Пограничный сторожевой корабль: проект 22460

Особенности

Основная отличительная черта судна «Рубин» – наличие взлетно-посадочной площадки для нетяжелого вертолета. Для него же на судне может быть оборудован ангар. Удивительно, что все это помещается на корабле водоизмещением до 700 тонн. К примеру, аналогичное по водоизмещению шведское судно Visby, долгое время считавшееся самым малым боевым судном, может похвастаться только наличием на борту вертолета, без ангара.

Важнейшей особенностью корабля является то, что в его кормовой части находится наклонный слип, на который можно установить быстроходный надутый катер. Такие катера применяются, например, для доставки досмотрщиков на судно, нарушившее те или иные правила. 2 катера и вертолет на борту в значительной мере расширяют возможности судна.

Сторожевой корабль проекта 22460 отличается также высоким уровнем модернизационного ресурса. Благодаря применению технологий трехмерного моделирования на всех стадиях проектирования, разработчикам удалось максимально рационально разместить механизмы и системы в корпусе. Это обеспечивает высокую ремонтопригодность и возможность быстрой модернизации. Судно «Проект 22460» выглядит очень современно. В его внешнем виде воплощены технологии stealth. Заметность во всех диапазонах излучения минимальна, как и уровень физических полей.

Конструкторы учли, что судно будет эксплуатироваться в разных климатических условиях. Максимум, на что оно способно, – работа в битом льду толщиной не более 200 мм.

Конкуренты

Фактически тогда произошла смена эпох: ибо одновременно был поднят флаг на сторожевом катере типа «Светляк» (заводской номер 310). Морским пограничникам передали последний ПСКР 2-го ранга в серии из 10 единиц, построенных на «Алмазе». Катера этого проекта также строились в ОАО «Восточная верфь» и на Ярославском судостроительном заводе. Всего и Погранслужба ФСБ, и зарубежные заказчики закупили 36 «Светляков».

ПСКР «Светляк» был спроектирован в 80-х годах прошлого века и к началу XXI столетия уже не удовлетворял всем требованиям пограничников. К тому времени перед ними встали новые задачи: требовалось охранять экономическую зону, следить за порядком рыболовства и оберегать биоресурсы. Теперь понадобились более эффективные корабли, обладающие большей дальностью плавания и автономностью, с экипажами меньшей численности. Вместе с тем надлежало обеспечивать возросшие требования к обитаемости личного состава.

Как отметил руководитель Пограничной службы генерал армии Владимир Проничев, море активно используется трансграничными преступными группировками, в частности, для пиратства и нелегальной миграции. «Угрозы приобрели широкомасштабный характер, и для того чтобы противостоять им, необходимо создать эффективную систему береговой охраны», – сказал он.

Разработка и строительство новых ПСКР стали осуществляться в рамках Концепции развития корабельного состава пограничных органов Федеральной службы безопасности в целях унификации и создания для подразделений береговой охраны многофункционального корабельного состава с повышенной автономностью и дальностью плавания, скоростными характеристиками и улучшенными условиями жизнеобеспечения экипажа.

В 2006 году Северное ПКБ с проектом 22460 «Рубин» (главный конструктор Алексей Наумов) выиграло тендер Федеральной пограничной службы РФ на пограничный сторожевой корабль нового поколения. Одним из условий конкурса была небольшая стоимость постройки корабля, кроме того, по оценкам специалистов, победу обеспечил административный ресурс Северного ПКБ.

Основным конкурентом «Рубина» на тендере являлся ПСКР проекта 22100 ЦМКБ «Алмаз» с двумя газовыми турбинами. По новой программе предполагалось строительство патрульных кораблей для ФПС вести крупной серией и на нескольких предприятиях.

На тендере для ФПС имелось и другое предложение ПСКР от Северного ПКБ с вертолетом Ка-226 и 57-мм артиллерийской установкой (АУ) А-220М – развитие патрульного корабля проекта 22300. Это же бюро подготовило модификацию экспортного катера (патрульно-сторожевого корабля прибрежной зоны) ПС-500 с таким же составом вооружения. Модель одного из вариантов несколько раз демонстрировалась на выставке «Интерполитех» в Москве и Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. На основном варианте ПС-500 предусмотрена установка 100-мм корабельной арт-установки А-190Э, восьми ТПК с ракетами Х-35 (комплекс «Уран») и 30-мм автомата типа АК-630М.

ЦМКБ «Алмаз» для пограничников подготовило проект (обозначение – 12300П) патрульного корабля с вертолетом и одной 76-мм пушкой АК-176М, а также пулеметами. Базовый вариант – ракетно-артиллерийский корабль проекта 12300 «Скорпион» (главный конструктор Ю. В. Арсеньев) оснащен боевой информационно-управляющей системой «Сигма-12301», инерциальной системой навигации и стабилизации «Ладога-МЭ-12300», автоматизированным комплексом связи типа «Буран», изделием 6730-7 системы госопознавания, интегрированной навигационной системой «Горизонт-25». Набор этих средств типичный для российских кораблей малого водоизмещения. Основное вооружение «Скорпиона» – ракетный комплекс «Яхонт», 100-мм артустановка А-190 и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс «Каштан».

Система береговой охраны существует

В настоящее время, с учетом концепции охраны государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа при тесном взаимодействии с таможенными органами, предлагается широкий спектр быстроходных кораблей и катеров, представляющих по существу систему кораблей и катеров береговой охраны водоизмещением от 10 до 2000 тонн.

Условно все корабли и катера, входящие в эту систему, могут быть разбиты на три группы. Первая группа – скоростные патрульные катера водоизмещением от 10 до 120 тонн для действий «по вызову» и несения дежурной службы в территориальных водах (сегодня это патрульные катера типа «Мангуст» проекта 12150, «Соболь» проекта 12200 и «Мираж» проекта 14310). Вторая группа – малые корабли типа «Светляк» проекта 10410 и его модификации, предназначенные для охраны закрытых морей и дальней прибрежной зоны (ПСКР типа «Спрут» проекта 6457С, типа «Рубин» проекта 22460 и типа «Пурга» проекта 22120). Третью группу представляют корабли открытого моря, водоизмещение таких кораблей – около 1600–1800 тонн.

Катера, обеспечивающие скорости хода около 50 узлов (проекты 10410, 12150, 12200, 14310, а также 20910 «Чилим»), позволяют по-новому строить систему патрулирования границы.

В настоящее время выполняется программа по развитию флота Пограничной службы ФСБ, корабли первой и второй групп постоянно поступают на вооружение морских пограничных частей. Ведутся работы и по кораблям открытого моря. Судя по годовому отчету ОАО «Северная верфь» за прошлый год, продолжаются в том числе проектные работы по сторожевому кораблю 1-го ранга для охраны исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ проекта 22100 (шифр «Океан»), который предполагалось строить на этом судостроительном заводе. Сегодня альтернативы пограничным сторожевым кораблям 1-го ранга проекта 11351 («Воровский», «Дзержинский») нет, но и они не устраивают морских пограничников в полной мере. Хотя бы потому, что не являются кораблями ледового класса. Задачи по разработке проекта кардинально нового ПСКР поставили перед ЦМКБ «Алмаз». Соответствующие предложения были направлены проектантом Северо-Восточному пограничному управлению береговой охраны ФСБ России.

В соответствии с эскизным проектом новый ПСКР, закладка которого запланирована на начало 2012 года, будет способен нести службу в автономном режиме в течение 60 суток. Современная энергетическая установка позволит увеличить дальность плавания корабля по сравнению с ПСКР 1135-го проекта в несколько раз. Кроме того, согласно проекту ПСКР сможет нести службу и в арктических широтах, преодолевая площади крупнобитого льда.

Еще один положительный момент – закрытые бак и корма корабля, благодаря чему новый ПСКР избежит обледенения. Будут предусмотрены катера, способные опускаться на воду и подниматься на борт даже во время движения корабля-носителя. Вооружение – соответственно характеру выполняемых задач. На борту будет находиться вертолет.

Особое внимание уделено созданию благоприятных бытовых условий для экипажа корабля и приписного состава. Отмечается, что каюты нового ПСКР, в каждой из которых предусмотрен санузел, рассчитаны на двух человек

Круглосуточно в течение всей службы благодаря двум опреснителям будет подаваться горячая и холодная вода. Бытовые и служебные помещения рассчитаны на комфортное несение службы.

Планируется, что головной пограничный сторожевой корабль нового проекта выйдет в море уже в 2015 году.

В то же время Северное ПКБ разрабатывает патрульный корабль открытого моря проекта 22160 водоизмещением 1300 тонн с энергетической установкой ДГТУ типа CODAG мощностью 25 000 киловатт. Еще в 2010 году Минпромторгом РФ был выбран головной исполнитель внешнеторгового контракта на поставку патрульного судна проекта 22160 для Малайзии.

А как будет изменяться корабельный состав морских частей Погранслужбы ФСБ России, покажет будущее. Пока просматриваются положительные тенденции.

Александр Карпенко,инженер

Мореходные качества

Уже на первых испытаниях стало ясно, что судно имеет весьма неплохие мореходные качества. Германский мотор фирмы MTU, которым оснащается пограничный корабль проекта 22460, считается лучшим в своем классе. Вместе с удачной конструкцией обводов корпуса он позволяет судну на протяжении продолжительного периода времени поддерживать приличную скорость. При волнении в 4-5 баллов она составляет порядка 25 узлов. При отсутствии волн корабль может достичь скорости в 30 узлов. При этом выбег судна с полного хода до «стопа» составляет порядка двух с половиной сотен метров. А чтобы корабль перешел с полного переднего на полный задний ход, нужно всего 90 секунд.

История создания

Проектирование

При проектировании нового пограничного сторожевого корабля разработчики руководствовались Концепцией развития корабельного состава пограничных органов федеральной службы безопасности. Целью проектировщиков стало создание многофункционального корабля с хорошей автономностью, дальностью плавания, с достойными скоростными характеристиками и обитаемостью.

Корабль предназначался для охраны государственных морских границ, а также для противодействия пиратству и терроризму. Судостроительная фирма заключила договор с компанией «Транзас» на изготовление и монтаж навигационно-тактического комплекса «Тримс-22460» на сторожевом корабле «Изумруд» проекта 22460. Проектом предусмотрено размещение на борту вертолёта, системы автоматизации корабля и современных средств связи и навигации.

Представители проекта

Название Изготовитель Заводской № Заложен Спуск на воду Дата подписания приёмного акта Место службы Состояние
«Рубин» Алмаз № 501 03.09.2007 26.06.2009 13.11.2009 12.05.2010 принят в состав Черноморско-Азовского погрануправления ПС ФСБ РФ В строю
«Бриллиант» Алмаз № 502 12.05.2010 25.11.2011 26.06.2012 02.11.2012 принят в состав Каспийского погрануправления ПС ФСБ РФ В строю
«Жемчуг» Алмаз № 503 22.12.2010 21.09.2012 Черноморско-Азовское погрануправление ПС ФСБ РФ В строю
«Изумруд» Алмаз № 504 21.09.2012 14.08.2013 27.07.2014 Крымское погрануправление ПС ФСБ РФ. Базирование в Балаклаве В строю
«Сапфир» Восточная верфь № 300 май 2012 06.08.2014 17.04.2015 28.05.2015 г. передан Пограичному управлению ФСБ России по Приморскому краюн В строю
«Аметист» Алмаз № 505 2012 24.03.2014 03.10.2014 Крымское погрануправление ПС ФСБ РФ. Базирование в Балаклаве В строю
«Коралл» Восточная верфь № 301 май 2012 06.07.2015 17.12.2015 Пограничное управление ФСБ России по Сахалинской области В строю
«Проворный» Алмаз № 506 27.06.2014 06.05.2016 Крымское погрануправление ПС ФСБ РФ. Базирование в Балаклаве Ведётся строительство.
Алмаз № 507 Ведётся строительство.
«Надёжный» Алмаз № 508 27.06.2014 26.05.2016 Пограничное управление ФСБ России по Калининградской области Ведётся строительство.
Восточная верфь № 302 В постройке
Алмаз № 509 Планируется к постройке.
Алмаз № 510 Планируется к постройке.
Алмаз № 511 Планируется к постройке.

Управление

Управляемость судна находится на весьма высоком уровне. Диаметр циркуляции на полном ходу составляет 4,5 длины корабля. На разворот в 360 градусов ему достаточно минуты. При развороте используется подруливающее устройство. При скорости до 5 узлов (на малых ходах) судно управляется с помощью специального джойстика. Важным параметром является возможность удерживания корабля в одной точке. Это очень удобно при спасательных и досмотровых операциях.

Еще одним весомым достоинством кораблей «Рубин» стал их класс автоматизации. Благодаря современной мостиковой системе ТРИМС разработчикам удалось довести уровень автоматизации до класса А1. Это позволило сократить численность экипажа, несущего вахту в сторожевой рубке, до трех человек. При этом они смогут управлять всеми системами и механизмами судна. Конечно же, каждый из членов экипажа должен быть профессионалом.

Служба и перспективы

Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 (шифр «Охотник») с 2010 года несет службу на просторах Черного моря. В 2014 году он принимал участие в охране береговых вод во время Олимпийских игр в Сочи. По последним данным пограничной службы ФСБ России, проект 22460 будет реализован минимум 25 сторожевыми судами. Вслед за головным «Рубином» были построены еще несколько судов проекта. Первым из них стал «Бриллиант». Он был спущен на воду 25 ноября 2011 года. После ряда испытаний и достройки корабль отправился нести службу в составе Каспийского пограничного управления.

В мае 2012 года было заложено два судна по данному проекту – «Сапфир» и «Коралл». На этот раз строительство было организовано на предприятии «Восточная верфь». Тем временем к июлю 2014 года построил еще два корабля – «Жемчуг» и «Изумруд». На данный момент идет строительство еще нескольких суден в рамках государственного заказа «Проект 22460 «Охотник»». Разработчики и строители судна «Рубин» и последующих кораблей проекта уверены, что судна будут с честью носить свои имена.

Впечатляющие характеристики

Корабль проекта 22460 оборудован самыми современными средствами навигации и связи, имеет на борту вертолет, систему автоматизации управления. Он строился в кооперации с большим числом зарубежных партнеров с Запада. В проекте, в частности, принимают участие Германия, Италия, Франция, Норвегия, Австрия, Финляндия. Некоторые тамошние ноу-хау будут внедрены впервые. И пусть этот факт никого не удивляет: сегодня пограничники разных государств мира очень активно взаимодействуют друг с другом. Кроме того, у западных стран появляется возможность апробировать свои технологии по более низкой стоимости.

Предназначение этого корабля водоизмещением 630 тонн – охрана государственной границы в 12-мильной пограничной зоне, природных ресурсов внутренних морских вод и территориальных морей, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, борьба с террористами, браконьерами и пиратами, проведение аварийно-спасательных работ, осуществление экологического контроля и ликвидация последствий природных бедствий.

Основные данные современных патрульных кораблей

Характеристики Типа «Мангуст» проекта 12150 Типа «Соболь» проекта 12200 Типа «Мираж» проекта 14310 Типа «Спрут» проекта 6457С Типа «Пурга» проекта 22120 Проект 22160
Состояние Ведется строительство серии Серия с 2006 года Серия с 1999 года Передан в 2009 году Первый сдан в 2011 году Проект 2010 года
Водоизмещение (т) 27,2 57–60 120–121,1 835–900 1023–1066 1300
Длина (м) 18,7 27,96–30 34,95–35,45 65,5–65,9 71 94
Ширина (м) 4,4 5,8–5,82 6,6–6,79 10,6 10,5 14
Осадка (м) 1,2 1,34 2,7 3,48 3,37 Нет данных
Главная энергетическая установка Дизельная Дизельная Дизельная Дизель-электрическая Дизельная ДГТУ типа CODAG
Скорость полного хода (узлы) 48 до 47 до 50 22 24 30
Дальность плавания (мили) 410 700 800 5000 6000 6000
Автономность (сутки) 2 3 5-8 30 20 Нет данных
Экипаж (чел.) 6 6 12 24 18-14 80
Вооружение
Артиллерийское 1х30-мм АК-306 При необходимости на судне может быть установлено вооружение При необходимости на судне может быть установлено вооружение: 1х30-мм АК-306М 1х57-мм А-220М
ЗРК «Игла» «Игла» «Игла» 2х«Гибка»
Пулеметы 1х14,5 мм МТПУ 2х14,5 мм МТПУ 2х14,5 мм МТПУ 2х14,5-мм пулемета
Авиационное 1 вертолет Ка-27ПС

25 ноября этого года был спущен на воду ПСКР «Бриллиант» – второй корабль в серии или первый серийный. На достройке в стапеле завода находится третий «систершип» – «Жемчуг» (заводской номер 503).

«Пограничникам России потребуется 30 кораблей «Рубин», – сообщил руководитель Пограничной службы генерал Владимир Проничев.

Есть большая доля вероятности, что в приобретении корабля постараются заинтересовать потенциальных зарубежных заказчиков. Для этого в Северном ПКБ подготовлен специальный проект 22460Э. Известно, что еще в октябре 2006 года компания «Рособоронэкспорт» предлагала такой корабль на тендер в Греции. Кроме того, рекламируется патрульно-спасательное судно ПС-600 на базе основного проекта без вооружения, но с легким вертолетом типа Ка-226. Модель данного варианта не раз демонстрировалась на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге, прочих выставках вооружения.

Старшие братья

Суда, созданные «Северным ПКБ», уже давно зарекомендовали себя с положительной стороны среди российских пограничников. Еще в 1983 году в состав ПВ КГБ СССР вошел первый ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»). Эта серия суден предназначалась для охраны экономической зоны протяжностью в 200 миль, на базе головного корабля проекта 1135. Благодаря отказу от противолодочного РК конструкторы смогли разместить на палубе ангар, в котором постоянно базировался поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС. Вообще, суда проекта 11351 вышли весьма удачными: высокая мореходность, сильное вооружение, работоспособность едва ли не в любых условиях. Корабли проекта 22460 «Охотник» будут охранять прежде всего территориальные воды РФ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector