Классификация военных кораблей

Британская классификация 1912 года[править]

Авианосцы

  • Гидроавианосцы Вспомогательные гидроавианосцы

Крейсера

  • Линейные крейсера Легкие линейные крейсера

Крейсера 1-го класса

  • Броненосные крейсера

Бронепалубные крейсера
Крейсера 2-го класса
Крейсера 3-го класса, Скауты
Вспомогательные крейсера
Эскадренные миноносцы

  • Лидеры

Миноносцы
Броненосцы береговой обороны
Мониторы

  • Морские мониторы

Речные мониторы
Канонерские лодки

  • Речные канонерские лодки

Плавучие батареи
Сторожевые корабли

  • Шлюпы

Патрульные корабли Патрульные корабли-ловушки
Минно-тральные корабли

  • Минные заградители

Тральщики Вспомогательные тральщики
Десантные корабли

  • Лихтеры

Боевые катера

  • Торпедные катера

Сторожевые катера
Подводные лодки

  • Океанские подлодки

Эскадренные подлодки
Подлодки-охотники
Подводные мониторы
Малые подлодки береговой обороны

Бронирование

Описывать систему бронезащиты послевоенных британских линкоров и линейных крейсеров – одно удовольствие, так как она была весьма простой и понятной. Достаточно сложное и многоуровневое бронирование кораблей времен ПМВ сменила американская «все или ничего». Основу защиты составлял вертикальный броневой пояс длиной 159,1 м (при общей длине корабля 259,25 мм по ватерлинии) и высотой 4,34 м – в нормальном водоизмещении он опускался на 1,37 м ниже и возвышался на 2,97 м выше ватерлинии. При этом броневой пояс имел наклон в 18 градусов, а еще – он был внутренним, то есть не защищал соприкасающийся с морем борт, а был углублен в корпус так, что его верхняя кромка отстояла на 1,2 м от борта. В районах погребов башен главного калибра (на протяжении 78,9 м) толщина броневого пояса была максимальной и составляла 356 мм, в остальном – 305 мм. В целом пояс полностью защищал районы башен главного и противоминного калибров, машинные и котельные отделения корабля. На его верхнюю кромку опиралась скосами единственная броневая палуба: впрочем, угол этих скосов был столь незначительным (всего 2,5 градуса!), что впору было говорить о единой горизонтальной палубе, но формально они все-таки были. Толщина палубы, как и бронепояса, была дифференцированной: над погребами орудий главного калибра (то есть, по всей видимости, над 78,9 метровым участком 356 мм бортовой брони) она имела 203 мм, утоньшаясь в корму последовательно до 172, 152, 141 и 102 мм (последнюю, четырехдюймовую толщину палуба имела над кормовым котельным и машинными отделениями), при этом районы башен противоминного калибра прикрывала 178 мм бронепалуба. Цитадель замыкалась траверзами толщиной 305 мм впереди и 254 м в корме, но там имелось еще две дополнительных 127 мм переборки, так что совокупная защита получалась не столь уж плохой.

Впрочем, кое-что было защищено и вне цитадели – так, подводные торпедные аппараты (а куда ж без них), расположенные впереди цитадели, имели защиту из 152-мм бронепояса, траверза и броневой палубы той же толщины. Рулевая машина защищалась 127 мм палубой и 114 мм траверзом. Скорее всего, это было все, хотя некоторые источники все же указывают, что кроме вышеописанного, вне цитадели имелись еще нижние палубы (вероятно, проходившие ниже ватерлинии) в носу и в корме, их толщина составляла 152 мм и 127 мм соответственно.

Артиллерия имела очень сильную защиту. Лоб, боковые плиты и крыша башен защищалась, соответственно, 432 мм, 330 мм и 203 мм броней. Барбеты имели толщину 356 мм, правда, ближе к диаметральной плоскости, где барбет перекрывался соседним, или надстройкой, его толщина уменьшалась до 280-305 мм. А вот на боевой рубке, можно сказать, сэкономили – 356 мм бронеплиты защищали ее только во фронтальной проекции, по бокам и сзади она имела только 254 и 102 мм брони соответственно.

Противоторпедная защита (включавшая в себя бронепереборку 44 мм толщины) рассчитывалась на противодействие зарядам, эквивалентным 340 кг тринитротолуола. Ее глубина достигала 4,26 м, в качестве «рабочего тела» использовались не металлические трубки (как у «Худа»), а вода (всего – 2 630 тонн!), при этом в мирное время предполагалось держать отсеки ПТЗ осушенными. Интересно, что для быстрого спрямления крена предусматривалась система продувки отдельных камер ПТЗ сжатым воздухом.

Русская классификация 1915 года[править]

  • Линейные корабли
  • Крейсера Линейные крейсера
  • Гидрокрейсера
  • Вспомогательные крейсера

Гидроавиатранспорты
Эскадренные миноносцы
Миноносцы
Минно-тральные корабли

  • Минные заградители Малые моторные заградители

Тральщики
Сетевые заградители
Посыльные суда

  • Речные посыльные суда

Канонерские лодки

  • Речные канонерские лодки Малые речные канлодки

Плавучие батареи
Десантные корабли

  • Десантные баржи

Боевые катера

  • Сторожевые катера Сторожевые катера-истребители

Бронекатера

  • Бронекатера-разведчики

Дозорные бронекатера
Учебные

  • Учебно-артиллерийские корабли

Учебные суда
Императорские яхты
Вспомогательные корабли и суда

  • Спасательные суда

Подводные лодки

  • Подводные минные заградители

Ракетный крейсер «Москва» (Слава) — флагман Черноморского флота России

РКР «Слава» зав. № 2008, с 16.05.1995 г. — ракетный крейсер «Москва». ССЗ им. 61 коммунара (г. Николаев). РКР «Москва» входит в состав ЧФ. С 10.01 по 17.02.1985 г. В апреле 1985 г. из-за пожара в корабельной сауне в четырех ПУ в результате срабатывания датчиков противопожарной системы «Карат-М» (датчики которой расположены на внешней стороне переборки сауны) были затоплены ПКР. Корабль нес боевую службу в Средиземном море в связи с обострением ситуации вокруг Ливии. Он осуществлял слежение за АУТ ВМС США во главе с АВ America и Forrestal. С 27.05.1986 г. по 20.02.1987 г. «Москва» несла службу в Средиземном море и северной части Атлантики.

Подробнее…

В флибустьерском дальнем синем море…

История парусного флота неразрывно связана с пиратством. Конечно, никаких пиратских кораблей специально никто не строил. Джентльмены удачи приспосабливали для нужд морского разбоя разные виды кораблей – то, что попадало в их распоряжение. Захватить судно могла взбунтовавшаяся команда. Изредка это происходило с участием самого капитана. Но чаще всего пираты совершали захваты в море. После этого корабли, как правило, переделывались. Перестройка сводилась прежде всего к приспособлению палубы под установку мощной артиллерии и расширению места для размещения абордажной команды. Для этого со средства убирались все кормовые и носовые надстройки, срезались элементы украшений. Устанавливались дополнительные пушки по ходу корабля вперед и назад. Такелаж менялся с целью придать судну большую быстроходность. Судя по всему, пираты не испытывали недостатка в необходимых материалах – их они также добывали разбоем.

Наиболее распространенными видами пиратских кораблей были бригантины, шхуны и шлюпы. Крупные плавсредства были редкостью в пиратском флоте. Не брезговали корсары и небольшими фелюгами, баркасами и пинасами.

Кроме боевых, пираты использовали транспортные корабли. Как правило, это были захваченные голландские флюйты, а также их британские аналоги – флайботы.

Подклассы: крейсеры

Поскольку первый ранг – самый серьезный, то обязательно нужно отметить вниманием и подклассы кораблей. Первыми по списку идут тяжелые авианесущие крейсеры

Их водоизмещение составляет более 25 000 тонн! Работают они на паротурбинной энергетической установке. Именно эта классификация кораблей ВМФ России демонстрирует на международной арене мощь нашего государства.

Следом идут тяжелые атомные ракетные крейсеры. Их характеристика близка к той, которой отличаются вышеупомянутые суда. Только работают они на атомной энергетической установке. На этих судах постоянно базируется два вертолета и ударный управляемый ракетный комплекс, который способен уничтожить крупные надводные корабли.

Также классификация кораблей ВМФ России включает в себя ракетные крейсеры. Они действуют в удаленных районах океанов и морей, и их назначение – уничтожать крупные надводные суда противника, тем самым обеспечивая ПЛО и ПВО своих суден. Ещё к первому рангу относятся атомные подводные крейсеры, которые способны из положения под водой на глубине 400-600 метров поразить крупные береговые объекты на дальности вплоть до 8250 километров.

Авторы Гайдпарка

  • Галина Иванова

    Открытое обращение к борцам с коррупцией в сфере ЖКХ

    Читать полностью

  • Валерий Советский

    Доверяете ли вы нынешней власти в Российской федерации?

    Читать полностью

  • Петр Новыш

    Сельхозработы горожан в СССР. Кушать нам надо было

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Жириновский видит Медведева в качестве председателя Конституционного суда

    Читать полностью

  • Sova

    Помогут ли QR-коды победить коронавирус?

    Читать полностью

  • Витёк Razdolbaeff`f

    День в истории. Бархатная революция

    Читать полностью

  • Александр Головенко

    А вам приходилось закатывать сцены модераторам?

    Читать полностью

  • Злата Кедрова

    Союз стран ОДКБ — миф или реальность?

    Читать полностью

  • bambambigelow

    Канадские тюремщики лечили шизофреника дубинками и перцовыми баллончиками

    Читать полностью

  • stas shmelev

    «Игла Кощея»

    Читать полностью

  • Мiкалай Паддубiцкi

    Новая маркетинговая атака ОАК с мифом СУ-75: атакован Дубай

    Читать полностью

  • Александр Рохмистров

    Путин объявляет шах Зеленскому. Дойдет ли дело до мата?

    Читать полностью

Ранг II[]

Тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) – универсальные корабли предназначенные в основном для обеспечения ПКО\ПРО соединений и уничтожения авианосцев всех классов. Несут авиакрыло равное по численности авиакрылу лёгкого авианосца, и в дополнение к нему многоцелевые или противокорабельные ракеты (а иногда и те и другие).

Броненосный крейсер (БрКР) — убийцы крейсеров. Основное назначение уничтожение кораблей IV-го и выше рангов. Носят прозвище «недолинкоры». Можно считать их своеобразным аналогом германских «Карманных линкоров» второй мировой воины.

Монитор артилерийский (МНА) – еще более урезанные варианты линкоров, по существу являющиеся подвижными аналогами орбитальных платформ. Отличаются весьма низкой боевой мобильностью.

Монитор ракетный (МНР) – вариант мониторов, оснащенные мощным ракетным вооружением вместо пушечного.

Тяжёлый крейсер (ТКР) — крейсера с неплохим бронированием и мощной артиллерией. Универсальные боевые корабли.

Орбитальная крепость (ОК) – космический корабль орбитального базирования, сравнимая по вооруженности с крейсером.

Танкодесантный корабль (ТК) – крупные корабли, предназначенные для десантирования крупных танковых соединений. Отличаются невероятно бронированным днищем и хорошими аэродинамическими характеристиками (редкость для кораблей выше VI ранга).

Большой десантный корабль (БДК) – крупные корабли, предназначенные для десантирования крупных смешанных соединений. Отличаются невероятно бронированным днищем и хорошими аэродинамическими характеристиками (редкость для кораблей выше VI ранга).

«Петр Великий»

Является тяжелым атомным ракетным крейсером. Как утверждают специалисты, этот военный корабль России считается самым большим из всех неавианесущих ударных судов в мире. Способен в одиночку уничтожить группу вражеских авианосцев. Крейсер создан по проекту «Орлан» 1144. Сегодня является единственным находящимся на плаву кораблем данного проекта.

Местом строительства «Петра Великого» стал Балтийский завод. Для мореходных испытаний военный корабль России был готов в 1989 году. После тестирования судно в течение 9 лет еще дорабатывалось, после чего было окончательно готово к эксплуатации. Кораблем пройдено 140 тыс. миль. «Петр Великий» является флагманом Северного флота ВМФ Российской Федерации. Приписан в Североморском порту. Ширина корабля составляет 28,5 м, общая длина – 251 м. Крейсер с полным водоизмещением 25860 т. «Петр Великий» оборудован двумя ядерными реакторами, мощность которых достигает до 300 Мегаватт, двумя котлами, турбинами и газотурбогенераторами. Как утверждают специалисты, вырабатываемой ими энергии достаточно для города с населением около 200 тыс. человек. Крейсер движется со скоростью не более 32 морских узлов, обладает неограниченной дальностью плаванья. В экипаже корабля 727 человек. Автономно военный корабль России может плавать в течение 60 дней.

«Петр Великий» вооружен противовоздушным ракетным комплексом С-300 Ф «Риф» с 96-ю ракетами, для которых предусмотрен вертикальный запуск, пусковыми установками СМ-233 в количестве 20 штук. Вражеские цели, расположенные на расстоянии до 700 тыс. м, поражаются с помощью крылатых ракет «Гранит» П-700. Кроме того, военный корабль оборудован артиллерийской установкой АК-130, противовоздушной системой «Кортик», запас ракет которой составляет 128 единиц и реактивными установками бомбометания РБУ-1000 и РБУ-1200 «Смерч-3». Противостоять атакам противника под водой, российское судно может с помощью двух противолодочных ракетно-торпедных комплексов «Водопад» и одного противоторпедного комплекса «Удав-1М». На борту корабля базируются противолодочные вертолеты «Ка-27» в количестве трех единиц.

Головной корабль серии

«Гремящий» является головным кораблём проекта 20385. Корветы этого класса предназначены для работы в ближней морской зоне и используются для борьбы с надводными и подводными кораблями противника, а также для патрулирования и артиллерийской поддержки морского десанта.

Разработчиком проекта является санкт-петербургское «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз», которое разработало и предыдущую его версию — 20380. 

Также по теме


«Универсальные корабли»: как Россия развивает проект по созданию многоцелевых корветов

Корвет «Герой Российской Федерации Алдар Цыденжапов» доставлен во Владивосток для проведения испытаний, сообщила пресс-служба…

«Гремящий» был спущен на воду в июне 2017-го. Игорь Пономарёв, занимавший тогда пост генерального директора «Северной верфи», на торжественной церемонии подчеркнул, что корвет проекта 20385 имеет значительные преимущества перед судами предыдущих серий.

«В нём улучшены ходовые характеристики, используется самое современное вооружение, для уменьшения заметности применяется радиопоглощающее покрытие. На «Гремящий» будет установлена новейшая разработка — многофункциональный радиолокационный комплекс, который позволит кораблю хорошо ориентироваться в море и получать точные данные о противнике», — приводит его слова сайт ОСК.

По данным завода, водоизмещение корвета составляет 2,2 тыс. т, длина — 104 м, ширина — 13 м. Скорость может достигать 27 узлов при дальности плавания 3,5 тыс. миль. Автономность корабля равняется 15 суткам, а численность экипажа составляет 99 человек.

«Гремящий» оснащён «артиллерийским, ракетным, противолодочным, гидроакустическим и радиолокационным комплексами», отмечает пресс-служба ОСК.

Также сообщается, что этот корвет станет первым кораблём — носителем ракет «Калибр» на Тихоокеанском флоте. Кроме того, он будет вооружён зенитным ракетным комплексом «Редут», 100-мм артиллерийской установкой А-190-01, двумя 30-мм зенитными автоматами АК-630М и противолодочным комплексом «Пакет». Проектом также предусмотрен ангар для вертолёта Ка-27.

Разработчики отмечают, что «Гремящий» строится с использованием технологий малозаметности.

«Благодаря оригинальной архитектуре и использованию композитных материалов в сочетании со специальными покрытиями, а также встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами у корветов значительно снижена радиолокационная, акустическая и оптическая заметность», — сообщает «Объединённая судостроительная корпорация».

Из-за антироссийских санкций, введённых в 2014 году, разработчикам «Гремящего» пришлось сменить производителя двигателей. Изначально планировалось оснастить корабль силовыми установками немецкой компании MTU, но их заменили на два дизель-дизельных агрегата 1ДДА-12000 производства «Коломенского завода».

В конце октября 2019 года судно осмотрел президент России Владимир Путин. Он побывал на главном командном пункте, ознакомился с оборудованием и системами вооружения. Покидая корабль, глава государства пожелал экипажу успешно пройти тестирование.

  • Владимир Путин посетил Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», где осмотрел корвет «Гремящий». С министром обороны Сергеем Шойгу. Пояснения даёт командир корабля Роман Довгайлов
  • kremlin.ru

Общая характеристика первого ранга

К этому классу относятся атомные подводные лодки, а также крупные надводные корабли. То есть авианосцы, противолодочные, ракетные, тяжелые и легкие крейсера, а также линейные корабли. Все суда первого ранга имеют старшинство над остальными в тех вопросах, которые касаются снабжения и комплектования. И, конечно, в плане проведения церемониальных процедур.

Командир корабля первого ранга обязан отвечать за мобилизационную, а также боевую готовность своего полка. Ещё — следить за успешным выполнением боевых задач и подготовкой, воспитанием, дисциплиной личного состава. За внутренний порядок также отвечает он, как и за сохранность вооружения и соответствующей техники. И, конечно, он обязан контролировать материальное, финансовое, медицинское и пр. обслуживание полка.

Флот Испании 17 века

Испания продолжала формировать свои армады большими галеонами, непотопляемость и крепость которых были доказаны по итогам сражений Непобедимой Армады с британцами. Имевшаяся у англичан артиллерия не смогла нанести урон испанцам.

Поэтому испанские корабелы продолжали строительство галеонов водоизмещением в среднем 500 ÷ 1000 тонн и осадкой в 9 футов, создавая именно океанский корабль – устойчивый и надежный. На такие суда ставили три или четыре мачты и около 30 орудий.

В первую треть века на воду было спущено 18 галеонов с количеством пушек до 66. Число больших кораблей перевалило за 60 против 20-ти больших королевских кораблей Англии и 52-х Франции.

Особенностями прочных, тяжелых кораблей стали высокая устойчивость к пребыванию в океане и борьбе с водными стихиями. Установка прямых парусов в два яруса не обеспечивали маневренность и легкость управления.  При этом маломаневренность компенсировалась отличной неплохой живучестью во время штормов по параметрам прочности, и универсальностью галеонов. Их использовали одновременно и для торговых, и для военных операций, что часто совмещалось при неожиданной встрече с противником в необъятных водах океана.

Чрезвычайная вместимость позволяла оснащать суда приличным числом вооружения и брать на борт большую, обученную к схваткам, команду. Что позволяло успешно проводить абордаж – основную морскую тактику сражений и захвата судов в арсенале испанцев.

Северные мореходы

Несколько позже моря завоевывают викинги. Они создали лучшие виды парусных кораблей своего времени. Наибольшую славу снискали драккары – боевые морские плавсредства, отличавшиеся высокой быстроходностью, надежностью и легкостью. Они были приспособлены для захода в реки и причаливания к пологим берегам. При необходимости северные воины переносили их на руках. Вдоль бортов закреплялись щиты, а весла пропускались в специальные люки, что защищало гребцов во время боя. Для торговли и перевозки переселенцев викинги строили кнорры – более широкие и тихоходные, по сравнению с драккарами, суда. Кнорры обладали большей осадкой и вмещали до 40 человек. Парусная оснастка позволяла ходить под углом 60 градусов к ветру. Мачты были съемными.

Викинги могли долгое время находиться вдали от берега, ориентируясь по солнцу и ночным светилам. Они использовали наблюдения за повадками морских животных и птиц, учитывали морские течения, приливы и отливы. На своих лодках они достигли Исландии, Гренландии и Северной Америки. Проложили путь из варяг в греки, уверенно чувствовали себя в Средиземноморье.

Ракетный крейсер “Москва”

За безукоризненное выполнение поставленных задач награжден орденом Нахимова в 2016 году

Еще одним претендентом на звание “самый большой корабль в РФ” является ракетный крейсер “Москва”.

Это один из самых больших российских военных кораблей, но самым большим крейсером в России все же остается Петр Великий.

Длина этого корабля составляет почти 187 метров, ширина – почти 21 метр. Этот корабль был построен Николаевским судостроительным заводом (Украина) в конце 80-х годов прошлого века, и до сих пор успешно эксплуатируется, однако в 2018 году встал на капитальный ремонт. В составе СССР носил имя “Слава”, затем был переименован, когда стал частью флота РФ.

Общая характеристика и виды кораблей 2 ранга

Корабль второго ранга представляет собой линейный корабль водоизмещением от 1 500 до 5 000 тонн. Суда 2 ранга имеют гюйс, который при стоянке поднимается на носовом флагштоке. Предназначение кораблей второго ранга заключается в осуществлении оборонительных и наступательных военных действий в дальней морской зоне. Причем судно может вести бой как самостоятельно, так и в составе соединений.

К классу кораблей 2 ранга относится:

  1. Сторожевое судно, в основные задачи которого входит охрана каравана боевых кораблей и транспортных судов от атак подводных лодок, легких надводных сил и самолетов на переходах. Но все же «сторожевик» является боевым многоцелевым кораблем с артиллерийским, ракетным, минным, противолодочным вооружением.
  2. Ракетные суда, предназначенные для поражения вражеских надводных плавательных средств в акватории закрытых морей, а также в ближней морской зоне.
  3. Подводные лодки специального назначения для уничтожения противников.
  4. Десантные корабли, в задачи которых входит транспортировка военной техники и морской пехоты.

Общая характеристика и виды судов 4 ранга

Корабли 4 ранга представляют собой линейные суда и боевые катера. Водоизмещение в данном классе от 100 до 500 тонн. Эти морские единицы ВМФ также не имеют гюйса. В задачи кораблей входит патрулирование и иные охранительные действий в прибрежной зоне морей страны, зоне Военно-Морских Баз и на рейдах. Причем выполнять свои задачи они могут как в составе соединений, так и самостоятельно.

Тральщик (базовый и рейдовый) предназначен для поиска, обнаружения, траления и уничтожения якорных и донных мин, выставления минных заграждений на рейдах, в акваториях ВМБ и прибрежной морской зоне в целях охраны водного района. Основным вооружением тральщика являются различные виды поисковых аппаратов и тралов.

Десантный катер — малый надводный корабль с дизельной установкой водоизмещением 60-280 тонн, предназначенный для выгрузки десанта и техники на необорудованный берег.

Боевой ракетный, артиллерийский и противодиверсионный катер — малый боевой корабль, в задачи которого входит нанесение ударов по боевым и транспортным кораблям противника в стесненных прибрежных акваториях. Также корабли служат для охраны водного района и для несения дозорной службы на рейдах и во внутренних морских водах страны. На боевых катерах в основном размещается артиллерийское и ракетное вооружение разного калибра.

Общая характеристика и виды кораблей 2 ранга

Корабль второго ранга представляет собой линейный корабль водоизмещением от 1 500 до 5 000 тонн. Суда 2 ранга имеют гюйс, который при стоянке поднимается на носовом флагштоке. Предназначение кораблей второго ранга заключается в осуществлении оборонительных и наступательных военных действий в дальней морской зоне. Причем судно может вести бой как самостоятельно, так и в составе соединений.

К классу кораблей 2 ранга относится:

  1. Сторожевое судно, в основные задачи которого входит охрана каравана боевых кораблей и транспортных судов от атак подводных лодок, легких надводных сил и самолетов на переходах. Но все же «сторожевик» является боевым многоцелевым кораблем с артиллерийским, ракетным, минным, противолодочным вооружением.
  2. Ракетные суда, предназначенные для поражения вражеских надводных плавательных средств в акватории закрытых морей, а также в ближней морской зоне.
  3. Подводные лодки специального назначения для уничтожения противников.
  4. Десантные корабли, в задачи которых входит транспортировка военной техники и морской пехоты.

Суда, относящиеся к первому рангу

Классификация кораблей России очень подробна. Выше всех стоят авианосцы. Это крупные надводные корабли особого назначения, основная ударная сила которых заключается в палубной авиации. Они обеспечивает воздушное прикрытие, высадку сил десанта, а также наносят воздушные удары по соединению вражеских суден. Плюс ко всему их используют для транспортировки грузов и людей. Основное вооружение – вертолёты и самолёты, базирующиеся на палубе. Также оборудованы всеми необходимыми средствами обеспечения функционирования и базирования летательных аппаратов.

Следом идут крейсера – боевые надводные корабли, выполняющие задачи вне зависимости от основных сил ВМФ. Ими применяется артиллерийское, ракетное, минно-торпедное, противолодочное оружие и ПВО. Крейсера могут уничтожать суда противников, держать оборону и поддерживать приморские фланги сухопутных войск.

Также к первому рангу относится эскадренный миноносец, основное вооружение которого – ЗРК и ударный ракетный комплекс. Эта классификация кораблей включает в себя и подводные боевые корабли. Они уничтожают суда противника, занимаются проведением разведок, скрытной постановкой минных заграждений. Их вооружение – минно-торпедное и ракетное. Также к 1 рангу относятся противолодочные и десантные корабли.

Семья «Орланов»

Во времена СССР предполагалось соорудить 7 крейсеров этого типа, но успели завершить только 3, а позднее, уже в России, на воду был спущен 4-й. ТАРК «Киров» (позднее — «Адмирал Ушаков») и «Фрунзе» (с 1992 г. — «Адмирал Лазарев») переданы ВМФ в начале 1980-х, но в настоящий момент небоеспособны и выведены из состава флота. Головным кораблем проекта «Орлан» был «Киров», так что в классификации НАТО такие ТАРКи именуются ‘Kirov-Class’. Сейчас он готовится к утилизации, зато «Фрунзе», по некоторым , еще есть надежда восстановить, отремонтировать и модернизировать.

Оружие В России создали оружие против стай дронов

ТАРК «Адмирал Нахимов» (ранее — «Калинин») входит в состав Северного флота с 1988 г. и по сей день, хотя уже почти 10 лет остается на модернизации на северодвинском ПО «». Обещается, что на нем будет установлена современнейшая электроника, достойная XXI века — остается только надеяться, что это будет так. Впрочем, есть сообщения о том, что в нынешнем году план модернизации был откорректирован, и этот затянувшийся процесс завершится уже в ближайшее время.

«Петр Великий» (тогда предполагалось назвать его в честь бывшего главы КГБ, а затем — Генсека ЦК КПСС «Юрий Андропов») был заложен на  25 апреля 1986 г., спущен на воду 3 года спустя, однако вступил в строй лишь в 1998 г. Известное всем тяжелое положение страны растянуло строительство, доработку и испытания корабля на 10 лет, а общая стоимость его составила около 1 млрд долларов.

Классификация кораблей ВМФ СССР и России

Основные статьи: Классификации кораблей Российского императорского флота, Классификации кораблей ВМФ СССР и Классификации кораблей ВМФ России

авианосец (крейсер) «Адмирал Кузнецов»

В России собственная классификация кораблей начала складываться после завершения эры парусного флота, последним эпизодом которой стала Крымская война середины XIX века. Количество мачт и число пушек в качестве критерия классификации утратили свое значение. На первое место вышло водоизмещение корабля. Сохранилось деление на ранги, которое было существенно сокращено.

Самыми крупными считались корабли 1 ранга водоизмещением от 10 до 60 тыс. тонн. К таковым в императорском флоте относился броненосец «Потёмкин», водоизмещением 13 тыс. тонн и длиной 115 метров. Ещё больше был советский линкор Марат, водоизмещением около 24 тыс. тонн. С линкорам были соизмеримы появившиеся во второй половине XX века атомные подводные лодки (например, Курск). Самым большим кораблем 1 ранга является авианосец (крейсер) «Адмирал Кузнецов», водоизмещением до 60 тыс. тонн и длиной более 300 метров.

Распространенным типом корабля 2-го ранга в России был сторожевой корабль, который соответствовал фрегату в западной классификации (Адмирал Макаров). Сторожевые корабли имели меньшие размеры по сравнению с кораблями 1-го ранга, были оснащены как противолодочным, так и зенитным вооружением. По техническим характеристикам они напоминали эсминцы, но предназначались для выполнения дозорных и патрульных задач. В императорском флоте соизмеримое со сторожевыми кораблями и небольшими эсминцами водоизмещение (~1 тыс. тонн) имели канонерские лодки. В советские годы корабли 2-го ранга пополнились большими противолодочными кораблями (Адмирал Захаров), водоизмещением до 7 тыс. тонн и длиной до 163 метров. Также статус корабля 2-го ранга имели большие десантные корабли, способные нести до батальона морской пехоты (Николай Вилков).

Самыми малыми кораблями считались яхты, катера и буксиры, водоизмещение которых было меньше 1 тыс. тонн. В императорский период водоизмещение яхт достигало 840 тонн, а длина приближалась к 60 метрам (Царевна). Из минных катеров эволюционировали через миноносцы в эскадренные миноносцы (эсминцы), водоизмещение которых колебалось от 500 до 8 тыс. тонн. От катеров эсминцы сохранили высокую скорость хода до 34 узлов (63 км/ч — Азард) и торпедное вооружение. В советское время в классе малых кораблей появились малые ракетные корабли и малые противолодочные корабли, соответствующие корветам по западной классификации. Так малый ракетный корабль Накат имел водоизмещение около 640 тонн, длину в 60 метров и максимальную скорость 34 узла. Командиры малых кораблей имели звание капитан-лейтенанта или капитана 3-го ранга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector