Корабли в любой гавани: флот получит мобильные причалы

Промежуточный баланс

На сегодняшний день российский Тихоокеанский флот представляет собой достаточно слабую в количественном отношении морскую группировку, основа ударной мощи которой (соединение атомных подводных лодок), базируясь на Камчатке, отделена от главных надводных сил, находящихся в Приморье. За вычетом Владивостока с окрестностями и Авачинской губы, флот практически лишился постоянных пунктов базирования, которые обеспечили бы при необходимости скрытное рассредоточение и маневр имеющимися силами.

Действующие планы обновления ВМФ (насколько можно судить о них, анализируя совокупные данные по открытым источникам) позволят ввести в состав Тихоокеанского флота в следующем десятилетии не более 6–8 кораблей дальней морской зоны (фрегатов) и до 10 кораблей ближней морской зоны (корветов). При этом почти все боевые единицы советской постройки за это время будут выведены из состава флота, что будет означать консервацию надводных сил флота на уровне текущих возможностей.

Группировка подводных сил Тихоокеанского флота к концу 2020-х годов будет составлять, по оптимистичному прогнозу, до пяти стратегических ракетоносцев проекта 955/955А, 3–4 атомных подводных крейсера с крылатыми ракетами проекта 885, и до шести АПЛ проектов 949А и 971, прошедших модернизацию. Ожидается так же поставка шести дизельных субмарин проекта 636 и, вероятно, 3–4 дизельных лодок нового поколения. Эти меры в целом позволят несколько улучшить состояние тихоокеанского подплава по сравнению с нынешним.

Вероятно, начнется и обновление десантных сил флота, в частности, предполагается, что именно для Тихого океана предназначены заложенные весной 2019 года БДК проекта 11711М с увеличенной авиационной группой.

Воздушные силы флота будут получать модернизированные перехватчики МиГ-31БМ, патрульные самолеты Ту-142 и Ил-38, ремонт которых позволит продлить срок их службы до 2030-х гг. О планах пополнения авиации ТОФ самолетами новой постройки пока не сообщалось.

Условия базирования флота несколько улучшились за счет совершенствования инфраструктуры Вилючинска и Владивостока, но о возможном восстановлении каких-либо ранее оставленных баз пока ничего не сообщалось.

При сохранении текущего распределения, когда главные надводные силы расположены в Приморье, а подводные — на Камчатке, будет сохраняться и главный недостаток сегодняшней структуры ТОФ, выражающийся в неспособности главных сил надводного флота обеспечить развертывание подводной группировки. Резко сократившиеся в численности легкие силы позволяют контролировать лишь окрестности главных баз, оставляя неприкрытыми целые направления на протяженном дальневосточном морском театре.

Прохор Тебин: В зоне поражения. Тенденции развития надводных сил американского флота

Очевидно, что в текущем состоянии флот не способен выполнять задачи «проекции силы» в отдаленных районах, ограничиваясь демонстрацией флага одиночными кораблями. Участие боевых кораблей ТОФ в антипиратских миссиях на рубеже 2000–2010-х гг. и БДК в миссиях «сирийского экспресса» в начальный период гражданской войны в Сирии создавало серьезную нагрузку на боеготовые силы флота, ограничивая его возможности в случае необходимости решать задачи где-либо еще, в том числе на «домашнем» ТВД.

Отсутствие (и фактическое, и в обозримой перспективе) в составе ТОФ авианесущих кораблей критически ограничивает возможности действий флота вне радиуса прикрытия береговой авиации в случае конфликта с США и их союзниками, имеющими мощные ВВС и морскую авиацию. Кроме того, отсутствие современных минно-тральных сил и недостаточное воздушное прикрытие главных баз флота, в сочетании с активной отработкой в США новых технологий дистанционного минирования с использованием управляемых боеприпасов со спутниковым наведением, грозят большими потерями в случае столкновения с США и их союзниками. Подобное развитие событий может повлечь за собой нелегкий выбор между признанием поражения в региональном конфликте и эскалацией с угрозой применения стратегических ядерных сил.

1240 г.

Невская БитваВоспользовавшись тем, что силы Руси были отвлечены на борьбу с монголо-татарским нашествием, шведские и немецкие крестоносцы вторглись во владения Новгорода и Пскова. В июле 1240 шведский флот (около 100 судов с 5-тыс. десантом шведов и их союзников — норвежцев и финнов) под начальством ярля (правителя) Швеции Биргера вошел в Неву и остановился у устья Ижоры. Шведские рыцари высадились на левый берег Невы. Остальные войска остались на судах. Захватив устье Невы и г. Ладога (Старая Ладога), шведы намеревались преградить новгородцам выход к Балтийскому морю и установить контроль над северным участком торгового пути «из варяг в греки».

Старшина Ижорской земли Пельгусии, несший «стражу морскую» на о. Котлин, сообщил в Новгород о появлении неприятеля. Не ожидая подхода всех сил, молодой новгородский князь Александр Ярославич с конной дружиной и горожанами выступил к Ладоге. В пути присоединились ладожане и ижорцы. Воспользовавшись туманом и скрытно подойдя к лагерю шведов, русское войско в боевом порядке (пешее ополчение — в центре, конница — на флангах) обрушилось на врагов. Героически сражались Гаврила Олексич, Сбыслав Якунович, Яков Полочанин, Савва, Ратмир и другие. В жестокой рукопашной схватке враг был разбит. Лишь небольшая часть войска спаслась на судах. Враг был разгромлен благодаря решительным и мужественным действиям русских воинов и их талантливого полководца, которого за эту победу народ нарек Невским.

Победа в Невской битве сохранила для Руси побережье Финского зал. и выход в Балтийское море. На месте, где Александр Невский разбил шведов, Петр I в 1710 основал монастырь (ныне музей городской скульптуры «Александро-Невская лавра» в Ленинграде), куда в 1724 были перевезены останки полководца. В память о нем был учрежден один из первых высших орденов России. Многие корабли отечественного флота по традиции носили это имя. В составе Советского ВМФ имеется крейсер «Александр Невский». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.7 1942 был учрежден орден Александра Невского для награждения командного состава Красной Армии за выдающиеся заслуги в организации и руководстве операциями и достигнутые в результате этих операций успехи в боях за Родину.

1570 г.

Царь Иван IV для охраны русского судоходства на Балтийском море и борьбы с польским и шведским каперством организовал флотилию во главе с Карстеном Роде. Первое судно было вооружено в г. Аренсбург (Кингисепп) на о. Эзель (Сааремаа). В дальнейшем флотилия базировалась на датский о. Борнхольм. Действия флотилии на морских торговых путях начались в июне. К сентябрю, имея в составе до 6 кораблей, она захватила 22 неприятельских судна. Речь Посполитая и Швеция посылали несколько морских экспедиций для уничтожения флотилии, но всякий раз ей удавалось уйти от преследования. К концу года флотилия, не имея баз, прекратила существование. Это была одна из первых попыток создания флота в России.

1656 г.

Морской бой у острова КотлинВо время русско-шведской войны 1656-61 за возвращение земель, захваченных шведами в начале XVII в., отряд в составе 1000 человек под командованием воеводы стольника П. И. Потемкина 3.6 осадил крепость Нотебург (Орешек), но взять ее не смог. Часть отряда 30,6 захватила шведскую крепость Ниеншанц (Канцы) в устье Невы. Во взятии крепости участвовали гребные суда флотилии донских казаков (570 человек), высадившие десант на о. Котлин. 22.7 в районе о. Котлин произошел морской бой, в результате которого русская флотилия разбила отряд шведских кораблей, захватив б-пушечный «полукорабель» (галеру) с экипажем, и совершила набег на о. Котлин. Этот бой явился значительной победой. С приходом русских войск среди местного населения началось восстание против шведов.

Принципы

Патриотизм – проект призван развивать чувство патриотизма, гордости за героизм предков, публикуя информацию о славных победах военных моряков.

Независимость — проект является вневедомственным, не отдающим предпочтение ни одной государственной, частной или общественной структуре, но тесно сотрудничающий со всеми.

Энциклопедичность — проект предоставляет широкий спектр сведений в специализированных рубриках.

Демократичность — проект открыт для всех, кому интересна военно-морская тематика; он отражает все многообразие мнений и взглядов по той или иной теме. В то же время, проект не является трибуной для политических или иных резких дискуссий в силу своей информационной направленности.

Открытость — все данные, представленные в проекте, взяты только из открытых источников и не содержат сведений, не подлежащих разглашению. Ссылки на источник / автора обязательны.

Интересность — достигается полнотой и периодическим обновлением информации, легкостью пользования, красочностью и доступностью восприятия размещенных материалов.

Период полураспада

Прохор Тебин: Что скрывает новая военно-морская доктрина России?

По состоянию на конец 1991 года Тихоокеанский флот был вторым по численности и совокупной боевой мощи объединением ВМФ СССР. В его состав входили 40 боевых надводных кораблей дальней морской и океанской зоны, 17 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, около 40 атомных и 15 дизельных многоцелевых субмарин, без учета многочисленных устаревших единиц, к тому времени находившихся в процессе вывода из боевого состава и сдачи на слом. Кроме того, более 30 кораблей имелось в составе десантных сил флота [].

ТОФ располагал серьезной авиационной группировкой, численность которой превышала 300 самолетов и вертолетов разных типов, включая две морские ракетоносные авиадивизии, имевшие более 100 ракетоносцев Ту-22М и Ту-16К различных модификаций. Группировка легких сил включала несколько десятков малых ракетных и противолодочных кораблей, тральщиков и катеров различных типов. Инфраструктура базирования флота помимо основных баз во Владивостоке и Вилючинске включала ряд менее крупных пунктов по всему Тихоокеанскому побережью, включая Приморский, Хабаровский края, Магаданскую область, остров Сахалин и Камчатку.

Как и весь ВМФ СССР, Тихоокеанский флот со второй половины 1980-х гг. переживал серьезную трансформацию, связанную со значительным сокращением корабельного состава и авиационных сил за счет вывода из боевого состава устаревших боевых единиц.

В 1990-е гг. доля крупных кораблей в составе Тихоокеанского флота должна была возрасти за счет увеличения авианесущей группировки [], появления в составе флота второго атомного ракетного крейсера и минимум двух ракетных крейсеров с газотурбинной установкой, помимо уже вошедшей в строй «Червоной Украины» (ныне — «Варяг»). Планировалось дальнейшее строительство современных эсминцев и больших противолодочных кораблей проектов 956 и 1155, а также массовая постройка сторожевых кораблей (фрегатов) проекта 1154.

Однако по причине распада СССР естественный процесс обновления корабельного состава обернулся его уничтожением. Устаревшие корабли, подлодки и самолеты не получили адекватной замены. Большое количество современных боевых единиц было списано, так как на их содержание перестали выделяться средства.

Василий Кашин: Россия и Китай: союз или стратегическая неопределенность?

Серьезное сокращение численности завершилось к началу 2000-х гг., и к середине первого десятилетия нового века состав флота более-менее зафиксировался с точки зрения численности, хотя постепенный вывод отдельных кораблей продолжился и позднее. К настоящему моменту группировка надводных кораблей дальней морской и океанской зоны составляет всего шесть боевых единиц советской постройки, включая один ракетный крейсер, один эсминец и четыре БПК. К ним вынужденно можно прибавить два недавно переданных Тихоокеанскому флоту корвета новой постройки, несмотря на то, что корабли проекта 20380, неплохо для своих размеров вооруженные, имеют недостаточную автономность для решения задач в дальней морской и океанской зоне.

Десантная группировка флота располагает всего четырьмя большими десантными кораблями. Подводные силы флота включают четыре стратегических ракетоносца, девять многоцелевых атомных и восемь дизельных субмарин. При этом большая часть группировки многоцелевых атомных подлодок небоеспособна из-за крайне замедленных темпов ремонта. Из пяти, формально имеющихся в составе ТОФ, подводных крейсеров — носителей крылатых ракет проекта 949А в строю фактически находятся три лодки, а из четырех субмарин проекта 971 — только одна.

Через радикальное сокращение прошли и другие силы флота. Так, авиация ТОФ сегодня имеет менее 100 летательных аппаратов [], полностью лишившись, в частности, дальних бомбардировщиков-ракетоносцев.

Если говорить об обновлении состава флота в постсоветский период, то за вычетом небольшого количества боевых единиц, построенных еще по советским заказам в 1990-е гг., новые корабли и подлодки начали появляться на Тихом океане лишь 20 лет спустя: три новых стратегических ракетоносца проекта 955 и два корвета проекта 20380.

Несколько лучше обстоит дело с береговыми силами флота, получившими современные зенитные ракетные системы С-400, значительно усилившие ПВО Петропавловска-Камчатского и береговые противокорабельные ракетные комплексы, повысившие оборонительные возможности российских войск на Курилах и Сахалине.

Подводные лодки

Атомные ПЛ

Атомные ПЛ

С баллистическими ракетами

Проект 667БДР

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-44 «Рязань»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-211 «Петропавловск-Камчатский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-223 «Подольск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-433 «Святой Георгий Победоносец»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-506 «Зеленоград»

Проект 667БДРМ

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-51 «Верхотурье»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-84 «Екатеринбург»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-18 «Карелия»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-117 «Брянск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-407 «Новомосковск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-114 «Тула»

Проект 941

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Дмитрий Донской»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-17 «Архангельск»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения ТК-20 «Северсталь»

Проект 955

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Александр Невский»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Владимир Мономах»

Проект 955А

Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Владимир»Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Князь Олег»

С крылатыми ракетами

Проект 949А

Атомная подводная лодка К-119 «Воронеж»Атомная подводная лодка К-266 «Орел»Атомная подводная лодка К-410 «Смоленск»Атомная подводная лодка К-456 «Тверь»Атомная подводная лодка К-132 «Иркутск»Атомная подводная лодка К-186 «Омск»Атомная подводная лодка К-150 «Томск»Атомная подводная лодка К-442 «Челябинск»

С ракетно-торпедным вооружением

Проект 671РТМК

Атомная подводная лодка «Даниил Московский»Атомная подводная лодка «Тамбов»Атомная подводная лодка Б-138 «Обнинск»Атомная подводная лодка Б-388 «Петрозаводск»

Проект 971

Атомная подводная лодка К-157 «Вепрь»Атомная подводная лодка К-295 «Самара»Атомная подводная лодка К-317 «Пантера»Атомная подводная лодка К-461 «Волк»Атомная подводная лодка К-331 «Магадан»Атомная подводная лодка К-328 «Леопард»Атомная подводная лодка К-154 «Тигр»Атомная подводная лодка К-419 «Кузбасс»Атомная подводная лодка К-263 «Барнаул»Атомная подводная лодка К-391 «Братск»Атомная подводная лодка К-322 «Кашалот»

Атомная подводная лодка К-335 «Гепард»

АС-31

Атомные подводные лодки специального назначения

КС-129 «Оренбург»

Дизельные ПЛ

Проект 877

Дизельная подводная лодка Б-187 «Комсомольск-на-Амуре»Дизельная подводная лодка Б-394 «Нурлат»Дизельная подводная лодка Б-445 «Святой Николай Чудотворец»Дизельная подводная лодка Б-459 «Владикавказ»Дизельная подводная лодка Б-402 «Вологда»Дизельная подводная лодка Б-190 «Краснокаменск»Дизельная подводная лодка Б-177 «Липецк»Дизельная подводная лодка Б-471 «Магнитогорск»Дизельная подводная лодка Б-345 «Могоча»Дизельная подводная лодка Б-401 «Новосибирск»Дизельная подводная лодка Б-260 «Чита»Дизельная подводная лодка Б-808 «Ярославль»Дизельная подводная лодка Б-806 «Дмитров»Дизельная подводная лодка Б-227 «Выборг»Дизельная подводная лодка Б-494 «Усть-Большерецк»Дизельная подводная лодка Б-464 «Усть-Камчатск»

Проект 677 «Лада»

Дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург»Дизель-электрическая подводная лодка «Кронштадт»

Проект 636.3

Дизель-электрическая подводная лодка «Новороссийск»Дизель-электрическая подводная лодка «Ростов-на-Дону»Дизель-электрическая подводная лодка «Старый Оскол»Дизель-электрическая подводная лодка «Краснодар»Дизель-электрическая подводная лодка «Великий Новгород»Дизель-электрическая подводная лодка «Колпино»Дизель-электрическая подводная лодка «Петропавловск-Камчатский»Дизель-электрическая подводная лодка «Волхов»Дизель-электрическая подводная лодка «Магадан»

Черноморский флот в зеркале СМИ

Флот

Геральдика Черноморского флота – состояние и проблемыЧерноморский флот: настоящее и будущееВоенный эксперт прогнозирует дальнейшее сокращение Черноморского флотаПодводные силы ЧФ: возрождение

Походы, учения, боевые задачи

Морской крестный ход под сияньем славы адмиралаМорская увертюра к симфонии дальнего походаКосмонавты на морской волнеУспехов тебе, «Ладный»!Меридианы Черноморского флотаПриз главкома у черноморцев20.000 миль «Ивана Бубнова»Средиземноморские галсы «Москвы»В условиях, приближенных к боевымСредиземноморские вахты «Имана»Под флагом командующегоМалые, да удалыеТропой «Гюрзы»В едином ключеБыть там, где труднееПо данным «Петра Градова»…Российские моряки в ПилосеЧерноморская доминантаНа стремнинеХлеб-соль для «Ладного»Военно-морские геймеры. Флоты Украины и РФ возобновят совместные ученияЭкипаж Антона ЗайцеваНезабываемый марафон «Ямала»Осенняя пора ученийПоход СКР «Сметливый». 30 октября – 21 ноября 2011 годаПоход СКР «Сметливый» к берегам Сирии. 31 марта — 31 мая 2012 годаПереход подводной лодки «Алроса» Черноморского флота из Кронштадта в Севастополь. 21 августа — 21 сентября 2012 годаПоход БДК «Новочеркасск» в Средиземное море. 1 октября 2012 года — 15 января 2013 годаУчастие кораблей ЧФ в учениях межфлотской группировки в Средиземном море. 19 января — 29 января 2013 года

Личный состав

Новобранцы Лазаревских казармЛюбое дело по плечуЕго в Каче знает каждый»Бархатный сезон» Игоря ВоробьеваМорские пехотинцы устроили показательные выступления для жителей Севастополя»Главные ворота» флотаНа вахте ПочиновыГод службы. Первый опытЗвезда в вершине ночиНа верность Родине……И нету других дорогКомбатРота, равная батальону

Вооружения, структуры флота

Подъем флага на подводной лодке «Новороссийск»История службы связи Черноморского флотаДепо карт и книг гидрографической службы Черноморского флота РоссииМал, да удалБудущее Черноморского флотаБольшой сбор на флагмане»Самум», «Бора», «Ивановец»…»Эпрон» отметил золотой юбилейПлюс функции казначействаХранители реликвийКак умирает Черноморский флот. Часть 1Как умирает Черноморский флот. Часть 2Они умеют всеВ составе сил постоянной готовности»Енисею» – тридцать лет

Отношения с Украиной

Ющенко приговорил Черноморский флотСевастопольский редутИз Азова в АзовКиев идет на абордажКрымская рапсодияУкраина хочет убрать российский флот из СевастополяКто владеет Севастополем?Соблюсти все договоренностиЧерноморский флот РФ – главная проблема любой коалиции в Верховной РадеПодводная лодка украинской политикиШтормовое предупреждениеФСБ покинет Крым раньше, чем Черноморский флотКому мешают наши моряки?Киев взялся за КрымКиев ужесточает контроль в СевастополеШпионский скандал на севастопольском рейдеАдмирал Касатонов: российский флот из Севастополя никогда не уйдетСевастополь помнит и боретсяЛишний флот РоссииМаяк отстоялиКогда слова расходятся с деломНеспокойный Севастополь и гибнущий Черноморский флотЕсли Черноморский флот России останется в КрымуЧерноморский флот недосчитался служивыхОни уплылиЧФ РФ в Украине: правовой срез проблемыМорской бой Виктора Януковича2042: флоту быть!Черноморский флот при парадеСевастопольцы празднуют подписание договораГосдума и Верховная рада рассмотрят соглашение по Черноморскому флотуСМИ: Россия возьмется за модернизацию ЧФСевастополь: гордость русских моряков до 2042 годаПодводные рифыСевастополь до 2042 года. Как обустроить наш общий дом. (начало)Севастополь до 2042 года. Как обустроить наш общий дом. (продолжение)В будущее смотрим с оптимизмомЧерноморский флот России — это бремя для УкраиныНепомерно дорогой СевастопольПрорыв на черноморском направленииСевастопольская вахтаСоглашения подписаны, проблемы остались»Россия не ограничится обновлением ЧФ» — ЗурабовЧерноморский флот: разделенный и угасающийТри обороны Севастополя

BLACKSEAFOR

«Братушки» нашего времениЕдинство на общих моряхКапитан 1 ранга Александр Мыршу: «Step by step» мы совершенствуем «BLACKSEAFOR»Командирский союз под знаком ПричерноморьяЛейтенанты Причерноморья

Происшествия

«Арктическая зима» в НовороссийскеЧто случилось с «Алросой»Слово о Викторе Гинькуте, погибшем при взрыве в московском метро

Дотянуться до противника

Впервые мобильные искусственные гидротехнические сооружения применили вооруженные силы США и Великобритании в 1944 году. Перед высадкой в Нормандии союзники построили две искусственные гавани Mulberry. Каждое сооружение состояло из кессонов, плавающих пирсов и свайных причалов. После начала десантной операции высадки во Франции 6 июня 1944 года в гаванях было высажено более 2,5 млн военнослужащих, разгружено 500 тыс. единиц техники и 4 млн т различных грузов.

В ВМФ СССР подразделения плавучих причалов входили в состав береговых баз, бригад подводных лодок и кораблей. Отдельные понтоны числились в бригадах строящихся и ремонтирующихся подлодок и групп судов обеспечения.

Помимо мобильных причалов в распоряжении Северного флота есть также заправочные станции БЗРК-100Э. Они могут создавать подвижные склады топлива, оборудованные средствами беспричальной заправки. Для пополнения запаса горючего кораблю нужно подойти к берегу на дистанцию 500–600 м. Затем к ним протягивается трубопровод, эта операция занимает около часа. Чтобы при каждой новой заправке не тянуть рукав заново, на рейде можно установить небольшой плот. Один комплект БЗКР-100Э позволяет одновременно заправлять два корабля. В состав подвижных складов топлива входят специальные высокопроизводительные насосы. Это дает возможность в случае чрезвычайной ситуации или в угрожаемый период быстро организовать в любой природной гавани «полевой» пункт снабжения ГСМ, где одновременно смогут заправляться до шести малых кораблей.

Корабли в любой гавани

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Последние годы Минобороны уделяет особое внимание созданию инфраструктуры для оперативной переброски сил на разные стратегические направления. В частности, реконструируются временные аэродромы в Заполярье

На островах Земля Александры архипелага Земля Франса-Иосифа и Котельный на Новосибирских островах строятся всепогодные круглогодичные взлетно-посадочные полосы. Они способны принимать как боевые, так и транспортные самолеты, обеспечивающие построенные там военные базы.

907 г.

Морской поход Киевского князя Олега в ВизантиюЛетопись рассказывает, как «иде Олег на Грекы», взяв с собой союзников — «множество Варяг, и Словен, и Чюдь, и Кривичи, и Мерю, и Деревляни, и Радимичи, и Поляны, и Северо, и Вятичи, и Хорваты, и Дулебы, и Тиверцы» — и «на конях и на кораблях» «приде к Царюграду». Когда греки преградили путь по Босфору, Олег повелел поставить лодьи на катки и, подняв паруса, с попутным ветром перебросить их в б. Золотой Рог, откуда Константинополь был более уязвим. Напуганные появлением войска у столицы, византийцы вынуждены были заключить мир. Из текста договора, заключенного с Византией 2.9 911, известно, что в походе участвовало 2000 лодей, «а в корабли по 40 мужь». Договор обеспечивал русским беспрепятственное плавание на Черном море и через проливы, а также предоставлял Киевской Руси право беспошлинной торговли с Византией в Константинополе.

1688 г.

Весной в подмосковном с. Измайлово в амбаре Петр I обнаружил ботик, подаренный его отцу — царю Алексею Михайловичу, Этот ботик (длина около 6 м, ширина 1,9 м) был исправлен, оснащен и спущен сначала на р. Яуза, а затем на Просяной пруд, где Петр научился управлять им. Ныне он хранится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.Начало строительства «Потешного» флота на Переславском (Плещеевом) озере. (август)Петр I в Переславле-Залесском организовал верфь, на которой были построены бот «Фортуна», 2 небольших фрегата и 2 яхты, спущенные на воду в июне 1689. В ноябре 1691 на верфь прибыли 16 мастеров и строительство кораблей было расширено.

Морской прием

Как рассказали «Известиям» источники в военном ведомстве, система создания морских мобильных баз успешно прошла проверку во время экспериментальных учений Северного флота. Их результаты признали успешными. Нынешняя тренировка стала итогом пятилетней работы. В ходе нее для ВМФ закупили специальное оборудование, а также развернули особые подразделения.

Во время учений на губе Грязная Кольского залива был создан район материально-технического обеспечения сил флота. Военнослужащие отдельного морского инженерного полка оборудовали пункт маневренного базирования. Возле берега появились временные пункты управления, ожидания погрузки на корабли, системы добычи и очистки воды, причалы. Были организованы места питания и отдыха личного состава.

Корабли в любой гавани

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Одновременно с инженерными подразделениями на месте проведения учений работали гидрологические и метеорологические службы, благодаря которым разработали уточненные топографические карты. При этом тыловое и инженерное обеспечение привлекаемых сил организовывалось на фоне непрерывно меняющейся оперативной обстановки, уточнили источники.

Системы базирования кораблей ВМФ в случае начала войны становятся первоочередной целью для противника, рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков.

— На эти объекты в первую очередь полетят ракеты и бомбы

Поэтому морякам важно иметь возможность быстро уходить из традиционных мест дислокации в скрытые, — пояснил эксперт. — При этом кораблям необходимо топливо, пополнять запасы оружия и продовольствия

Для этого и создают мобильные базы.

Объяснил военный историк и суть задач маневров, состоявшихся в Кольском заливе.

— Во время прошедших учений на Северном флоте как раз отрабатывали вывод сил флота из-под удара вероятного противника — США и НАТО — и развертывание такого мобильного пункта в укромном месте, которое изначально противнику неизвестно и будет сложно обнаружить, — заключил Дмитрий Болтенков.

Корабли в любой гавани

Фото: ТАСС/Лев Федосеев

В ходе реформ, проводимых десять лет назад, на флоте были сокращены многие службы, в том числе ликвидировали систему гидротехнических подразделений. Несколько лет назад их начали восстанавливать. На Северном флоте был воссоздан отряд плавучих причалов, у которых могут размещаться корабли водоизмещением до 25 тыс. т. Каждое такое сооружение состоит из четырех железобетонных блоков, внешне напоминающих обычную баржу. Их доставляют с помощью буксира, затем соединяют специальным мостиком между собой и берегом. В понтонах проложены линии коммуникаций, по которым на корабли поступает электричество, вода и пар. Мобильные причалы оснащены автоматизированной системой управления.

Основные составляющие Военно-морского флота России

Военно-Морской Флот (ВМФ) является мощным фактором обороноспособности страны. Он подразделяется на стратегические ядерные силы и силы общего назначения.
Стратегические ядерные силы обладают большой ракетно-ядерной мощью, высокой подвижностью и способностью длительное время действовать в различных районах Мирового океана.

ВМФ состоит из следующих родов сил: подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

Подводные силы — ударная сила флота, способная контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения, подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические.

Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector