Проект 12322 «зубр»
Содержание:
- Примечания
- Сколько осталось «Зубров»?
- Состав серии
- Основные цели и задания
- дальнейшее развитие концепции «судно на воздушной подушке» с Советском Союзе
- Технические характеристики
- амфибийно-десантный корабль на воздушной подушке типа «Зубр»
- Основное назначение
- возникновение концепции «судно на воздушной подушке»
- Состав серии
- Вооружение и транспортные характеристики
- Литература и источники информации
- История проекта
- Скорости XXI века
- фотографии судов на воздушной подушке типа «Зубр»
- Вооружение
- История разработки и создания десантного корабля
- Литература и источники информации
- Достоинства и недостатки
- Компактные ракетные монстры
Примечания
- «Зубр» самое большое судно на воздушной подушке в мире.
- Строительство кораблей «Зубр» для ВМФ РФ могут возобновить в Феодосии
- Морякам построят летающие корабли
- Кораблестроители: «Зубры» для ВМФ начнут строить не раньше 2019—2021 годов
- Украина приступила к выполнению контракта с КНР на поставку 4 кораблей «Зубр»
- Китай может остаться без украинских десантных кораблей на воздушной подушке. 7.4.2014
- ФСК «МОРЕ» ЗАВЕРШУЄ БУДІВНИЦТВО МДК «БІЗОН» ДЛЯ КНР (ВІДЕО) (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения: 21 сентября 2012. Архивировано 22 мая 2014 года.
- Китай купил у Греции
- Перезаложен по проекту 958 «Бизон» для ВМС КНР
Сколько осталось «Зубров»?
При всех достоинствах этого замечательного образчика советского оборонпрома нельзя не добавить в славную бочку меда, которой, несомненно, достойны его создатели, и ложку дегтя. На момент распада СССР в составе Черноморского флота числились восемь единиц ДКВП «Зубр». Эта бригада десантных кораблей была поделена не поровну, но по-братски: России достались пять (среди них – первый опытный образец, его можно не считать), а Украине – три судна («Краматорск», «Артемовск» и «Горловка»). Возмущаться поборникам всеобщей справедливости не стоит. Украинскому флоту оказались не нужны и те «Зубры», что он получил, содержать их оказалось не под силу военному бюджету. К тому же в Феодосии достраивались еще два корабля, один из которых удалось завершить. Опять же, справедливость требует заметить, что российский флот тоже распорядился своими «Зубрами» не лучшим образом. Когда Греция (страна – член НАТО!) изъявила желание приобрести уникальные боевые корабли, то и Украина, и Россия предложили купить по паре штук. Сделка состоялась.
Затем три оставшиеся единицы были за ненадобностью списаны из состава ВМС Украины, и, по всей видимости, порезаны на металлолом, спрос на который есть всегда.
Итак, в итоге у греков «Зубров» больше всех, целых четыре. Флот России обладает двумя единицами, а в Китае – один, достроенный на украинских верфях. Кстати, в КНР планируется постройка еще четырех экземпляров. Украинские специалисты предоставили помощь и техническую документацию.
В утешение можно констатировать, что боевое применение «Зубров» во время грузино-абхазского конфликта пока было единственным и успешным. Подробности военных операций с их участием широкой общественности неизвестны.
Состав серии
В период с 1970 г. по 1985 г. на ПО «Алмаз» г. (Санкт-Петербург) было построено 20 МДКВП данного типа (1 корабль проекта 1232 и 19 кораблей проекта 12321). При этом МДК-66 в результате пожара в 1973 г. Поправка – Это было в 1983 году. получил сильные повреждения и был построен фактически заново, при этом первоначальные корпусные конструкции были разобраны на металл, а задел оборудования и механизмов использовался при постройке других кораблей серии. В настоящее время все МДКВП исключены из списков флота. Представители данной серии представлены в таблице.Цвета таблицы: Красный — Списан или утилизирован или потерян
Иллюстрация | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
ПО «Алмаз» |
БФ |
||||||
КФл |
|||||||
ЧФ |
|||||||
Основные цели и задания
Основное назначение судов проекта 12322 — десантирование пехоты вместе с техникой. Для этого Зубр корабль способен принимать на борт подразделения с необорудованного берега, перевозить их морем, преодолевать участки суши, включая небольшие препятствия. Высадка десанта может производиться как на береговой линии, так и дальше в тыл противника.
С учетом технических характеристик «Зубр» способен высаживать десант на 70% побережья всех морей и океанов мира. Помимо этого, судно способно устанавливать минные заграждения, а также прикрывать высадку десанта имеющейся артиллерией.
дальнейшее развитие концепции «судно на воздушной подушке» с Советском Союзе
В начале 70-х годов советский флот все дальше уходил от родных берегов. На него все чаще возлагались боевые задачи по проведению миротворческих операций и поддержки национального движения в других странах. Однако столь удобные для десантных операций корабли на воздушной подушке «Джейран» и «Скат» не могли сопровождать советский флот в походах — им не хватало дальности. Решение проблемы нашлось в размещении десантных катеров в трюме большого корабля. Главком СССР С. Горшков приказал разработать подобное судно. Проект получил название «Кальмар», на котором впервые появились кольцевые насадки, в последствие позволившие повысить эффективность воздушных винтов, не увеличивая их диаметра. «Джейран», «Скат» и «Кальмар» стали первым поколением кораблей на воздушной подушке.
Конец 70-х годов линия фронта «холодной войны» пролегла через океан. Советские конструкторы успешно провели испытания противокорабельных ракет, которые заставили разработать подобные и в США — это «Harpoon» и «Tomagawk». Но советские специалисты знали слабые места этих противокорабельных комплексов. В 1973 году по инициативе главкома ВМФ С. Горшкова в ЦМКБ «Алмаз» началась разработка малого ракетного корабля типа «Сивуч». В обычном положении это катамаран со скоростью хода около 20 узлов, но в случае необходимости передняя часть военного корабля закрывается гибким ограждением. Мощные двигатели нагнетают между корпусами воздух, и судно превращается в быстроходный корабль на воздушной подушке. На этом корабле установлено восемь сверхзвуковых противокорабельных ракет «Москит». Однако сегодня мало кто знает, что в ЦМКБ «Алмаз» разрабатывался единственный в мире проект судна на воздушной подушке с ударным вооружением. В его создании участвовал конструктор Герман Коронат, которого называли Пушкин кораблестроения за легкость и неожиданность его детищ. Корабль получил наименование «Зубр». На одном из этапов строительства было принято решение оказаться от ударного вооружения, и в 1988 году головной корабль серии «Зубр» проекта 12322 был передан советскому военно-морскому флоту.
Технические характеристики
«Зубр» со спущенной подушкой сзади
Корабли проекта 12322 считаются самыми большими судами на воздушной подушке в мире
При рассмотрении его технических характеристик обращают внимание на габариты, грузоподъемность, ходовые свойства — аспекты, обеспечивающие выполнение поставленных задач
Силовая установка
В качестве двигателя используются 5 ГГТА общей мощностью в 50 тыс. л. с. Нагнетание воздушной подушки и винтов осуществляется от тягово-маршевой установки М35. Для этого процесса применяются четыре нагнетательные устройства НО-10, осевое рабочее колесо каждого достигает 2,5 метров.
РЛС
Радиолокационное оснащение судов «Зубр» представлено следующими системами:
- РЛС «Лазурь», на головном корабле вместо нее была установлена РЛС «Позитив»;
- РЛС радиоэлектронной борьбы МП-411;
- навигационная РЛС «Экран-1»;
- средства связи Р-782 «Буран-6Э», ориентированная на различные диапазоны.
Также имеется комплекс управления оборудованием и движением КСУ ТСДК «Флора-32». Ожидается, что с возобновлением производства на новые суда будут установлены современные РЛС и средства радиоэлектронной борьбы.
Максимальная скорость
Скорость хода судна на воздушной подушке «Зубр» составляет 60 узлов (111 км/ч). Дальность хода — 300 миль при скорости в 55 узлов, автономность плавания — 5 суток.
Экипаж
Экипаж «Зубра» составляет 27 человек. Для десанта предусмотрено 4 помещения по 140 мест. При отсутствии техники корабль может перевозить до 500 человек.
Габариты и водоизмещение
По габаритам судно на воздушной подушке «Зубр» имеет следующие показатели:
- длина — 57,3 м;
- ширина — 25,6 м;
- высота по верхней палубе — 21,9 м;
- осадка — 1,6 м.
Движители
Обеспечивающая движение судна тяга создается за счет трех четырехлопастных реверсивных винтов с принудительным управлением шагом. Диаметр винтов — 5,5 м, установлены в кольцевых насадках из полимерных композитов.
амфибийно-десантный корабль на воздушной подушке типа «Зубр»
В конструкцию корабля на воздушной подушке «Зубр» был вложен весь опыт создания амфибийных судов накопленный в ЦМКБ «Алмаз». Появление «парящего» военного корабля не оставило не замеченным со стороны западных специалистов, которые присвоили наименование «Pomornik».
«Зубр» стал одним из самых быстрых кораблей в мире. Пределы его скорости не знают даже конструкторы. На ходовых испытаниях корабль разгоняли до 70 узлов и это не предел. Однако на больших скоростях возникает малоизученный эффект — подлом гибкого ограждения подушки. На этот случай кораблестроители предусмотрели режим блокировки в критических режимах по скорости и по радиусу разворота.
Основное назначение
Корабли предназначены для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Кроме того, они могут осуществлять транспортировку мин и постановку минных заграждений.
Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для МДКВП «Зубр» доступно для высадки десантов до 70 % общей длины береговой линии морей и океанов мира.
возникновение концепции «судно на воздушной подушке»
Первый проект судна на воздушной подушке еще в XVIII веке предложил шведский инженер Эммунэль Сведенбург. Впрочем, даже сам автор изобретения понимал его несостоятельность, так как требовался довольно мощный и компактный движитель, которого в то время просто не существовало. В Советском Союзе к этой идее причастен Константин Циолковский. В 1924 год он предложил создать безколесный вездеход на воздушной подушке движимый вперед при помощи реактивной струи. Позже профессор экспериментальной аэродинамики Владимир Левков еще в студенческие годы прочитал книгу Циолковского и буквально заболел идеей судов на воздушной подушке. После нескольких экспериментальных машин в 1937 году под руководством Левкова был создан опытный торпедный катер Л-5. Благодаря воздушной подушке он получил совершенно новые свойства, прежде всего скорость около 130 км/час. На полном ходу катер Л-5 не могла догнать ни одна торпеда, а также он был способен двигаться как над водой, так и над сушей. Возможности такой техники поразили военных моряков. Амфибийными качествами катера Л-5 даже заинтересовались сухопутные войска.
Владимир Левков продолжал работать над проектами судов на воздушной подушке вплоть до своей смерти — 1954 год. Он так и не сумел воплотить мечту об идеальном корабле. В последствие два гениальных изобретения вывели технологию из тупика.
Продолжением концепции стали машины разведки названные ползолетом разработанные в ВНИИ «Трансмаш». Они с легкостью проходили над минными полями, и могли двигаться там, где застревал обычный танк. Однако о размещении вооружения или легкого бронирования не могло быть и речи. В конечном итоге от танкостроения конструкторы отказались и создали корабли в таком облике, в котором они сейчас и находятся. В возможности кораблей на воздушной подушке верил главком ВМФ СССР Сергей Горшков. Для него это была непросто блажь.
Наиболее опасным оружием войны со стороны американцев были авианосцы, только с их помощью США могли вести боевые действия на европейском континенте. Главком ВМФ СССР предполагал уничтожать авианосные группировки с помощью ударных крейсеров и подводных лодок с крылатыми ракетами. Однако он хорошо понимал, что без захвата проливов и прилегающих побережий даже у самых мощных кораблей было немного шансов выйти на оперативный простор. В 1963 году стараниями Сергея Горшкова была возрождена морская пехота. Именно она должна была проложить советским кораблям путь в океан. Руководство советского флота поставило перед конструкторами ЦМКБ «Алмаз» непростую задачу разработать судно на воздушной подушке способное на большой скорости десантировать тяжелую бронетехнику и морскую пехоту непосредственно на берег.
Проекту был присвоен шифр «Джейран». Ленинградским судостроителям пришлось осваивать совершенно новые технологии и материалы. Корпус судна был изготовлен из алюминиевых сплавов. В то время для его сборки требовалась чрезвычайно шумная клепка. Человек с нормальным слухом не мог долго находиться в сборочном цеху, поэтому со всей страны на завод привозили глухонемых рабочих. Впрочем, через некоторое время от клепаных конструкций пришлось отказаться из-за быстрого перегорания сплавов. Результатом кропотливой работы стал малый корабль на воздушной подушке «Джейран», который поражал своей мощью. На скорости около 100 км/час он мог доставить к неприятельскому берегу два танка и двести десантников.
Технические характеристики малого десантного корабля на воздушной подушке «Джейран»:
Водоизмещение — 360 тонн;
Дальность плавания — 100 миль;
Скорость — 48 узлов;
Экипаж — 21 человек;Вооружение:
Артиллерийская установка 30 мм АК-230 — 2;
Десантовместимость:
1-й вариант: танк ПТ-76 — 4 и 50 морских пехотинцев;
2-й вариант: средний танк — 2 и 200 морских пехотинцев;
Практически параллельно с проектом «Джейран» в ЦКБ «Алмаз» был разработан десантно-штурмовой катер на воздушной подушке «Скат» перевозивший 40 десантников с полной экипировкой.
Состав серии
Название | Заводской номер | Введён в состав флота | Изготовитель | Текущий статус |
---|---|---|---|---|
MДК-51 | 100 | 10.10.1988 | Приморский судостроительный зaвoд | Утилизирован |
MДК-122 | 101 | 2.01.1990 | Приморский судостроительный зaвoд | Утилизирован |
MДК-50, с 17.08.2001 — Евгений Кочешков | 102 | 30.10.1990 | Приморский судостроительный зaвoд | В составе Балтийского флота России.
В 2013-2014 годах прошёл ремонт. |
MДК-94, с 12.03.2001 — Мордовия | 103 | 15.10.1991 | Приморский судостроительный зaвoд | В составе Балтийского флота России |
Керкира L182 | 107 | 28.05.2001 | Приморский судостроительный зaвoд | В строю, ВМС Греции |
Закинтос L183 | 108 | 25.07.2004 | Приморский судостроительный зaвoд | В строю, ВМС Греции |
MДК-118, с 20.12.2000 Кефалония | 104 | 29.08.1994 | Приморский судостроительный зaвoд | В строю, ВМС Греции |
MДК-119 | 105 | — | Приморский судостроительный зaвoд | Не достроен |
MДК-120 | 106 | — | Приморский судостроительный зaвoд | Не достроен |
MДК-57 | 301 | 30.12.1988 | Судостроительный зaвoд «Море» | Утилизирован |
MДК-123 | 302 | 30.12.1989 | Судостроительный зaвoд «Море» | Утилизирован |
MДК-93 | 303 | 30.12.1991 | Судостроительный зaвoд «Море» | В строю, продан Греции |
MДК-100 | 304 | 26.06.1993 | Судостроительный зaвoд «Море» | Утилизирован |
Итаки L181 | 305 | 03.02.2001 | Судостроительный зaвoд «Море» | В строю, ВМС Греции |
~3.2014 | Судостроительный зaвoд «Море» | В строю, ВМС КНР, проект 958 «Бизон». | ||
Судостроительный зaвoд «Море» | 1.3.2014 отправлен заказчику ВМС КНР, проект 958 «Бизон». |
Вооружение и транспортные характеристики
Десантирование техники с пехотой
С учетом назначения судна «Зубр» обращают внимание не только на его ходовые качества, но и на десантную вместимость. Учитывается и вероятность поддержки высадки собственным вооружением, а также необходимость самообороны против возможных атак
Десант
Количество перевозимого десанта зависит от загружаемой техники. Общая грузоподъемность корабля — 150 тонн. При отсутствии боевых машин и танков судно способно принимать на борт до 500 человек. В остальных случаях все зависит от загрузки.
Танки, БТР, БМП
Десантирование техники осуществляется несколькими вариантами:
- три основных танка суммарной массой до 150 тонн;
- 10 БТР до 131 т весом и 140 человек десанта;
- 8 БМП весом до 115 тонн с сопровождением;
- 8 плавающих танков.
МС-227 «Огонь»
Артиллерийское вооружение «Зубра» представлено двумя пусковыми установками А-22 (МС-227) «Огонь». Данные комплексы рассчитаны на поражение целей неуправляемыми ракетами калибра 140 мм. Имеется система управления огнем. Боекомплект на каждую установку — 66 снарядов.
Две автоматические 30-мм пушки
В качестве зенитной артиллерии используются две установки АК-630. Каждая имеет по 6 стволов калибром 30 мм. Боекомплект — 3000 снарядов. Могут вести огонь по воздушным и наземным или надводным целям. Система управления — МР-123-02. Дополнительно на борту имеется 8 переносных зенитно-ракетных комплексов «Игла» или Stinger.
Литература и источники информации
Литература
Корабли ВМФ СССР. Справочник в четырех томах. Том IV. Десантные и минно-тральные корабли. СПб: «Галея Принт», 2007. — 188 стр., ил.
Ссылки
- https://nevskii-bastion.ru/12322/
- https://topwar.ru/6675-zubr-samyy-bolshoy-korabl-na-vozdushnoy-podushke.html
- https://korabley.net/news/2009-01-28-149
- https://knigarekordovrossii.ru/index.php/rekordy/kategorii/tekhnika/833-krupnejshee-sudno-na-vozdushnoj-podushke.html
- https://skuky.net/79510
- https://www.odnako.org/blogs/dobro-pobezhdaet-kak-kiev-ukral-u-rossii-zubra-i-chto-iz-etogo-vishlo/
История проекта
К концу 1970-х годов советские конструкторы обладали достаточно богатым опытом постройки кораблей на воздушной подушке. К 1970 году были запущены в серию корабли проектов «Скат», «Кальмар» и проект 12321 «Джейран».
Для развития концепции военных судов на воздушной подушке в 1978 году командование ВМФ дало задание «ЦМКБ Алмаз» на создание более мощного десантного корабля. Конструкторское бюро приступило к началу работ, назвав проект 12322 под шифром «Зубр». В план входило увеличение скорости хода, десантной нагрузки и артиллерийского и радиоэлектронного вооружения. Проект, ставший развитием «Джейранов», возглавили главные конструкторы Л. В. Озимов, Ю. М. Мохов и Ю. П. Семенов, под наблюдением капитана 2 ранга В. А. Литвиненко (позднее капитана 2 ранга Ю. Н. Богомолова) от ВМФ. Оригинальная компоновка корабля являлась заслугой заместителя главного конструктора Г. Д. Коронатова, разработавшего эскизный проект.
Головной МДКВП под номером МДК-95 являлся опытным и построен в 1986 году и, после продолжительных испытаний, вошёл в боевой состав ВМФ в 1988 году. По результатам этих испытаний остальные корабли серии получили некоторые изменения в конструкции.
Скорости XXI века
В современной России такие корабли уже не строят. Судостроительная отрасль сосредоточилась на скоростных катерах. У них отсутствует воздушная подушка и в качестве движителей используются водометы.
Правда, в некоторых проектах быстроходных катеров воздушную подушку заменила воздушная каверна. От подушки этот метод отличается тем, что воздух под днище не нагнетается. Каверна, или воздушный пузырь, образуется при движении катера за счет особой геометрии днища. Катера такой системы проектируются в нижегородском ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Р. Е. Алексеева. Самая мощная разработка – десантные катера проекта 21820 «Дюгонь». Развивают скорость в 35 узлов. Водоизмещение – 280 тонн. Длина – 45 метра, ширина – 8,5 метра. Способны перевозить два танка, или четыре БТР, или 90 десантников.
Десантные катера проекта 02510 БК-16 спроектированы и производятся на ССЗ «Рыбинские верфи». Катер невелик, способен доставлять 19 десантников на расстояние до 400 миль, но при этом развивает скорость в 42 узла.
Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» еще быстроходнее – их скорость полного хода достигает 48 узлов. При водоизмещении в 23 тонны и длине 17 метров вмещают до 20 спецназовцев. Корпус и надстройка бронированные. Оснащен тремя пулеметами, один из которых имеет калибр 14,5 мм. К постройке запланированы 24 катера, 17 из них уже эксплуатируются.
И, наконец, ЦМКБ «Алмаз» тоже решило «ввязаться в драку» контрактов с Минобороны. Спроектирована модификация советского десантного катера проекта 12061 – «Мурена-М». Катер на воздушной подушке, с газотурбинной силовой установкой и фирменной алмазовской скоростью в 55 узлов. При полном водоизмещении в 150 тонн «Мурена-М» имеет длину 31 метр и ширину 15 метров. Способна перевозить основной боевой танк, или два БМП, или 130 десантников.
фотографии судов на воздушной подушке типа «Зубр»
выгрузка боевой техники
высадка десантной группы
судно на воздушной подушке типа «Зубр» «на якоре»
Корабль на воздушной подушке типа «Зубр» состоит из платформы прямоугольной формы, которая является основной несущей частью корпуса. На платформе размещается надстройка, разделенная переборками на три отсека. В средней части располагается транспортируемая техника. В кормовом отсеке размещены главные и вспомогательные силовые установки, а также системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от средств массового поражения. В носовом отсеке находятся помещения для личного состава мобильного подразделения и экипажа. Для плодотворной работы и нормального отдыха на корабле установлена система вентиляции, кондиционирования, отопления и звукоизолирующие покрытия.
Для высадки и погрузки десантных подразделений с боевой техникой используются носовая и кормовая аппарели.
Корабль на воздушной подушке не имеет якоря, его функцию выполняет гибкое ограждение, которое в «не рабочем» состоянии опускается, и судно остается неподвижным. Рабочим состоянием «юбки» считается подъем на высоту до 6 метров от земли, при помощи нагнетаемого под нее воздуха, который, в свою очередь, не выходит за ее пределы и создает подъемную силу. При использовании трех ходовых двигателей и рулей, корабль обретает достаточные способности для маневра.
Самым интересным местом судна на воздушной подушке является центральный командный пункт. Он оборудован штурвалом авиационного типа. Особенностью кораблей этого типа является то, что им управляет один человек, которого называют пилот. Название говорит само за себя. Управление таким судном требует большого опыта и умений для обеспечения безопасного мореплавания. С командного поста через пять экранов и электротехнических приборов, осуществляется контроль состояния ходовых и подъемных двигателей, генераторов и различных вспомогательных систем.
Выдающимся достижением корабля на воздушной подушке типа «Зубр» является сочетание высокой скорости, достаточной грузоподъемности и уникальной амфибийности. По утверждениям военных специалистов «Зубр» проекта 12322 обогнал свое время.
В период с 1985 по 2000 годы в СССР было построено восемь кораблей на воздушной подушке типа «Зубр». После раздела Черноморского флота в России осталось три судна. ВМС Украины были переданы остальные корабли на воздушной подушке: «Краматорск», «Горловка», «Артемовск», «Донецк» и «Иван Багун». Два последних достраивались на судостроительном предприятии «Море» в Феодосии.
К сожалению, в современной российской и украинской военной доктрине не нашлось применение столь мощному и дорогому кораблю. Поэтому в Афинах 24 января 2000 года между Россией, Украиной и Грецией был подписан контракт, в котором шла речь о продаже нескольких кораблей данного типа — Греции. В течение последующих двух лет в Афины были отправлены четыре судна на воздушной подушке типа «Зубр». Корабли получили новые названия: «Keffallonia», «Kerkyra», «Kakynthos», «Ithaki». Приобретение, несомненно, открыло новую страницу в истории Греческого флота. Они очень гордятся своей «находкой». Даже один из кораблей принимал участие на международной выставке вооружения и военной техники «Defendory International 2000» в Афинах, где был удостоен бронзовой медали.
Вооружение
ПУ ЗРК А-22 «Огонь»
А-22 «Огонь»
Выстрелы к А-22 «Огонь»
140-мм реактивная система залпового огня – огнеметно-зажигательный комплекс. Система создана и производится ГНПП “Сплав” (г.Тула) и предназначена для вооружения речных и десантных кораблей, а так же судов на воздушной подушке.
Наведение – оптический прицел “Шелонь-14” (дальномерно-визирное устройство – ДВУ-3-БС, масса 300 кг). Дальномерно-визирное устройство предназначено для дистанционного управления стрельбой комплекса по береговым и надводным целям,а также для поиска и обнаружения целей в светлое и темное время суток при условии их метеорологической видимости. ДВУ-3-БС обеспечивает выработку полных углов горизонтального и вертикального наведения и автоматическую передачу их на пусковую установку.
Пусковая установка – МС-227, 22 ствола, в походном положении убирается под палубу, перезарядка вручную.
Размеры (ДхШхВ) 2125 мм х 1735 мм х 2200 мм
Угол наведения по вертикали – от -10 до +65 град Угол наведения по горизонтали – сектор 320 град Масса ПУ – 1430 кг (без боезапаса), 1700 кг с боезапасом Масса комплекса: – без/с боезапасом – 2000 кг/2600 кг
ТТХ артиллерийской части: Калибр снаряда – 140 мм Калибр ствола ПУ – 140,3 мм
Дальность действия – 800-4500 м Скорость снаряда на срезе ствола – 27-40 м/с Скорость снаряда в конце активного участка – 400 м/с Скорость носителя максимальная при стрельбе – до 30 узлов Время реакции комплекса – 8 с Волнение моря при стрельбе – до 3 баллов Температура эксплуатации – от -40 до +50 град.С
30мм автоматические установки типа АК-630
АК-630
АК-630 устройство
30-мм шестиствольная автоматическая корабельная артиллерийская установка, созданная под руководством В. П. Грязева и А. Г. Шипунова. В наименовании «6» означает 6 стволов, 30 — калибр. Является средством самообороны кораблей, может быть использована для поражения воздушных целей на наклонной дальности до 4000 м и лёгких надводных сил противника на дистанциях до 5000 м.
Огневые характеристики:
Калибр: 30 мм Патрон: 30×165 мм Длина ствола: 54 калибра Скорострельность: 4000-5000 выстр./мин
Длина очереди:
6 очередей по 400 выстрелов с перерывом 5 с 6 очередей по 200 выстрелов с перерывом 1с Масса патрона: 0,83 кг Начальная скорость снаряда: 1030 м/с Дальность стрельбы: 4000 м
Вертикальная плоскость: от −12 до +88 град Максимальная скорость поворота в вертикальной плоскости: 50 град/сек Горизонтальная плоскость: от +180 до −180 град Максимальная скорость поворота в горизонтальной плоскости: 70 град/сек
Другие характеристики:
Масса: 3800 кг
Система подачи боеприпаса: ленточное, непрерывное Боевой расчёт: 1 чел. Боезапас: основной — 2000 ед., запасной бункер — 1000 ед. (только у АК-630М)
Ракетный комплекс «Игла»
«Игла» (индекс ГРАУ — 9К38, по классификации МО США и НАТО — SA-18 Grouse (рус. Шотландская куропатка)) — российский/советский переносной зенитно-ракетный комплекс, предназначенный для поражения низколетящих воздушных целей на встречных и догонных курсах в условиях воздействия ложных тепловых помех. Комплекс принят на вооружение в 1983 году.
Средства связи, обнаружения и управления
Для навигационных задач, безопасности плавания во всем диапазоне скоростей хода «Зубp» оборудован интегрированной навигационной системой, гирокурсоуказателем ГКУ-2, магнитным компасом КМ-60-М2, радиодоплеровским дрейфолагом РДЛ-3-АП100, радиопеленгатором, центральной гироскопической системой «База», навигационной РЛС РС-1 и спутниковой навигационной аппаратурой.
Корабль может также производить прием, перевозку мин и постановку активных минных заграждений. Предусмотрена возможность приема и постановки 20-80 (в зависимости от типа) мин. На «Зубpе» установлен автоматизированный комплекс радиосвязи «Буран- 6», обеспечивающий связь с надводными кораблями и береговыми пунктами управления в KB, MB и ДМВ диапазонах в телефонном и телеграфном режимах.
Десант
Десантный отсек
Десантный корабль на воздушной подушке амфибийного типа проекта 12322 «Зубp» может принимать на борт с оборудованного или необорудованного берега боевую технику и личный состав передовых отрядов морских десантов, перевозить их морем, высаживать на необорудованное побережье и поддерживать десант огнем.
В десантном отсеке «Зубpа» можно разместить три средних танка типа Т-80Б (Т-72А, Т-64Б, Т-62) или 10 легких боевых бронированных машин (БТР-80, БТР-70 или БТР-60ПБ), или от 360 до 500 десантников.
Кроме того, корабль мог обеспечивать переброску морем до 8 боевых машин пехоты БМП-1 (БМП-2) или легких танков ПТ-76Б. Предусмотрен также вариант перевозки техники и 140 десантников.
История разработки и создания десантного корабля
СВП «Зубр» Для работ по проектированию нового судна на воздушной подушке у советских инженеров уже был достаточный опыт. В начале 1970-х гг на вооружении имелись десантные катера «Скат», «Кальмар» и корабль на воздушной подушке «Джейран».
В 1978 в «ЦМКБ Алмаз» поступило задание на проектирование более мощного десантного корабля на воздушной подушке по сравнению с имевшимся «Джейраном». Проект под номером 12322 получил название «Зубр». Акцент разработки ставился на увеличении скорости и ходовых качеств, грузоподъемности, а также улучшении боевого и радиоэлектронного вооружения.
Строительство новых судов началось в 1983. Первый опытный образец МДК-95, ставший головным кораблем серии, собран в 1986 году. После всех испытаний в 1988 данные суда на воздушной подушке приняты на вооружение. Последующие модели собирались с некоторыми доработками, учитывающими итоги испытаний.
К началу 1990-х гг в составе ВМФ СССР числилось 8 таких судов. С распадом СССР 5 из них отошли к России, 3 — Украине, еще один она смогла собрать самостоятельно. Российское производство новых кораблей было приостановлено, акцент смещен на экспорт. В Грецию было поставлено 4 «Зубра». Столько же Украина собрала для Китая.
Литература и источники информации
Литература
Корабли ВМФ СССР. Справочник в четырех томах. Том IV. Десантные и минно-тральные корабли. СПб: «Галея Принт», 2007. — 188 стр., ил.
Ссылки
- https://nevskii-bastion.ru/12322/
- https://topwar.ru/6675-zubr-samyy-bolshoy-korabl-na-vozdushnoy-podushke.html
- https://korabley.net/news/2009-01-28-149
- https://knigarekordovrossii.ru/index.php/rekordy/kategorii/tekhnika/833-krupnejshee-sudno-na-vozdushnoj-podushke.html
- https://skuky.net/79510
- https://www.odnako.org/blogs/dobro-pobezhdaet-kak-kiev-ukral-u-rossii-zubra-i-chto-iz-etogo-vishlo/
Достоинства и недостатки
Существенный недостаток судов на воздушной подушке — высокий уровень шума и заметность
К достоинствам судов на воздушной подушке относят их ходовые свойства. Преодоление участков суши позволяет входить в акваторию рек и десантировать войска в глубоком тылу противника. Также «Зубр» способен ходить в северных морях в период ледохода.
Подчеркивается десантная вместимость корабля. Проект изначально разрабатывался для увеличения грузоподъемности с ориентиром на технику и десант. Однако имеется и ряд недостатков, связанных с общими свойствами судов на воздушной подушке:
- высокий уровень шума, делающий скрытность операции минимальной;
- уязвимость для большинства вооружений, включая легкое стрелковое;
- зависимость скорости и дальности хода от погодных условий и ветра.
Компактные ракетные монстры
Еще один вид сверхскоростных кораблей, которые были спроектированы в ЦМКБ «Алмаз» в 80-е годы, – малые ракетные корабли на воздушной подушке (МРКВП) проекта 1239 «Сивуч». В конце 80-х годов на Зеленодольском судостроительном заводе были построены два корабля этого проекта – «Бора» и «Самум», хоть и предполагалось, что их будет 16. Но наступили 90-е годы, и деятельность судостроительной отрасли была свернута.
Но построенные корабли удалось сохранить. После планового ремонта на 13-м СРЗ Черноморскому флоту вернули «Бору». Скоро завершится и ремонт «Самума».
МРКВП проекта 1239, построенные по схеме катамарана, обладают прекрасными мореходными качествами и скоростью в 48 узлов. Правда, на государственных испытаниях они развивали скорость в 55 узлов. Но в процессе опытной эксплуатации была найдена оптимальная скорость движения.
«Бора», как и «Самум», имеет полное водоизмещение в 1000 тонн. Длина – 64 метра, ширина – 17,2 метра. Осадка – 3,8 метра при выключенных нагнетателях воздуха, 1 метр – с нагнетателями. Суммарная мощность энергетической установки – 56 тыс. л. с. Дальность плавания – 2500 миль, автономность – 10 суток. Мореходность корабля – восемь баллов включительно. В отличие от «Зубра» и других МДКВП, на кораблях «Сивуч» в качестве движителей используются не воздушные, а гребные винты.
По водоизмещению «Бора» и «Самум» дотягивают лишь до класса малых ракетных кораблей. В то же время по ударной мощи их следует отнести к классу корветов. Это стало возможным благодаря большой площади палубы, на которой удалось разместить солидный объем вооружения.
Главное ударное оружие корабля – восемь противокорабельных ракет «Москит», которые способны поражать надводные корабли противника водоизмещением до 20 тысяч тонн. Ракеты сверхзвуковые, на финише развивающие скорость в 2,8 М. Полет происходит на высотах 7–20 метров. Дальность в зависимости от профиля полета – от 120 до 250 километров.
Есть артиллерийская установка АК-176 калибра 76 мм, а также два шестиствольных артиллерийских автомата АК-630 калибра 30 мм. Для противовоздушной обороны используются две пусковые установки ЗРК «Оса-М» с комплектом из 20 зенитных ракет.