«арктический трилистник»

История открытия и освоения Земли

Освоение Земли Франца-Иосифа началось с конца 60-х годов XIX века, когда известный русский географ Петр Кропоткин вместе с метеорологом Александром Воейковым поставили вопрос о нахождении земель на территории Северного полюса. В 1870 году был разработан план освоения, но российский император не выделил на это средства. Экспедиция была провалена. После этого план появился за границей.

Вскоре австро-венгерский лейтенант Юлиус Пайер и его помощник Карл Вейпрехт отправились на деревянном паровом корабле «Адмирал Тегетгофф» покорять эти земли вблизи Баренцева моря. В период с осени до лета корабль испытывал трудности: штормы, метель и льдины вокруг не позволяли путникам отрегулировать курс, они постоянно находились в опасности. В августе 1873 года произошло чудо – экспедиция увидела землю. К 1 ноября ей удалось добраться и вступить на нее. Так было положено начало активного ее освоения.

Первым остров Франца-Иосифа исследовал Пайер в сопровождении 6 попутчиков. С большой санной экспедицией он бороздил просторы открытого архипелага. Ему удалось сделать первую карту этого места, но она была недостоверной. Пайер думал, что земля состоит из двух больших островов, но на самом деле их было намного больше. Конкретизировали эту информацию голландцы с шотландцами, англичанами, норвежцами и американцами, которые позднее исследовали Землю. Самыми последними побывали на архипелаге русские – в 1901 году, – которые впоследствии присоединили эту территорию себе, заявив на весь мир об оккупации.

https://youtube.com/watch?v=zL7kkvt6DL0

Северная сила

Основное оружие 71-й тактической группы — дивизион берегового ракетного комплекса «Бастион». Он вооружён противокорабельными ракетами «Оникс» с дальностью до 600 километров. Именно на это расстояние к ЗФИ не сможет безнаказанно подойти ни один нежелательный корабль.

За небом над архипелагом наблюдает радиолокационная рота. Её антенны в белых радиопрозрачных куполах — характерная часть здешнего пейзажа. По словам начальника штаба 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота генерал-майора Игоря Чуркина, раз в месяц в зоне ответственности здешнего ПВО появляются иностранные военные самолеты. Чаще всего — разведчики «Орион» из Норвегии. На днях над Баренцевым морем зафиксировали более редкую птицу: американский высотный самолёт-шпион U-2. 

Есть на островах аэродром Нагурская, который может круглогодично и практически в любых метеоусловиях принимать и выпускать все типы летательных аппаратов. Длина ВПП — 3500 метров — позволяет. Тут есть отапливаемые ангары для истребителей-бомбардировщиков Су-34. В этом году проверили возможность применения авиации в высоких широтах. Два истребителя-перехватчика МиГ-31 с Нагурской долетели до Северного полюса, отработали там и вернулись на ЗФИ.

База рассчитана на одновременное проживание 150 человек. Сколько их здесь сейчас — секретная информация. Как говорится, Арктика умеет хранить свои тайны.

Немного истории

Земля Франция-Иосифа — последний участок суши на пути к Северному полюсу. В архипелаг входит около двух сотен островов общей площадью свыше 16 тыс. кв. км. Правда, российские военные занимают только малую часть архипелага. Все их объекты находятся на острове Земля Александры. Он самый западный и один из самых крупных на Земле Франца-Иосифа.

Сразу после Великой Отечественной войны на острове была построена взлетно-посадочная полоса. Позже этот объект получил название аэродром Нагурская. В 1960-е годы здесь были развернуты первые советские радиолокационные станции войск ПВО. Но в 1990-е годы всё созданное было заброшено.

Возрождение инфраструктуры на острове Земля Александры началось несколько лет назад. Но сначала местность пришлось очистить от техногенного мусора — использованной тары, бочек с топливом, остатков строений и т.д.

В 2014 году военные инженеры построили на Земле Франца-Иосифа ледовый аэродром. Хотя эта площадка имела много ограничений, но всё же обеспечивала прием транспортных самолетов Ил-76. Одновременно на острове заступили на боевое дежурство радиолокационные подразделения Северного флота.

Также в 2014-м году началось возведение уникального военного объекта — базы «Арктический трилистник». Спустя четыре года работы были завершены, и 1 октября 2018-го на острове была официально сформирована 71-тактическая группа (арктическая) Северного флота.

Острая точка

71-я тактическая группа является полностью самодостаточной боевой единицей. Она сможет отразить воздушные удары, а также потопить приближающиеся к российским берегам корабли противника. По словам подполковника Балабега Эминова, осенью прошлого года на острове Земля Александры новейший береговой ракетный комплекс «Бастион» впервые выполнил учебные стрельбы. Их оценили как успешные.

Но для чего нужен такой сложный военный объект на практически безжизненном острове? Иностранные журналисты задали вопрос генералу-майору Игорю Чуркину: размещение военных баз в Арктике — это политическая или экономическая необходимость? На что военный ответил: «А разве в современном мире есть разница между политической и экономической необходимостью?!».

Сейчас в Арктике Россия начала стратегически-важный проект по добыче полезных ископаемых. В прибрежных городах — Мурманске, Рослякове, Сабетте и других идет строительство сложнейшей инфраструктуры. К примеру, рядом с поселком Сафоново на другой стороне Кольского залива строится огромный завод. На нем планируется выпускать оборудование для добычи и сжижения природного газа.

В порту Мурманска есть уникальный музей — первый советский атомный ледокол «Ленин». На его борту прекрасная экспозиция, которая объясняет всю сложность морской работы в Арктике. Даже летом для проводки караванов судов по Северному морскому (СМП) пути требуются атомные ледоколы. Но и они не могут преодолеть ледовую пробку, которая образовывается в конце осени в районе Новосибирских островов и полностью запирает СМП на несколько месяцев.

Но сейчас ситуация меняется. Уже в прошлом году была осуществлена экспериментальная проводка новейшего российского судна-газовоза «Кристоф де Маржери». При поддержке атомоходов, хотя и с определенными трудностями, он преодолел ледовую пробку. А значит СМП и российские природные ископаемые становятся всё более доступными.

Между тем российские военные отмечают возросшую активность вооруженных сил стран НАТО в регионе.

— Военно-морские силы альянса приступили к практике выполнения регулярных одиночных и групповых походов боевых надводных кораблей, чего, констатирую, практически не было со времен Второй мировой войны, — заявил на прошлой неделе командующий Северным флотом адмирал Александр Моисеев.

Активность стран Североатлантического блока отмечают и военнослужащие 71-й тактической группы. Так, по словам командира радиолокационной роты ТГ(а) его подчиненные уже фиксировали полеты самолетов-разведчиков. А в тот день, когда мы посещаем остров Александры, по словам генерал-майора Игоря Чуркина, в Баренцевом море был обнаружен и взят на сопровождение американский «летающий шпион» U-2.

Полеты над «нулевой точкой»

По мнению генерал-майора Игоря Чуркина, начальника штаба входящей в состав объединенного стратегического командования «Северный флот» 45-й армии ВВС и ПВО, проведенная инфраструктурная модернизация аэродрома Нагурское существенно повышает боевой потенциал авиационного соединения. В первую очередь она позволяет увеличить эффективность контроля воздушного пространства над акваторией Северного морского пути, обеспечивая тем самым безопасность ключевой северной транспортной артерии от атак с воздуха.

Примечательно, что в ходе прошедших в марте текущего года учений «Умка-2021», запомнившихся всему миру одновременным всплытием из-подо льда трех российских подводных атомных ракетоносцев, истребители-перехватчики МиГ-31 взлетали с аэродрома Нагурское. Продолжительный полет, маршрут которого включал и прохождение географической точки Северного полюса, не остался незамеченным западными экспертами в области авиации. Большинство из них оценило совместную боевую работу МиГ-31, несущих аэробаллистические ракеты 9-А-7660 «Кинжал», и подвижных береговых ракетных комплексов «Бастион-П» как недвусмысленный сигнал силам, фантазирующим на тему агрессивных решений по переделу арктических территорий.

О том, что такие настроения у наших западных «партнеров» присутствуют, говорят практически ежедневные разведывательные полеты, совершаемые самолетами Североатлантического альянса в районе Кольского полуострова и над акваторией Баренцева моря.

Ледовая война

Ещё в 1912 году существовал проект германской арктической экспедиции под началом лейтенанта кайзеровского флота Шрёдер-Штранца, согласно которому немцы намеревались обследовать Таймырский полуостров и наметить путь через Берингов пролив в Тихий океан. Вот что привлекало и до сих пор привлекает к Арктике — ведь именно здесь пролегает самый короткий путь между океанами. От Мурманска до Камчатки подводная лодка добирается всего за десять дней! Если сравнить это расстояние с тем, которое придётся пройти южным путём — через Индийский океан до Японии, — то становится понятным, насколько важными в стратегическом значении являются неприветливые воды Заполярья.

К сожалению, неповоротливая бюрократическая машина Российской империи слишком медленно «разворачивалась» в эту сторону, хотя лучшие умы России давно поняли всю важность освоения Арктики. Если бы к ним вовремя прислушались, возможно, Вторая Тихоокеанская эскадра не потерпела бы такого сокрушительного поражения во время войны с Японией в 1905 году

Об этом писал профессор Дмитрий Менделеев: «Если бы хотя десятая доля того, что потеряли при Цусиме, была затрачена на достижение полюса, эскадра наша прошла бы во Владивосток, минуя и Немецкое море, и Цусиму».

Но вернёмся к событиям Первой мировой войны. В июле 1914 года немецкие подводные лодки были впервые замечены у побережья Мурмана. Русская разведка засекла два неприятельских судна, однако никаких указаний «сверху» не последовало.

Между тем немцы начали активно минировать Белое море и акваторию Кольского полуострова. В результате караваны английских судов, которые Северным морским путём перевозили для нужд союзнической российской армии различные грузы, все чаще уходили на дно. Только с 11 июня по 22 июля 1915 года на минах, выставленных немцами, подорвалось 14 пароходов.

А с середины сентября до 14 октября на подходах к Кольскому заливу затонули 16 норвежских, семь английских и столько же российских судов. Как оказалось, все они были торпедированы германскими подводными лодками. В этом районе действовала целая флотилия кайзеровских субмарин, которые всю Первую мировую войну усердно минировали Баренцево море и его окрестности, а также топили суда Российской империи и её союзников.

Трудный путь

Сейчас в составе ТГ(а) несколько подразделений — в их числе радиолокационная рота, а также ракетные комплексы: береговые «Бастион» и зенитные ракетно-пушечные «Панцирь-С». Также в группе есть авиационная комендатура. Она обеспечивает бесперебойную работу аэродрома Нагурская.

— Добраться до нас можно на самолете или на корабле, — рассказал подполковник Балабег Эминов. — Из Мурманска судно идет около трех суток. На маршруте используются суда ледового класса. Самолетом, конечно, до нас лететь быстрее. В зависимости от его типа и погоды полет длится два-три часа.

Раньше на Нагурскую садились только специально-обученные экипажи военно-транспортной авиации. Перед приземлением летчики касались «взлетки», проверяя, выдержит ли их лед. И в зависимости от того, как себя поведет машина, принимали решение садиться или возвращаться на Большую землю.

Сейчас ледовую ВПП заменила полноценная «дорожка» из бетонных плит. И для приземления на Земле Франца-Иосифа пилотам больше не требуется дополнительной подготовки. Достаточно иметь так называемые допуски по «метеоминимуму», то есть уметь летать в сложных погодных условиях. Но всё равно попасть на остров Земля Александры по воздуху бывает сложно.

Мы ждали в Мурманске несколько суток. И каждый раз вылет откладывался по погодным условиям. Лететь на Нагурскую предстояло на новейшем военно-транспортном Ил-76МД-90А. Эта уникальная машина оснащена четырьмя мощными «движками» ПС-90А-76, радиолокатором и оптико-электронной системой. Но даже такая современная техника не могла совладать с коварной погодой Арктики.

И вот наконец долгожданный вылет. Спустя два часа «Ил» касается бетонной полосы Нагурской. Первое что ощущаешь, ступив на Землю Франца-Иосифа, — пронизывающий ветер. Он находит малейшие щели и проникает под теплую одежду. По словам военнослужащих, рекорд температуры на острове всего минус 40 градусов. Но ветер превращает такой мороз в настоящее стихийное бедствие.

Ветер делает пейзаж неповторимым. В глубине острова он наметает огромные сугробы. Рядом с ними даже габаритные военные грузовики кажутся небольшими машинками. У берега ветер сдувает снежный покров, и местность становится похожа на грязную простыню.

Лето на Земле Франца-Иосифа начинается в июле. Сходит снег, из-под него появляется ягель и арктические маки. Но спустя уже несколько недель погода опять начинает портится, готовясь к короткой осени и длинной зиме.

Остров Земля Александры нельзя назвать безжизненным. На нем активно идет строительство. Рабочие прокладывают дороги, возводят новые объекты. В приоритете модернизация Нагурской. На специальной схеме начальник штаба 45-ой армии ВВС и ПВО генерал-майор Игорь Чуркин показывает, как уже в ближайшее время будет выглядеть самый северный военный аэродром России.

Здесь появятся специальные отапливаемые ангары-укрытия, места для хранения топлива, запчастей. А главное, Нагурскую оснастят современными системами взлета и посадки. Поэтому даже в самых сложных погодных условиях на аэродроме смогут базироваться ударные Су-34 и перехватчики МиГ-31. А в случае необходимости с него смогут действовать и стратегические Ту-160 и Ту-95МС.

Арктический трилистник

Возросший интерес к арктическому направлению продиктован целым рядом стратегических обстоятельств. Это противодействие вооружённым силам государств НАТО, которые являются главными конкурентами для России в Арктике и всерьёз желают взять этот перспективный и уже в краткосрочной перспективе важнейший регион под свой контроль.

Также Арктика — поле битвы за огромные ресурсы Северного Ледовитого океана, минеральные ресурсы шельфа, рыбные, а также контроль над транспортными потоками Северного морского пути. В этой связи одним из направлений, где современная Россия занялась строительством современных военных баз, стала Арктика.

Ключевым объектом здесь, о котором имеется открытая информация, является созданная буквально в последние два-три года военная база на одном из островов архипелага земля Франца-Иосифа, получившая название «Арктический Трилистник».

Подобное название база заслужила благодаря форме главного жилищно-административного комплекса: основные корпуса здания соединены между собой, давая возможность военнослужащим и техническому персоналу взаимодействовать и перемещаться, не покидая помещения, что особенно важно в условиях сурового климата. «Трилистник» это второй военный объект, созданный в Арктике за последнее годы

Эта база, объединенная одним зданием занимает площадь 14 тысяч кв.м, предназначена для обеспечения противовоздушной обороны страны. На архипелаге с 2014-го года развернуты соединения ПВО, которые требуют серьезного усиления группы российских войск на этом направлении

«Трилистник» это второй военный объект, созданный в Арктике за последнее годы. Эта база, объединенная одним зданием занимает площадь 14 тысяч кв.м, предназначена для обеспечения противовоздушной обороны страны. На архипелаге с 2014-го года развернуты соединения ПВО, которые требуют серьезного усиления группы российских войск на этом направлении.

Также, естественно, база в подобной локации будет способствовать развитию (и защите) судоходства на этом направлении.

Гидрология

На Земле Франца-Иосифа преобладает оледенение, которое занимает площадь 13 735 квадратных километров (5 303 квадратных миль), или 85 процентов архипелага. Ледники имеют среднюю толщину 180 метров (590 футов), что эквивалентно 2500 кубических километров (600 кубических миль). Одно это уже привело бы к эвстатическому повышению уровня моря на 6 миллиметров (0,24 дюйма), если бы оно растаяло. Большие свободные ото льда территории есть только на самых крупных островах, таких как полуостров Армитаж (193,0 кв. Мили) площадью 499,8 кв. Центральная Суша Земли Александры площадью 270 квадратных километров, мыс Ганза на Земле Вильчека площадью 162,6 квадратных километра и остров Хейес площадью 84,2 квадратных километра (32,5 квадратных миль). Большинство мелких островов не покрыты льдом.

Айсберг на острове Хейсс в сентябре 2007 года.

Ручьи образуются только в период стока с мая по начало сентября. Из-за вечной мерзлоты большая часть стока приходится на поверхность, а потоки образуются только на самых крупных островах. Самая длинная река имеет длину 19 километров (12 миль) и формируется на Земле Джорджа, в то время как на Земле Александры есть несколько ручьев, самый длинный из которых составляет 8,4 км (5,2 мили). На архипелаге около тысячи озер, большинство из которых находится на Земле Александры и Земли Георгия. Большинство озер расположено во впадинах, вызванных ледниковой эрозией, в дополнение к меньшему количеству озер лагун. Их размеры варьируются от 2 квадратных километров (0,77 квадратных миль) до 0,4 га (0,99 акра). Большинство из них имеют глубину всего 2 метра (6 футов 7 дюймов), а самая глубокая измеряется на уровне 10 метров (33 фута).

Морские течения, окружающие архипелаг, касаются восточного Шпицбергена и северной Новой Земли. Холодное течение Макарова течет с севера, Арктическое течение течет с северо-запада, а более теплое течение Новой Земли течет с юга. Последний имеет температуру более 0,5 ° C (32,9 ° F), в то время как придонная вода находится ниже -1,7 ° C (28,9 ° F). Южные прибрежные районы архипелага испытывают течения с востока на запад. Средняя скорость составляет от 2 до 5 сантиметров (от 0,79 до 1,97 дюйма) в секунду. Приливная составляющая в прибрежных районах составляет 15 сантиметров (5,9 дюйма) в секунду. Паковый лед встречается в течение всего года вокруг всей группы островов, с самыми низкими уровнями в августе и сентябре. Однолетний зимний лед начинает формироваться в октябре и достигает толщины 1,5 метра (4 фута 11 дюймов). Айсберги распространены круглый год.

Северная сила

Основное оружие 71-й тактической группы — дивизион берегового ракетного комплекса «Бастион». Он вооружён противокорабельными ракетами «Оникс» с дальностью до 600 километров. Именно на это расстояние к ЗФИ не сможет безнаказанно подойти ни один нежелательный корабль.

За небом над архипелагом наблюдает радиолокационная рота. Её антенны в белых радиопрозрачных куполах — характерная часть здешнего пейзажа. По словам начальника штаба 45-й армии ВВС и ПВО Северного флота генерал-майора Игоря Чуркина, раз в месяц в зоне ответственности здешнего ПВО появляются иностранные военные самолеты. Чаще всего — разведчики «Орион» из Норвегии. На днях над Баренцевым морем зафиксировали более редкую птицу: американский высотный самолёт-шпион U-2. 

Есть на островах аэродром Нагурская, который может круглогодично и практически в любых метеоусловиях принимать и выпускать все типы летательных аппаратов. Длина ВПП — 3500 метров — позволяет. Тут есть отапливаемые ангары для истребителей-бомбардировщиков Су-34. В этом году проверили возможность применения авиации в высоких широтах. Два истребителя-перехватчика МиГ-31 с Нагурской долетели до Северного полюса, отработали там и вернулись на ЗФИ.

База рассчитана на одновременное проживание 150 человек. Сколько их здесь сейчас — секретная информация. Как говорится, Арктика умеет хранить свои тайны.

Какие шаги предпримет США

С того момента, как США взяли курс на вытеснение уверенно осваивающей северные территории РФ из Арктического региона, прошел не один год. Однако серьезными успехами на данный момент они похвастаться не могут. И этому есть несколько вполне объективных причин.

Во-первых, полное отсутствие ледокольного флота. А это означает проблемы с использованием Северного морского пути. Во-вторых, ограниченность возможностей базирования инфраструктурных, включая военные, объектов в северных широтах. Здесь существует всего два приемлемых варианта – законсервированная двадцать четыре года назад база на острове Адак (архипелаг Алеутских островов) и Аляска, военно-воздушные силы которой представлены частями 11-й воздушной армии (входит в структуру ВВС США в зоне северной части Тихого океана). На аэродромах двух авиационных баз «Эйельсон» (юго-восточнее Фэрбернкса) и «Элмендорф» (Анкоридж) размещены самолеты истребительной и военно-транспортной авиации, топливозаправщики и самолеты ДРЛОиУ.

Одного даже беглого взгляда на карту достаточно, чтобы констатировать неспособность имеющейся на Аляске авиации контролировать всю территорию Арктического региона. Такая задача может быть решена при помощи стратегической авиации, но она не будет обеспечена прикрытием на всем маршруте полета. То есть станет абсолютно беззащитна перед российскими истребителями. Поэтому «мировой гегемон» в очередной раз прибегает к своей излюбленной тактике – выкручиванию рук, теперь в отношении Норвегии. Ведь с территории этой страны, расположенной в западной части Арктики, можно контролировать акватории Карского и Баренцева морей.

Тем не менее поводов для пребывания России в благостном состоянии нет, поскольку американцы умеют уговаривать. Фактами, подтверждающими результативность таких уговоров, изобилуют новостные ленты СМИ. Вот лишь некоторые из них.

Размещение эскадрильи патрульных противолодочных самолетов американских ВМС Boeing Р-8 Poseidon на авиабазе «Аннейя» (графство Нурланд).

Активная модернизация норвежских аэродромов Эвенес, Бардуфосс, Эрланн, Банак, Рюгге плюс обновление портового терминала Гротсунд до состояния, позволяющего принимать атомные подводные лодки ВМС США.

Строительство радиолокационной станции противоракетной обороны Globus-III на острове Варде, расположенном всего лишь в 25 километрах от границ Российской Федерации.

Неменьшую обеспокоенность у российского политического и военного руководства должна вызывать и информация об оборудовании в «Воротах Арктики», а именно так называют норвежский город Тромсе, порта для приема АПЛ.

Американский консервативный журнал The National Interest уже заявил о превращении Северного полюса в арену противостояния. Однако несмотря на понимание того, что географическое положение России и богатый опыт ведения боевых действий в условиях низких температур ставят ее в более выгодное положение, США, Канада и другие представители НАТО продолжают готовиться к военному конфликту в Арктике, не в силах отказаться от колоссальных богатств этого региона.

Виталий Орлов

Газета «Военно-промышленный курьер», опубликовано в выпуске № 43 (906) за 9 ноября 2021 года

Российские военные базы в Арктике

В апреле на государственном телеканале «Россия» показали сюжет об открытии российской военной базы на острове Котельный. Это первый военный городок замкнутого цикла: все системы жизнеобеспечения связаны между собой.

Еще один похожий объект – военную базу «Арктический трилистник» на острове Земля Александры – достроили к 2020 году, к визиту на базу Владимира Путина.

Всего к 2020 году Россия собирается достроить или доукомплектовать в Арктике шесть военных баз.

Загрузить Adobe Flash Player

Embed Поделиться

Какие военные объекты и экономические интересы есть у России в Арктике

Embed Поделиться Код скопирован в буфер обмена

  • Поделиться в Facebook
  • Поделиться в Twitter

The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:03:10 0:00

Министр обороны России Сергей Шойгу в декабре 2020 года заявлял, что всего в Арктике – на островах Котельный, Земля Александры, Врангеля и мысе Шмидта – за пять лет возведено 425 объектов общей площадью 700 тысяч кв. м. В них размещено более одной тысячи военнослужащих, а также специальное вооружение и техника.

Эти объекты в эфире государственных телеканалов иногда называют сверхсекретными, но Министерство обороны России регулярно отчитывается об учениях в Арктике.

Противостояние пятого поколения

Не секрет, что ВВС Дании вынашивают планы по приобретению 27 американских истребителей-бомбардировщиков пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II. Причем свой выбор они остановили на самой дешевой и технологически простой версии этого самолета – F-35A. Однако Карла Сэндз, посол Америки в Дании, раскритиковала их решение, указав на недостаточность этого количества самолетов для поддержания потенциала ВВС Дании на должном уровне. И основной мотивацией, по мнению Сэндз, должно стать утверждение этой европейской страны в роли политической хозяйки острова Гренландия. То есть все, как всегда: защита интересов Америки должна обеспечиваться ее союзниками при помощи оружия, купленного у Америки.

Однако вернемся в Арктику на авиабазу «Туле». По большому счету государственная принадлежность самолетов пятого поколения, которые могут появиться на этой базе, критического значения не имеет

Важно то, что такой шаг коллективного Запада потребует как минимум симметричного ответа со стороны РФ. А учитывая объективные сомнения в способности России превзойти по численности арктическую группировку НАТО (в силу экономических и географических причин), сохранение паритета придется обеспечивать качественными характеристиками авиационной техники

Для чего будет необходимо размещение на авиабазе «Нагурское» российских многофункциональных истребителей пятого поколения Су-57.

Таким образом, заполярный район между островом Гренландия и архипелагом Земля Франца-Иосифа имеет достаточно высокие шансы превратиться в зону очного противостояния истребителей пятого поколения России и США. Однако и это не самая критичная проблема.

Особое беспокойство у ведомого американскими «ястребами» Североатлантического альянса вызывает возможность размещения в Арктике сверхзвуковых стратегических ракетоносцев Ту-160, о которой высказалась часть российских СМИ. Усугубляет головную боль заокеанских стратегов и намерение развертывания в «Арктическом трилистнике» авиационных подразделений, имеющих на вооружении сверхзвуковой многофункциональный истребитель-бомбардировщик Су-34.

Аэродром Нагурское. Фото: cezarium.com

Аналитики Пентагона и НАТО считают, что размещение самолетов, способных нести стратегические крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-101 (Х-102 – версия, оснащенная термоядерной боеголовкой), ставит под угрозу внезапного первого удара авиационную базу «Туле», позиционируемую в качестве ключевого элемента американской системы предупреждения о ракетном нападении. Следуя логике российско-американской войны, вероятность возникновения которой сегодня принято считать перманентно растущей, за этим ударом должна быть обезоруживающая атака на стратегические объекты на территории США.

Мало того, по их мнению, аналогичная опасность угрожает еще одному элементу американской СПРН – станции AN/FPS-132, размещенной в местечке Файлингдейлз-Мур (Великобритания), также оказавшейся в зоне поражения российских стратегических крылатых ракет Х-101/Х-102. Примечательно, что маршрут российских ракет в этом случае не будет пролегать над «защищенной американским противоракетным зонтиком» Европой, он может пройти над просторами Северного Ледовитого и Атлантического океанов, где возможности их перехвата средствами американской ПРО неуклонно стремятся к нулю. Что это значит?

Только то, что российская военная база «Арктический трилистник» в случае размещения на аэродроме Нагурское стратегических бомбардировщиков превращается в объект, с которого могут быть внезапно и мощно атакованы ключевые элементы американской системы предупреждения о ракетном нападении. А дополнительную панику, смешанную с бессильной яростью, у коллективного Запада, возглавляемого дряхлеющим заокеанским гегемоном, вызывает осознание неравнозначности значения авиабаз «Туле» и «Нагурское» для каждой из сторон. Это объясняется их различным функциональным назначением.

РЛС российской системы СПРН размещены на материке, поэтому ключевой задачей подразделений истребительной авиации «Арктического трилистника» является защита АПЛ. Таким образом, статус российской базы, прикрывающей позиционный район сосредоточения стратегических ядерных сил, по неофициальной иерархии военных объектов оценивается ниже, нежели статус базы системы предупреждения о ракетном нападении. А это в свою очередь говорит о существующем сегодня дисбалансе в расстановке сил в заполярном регионе.

География

Мыс Брис, остров Циглера, Земля Франца-Иосифа

Архипелаг составляет самую северную часть Архангельской области России, расположенную между 79 ° 46 ‘и 81 ° 52’ северной широты и 44 ° 52 ‘и 62 ° 25’ восточной долготы. Он расположен в 360 км к северу от Новой Земли и в 260 км к востоку от норвежского архипелага Шпицберген . Расположенная в Северном Ледовитом океане Земля Франца-Иосифа составляет северо-восточную границу Баренцева моря и северо-западную границу Карского моря. Острова находятся в 900 км (560 миль) от Северного полюса и в 750 км (470 миль) от полуострова Ямал , ближайшей точки материковой части Евразии . Архипелаг подпадает под разные определения границы между Азией и Европой , и поэтому по-разному определяется как часть Азии или Европы. Мыс Флигели, расположенный на 81 ° 50 ‘северной широты, является самой северной точкой Евразии и Восточного полушария , а также Европы или Азии , в зависимости от континентального определения. Это третий по величине участок суши к Северному полюсу.

Bell Island

Архипелаг состоит из 191 необитаемого острова общей площадью 16 134 квадратных километров (6 229 квадратных миль). Они простираются на 375 километров (233 миль) с востока на запад и на 234 километра (145 миль) с севера на юг. Острова можно разделить на три группы: западную, центральную и восточную, разделенные Британским проливом и Австрийским проливом. Центральная группа далее делится на северную и южную части проливом Маркхэма . Остров Грэхема Белла отделен от восточной группы проливом Северо-Восточный. Есть два названных островных кластера: Земля Зичи к северу от пролива Маркхэм ; и Белая Земля на крайнем северо-востоке. Проливы узкие, от нескольких сотен метров до 3 километров (2 миль) в ширину. Они достигают глубины от 500 до 600 метров (от 1600 до 2000 футов), от 150 до 300 метров (от 500 до 1000 футов) ниже шельфа Баренцева моря.

Самый большой остров — Земля Принца Джорджа , площадь которой составляет 2741 квадратный километр (1058 квадратных миль). Три дополнительных острова превышают 1000 квадратных километров (390 квадратных миль) по размеру: Земля Вильчека , Остров Грэма Белла и Земля Александры . Еще пять островов превышает 500 квадратных километров (190 квадратных миль): зал Остров , Остров Солсбери , Остров МакКлинток , Остров Джексон и Остров Hooker . 135 самых маленьких островов составляют 0,4 процента площади архипелага. Самая высокая точка — вершина Земли Вильчека, которая возвышается на 670 метров (2200 футов) над средним уровнем моря. Остров Виктория , расположенный в 170 километрах (110 миль) к западу от Земли Александры, административно является частью архипелага, но географически остров не входит в группу островов и находится ближе к Шпицбергену, расположенному в 60 километрах (37 миль) от Квитёйи. .

Другие новинки от знаменитого производителя

Ранее сообщалось, что концерн «Калашников» разработал новый автомат АК-308 под боеприпас 7,62х51 мм. В его конструкции были использованы некоторые элементы и узлы АК-12. В настоящее время опытные образцы этого оружия проходят заводские испытания. Новый автомат будет иметь магазин емкостью 20 патронов. Вес АК-308 без боеприпасов будет составлять 4,3 кг, а длина – 880-940 мм. Кроме того, оружие оснастят диоптрическим прицелом и складным регулирующимся прикладом. При необходимости на автомат можно будет установить штык-нож.

В начале 2020 года на вооружение российской армии были приняты несколько образцов стрелкового оружия: автоматы АК-12, АК-15, разработанные концерном «Калашников», а также АЕК-971 и АЕК-973, созданные специалистами завода им. Дегтярева.

Подробнее читайте тут

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector