Артиллерийские катера проекта 1204
Содержание:
Конструкция
Корпус и надстройка
Корпус ракетного катера — гладкопалубный, выполнен из стали, имеет небольшую седловатость и комбинированные обводы. Восемью водонепроницаемыми переборками разделён на девять отсеков. Надстройки катера (за исключением газоотбойников) изготовлены из лёгких сплавов. Главные механизмы располагаются в двух смежных отсеках в кормовой части корпуса.
Главные размерения ракетного катера: длина корпуса — 56,1 м, наибольшая ширина — 10,2 м. Осадка по корпусу — 2,5 м (2,3 м для катеров проекта 1241РЭ), по винтам при полной осадке — 3,60 м, осадка эксплуатационная (для проекта 12421) — 2,55 м. Водоизмещение у различных модификаций проекта несколько различается, но лежит в пределах 500 тонн. Высота борта на миделе — 5,31 м.
Энергетическая установка
Из-за задержки с разработкой дизель-газотурбинной энергетической установки (ЭУ) первые катера проекта 1241.1, 1241РЭ, 12417 оснащались двухвальной газо-газотурбинной ЭУ (газо-турбозубчатым агрегатом) М-15, состоящей из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12 000 л. с. каждая, двух маршевых турбин типа М-75 мощностью по 5000 л. с. и четырёх редукторов. Обладая рядом достоинств, в том числе большей экономичностью, газо-газотурбинная энергетическая установка оказалась неудобной для управления катером на малых ходах и, особенно, при швартовках. Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Максимально развиваемая катерами с газо-газотурбинной ЭУ скорость — 42 узла, экономическая — 13 узлов. Дальность плавания: полным ходом — 760 морских миль, экономическим ходом — 1400 морских миль.
Энергетическая установка ракетных катеров проекта 12411, 12418, 12421 — двухвальная дизель-газотурбинная. Она состоит из двух форсажных турбин типа М-70 мощностью по 12 000 л. с. и двух маршевых дизельных агрегатов М-510 мощностью 4 000 л. с. (каждый из дизельных агрегатов состоит из дизеля М-504 с двухскоростным редуктором и гидротрансформатора). Главные двигатели работают каждый на свой гребной винт фиксированного шага. Скорость максимальная — 41 узел, экономическая — 14 узлов. Дальность плавания: 36-узловым ходом — 400 морских миль, экономическим ходом — 1600 морских миль, 12-узловым ходом — 2400 морских миль.
На катерах всех проектов установлены два дизель-генератора ДГ-200 мощностью по 200 кВт каждый и один дизель-генератор ДГР-75 мощностью 100 кВт.
Общекорабельные устройства
Рулевое устройство В состав винторулевой группы катеров проекта 1241 входят два винта фиксированного шага.
Швартовное, якорное и буксирное устройства
На баке размещён носовой электро-гидравлический шпиль для стравливания и выборки якорной цепи, а также для швартовки носовой части корабля. На юте находится электро-механический шпиль для швартовки кормовой части. Всего на корабле имеется четыре швартовые вьюшки.
Спасательные устройства
Спасательные устройства на катерах проекта 1241 представлены пятью спасательными плотами, три из которых размещены на крыше первого яруса надстройки (в кормовой её части, между автоматами АК-630), и два — в нос от ходовой рубки.
Мореходность
Мореходные качества катера обеспечивают безопасное плавание на пониженных скоростях при состоянии моря до 7-8 баллов.
Обитаемость
Экипаж катеров проекта 12411-Т — 41 человек (на катерах проекта 12411-М он уменьшен до 40), в том числе 5 офицеров, включая командира. Командир размещается в двухместной каюте, расположенной на первом ярусе надстройки (под ходовой рубкой) с левого борта. Остальные офицеры размещаются в двух четырёхместных каютах побортно. Матросы живут в трёх кубриках, располагающихся под главной палубой в носовой части катера. Носовой кубрик (на семь двухместных коек) расположен в нос от шахты боезапаса артиллерийской установки АК-176, два остальных кубрика, меньшей вместимости чем первый, размещены побортно сзади и вбок от шахты боезапаса АУ АК-176. Столовая личного состава размером 5×4 метра расположена на главной палубе в районе юта.
Автономность корабля по запасам провизии — 10 суток. Для хранения провизии оборудованы кладовые помещения, расположенные на главной палубе в районе бака в нос от матросских кубриков; под шахтой боезапаса АУ АК-176 находится цистерна пресной воды.
Описание катера[ | код]
Корпус | код
Артиллерийский катер проекта 1204. Москва. 2017. Сильно увеличивается
Стальной корпус АКА пр. 1204 гладкопалубный, в отличие от предыдущих советских БКА пр. 191М, для использования катеров в прибрежных мелководных районах морей, с тоннельным образованием в подводной части в районе гребных винтов для их защиты. Кроме того, увеличен запас прочности корпуса (до 1,75) и он разделен водонепроницаемыми переборками на 11 отсеков.
Деление на отсеки:
- — Форпик (от 0-го до 4-го шпангоутов);
- — Кубрик мичманов (4-й — 9-й шпангоуты);
- — Носовой артиллерийский отсек (9-й — 12-й шпангоуты);
- — Кубрик команды (12-й — 17-й шпангоуты);
- — Командирский отсек с радиорубкой (17—21 ½ шпангоуты);
- — Кубрик команды (21 ½—25 ½ шпангоуты);
- — Отсек поста управления двигателями (ПУД) (25—29 ½ шпангоуты);
- — Моторный отсек (генераторное и моторное отделения (29½—33 и 33—41 шпангоуты));
- — Кормовой подбашенный отсек (41—44 шпангоуты);
- — Камбуз (44—48 шпангоуты);
- — Ахтерпик (48 шпангоут — транец).
Энергетическая установка | код
Главная энергетическая установка двухвальная с расположением главных двигателей в одном моторном отделении.
Главные двигатели — дизели типа «М-50Ф» мощностью по 1200 л. с. (ресурс до переборки 600 ч.).
Электроэнергетическая система переменного тока с напряжением в 380 В включала два автоматизированных дизель-генератора «ДГА-25-9» мощностью по 25 кВт в генераторном отделении.
На АКА 1204 система дистанционного управления дизельными установками «Орион».
Охлаждение двигателей забортной водой. А у АКА 1204 на р. Амударье оборудована автономная система охлаждения. По бортам катеров сварены регистры из труб, проходя через которые вода из двигателей охлаждалась.
Радиоэлектронное оборудование | код
На АКА пр. 1204 навигационные радиолокационные станции «Донец-2» и «Лоция».
Оптические средства наблюдения дополнили электрооптической аппаратурой ночного видения «МЭ5» (Тромбон).
Навигационное и штурманское вооружение | код
На АКА пр. 1204 эхолот «НЭЛ-7». Кроме того, для навигационного освещения и световой сигнализации использовался морской прожектор «K-35-3TM».
Прожектор состоит из фонаря, поворотной вилки и основания для установки прожектора на месте работы. Внутри корпуса фонаря стеклянный отражатель, фокусирующее устройство с патроном и лампой, выключатель. К корпусу откидными замками крепятся: для навигационного освещения — рама с купольным стеклом (узкий луч) или с рассеивателем (широкий луч); для световой сигнализации — жалюзи и рама с купольным стеклом. Для защиты от механического разрушения купольного стекла или рассеивателя в нерабочем состоянии на раму устанавливается защитная крышка. К сети прожектор К-35-3 подсоединяется трехжильным кабелем со штепселем.
Срок службы прожектора 6 лет.
Штурманское вооружение АКА пр. 1204 состоит из гиромагнитного компаса «Градус-2», предназначенного для выработки курса или азимутального направления и выдачи их авторулевому «Самшит-АО 13», и магнитного компаса «КТ-М3м».
Радиосвязь | код
Средства радиосвязи на АКА пр. 1204 представлены КВ-радиостанцией Р-617 «Аргон-Фтор-К» и УКВ-радиостанцией Р-619-1 «Графит».
Обитаемость | код
Все жилые помещения изолированы от машинного отделения и сгруппированы в носовой части корпуса (2, 4, 5 и 6 отсеки). Между жилыми помещениями и моторным отделением пост управления двигателями (7 отсек), а переборки покрыты вибропоглощающей изоляцией. Также жилые помещения с искусственной вентиляцией, электрическим отоплением, на камбузе электроплита и холодильная камера.
Автономность | код
На АКА пр. 1204 запас топлива 4,8 т, запас масла — 0,3 т, а запас пресной воды — 0,165 т; запас провизии на АКА пр. 1204 принимается на 7 суток автономности.
Дальность плавания катера двадцатиузловым ходом 240 миль, а при скорости 10 узлов — 320 миль.
Особенности конструкции
Корпусу катера проекта «Скорпион» придана возможность самостабилизироваться на волне, он оснащён кормовыми интерцепторами — успокоителями качки. В результате уровень бортовой качки катера уменьшается в 5 раз.
Силовая установка
Катер имеет комбинированную силовую установку — два дизельных двигателя для маршевых режимов плавания и газовая турбина ГТУ-12 — для выхода на скорость перехвата.
Вооружение
Катер проекта 12300 вооружён четырьмя противокорабельными ракетами «Яхонт» вертикального старта с дальностью стрельбы 300 км и массой боевой части — 200 кг.
Артиллерийское вооружение «Скорпиона» состоит из установки калибра 100 мм А-190-5П-10. Для воздушной обороны служит зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан-1».
История службы[ | код]
В советское время экипаж АКА пр. 1204 состоял из командира — офицера в звании от лейтенанта до капитан-лейтенанта, помощника командира и механика (мичманы), и нескольких матросов.
Амур | код
- 49-я дивизия речных кораблей ТОФ (г. Хабаровск: 1 дивизион АКА (днака), 1 дивизион консервации; г. Благовещенск: 139 днака в составе 74-й бригады речных кораблй); (г. Дальнереченск): 15 однака
-
Дальневосточный пограничный округ
- 11-я отдельная бригада пограничных сторожевых кораблей (11 ОБПСКР) с. Джалинда, Сковородинского р-на Амурской обл.
- 12 ОБПСКР г. Благовещенск
- 13 ОБРПСКР с. Нижнеленинское, Еврейская автономная область
- 14 ОБПСКР с. Казакевичево, Хабаровский край
- 15 ОБПСКР г. Дальнереченск, Приморский край
Чёрное море | код
На Черноморском флоте АКА пр. 1204 поступали в состав 327-го гвардейского Белградского дивизиона артиллерийских катеров 116-й Краснознаменной бригады речных кораблей, который базировался в Кислицком военном городке, расположенного на левом берегу Кислицкого рукава р. Дунай, напротив острова Кислицкий и на окраине с. Кислицы. Всего с 1968 г. по 1974 г. поступило 14 АКА пр.1204. Отправлявшиеся на консервацию АКА пр. 1204 передавались 356-му (с 1973 года 405-му) экипажу консервации АКА 21-го дивизиона кораблей резерва, также базировавшегося на окраине с. Кислицы.
- Одесская манёвренная база:
После распада Советского союза Украине достался дивизион из 8 бронекатеров проекта 1204 «Шмель» с дислокацией в Измаильском районе, однако в 1990-е годы они были переданы Пограничной службе Украины. В 2009 году в Измаильском отряде морской охраны числилось 4 бронекатера проекта 1204 «Шмель»: BG-81 «Лубни» (Лубны), BG-82 «Канив» (Канев), BG-83 «Нижин» (Нежин) и BG-84 «Измаил». По данным Александра Храмчихина в декабре 2015 года на Украине было 2 катера проекта 1204 на вооружении и 2 катера проекта 1204 в отстое. В 2016-м году BG84 «Измаил», BG83 «Нежин» и BG82 «Лубны» прошли доковый ремонт на судоремонтном заводе «Дунайсудосервис»., однако, в отличие от них, планы по списанию BG-82 «Канив» (Канев) остались в силе. Весной 2019 Николаевское судоремонтное предприятие ООО «Магистраль-Юг» провело ремонт артиллерийских установок ПТ-76Б катеров пр. 1204 «Шмель» Морской Охраны ГПСУ (ДПСУ).
Балтийское море | код
- 3-я (Балтийская) отдельная ордена Красной Звезды бригада пограничных сторожевых кораблей Краснознамённой Калининградской группы пограничных войск Федеральной пограничной службы РФ (Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области)
- 4-я ОБРПСКР г Псков.
Средняя Азия | код
22-я ОБРПСКР (с 1981 по 1988 годы — 45 одск) Краснознамённый Среднеазиатский пограничный округ г. Термез, Ленинское. Вошла в состав ПВ Узбекистана в 1992—1993 годах.
Каспийская флотилия | код
В составе 327-го гвардейского Краснознамённого дивизиона артиллерийских кораблей «Золотой Затон» г. Астрахань.
Весной 2018 года два катера ВМФ России были переброшены в Азовское море с целью усиления охраны Крымского моста.
«РЕЧНЫЕ ТАНКИ»
В годы Великой Отечественной заслуженно известными стали бронекатера (БКА) проектов 1124 и 1125, созданные под руководством Юлия Юльевича Бенуа (1908-1966) – представителя знаменитой династии отечественных архитекторов и художников. «Речные танки», оснащенные артиллерийскими танковыми башнями, прославились в боях на Припяти и Днепре, они принимали участие в Сталинградской битве и защите Дороги жизни на Ладоге, с них высаживались десанты морской пехоты на Балтике и на Черном море. Сыграли бронекатера заметную роль и в освобождении Европы от фашистского ига. Если бы бронекатера Дунайской флотилии своевременно не взяли под свой контроль венские мосты, то еще неизвестно, как бы сложилась судьба столицы Австрии. Завершили свой боевой путь БКА на реках Сунгари и Уссури, где участвовали во взятии ряда маньчжурских городов, захваченных японцами. Стоит заметить, что катера проектов 1124 и 1125 были одними из первых ракетных кораблей нашего флота, поскольку некоторые из них оснащались пусковыми установками РСЗО «Катюша».
После войны коллектив под руководством Юлия Бенуа продолжил работу над «речными танками». Наиболее удачным оказался проект малого бронекатера 191М. Он практически полностью отвечал требованиям, предъявляемым к кораблям данного класса. В центральной части катера имелась бронированная цитадель, защищавшая экипаж, энергетическую установку и вооружение, а толщина верхней броневой палубы была доведена до 10 мм. Она выдерживала попадания не только пуль, но и малокалиберных снарядов. Для улучшения мореходных качеств увеличили развал бортов. Значительно повысилась мощь артиллерийского вооружения. Корабельная универсальная 85-мм артиллерийская установка МК-85, размещаемая в бронированной башне, хотя и напоминала танковую пушку, была специально разработана для БКА. Угол ее возвышения составлял 77 градусов, что позволяло стрелять по воздушным целям, а также вести огонь «по-минометному», накрывая огнем объекты, находящиеся на высоком берегу. В двух бронированных башнях находились спаренные 14,5-мм пулеметы 2М-6, плюс можно было взять до 8 мин. Катера развивали 24-узловую скорость хода, а дальность их плавания с экипажем из 15 человек превышала 500 миль.
Для ВМФ СССР было построено 118 катеров проекта 191М. Еще более совершенными должны были стать БКА проекта 192. У них улучшили систему бронирования. Но флот получил только два таких БКА, поскольку военно-политическое руководство страны решило отказаться от строительства кораблей, не отвечающих «требованиям времени». А в 1958 году были расформированы все речные флотилии, так как «Советский Союз теперь окружали братские и дружественные страны». Боевые единицы, их составлявшие, «пустили на иголки».
СПИРАЛЬ ИСТОРИИ
Спустя полтора десятилетия это решение, что называется, аукнулось. Когда в середине 1960-х годов советско-китайские отношения стали стремительно ухудшаться, то вспомнили о бронекатерах на Амуре, которые давно отправили на слом. Снова призвали творца «речных танков» Юлия Бенуа. К тому времени он занимался совсем другой тематикой – кораблями на воздушной подушке. Пришлось вспомнить старое. Заказ на создание малого артиллерийского катера (АКА) требовалось реализовать со сроком исполнения «вчера».
Надо прямо сказать, что АКА проекта 1204 «Шмель» уступал БКА проекта 191М. Но все равно получился очень ладный и достаточно хорошо вооруженный бронированный речной кораблик. При полном водоизмещении более 77 т и 24-узловой скорости он нес 76-мм пушку в башне от танка ПТ-76, спаренную с 7,62-мм пулеметом, а также спаренный 14,5-мм пулемет (позже его заменили на спаренный 25-мм автомат 2М-3М) и 17-ствольную 140-мм РСЗО БМ-14-17 с дальностью поражения береговых целей 9–10 км. «Шмели» предназначались для дозорной службы на реках и озерах, уничтожения речных судов и боевых катеров противника, содействия сухопутным войскам артиллерийско-пулеметным огнем, переброски десантно-штурмовых групп к месту высадки, а также для операций в прибрежных мелководных районах морей.
Сам Юлий Бенуа не увидел своего «Шмеля», равно как и десантного КВП «Джейран» проекта 1232, на воде. Конструктор скончался в 1966 году. Его проекты завершили сподвижники. В 1967–1972 годах на четырех заводах было построено 118 АКА проекта 1204: 56 катеров получил ВМФ СССР, а 62 – морские части Погранвойск КГБ. К настоящему времени в составе ВМФ РФ остались лишь четыре «шмеля» на Каспии.
Стоит обратить внимание на то, что спрос на них, особенно в этом году, увеличился. К параду по случаю 100-летия Южного военного округа 5 мая этого года в Ростове-на-Дону привлекался АКА-248 проекта 1204
Как мы знаем, главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге откроют три «шмеля».
Однако эти артиллерийские катера выполняют функции отнюдь не только парадной гвардии. После обострения обстановки в Азовском море из-за пиратского захвата патрульным катером «Онiкс» Морськой охорони, то есть Береговой охраны Украины, российского траулера «Норд» в Керчь были переброшены с Каспия АКА-201 и АКА-248. А что делать? Ведь стали циркулировать слухи, что в Мариуполе срочно ремонтируется пограничный сторожевой корабль «Донбасс» проекта 205П «Тарантул». Он оснащен двумя спаренными 30-мм автоматическими пушками АК-230. То есть развернутым в Азовском море российским пограничным катерам, вооруженным пулеметами, нечего ему противопоставить. Тут и вспомнили о каспийских «шмелях».
АВИАНОСЦЫ, ТРАЛЬЩИКИ И ДРУГИЕ
Именно в это время заместитель главкома ВМФ по кораблестроению и вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук, выступая перед журналистами после церемонии спуска на воду базового тральщика проекта 12700 «Иван Антонов», заявил, что, мол, «легкие авианосцы не очень интересны ВМФ России, флоту нужны корабли данного типа водоизмещением около 70 тыс. т». Как известно, на российских верфях из-за отсутствия двигателей и кондиционного вооружения «зависли» семь фрегатов. В вялотекущем темпе строятся корветы. Да что корветы! При закладке 12 июля текущего года малого ракетного корабля (МРК) «Ставрополь» – 12-го по счету МРК проекта 21631 – было объявлено, что передадут его флоту лишь в 2023 году. То есть на сборку серийного корабля водоизмещением 949 т уйдет пять лет! Сколько же потребуется на строительство 70-тысячетонного авианосца? 20 лет или четверть века?
В том же выступлении Виктор Бурсук сообщил о нежелании командования ВМФ РФ приобретать рейдовые тральщики (РТЩ), аналогичные РТЩ проекта 10750, поскольку, дескать, «есть другие способы искать мины». Да, такие способы есть, но для них все равно нужны носители минно-трального вооружения, которых у ВМФ РФ нет. А вот завтра злонамеренные украинские хлопцы запросто могут заминировать Азовское море и Керченский пролив. Еще больше возможностей у западных «партнеров» России для минирования Балтики и особенно Финского залива.
И тогда придется приспосабливать «шмели» под тральщики. По воде и железной дороге их можно перебросить на любой морской театр России. Боюсь только, что стареньких каспийских «шмелей» на все флоты не хватит.
Александр Васин
Александр Евгеньевич Васин – независимый военный эксперт.