Большие десантные корабли проекта 11711 типа «иван грен»

Состав серии

Постройка больших десантных кораблей проекта 775 производилась с 1974 по 1985 гг. Постройка головного корабля «СДК-47» (заводской номер — 1)  была осуществлена в 1974 году в Польской Народной Республике. Всего в этом проекте было построено 25 кораблей, а в проекте 775М (с модернизированным вооружением) – 3 корабля. Один из кораблей 775 был экспортом отправлен в Йемен, в 1979 году.

Проект 775:

  • СДК-47 (БДК-47); Бортовой номер — 134; Заводской номер — 775/1; Введен в эксплуатацию — 01.07.1974; Флот – БФ
  • СДК-48 (БДК-48); Бортовой номер — 061; Заводской номер — 775/2; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
  • СДК-63 (БДК-63); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/3; Введен в эксплуатацию — 30.06.1975; Флот — ТОФ
  • СДК-90 (БДК-90); Бортовой номер — 058; Заводской номер — 775/4; Введен в эксплуатацию — 30.11.1975; Флот- ТОФ
  • СДК-91 (БДК-91), «Оленегорский горняк»; Бортовой номер — 012; Заводской номер — 775/5; Введен в эксплуатацию — 30.06.1976; Флот — СФ
  • СДК-181 (БДК-181); Бортовой номер — 083; Заводской номер — 775/6; Введен в эксплуатацию — 09.10.1976; Флот — ТОФ
  • СДК-182 (БДК-182), «Кондопога»; Бортовой номер — 027; Заводской номер — 775/7; Введен в эксплуатацию — 30.11.1976; Флот — СФ
  • СДК-183 (БДК-183), «Котлас»; Бортовой номер – 035; Заводской номер — 775/8; Введен в эксплуатацию — 15.03.1977; Флот СФ
  • СДК-197 (БДК-197); Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/9; Введен в эксплуатацию — 21.09.1977; Флот — ТОФ
  • СДК-200 (БДК-200); Бортовой номер – 011; Заводской номер — 775/10; Введен в эксплуатацию – 1977; Флот — СФ
  • СДК-55 (БДК-55), «Александр Отраковский»; Бортовой номер — 031; Заводской номер — 775/11; Введен в эксплуатацию — 30.07.1978; Флот — СФ
  • СДК-119 (БДК-119); Бортовой номер — н/д; Заводской номер — 775/12; Введен в эксплуатацию — 27.02.1979; Флот — ТОФ, ВМС Йемена.

Проект 775/II:

  • БДК-14; Бортовой номер – 070; Заводской номер — 775/13; Введен в эксплуатацию — 31.08.1981; Флот — ТОФ
  • БДК-101, «Ослябя»; Бортовой номер – 066; Заводской номер — 775/14; Введен в эксплуатацию — 19.12.1981; Флот — ТОФ
  • БДК-105; Бортовой номер – 125; Заводской номер — 775/15; Введен в эксплуатацию — 02.03.1982; Флот — БФ
  • БДК-98, «Адмирал Невельской»; Бортовой номер – 055; Заводской номер — 775/16; Введен в эксплуатацию — 28.09.1982; Флот – ТОФ
  • БДК-32; Бортовой номер – 039; Заводской номер — 775/17; Введен в эксплуатацию – 1982; Флот — СФ
  • БДК-43, «Минск»; Бортовой номер – 127; Заводской номер — 775/18; Введен в эксплуатацию — 30.05.1983; Флот — БФ
  • БДК-58, «Калининград»; Бортовой номер – 102; Заводской номер — 775/19; Введен в эксплуатацию — 09.12.1984; Флот — БФ
  • БДК-45, «Георгий Победоносец»; Бортовой номер – 016; Заводской номер — 775/20; Введен в эксплуатацию — 05.03.1985; Флот — СФ
  • БДК-56, «Константин Ольшанский», Бортовой номер – 402; Заводской номер — 775/21; Введен в эксплуатацию – 1985; Флот – ЧФ
  • БДК-60, «Александр Шабалин»; Бортовой номер – 110; Заводской номер — 775/22; Введен в эксплуатацию — 31.12.1985; Флот – БФ
  • БДК-64, «Цезарь Куников»; Бортовой номер – 158; Заводской номер — 775/23; Введен в эксплуатацию — 30.09.1986; Флот — ЧФ
  • БДК-46, «Новочеркасск»; Бортовой номер – 142; Заводской номер — 775/24; Введен в эксплуатацию — 30.11.1987; Флот — ЧФ
  • БДК-67, «Ямал»;  Бортовой номер – 156; Заводской номер — 775/25; Введен в эксплуатацию — 30.04.1988; Флот – ЧФ.

Проект 775/III:

  • БДК-54, «Азов»; Бортовой номер – 151; Заводской номер — 775/26; Введен в эксплуатацию — 12.10.1990; Флот — ЧФ
  • БДК-11, «Пересвет»; Бортовой номер – 077; Заводской номер — 775/27; Введен в эксплуатацию — 10.04.1991; Флот — ТОФ
  • БДК-61, «Королев»; Бортовой номер – 130; Заводской номер — 775/28; Введен в эксплуатацию — 10.07.1991; Флот – БФ.

Список катеров проекта

Наименование Бортовой № Изготовитель Заводской № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
Д-67
747
ССЗ «Волга»
№ 801
1.07.1993 21.06.1994 30.12.1994 БФ
В строю
Д-156
631
ССЗ «Волга»
№ 802
29.12.1999 КФл
В строю
Д-131
630
ССЗ «Волга»
№ 803
1994 30.12.2002 КФл
В строю
Д-172
645
ССЗ «Волга»
№ 804
27.12.2005 КФл
В строю
Д-144
575
ССЗ «Волга»
№ 805
19.02.2008 ЧФ
В строю
Д-56
634
ССЗ «Волга»
№ 806
12.2008 КФл
В строю
Д-1441
746
ССЗ «Волга»
№ 807
26.12.2009 БФ
В строю
«Контр-адмирал Оленин» Д-1442
616
ССЗ «Волга»
№ 808
26.12.2009 БФ
В строю
Д-809
ССЗ «Волга»
№ 809
29.05.2013 КФл
В строю
Д-810
ССЗ «Волга»
№ 810
2012 29.05.2013 КФл
В строю
Д-199
544
ССЗ «Волга»
№ 811
2012 04.08.2014 ЧФ
В строю
Д-107
650
«Восточная верфь»
№ 3001
11.12.2008 15.04.2010 10.06.2010 ТОФ
В строю
Д-
Азовская судоверфь ЧФ В постройке
На экспорт были поставлены четыре катера в экспортном исполнении (проект 11771):
Наименование Бортовой № Изготовитель Заводской № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
«Tiir»(«Бродяга»)
104
ССЗ «Волга» (Нижний Новгород)
501
1994
Береговая охрана Эстонии
В строю с 1995 года. С 2004 года — гражданский.
н/д
н/д
ССЗ «Волга»
502
1994
 ОАЭ
В строю
н/д
н/д
ССЗ «Волга»
503
1994
 ОАЭ
В строю
н/д
н/д
ССЗ «Волга»
504
1995
 ОАЭ
В строю

Что нового

В первую очередь бросается в глаза необычная для отечественной отрасли архитектура корабля. Такая надстройка явно создана для снижения радиолокационной заметности.

Создатели корабля особо подчеркивают, что впервые в отечественном кораблестроении на проекте 22160 применен принцип модульности вооружения. Это означает, что часть вооружения устанавливается на заводе на весь срок службы корабля, а часть можно дополнить в ходе ремонта или модернизации.

Также конструкторы предусмотрели специальные места для размещения модулей под размеры стандартных морских контейнеров. Ассортимент того, что может размещаться в таких модулях, достаточно широк: от медицинского и водолазного оборудования до ракетных комплексов.

Первые шаги на пути постройки нового сторожевика

В трудные 90-е годы основная задача командования российского ВМФ заключалась в сохранении боеспособности корабельного состава, доставшегося в наследство от советского военного флота. Необходимость в постройке новых судов ощущалась остро, однако экономические трудности и недостаток финансирования не позволяли с размахом начать строительство новых боевых кораблей. Ввиду того, что реализовать проект 12441, было признано нецелесообразно, высшее военно-морское руководство страны поставило перед отечественными кораблестроителями задачу: создать малый сторожевой корабль, которым можно будет заменить выводящиеся из состава флота сторожевики советской постройки.

Начало проектирования пришлось на 1997 год. В окончательном виде проект сформировался к 2001 году. Строительство новых судов было решено поручить Санкт-Петербургской «Северной верфи». Это судостроительное предприятие должно было обеспечить постройку судов для нужд Балтийского флота. При удачной реализации проекта со временем планировалось начать постройку новых корветов на Дальнем Востоке, которыми будет оснащаться Тихоокеанский флот.

В соответствии с проектом новый сторожевик должен был выполнять следующие боевые задачи:

  • основная зона действия корабля — прибрежные акватории и экономическая морская зона;
  • основная функция кораблей заключалась в борьбе с надводными кораблями и подводными силами флота вероятного противника;
  • патрулирование в зоне ответственности, защита прибрежных морских коммуникаций, блокада объектов береговой инфраструктуры.

Закладка головного корабля проекта корвета «Стерегущий» состоялась в декабре 2001 года. Всего командование ВМФ в рамках первого заказа планирует получить от корабелов 7 судов проекта 20380. Через два года состоялась закладка следующего корабля этого типа, корвета «Сообразительный». В 2005 году состоялась закладка третьего корабля, получившего название «Бойкий». К этому времени состоялся спуск на воду головного корабля. Корвету «Стерегущему» предстояло еще пройти долгий цикл заводской достройки, оснащение средствами навигации и вооружения, приемки и ввода в строй.

Строительство оставшихся судов в соответствии с Государственным заказом для Балтийского флота на «Северной верфи» продолжается и сегодня. Первые четыре корабля введены в строй и входят в состав Балтийского флота. Ввиду успешности конструкции кораблей, проект получил продолжение. В 2015 году состоялась закладка еще двух судов для балтийских моряков, корвет «Ретивый» и корабль того же класса «Строгий» планируется сдать флоту до 2020 года.

Летом 2006 года состоялась закладка первого корабля проекта 20380 на «Амурском судостроительном заводе» в г. Комсомольск на Амуре. Сегодня этот совершенный и современный корабль под названием «Совершенный» уже числится в составе Тихоокеанского флота. Последующая реализация проекта 20380 ориентирована на строительство боевых судов для нужд Тихоокеанского флота. Второй корабль, строившийся на АСЗ в соответствии с программой технического переоснащения Тихоокеанского флота, корвет «Громкий» предполагается передать флоту в 2020 году. Сегодня на корабле ведется доводка и отладка основных систем корабля, включая комплекс управления и электротехнического обеспечения.

Основные конструктивные особенности тральщика проекта 12700

Благодаря стеклопластиковому корпусу корабль имеет пониженный фон физических и электрических полей, снижая вероятность срабатывания неконтактных мин. В отличие от стальных корпусов кораблей, конструкция из стекловолокна может без потери основных физико-химических свойств прослужить 30-40 лет. Проект 12700 считается самой успешной разработкой российских конструкторов за последнее десятилетие. Полученный практически опыт применения композитных материалов для строительства боевых судов, может положить начало строительству военных кораблей других классов, рассчитанных на действие в прибрежной морской зоне.

Для создания композитного корпуса впервые на корабельной верфи было применено новейшее оборудование, которое представляет собой опытное производство. Созданный с нуля производственный комплекс является уникальным в своем роде и не имеет аналогов в России. Технологические возможности комплекса оборудования обеспечивают возможность создавать монолитные стеклопластиковые корпуса длиной до 80 метров. Такой корпус обладает целым рядом очевидных преимуществ:

  • прочность, сравнимая со стальными конструкциями;
  • длительной срок эксплуатации;
  • минимальное технологическое обслуживание;
  • малый вес в сравнении с аналогичными по размеру стальными конструкциями.

Композитный корпус идеально подходит для установки на нем нового противоминного контура, который вместе с новейшими гидроакустическими станциями значительно увеличивает живучесть и боеспособность корабля. Новый противоминный контур устанавливается на корпусе корабля и на выносных подводных аппаратах, буксируемых судном. Помимо новинок в сфере обнаружения мин, новый тральщик оснащен и традиционным тральным оборудованием, контактными и неконтактными тралами. Набор противоминного оборудования и вооружения входит в единую систему управления, получившую короткое название АСУ ПМД. Управление противоминной системой осуществляется с командного пункта корабля.

В процессе создания корабля были учтены особенности высокой плавучести стеклопластикового корпуса. На новом судне запас плавучести составляет 70%, в отличие от традиционного для большинства военных судов запаса плавучести в 50-60%. Удалось не только создать мореходное прочное и устойчивое судно, но и маневренный боевой корабль.

Боевой корабль БТ типа «Георгий Курбатов» получил на оснащение мощную силовую установку. Дизельный двигатель мощностью 2500 л.с должен обеспечить кораблю максимальную скорость в 15 узлов. Дальность плавания экономичным ходом составляет 1500 км, что вполне достаточно для продолжительной боевой работы на довольно обширной акватории. Автономность плавания для нового корабля определена в 10 дней, что вполне достаточно для экипажа судна в количестве 41 человека.

Модернизация

В 2005 году началась работа по модернизации катеров LCAC (или программа по увеличению продолжительности жизни ) — это продлит срок их службы с 20 до 30 лет. Заменяется двигатель (на ETF-40B), подвергшиеся коррозии детали, электроника, юбка воздушной подушки, вспомогательное оборудование (такие, как экраны, клавиатура и др.), кондиционеры. Радары LN-66 заменены на более современные P-80.

Новая юбка уменьшает лобовое сопротивление, увеличивает ходовые характеристики и более проста в техническом обслуживании, а новая электроника более надежна, экономична и выделяет меньше тепла, что обеспечивает экипажу более комфортные условия.

Сумма работ с одним катером составляет около $9 млн. В 2015 году программа по плану должна завершиться (будет обработано 72 функционирующих на данный момент катера).

Дальнейшее развитие

Поскольку срок службы LCAC подходит к концу (с 2015 года они будут постепенно списываться), в США начато строительство новых катеров на воздушной подушке для военно-морского флота — SSC (). Первые катера должны поступить уже в мае 2017-го с принятием на вооружение в 2020-м году.

Концепт катера на воздушной подушке SSC.

Новый десантный катер SSC будет эволюционной заменой LCAC. Длина и ширина останутся прежними, скорость составит более 35 узлов (мощность двигателей увеличится на 20% при падении потребления топлива на 11%), грузоподъемность — 74 тонны, радиус действия — 200 морских миль. Винты станут 6-лопастными (вместо четырех), сложная коробка передач будет производить и толкание и подъем, в системах используются электрические гидравлические приводы. Катер будет иметь улучшенную прочность палубы и цифровую систему управления. Использование в конструкции технологий по снижению сопротивления обеспечит повышенную маневренность и экономичность эксплуатации. Для увеличения устойчивости к коррозии в конструкции будет использован алюминий 5083.

Разработка нового судна обошлась в 570 миллионов долларов. Планируется построить 80 SSC (из них 8 — для испытаний и тренировок).

Долгий путь

30 октября в ВМФ сообщили, что два корвета проекта 20380, которые сейчас находятся на стадии строительства, войдут в состав 114-й бригады надводных кораблей командования сил и войск на северо-востоке России. И.о. гендиректора Амурского судостроительного завода Михаил Боровской рассказал, что предприятие стоит номером один в списке тех, где будут заложены новые корабли — контракт на них был заключен на форуме «Армия-2020» с Объединенной судостроительной корпорацией (ОСК). В настоящее время решается вопрос о том, сколько корветов из 10 заказанных будет построено на этом заводе.

Военное кораблестроение — вещь циклическая, впрочем, как и процесс создания любого вида военной техники. Пока конструкторы на компьютерах рисуют проект корабля, судостроители строят новый, а моряки эксплуатируют современный, устаревший тем временем готовят к утилизации. Первые два этапа наиболее сложные. Если бы не распад Советского Союза, сейчас в составе ВМФ России были бы совсем другие боевые корабли и подводные лодки. 1990-е годы нанесли серьезный удар по отечественному военному кораблестроению. Только чудом можно назвать то, что оно в это время выжило, помогли экспортные заказы для Китая и Индии.

Торжественная встреча из дальнего трехмесячного похода в Азиатско-Тихоокеанском регионе отряда боевых кораблей «Громкий» и «Совершенный» на военном причале Тихоокеанского флота на Корабельной набережной во Владивостоке

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

В начале XXI века остро возник вопрос замены корабельного состава российского флота. Было принято решение идти от простого к сложному: сперва разрабатываем и строим небольшие боевые корабли (корветы), далее фрегаты, затем эсминцы.

Так, для действий в ближней морской зоне, охраны водного района и конвоев, патрулирования и других задач появился корабль проекта 20380. Он стал первым постсоветским проектом для морской зоны. Уже в ходе создания корвета ВМФ и оружейники поставили на него практически всё мыслимое современное оружие и радиоэлектронное оснащение. Но выяснилось, что развал производства в стране после 1990-х был больше, чем представляли. В итоге строительство и освоение личным составом первых четырех кораблей серии затянулись.

Изначально планировали, что будет построено четыре корвета по проекту 20380, затем четыре — по проекту 20385, а после них приступят к инновационной серии — 20386. Корабли проекта 20385 больше и лучше вооружены, чем представители серии 20380. Вместо противокорабельного комплекса «Уран» на них стоит универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК), который может использовать разнообразные ракеты, включая «Калибр» и «Оникс». 20386 — еще более инновационный проект с так называемой трансформирующейся кормой — на ней размещаются те или иные дополнительные системы или комплексы оружия.

Транспортно-спусковой док «Зея» с корветом проекта 20380 «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» в бухте Золотой Рог в акватории Владивостока

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Однако планы пришлось пересматривать. Головной корвет «Совершенный» строился 11 лет. После вмешательства государства второй корвет «Громкий» был построен уже за шесть лет, а третий — «Алдар Цыденжапов» — за пять. Его ввод в состав Тихоокеанского флота ожидается уже в этом году. В 2021-м состав ТОФ пополнит и корвет «Резкий». С учетом их Тихоокеанский флот пополнится уже шестью корветами. Это обеспечит безопасность развертывания базирующихся на Камчатке АПЛ с баллистическими ракетами на борту и даст возможность проводить операции в северной части Тихого океана, не привлекая силы Приморской флотилии из Владивостока.

Санкции на поставку техники, которая может быть использована в военных целях, также сыграли свою роль. В результате пришлось ограничиться строительством всего двух корветов проекта 20385 — «Гремящий» и «Проворный». В этих кораблях был заложен большой процент импортных комплектующих. В итоге вместо двух 20385 были заказаны еще два корвета проекта 20380.

Оценка проекта

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли новые, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — по сути, ни что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства

Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Сторожевые корабли проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ 11356. Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими 11356 часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на пр.20380/22350 от 18 до 45 км), не самый современные ЗРАК «Каштан» заменены на ещё более устаревшие АК-630М. На фрегатах пр. 11356 имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М1 + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на 11356, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380. Конструкция фрегата 11356 не отвечает современным требованиям радиолокационной малозаметности.

Современная жизнь сторожевиков проекта 11540

В нынешних условиях сторожевые корабли типа «Ястреб» представляют собой единичный случай. Вместо массового выпуска, флот увидел только два готовых корабля. Первенец серии СКР «Неустрашимый» сегодня стоит на ремонте. Введение в строй запланировано на конец 2020-начало 2020 года.

Последующая постройка кораблей типа «Ястреб» признана нецелесообразной, ввиду появления новых технических и новаторских тенденций в развития флота. Сегодня делается ставка на строительство другого класса кораблей – корветов. Новые суда имеют меньшие размеры, однако по технической оснащенности и совершенству навигационного оборудования призваны решать больший круг боевых задач.

Состав серии

В период с 1971 по 2009 год различным заказчикам было передано около 40 судов данного типа, при этом в период до 1995 года для Советского и Российского флота на Азовском ССЗ (с 1993 года — ОАО «Азовская судоверфь», г. Азов) было построено 25 кораблей данного типа. Кроме того, как минимум 3 судна были построены в период с 1995 по 2009 год на ОАО «Судостроительный (г. Рыбинск), одно судно было построено в 2007 году на ОАО «Восточная верфь» (г. Владивосток). Некоторые представители данной серии представлены в таблице.

Цвета таблицы:Зелёный — Действующий в составе ВМФ РФЖелтый — Действующий не в составе ВМФ РФКрасный — Списан или утилизирован или потерян

Название Бортовой № Изготовитель Заводской № Ввод в строй Флот Текущий статус
Д-335 529 Азовская судоверфь 4001 1971 Списан 19.04.1990
Д-236 571, 574, 526 Азовская судоверфь 4002 01.12.1974 Списан в 1993
Д-237 569, 576, 527 Азовская судоверфь 4003 13.12.1974 С 1992 г. «MDK-01» в ВМС Грузии
Д-393 564, 582 Азовская судоверфь 4004 1975 Списан 24.08.1993
Д-392 Азовская судоверфь 4005 30.12.1975 КФл Списан 30.07.1996
Д-634 562, 584, 531 Азовская судоверфь 4006 1976 Списан 24.08.1993
Д-395 Азовская судоверфь 4007 1976 Списан 04.08.1995
Д-704 640 Азовская судоверфь 4008 30.06.1976 ТОФ В составе ТОФ
Д-705 Азовская судоверфь 4009 1976 Списан 4.08.1995
Д-706 Азовская судоверфь 4010 1976 Списан 4.08.1995
Д-441 Азовская судоверфь 4011 1976 Списан 16.03.1998
Д-444 720 Азовская судоверфь 4012 1977 Списан 10.04.2002
Д-448 751 Азовская судоверфь 4013 1977 Списан 10.04.2002
Д-280 Азовская судоверфь 4014 1978 Списан 30.07.1996
Д-282 Азовская судоверфь 4015 1978 ТОФ Списан 3.05.2001
Д-286 713 Азовская судоверфь 4016 1978 Списан 16.03.1998
Д-289 533 Азовская судоверфь 4017 1979 Списан 5.07.1994
Д-305 559, 571, 537 Азовская судоверфь 4018 01.12.1979 В составе ВМС Украины
Д-306 Азовская судоверфь 4019 10.12.1980 КФл Списан 30.06.1993
Д-70 677 Азовская судоверфь 4020 30.07.1981 ТОФ В составе ТОФ
«Азов» Азовская судоверфь 4021 25.06.1981 Гидроприбор В эксплуатации Гидроприбор
Д-464 590 Азовская судоверфь 4024 30.08.1985 В составе
Д-465 746 Азовская судоверфь 4025 30.12.1986 В составе
Д-263 584, 532, 539 Азовская судоверфь 4026 30.11.1987 Списан в 2008
Д-295 535, 542 Азовская судоверфь 4027 30.12.1989 В резерве
Д-460 560, 534, 541 Азовская судоверфь 4028 30.06.1989 Списан 22.06.2005
Д-325 799 Азовская судоверфь 4029 30.12.1991 В составе
Д-148 578 Азовская судоверфь 4030 30.09.1993 В составе
ПСКА-771 682 Рыбинская судоверфь 3701 1995 БОХР ПС ФСБ РФ В осушке
ПСКА-772 Рыбинская судоверфь 3702 1995 БОХР ПС ФСБ РФ В осушке
Д-365 Д-365 Азовская судоверфь 4031 1994 В составе
Д-182 533 Азовская судоверфь 4032 15.08.1996 В составе
Д-185 642 Азовская судоверфь 4034 30.12.2000 КФл В составе КФл
«Николай Рубцов» 555 Сокольская судоверфь 2005 В составе
Д-57 675 Восточная судоверфь 2007 ТОФ В составе ТОФ
Д-184 184 Сокольская судоверфь 2008 ЦСК ВВС В распоряжении ЦСК ВВС
Д-106 543 Сокольская судоверфь 2009 В составе

Постройка и испытания

Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» на Зеленодольском ССЗ

Заказ на строительство новых кораблей разместили на Зеленодольском судостроительном заводе, специализирующемуся на строительстве кораблей малого водоизмещения для ВМФ России. Головной корабль проекта 22160 — «Василий Быков» заложен в феврале 2014 года. В оснащении корабля используются в основном детали, узлы и агрегаты российского производства, включая радиолокационное и навигационное оборудование. Спуск корабля состоялся 28 августа 2017 года, после чего начались доковые работы и швартовые испытания. Затем готовый корпус перегонят на Чёрное море. Местом дальнейшей службы является Черноморский флот, с портом приписки в Новороссийской военно-морской базе.

Вслед за головным кораблём с периодичностью в 5-6 месяцев заложены ещё шесть кораблей по этому проекту. Вторым кораблём проекта 22160 стал «Дмитрий Рогачев», заложенный на Зеленодольской верфи. Третий и четвёртый корабли серии решено строить на Керченском судостроительном заводе «Залив». Корабль «Михаил Державин» заложен в феврале 2016 года, а в мае 2016 года заложен «Сергей Котов». Корветы керченской постройки имеют некоторые отличия от односерийных кораблей. Они отличаются немного увеличенной длиной и увеличением огневой мощи. Соответственно их водоизмещение будет увеличено. Эти два корабля, как и остальные корабли серии также планируется использовать для нужд Черноморского флота. Срок сдачи всех заложенных кораблей планируется на 2020 год.

Название Место строительства Заложен Спущен на воду Место службы Статус
«Василий Быков» Зеленодольский ССЗ 26 февраля 2014 года 28 августа 2017 года 2018 Черноморский флот Спущен на воду
«Дмитрий Рогачёв» Зеленодольский ССЗ 25 июля 2014 года 2018 Черноморский флот Строится
«Павел Державин» ССЗ «Залив» 18 февраля 2016 года 2018 Черноморский флот Строится
«Сергей Котов» ССЗ «Залив» 8 мая 2016 года 2018 Черноморский флот Строится
«Виктор Великий» Зеленодольский ССЗ 25 ноября 2016 года 2019 Черноморский флот Строится
«Николай Сипягин» Зеленодольский ССЗ 13 января 2018 года 2019 Черноморский флот Строится

Патрульный корабль проекта 22160 «Дмитрий Рогачёв» на Зеленодольском СЗ

Черноморский патруль

Проект 22160 был разработан в АО «Северное проектно-конструкторское бюро». Эти суда предназначены для патрулирования 200-мильной исключительной экономической зоны в открытых и закрытых морях, пресечения контрабандной и пиратской деятельности, поиска и оказания помощи пострадавшим при морских катастрофах и экологического мониторинга окружающей среды.

В военное время они выполняют задачи по охранению кораблей и судов на переходе морем, а также военно-морских баз и водных районов с целью предупреждения о нападении различных сил противника, отмечается на сайте Объединённой судостроительной корпорации (ОСК).

Водоизмещение таких кораблей составляет 1,5 тыс. т, длина — 94 м, ширина — 14 м, а осадка — 3,4 м. Они могут находиться в автономном плавании 60 суток и развивать скорость до 30 узлов. Максимальная дальность хода достигает 6 тыс. морских миль. На судне предусмотрены места для размещения 80 членов экипажа. При этом фактическая численность команды определяется поставленной перед судном задачей.

На вооружении патрульных кораблей стоят 57-мм автоматическая артиллерийская установка АУ А-220М (разработчик — ЦНИИ «Буревестник») и две морские тумбовые пулемётные установки калибра 14,5 Завода им. В.А. Дегтярёва. От ударов с воздуха судно защищают зенитный комплекс «Гибка» и ПЗРК «Игла».

Радиоэлектронную борьбу судно может вести с помощью системы постановки пассивных помех ПК-10 и корабельного комплекса радиоэлектронного подавления ТК-25Э.

«На корабле предусмотрена возможность базирования вертолёта Ка-27ПС. Корабль оснащён самыми современными комплексами радиотехнического и гидроакустического вооружения», — отмечается на сайте Минобороны.

  • Вертолёт Ка-27ПС Тихоокеанского флота производит посадку на палубу крейсера «Варяг» во время учений
  • РИА Новости

В оборонном ведомстве также отметили, что при строительстве кораблей проекта 22160 в России впервые стали применять модульную концепцию, которая позволяет оперативно изменять набор вооружений. В том числе, как отмечают некоторые СМИ, на суда могут быть установлены пусковые установки крылатых ракет «Калибр».

Также по теме


«Надёжная защита от вероятного нападения»: как развивается программа по созданию атомных подводных лодок класса «Борей»

Первый серийный ракетоносец проекта 955А («Борей-А») «Князь Олег» спущен на воду со стапелей завода «Севмаш». До конца года…

Корабль «Павел Державин» был заложен в феврале 2016 года. Церемония спуска на воду состоялась 21 февраля 2019-го. После завершения государственных испытаний судно поступит на вооружение Черноморского флота для охраны водного района Новороссийской военно-морской базы ЧФ.

Головным кораблём проекта стал «Василий Быков». Он был заложен в 2014 году и передан ВМФ в декабре 2018-го. Вторым судном этого класса стал «Дмитрий Рогачёв» — он пополнил состав Черноморского флота в прошлом году. Как ранее отмечали представители Зеленодольского завода, в планах предприятия — строительство патрульных кораблей «Сергей Котов», «Виктор Великий» и «Николай Сипягин».

Производство «Сергея Котова» находится на финальной стадии: в этом году его планируется спустить на воду. Как отмечают эксперты, судя по интервалу между спуском кораблей данной серии на воду и их передачей заказчику, «Сергей Котов» может пополнить ВМФ РФ уже в 2021 году.

Строительство больших десантных кораблей проекта 11711

Первый десантный корабль проекта 11711 «Иван Грен» был заложен только в 2004 году. Назван первый корабль серии был в честь советского вице-адмирала и учёного Ивана Грена. Хотя ещё на стадии проектирования в проект постройки три раза вносились серьёзные изменения, за годы постройки, которые растянулись практически на 14 лет, конструкторы внесли ещё более 20 изменений.

Интересна ситуация, когда, не решив все проблемы, связанные со строительством первого корабля, в 2010 году было начато строительство второго корабля из этой серии. Вероятнее всего это было связано с необходимостью как можно быстрее «освоить» дополнительные средства, выделяемые бюджетом на этот проект. Конструкторы прекрасно понимали, что за 6 лет, которые прошли после начала строительства первого корабля серии, появились новые технологии, и первый БДК «Иван Грен» не станет образцом совершенства и воплощением современных технических решений. Как показало время, конструкторы оказались правы. Проект 11711 было решено закрыть после окончания строительства второго корабля серии.

В 2012 году большой десантный корабль «Иван Грен» был спущен на воду. После этого события на его испытания и доработки было отведено 2 года. Большие проблемы, касающиеся доработки корабля, произошли из-за неготовности военной промышленности России в срок поставить кораблю необходимое вооружение. Не отставали от военной промышленности и другие предприятия, которые также не успевали с производством необходимых узлов и агрегатов, необходимых для завершения постройки первого корабля проекта 11711.

Хотя корабль «Иван Грен» должен был быть готов в конце 2013 года, свой первый полноценный выход в море он совершил только летом 2016 года.

Основная сфера применения и боевые возможности десантных катеров

С быстрой доставкой боевых подразделений и военной техники на плацдарм могут справиться далеко не все военные флоты в мире. Иметь мощные боевые корабли в составе флота – это еще не значит иметь возможность внезапно атаковать и захватить объекты на берегу. Основную черновую работу в этом плане выполняют десантные суда, и чем быстрее осуществляется доставка боевых подразделений на берег, тем успешнее будет проведена вся военная операция. Огромный боевой опыт в проведении подобных войсковых операций имеют российские военные моряки, использующие до настоящего времени десантные катера типа «Серна». Однако время не стоит на месте. Меняется тактика проведения десантных операций, меняется количественный и качественный состав десантируемых подразделений. На сегодняшний день назрела необходимость использовать для десантирования более вместительные и более скоростные суда.

Новый транспортно-десантный корабль должен быстро доставить на берег не только полноценное боевое подразделение морской пехоты со всем штатным набором легкого и тяжелого вооружения, но и бронированную технику. Способствовать успеху будет высокая скорость хода, большая дальность плавания (до 500 км) и наличие штатного вооружения на корабле. Данные характеристики делают такие корабли исключительно важными плавсредствами для действий современного флота.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector