Катер «раптор»: характеристики технические и фото
Содержание:
- Замена класса Страж
- История [ править ]
- Конструкция патрульного катера Раптор проекта 03160
- Примечания[ | ]
- Устройство
- Новые патрульные катера «Раптор» в составе ВМФ России
- Конструкция
- Технические характеристики катеров Раптор
- Корабли
- Достоинства и недостатки
- История проекта 03160
- Алгоритм покраски плавсредства
- Достоинства и недостатки боевых катеров проекта 03160
- Зубастый малыш
- Примечания и ссылки
Замена класса Страж
Продолжение программы тихоокеанских патрульных катеров с помощью судов второго поколения считалось вероятным на протяжении многих лет из-за преимуществ и возможностей, предоставляемых эксплуатирующим странам, наряду с работой, предоставленной австралийской судостроительной промышленности. В начале 2000-х годов варианты класса Armidale от RAN или класса Protector от RNZN считались подходящими, хотя были опасения, что такие сложные суда будут слишком сложными и финансово ограниченными для обслуживания некоторыми небольшими участвующими странами. В отчете за 2008 год также предлагалось прекратить программу из-за растущих эксплуатационных расходов, налагаемых на Австралию (более чем вдвое превышающих ожидаемые годовые затраты в 12 миллионов австралийских долларов два года подряд), плохих эксплуатационных показателей (в среднем 36 дней в море на судно в год). это связано с трудностями эксплуатирующих стран с набором экипажей и обслуживанием судов, а также с отсутствием поддержки со стороны других стран, имеющих интересы в Тихом океане.
В июне 2014 года правительство Австралии объявило, что в рамках новой программы тихоокеанских патрульных катеров в Австралии будет построено не менее 20 судов нового класса. Программа замены тихоокеанских патрульных катеров стоимостью 2 миллиарда долларов (SEA 3036) (включая 594 миллиона австралийских долларов на строительство и 1,38 миллиарда австралийских долларов на эксплуатационные расходы) заменит существующие суда тихоокеанского класса, а также включит Восточный Тимор в качестве нового получателя. Запрос на конкурс был открыт для австралийских судостроителей 5 марта 2015 года и завершился 17 июня. Участникам тендера предлагается представить предложения по судну со стальным корпусом длиной 40 метров (130 футов) с дальностью полета 2500 морских миль (4600 км; 2900 миль) со скоростью 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час), максимальная скорость выше 20 узлов (37 км / ч; 23 миль / ч) и эксплуатационная автономность 20 дней. Запасные патрульные катера должны быть спроектированы в соответствии с коммерческими стандартами и просты в обслуживании. Они не будут построены с установленным оружием, но должны иметь возможность установить его позже. Эксплуатация новых патрульных катеров будет дополняться воздушным наблюдением и разведывательной информацией из Австралии в рамках Тихоокеанской программы морской безопасности .
В апреле 2016 года премьер-министр Малькольм Тернбулл объявил, что Austal была выбрана для строительства судов, а в мае 2016 года был подписан контракт на 19 судов класса Guardian. Еще два судна были предложены Восточному Тимору для покупки по согласованной фиксированной цене. Впоследствии это предложение было принято. Класс Guardian имеет длину 39,5 м, способен двигаться со скоростью 20 узлов (37 км / ч; 23 миль / ч) и со скоростью 12 узлов (22 км / ч; 14 миль / ч), обладает дальностью 3000 морских миль (5600 км; 3500 миль), вмещает 23 человека, несет 6,35- метровую RHIB и может быть оснащен 30-мм пушкой и двумя 12,7-мм пулеметами. Первое судно было спущено на воду 29 мая 2018 года, завершение строительства ожидается в октябре 2018 года, и оно будет передано Папуа-Новой Гвинее.
История [ править ]
PCE-872 , патрульный эскорт ВМС США времен Второй мировой войны
Во время обеих мировых войн, чтобы быстро наращивать численность, все стороны создавали вспомогательные патрульные катера, вооружая моторные лодки и морские рыболовные траулеры пулеметами и устаревшим военно-морским вооружением. Некоторые современные патрульные суда все еще базируются на рыболовных и прогулочных судах. Морские патрульные катера обычно имеют длину около 30 м (100 футов) и обычно несут одно артиллерийское орудие среднего калибра в качестве основного вооружения и различные более легкие вспомогательные вооружения, такие как пулеметы или системы вооружения ближнего боя . В зависимости от роли суда этого класса могут также иметь более сложные датчики и системы управления огнем , которые позволят им нести торпеды ,противокорабельные и зенитные ракеты .
Большинство современных конструкций приводятся в действие газотурбинными установками, такими как CODAG , и скорости обычно находятся в диапазоне 25–30 узлов (46–56 км / ч; 29–35 миль в час). Они в основном используются для патрулирования в исключительной экономической зоне страны (ИЭЗ). Общие задачи — это инспекция рыболовства , обязанности по борьбе с контрабандой (обычно по борьбе с наркотиками ), патрулирование нелегальной иммиграции, патрулирование по борьбе с пиратством и поисково-спасательные операции (работа правоохранительного характера). Самые большие OPV могут также иметь кабину экипажа и вертолет.встал. Ожидается, что во время кризиса или войны эти суда будут поддерживать более крупные суда военно-морского флота.
Их небольшие размеры и относительно невысокая стоимость делают их одним из самых распространенных типов военных кораблей в мире. Почти все военно-морские силы используют по крайней мере несколько морских патрульных судов, особенно те, которые имеют только возможности « зеленой воды ». Они полезны в небольших морях, таких как Северное море, а также в открытых океанах. К аналогичным судам исключительно военного назначения относятся миноносцы и ракетные катера . Военно- морской флот Соединенных Штатов в течение многих лет эксплуатировал вооруженные суда на подводных крыльях класса Pegasus в качестве патрульного катера. River Patrol Boat (PBR, иногда называемый «Riverine» и «Pibber») — это американский проект небольшого патрульного катера, предназначенный для патрулирования вод крупных рек.
Конструкция патрульного катера Раптор проекта 03160
Было уже сказано, что за основу нового отечественного патрульного катера были взяты параметры и конструкция патрульного катера Combat Boat 90, аналогичного по классу судна шведской постройки. Эти корабли, спущенные на воду шведской фирмой Dock Stavarvet в 1991 году, получили широкое распространение по всему миру. Удачная конструкция судна обеспечила его массовый выпуск. В более чем 10 странах, включая такие большие как США, Бразилия и Мексика – эти суда составляют костяк подразделений береговой обороны. Отечественная разработка стала практической реализацией лицензионного контракта.
Патрульные катера шведской постройки были переданы в состав Черноморского флота, обеспечивая охрану береговой зоны во время проведения Сочинской Олимпиады 2014 года.
В отличие от шведской модели судна российская разработка имеет большие размеры. Корпус длиной 17 метров изготовлен из алюминиевого сплава. Носовая часть корабля оснащена аппарелью, обеспечивающей удобное десантирование или пересадку на другой объект. Боевая рубка рассчитана на два члена экипажа, которые осуществляют управление судном. Десантное отделение оборудовано для перевозки 20 человек. Помимо носовой аппарели десантирование с катера можно осуществлять с кормы и через боковые люки. Имеющаяся внутри катера одна водонепроницаемая дверь обеспечивает кораблю необходимую плавучесть при затоплении одного из отсеков.
На судне в кормовой части имеется машинное отделение, где установлены два дизельных двигателя Caterpiller с турбо наддувом. Суммарная мощность двух дизелей составляет 2300 л.с. Такая мощность обеспечивает катеру большую грузоподъемность и высокую скорость хода, до 48 узлов. В качестве основного движителя на корабле стоят водометы Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS.
Отличительной особенностью нового судна является наличие броневой защиты. Следует отметить, что шведский катер не имел бронирования. Боевая рубка и кубрики для размещения десанта имеют противопульное и противоосколочное бронирование. Броня на катере соответствует 5 и 5А классу защиты. В рубке установлены иллюминаторы, изготовленные из прочного, пуленепробиваемого стекла толщиной 39 мм. Наличие брони существенно увеличило водоизмещение российского катера, 23 тонны против 13 тонн у шведской модели.
В сравнении с катерами зарубежной постройки, на которых из вооружения стоит только один пулемет калибром 12,7 мм, отечественные суда оснащаются куда более мощным вооружением. На катер установили 14,5 мм крупнокалиберный пулемет КПВТ в составе боевого автоматического модуля «Управа-КОРД». За счет гироскопа и стабилизатора огонь из боевого модуля можно вести даже при большом волнении. Прицельная дальность стрельбы составляет 2000 м. В дополнение к основному автоматическому оружию катера оснащаются двумя станковыми пулеметами «Печенег» калибром 7,62 мм.
Примечания[ | ]
- Военно-морской флот России получит патрульные катера «Раптор» — ИА REGNUM
- Патрульный катер проекта 03160 «Раптор», построенный на предприятии «Пелла», передан в состав Военно-морского флота
- Патрульный катер проекта 03160 «Раптор» спущен на воду
- «ПЕЛЛА» судостроительный выходит в море: безотказный катер «БК»
- https://military-informant.com/navy/rossiya-napravila-v-siriyu-katera-spetsialnogo-naznacheniya-raptor.html
- Российские «Рапторы» лишат американских двигателей
- Introduction of the new Rolls-Royce range of waterjets (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2020. Архивировано 26 января 2014 года.
- Турбодизель CAT C18 ACERT High Perfomance Propulsion Engines (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 14 июля 2020. Архивировано 8 июля 2020 года.
- Быстроходный патрульный катер «П-838»
- «Пелла» построит 8 десантно-штурмовых катеров для ВМФ России. 30.06.2014
- «Пелла» спустила на воду патрульный катер проекта 03160 «Раптор». 19.06.2014
- Новые катера для ближней морской зоны
- ВМФ России получил восьмой, последний в серии патрульный катер «Раптор»
- Минобороны России заключило контракты на поставку быстроходных патрульных катеров «Раптор» и рейдовых буксиров специального назначения проекта 16609
- В Санкт-Петербурге спущены на воду два новых патрульных катера «Раптор», строящиеся для ВМФ России
- ОАО «Пелла» заключило контракт с Министерством обороны Российской Федерации на изготовление и поставку 8 патрульных катеров на базе проекта 03160 («Раптор»).
- ↑ 1234 Патрульные катера проекта 03160 «Раптор» выходят в море: подробности проекта
- Осуществлен спуск на воду головного быстроходного патрульного катера пр. 03160 Раптор
- ↑ 123 Государственная приемная комиссия произвела приемку патрульных катеров проекта 03160
- Государственная приемная комиссия произвела приемку патрульного катера проекта 03160 стр. № 704
- Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт патрульного катера проекта 03160 стр. № 705.
- Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт патрульного катера проекта 03160, стр. № 706.
- ↑ 1234567 Проект 03160, шифр «Раптор»
- ↑ 1234567 Проект 03160, шифр «Раптор»
- Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт патрульного катера проекта 03160, стр. № 707.
- Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт патрульного катера проекта 03160, стр. № 708.
- ↑ 12 Состоялся спуск на воду и начаты испытания на 2х патрульных катерах проекта 03160, стр. № 709 и № 710.
- Состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160, стр. № 712.
- Государственной приёмной комиссией подписан приёмный Акт патрульного катера проекта 03160, стр. № 712
- Состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160, стр. № 713
- Подписан приемный Акт на патрульный катера проекта 03160, стр. № 713
- Состоялся спуск на воду патрульного катера проекта 03160, стр. № 714
- Государственной приёмной комиссией подписан приёмный Акт на патрульный катер проекта 03160, стр. № 714
- ↑ 12 Состоялась церемония спуска на воду двух патрульных катеров проекта 03160
Устройство
Корпус катера выполнен с внешними обводами в форме «глубокое V» из алюминиево-магниевого сплава.
Энергетическая установка первоначально состояла из двух дизель-редукторных агрегатов(ДРА) с V-образными 12-цилиндровыми дизельными двигателями М470М а затем устанавливались ДРА с четырёхтактными V-образными десятицилиндровыми дизелями 10V 2000 M93 мощностью 1120 кВт (1502 л.с.) при 2450 об/мин. Габаритные размеры с трансмиссией — 2255х1130х1230 мм. Сухая масса с трансмиссией — 2660 кг. Вспомогательная энергоустановка: дизель-генератор мощностью 26 кВт*.
В 2020 году была произведена замена главных двигателей MTU (Германия) на V-образные 12-цилиндровые дизельные двигатели М470МК, оснащённые воздушным компрессором, производства «Звезды». Двигатели М470М данного производителя уже устанавливались на катера в период с 2001 по 2006 годы.
Для обеспечения бортовой электросети и потребителей, катер оснащён дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.
Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.
Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулеметной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.
Новые патрульные катера «Раптор» в составе ВМФ России
Проектированием патрульного катера нового поколения для нужд военно-морского флота занималось конструкторское бюро Ленинградского судостроительного завода «Пелла». Это предприятие специализируется на проектировании и строительстве буксировочных и специализированных судов всех типов. Задание на проектирование и разработку нового катера для российского флота завод получил непосредственно от Высшего военно-морского командования. Выбор разработчика проекта был неслучаен. Именно ленинградские кораблестроители имели необходимый опыт в постройке судов специального назначения и катеров для морской и речной зоны. К тому же мощности завода и уникальные технологии, используемые при постройке судов, позволяли быстро и качественно выполнять условия контрактов.
Отечественный проект 03160 был разработан в течение короткого времени. Новое судно получило шифр «Раптор». Быстроходный вооруженный корабль должен был себя вести как стремительный и грозный доисторический хищник. Прошло всего около года, и первый катер уже начал вырисовываться в металле. Закладка первого катера на заводском стапеле состоялась в 2012 году. В следующем году судно было спущено на воду с бортовым номером П-274.
Новый катер внешне очень похож на другое патрульное судно, выпускаемое на Рыбинском судостроительном заводе, катер проекта 02510. И в том и в другом проекте за основу взят конструктив шведского патрульного корабля.
Корабль получился настолько удачным, что следом за головным кораблем были заложены еще три корабля. В 2014 году стало известно, что ленинградские судостроители заключили контракт на постройку 4-х судов в течение 2014 года и на строительство столько же однотипных судов уже в 2020 году.
На сегодняшний день патрульные катера П-274, П-275 и П-276 переданы флоту и зачислены в состав противодиверсионных сил Новороссийской военно-морской базы. Летом 2020 года на кораблях подняли Андреевские флаги. Четвертое судно с бортовым номером П-281 в декабре 2014 года спустили на воду. На следующий год патрульный катер поднял Андреевский флаг и вошел в состав Балтийского флота. Местом базирования судна стала Кронштадская военно-морская база.
https://youtube.com/watch?v=rozwAoT3UQA
Конструкция
Рубка с двумя рабочими местами экипажа и органами управления смещена к носовой части катера, она имеет броневую защиту классов 5 и 5а, иллюминаторы выполнены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм. Десантное отделение расположено за рубкой. Для высадки/посадки группы используются верхние и задние люки десантного отсека или проход от носовой аппарели через рубку. Также для высадки десанта на берег может использоваться носовая аппарель. При возможном затоплении одного из отсеков он блокируется водо-газонепроницаемой дверью, что позволяет предотвратить попадание воды в другие отсеки и последующее затопление катера. Экипаж — 2 человека, десантовместимость — 20 человек. Машинное отделение размещено в кормовой части судна, согласно информации производителя, оно укомплектовано двумя американскими турбодизелями CATERPILLAR C18 ACERT E-rating (1150 л. с. при 2300 об/мин, рабочим объемом 18,1 литра, конфигурация блока цилиндров — L6), далее идет механизм сцепления, так называемая муфта, за муфтой сцепления следует валолиния на водометные движители английского производства Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS, особенностью этих водометных движителей является возможность работы при частичном заполнении канала водовода, что дает возможность маневрирования при больших кренах корпуса судна, объем этого водовода составляет 170 литров, согласно спецификации производителя.
Тактико-технические характеристики:
П-280, 10 июня 2020 года
- Длина: 16,9 м (наибольшая)
- Ширина: 4,1 м (наибольшая)
- Высота : 3,6 м
- Осадка : 0,9 м
- Вес: 8 т (пустого)
- Водоизмещение: 23,0 т (полное)
- Мореходность Катер способен двигаться на любых курсовых углах при волнении до 5 баллов включительно.
- Дальность плавания: 300 миль (экономическим ходом)
- Скорость хода: 48 узлов (полная)-88 км/ч 28 узлов при высоте волны 2,5 м
- 20 узлов при высоте волны 4,5 м
Силовая установка: два дизельных двигателя CAT C18 ACERT мощностью по 1150 л. с. (847 кВт) при 2300 об/мин.
Суммарная мощность: 2300 л. с. (1694 кВт)
Движитель: два алюминиевых водометных движителя Rolls-Royce Kamewa 36A3 английского производства (диаметр импеллера 360 мм).
Вооружение
- Один боевой модуль «Управа-Корд» состоящий из пулемёта «КПВТ» калибра 14,5 мм, гиростабилизируемого оптико-электронного модуля (ГОЭМ) и системы управления огнём. БДМ «Управа-Корд» способен обнаруживать цели на фоне помех, просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учётом поправки на внешние факторы. Дальность обнаружения целей составляет 3 км, а прицельная дальность стрельбы — 2 км. Разработка ОАО «НПО «Карат».
- Два пулемёта «Печенег» калибра 7,62 мм на вертлюжных установках побортно.
Технические характеристики катеров Раптор
Характеристики катера Раптор вкратце можно изложить в виде небольшого списка:
- Длина: 17 м;
- Метров в ширину: 4;
- Водоизмещение: 23 т;
- Осадка: 0,9 м;
- Вместимость: 2 человека экипажа и 20 десантников;
- Скорость хода судна: 50 узлов;
- Дальность плавания: 300 миль.
Специально для удобства бойцов на борту катера расположен длинный отсек, оборудованный 20 местами, каждое из которых имеет по 3 ремня безопасности. Каждое кресло настраивается индивидуально под требования солдата, что обеспечивает комфорт в процессе плаванья, а также в условиях опасности или во время проведения боя.
Прямо за десантным отсеком располагается кормовой. Там находится специальное техническое отделение, в котором установлено несколько агрегатов:
- Сцепление;
- Мощные водометы;
- Турбированные дизельные моторы в количестве 2 штук.
Наличие водометов привносит особую «фишку» в конструкцию катера, поскольку за счет них тяжелое судно может, буквально, произвести разворот, находясь в статичном положении. Штатный моторист следит сразу за одновременной работой водометов и дизельных двигателей.
Возможно будет интересно: Катер Волжанка – модельный ряд и технические характеристики
Тактико технические ттх катера Раптор так же соответствуют всем современным требованиям. За ходовым постом оборудован боевой модуль, и его главной отличительной чертой является «Управа-корд», дистанционно управляемая боевая система. Она состоит из специального оптического модуля, а также пулемета КПВТ с калибром 14,5 мм. Даже в условиях различных помех (в том числе и радио) данный модель способен обнаруживать врага и вести прицельный огонь. Система в автоматическом режиме может производить корректировку, оценивать расстояние до врага, рассчитать траекторию движения и многое другое.
Корпус десантно-штурмового катера Раптор
Как уже было сказано, корпус катера изготовлен из алюминия, который совершенно не подвержен коррозии даже при нахождении в морской воде. Визуально судно соответствует всем требований, касаемо оформления военной техники. Маскировочная камуфляжная окраска смотрится внушительно, а также позволяет экипажу более незаметно передвигаться по водной глади.
Вооружение катеров Раптор
Боевая система работает в нескольких функциях, самой интересной из которых является ведение предупредительного огня. Аппарат отслеживает скорость цели и расстояние до нее, после чего производит очередь, ложащуюся поперек корпуса судна врага. Обнаружение цели производится на расстоянии до 3 км, а огонь на поражение ведется за 2 км. Убойная сила пули сохраняется на расстоянии до 8 км, а если враг приближается на 500 м, то один небольшой снаряд сможет пробить броню толщиной до 32 мм. При условиях недостаточно данной огневой мощи модуля управы корд калибром 14, на корпус катера можно установить портативный гранатомет.
Корабли
Полицейское судно Вануату RVS Tukoro в Таунсвилле в 2005 г.
Патрульный катер ВМС Тонги VOEA Savea
№ лодки | Имя | Вымпел | Страна |
Дата передачи |
В отставке | Организация |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | HMPNGS Rabaul экс- Тарангау | P01 | Папуа — Новая Гвинея | 1987-05 | 2018-08-03 | Силы обороны |
2 | РВС Тукоро | Вануату | 1987-06 | Полиция | ||
3 | HMPNGS Дрегер | P02 | Папуа — Новая Гвинея | 1987-10 | 2021-04-18 | Силы обороны |
4 | Нафануа | Самоа | 1988-03 | 2019-06-12 | Полиция | |
5 | RSIPV Lata | 03 | Соломоновы острова | 1988-07 | 2019-09-11 | Полиция |
6 | HMPNGS Seeadler | P03 | Папуа — Новая Гвинея | 1988-10 | 2021-04-18 | Силы обороны |
7 | CIPPB Te Kukupa | Острова Кука | 1989-03 | Полиция | ||
8 | HMPNGS Морсби экс- Василиск | P04 | Папуа — Новая Гвинея | 1989-07 | 2021-04-18 | Силы обороны |
9 | VOEA Neiafu | P201 | Тонга | 1989-10 | Оборонные услуги | |
10 | ФСС Паликир | 01 | Федеративные Штаты Микронезии | 1990-03 | Полиция | |
11 | VOEA Pangai | P202 | Тонга | 1990-06 | 2020-04-23 | Оборонные услуги |
12 | ФСС Микронезии | 02 | Федеративные Штаты Микронезии | 1990-11 | Полиция | |
13 | VOEA Savea | P203 | Тонга | 1991-03 | Оборонные услуги | |
14 | РМИС Ломор | 03 | Маршалловы острова | 1991-06 | Морской патруль | |
15 | RSIPV Auki | 04 | Соломоновы острова | 1991-11 | 2021-03-04 | Полиция |
16 | РКС Теаноаи | 301 | Кирибати | 1994-01 | Полиция | |
17 | РФНС Кула | 201 | Фиджи | 1994-05 | 2019-12-22 | военно-морской |
18 | HMTSS Te Mataili | 801 | Тувалу | 1994-10 | Полиция | |
19 | РФНС Кикау | 202 | Фиджи | 1995-05 | военно-морской | |
20 | РФНС Киро | 203 | Фиджи | 1995-10 | 2016 г. | военно-морской |
21 год | Президент PSS Х.И. Ремелиик | 001 | Палау | 1996-05 | 2020-03-13 | Полиция |
22 | Независимость ФСС | 03 | Федеративные Штаты Микронезии | 1997-05 | Полиция |
Достоинства и недостатки
На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» проекта 03160 выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:
- Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения.
- Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта.
- Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы.
- Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.
Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров есть и некоторые минусы:
- При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную.
- Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.
Проект 03160 «Раптор» представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти и уже стремится к десятку.
На сегодняшний день патрульные катера П-274, П-275 и П-276 переданы флоту и зачислены в состав противодиверсионных сил Новороссийской военно-морской базы. Летом 2021 года на кораблях подняли Андреевские флаги. Четвертое судно с бортовым номером П-281 в декабре 2014 года спустили на воду. На следующий год патрульный катер поднял Андреевский флаг и вошел в состав Балтийского флота. Местом базирования судна стала Кронштадская военно-морская база.
Сегодня в боевом строю на Балтике стоят патрульные катера типа «Раптор» с бортовыми номерами П-280, П-281 и П-344. На черноморском театре в составе сил береговой обороны Черноморского флота находятся катера П-274, П-275, П-415, П-413 и П-425.
В современных условиях катера типа «Раптор» несут патрульную службу по охране морских границ в акватории Финского залива и на Черном море. По непроверенным данным некоторое количество малых судов, похожих по параметрам и внешнему виду на катера проекта 03160, были замечены на борту российского судна, следовавшего в районе Восточного Средиземноморья. Предполагается, что два или три катера типа «Раптор» могут принять участие в войсковых операциях по охране российских военных судов, базирующихся в сирийской военно-морской базе Тартус.
Новые катера проекта 03160 типа «Раптор» являются результатом плодотворного сотрудничества военных ведомств королевства Швеции и РФ. Полученная на лицензионных условиях техническая документация позволила в кратчайшие сроки наладить на отечественных верфях массовое строительство кораблей подобного класса.
Практическая реализация проекта показала правоту и точность и инженерной мысли питерских кораблестроителей, сумевших создать практически новый универсальный боевой корабль. Отечественную разработку отличает высокая скорость хода, броня и мощное вооружение. Предполагается, что в дальнейшем суда будут строиться, как для оснащения собственных флотов, так и в экспортном варианте. Следующие партии судов могут быть заложены на Рыбинском судостроительном предприятии, освоившем производственный цикл строительства патрульных катеров проекта 02510 типа БК-16.
История проекта 03160
В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:
- Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
- Патрулирование акваторий;
- Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
- Осуществление поисково-спасательных работ.
Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:
- ПО «Алмаз»;
- ПО «Море»;
- Батумском ССЗ.
Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.
Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.
Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:
- Наличие аппарели для высадки десанта;
- Серьёзное вооружение на борту;
- Лёгкое бронирование корпуса;
- Небольшая осадка судна.
Алгоритм покраски плавсредства
Качественное и долговечное покрытие можно получить только при соблюдении последовательности производства работ. Перечень действий будет различен для катеров, корпусы которых выполнены из различных материалов. Так, подготовка поверхности плавсредства из алюминия, дюрали выполняется следующим образом:
- с корпуса демонтируются все декоративные элементы;
- те детали, которые не планируется окрашивать, или будут окрашены в другой цвет, так же либо снимаются, либо тщательно заклеивается защитной пленкой.
- старое покрытие тщательно удаляется;
- при наличии очагов коррозии, от них необходимо избавиться;
- дефекты корпуса (сколы, вмятины, трещины) необходимо устранить до начала окрашивания;
- корпус шлифуется, при необходимости – локально или полностью – грунтуется;
- после высыхания загрунтованной поверхности она полностью обезжиривается при помощи антисиликона или другого подходящего растворителя.
- площади под покраску матируют – это способствует повышению адгезии;
- поверхность очищается от пыли, и снова обрабатывается подходящим средством для обезжиривания.
Достоинства и недостатки боевых катеров проекта 03160
На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:
- Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения;
- Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта;
- Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы;
- Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.
Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров есть и некоторые минусы:
- При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную;
- Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.
При этом стоит заметить, что доля иностранных комплектующих, которые используются при строительстве катеров серии «Раптор» с каждым годом уменьшается.
Проект 03160 представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти.
Зубастый малыш
Корпус «Раптора» с целью облегчения конструкции выполнен из алюминиевого сплава, за счет чего его вес составляет всего 8 тонн. При этом прочностные характеристики корпуса весьма высоки: «Раптор» способен действовать в открытом море при волнении до 5 баллов.
В носовой части корпуса имеется откидывающаяся аппарель для высадки/приема десанта. Позади первого отсека, часто именуемого экипажем «форпик», находится возвышенный над палубой ходовой пост. В нем располагаются рабочие места командира катера и рулевого-сигнальщика, отвечающего также за вооружение катера.
Основное вооружение катера располагается за ходовым постом и представляет собой разработанный ОАО «НПО «Карат» дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд». Последний включает в себя гиростабилизируемый оптико-электронный модуль и крупнокалиберный танковый 14,5-мм пулемет КПВТ.
«Управа-Корд» способен обнаруживать цели на фоне помех, автоматически просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учетом поправки на внешние факторы. Среди типовых функций системы управления огнем модуля имеется и т.н. «предупредительный огонь». Это когда выбравший данную функцию оператор захватывает цель, а электроника сама рассчитывает угол поворота пулемета, при котором очередь не заденет цель, но аккуратно ляжет поперек ее курса.
Дальность обнаружения боевым модулем целей составляет 3 км, прицельная дальность стрельбы — 2 км. При этом дальность полета 14,5-мм пули с высокой убойной силой составляет 8 км. На дистанции в 500 метров боеприпасы КПВТ способны насквозь прошить 32-мм броню. При попадании в типовую обшивку самолета пули 12,5-мм пулемета создают пробоины диаметром до 400 мм.
В случае необходимости, вместо КПВТ боевой модуль может быть укомплектован автоматическим гранатометом.
Примечания и ссылки
О других проектах Викимедиа:
Патрульный (катер) , на Викискладе?
- ПВО артиллерии , которая была особенно во время Второй мировой войны, очень эффективна против быстрых кораблей, более легких целей , чем самолеты.
- Эпизод уничтожения израильского корвета « Эйлат» в 1967 году египетскими катерами, оснащенными ракетами « Стикс », в частности, вызвал возобновление интереса к скоростным катерам.
- Ракетные установки действительно оснащают страны с очень неровными берегами (Норвегия, бывшая Югославия …), которые охраняют проливы (Дания, Турция, Сингапур …) или которые граничат с закрытыми морями, такими как Балтийское, Черное или Красное море. Море (Германия, Швеция, Польша, Россия, Египет, Израиль…).
|
|
- Портал морского мира
- Портал военной истории