Катер «грачонок»

Внешность

— Реклама —

Грач шагает по траве

Грач – типичный представитель врановых. Птица худощавого телосложения, с длинными ногами и таким же длинным клювом. Оперение чёрное, блестящее с синим отливом. В нижнем слое серый пух, который не позволяет в морозы мерзнуть. Перья птицы плотные, жесткие. Благодаря кожному салу, которым смазываются перья, они становятся водонепроницаемыми. В полете благодаря обтекаемым перьям, грач развивает скорость до 85 километров в час.

Важный грач задумался

Грачи взлетают с места. В полете птицы часто машут крыльями, парят редко. У грачей сильно развита летательная мускулатура (18,5 % от веса тела) и крупное сердце (12% от веса тела.), что позволяет птицам совершать длительные перелеты. Птичий клюв тонкий и длинный, очень прочный, он способен расколоть ореховую скорлупу. У молодняка клюв черный, но с возрастом его цвет становится светлее и приобретает серый оттенок. В основании подклювья есть небольшое вместилище (горловой мешочек) для пищи, в котором птицы носят еду птенцам. На участке у основания клюва растут мелкие тонкие перышки, которые с возрастом выпадают. По предположению орнитологов выпадение перьев – не патология, а необходимость. Возможно, так птицам легче определять температуру окружающей среды. По другой версии оголенный участок легче содержать в чистоте: грачи питаются отходами, что повышает риск заражения инфекцией. «Отмыть» кожу птицам легче, чем пух и перо.

— Реклама —

Грач сидит в траве

Молодой грач внешне похож на черную ворону. Отличить грачонка от вороны можно по более тонкому и прямому клюву и удлиненным, торчащим в стороны перьям на ногах и боках.

Конструктивные и тактико-технические особенности «Грачонка»

Противодиверсионный катер «Грачонок» — это однопалубный катер длиной 31 метр и шириной 7,4 метра со стандартным водоизмещением 138 тонн. Он имеет непрерывную главную палубу с хорошо развитой надстройкой и транцевую корму. Для проведения разгрузочно-погрузочных работ катер оснащен краном-манипулятором. В экипаже всего 8 человек. В автономном плавании ПРДК «Грачонок» может находиться 5 суток. На рубке катера расположена универсальная мачта с кронштейнами, чтобы в любой момент была возможность прикрепить необходимое оборудование.

Главная энергетическая установка (ГЭУ) катера, приводящая его в движение и вырабатывающая необходимые мощности для собственных нужд состоит их двух дизельных агрегатов на основе немецких двигателей и MTU Friedrichshafen GmbH. Но после наложения Западом на Россию в 2014 году санкций, эти поставки были прекращены. На помощь пришли наши восточные соседи — китайские специалисты, но первые же два двигателя сразу не прошли свои испытания, за что китайская фирма получила штрафные санкции на немалую сумму. В настоящее время принимаются решения о возможности установки на катера российских двигателей.

ПРДК «Грачонок» способен обнаружить и сопроводить цель в толще воды на расстоянии до 300 метров с неподвижного катера при волнении моря в 3 балла, а так же и на скорости до 8 узлов. В этих же условиях он способен провести тщательное исследование дна на глубине до 200 метров. Максимальная скорость полного хода 23 узла, дальность плавания – 200 миль, что дает возможность использовать его только на маршрутах малой дальности. «Грачонка» можно использовать не только на море, но и на реках благодаря своей совсем небольшой осадки, всего 1.8 метра. При этом устанавливают радиостанции для работы в речном режиме в диапазоне УКВ. Так же ПРДК «Грачонок» дополняют специальными длинными антеннами и спутниковой связью.

Вооружение

  • ПЗРК-Игла;
  • Морская тумбовая пулеметная установка МТПУ на калибр 14,5 мм;
  • Противодиверсионный ручной гранатомет ДП-64;
  • Противодиверсионный многоствольный гранатомет ДП-65.

ПЗРК-Игла

На пусковой раме расположено четыре ракеты 9П39, обеспечивающих поражение воздушных целей на высоте до 5000 м. Курс — встречный и догонный. Воздушные цели можно поражать при отсутствии видимости в оптическом диапазоне, например из-за погодных условий или ночного времени. Координаты воздушных целей отображаются на переносном электронном планшете 1Л15-1 из комплекта ПЗРК, на него они поступают от бортовой радиолокационной станции катера, а также от других источников, например от сети береговой обороны.

Многоствольный гранатомет ДП-65

Комплекс изначально разрабатывался как противодиверсионный для защиты от подводных пловцов, автоматических самодвижущихся устройств, а также некоторых надводных целей, которые могут использоваться для совершения диверсий. ДП-65 имеет 10 стволов калибром 55 мм. Дальность стрельбы – 50-500 м. Вес забрасываемого боеприпаса обеспечивает радиус поражения под водой до 16 м. Комплекс наводится дистанционно с помощью электронного пульта управления. Корабль проекта 12980 используется для обороны портов. Для полного исключения ошибки при стрельбе, электронный пульт гранатомета имеет запретные зоны, сектора, которые заносятся в прибор по различным каналам связи.

Работа реактивных двигателей гранат сопровождается выбрасыванием пламени с обратной стороны ствола. В зоне 15 метров не должно находиться горючих предметов, что на малогабаритных судах обеспечить невозможно, поэтому применено другое решение. Гранатомет ДП-65 установлен на площадке за рубкой катера, облицованной термостойкими материалами. Для надежности пульт дистанционного управления сделан автономным. Источник его питания не зависит от бортовой сети корабля.

Морская пулеметная установка МТПУ

Представляет собой 14,5 мм пулемет со скорострельностью 450 выстр/мин. Управляется одним человеком вручную без дистанционного управления. Патроны — бронебойные, зажигательные, трассирующие.

Ручной гранатомет ДП-64

Ручной двуствольный гранатомет калибром 55 мм, специально был разработан для защиты кораблей, нефтяных платформ и других важных объектов от атак подводных пловцов. Обладает продвинутыми возможностями. При наличии двух стволов калибром 55 мм и длиной 600 мм он имеет вес 10 кг. Корабль при стрельбе может иметь любое положение. Ограничений углов стрельбы (как у стационарно закрепленного гранатомета) у ручной модели нет. Мощность реактивного заряда позволяет забросить глубинную гранату на 1000 м. Глубина срабатывания взрывателя выставляется перед выстрелом заранее с помощью механического регулятора и составляет 0-40 м. Также ручной гранатомет ДП-64 имеет сигнальные боеприпасы и другие для обозначения целей.

Распространение

Ареал

На фото красным выделен ареал обитания грача

Грач широко распространен в Европе (захватывая Скандинавию), России (центральные и южные регионы, Западная Сибирь), Азии (Китай, Япония). Встречается на севере Ирландии, в Англии

В северных и восточных районах грачи встречают редко. В широтах с холодным климатом птиц встречаются спорадически, не образуют больших колоний. Малочисленная колония грачей живет в Новой Зеландии. Сегодня в этом местности вид считается вымирающим.

Места обитания

Грач сидит на дереве

Грачи гнездятся на ровных плантациях, рядом с человеческим жилищем. Гнезда устраивают на высоких сооружениях – высоких деревьях, ЛЭП, крышах домов. Вне гнездовой период оседают на вспаханные поля и огороды.

Тактико-технические характеристики

Катеров, аналогичных по назначению «Грачонку» в России раньше не строили. Отсутствуют подобные специализированные суда и за рубежом.

В береговой охране США судном, схожим с «Грачонком» по размерам и водоизмещению являются патрульные суда класса «Island» Можно попытаться сопоставить их ТТХ.

Катер проекта 21980 Патрульное судно класса “Island”
Водоизмещение, т 139 168
Длина, м 31 34
Скорость, уз 23 29
Автономность, сут. 5 5
Экипаж, чел. 8 16
Вооружение 14,5мм пулемёт, гранатомёт ДП-65. Гранатомёт ДП-64 и ПЗРК «Игла» применяются экипажем 25мм пушка, 2*12,7мм пулемёта

Американские патрульные суда крупнее «Грачонка» и быстроходнее, а вот в их вооружении заметен явный «перекос».

Оружия для борьбы с подводными целями они не имеют, зато лучше подготовлены для «перестрелок» с надводными целями. Это можно объяснить, тем, что их основной боевой задачей является перехват нелегальных мигрантов, борьба с браконьерами и уничтожение наркокурьеров. Для поиска боевых пловцов они просто не предназначались.

Контракт на постройку дополнительных катеров пописала Росгвардия. ПДРК уже обосновались на всех российских флотах. Неизвестно, придётся ли им хоть раз сработать по прямому противодиверсионному назначению. Но если этого не произойдёт за весь срок службы катеров – значит, они и в самом деле были достаточно хороши, чтобы отпугнуть любого террориста. А в области охраны границы работа им всегда найдётся.

Приметы о грачах

Два грача сидят на заборе

В русской культуре грачам приписывают способности предсказания погоды. Появление грачей в конце зимы предвещает скорое наступление долгожданного тепла. По народному календарю грачи должны возвращаться с зимовки 17 марта (праздник «Герасим-грачевник»). Птицы прилетают раньше срока – к голодномуу году, а опоздание означает позднюю холодную весну.

Если по возвращению грачи приступают к строительству гнезд (готовы к размножению) — снег сойдет быстро и будет большое половодье.

Птицы вьют гнезда в нижней части дерева – к дождливому лету, обустраивают жилища на вершине кроны – лето будет жарким и сухим.

В старину к посеву зерновых приступали через три недели после прилета грачей.

Грач сидит на земле

По тому, как птицы ведут себя летом, можно спрогнозировать погоду на ближайшие дни: птицы летают высоко в небе, ведут себя активно – будет солнечно, грачи лениво кружат вокруг своих гнезд – будет ненастье.

Грачи сидят близко друг к другу, а их клювы направлены по ветру – в скором времени начнется гроза.

Грачи обживают только здоровые деревья. Если какое-то дерево стоит без гнезд, значит, оно скоро рухнет. Поэтому от него следует быстрее избавиться.

Опасный знак, если грачевье семейство снимается с насиженного места.  На этой местности, возможно, случится природная катастрофа, потому грачи спешат избежать незавидной участи.

Фото грача вблизи

Другие приметы, связанные с грачами:

  • если грачи поселились рядом с домом или на дворе, то на богатство семье можно не надеяться. Периодически прилетающая к дому птица, наоборот, сулит богатство;
  • грач, разгуливающий по кладбищу, считается воплощением души умершего. Покойник не закончил дела в этом мире и продолжает скитаться, пытаясь найти упокоение;
  • грач сидит на подоконнике – он принес дурные вести. Птица постучала клювом в окно – человека ждут неприятные перемены в жизни;
  • грач залетел в дом и беспокойно летает из комнаты в комнату – кого-то из членов семьи ждет серьезная болезнь или смерть.

Образ жизни

Грач в полете

Грачи – перелетные птицы. Летом кочуют с места на место в поисках пропитания. Перемещаясь с поля на поле, птицы по пути собирают другие грачевья семейства. На летних и осенних кочевках они образуют стаи численностью до 2-3 миллионов птиц.

Грач ходит по снегу

С наступлением холодов грачи мигрируют на южные территории. В регионах с мягкой зимой снимаются с места в начале ноября, перелетая на незначительные расстояния в южные регионы. Небольшие группы птиц, живущие в регионах с теплой зимой, предпочитают проводить холодный период на помойках и свалках. Там они обеспечены пищей, а углубления в мусорных кучах служат им теплым и комфортным жилищем.

Стайка грачей собираются улетать

Мигрирующие на юг грачи возвращаются на прежнее место обитания с февраля по апрель. Птицы селятся неподалеку от населенных пунктов, в местах, где прошлой осенью оставили свои гнезда. Сразу по прилету грачи начинают обновлять гнезда или вить новые. Параллельно выживают со своей территории устроившихся в их гнездах оседлых птиц. Первые две-три недели после прилета, грачи очень шумные, активные. В каждой птичьей колонии есть вожак из числа старых птиц. Мудрого и опытного вожака слушаются остальные члены семьи. Вожак следит за территорией и в случае приближения опасности издает громкий протяжный крик-сигнал, после чего вся стая в считанные минуты снимается с места.

Грач на земле

Половой зрелости самки грача достигают к двум годам жизни. Первую кладку осуществляют вне своего гнездового ареала. Молодые пары предпочитают селится на новых участках, богатых пищей животного происхождения.   

Гнездо

Грач в гнезде

Грачи ведут стайный образ жизни. В местах обитания птицы образуют так называемые грачевники – шумные поселения, в которых сосредоточено 100-200 птиц. Их гнезда густо усеивают лиственные и хвойные деревья, верхушки линий электроопор, высокие металлические сооружения. Гнезда грачей массивные, диаметром одного метра. Жилища пернатые строят из веток, сучьев, сухого мусора. Днище застилают пухом, травой, шерстью. Средняя глубина гнезда – 20 сантиметров. Строительством гнезда занимаются оба партнера. Самец носит строительный материал, а самка скручивает ветки и сплетает из них каркас.

Размножение

На фото показаны яйца грача в гнезде

Грачи – полигамные птицы. Каждый сезон они формируют новые пары, затем после оплодотворения «брачный союз» распадается.

Одна самка за кладку приносит 4-5 яиц размером со сливу. Яичная скорлупа окрашена в бледно-зеленый цвет с многочисленными бурыми и желтыми пятнышками. Кладка происходит в течение недели. Каждое новое яйцо появляется через два-три дня после предыдущего. Высиживает потомство только самочка. Все 18 дней, что длится инкубационный период, самка неотлучно находится с яйцами. Самец кормит ее, принося пищу в подъязычном мешочке.

Фото птенца грача

В конце апреля в колонии начинают появляться первые птенцы. Округу оглашает громкий писк новорожденных грачат. Птенцы появляются на свет поочередно. Первую неделю жизни птенцы совершенно голые, с серой сморщенной кожей, крупной головой и закрытыми глазами. Молодняк постоянно требует пищу. Кормлением занимаются оба родителя. В рационе птенцов грачей присутствует до 60 видов насекомых. Самца с самцом по очереди носят птенцам червячков, личинок насекомых и моллюсков. Еду вкладывают в открытые рты грачат.  К месяцу у птенцов появляется оперение, они начинают пробовать летать. Через 40 дней после рождения, молодые грачи покидают гнездо. Шумное многосотенное семейство перемещается на поля.

Чем питаются грачи

Грач держит орех в клюве

Птицы всеядны. Грачи охотятся на мелких насекомых, поедают их личинки и яйца. Пищу отыскивают в земле с помощью длинного клюва. Летом кормятся майскими жуками, червями, лягушками и мелкими змеями. При нехватке живой пищи, предпочитают копошиться на свалках и лакомиться пищевыми отходами и опарышами. 

Грач на огороде

Скапливаясь в многочисленные стаи, грачи нередко вредят дачникам и огородникам. Птицы клюют посевы, поедают ростки и ягоды, выкапывают зерна. В разгар сезона группа из 20-30 грачей своими действиями может нанести невосполнимый урон саду и огороду.

Командир

В своё время командиру первого катера этого проекта, поступившему в Новороссийскую военно-морскую базу, старшему мичману Денису Никитину командование разрешило отбирать выверенных морем специалистов со всех корабельных экипажей объединения, что отразилось на профессионализме и сплочённости этой небольшой команды катера.

Пожалуй, никому больше корабельный Устав не определяет столько обязанностей, как командиру корабля: 53 статьи с несколькими десятками подпунктов, где практически в каждой строке непререкаемое — «должен», «обязан». И весь этот груз ответственности ложится на командира вне зависимости от того, командует он крейсером или противодиверсионным катером.

Путь Дениса Никитина на командирский мостик начинался с военкоматовской повестки в сибирской глубинке. Из Красноярского края он был призван служить на Тихоокеанский флот. Там новобранцу сразу же предложили учиться в школе техников ВМФ. Окончив её с дипломом техника-электронщика, молодой мичман был направлен на тральщики Черноморского флота. В экипаже МТЩ «Железняков» Новороссийской военно-морской базы он стал старшиной команды комендоров — корабельных артиллеристов. А когда в бригаду пришёл принципиально новый морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», Никитину предложили на нём весьма хлопотную должность старшего боцмана. Он особо не колебался — это была хотя и сложная, но очень полезная ступень профессионального становления военного моряка.

А свою профессию к тому времени Денис уже уважал по всем параметрам. С таким отношением к делу, как показывает корабельная практика, служба идёт успешнее. Поэтому вскоре и доверена была молодому мичману вполне самостоятельная должность командира рейдового тральщика. И здесь довольно быстро проявились командирские способности Дениса Никитина. Кораблевождение, методы траления, организация обучения экипажа, всё это получалось у него по-сибирски основательно. У причальной стенки его небольшой тральщик особо не простаивал — учебно-боевые траления, рейдовая брандвахта, учения и множество других задач предполагали морской формат службы маленького боевого корабля. И его экипаж со всем этим справлялся достойно, считаясь одним из лучших в дивизионе тральщиков бригады кораблей охраны водного района. Поэтому, когда в военно-морскую базу пришёл инновационный «Грачонок», командиром назначили именно Дениса Никитина.

Фото автора
Когда в военно-морскую базу пришёл инновационный «Грачонок», командиром назначили именно Дениса Никитина.

— Принимая катер ещё на этапе ходовых испытаний, я понял, насколько это современная и высокоэффективная боевая единица. Душа как-то сразу прикипела к его техническому совершенству, — вспоминает старший мичман Никитин. — И экипаж солидарен со мной. Ведь это увлекательное дело — служить на катере нового поколения.

Морской практики экипажу «Грачонка» с первых же дней после подъёма на нём Андреевского флага выпало по полной мере. После продолжительного «олимпийского» дежурства на траверзе Сочи и Адлера сразу же пришла горячая крымская пора. С развитием событий так называемой крымской весны 2014 года на обширной морской и прибрежной зоне полуострова сложилась реальная диверсионная опасность «майдановского» заряда. После вхождения Крыма в состав России работы для катеров отряда спецназа только прибавилось: на строительстве энергетического моста они участвовали в очистке дна от боеприпасов, сохранившихся там ещё со времён Великой Отечественной войны, несли свою службу по прямому противодиверсионному предназначению. С началом масштабного строительства Крымского моста службы морского и проливного бдения ещё поприбавилось.

Фото автора
В чутких дозорах «Грачонок» Дениса Никитина тогда за месяц «накручивал» годовую норму моторесурса своих «движков».

«Грачонок» Никитина первым вступил в строй отряда. И, наверное, ему было труднее других, ведь всё надо было осваивать впервые. Опыт его восьми первых моряков-катерников стал фундаментом для становления двух других экипажей. Когда был введён в строй второй «Грачонок», появилась возможность отрабатывать задачи уже в составе тактической группы. Ввод в строй третьего катера ещё больше увеличил возможности отряда специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами, в состав которого вошли новые катера.

Оборудование противодиверсионного катера

В настоящее время на катера проекта 21980 устанавливается следующее оборудование:

  • Навигационная радиолокационная станция МР-231 «Пал». Станция дает возможность осуществлять круговой радиолокационный обзор, обнаружить, распознать (станция умеет определить государственную принадлежность цели) и сопроводить надводную цель и дает рекомендации по тактическому маневрированию для безопасного судовождения. Обнаружение цели происходит с отражающей поверхности площадью до 300 кв. м. на расстоянии до 16 миль. При условии расположения объектов не менее 20 м друг от друга в автоматическом режиме «Пал» имеет возможность сопровождать до 50 целей на продолжении целых суток непрерывной работы.
  • Автоматизированный комплекс связи АКС Р-779-9. Предназначен для связи в оперативно-тактическом звене управления кораблями, что проявляется в значительном увеличении дальности связи в звене управления.
  • Многофункциональный оптико-электронный телевизионный комплекс освещения ближней воздушной и надводной обстановки МТК-201М3. Комплекс предназначен для наблюдения за надводной и воздушной обстановкой в ближней зоне (до 18 – 20 метров, в зависимости от дислокации цели и погодных условий). В его задачи входит поиск, обнаружение, распознавание, идентификация, сопровождение надводных, воздушных и береговых целей в любое время суток. Комплекс вычисляет дальность, параметры движения цели, передает координаты в системы управления огнем. Так же контролирует траекторию и положение при взлете и посадке у палубного вертолета. Кроме всего прочего ведет наблюдение за ситуацией на своем корабле.
  • Гидроакустическая станция обнаружения подводных диверсионных сил и средств МГ-757 «Анапа». Большие корабли приспособлены к распознаванию шума подводных лодок, а «Грачонок» должен услышать шум ласт водолаза. «Анапа» способна распознать цель в радиусе 300 метров на все 360 градусов. Одновременно станция может обнаруживать все имеющиеся цели в этом диапазоне, при этом ошибка может составляет всего 2%. В автоматическом режиме она классифицирует цель и сопровождает ее. «Анапа» работает в комплексе с противодиверсионным гранатометом, станция передает текущие координаты цели в систему управления гранатометом, который в автоматическом режиме постоянно наведен на точку стрельбы.
  • Интегрированная мостиковая система ИМС «Мостик-21980». Она предназначена для объединения систем управления судном, навигации, радиолокационных систем и картографических в один единый комплекс управления катером, что способствует повышению безопасности плавания судна, снижает численность экипажа, а так же уменьшает общее количество аппаратуры.
  • Поисково-обследовательский комплекс «Кальмар». Входящие в состав комплекса навигационная гидроакустическая станция, многолучевые гидро- и эхолокаторы, телеуправляемый необитаемый подводный аппарат осуществляют поиск и обнаружение различных подводных объектов и пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла на расстоянии до 500 метров при сложном рельефе дна и наличии течения. А при шторме в 3 балла и скорости движения катера до 8 узлов, способен обследовать дно на глубине до 200 метров. Все данные о подводном объекте передаются в режиме реального времени, а так же обрабатываются и сохраняются.
  • Телеуправляемый подводный аппарат ТНПА «Фалкон». Этот подводный аппарат нового поколения для выполнения поисковых и обследовательских работ в прибрежных зонах на глубине до 300 метров высоко зарекомендовал себя в плане надежности и многофункционала. Работая в составе комплекса «Кальмар» обеспечивает визуальное и гидролокационное обследование обнаруженного объекта.
  • Судовой водолазный комплекс с барокамерой. СВК был специально разработан для «Грачонка» в 2011 году. Используется для водолазных спусков с целью проведения спасательных и технических подводных работ, а так же для лечения у водолазов в барокамере их профессиональных заболеваний.

Противодиверсионный катер «Грачонок» проекта 21980

Противодиверсионные катера «Грачонок» проекта 21980 предназначены для охраны водных районов военно-морских баз ВМФ Российской Федерации. Разработчик — КБ «Вымпел», судостроитель — Зеленодольский завод имени А.М. Горького. Современное оборудование и высокие мореходные характеристики позволяют катерам решать широкий спектр задач, свойственный кораблям гораздо большего водоизмещения.

• Первый катер был заложен на стапеле завода 18 февраля 2008 г., спущен на воду 25 апреля 2009 г., прошел испытания как в акватории реки Волга, так и в акватории Балтийского моря. Катер вошёл в состав Балтийского флота в мае 2010 года. В настоящее время ведётся строительство еще двух катеров данного типа.

Основные ТТХ: стандартное водоизмещение — 138 т длина — 31 м ширина — 7,4 м осадка — 1,85 м силовая установка – 2 дизеля скорость полного хода — 23 узла автономность — 5 суток экипаж – 8 человек Вооружение: — ПЗРК «Игла» — 14,5 мм пулемёт — 55-мм противодиверсионные гранатомёты ДП-65А и ДП-64 — имеется водолазное снаряжение.

• Противодиверсионный катер «Грачонок» оснащен современным радиоэлектронным вооружением, которое позволяет обнаруживать и обследовать подводные объекты. Особой составляющей этой системы является гидроакустический поисково-обследовательский комплекс (ПОК) «Кальмар», разработанный инженерами ОАО «Тетис Про» и предназначенный для:

– проведения гидролокационного закономерного поиска объектов в толще воды (в том числе подводных пловцов с дыхательными аппаратами замкнутого цикла) на дистанции до 500 м, при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов;

– обследования дна на глубине до 200 м при скорости движения катера до 8 узлов и волнении моря до 3 баллов;

– гидролокационного и визуального обследования обнаруженных объектов с помощью телеуправляемого необитаемого подводного аппарата;

– разметки работ поиска и обозначения обнаруженных объектов гидроакустическими маяками-ответчиками с привязкой к географическим координатам;

Интеллектуальные особенности

Грач держит в клюве желудь

У грачей развиты умственные способности. Они обладают высоким мышлением, способны связывать события в логическую цепочку. У грачей также развита зрительная память – запомнив человека, они узнают его даже несколько лет спустя. Птицы на протяжении жизни постоянно обучаются, накапливают опыт.

Птицы могут доставать кусочек пищи из высокой бутылки с помощью тростинки, выковыривать семечки из щели. Если прямой палочкой еду не достать, то грач при помощи клюва заворачивает ее конец и таким образом достает лакомый кусочек.

Ученые доказали, что грачи способны различать цвета. Они дожидаются красного сигнала светофора, чтобы все машины остановились, и они могли бы спокойно собрать расколотые орехи с дороги, которые туда были предварительно брошены.

Грач забрал себе всю еду

Грачи любят общаться между собой невербальными способами. Можно наблюдать, как грачи сидят «гирляндой» на проводах и передают друг другу разные палочки. Если грач нашел что-то ценное, то он хвастается своим сокровищем перед другими членами семьи.

Молодые птицы играют в догонялки, «щипки», качаются на проводах, будто это качели. Нередко грачи устраивают драки за остатки пищи или понравившуюся игрушку (палочку, веточку, камушек).

Технические характеристики

Пулемёт Шоша можно сопоставить с таким известным оружием, как «Льюис», а так же с автоматической винтовкой Браунинга, которая сменила его в США.

  CSRG Model 1915 Lewis Mk.I M1918
Калибр, мм 8х50 .303 (7,7х56) .30-06 (7,62х63)
Масса, кг 9 13 7,2
Длина ствола, мм 470 670 610
Темп стрельбы, в/м 240 600 650
Ёмкость магазина, патронов 20 47-97 20

«Льюис», превосходя французское оружие по массе и габаритам, оказался лучше приспособленным к роли лёгкого пулемёта, обладая вместительным магазином, надёжной системой охлаждения и достаточно высоким темпом стрельбы. Неплохо зарекомендовал себя «Льюис» и в авиации.

Винтовка системы Браунинга была лучшим, чем система Шоша, индивидуальным автоматическим оружием, отличаясь более продуманной конструкцией, надёжностью и компактными двухрядными магазинами.

Если бы его пришлось применять только в атаках, он бы мог остаться в истории, как неплохое, но сырое по конструкции оружие. Действительно, схема автоматики, подходящая для лёгкого охотничьего карабина, была непригодна для пулемёта, однорядные магазины были неудачны.

Но позиционная война выявила и вытащила на передний план все его недостатки. Пулемет Шоша мог оказаться «временной мерой» на пути к более совершенным образцам – но стал символом конструкторских неудач и небоеспособного оружия.

Проект 21980 и его применение

8 февраля 2008 года на «Зеленодольском заводе имени А. М. Горького» в Татарстане по разработке «Вымпела» был заложен первый противодиверсионный катер проекта 21980 «Грачонок». Серия таких катеров разработана для ВМФ России с целью борьбы с диверсионно-террористическими силами и средствами в акваториях расположения баз Военно-Морского Флота, охраняемых объектов и на подступах к ним, а так же как вспомогательные средства для оказания помощи Пограничной службе Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ПС ФСБ РФ) при выполнении охранных и защитных мер на государственной границе России и для охраны важных государственных объектов со стороны морской акватории, находящихся под охраной войск национальной гвардии России.

Катер способен на выполнение широкого спектра задач. В его конструкции применены новейшие тактико-технические разработки. Например, установлены новейшие образцы вооружения, в том числе радиоэлектронного, использовано новейшее навигационное оборудование, средства связи.

При своих небольших размерах, этот катер имеет достаточно серьезное вооружение, дающее ему все возможности для выполнения целого ряда боевых задач, которые раньше приходилось выполнять судам с большим водоизмещением, а так же уверенность в надежной защите вверенных ему объектов от диверсий и террора.

По заказу ВМФ России запланировано построить 26 единиц ПРДК «Грачонок», в настоящее время заказ почти выполнен, 24 судна уже в строю. На подходе еще два. Кроме собственного заказа «Вымпел» готов и к предложениям выпускать такие катера для экспорта. Строительство катеров идет на трех российских судостроительных верфях. Катера проекта 21980 уже прижились и хорошо себя зарекомендовали на всех российских флотах. «Зеленодольский завод имени А. М. Горького» обеспечил ими Черноморский, Балтийский и Каспийский флоты. Во Владивостоке строят суда для Тихоокеанского флота. Рыбинск Ярославской области, обеспечивает ПРДК «Грачонок» Северный флот.

Каждый катер после спуска на воду и достройки на плаву проходит заводские, а затем государственные ходовые испытания. В ходе заводских испытаний проводят проверку работы всех систем во всех рабочих режимах, проводят пуско-наладочные работы, устраняют дефекты и готовятся к государственным испытаниям, где в действии так же проверяют работу всех систем и боевой техники, проверяют соответствие утвержденному проекту, устраняются выявленные недочеты и лишь, затем комиссия осуществляет приемку судна.

Каждое судно получает свой бортовой номер. Первый ПРДК «Грачонок» с бортовым номером П-104 был спущен на воду 25 апреля 2009 года и зачислен в состав 105-й бригады кораблей для охраны Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота в Кронштадте

В 2011 году был выставлен на международном Военно-Морском Салоне «Ленэкспо 2011», где привлек к себе внимание многих специалистов. В 2015 году ПРДК проекта 21980 П-104 принял участие в военно – морском параде, посвященном 70-летию Победы, который проходил в Санкт- Петербурге, а годом ранее этому катеру было присвоено название «Нахимовец»

В июне 2019 года на воду был спущен первый из четырех катеров специального назначения ПРДК «Грачонок», согласно контракту Федеральной службы войск Росгвардии. На сегодняшний день все четыре катера специального назначения несут службу в особой бригаде по охране Крымского моста в Керчи.

Представители проекта

Катера постройки Зеленодольского завода имени А. М. Горького, город Зеленодольск

Тактический номер и наименование б/н Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
П-104 «Нахимовец» 689 981 08.02.2008 25.04.2009 23.11.2009 Балтийский флот В строю
П-191 «Кадет» 840 982 07.05.2010 07.2011 10.2011 Черноморский флот В строю
П-349 «Суворовец» 841 983 06.05.2011 16.06.2012 14.11.2012 Черноморский флот В строю
П-350 «Курсант Кировец» 842 984 05.05.2012 04.2013 22.08.2013 Черноморский флот В строю
П-351 «Юнармеец Каспия» 600 985 27.07.2012 06.2013 15.10.2013 Каспийская флотилия В строю
П-355 «Юнармеец Крыма» 836 986 07.05.2013 30.05.2014 22.08.2014 Черноморский флот В строю
П-424 «Кинель» 837 987 27.07.2013 2014 09.10.2014 Черноморский флот В строю
П-433 844 988 12.01.2015 2017 16.09.2017 Черноморский флот В строю
П-449 «Юнармеец Татарстана» 601 989 07.05.2015 30.05.2018 20.10.2018 Каспийская флотилия В строю
П-2 «Юнармеец Дагестана» 602 990 24.04.2019 2019 30.08.2019 Каспийская флотилия В строю

Катера построенные на «Восточной верфи», город Владивосток

Тактический номер и наименование б/н Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
П-377 996 8002 15.03.2012 24.06.2013 26.09.2013 Тихоокеанский флот В строю
П-420 «Юнармеец Приморья» 997 8003 08.2012 29.11.2013 24.02.2014 Тихоокеанский флот В строю
П-417 «Юнармеец Камчатки» 998 8004 12.2012 04.07.2014 25.09.2014 Тихоокеанский флот В строю
П-431 «Юнармеец Чукотки» 999 8005 2016 08.2017 28.12.2017 Тихоокеанский флот В строю
П-445 973 8006 06.2017 12.10.2018 14.01.2019 Тихоокеанский флот В строю
П-? 8007 2018 2020 Тихоокеанский флот Строится

Катера построенные на судостроительном , город Рыбинск

Тактический номер и наименование б/н Зав. № Дата закладки Спуск на воду Ввод в строй Флот Состояние
П-340 «Юнармеец Заполярья» 938 01221 03.2014 07.06.2016 19.11.2016 Северный флот В строю
П-421 «Юнармеец Беломорья» 939 01222 12.2014 22.07.2016 19.11.2016 Северный флот В строю
П-429 «Сергей Преминин» 936 01223 15.09.2015 27.04.2017 14.07.2017 Северный флот В строю
П-430 «Валерий Федянин» 941 01224 15.04.2016 22.06.2017 09.11.2017 Северный флот В строю
ПРДК №478 478 01225 15.05.2018 19.06.2019 12.11.2019 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) В строю
ПРДК №479 479 01226 2018 10.07.2019 13.12.2019 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) В строю
ПРДК №480 480 01227 2018 30.07.2019 2020 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) Проходит испытания
ПРДК №481 481 01228 2018 19.09.2019 2020 Морские части Росгвардии (Южный округ, Керчь) Проходит испытания
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector