Проект 11661 гепард

Отличительные признаки «Дагестана»

Сторожевой корабль «Дагестан» с полным на то правом можно называть уникальным. Начать хотя бы с испытаний, которые проходили не только в Каспийском, но и в Черном море. Проводили их в весьма непростых условиях. Все этапы государственных проверок прошли отлично, даже стрельбы из новейшего ракетного вооружения были проведены на высшую оценку.

По сравнению с его «близнецом», то есть с «Татарстаном», судно имеет ряд очень важных и заметных отличий. Во-первых, ракетные установки на этом судне расположены вертикально, что позволяет вести огонь практически в любом направлении, вне зависимости от курса, которым следует корабль «Дагестан». Вооружение позволяет уверенно уничтожать разноплановые цели на расстоянии до 300 километров, вероятность этого составляет 0,85-1. Этот параметр был успешно проверен на практике, когда в ходе испытаний был поражен условный штаб противника, расположенный на расстоянии 180 километров от корабля.

Россия

Сегодня в составе Каспийской флотилии имеется 2 сторожевых корабля пр. 11661 («Татарстан» и «Дагестан»), ракетный катер пр. 12411Т («Ступинец»), 3 малых артиллерийских корабля пр. 21630 («Астрахань», «Волгодонск», «Махачкала») и 3 МРК пр. 21631 («Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг»), сторожевой катер пр. 1400М, 4 бронекатера пр. 1204, 2 базовых тральщика пр. 1265 («Магомед Гаджиев» и «Герман Угрюмов»), 2 рейдовых тральщика пр. 10750 и 1 пр. 1258, 8 десантных катеров (по одному пр. 1176 и 21820, 6 пр. 11770).

mil.ru
Сторожевой корабль проекта 1161К «Татарстан».

Наиболее современными являются, т. е. МАК пр. 21630 и МРК пр. 21631. Более того, два года назад все четыре бронекатера пр. 1204 по Волге и Дону перешли в Азовское море, воссоздав тем самым Азовскую флотилию (формально они продолжают числиться за Каспийской флотилией). Это несколько уменьшило российский потенциал на Каспии, но ещё больше понизило средний возраст боевых единиц Каспийской флотилии (бронекатера строились в 1960-е — 1970-е гг.).

Но это, вообще-то, проблема тех, к кому прилетели.

mil.ru
В 2015 году корабль «Дагестан» получил «боевое крещение» в Сирии.

Предназначение

«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:

  • Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
  • Исполнения задач при конвоировании;
  • Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
  • Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
  • Установки минных заграждений;
  • Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
  • Поддержания морских операций;
  • Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.

Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.

«Технология» конфликтов

Все три возможных военных конфликта между прикаспийскими странами связаны с Азербайджаном. Эта страна остаётся непримиримым противником Армении, входящей в ОДКБ. То есть теоретически нельзя исключать конфликт между Азербайджаном и Россией. Однако, как показала вторая война за Карабах осенью 2020 года, вероятность такого конфликта, мягко говоря, невелика.

Чтобы такой конфликт случился, азербайджанские войска должны развернуть широкомасштабное наступление вглубь Армении и/или нанести удар по российским миротворцам в Нагорном Карабахе. Но пока президентом Азербайджана остаётся Ильхам Алиев, развитие событий по этому сценарию маловероятно.

Не секрет, что с Туркменией у Азербайджана давний спор как раз за дно Каспия — то есть за находящиеся там нефтяные месторождения. Спор этот продолжается почти с момента распада СССР и несколько раз дело доходило почти до войны. И если рассматривать соотношение сил на море и в воздухе (по суше страны не граничат), явное превосходство на стороне Туркмении (при этом, правда, неизвестен уровень боевой подготовки моряков и лётчиков обеих сторон). О соотношении сил на море уже было сказано. Что же касается ВВС обеих стран, то оснащены они одинаковыми боевыми самолётами — и истребителями МиГ-29. И тех, и других у Туркмении примерно в полтора раза больше, чем у Азербайджана. На хранении обе страны имеют штурмовики Су-17 и перехватчики МиГ-25 (которых у Туркмении тоже больше), но крайне сомнительно, что хотя бы один способен подняться в воздух (да и «основные самолёты», то есть Су-25 и , скорее всего, боеспособны у обеих стран отнюдь не на 100%).

sukhoi.org
ВВС Туркмении и Азербайджана оснащены штурмовиками Су-25.

Обе стороны обладают советской ЗРС большой дальности С-200. Азербайджан имеет также российскую ЗРС С-300ПМ, Туркмения приобрела очень схожую китайскую ЗРС HQ-9, которая прикрывает Ашхабад. «Двухсотки» обеих сторон и азербайджанская «трёхсотка» развёрнуты на берегу Каспия. Правда, боеспособность С-200 у обеих стран крайне сомнительна. Конечно, у Азербайджана есть «великие и могучие» БПЛА «Байрактары», но неясно, насколько они эффективны в морской войне. Впрочем, в настоящий момент конфликт между Азербайджаном и Туркменистаном находится в латентной стадии.

web.archive.org
И Туркмения, и Азербайджан обладают советской ЗРС большой дальности С-200.

За прошедшие тридцать лет прикаспийские страны так и не смогли поделить заветное море-озеро. Но приняли другое решение — в любом случае вопрос раздела будут решать только они, без участия каких-либо ещё стран и организаций. Такой подход предопределён ещё и географически. Поскольку после распада СССР сама Волга, а также Волго-Балт и Волго-Дон остались полностью на территории России и являются её внутренними водными путями, без разрешения Москвы корабли некаспийских стран появиться на Каспии не могут.

Регулярно возникающие в наших СМИ «страшилки» насчёт «американских ВМБ в Каспийском море» являются даже не пропагандой, а откровенным бредом. США не имеют даже теоретической возможности создать здесь какие-либо базы на Каспии. Тем более, что уставший американский «гегемон» вообще быстро теряет влияние, и не только на Востоке.

Хотя России сегодня принадлежит лишь небольшая часть каспийского побережья, Каспийская военная флотилия может чувствовать себя на этом потенциальном ТВД буквально как дома и контролировать «Калибрами» пространство на максимальную дальность их стрельбы. И помешать Москве некому.

Наука побеждать для морской пехоты

Подразделения морской пехоты Каспийской флотилии в рамках двусторонних ротных тактических учений отработали ведение различных видов боевых действий по отражению нападения условного противника в Дагестане. Морские пехотинцы были подняты по тревоге и в составе ротной тактической группы совершили марш на автомобильной бронетехнике в район войскового полигона Аданак. Во время марша были выполнены учебные нормативы по преодолению заражённого участка местности с последующим обеззараживанием военной техники. Затем военнослужащие приданного инженерно-сапёрного подразделения проделали проходы в минно-взрывном заграждении и провели разминирование отдельного участка дороги. После инженерного оборудования опорных пунктов морские пехотинцы ротной тактической группы организовали противодесантную оборону участка морского побережья в условиях противодействия диверсионно-разведывательных групп «противника».

Пресс-служба ЮВО
С неба — в прибой!

Расчёты беспилотных летательных аппаратов полка морской пехоты обнаружили быстроходные катера. При поддержке огня самоходной артиллерийской батареи оборонявшиеся стойко отбивали атаку с моря. Однако морской десант, высадившись с десантных катеров на БТР-82АМ, сумел на некоторых участках прорваться в тыл обороны ротной тактической группы. Победителя в этом остром тактическом соперничестве определили результаты проведённых на заключительном этапе учения боевых стрельб из всех видов стрелкового оружия и гранатомётов по мишеням, которые имитировали гусеничную, колёсную технику и группы атакующей пехоты условного противника.

Неопознанные воздушные цели

Дежурными силами противовоздушной обороны (ПВО) Каспийской флотилии проведено учение по обнаружению неопознанных воздушных целей и отражению ударов воздушного противника. В его формате были задействованы дежурные расчёты более 10 надводных кораблей и катеров флотилии, в том числе ракетных кораблей «Татарстан» и «Дагестан», малых ракетных и артиллерийских кораблей «Град Свияжск», «Углич», «Волгодонск», «Махачкала», «Астрахань».

По замыслу учения, средства радиолокационного наблюдения выявили массовый подлёт авиации условного противника. Корабли были приведены в готовность к применению средств ПВО, боевые расчёты начали приём и анализ данных по воздушной обстановке. Выявленные цели были условно уничтожены из зенитных ракетно-артиллерийских комплексов «Палаш» и «Пальма», а также из артиллерийских установок АК-630 и АК 630-М2 «Дуэт». Кроме того, дежурная смена центра управления флотилии отработала способы отражения ударов малоразмерных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).

Пресс-служба ЮВО
По воздушной цели.

В рамках учения моряки-каспийцы отработали и действия по уничтожению носителей высокоточного ракетного оружия условного противника. Экипажи в составе корабельных ударных групп провели совместное учение с боевыми расчётами загоризонтной радиолокационной станции «Подсолнух» по обнаружению и уничтожению кораблей условного противника в морском полигоне Каспийского моря. Расчётами РЛС, по замыслу учения, была обнаружена группа надводных кораблей и палубные вертолёты морской авиации. В соответствии с данными разведки и объективной технической информации цели были идентифицированы как условный противник. Экипажи ракетных кораблей «Дагестан» и «Татарстан», а также малых ракетных кораблей — «Великий Устюг» и «Углич», получив эти данные от РЛС «Подсолнух», произвели распределение целей для одновременного ракетного удара. И этот удар был немедленно нанесён — боевые расчёты КУГ выполнили электронные пуски ракет «Калибр», уничтожив корабли-носители высокоточного ракетного оружия «неприятеля». При этом, как сообщает пресс-служба Южного военного округа, проводимые в Каспийском море мероприятия боевой подготовки не несут какой-либо угрозы другим странам и не накладывают ограничения на ведение экономической деятельности прикаспийских государств.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2020 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Иран

Иран является наряду с Россией «старой» каспийской страной. При этом, как и для России, каспийский ТВД считается для него второстепенным. Основные силы ВМС Ирана размещены в Персидском заливе и Аравийском море. Впрочем, Россия может (по крайней мере, теоретически) усиливать Каспийскую флотилию за счёт всех трёх европейских флотов путём переброски малых кораблей и катеров по внутренним водным путям (в реальности из-за обмеления Волги в её среднем течении флотилия может усиливаться только за счёт ЧФ). По этим же маршрутам, как уже было сказано, приходят на Каспий корабли и катера новой постройки.

Крупнейший корабль нынешнего иранского Северного (то есть Каспийского) флота был построен в Голландии в 1936 году как яхта для шаха, именно в этом качестве в том же году он прошёл от Ленинграда через Волго-Балт и Волгу до каспийского побережья Ирана. Затем яхта была переделана в боевой корабль, и сейчас это корвет «Хамзех». И есть надежда, что он доживёт до своего столетнего юбилея.

leader.ir
Крупнейший корабль нынешнего иранского Северного (то есть Каспийского) флота корвет «Хамзех» был построен в Голландии в 1936 году.

Непосредственно в Энзели (главная военно-морская и кораблестроительная база Ирана на Каспии) в ХХI веке были построены четыре ракетных катера типа «Сина», которые представляют собой иранские копии французских катеров типа «Комбатант-2», полученных Ираном ещё при шахе. Они вооружены ПКР «Нур» (иранская копия китайской ПКР С-802). Кроме того, в состав Северного флота входят до 40 малых сторожевых катеров и старый тральщик «Шахрох» американской постройки.

В целом иранский флот на Каспии сопоставим с туркменским, но несколько более архаичен (не столько физически, сколько морально).

Тасним
Фрегат «Дамаванд» — флагман Северного флота Ирана.

Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации

Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан» — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.

Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).

С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток

Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях

Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.

Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).

При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.

У моря-озера

После окончания Второй мировой Каспийская флотилия не была расформирована лишь потому, что Каспийское море целиком России не принадлежало, соответственно, некие морские силы иметь на нём полагалось. При этом Каспий является полностью закрытым бассейном (как известно, с географической точки зрения это солёное озеро), размеры его относительно невелики (по крайней мере, по сравнению с «настоящими» морями), а Ирану принадлежала лишь крайне незначительная часть.

Отношения между Москвой и Тегераном как при шахе, так после исламской революции были крайне непростыми и очень далёкими от союзнических, но серьёзным военным противником Иран в СССР не считали. Поэтому Каспийская флотилия получала корабли и катера по остаточному принципу. К тому же по объективным географическим причинам флотилия не могла быть слишком большой по численности, не имело смысла передавать в её состав крупные надводные корабли и какие-либо подводные лодки.

kremlin.ru
Конвенция о правовом статусе Каспийского моря была принята 12 августа 2018 года на Пятом каспийском саммите.

Россия, Казахстан и Азербайджан, в целом, выступают за раздел моря по серединной линии. Иран выдвинул весьма экзотический вариант раздела Каспия на пять равных частей. Туркмения склонялась к варианту дележа по серединной линии, но с нюансами. Азербайджан предлагал считать линию раздела от выдвинутого далеко на восток от его берега Апшеронского полуострова, Туркмения же предлагала этот полуостров игнорировать и считать линию от «собственно берега».

Других трёх стран данный нюанс не касался, но для Баку и Ашхабада был принципиальным: именно от его решения зависело, кому принадлежат спорные месторождения. Если считать от «собственно берега», они относились к Туркмении, если от полуострова — к Азербайджану. При этом Баку ссылался на то, что в советское время месторождения были отнесены именно к его экономической зоне.

neftegas.info
Каспийский регион очень богат нефтью и газом.

В итоге, если все четыре российских флота (особенно ЧФ и ТОФ) в 1990-е и 2000-е годы деградировали, Каспийская военная флотилия жила довольно неплохо. Тем более что упомянутые её специфические особенности в новых условиях пошли ей же на пользу — флотилию можно было комплектовать катерами и малыми кораблями, которые относительно дёшевы и строятся сравнительно быстро. Основная кораблестроительная база тоже располагалась весьма удобно — в Зеленодольске (Татарстан), откуда переход по Волге до Астрахани весьма короткий.

Азербайджан

ВМС Азербайджана до сих пор состоят из кораблей и катеров, доставшихся от советской Каспийской военной флотилии, Баку получил примерно четверть её тогдашнего состава. И в каком-то смысле, это стало для Азербайджана «ловушкой»: получив советские корабли и катера, Баку почти не обновлял свои ВМС.

Надо заметить, что «Спайк-NLOS» — очень хорошие ракеты для наземной войны, но для морской войны из-за ограниченных дальности полёта и мощности боевой части не слишком подходят.

president.az
В последние годы по израильскому проекту OPV-62 в самом Азербайджане построены шесть патрульных кораблей типа «Туфан».

В составе ВМС Азербайджана находится также 8 сторожевых катеров — один типа «Тюрк» (турецкой постройки), один пр. 368У, 6 малых катеров с пулемётным вооружением (3 пр. УК-3, 1 пр. 1388Р, 2 пр. 722). Кроме того, в Береговой гвардии имеется 4 сторожевых катера пр. 205П и 1 пр. 205У (бывший ракетный катер со снятыми ПКР), 6 израильских катеров типа «Шалдаг», 1 американский катер типа «Пойнт», 1 катер пр. 1400 и 8 вооружённых пулемётами катеров, которые в советское время занимались обслуживанием нефтепромыслов. Все катера вооружены, в лучшем случае, малокалиберными пушками, но большинство — только пулемётами. Поэтому боевая ценность этих единиц, мягко говоря, невелика.

Из-за своей крайней архаичности (в постсоветский период построены только «Туфаны» и «Шалдаги», все остальные корабли и катера уже к моменту распада СССР считались устаревшими или даже вообще не были боевыми). ВМС Азербайджана являются сегодня, пожалуй, слабейшими на данном ТВД.

flickr.com/45644610@N03
Патрульный катер типа «Шалдаг».

Защита от атак подлодок

Чтобы не оставлять корабль «Дагестан» проекта 11661 беззащитным перед лицом возможного нападения вражеских подлодок, конструктивно предусмотрены два торпедных аппарата калибром 533 мм. Заметим, что на экспортные варианты кораблей того же проекта монтируется реактивная бомбометная установка модели РБУ-6000. Возможна посадка и базирование противолодочного вертолета Ка-27. Для его заправки, в частности, предусмотрены отдельные топливные резервуары на борту. При условии его транспортировки вертолет может находиться в специальном ангаре (со сложенными лопастями).

Впрочем, все это не слишком необходимо, если обсуждать корабль «Дагестан». Каспийская флотилия (693 судно закреплено за ней), а также морские соединения других стран в этом регионе, попросту не имеют здесь ни одного подводного корабля. Но здесь нужно помнить, что судно в любой момент может быть отправлено в Черное море, а там гипотетическая вероятность атаки из-под воды имеется.

Тепло дагестанского берега

Зимняя боевая учёба показывает, что передислокация основных сил Каспийской флотилии из Астрахани в Дагестан позитивно сказалась на результатах выполнения новых задач флотского объединения. Это видно и на примере малого артиллерийского корабля «Волгодонск». По словам его командира капитан-лейтенанта Михаила Булгакова, порт в Махачкале выгодно отличается от астраханского тем, что не замерзает зимой. Это позволяет личному составу решать учебные и боевые задачи в любое время года.

— С переводом кораблей на пункт базирования в Махачкале нам стало проще реализовать более широкий спектр учебных мероприятий, — считает офицер. — Теперь ничего не мешает выходам в море для отработки задач. В Астрахани ледовая обстановка нам часто этого не позволяла. 

Малый ракетный корабль «Волгодонск» проекта 21630 «Буян» прибыл из Астрахани к дагестанским берегам Каспия в 2020 году. Его основное предназначение — охрана водного района, поддержка и высадка десантов, а также борьба с наводными и воздушными целями. Корабль оснащён 100-милиметровой автоматической пушкой, реактивной системой залпового огня, зенитными и пулемётными системами. Эффективность управления огнём обеспечивает система «Ласка», включающая в себя радар для сопровождения целей, лазерный дальномер и тепловизор. В качестве системы общего обнаружения используется радар 5П-26М, для навигации используется станция МР-231. Длина корабля достигает 60 метров, численность экипажа — 40 человек. Дальность плавания: до 1.500 миль при скорости в 28 узлов. Решение о передислокации Каспийской флотилии из Астрахани в Дагестан было принято в 2017 году. Процесс перебазирования был завершён в 2020 году. За это время в Махачкале и Каспийске были модернизированы и возведены новые объекты инфраструктуры флотилии, построено и сдано в эксплуатацию жильё для семей моряков.

Немного из истории создания кораблей проекта 11661

Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М — малого противолодочного корабля, с «Ливнем» — противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов — противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.

Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.

К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.

В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.

После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.

Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.

В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.

Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.

Вооружение «Гепардов»

Ударное ракетное вооружение

В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.

Артиллерийское вооружение

Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».

Противолодочное и минное вооружение

Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:

  • Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
  • Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
  • Комплексом приборов по управлению «Пургой» — противолодочным вооружением.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector