Большие противолодочные корабли типа «кронштадт» проекта 1134а

Литература и источники информации

Литература

Аверин А. Б. Адмиралы и маршалы. Корабли проектов 1134 и 1134А. — «Корабли советского флота». — М.: Военная книга, 2007. — 144 с. — ISBN 978-5-902863-16-8

Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Ссылки

  • Страница «Википедии» о БПК «Маршал Ворошилов»
  • Страница «Википедии» (англ.) о БПК «Маршал Ворошилов»
  • Фотографии БПК «Маршал Ворошилов» на navsource.narod.ru
  • Рассказ Николая Ермолаева о службе на БПК «Маршал Ворошилов» в 1975-1978 годах, часть 1
  • Рассказ Николая Ермолаева о службе на БПК «Маршал Ворошилов» в 1975-1978 годах, часть 2
  • Фотографии БПК «Маршал Ворошилов» на сайте kresta-ii.ucoz.ru
  • История и характеристики БПК проекта 1134А «Беркут-А»

Вооружение

Противолодочное вооружение

«Адмирал Виноградов» УРК-5 «Раструб-Б»

РБУ-6000

2 × 4 УРК-5 «Раструб-Б». Универсальный ракетный комплекс для противодействия подводным лодкам и кораблями. Стреляет ракето-торпедой, доставляя малогабаритную торпеду УМГТ-1. Счетверенные пусковые установки расположены под ходовым мостиком.

2 × 4-х трубные торпедные аппараты 533мм ПТА-53-1155 8 торпед 53-65К и СЭТ-65. Расположены на вращающейся платформе с электрическим приводом и возможностью ручного управления.

2 × 12 РБУ-6000 — размещаются на кормовой надстройке. 12 стволов калибром 213мм.

В полу-утопленных ангарах размещаются два противолодочных вертолета К-27ПЛ. Радионавигационная система посадки вертолетов «Привод-В», управления полетами.

Артиллерийское вооружение

Залп из АК-100

Работа АК-630

2 × 1 автоматические АУ АК-100 калибра 100 мм. Предназначена для уничтожения воздушных, береговых и морских объектов. Расположена в противоосколочной башне. Скорострельность в автоматическом режиме 60 выстр/мин. Дальность 21,5 км. Охлаждение обеспечивается забортной водой.

4 × 6-ти ствольные автоматические АУ АК-630. Предназначена для борьбы с воздушными и малыми морскими целями. Основное средство борьбы на малых дистанциях. Скорострельность 5000 выст/мин. Дальность поражения 5000 м.

2 × 1 полуавтоматическое 45 мм орудие 21-КМ используется как салютное.

Противовоздушное вооружение

ЗРК Кинжал

2 — зенитно ракетных комплекса ЗРК «Кинжал». Размещен в подпалубных контейнерах на полубаке и корме. Ракеты вертикального старта. Комплекс состоит из 2 ПУ с 4 барабанами, в каждом 8 направляющих. Может обстреливать четыре цели, для повышения вероятности поражения наводит до 8 ракет. Вооружение корабля управляется системой «Лесоруб-55», используя информацию РЛС и средств обнаружения. В зависимости от условий, применяются АУ АК-100 и АК-630.

Гидроакустический комплекс(ГАК)

23 – обтекатель подкильных антенн ГАК «Полином»

Подкильная поисковая ГАК «Полином» является важной частью корабля. Позволяет выйти в дальнюю зону акустической освещенности, для обнаружения АПЛ и своевременного уничтожения

Дальность составляет 40-50 км. Способна вести круговой обзор с возможностью целеуказания.

В кормовой части размещена буксируемая антенна переменной глубины, комплекс позволяет обнаружить торпеды и якорные мины. Корабли проект 1155 самые маленькие, оснащенные ГАК «Полином».

Радиолокационное оборудование

МР760 «Фрегат-МА» трехкоординатная РЛС с фазированной антенной решеткой. Предназначена для обнаружения воздушных и надводных целей на расстоянии до 300 км, выдает целеуказания на БИУС «Лесоруб-1155» для ракетных и артиллерийских комплексов.

МР350 «Подкат» двухкоординатная РЛС обнаружения низколетящих малогабаритных целей в условиях помех. Дальность обнаружения до 30 км. Две параболические антенны установлены на одной оси для быстрой обработки данных.

МР212 «Позитив» РЛС сопровождения и подсветки целей ЗРК «Кинжал» (на БПК «Удалой» и «Маршал Василевский» не установлен).

РЛС СУАО «Лев-114» для управления огнем артиллерии. В систему входят РЛС сопровождения целей, лазерный дальномер, измеритель параметров движения целей, корректировку стрельбы по всплескам, баллистический вычислитель, авто-слежение за снарядом. Дальность сопровождения 40 км.

РЛС КСУС «Муссон» для управления ракетными стрельбами. Автономная. Для корректировки и обнаружения на дальних подступах используется вертолет.

РЛС общего обнаружения «Топаз» + «Топаз-В».

Система предупреждения лазерного облучения «Спектр-Ф».

Система освещения надводной обстановки «Корвет-1155».

Комплекс средств обмена информацией «Тройник».

Комплекс обеспечения ЭМС «Подзаголовок».

Гирокомпасные системы «Курс-10А-1» + «Курс-10А-2».

Антенны размещены на гиростабилизированной платформе.

Вооружение кораблей

Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.

БПК проекта 1155

На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.

Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.

Схема применения комплекса «Раструб-Б»

При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.

На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.

Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.

Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.

Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке

Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.

Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.

БПК проекта 1155.1

«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.

Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.

Противокорабельная крылатая ракета «Москит»

Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:

  1. Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
  2. Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
  3. Автоматы АК-630 демонтированы;
  4. Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
  5. Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.

ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.

Примечания

  1. ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки БПК проекта 1134Б разнятся в разных источниках — например, справочник Бережного описывает её как 2 агрегата по 60000 л. с. (всего 120000 лошадиных сил). Значение в 92000 л. с. взято из работы В. П. Заблоцкого о БПК «Николаев»: согласно ей, ГЭУ кораблей проекта 1134Б образуют 2 агрегата по 46000 л. с. (маршевый ГТД 6000 л. с. плюс 2 форсажных по 20000 л. с.), в сумме дающих 92000 л. с. С учётом того, что предшествующий тип паротурбинных БПК проекта 1134А имел ГЭУ мощностью 90000 л. с., значение мощности в 120000 л. с. для конструктивно близких БПК проекта 1134Б представляется завышенным.
  2. На БПК проекта 1134БФ ПУ комплексов «Форт» планировались к размещению на месте прежних ЗРК «Шторм», в носу и корме корабля (4 ПУ в носовой части, 6 в кормовой) при боезапасе в 80 ракет; тяжёлые атомные крейсера типа «Киров» несли всего на 2 пусковых больше, располагая 12 ПУ при 96 ракетах. В окончательном варианте на БПК «Азов» установили только 6 пусковых установок ЗРК «Форт» при боекомплекте в 48 ракет.
  3. Семейство БПК под общим шифром «Беркут» включало в себя проекты 1134, 1134А и 1134Б (БФ).
  4. С 1983 года совместным решением Минсудпрома и ВМФ СССР применительно к газотурбинным двигателям полного хода термин «форсажные» был заменён на «основные».
  5. Морской вариант комплекса наземного базирования С-300П.
  6. Межнациональный конфликт на территории бывшей Грузинской ССР в период 1992-1993 годов осложнялся ещё и вооружённым противостоянием между сторонниками действующего президента Эдуарда Шеварднадзе и свергнутого в результате переворота Звиада Гамсахурдия.

Список кораблей

Название Заложен Спущен на воду Введен в эксплуатацию
«Кронштадт» 30 ноября 1966 10 февраля 1968 29 декабря 1969
«Адмирал Исаков» 15 января 1968 22 ноября 1968 28 декабря 1970
«Адмирал Нахимов» 15 января 1968 15 апреля 1969 29 ноября 1971
«Адмирал Макаров» 23 февраля 1969 22 ноября 1970 25 октября 1972
«Маршал Ворошилов» 20 марта 1970 8 октября 1970 15 сентября 1973
«Адмирал Октябрьский» 2 июня 1969 21 мая 1971 28 декабря 1973
«Адмирал Исаченков» 30 октября 1970 28 марта 1972 5 ноября 1974
«Маршал Тимошенко» 2 ноября 1972 21 октября 1973 25 ноября 1975
«Василий Чапаев» 22 ноября 1973 28 ноября 1974 30 ноября 1976
«Адмирал Юмашев» 17 апреля 1975 30 сентября 1977 30 декабря 1977

Примечания

  1. По техническому проекту 1134А предполагалась численность экипажа в 343 человека, из них 33 офицера; реальный штат экипажей построенных кораблей включал в себя 385 человек, в том числе 42 офицера.
  2. На Северном флоте комплекс «Метель» заменили «Раструбами» на трёх кораблях из семи служивших в составе КСФ единиц проекта 1134А.
  3. Семейство БПК под общим шифром «Беркут» включало в себя проекты 1134, 1134А и 1134Б.
  4. Модернизированы были, кроме «Адмирала Октябрьского», ещё «Адмирал Исаков», «Адмирал Макаров» и «Адмирал Исаченков».
  5. Политика Кувейта в отношении нефтедобычи, сбивая цену на нефть, приводила к существенным убыткам для иракского нефтяного экспорта. Положение осложняло ещё и то, что Ирак был вынужден выплачивать значительные проценты по внешним займам, в том числе, и Кувейту — и реструктурировать этот долг Кувейт отказался также.

Общие сведения

Большой противолодочный корабль «Адмирал Октябрьский» стал шестым в серии океанских кораблей проекта 1134А, строившихся на Ленинградском судостроительном заводе имени А. А. Жданова. Предназначением БПК этой серии были обнаружение и уничтожение атомных подводных лодок противника, а также обеспечение противокорабельной, противолодочной и противовоздушной обороны тактических групп флота. По классификации НАТО эти корабли причислялись к ракетным крейсерам (англ. Kresta II-class cruisers) — за мощное вооружение и значительные размеры. Следует отметить, что предшественники проекта 1134А — БПК проекта 1134 — и в советском ВМФ после 1977 года были официально перечислены из больших противолодочных кораблей в класс ракетных крейсеров, поскольку в качестве основного вооружения несли противокорабельные крылатые ракеты.

Служба БПК «Адмирал Октябрьский» проходила в составе Краснознамённого Тихоокеанского флота, и большую часть походов корабль выполнил в бассейнах Тихого и Индийского океанов. Он стал единственным среди трёх кораблей своего типа на Тихоокеанском флоте, который при модернизации перевооружили с главного противолодочного комплекса «Метель» на более новый и совершенный «Раструб».

БПК пр.1134Б «Николаев»

Головной корабль проекта 1134Б, был зало­жен 25 июня 1968 года на стапеле Судостроительного завода имени 61 Коммунара (заводский номер С-2001). Включен в списки кораблей ВМФ СССР 13 августа 1969 года и 19 декабря 1969 года торжественно спущен на воду.

После достройки на плаву и проведения заводских и государственных испытаний, 2 октября 1971 года на «Николаеве» был поднят Военно-Морской флаг. На церемонии присутствовал командующий Краснознамен­ным Черноморским флотом адмирал В.С.Сысоев.

После доводки корабля 31 декабря 1971 года он был принят в состав ВМФ СССР и определен 8.02.1972 г. в состав КЧФ.

С 11.03.72 г. приказом Главкома ВМФ №091 определен в состав 70 БрПК 30 ДиПК ЧФ. Со сдачей корабля приступили к отработке курсовых задач в сроки, предусмотренные курсами боевой подготовки.

С 5.11.72 г. по 1976 г. корабль проходил службу на Средиземном море и в Атлантике, заходил с визитами в порты Тартус (Сирия) и Дубровник (Югославия). В июне 1975 г. на его борту случилась трагедия — при выполнении полетов потерпел катастрофу корабельный вертолет Ка-25, в которой погибли оба члена экипажа.

В 1976-78 гг. корабль проходил текущий ремонт на заводе им.61 Коммунара в Николаеве. Были заменены ГТУ М5 на М-5Е, проведена модернизация УЗРК «Шторм».

В 1979— 1980 гг. — БС в Средиземном море. В марте 1981 г. при проведении противолодочных учений буксируемое тело ГАС «Вега» зацепило ПА и было повреждено. «Николаев»готовился в поход на Кубу, поэтому на него установили ГАС с «Азова». В апреле — официальный визит в Гавану. Старший похода — вице-адмирал В.А.Самойлов. 1 июля 1981 года начальник ГШ ВМФ СССР адмирал флота Г.М.Егоров посетил ко­рабль и совершил на нем выход в полигон боевой подготовки в районе Севастополя.

С 25.08.1982 г. корабль — в составе 21 ВрПК 30 ДиПК. В 1982-83 гг. деловые заходы в Варну и Бургас (Болгария). Перед переходом на Тихий океан на корабле были установлены салютные орудия 21-КМ-45-мм позади ПУ Б-192.

Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Николаев»

1983 года по 28 февраля 1984 г. отряд боевых кораблей под флагом командира 10 ОПЭСК вице-адмирала Р.Л.Дымова совершил межокеанский переход в Индийский океан, с заходом во Владивосток. В том же году участвовал в поисковой противолодочной операции в Охотском море, совместно с ТАВКР «Новороссийск», БПК «Василий Чапаев», СКР «Сторожевой», ПЛАТ «К-242» и «К-535», ПА «Б-855», «Б-229» и «Б-404», корабельными вертолетами Ка-27ПЛ с ТАВКР и самолетами Ту-142 и Ил-38.

С 1.03.85 г. выполнял боевые задачи на Тихом океане, 16 июля 1986 г. в ходе командно-штабных учений 10 ОПЭСК в Японском море, БПК «Николаев» столкнулся с БПК «Строгий» (без жертв) и встал на ремонт, после чего в мае-июле 1987 г. совершил благополучный переход в Севастополь и встал на капитальный ремонт 11 ноября того же года.

К сожалению, капитальный ремонт превратился в непрекращающуюся отстойку, а затем, в связи с недостатком финансирования, закончился исключение из списков флота, 30.09.1992.

31 декабря 1992 года БПК «Николаев» окончательно расформирован при 80-процентной готовности. 10 августа 1994 года его корпус был уведен буксирами на слом в Индию.

Бортовые номера БПК «Николаев»: 538 (1972 г.), 539 (1973 г.), 155 и 521 (1974 г.), 523, 526 и 539 (1975 гг.), 597 (1979 гг.), 741 (1979-80 гг.), 155 (1980 г.), 155 (1980 г.), 701 и 703 (1983 г.), 700 (1984 г.), 535 (1985-86 гг.), 582, 701 (1987 г.).

В разные годы кораблем командовали:

  • капитан 2 ранга Ю.А.Стадниченко
  • капитан 3 ранга К.М.Бурковский
  • капитан 3 ранга Ю.И.Ламзин
  • капитан 3 ранга А.Васильев
  • капитан 3 ранга В.И.Куренков
  • капитан 3 ранга В.Н.Баранов
  • капитан 2 ранга В.Е.Ионов
  • капитан 3 ранга Н.А.Назаров
  • капитан 2 ранга Г.Н.Тимошинов (с 1988 г.).


Большой противолодочный корабль проекта 1134Б «Очаков»

Модернизации и переоборудования

В период с 19 декабря 1982 по 10 октября 1986 года «Адмирал Октябрьский» прошёл на судоремонтном предприятии «Дальзавод» во Владивостоке средний ремонт с модернизацией. В частности, главный противолодочный комплекс «Метель» был заменён более совершенным «Раструб-Б», установлена система спутниковой навигации АДК-2М «Шлюз» и система космической связи «Цунами-БМ». Среди десяти кораблей проекта 1134А подобную модернизацию прошли только четыре единицы. Следует отметить, что остальные модернизированные корабли этого типа служили в составе Северного флота, а на Тихоокеанском флоте прошёл перевооружение только «Адмирал Октябрьский».

История создания

Предшественники

Проект 1135

Предшественником проекта считались корабли, СКР проект 1135 (шифр Буревестник) и БПК проект 1134А (шифр Беркут). Эти противолодочные корабли обладали хорошим вооружением и мореходными качествами. Действуя группой, решали универсальные задачи. Недостаток проектов в радиоэлектронном вооружении и малой дальности обнаружения.

Предпосылки к созданию

Проект 1134А

Появление более совершенных атомных подводных лодок вынудило ВМФ СССР, приступить к созданию противолодочных кораблей нового поколения. Следовало увеличить дальность обнаружения и уничтожения вероятного противника. Требовалось улучшить обитаемость и безопасность. Необходимо усилить защиту от ПКР. Также следовало усилить артиллерийское вооружение.

Зона интересов СССР расширялась, это требовало усиления морского присутствия. Создание нового проекта противолодочного корабля, для дальнего обнаружения и борьбы, становилось приоритетным. С появлением на флоте новых систем вооружения и радио-сопровождения, в начале 1970-х годов Северным ПКБ был получен заказ на проект БПК.

Многие наработки применили с предыдущих проектов. Идея использования за основу предыдущий проект 1135 (проект 1134А), который строился большой серией, позволила бы строить на старых стапелях. Однако требование флота разместить на корабле ГАК нового поколения, заставило отказаться от ограничений в размере.

Проектирование

Схема наружного вида БПК пр. 1155

В 1972 году Северное проектно-конструкторское бюро (Ленинград), под руководством Н.П. Соболева и В.П. Мишина, поступило техническое задание флота, проект большого противолодочного корабля нового поколения проект 1155.

Изначальное водоизмещение в 4000 т исключало установку ГАК «Полином» и двух вертолетов. Подкильный гидроакустический комплекс нового поколения, массой 800 т и длиной 30 м, потребовали новых обводов корпуса в носовой части.

Использование ферменной конструкции мачт с РЛС сократило общее количество надстроек. Кормовая часть приобрела новую форму с ангарами для вертолетов. Что позволило, в отличии от предыдущих проектов, базироваться на борту. Проектное водоизмещение возросло до 7000 т.

В следствии роста водоизмещения, увеличили мощность артиллерии. Установили две арт-установки АК-100 и АК-630 с большим боезапасом. Проектом предусматривалась установка новой РЛС СУАО МР-123-01.

Вместо ЗРК «Оса-М» установили многоканальный ЗРК «Кинжал», с управляемыми ракетами, в кормовой части и на полубаке. УРК-5 «Раструб-Б» разместили, взяв за основу проект 1134А, под ходовым мостиком. Оснастили системой оповещения лазерного наведения и комплексом космической связи «Прицеп-А».

На БПК проект 1155 установили газотурбинную силовую установку. Достоинством которой, является возможность быстро перейти в режим полной мощности за 10-15 минут. Имеют высокую удельную мощность при небольших габаритах, по сравнению с паротрубными установками. Два ГТА М9, более экономичные и удобные в эксплуатации. Для удобства замены агрегатов ГТД, газо-вывод идет от каждого эшелона в две дымовые трубы. Улучшен пост аварийного управления форсажными ГТД. Установлены новые системы пожаротушения и оповещения.

Все это привело к появлению универсального боевого корабля. В городе Калининград на ССЗ «Янтарь» соорудили новый стапель. 23 июля 1977 года заложен головной корабль «Удалой».

Литература и источники информации

Литература

Бережной С. С. Советский ВМФ 1945-1995. — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №1/1995. — 32 с.

Заблоцкий В. П. Большой противолодочный корабль «Николаев». — «Морская коллекция». — М.: Моделист-конструктор, №5/2006. — 32 с.

Машенский С. Н. Великолепная семёрка. Крылья «Беркутов». — «Корабли советского флота». — М.: Военная книга, 2007. — 208 с. — ISBN 978-5-902863-14-4

Ссылки

  • Страница «Википедии» о БПК «Азов»
  • Фотографии БПК «Азов» на navsource.narod.ru
  • Справка и фотографии БПК «Азов» на сайте nashflot.ru
  • Статья А. Розина об участии Черноморского флота в событиях грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг.

Примечания

  1. По техническому проекту 1134А предполагалась численность экипажа в 343 человека, из них 33 офицера; реальный штат экипажей построенных кораблей включал в себя 385 человек, в том числе 42 офицера.
  2. Ранее имя К. Е. Ворошилова в советском флоте присваивалось лёгкому крейсеру проекта 26.
  3. Семейство БПК под общим шифром «Беркут» включало в себя проекты 1134, 1134А и 1134Б.
  4. В дальнейшем, к весне 1980 года, американцы подготовили военную операцию по освобождению заложников из Тегерана, в которой задействовались и авианосцы «Нимиц» с «Корал Си» — их палубной авиации отводилась роль поддержки с воздуха. Операция под кодовым названием «Орлиный коготь» в апреле 1980 года окончилась полным провалом, поэтому с Ираном пришлось договариваться об освобождении заложников в обмен на разморозку иранских счетов за рубежом.

Постройка и испытания

Строительство больших противолодочных кораблей проекта 1134-А было развёрнуто в закрытом эллинге Ленинградского судостроительного завода им. А. А. Жданова. Главным строителем головного корабля был назначен Д. Б. Афанасьев, а ответственным сдатчиком — Ю. А. Большаков. Главными строителями других кораблей были Г. И. Цветков и Г. В. Филатов, а ответственными сдатчиками — Г. Г. Нарсесов, М. И. Шрамко, А. К. Бондаренко, К. П. Юсупов, В. М. Архаров и В. С. Воробьёв. Начальником группы технического сопровождения Северного проектно-конструкторского бюро был В. П. Мишин.

Постройка кораблей производилась поточно-производственным способом на четырёх позициях эллинга, где происходило формирование блоков корпуса из секций. Массогабаритные характеристики секций были ограничены грузоподъёмностью транспортных средств и стапельных кранов, а также размерами проёмов цехов и коридоров. Перестановка блоков корпуса осуществлялась при помощи трансбордера, предназначенного для бокового спуска кораблей. Соединение всех блоков осуществлялось единым кольцевым швом автоматической сварки. В процессе строительства серии проходила реконструкция завода и его оборудования.

Всего за одиннадцать лет (с 1966 по 1977 годы) было построено 10 кораблей, хотя различными вариантами кораблестроительных программ предполагалось построить для флота 32 корабля проектов и 1134-А.

Испытания кораблей серии проходили в напряжённой обстановке, типичной для времени холодной войны. Программа государственных испытаний включала: 6 — 8 стрельб зенитно-ракетным комплексом, до 10 артиллерийских стрельб комплексом АК-725, 5 — 6 стрельб противолодочным оружием. Проверка гидроакустических станций проводилась по дальности определения места подводной лодки проекта 613 (глубина 30 м, скорость 6 узлов). Дальности обнаружения воздушных и надводных целей всеми имеющимися на вооружении РЛС проверялись по самолёту Ил-28 при высоте полёта 11 000 м и сторожевым кораблям проекта 1135. Государственные испытания обычно не превышали трёхмесячный срок, но за этот период корабли проходили не менее 6000 морских миль. Водоизмещение и устойчивость кораблей проекта определялись по результатам кренгования головного корабля. Результаты испытаний показали вполне удовлетворительную мореходность кораблей проекта 1134-А.

Постройка и испытания

2 июня 1969 года заложен на верфи судостроительного завода № 190 имени А. А. Жданова в Ленинграде и зачислен в списки ВМФ 14 сентября 1969 года. Корабль получил заводской № 726 и название «Адмирал Октябрьский» в честь советского флотоводца, участника Великой Отечественной войны адмирала Филиппа Сергеевича Октябрьского (1899-1969).

БПК «Адмирал Октябрьский» спускают на воду боковым способом, 21 мая 1971 года

Постройка кораблей проекта 1134А производилась в Ленинграде поточно-производственным способом на четырёх позициях эллинга, где происходило формирование блоков корпуса из секций. Массогабаритные характеристики секций были ограничены грузоподъёмностью транспортных средств и стапельных кранов, а также размерами проёмов цехов и коридоров. Перестановка блоков корпуса осуществлялась при помощи трансбордера, предназначенного для бокового спуска кораблей. Соединение всех блоков осуществлялось единым кольцевым швом автоматической сварки. В результате принятых мер в относительно короткий срок — за одиннадцать лет, с 1966 по 1977 годы — удалось построить 10 кораблей этой серии.

Спуск «Адмирала Октябрьского» на воду состоялся 21 мая 1971 года.

28 декабря 1973 года, после завершения Государственных испытаний, флоту был передан новый БПК.

Постройка и испытания корабля в общей сложности заняли 3 года, 8 месяцев и 25 дней.

Модернизации и переоборудования

В 1977 году опытный образец ЗРК «Форт» был, наконец, готов к монтажу на корабль, так что его пусковые установки и систему управления смонтировали в предусмотренные для них помещения надстройки «Азова». Установка выполнялась в период с 10 мая по 31 октября 1977 года на заводе-строителе в Николаеве. Таким образом, с 1977 года БПК «Азов» оказался вооружён сразу тремя типами ЗРК — «Оса», «Шторм» и «Форт». Испытания и доработка новаторского ЗРК, тогда ещё не имевшего аналогов в мире, проходили долго и с большим напряжением, а окончательная сдача системы и официальное принятие её на вооружение состоялись лишь после проведения государственных испытаний на ТАРКР «Киров» в 1980 году.

С 18 июля 1984 по 21 февраля 1985 года корабль прошёл капитальный ремонт с модернизацией на заводе имени 61 коммунара в городе Николаеве. В ходе ремонта противолодочный ракетный комплекс «Метель» заменили на универсальный ракетный комплекс «Раструб-Б».

Описание конструкции

Корпус

Особенности стального корпуса кораблей проект 1155, имеют удлиненный полубак (простирается на 2/3 длины корпуса), и большой развал шпангоутов в носовой части. Что компенсировало негативное влияние обтекателя ГАК «Полином». Двойное дно по всей длине использовано для хранения топлива. Установлена система успокоения бортовой качки (гасится в три раза).

Помещения разделены огнеупорными переборками с применением негорючих материалов. Использовалась стационарная система пенотушения.

Три группы надстроек изготовлены из легких алюминиевых и магниевых сплавов. Расположены в средней и кормовой частях. Конструкторы улучшили эксплуатационные характеристики корабля.

Обитаемость

Для использования корабля в различных климатических условиях, улучшили обитаемость БПК. Одно- и двухместные каюты для старшего офицерского состава, двух- и четырехместные каюты для мичманов, кубрики на 12 и 14 человек для матросов. Также имелись помещения для отдыха, занятий спортом, лазарет.

Энергетическая установка

Две главные энергетические установки М9 работают, каждая на свою линию вала. Управляется с помощью пневмо-электрической системы. На корабли проект 1155 устанавливали 4 газотурбинные установки общей мощностью 63000лс, 2 маршевые установки ГТД Д090 мощностью 9000лс, 2 форсажных ГТД ДТ59 мощностью 22500лс.

Такое разделение позволяло экономить топливо, так как для газовых турбин экономия достигалась на больших оборотах. Таким образом можно использовать оптимальные турбины в зависимости от условий.
Для энергообеспечения корабля устанавливали 4 ГТГ по 1250кВт, 1 ДГ АДГР-200/1500 200кВт. Которые имеют утилизационные котлы, работающие на теплоотдаче. Что повышает производительность паровых котлов.

Постройка и испытания

7 марта 1970 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 20 марта 1970 года заложен на верфи судостроительного завода № 190 имени А. А. Жданова в Ленинграде. Корабль получил заводской № 725 и название «Маршал Ворошилов» в честь советского полководца и политического деятеля, маршала Климента Ефремовича Ворошилова (1881-1969).

БПК «Маршал Ворошилов» во время испытаний на Балтике, 1973 год

Постройка кораблей проекта 1134А производилась в Ленинграде поточно-производственным способом на четырёх позициях эллинга, где происходило формирование блоков корпуса из секций. Массогабаритные характеристики секций были ограничены грузоподъёмностью транспортных средств и стапельных кранов, а также размерами проёмов цехов и коридоров. Перестановка блоков корпуса осуществлялась при помощи трансбордера, предназначенного для бокового спуска кораблей. Соединение всех блоков осуществлялось единым кольцевым швом автоматической сварки. В результате принятых мер в относительно короткий срок — за одиннадцать лет, с 1966 по 1977 годы — удалось построить 10 кораблей этой серии.

Спуск «Маршала Ворошилова» на воду состоялся 8 октября 1970 года.

Экипаж БПК был сформирован согласно директиве Главного штаба ВМФ СССР на базе 7-й оперативной эскадры Северного флота. С 3 октября 1972 года кораблю присвоено звание Краснознамённого, а экипажу торжественно передан Краснознамённый Военно-Морской флаг, заслуженный в боях Великой Отечественной войны крейсером «Ворошилов».

15 сентября 1973 года, после завершения Государственных испытаний, флоту был передан новый БПК.

Постройка и испытания корабля в общей сложности заняли 2 года, 11 месяцев и 24 дня.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector