян

Основные конструктивные особенности тральщика проекта 12700

Благодаря стеклопластиковому корпусу корабль имеет пониженный фон физических и электрических полей, снижая вероятность срабатывания неконтактных мин. В отличие от стальных корпусов кораблей, конструкция из стекловолокна может без потери основных физико-химических свойств прослужить 30-40 лет. Проект 12700 считается самой успешной разработкой российских конструкторов за последнее десятилетие. Полученный практически опыт применения композитных материалов для строительства боевых судов, может положить начало строительству военных кораблей других классов, рассчитанных на действие в прибрежной морской зоне.

Для создания композитного корпуса впервые на корабельной верфи было применено новейшее оборудование, которое представляет собой опытное производство. Созданный с нуля производственный комплекс является уникальным в своем роде и не имеет аналогов в России. Технологические возможности комплекса оборудования обеспечивают возможность создавать монолитные стеклопластиковые корпуса длиной до 80 метров. Такой корпус обладает целым рядом очевидных преимуществ:

  • прочность, сравнимая со стальными конструкциями;
  • длительной срок эксплуатации;
  • минимальное технологическое обслуживание;
  • малый вес в сравнении с аналогичными по размеру стальными конструкциями.

Композитный корпус идеально подходит для установки на нем нового противоминного контура, который вместе с новейшими гидроакустическими станциями значительно увеличивает живучесть и боеспособность корабля. Новый противоминный контур устанавливается на корпусе корабля и на выносных подводных аппаратах, буксируемых судном. Помимо новинок в сфере обнаружения мин, новый тральщик оснащен и традиционным тральным оборудованием, контактными и неконтактными тралами. Набор противоминного оборудования и вооружения входит в единую систему управления, получившую короткое название АСУ ПМД. Управление противоминной системой осуществляется с командного пункта корабля.

В процессе создания корабля были учтены особенности высокой плавучести стеклопластикового корпуса. На новом судне запас плавучести составляет 70%, в отличие от традиционного для большинства военных судов запаса плавучести в 50-60%. Удалось не только создать мореходное прочное и устойчивое судно, но и маневренный боевой корабль.

Боевой корабль БТ типа «Георгий Курбатов» получил на оснащение мощную силовую установку. Дизельный двигатель мощностью 2500 л.с должен обеспечить кораблю максимальную скорость в 15 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 км, что вполне достаточно для продолжительной боевой работы на довольно обширной акватории. Автономность плавания для нового корабля определена в 10 дней, что вполне достаточно для экипажа судна в количестве 41 человека.

Роковой насос

В 20.00 появился крен. Вахта судна объясняла это пустыми танками. Есть версия, что береговые службы всё же предлагали зажать судно буксирами, но рыбаки отказались. Между тем судно продолжало раскачиваться и ночью легло на левый борт.

Пётр Осичанский. Фото: Из личного архива

«Это безобразная авария, — считает Пётр Осичанский, президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов. — И возникла она на пустом месте. В своём большинстве трагедии, которые происходят с морскими судами в море или, как у нас, в порту, при детальном рассмотрении настолько просты, что порой удивляешься. Вечером рокового дня на вахте стоял 4-й помощник, он сообщил капитану о крене и получил приказ выровнять его. Для этого существуют специальные бортовые танки, на плавбазе их было два. С их помощью регулируют балласт — закачивают или откачивают морскую воду».

Казалось, что скоро ситуацию исправят. Так и произошло, но после этого плавбаза накренилась уже на другой борт.

Статья по теме

Неделя памяти: версии и последствия крушения траулера «Дальний Восток»

Пётр ИвановичОбухове

В пожарном трубопроводе, шедшем через 4-й трюм, во время ремонта вырезали кусок. Чтобы избежать течи, поставили некачественную заглушку. А пожарный насос на судне работал постоянно и гонял воду, так как пожар считается самым опасным бедствием. И в этой ситуации он сыграл роковую роль. Когда заглушка, не выдержав напора, выпала, вода пошла в цех. Судно стало крениться сильнее.

Судно легло на левый борт. Фото: сайт korabli.qdg.ru

Новое выравнивание привело к тому, что вода из пожарной магистрали с силой перекатилась на левый борт и судно, не выдержав силы удара, легко на бок. В открытые иллюминаторы хлынула вода.

«Упал трап, затем начали рваться концы, и судно завалилось на левый борт, — вспоминает Мария Тармаева, очевидец трагедии. — На судне было много провожающих. Одни выскакивали и прыгали в воду, другие бежали по правому борту. Этот кошмар у меня и сейчас стоит перед глазами».

История строительства

Тральщик «Петр Ильичев» на верфи

Головной тральщик, названный «Александр Обухов» (заводской № 521) был заложен 22 сентября 2011 года на «Средне-Невском судостроительном заводе». По первоначальному плану спуск на воду был запланирован на 2012 год. Затем сроки были перенесены на 2013 год, также в 2013 году ожидалось начало серийного строительства кораблей проекта. Позже генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода Владимир Середохо заявил в интервью агентству Rambler News Service (RNS), что «сроки сдачи головного корабля противоминной обороны проекта 12700 «Александр Обухов» были сорваны из-за отказа французских партнёров поставить необходимое оборудование».

26 марта 2014 года БТ «Александр Обухов» был выведен из достроечного цеха на открытую площадку для подготовки к спуску на воду). Спуск состоялся 27 июня 2014 года с ожидаемым сроком ввода в состав Балтийского флота в IV квартале 2015 года. 16 июля 2015 года тральщик совершил переход со Средне-Невского завода в Кронштадт, затем в Балтийск, где 20 июля начались заводские ходовые испытания. Введён в состав флота 9 декабря 2016 года.

В марте 2015 года заместитель главкома ВМФ по вооружению контр-адмирал Виктор Бурсук заявил, что по кораблестроительной программе до 2050 года ВМФ России планирует получить около 30 кораблей, представляющих собой различные модификации проекта 12700, в том числе до 2025 года — минимум 10 кораблей.

24 апреля 2015 года на «Средне-Невском судостроительном заводе» был заложен второй (первый серийный) тральщик, названный «Георгий Курбатов». Его строительство было приостановлено до прохождения испытаний противоминного комплекса на ТЩ «Александр Обухов». В июне 2016 года корпус тральщика серьёзно пострадал во время пожара.

В ноябре 2016 года начались работы по выкладке армирующей композитной ткани в матрицу для третьего серийного корабля.

9 декабря 2016 года главнокомандующий ВМФ Владимир Королёв сообщил, что на указанную дату всего законтрактовано 8 кораблей этого проекта (включая переданный флоту «Александр Обухов»), а в долгосрочной перспективе их планируется более 40. Тогда же издание «Фонтанка» сообщило, что введённые против России санкции делают сроки реализации проекта неопределёнными.

19 января 2017 года представитель Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России по ВМФ капитан 1-го ранга Игорь Дыгало проинформировал, что в ближнесрочной перспективе планируется строительство около 20 кораблей противоминной обороны данного проекта. В интервью «Российской Газете» от 19 февраля 2017 главком ВМФ адмирал Владимир Королёв подтвердил ранее озвученные сведения о том, что в обозримой перспективе для ВМФ, помимо «Александра Обухова», будет построено ещё 7 кораблей противоминной обороны подобного типа, а в долгосрочном плане составы флотов должны пополнить, как минимум, 40 кораблей ПМО.

25 января 2017 состоялась закладка третьего тральщика (второго серийного) «Иван Антонов».

Помимо «Средне-Невского судостроительного завода» строительство кораблей проекта 12700 запланировано также на Амурском судостроительном заводе (АСЗ). Однако в 2018 году было объявлено, что из-за недостаточности финансирования сроки начала строительства кораблей проекта на АСЗ сдвинутся вправо.

27 сентября 2019 года на рабочем совещании по строительству и испытаниям надводных кораблей для ВМФ России генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода В. А. Середохо отметил, что сейчас завершился первый этап модернизации производственных мощностей, что позволит заводу выйти на график строительства и передачу флоту до 2 тральщиков проекта 12700 в год, а после второго этапа модернизации и развития производственных мощностей завода позволит уже в ближайшей перспективе выйти на строительство и передаче флоту до 3 тральщиков проекта 12700 в год.

Однако скорость передачи кораблей флоту зависит не только от производственных мощностей верфи-строителя, Средне-Невского судостроительного завода, но и от скорости поставки высокооборотных дизелей для этих кораблей. Их производитель, ПАО «Звезда», периодически не справлялся с поставками:

По состоянию на июль 2021 года в строю находились 4 корабля данного проекта, до конца года планировалась передача флоту ещё двух тральщиков.
В ходе форума «Армия-2021» стало известно, что ВМФ России получит ещё по меньшей мере 10 тральщиков проекта 12700 (или его модификаций):

Структура корабля

Непотопляемость корабля обеспечивалась делением на 10 водонепроницаемых отсеков.

  • В 1 отсек с 0 по 5 шпангоут входили форпик, цепной ящик, шкиперская и малярная кладовая.
  • Во 2 отсек с 5 по 12 шпангоут входили тамбуры № 1-3, помещение рефрижераторной машины и рефкамера, кладовая мокрой провизии и электромеханическая кладовая.
  • В 3 отсек с 12 по 28 шпангоут входили тамбуры № 2 и 4, гидроакустический отсек, шахта ПОУ,кладовая сухой провизии, коридор № 1, каюты офицеров и главстаршин, кают-компания, гальюн и душевая офицерского состава, а также тамбур.
  • В 4 отсек с 28 по 38 шпангоут входили коридор № 2, кубрик личного состава на 20 человек, гиропост, цистерна пресной воды, рубка гидроакустика, радиорубка и каюта главстаршин.
  • В 5 отсек с 38 по 52 шпангоут входили коридор № 3, машинное отделение, камбуз, столовая команды, секретная канцелярия и вентиляционная выгородка.
  • В 6 отсек с 52 по 64 шпангоут входили коридор № 4, тамбуры № 6 и 7, дизельгенераторное отделение, пост энергетики и живучести, помещение УСВЗ, раздевалка, баня, прачечная, гальюн и умывальник команды, пост дегазации и дезактивации, а также вентиляционная выгородка.
  • В 7 отсеке с 64 по 72 шпангоут располагался кубрик № 2 на 22 человека.
  • В 8 отсеке с 72 по 80 шпангоут располагался топливный отсек.
  • В 9 отсек с 80 по 86 шпангоут входили помещение трального боезапаса и тральная кладовая.
  • В 10 отсеке с 86 по 94 шпангоут располагалось румпельное отделение.

Ссылки

Крейсер проект 1123 • проект 1144 • проект 1164
Эскадренные миноносцы проект 956
Большие противолодочные корабли проект 61 • проект 1134-Б • проект 1155 • проект 1155.1
Фрегаты проект 22350 • проект 11356
Сторожевые корабли проект 1135 • проект 11540 • проект 22160
Корветы проект 20380 • проект 20385 • проект 20386
Малые ракетные корабли и катера проект 1234 • проект 206-МР • проект 1241 • проект 1239 • проект 11661 • проект 21631 • проект 22800
Малые противолодочные корабли проект 1124 • проект 1141 • проект 1331-М • проект 11451
Малые сторожевые корабли и катера проект 205П • проект 1400 • проект 10410 • проект 12150 • проект 21980 • проект 03160
Малые артиллерийские корабли и катера проект 1204 • проект 21630
Десантные корабли и катера БДК

: проект 1171 • проект 1174 • проект 775 • проект 11711

СДК

иМДК : проект 572 • проект 770 • проект 12321 • проект 12322

ДКа

: проект 1176 • проект 11770 • проект 21820

Тральщики Морские тральщики

: проект 254 • проект 266 • проект 266-М • проект 12660

Базовые тральщики

: проект 1252 • проект 1265 •проект 12700Рейдовые тральщики

: проект 1251 • проект 1258 • проект 10750

Разведывательные корабли (суда связи) проект 394Б • проект 1826 • проект 864 • проект 1941 • проект 18280
Учебные корабли проект 1886У • проект 887 • проект 888
Подводные лодки
РПКСН (ПЛАРБ) проект 667А • проект 667Б • проект 667БД • проект 667БДР • проект 667БДРМ • проект 941 • проект 955
ПЛАРК проект 675 • проект 667АТ • проект 670М • проект 06704 • проект 949 • проект 949А • проект 885
ПЛАТ проект 671 • проект 705(К) • проект 671РТ • проект 671РТМ(К) • проект 685 • проект 945 • проект 971 • проект 945А
ДЭПЛ проект 641 • проект 641Б • проект 690 • проект 877 • проект 20120 • проект 865 • проект 636 • проект 677

Разработка

Тральщики проекта 1252 со стеклопластиковыми корпусами, которые должны были строиться после серии проекта 257ДМ, проектировались на базе устаревшего к середине 1960-х оборудования, вследствие чего серийное производство было бесполезным. В результате этого в 1968 году ВМФ выдал Западному ПКБ (п/я А-1227) тактико-техническое задание на разработку нового проекта базового тральщика под номером 1265. Предполагались варианты 1265П (стеклопластиковый корпус) и 1265Д (деревянный корпус). Изначально разработкой занимались главный конструктор Д. И. Рудаков и главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга И. М. Шелевахо, но затем их сменили соответственно конструктор В. И. Немудров и полковник А. Т. Ильичев. Технический проект был выполнен и утвержден в обоих вариантах по материалу корпуса.

В итоге к строительству утвердили проект с деревянным корпусом, поскольку стеклопластик не был освоен промышленностью достаточно хорошо: на заводах не хватало цехов, химическая промышленность не готова была поставлять компоненты, используемая для стеклопластика смола была недостаточно гигиенична и слишком токсична, к тому же на кораблях со стеклопластиковыми корпусами были выявлены существенные недостатки. Таким образом, у деревянного корпуса были некоторые преимущества. Для повышения долговечности древесины и достижения лучшей герметичности все-таки был задействован стеклопластик (из него сделали защитное покрытие). План военного судостроения на 1971—1980 годы был утвержден в 1969 году, и согласно этому плану началось строительство кораблей.

Боевая эффективность тральщика по сравнению с предыдущими проектами существенно возросла и по праву вывела его в число лучших представителей кораблей этого подкласса во всем мире. В 1970-х годах ВМФ дважды выдавалось Западному ПКБ задание на проектирование нового базового тральщика (проект 1265П модернизированный и проект 12651 с стеклопластиковыми корпусами). Однако в обоих случаях разработка проекта, которой руководил главный конструктор В. И. Немудров, останавливалась, поскольку база стеклопластикового судостроения и нового противоминного вооружения не была готова. Строительство проекта все же началось в 1980 году согласно десятилетнему Плану военного судостроения на 1981—1990 годы.

Основная конструктивная особенность в кораблях проекта 12700

Стеклопластиковые корпусы кораблей обладают пониженным фоном в электро- и физических полях. Это уменьшает возможность сработок в неконтактных минах. В противоположность стальным корпусам кораблей, стекловолоконные конструкции могут без потерь служить до 40 лет. На данный момент проект 12700 принято считать самой успешной российской разработкой за последние десятилетия. Приобретенный практический опыт в применении композитов для постройки боевых кораблей может дать старт началу постройки прочих военных кораблей, действующих в прибрежных морских зонах.

Тральщик «Александр Обухов» – справка:

Александр Афанасьевич Обухов

Александр Афанасьевич Обухов – капитан первого ранга, Герой Советского Союза.

Родился 1 мая 1917 года в Саратове. Окончил Военно-морское Краснознаменное училище имени Фрунзе. До начала ВОВ принимал участие в советско-финской войне (1939-1940 годы).

Звание Героя, вместе с орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда» было присвоено Александру Афанасьевичу 6 марта 1945 года за доблесть и мужество, проявленные в 138 морских сражениях, в том числе во время операции по высадке боевого десанта на острове Хийумаа (Эстония).

После войны работал на различных должностях в системе ВМФ, в том числе, являлся преподавателем в Военно-морской академии ордена Ленина.

Скончался 12 января 2009 года, похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Тральщик – корабль специального назначения, используемый для поиска, обнаружения и ликвидации морских мин, а также для проводки кораблей и судов сквозь минные заграждения.

Кстати, интересный факт: “кораблями” принято называть именно плавательные средства военного назначения, все остальные плавсредства “гражданского назначения” (от малых яхт до гигантских круизных лайнеров) считаются судами!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector