Щ-117: сорок дней вдали от родной гавани
Содержание:
- Взять лучшее у наших и не наших
- ВМФ получит четыре новых атомохода до конца 2020 года
- Серия X
- Такие разные «Щуки»
- Конструктивные особенности атомных субмарин проекта 971
- О случаях аппендицита в море…
- Построенные корабли
- Вооружение кораблей и навигационное оборудование
- Вооружение кораблей и навигационное оборудование
- Серия V- бис
- Примечания
Взять лучшее у наших и не наших
За проектирование «Щук» специалисты Научно-технического комитета Морского ведомства (НТКМ) принялись в 1928 году, определив основные тактико-технические элементы лодки. Все понимали, что советскому военному флоту нужна лодка относительно небольшого размера, которая могла бы чувствовать себя свободно в балтийских водах, но при этом иметь серьезное вооружение. «Щуки» и правда получили внушительный арсенал: шесть торпедных аппаратов – четыре носовых и два кормовых – и 45-миллиметровую пушку, установленную на платформе перед ограждением рубки.
Год спустя Техбюро №4 Балтийского завода во главе со знаменитым конструктором подводных лодок Борисом Малининым, занимавшееся одновременно проектированием «Декабристов», закончило разработку проекта новых средних подлодок. Поскольку сроки проектирования были очень жесткими, конструкторы взяли за основу новой субмарины уже пошедшую в постройку серию подводных минных заградителей «Ленинец». «Щуки» должны были отличаться от них чуть меньшими размерами и простотой конструкции, так как не имели минных труб. Учли в проекте типа «Щ» и некоторые технические решения, примененные в свое время англичанами на лодке L-55, которую как раз в конце 1920-х годов советские моряки обнаружили на дне Финского залива и сумели поднять.
В результате получилась относительно небольшая полуторакорпусная подводная лодка, имеющая вполне достойное вооружение и неплохие, судя по расчетам, ходовые характеристики. Проблемой стала обитаемость лодки. Поскольку военные моряки и командование вооруженными силами получили возможность познакомиться с проектом далеко не на начальной стадии, их пожелания, в частности, возможность принять на борт четыре запасных торпеды или разделить двигательный отсек на два, пришлось учитывать позже. Из-за этого условия на лодке стали стесненными, и справиться с этой проблемой удалось не сразу.
ВМФ получит четыре новых атомохода до конца 2020 года
Главнокомандующий ВМФ России Николай Евменов поделился с планами ввода в боевой состав флотов новейших подлодок и создания перспективных субмарин.
Адмирал подтвердил, что головная лодка проекта 955А “Князь Владимир”, госиспытания которой успешно завершились в ноябре, будет передана ВМФ в нынешнем году. Помимо нее ожидается поступление на флот еще трех стратегических субмарин – многоцелевого атомного подводного крейсера “Казань”, а также подлодок “Князь Олег” и “Новосибирск”. Первую планируют вооружить крылатыми ракетами “Оникс” и “Калибр”. А “княжескую” серию оснастят межконтинентальными баллистическими ракетами “Булава”.
Серия X
Главные изменения и переработки подводных лодок тип «Щука» серии Х:
— в очередной раз переработали
теоретический чертёж и форму рубки, что
подняло скорость надводного хода на 0.5 узла и улучшило мореходность;
— кормовую переборку II отсека сделали ступенчатой, что позволило хранить торпеды с
присоединенными боевыми зарядными отделениями (БЗО);
— переделали торпедопогрузочное устройство, чем с одной стороны уменьшили загромождённость отсеков, а с другой
уменьшили время погрузки до 12 часов, против 25—30 ранее;
— переборки центрального поста усилили до давления 6 кг/см’;
— цистерны главного балласта №-3 и №-4 приспособили для приёма топлива;
-передачу электромотора экономического хода изменили с шестерёнчатой на
ременную, сделавшую работу передачи
бесшумной;
— лектродвигатели носовых и кормовых горизонтальных рулей перенесли в
концевые отсеки, оставив в центральном посту только ручное управление;
— система продувания главного балласта выхлопными газами дизелей стала
штатной;
— были установлены новые дизеля марки 38К8 мощностью 800 л.с., что позволило поднять надводную скорость до
14.1 – 14.3 узлов;
— для борьбы с крутильными колебаниями на линии гребного вала заменили
фрикционную муфту гидравлической «БД-800/600», но эффект от этого оказался ограниченным (осталась одна запретная зона);
— система воздуха высокого давления была
коренным образом изменена;
— аварийное продувание главного балласта стало производиться воздухом
высокого давления от распределительных колонок. Время всплытия сократилось с 10 до 3 минут, исчезли крены;
— установили опреснитель производительностью
40 литров в час;
— конструкцию глушителя изменили, уменьшив
демаскирующее «парение»;
— в систему регенерации воздуха добавили кислородную магистраль, что улучшило её работу;
— часть подводных лодок оснащалась сетепрорезателями «Краб», отдельные
имели итальянские командирские перископы фирмы «Галилео» тип OG-492, с
электрическим подъёмным устройством винтового типа.
— работу тросовых лебёдок удалось
сделать менее шумной;
— ограждение носовых горизонтальных рулей сделали сплошным по всему
периметру.
Серия
включала в себя тридцать две подводные
лодки (девять для Тихоокеанского, по восемь для Северного и
Черноморского, семь для Балтийского флотов).
Были установлены новые дизели марки 38К8 мощностью 800 л.с. при 600 об./мин.,
в результате чего надводная скорость теоретически выросла до 14,1-14,3 узлов.
Тактико – Технические Данные
подводных лодок тип «Щ» X серии:
Водоизмещение:
надводное / подводное — 584/707 тонн. Главные размерения: длина 58.8 метров,
ширина наибольшая – 6.0 метров, осадка в надводном положении – 4.0 метра.
Силовая установка: два дизеля 38К8 мощностью по 800 л.с.; два ГЭД ПГ8 мощностью
400 л.с., аккумуляторная батарея КСМ-2 (две группы по 56 элементов), два винта.
Скорость хода полная надводная -14.0 узлов, скорость хода полная подводная –
8.3 узла. Дальность плавания надводная полной скоростью – 2 580 миль (11.5
узла); дальность плавания подводная — 105 миль (2.6 узла). Автономность: 20 суток.
Рабочая глубина погружения: 75 метров. Предельная глубина погружения: 90
метров. Запас плавучести: 20%. Вооружение: 4 носовых и 2 кормовых 533-мм
торпедных аппарата, боезапас — 10 торпед,
две 45/46 артиллерийских
установки 21-К (500 45-мм выстрелов), два 7.62-мм пулемета. Команда: 37-38 подводников.
Такие разные «Щуки»
Первые три субмарины нового типа «Щука» заложили на Балтийском заводе 5 февраля 1930 года. Присутствовавший на закладке первых «Щук» начальник Военно-морских сил РККА Ромуальд Муклевич подчеркнул, что эти лодки открывают новую эру в советском судостроении. Лодки получили собственные имена «Щука» (головной корабль серии), «Окунь» и «Ерш». Еще через 18 дней на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде заложили «Язь» (позднее «Ударник») – четвертую и последнюю лодку серии. Поскольку при ее строительстве использовались в том числе и 2,5 млн рублей, собранные по инициативе ЦК ВЛКСМ комсомольцами всей страны, то еще на стапеле эту лодку переименовали в «Комсомолец».
Первая серия подлодок типа «Щука» получила название «серия III». В этом нет ничего удивительного: тогдашняя серийная нумерация была сквозной, и серией I назывались «Декабристы», а серией II – «Ленинцы». Именно поэтому последующие серии лодок типа «Щ» тоже имели не последовательные номера, а с «перескоками». Так, следующая серия из 12 подлодок, заложенных на трех ленинградских судостроительных предприятиях – Балтийском заводе, заводе имени Марти и Северной верфи, получила название V серии, поскольку IV серией назывались подлодки типа «Правда».
«Пятерки» предназначались для воссозданных Морских сил Дальнего Востока, будущего Тихоокеанского флота. Тут как раз и пригодились относительно небольшие размеры новых подлодок. Их закладывали и начинали строить на заводах европейской части СССР – в Ленинграде и Нижнем Новгороде (позднее Горьком), а затем недособранными отправляли по железной дороге во Владивосток и Хабаровск. Там подлодки собирали полностью, спускали на воду, заканчивали дооборудование и вводили в строй. Делалось все это ударными темпами. Решение о постройке лодок серии V приняли в декабре 1931 года, а предъявить их к испытаниям полагалось к 1 ноября 1932-го. Выручало то, что серия мало чем отличалась от предыдущей, хотя рубка имела другую, более обтекаемую форму, за ней появилась вторая 45-миллиметровая пушка, а прочный корпус делился не на шесть, а на семь отсеков, что повышало непотопляемость. С другой стороны, «пятерки» начали строить, еще не имея опыта достройки лодок серии III, из-за чего в их конструкции оказалось немало дефектов.
За серией V последовала серия V-бис из 13 подлодок, строившихся для Тихого океана, Балтики и Черного моря. Балтийские и черноморские лодки уходили из Ленинграда и Горького по внутренним водным путям, тихоокеанские по-прежнему уезжали по железной дороге. Эта серия незначительно отличалась от предыдущей, поскольку все изменения в основном сводились к устранению ранее обнаруженных недостатков и дефектов конструкции. А потом начали строить лодки серии V-бис-2, в которую вошли 13 подлодок, тоже незначительно отличавшихся от своих предшественниц.
Самой большой серией подлодок типа «Щука» – 32 субмарины! – стала серия Х. Эти лодки получили очень характерные ограждения рубки нового типа (так называемый «лимузин»), что должно было повысить их подводную скорость. На деле этого почти не произошло, а в надводном положении мостик очень сильно заливало. Этот недостаток устранили только на «Щуках» серии Х-бис, которым вернули ограждение рубки привычной формы. Лодки этой серии успели заложить до войны, а достраивали уже после ее начала, причем закончены постройкой были только девять «Щук»; две лодки разобрали на стапеле, а от строительства еще двух отказались.
Основное вооружение всех подлодок типа «Щ» – шесть торпедных аппаратов – оставалось неизменным на протяжении всего времени строительства и у всех серий. А вот артиллерийское могло варьироваться. У первых «Щук» было всего одно 45-миллиметровое орудие на баке, у лодок V серии – на баке и на юте, а были варианты установки на лодки 37-миллиметровых зенитных автоматов, крупнокалиберных пулеметов ДШК и даже попытки поставить 76-миллиметровые пушки!
Конструктивные особенности атомных субмарин проекта 971
АПЛ проекта 971 изначально строились как истребители вражеских подводных ракетоносцев, поэтому на кораблях устанавливалось мощное вооружение. По боевому потенциалу современные «Щуки» значительно превосходи все отечественные аналоги и во много были сильнее иностранных боевых субмарин аналогичного класса.
https://youtube.com/watch?v=hqfcWJAAOT4
Вместе с подлодками типа «Барракуда» новые ударные атомные подлодки должны были составить костяк военно-морского флота СССР для противодействия ударным группировкам ВМС потенциального противника на Северном и Восточном фланге. Используя свои высокие тактико-технические характеристики, скрытность и большую автономность, новые «Щуки» могли с успехом использоваться для проведения специальных операций на всей акватории Мирового океана.
Основные конструктивные особенности атомоходов проекта 971 заключались в полной автоматизации основных технологических и боевых процессов. Все управление кораблем было сосредоточено в едином главном командном пункте. Система автоматизации процессами и управлением корабля позволила существенно сократить экипаж на «Щуках» проекта 971. Боевой корабль обслуживало 73 матроса и офицера, что почти в два раза меньше чем на основной многоцелевой атомной подлодке ВМС США типа «Лос-Анджелес». Повысились на новых кораблях и условия обитания личного состава, улучшились бытовые условия для экипажа, находящегося в море продолжительное время.
Одним из новаторских решений, применимым в конструкции корабля, можно назвать организацию системы спасения экипажа корабля в экстренных ситуациях. Лодки типа «Щука-Б» оборудовались всплывающей спасательной камерой, рассчитанной на весь экипаж (73 человека).
https://youtube.com/watch?v=bL8kPxFfWdc
Корпус и силовая установка атомной подводной лодки «Щука»
Первый атомоход проекта 971 типа «Щука-Б» относился к двухкорпусным кораблям. Основной прочный корпус у корабля стальной, выполненный из высокопрочной стали. Корпус лодки был поделен на отсеки с таким расчетом, чтобы все боевые посты и основные узлы управления судном размещались в отдельных изолированных зонах. Внутренняя часть лодки имела каркасную, наборную конструкцию с переходами и палубами. За счет двухкаскадной амортизации каждого блока удалось добиться существенного уменьшения производственных шумов и уменьшить акустический сигнал, издаваемый рабочими механизмами и экипажем. Каждый блок в корабле изолировался от прочного корпуса пневматическими амортизаторами, создавая второй уровень виброизоляции.
К примеру, на подводной лодке Северного флота К-317 «Пантера» впервые были опробованы резиновые амортизаторы и силиконовые прокладки на основных работающих механизмах. В результате шум работающего паротурбинной установки атомного реактора и электродвигателей снизился на 30-40%.
На всех последующих судах, спускаемых со стапелей «Севмаша» устанавливались детали и механизм, сделанные из синтетических материалов. Показатели шума, производимого субмаринами Северного флота проекта 971, и сегодня остаются самыми низкими.
В процессе строительства лодок была применена технология блочной сборки основных конструкций корабля. Монтаж оборудования теперь осуществлялся не в стесненных условиях корпуса лодки, а непосредственно на стендах в заводских цехах. По завершению сборки блок устанавливался в корпус корабля, после чего подключался к основным коммуникациям лодки. Новшества, вносимые в проект, наличие спасательной камеры для экипажа и корпус, сделанный из высокопрочной стали привели к увеличению водоизмещения корабля до 8 тыс. тонн.
Двигательная установка и система энергообеспечения корабля базировалась на работе одного атомного реактора ОК-650Б, который сообщался с четырьмя парогенераторами. В качестве резервного энергоблока на лодке была установлена одновальная паровая турбина, которая имела полный резервный комплект механизации всех процессов. Общая мощность силовой установки составляет 50 тыс. л.с. В результате атомоход мог развивать надводную скорость в 11 узлов, а под водой, не менее 33 узлов.
Резервная энергетическая установка представляла собой два дизельных двигателя ДГ-300, которые обеспечивали электроснабжение и ход корабля в экстренных ситуациях. Запас дизельного топлива было рассчитан на 10 суточное плавание на резервных двигателях.
О случаях аппендицита в море…
В конце февраля все того же 1996 года и вовсе произошел анекдотический случай. Тогда как раз проводились масштабные учения флота НАТО. Ордер противолодочных кораблей только-только успел выйти на связь с командованием и доложить об отсутствии субмарин потенциального противника по курсу следования конвоя… Через несколько минут с английскими кораблями связался командир российской подводной лодки. А вскоре перед ошалевшими британскими моряками всплыла и сама «виновница торжества».
Экипаж сообщил, что один из моряков находится в тяжелом состоянии из-за лопнувшего аппендицита. В условиях подлодки успех операции не гарантировался, а потому капитан принял беспрецедентное решение о связи с зарубежными коллегами. Больного быстро погрузили на английский вертолет и отправили в госпиталь. Что чувствовали в этот момент британские моряки, только что отчитавшиеся об отсутствии вражеских подлодок, сложно представить. Что еще интереснее, они не смогли тогда засечь лодку проекта 971 старой серии! С тех пор проект 971 «Акула» пользуется глубоким уважением у ВМФ Великобритании.
Построенные корабли
Сравнительная оценка
Американскими аналогами «Ясеня» являются многоцелевые субмарины классов «Сивулф» и «Вирджиния». Российские и зарубежные эксперты чаще сравнивают «Ясень» с «Сивулфом», не отдавая явного предпочтения одной из лодок. Бесшумность «Ясеня» ожидается сравнимой с «Вирджинией» или «Сивулфом», но «Ясень» предназначен для более широкого круга задач. По функциям «Ясень», частично будет соответствовать также американским подводным лодкам «Огайо», переоборудованным под вооружение крылатыми ракетами.
«Сивулф» | «Ясень» | «Вирджиния» | «Барракуда» | «Астьют» | |
---|---|---|---|---|---|
Годы постройки | 1989 год—2004 год | 1993 год—н.в. | 1999 год—н.в. | 2007 год—н.в. | 2001 год—н.в. |
Годы службы | 1997 год—н.в. | 2013 год—н.в | 2004 год—н.в. | — | 2010 год—н.в. |
Построено | 3 | 1 (8 план) | 11 (30 план) | 0 (6 план) | 2 (7 план) |
Водоизмещение надводное (т) | 7460 | 8600 | 7080 | 4755 | 6500 |
Водоизмещение подводное (т) | 9130 | 13800 | 7925 | 5300 | 7800 |
Число ТА / ПУ ракет | 8 / — | 10 / 8(32) | 4 / 12 | 4 / — | 6 / — |
Представители проекта
Название | Проект | Зав. № | Закладка | Спуск | В строю | Флот | Состояние | Примечения |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
К-560 «Северодвинск» | 855 | 160 | 21.12.1993 | 15.06.2010 | 17.06.2014 | КСФ | В строю | |
К-561 «Казань» | 885М | 161 | 24.07.2009 | 2016 год | 2016 год | н/д | В постройке | По данным на 7.05.2014 готовится к началу электромонтажных работ намеченных на конец 2014 года |
К-573 «Новосибирск» | 885М | 161 | 26.07.2013 | 2017-2019(прогноз) | н/д | В постройке | На 21.08.2014 успешно проведены гидравлические испытания прочного корпуса | |
«Красноярск» | 885М | 163 | 27.07.2014 | 2020(прогноз) | н/д | В постройке | ||
н/д | 885М | н/д | 2015-2016(прогноз) | н/д | — | Принято решение о строительстве.
В 50-м цехе Севмаша есть место только для закладки еще 2-х АПЛ, а в 55-м цеху место освободится не раньше 2016 года. |
Вооружение кораблей и навигационное оборудование
Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм. Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону. Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.
С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью. АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием. Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».
Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию. Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю. Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.
На Тихом океане в строю продолжают оставаться только одна лодка К-419 «Кузбасс». Самая поздняя лодка К-152 «Нерпа» ввиду недостаточного финансирования была в январе 2012 года передана ВМС Индии в аренду.
Вооружение кораблей и навигационное оборудование
Все первый лодки серии выпускались с минно-торпедным вооружением и были оснащены ракетными комплексами РК-55 «Гранат». Торпедное вооружение состояло из 4-х 533 мм торпедных аппарата, 4-х ТА калибра 650 мм. Основное отличие подлодок нового класса заключалось в универсальности вооружения. Ракетный комплекс «Гранат» позволял вести борьбу со всеми видами морских вооружений. Минно-торпедная группа отвечала за противолодочную оборону. Крылатые ракеты и ракето-торпеды запускались через подводные торпедные аппараты из любого положения корабля.
С начала 90-х годов на «Щуки» стали устанавливать новое навигационное оборудование. Подводная лодка К-154 «Тигр» прошла недавно модернизацию и считается среди западных экспертов кораблем с повышенной скрытностью. АПЛ «Вепрь» и «Самара» проходят в данный момент модернизацию двигательной установки и переоснащение новым гидроакустическим оборудованием. Корабли оснащаются новыми навигационными комплексами «Медведица-971» и комплексом космической радиосвязи «Симфония».
Сегодня все корабли проекта 971, которые стоят в строю Северного и Тихоокеанского флота перевооружены на ракетные комплексы «Калибр». Часть лодок прошла модернизацию. Подводная лодка К-328 «Леопард», как и атомоход К-461 «Волк» прошли кардинальную модернизацию и снова находятся в строю. Атомоходы более позднего выпуска, подводные лодки К-335 «Гепард», К-317, К-154 считаются на сегодняшний день основными кораблями Северного флота.
На Тихом океане в строю продолжают оставаться только одна лодка К-419 «Кузбасс». Самая поздняя лодка К-152 «Нерпа» ввиду недостаточного финансирования была в январе 2012 года передана ВМС Индии в аренду.
Серия V- бис
Серия включала в
себя тринадцать подводных лодок. Из них восемь были построены для
Тихоокеанского флота, две — для Балтийского, 3 — для Черноморского.
Первоначально серия имела обозначение VII.
Мощность главных дизелей была повышена на
35%, масса и габариты при этом практически не изменились. Также была улучшена
форма рулей, что позволило увеличить надводную скорость на 1,5 узла. По опыту
эксплуатации V серии были произведены улучшения отдельных деталей и механизмов.
Изменение формы ограждения рубки и надстройки значительного эффекта не имело. В
1934 году разрабатывалось предложение по оснащению подводных лодок тип «Щ»
динамо — реактивными орудиями калибра 102-мм на серии III и 152,4-мм на серии
V. 20 мая 1934 года было утверждено тактико-техническое задание
на дооборудование подводных лодок тип «Щ» серии V в транспортные подводные
лодки для заправки гидросамолётов. Каждая переоборудованная подводная лодка
должна была нести 6 тонн авиационного бензина и 480 литров масла в 16-литровых
бидонах, чего было достаточно для заправки трёх Р-6А или семи МБР-4. Система
предполагалась демонтируемой и используемой только во время особых операций.
Тактико – Технические Данные
подводных лодок тип «Щ» V- бис серии:
Водоизмещение:
надводное / подводное — 601/722 тонн. Главные размерения: длина 58.0 метров,
ширина наибольшая – 6.2 метра, осадка в надводном положении – 3.91 метра.
Силовая установка: два дизеля 38В8 мощностью по 600 л.с.; два ГЭД ПГ-8
мощностью 400 л.с., аккумуляторная батарея КСМ-2 (две группы по 56 элементов),
два винта. Запас топлива — нормальный — 23,4
тонны, полный — 52 тонны Скорость хода полная надводная -12 узлов, скорость хода
полная подводная – 8.0 узлов. Дальность плавания надводная полной скоростью – 2
960 миль (7 узлов); дальность плавания подводная экономической скоростью — 100
миль (2.0 узла). Автономность: 20 суток. Рабочая глубина погружения: 75 метров.
Предельная глубина погружения: 90 метров. Запас плавучести: 20%. Вооружение: 4
носовых и 2 кормовых 533-мм торпедных аппарата,
боезапас — 10 торпед, одна 45/46
артиллерийская установка 21-К (500 45-мм выстрелов),
один 12.7-мм пулемет ДШК. Команда: 40 подводников.
Примечания
- Смотрите К-152 «Нерпа»
- . www.malachite-spb.ru. Дата обращения 28 апреля 2020.
- ↑ Фёдоров, Вячеслав . Военная библиотека Фёдорова (2000-2008). Дата обращения 13 марта 2008.
- ↑
- ↑ Михайлов, Андрей . Роспром. Федеральное агентство по промышленности. 21.06.2004 (ПРАВДА.Ру, 16.06.2004). Дата обращения 13 марта 2008.
- Ю. В. Апальков «Подводные лодки» т.1 ч.2, «Галея Принт», Санкт-Петербург, 2002
- Мясников, Виктор . nvo.ng.ru (07.07.2006). Дата обращения 14 марта 2008.
- . www.malachite-spb.ru. Дата обращения 28 апреля 2020.
- . militaryrussia.ru. Дата обращения 4 января 2020.
- ВОЕННЫЙ ПОРТАЛ . snariad.ru (2007). Дата обращения 16 марта 2008.
- ↑ . milrus.com / Подводные лодки России. Иван Иванов (2005-2007). Дата обращения 16 марта 2008.
- . Сайт «Герои страны».
- Первыми это продемонстрировали подводные лодки проекта 671РТМ(К) «Щука». Смотрите . lenta.ru. Илья Крамник (08.09.2006). Дата обращения 16 марта 2008.
- [www.vlasti.net/news/25817 Порвут ли русские «Щуки» американские сети? Чей подводный флот сегодня сильнее, vlasti.net, 17.10.2008]
- Submarina.Ru (недоступная ссылка). submarine.id.ru (2000-2008). Дата обращения 16 марта 2008.
- ↑ Polmar, Norman (англ.). Military Affairs in Congress – 1997. Federal Association of Scientists (1997). Дата обращения 16 марта 2008.
- . shipbuilding.ru. Портал машиностроения (5 июля 2006 года). Дата обращения 10 марта 2008.
- (недоступная ссылка). Красная звезда. rosprom.gov.ru (20.03.2006). Дата обращения 14 марта 2008.
- . kazan.kp.ru. Дата обращения 3 июня 2011.
- ↑ . lenta.ru (23 января 2012). Дата обращения 23 января 2012.
- Тельманов, Денис . Известия (27 октября 2011). Дата обращения 28 октября 2011.
- (недоступная ссылка). Дата обращения 14 марта 2008.
- ↑ ФГУП «Рособоронэкспорт» по информации Интерфакс-АВН . vpk.name (5 сентября ). Дата обращения 10 марта 2008.
- Николаев, А. С. (). Дата обращения 10 марта 2008.