Катер «мангуст»
Содержание:
История создания
Проект современного патрульного катера разрабатывался во второй половине 1990-х годов. Разработкой занималось конструкторское бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге. Проект изначально ориентировался на нужды пограничной службы, а также применение в МЧС и силовых государственных структур. Основная цель заключалась в замене катера «Восток», технические характеристики которого начали устаревать.
Серийное производство нового корабля началось в 2000 году на судостроительном заводе Рыбинска «Вымпел». Первые образцы поступили на службу в Пограничные войска, после чего выпускались модификации и для других ведомств.
В 2013 году патрульные катера проекта 12150 «Мангуст» были модифицированы по заказу ВМФ РФ. Лодка получила увеличенную надстройку и видоизмененную компоновку внутренних помещений. Была добавлена и пулеметная установка с возможностью дистанционного управления. В итоге новая версия улучшила все характеристики базовой модели.
С учетом разработок под различные ведомства имеется несколько модификаций данного судна:
- 12150М — многоцелевой поисково-спасательный корабль;
- 12150А — патрульное судно против диверсий для ВМФ России;
- 12150В — катер с ракетным вооружением на борту;
- 12151 — лодка без собственного вооружения, разработана для МЧС.
Катера серии «Мангуст» продолжают использоваться силовыми ведомствами и пограничными службами. Это обусловлено хорошими техническими характеристиками, улучшенными с последней доработкой проекта в 2013 году, а также универсальностью судна.
Устройство
Корпус катера выполнен с внешними обводами в форме «глубокое V» из алюминиево-магниевого сплава.
Энергетическая установка первоначально состояла из двух дизель-редукторных агрегатов (ДРА) с V-образными 12-цилиндровыми дизельными двигателями М470М «Звезда», а затем устанавливались ДРА с четырёхтактными V-образными десятицилиндровыми дизелями 10V 2000 M93 фирмы «MTU» мощностью 1140 кВт (1550 л.с.) при 2450 об/мин. Габаритные размеры с трансмиссией — 2255х1130х1230 мм. Сухая масса с трансмиссией — 2660 кг. Вспомогательная энергоустановка: дизель-генератор мощностью 25 кВт.
В 2015 году была произведена замена главных двигателей «MTU» (Германия) на V-образные 12-цилиндровые дизельные двигатели М470К, оснащённые воздушным компрессором, производства «Звезда». Двигатели М470М данного производителя уже устанавливались на катера в период с 2001 по 2006 годы.
Для обеспечения бортовой электросети и потребителей, катер оснащён дизель-генератором мощностью 16 кВт для выработки переменного 3 фазного тока напряжением 220 В частотой 50 Гц и аккумуляторами 12/24 В.
Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.
Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулемётной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.
Достоинства и недостатки
Ключевое преимущество патрульного катера «Мангуст» — его скорость и маневренность. Даже при легком волнении на море судно способно развивать значительную скорость, что делает его незаменимым в проведении спецопераций и перехватах.
К преимуществам корабля относят и его продуманную компоновку. Лодка уже считается непотопляемой благодаря своей плавучести в случае затопления двух отсеков. Сами отделения при этом достаточно комфортабельны для размещения всего экипажа.
Из недостатков стандартной комплектации судна выделяют слабость его вооружения. На серьезные боевые операции катер не рассчитан. Для этих целей на него устанавливают дополнительное вооружение. Однако отсутствие брони ограничивает возможности его применения, хотя и позволяет судну развивать высокую скорость.
Несмотря на это лодка остается востребованной для несения патрульной службы во внутренней и приграничной акватории страны. Модифицированные версии продолжают собираться, 5-6 новых катеров поступают на вооружение различных ведомств ежегодно.
Ждет ли нас новая Цусима
Российские программы военного судостроения буксуют, зато устраиваются дорогостоящие военно-морские шоу
Каждый декабрь подводятся итоги года. Не обходит стороной этот обычай и Министерство обороны. Однако на сей раз военное ведомство начало подводить итоги 7 ноября. Могло показаться, что открытое заседание коллегии МО РФ, на котором оценивались результаты пятилетки 2012-2017 годов, приурочили к столетию Великой Октябрьской социалистической революции. Но это ошибочное впечатление. На самом деле повод имелся другой. Пять лет назад – 6 ноября 2012 года – Сергей Кужугетович Шойгу возглавил оборонное ведомство страны.
Особенности конструкции
Основа конструкции лодки «Мангуст» — V-образная форма, выполненная внешними обводами. Данный вариант считается стандартным для всех глиссирующих катеров, поскольку обеспечивает оптимальные ходовые качества и гидродинамическое сопротивление для более плавного движения.
В конструкции учитывается и безопасность корабля при волнении на море. Для этого имеются боковые интерцепторы, позволяющие сохранять устойчивость лодок с V-образной формой. Благодаря такой конструкции судно может развивать максимальную скорость при волнении в два балла. На низкой скорости оно может идти и при четырех баллах.
Корпус катера
Корпус катера выполнен из современного сплава алюминия с магнием, что делает конструкцию легче и прочнее. V-образная форма в сочетании с хорошей обтекаемостью обеспечивает оптимальное глиссирование, высокую скорость и маневренность судна. Именно данные качества делают его востребованным в патрулировании и спецоперациях.
Двигатель
Энергетическая установка «Мангуста» состоит из двух дизель-редукторных агрегатов (ДРА). Изначально в строительстве применялись отечественные дизельные двигатели М470М на 12 цилиндров. Позже их заменили на четырехтактные немецкие установки 10V 2000 M93 на 10 цилиндров. Однако с 2015 года в ходе программы импортозамещения вернулись отечественные двигатели М470МК.
Новая установка производится машиностроительным предприятием «Звезда», также имеет 12 цилиндров, оснащена воздушным компрессором. Суммарная мощность двух таких двигателей — 2600 л. с. Благодаря данному показателю, судно способно развивать скорость до 50 узлов, примерно 92 км/ч. Наиболее экономичный расход топлива зафиксирован на скорости в 36 узлов (67 км/ч).
Бортовая электроника
Бортовая электроника судна представлена тремя направлениями: навигационное оборудование, средства связи и наблюдения. К первому относят:
- комплект интегрированной навигационной системы;
- магнитный компас «Азимут» 90-1;
- гирокомпас PGM-C-009.
Средства наблюдения и связи представлены следующим оборудованием:
- станция спутниковой связи Inmarsat Sailor 500 Fleet Broadband;
- ПВ/КВ радиоустановка с цифровым избирательным вызовом (ЦИВ) и телексом Sailor 6300;
- ультракоротковолновая (УКВ) радиостанция с ЦИВ Sailor 6222;
- спутниковая станция Inmarsat-С Sailor 6110 mini-C;
- приемник NAVTEX NX-700A;
- аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ TRON 40S;
- два радиолокационных ответчика TRON SART;
- три переносных УКВ-радиостанции SP3520;
- средства внутрикорабельной связи и трансляции.
Работа электронного оборудования обеспечивается дополнительным дизельным генератором на 16 кВт. Данная установка вырабатывает переменный трехфазный ток для питания всей бортовой сети с напряжением в 220 В и частотой 50 Гц. Дополнительно имеются аккумуляторы с напряжением 12/24 В.
Днище корабля
Как и корпус, днище лодки выполнено из современных сплавов. Снаружи предусмотрена двухслойная защита из протекторного электрохимического и лакокрасочного покрытия. Использовано специальное антикоррозийное нанесение. Данная технология обеспечивает не только лучшее скольжение, но и значительно снижает износ корпуса и днища лодки в процессе эксплуатации.
6 отсеков
Внутренняя компоновка судна делит его на 6 отсеков. Их расположение позволяет комфортно размещать 6 членов экипажа — имеются две одноместные каюты, кубрик, кают-компания, совмещенная с камбузом. Машинное отделение расположено в задней части катера. Вся компоновка продумана таким образом, что при затоплении одного-двух отсеков корабль может оставаться на плаву.
Балтика
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
ПСКР | «Надёжный» | пр.22460 | 2016 |
ПСКР | «Анатолий Королёв» | пр.10410 | 1992 |
ПСКР | «Алмаз» | пр.10410 | 1993 |
ПСКР | «Василий Грязев» | пр.10410 | 2007 |
ПСКР | «Байкал» | пр.745П | 1980 |
ПСКА | ПСКА-303 | пр.12200 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-306 | пр.12200 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-309 | пр.12200 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-317 | пр.12200 | 2015 |
ПСКА | ПСКА-601 | пр.12150 | 2003 |
ПСКА | ПСКА-610 | пр.12150 | 2009 |
ПСКА | ПСКА-615 | пр.12150 | 2010 |
ПСКА | ПСКА-616 | пр.12150 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-619 | пр.12150 | 2011 |
ПСКА | ПСКА-623 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-626 | пр.12150 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-632 | пр.12150 | 2013 |
ПСКА | ПСКА-817 | пр.18623 | 2003 |
ПСКА | ПСКА-297 | пр.1496М1 | 2012 |
ПСКА | ПСКА-274 | пр.1496 | 1985 |
ПСКА | ПСКА-280 | пр.1496 | 1988 |
ПСКА | ПСКА-14 | пр.П1415 | 1982 |
ПСКА | ПСКА-15 | пр.П1415 | 1982 |
ПСКА | ПСКА-25 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-27 | пр.П1415 | — |
ПСКА | ПСКА-38 | пр.Г1415 | 1985 |
ПСКА | ПСКА-321 | пр.РМ376У | — |
ПСКА | ПСКА-322 | пр.РМ376У | — |
ПСКА | ПСКА-336 | пр.РМ376М2 | 1995 |
ППС | ППС-804 | пр.13303 | 1993 |
ПКАО | ПСКА-772 | пр.1176 | 1995 |
Суммарно Балтика | Всего единиц: 31
5 пограничных сторожевых кораблей, 24 пограничных сторожевых катера, 1 пограничное патрульное судно, 1 пограничный катер обеспечения |
История
Катера проекта 12150 «Мангуст» спроектированы в «ЦМКБ „Алмаз“» и производятся в России на судостроительном заводе «Вымпел» в городе Рыбинске.
Серийно выпускаются с 2000 года.
Применяются в основном Пограничной службой ФСБ России (8 катеров: четыре из них используются в Чёрном море, два в Каспийском море, один в Азовском море и один в Балтийском море) и МЧС России (7 катеров в поисково-спасательной модификации (проект 12150М).
Имеются заказы ещё на несколько катеров этого проекта.
В 2009 году ОАО «Вымпел» сдало 5 катеров для ФСБ РФ (ЧФ и БФ).
На 2010 год — заказ 5 катеров.
На 2011 и 2012 годы — 8 и 12 соответственно.
В августе 2012 года два патрульных катера «Мангуст» были доставлены во Владивосток. Одной из первых задач для них станет обеспечение безопасности во время проведения саммита АТЭС во Владивостоке.
5-го сентября 2013-го спущен на воду обновлённый катер проекта 12150 «Мангуст». Как сообщает пресс-служба судостроительного завода «Вымпел», это второй катер серии, построенный для ВМФ РФ в 2013 году. Обновление проекта проводилось специалистами предприятия совместно с ЦМКБ «Алмаз». Была изменена внутренняя компоновка корабля, увеличена надстройка, установлена удалённо управляемая пулемётная установка. Результатом обновления стало улучшение боевых, тактических, мореходных и технических характеристик катера, а также условий проживания экипажа.
Зубастый малыш
Корпус «Раптора» с целью облегчения конструкции выполнен из алюминиевого сплава, за счет чего его вес составляет всего 8 тонн. При этом прочностные характеристики корпуса весьма высоки: «Раптор» способен действовать в открытом море при волнении до 5 баллов.
В носовой части корпуса имеется откидывающаяся аппарель для высадки/приема десанта. Позади первого отсека, часто именуемого экипажем «форпик», находится возвышенный над палубой ходовой пост. В нем располагаются рабочие места командира катера и рулевого-сигнальщика, отвечающего также за вооружение катера.
Основное вооружение катера располагается за ходовым постом и представляет собой разработанный ОАО «НПО «Карат» дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд». Последний включает в себя гиростабилизируемый оптико-электронный модуль и крупнокалиберный танковый 14,5-мм пулемет КПВТ.
«Управа-Корд» способен обнаруживать цели на фоне помех, автоматически просчитывать траекторию движения цели и корректировать огонь с учетом поправки на внешние факторы. Среди типовых функций системы управления огнем модуля имеется и т.н. «предупредительный огонь». Это когда выбравший данную функцию оператор захватывает цель, а электроника сама рассчитывает угол поворота пулемета, при котором очередь не заденет цель, но аккуратно ляжет поперек ее курса.
Дальность обнаружения боевым модулем целей составляет 3 км, прицельная дальность стрельбы — 2 км. При этом дальность полета 14,5-мм пули с высокой убойной силой составляет 8 км. На дистанции в 500 метров боеприпасы КПВТ способны насквозь прошить 32-мм броню. При попадании в типовую обшивку самолета пули 12,5-мм пулемета создают пробоины диаметром до 400 мм.
В случае необходимости, вместо КПВТ боевой модуль может быть укомплектован автоматическим гранатометом.
Модернизации и переоборудования
Самый основной заказ на строительство патрульных катеров в боевом варианте для нужд Пограничной службы. Далее появилась модификация судна с усиленным вооружением. На катерах проекта 12150В установили ракетно-артиллерийский комплекс «Вихрь», в комплект которого входят ракетная установка и автоматическое 30-мм орудие. Комплекс может осуществлять лазерное целеуказание. Дальность стрельбы ракетным оружием составляет 10 км. Следом за боевыми модификациями со стапелей Рыбинского ССЗ сошли катера проекта 12150М. Эти суда созданы для нужд спасателей службы МЧС России. Именно эти катера призваны вести спасательные и поисковые работы в зоне стихийных бедствий, при кораблекрушениях и авариях на море. Начиная с 2000 года, всего построено и введено в строй 75 судов этого проекта. Основная серия патрульных катеров – это суда, строящиеся по контракту для Федеральной Службы Безопасности России. Большая часть судов первой серии отправлена служить на Черное море. Место базирования на сегодняшний день военно-морская база Балаклава. Суда, которые стали поступать в строй, начиная с 2018 года, отправляются на Дальний Восток для несения Пограничной службы на острове Сахалин.
Часть судов передана Пограничной службе ФСБ России на Каспийском море для управлений ФСБ в Астраханской области и в Республике Дагестан.
- 12150М — многоцелевой, поисково-спасательный;
- 12150А — патрульный/противодиверсионный для ВМФ;
- 12150В — малый ракетный катер;
- 12151 — без вооружения.
Удар «Молнии»
Главный козырь «Молний» — ударное оружие. Малые корветы уничтожали флот противника при помощи комплексов «Москит», один залп которого может отправить на дно массивный корабль, находящийся в нескольких десятках километров. Его ракеты практически не поддаются перехвату средствами противовоздушной и противоракетной обороны.
«Москит» маневрирует в горизонтальной плоскости на огромной скорости и способен уничтожать надводные суда, корабли конвоя и одиночные цели. За это он получил прозвище «убийца авианосцев».
В 2000-м году «Вымпел» подписал контракт с Министерством национальной обороны Вьетнама. Он предполагал поставку двух и совместное строительство ещё десяти катеров.
— Это был большой опыт для «Вымпела» по работе с инозаказчиками. Мы обучили около сотни вьетнамских специалистов всех судостроительных специальностей, начиная от рабочего по сварке алюминиево-магниевых сплавов и заканчивая главными технологами, — продолжает Дмитрий Беляков. — Мы организовали строительство кораблей на вьетнамских верфях и оказывали серьёзную техническую поддержку. Во время исполнения этого контракта с 2008-го по 2017-й год большое количество специалистов «Вымпела» побывали в долгосрочных командировках и оказывали помощь Социалистической республике Вьетнам в строительстве кораблей.
Лёгкие корветы проекта 12418 до сих пор актуальны и востребованы. Сейчас «Вымпел» строит модернизированные «Молнии» для российского Военно-морского флота и ведёт переговоры с четырьмя государствами, интересующимися кораблями этого проекта.
Особенности конструкции
Основа конструкции лодки «Мангуст» — V-образная форма, выполненная внешними обводами. Данный вариант считается стандартным для всех глиссирующих катеров, поскольку обеспечивает оптимальные ходовые качества и гидродинамическое сопротивление для более плавного движения.
В конструкции учитывается и безопасность корабля при волнении на море. Для этого имеются боковые интерцепторы, позволяющие сохранять устойчивость лодок с V-образной формой. Благодаря такой конструкции судно может развивать максимальную скорость при волнении в два балла. На низкой скорости оно может идти и при четырех баллах.
Корпус катера
Корпус катера выполнен из современного сплава алюминия с магнием, что делает конструкцию легче и прочнее. V-образная форма в сочетании с хорошей обтекаемостью обеспечивает оптимальное глиссирование, высокую скорость и маневренность судна. Именно данные качества делают его востребованным в патрулировании и спецоперациях.
Двигатель
Энергетическая установка «Мангуста» состоит из двух дизель-редукторных агрегатов (ДРА). Изначально в строительстве применялись отечественные дизельные двигатели М470М на 12 цилиндров. Позже их заменили на четырехтактные немецкие установки 10V 2000 M93 на 10 цилиндров. Однако с 2015 года в ходе программы импортозамещения вернулись отечественные двигатели М470МК.
Новая установка производится машиностроительным предприятием «Звезда», также имеет 12 цилиндров, оснащена воздушным компрессором. Суммарная мощность двух таких двигателей — 2600 л. с. Благодаря данному показателю, судно способно развивать скорость до 50 узлов, примерно 92 км/ч. Наиболее экономичный расход топлива зафиксирован на скорости в 36 узлов (67 км/ч).
Бортовая электроника
Бортовая электроника судна представлена тремя направлениями: навигационное оборудование, средства связи и наблюдения. К первому относят:
- комплект интегрированной навигационной системы;
- магнитный компас «Азимут» 90-1;
- гирокомпас PGM-C-009.
Средства наблюдения и связи представлены следующим оборудованием:
- станция спутниковой связи Inmarsat Sailor 500 Fleet Broadband;
- ПВ/КВ радиоустановка с цифровым избирательным вызовом (ЦИВ) и телексом Sailor 6300;
- ультракоротковолновая (УКВ) радиостанция с ЦИВ Sailor 6222;
- спутниковая станция Inmarsat-С Sailor 6110 mini-C;
- приемник NAVTEX NX-700A;
- аварийный радиобуй системы КОСПАС-САРСАТ TRON 40S;
- два радиолокационных ответчика TRON SART;
- три переносных УКВ-радиостанции SP3520;
- средства внутрикорабельной связи и трансляции.
Работа электронного оборудования обеспечивается дополнительным дизельным генератором на 16 кВт. Данная установка вырабатывает переменный трехфазный ток для питания всей бортовой сети с напряжением в 220 В и частотой 50 Гц. Дополнительно имеются аккумуляторы с напряжением 12/24 В.
Днище корабля
Как и корпус, днище лодки выполнено из современных сплавов. Снаружи предусмотрена двухслойная защита из протекторного электрохимического и лакокрасочного покрытия. Использовано специальное антикоррозийное нанесение. Данная технология обеспечивает не только лучшее скольжение, но и значительно снижает износ корпуса и днища лодки в процессе эксплуатации.
6 отсеков
Внутренняя компоновка судна делит его на 6 отсеков. Их расположение позволяет комфортно размещать 6 членов экипажа — имеются две одноместные каюты, кубрик, кают-компания, совмещенная с камбузом. Машинное отделение расположено в задней части катера. Вся компоновка продумана таким образом, что при затоплении одного-двух отсеков корабль может оставаться на плаву.
Вооружение
Патрульный катер проекта 12150 типа «Мангуст» имеет уникальные эксплуатационные характеристики для кораблей своего класса. Задача конструкторов питерского КБ «Алмаз» заключалась в том, чтобы создать мощный, скоростной корабль небольших размеров. Новый катер должен был иметь большую дальность плавания, экономичность и высокий эксплуатационный ресурс. Катер оснащён навигационно-связным комплексом, в состав которого входят: РЛС, электронный прокладчик, гироскопический и магнитный (КМ-69М2) компасы, спутниковая навигационная система, лаг, эхолот, УКВ радиоустановка, ПВ/КВ радиостанция, приёмник NAVTEX, радиолокационный ответчик, аварийный буй системы КОСПАС-САРСАТ, 3 носимые УКВ радиостанции.
Основным вооружением катера является 14,5-мм пулемёт КПВТ в составе морской тумбовой пулеметной установки (МТПУ), размещаемой в кормовой части. Установка предназначена для борьбы с надводными, береговыми и воздушными легкобронированными целями. Обеспечивает поражение надводных и береговых целей на дальностях до 2000 м при высоте до 1500 м. В ходе обновления МТПУ заменена на удалённо управляемую пулемётную установку размещённую в носовой части катера.
Катер может развивать максимальную скорость до 50 узлов и находиться в море до 2 суток. Рыбинские корабелы вместе с конструкторами ЦКБ «Алмаз» сумели создать три модификации патрульных катеров типа «Мангуст».
История[ | ]
Патрульный катер проекта 12200 «Соболь» разработан в Санкт-Петербургском Центральном морском конструкторском бюро «Алмаз».
Головной патрульный катер проекта 12200 (заводской № 200) был построен в 2006 году на СФ «Алмаз» (Санкт-Петербург) и сдан на год в опытную эксплуатацию Береговой охране России. По результатам его испытаний было принято решение о запуске «Соболя» в серию из 30 единиц.
В 2008 году был построен первый серийный катер данного проекта (заводской № 201).
В течение 2009 года построено шесть единиц: заводские № 202—207.
В 2010 году были спущены на воду два катера проекта: заводские № 208 и 209. В этом же году было заложено ещё пять катеров: три на СФ «Алмаз» — № 210—212 и два на «Восточной верфи» Владивостоке.
Два катера были проданы Туркмении на Каспийское море.
В конце 2014 года, пограничное управление ФСБ России по Республике Крым в Балаклаве, получило катер проекта 12200 «Соболь» под номером 217.
В 2021 году два катера были переданы Сахалинскому управлению пограничной охраны, ещё два будут доставлен в июле 2021 года.
Сторожевые катера
Сторожевое судно – это, прежде всего, класс боевого корабля. Он достаточно скоростной и имеет небольшие габариты.
Катер предназначен для службы в пограничных службах и выполняет несколько основных задач:
- Охраняет государственные водные границы;
- Несет сторожевую и патрульную службу в прибрежных водах и на подходах к стратегически важным морским базам;
- Наносит огневые удары по другим судам;
- В военное время охраняют корабли и другой транспорт, а также сопровождают субмарины.
Лодка отличается от других судов, например, грузных миноносцев или эсминцев небольшими габаритами, высокой скоростью хода и маневренностью, что позволяет судну успешно выполнять, поставленные перед ним задачи, на государственных границах. За счет своих малых размеров и высокой автономности он способен долго и незаметно скрываться в засадах, оперативно и практически бесшумно перехватывать и обезвреживать нарушителей. Для обнаружения противника на борту предусмотрено навигационное оборудование и система определения государственной принадлежности.
Катера
Разновидности
Торпедный катер
Сторожевой катер
Рейдовый катер
Катер на воздушной подушке
Ракетный катер – малый ракетный корабль
Десантный катер
Торпедный катер тип г-5
Патрульный катер
Эстонский сторожевой катер EML P421
Первые сторожевые катера
История создания сторожевого катера началась в первые годы XX века. Когда началась Первая мировая война, в Российском флоте не было ни одного боевого катера. Вопрос был поставлен остро. Флоту были необходимы быстроходные суда, вооруженные пушками, для патрулирования и борьбы с немецкими подлодками и миноносцами.
Строительство сторожевика осуществлялось на верфи Золотова. В 1916 году Балтийский флот получил на вооружение 12 быстроходных катеров с деревянными корпусами. Лодка была вооружена 47-мм пушкой и 7,62-мм пулеметом. Эти судна принимали непосредственное участие в боевых действиях Первой мировой войны.
Вторая серия уже более крупных катеров была выпущена в 1918 году. Длина корпуса составляла – 19 метров. Часть судов отправили на Волгу, где они принимали участие в битвах за Казань. Еще один был переброшен на реку Кама для перевозки войск и грузов, воюющих против Колчака.
В 20-ее гг. XX столетия некоторые представители сторожевых катеров использовались для пограничного дозора. Серия для массового производства была разработанна в 1925 году.
Основное предназначение кораблей
«Мангуст» 12150 проектировался специально для вооруженных сил. Еще на этапе разработки основными задачами корабля выделяли патрулирование территориальных вод, проведение рейдов и операций различных госструктур. До сих пор судно успешно справляется с данными задачами за счет своих технических характеристик.
Лодка используется таможенной береговой службой, морской полицией, инспекцией рыболовной охраны, МЧС. Применяется для охраны государственных границ, пресечения контрабанды, проведения спецопераций и рейдов, патрулирования, предотвращения браконьерства. Нередко используется и для организации поисково-спасательных операций как во внутренней акватории, так и в прибрежных водах.
Кругом одни «провокации»
Безусловными звездами телеэкранов в минувшие дни стали украинские корабли, впервые в истории ВМСУ совершившие проход под Крымским мостом.
Переход из Одессы в Мариуполь, стартовавший еще 20 сентября, дался личному составу ВМСУ непросто. Не так-то легко оказалось старенькому буксиру на трех узлах тащить еще более древний и лишенный возможности дать ход «Донбасс» вокруг Крыма.
В то время как экипажи кораблей были заняты несением вахт, прикомандированный к «Корцу» и «Донбассу» отряд военной прокуратуры Южного региона Украины откровенно бездельничал. Военюристам была поставлена задача «фиксировать соблюдения РФ Конвенции ООН и международных соглашений», а также документировать «возможную противоправную деятельность со стороны представителей оккупационных войск во время прохода Керченского пролива».
Однако время шло, а ожидаемых провокаций со стороны «клятого агрессора» все как-то не случалось. Обидно! Опять же — возвращаться без перемоги не хотелось.
Поэтому ее пришлось выдумать. Доблестные представители военной прокуратуры Украины начали записывать в противоправные действия все, что им попадалось на глаза. Российский разведывательный корабль «Приазовье» в международных водах «повис на хвосте» у украинских кораблей? Це провокация. Российский истребитель пролетел? Двойная провокация. Русские потребовали взять лоцмана для прохода Керчь-Еникальским каналом? Провокация повышенной неописуемости. Доказательства? Вот три любительские фотографии, а в остальном джентльменам положено верить на слово!..
Затем случилась жуткая ночь в Азовском море. У буксира вышла из строя главная энергетическая установка, и какое-то время, пока ее не починили, «Корец» и «Донбасс» дрейфовали неизвестно куда с ненулевым шансом оказаться выброшенными на русский берег. Словом, когда корабли ВМСУ ошвартовались наконец-то в Мариуполе, команды буксира и поисково-спасательного судна восприняли это как чудо. Реакция военюристов на завершение похода осталась неизвестной, поскольку их укачало еще в Черном море.
Устали не только экипажи «Корца» и «Донбасса». Изрядно вымотались за ночь с 24 на 25 сентября и команды двух малых бронированных артиллерийских катеров (МБАК) проекта 58155 «Лубны» и «Кременчуг», вышедших из Бердянска навстречу буксиру и поисково-спасательному судну. После того как МБАКи в ночной темноте сумели отыскать «Корец» и «Донбасс», а затем сопроводить их до Мариуполя, команды бронекатеров тоже с большим удовольствием сыграли себе отбой и упали в койки.