От «стратегов» до корветов: какие корабли получит вмф россии в ближайшие годы
Содержание:
- Итальянский фрегат Carlo Bergamini
- Флагманы Российского флота
- Новые корабли ВМФ России
- На юге и в Арктике
- Дальневосточная четверка
- Крейсер
- Магистральным курсом
- Семья «Орланов»
- Восемь лет до испытаний
- Заря, Звезда или Полимент-Редут?
- Советская классификация[3][править | править код]
- Вместо сердца — пламенный мотор
- «Стабильное и масштабное присутствие»
Итальянский фрегат Carlo Bergamini
Итальянский фрегат Carlo Bergamini
Представитель семейства фрегатов типа FREMM в итальянском варианте несет меньшее вооружение, а один из кораблей построен в версии фрегата ПВО. Всего, как и у французов, построено 8 кораблей, первый из которых вошел в строй в 2013 году.
Итальянцы, как и французы, отказались от дальнейшего производства фрегата типа FREMM и разрабатывают собственный проект.
Итальянский фрегат Carlo Bergamini
- Основные размерения: 137×19×5 метров, полное водоизмещение 5800 тонн.
- Энергетическая установка: газовая турбина LM 2500 G4 и два дизель-генератора MAN общей мощностью 50000 л.с. Максимальная скорость — 27 узлов, дальность плавания — 6000 миль 14-узловой скоростью.
- Вооружение: 1×127 и 1×76 автоматических артустановки, 12 ПКР Teseo, 16 ЗУР Aster.
Флагманы Российского флота
Классификация кораблей ВМФ России осуществляется по разным характеристикам. Если говорить о классификации по рангам, то необходимо обозначить самые мощные корабли:
«Петр Великий» – самый большой в мире неавианесущий корабль. Покинул верфь в 1989 году. Только через 9 лет он приступил к боевому дежурству. Он активно используется для решения различных задач, прошел на сегодняшний день около 15 тысяч миль. Это – флагманский корабль Северного флота, приписан к Североморску. Имеет ширину 28, 5 и длину 251 м. Этот корабль имеет прекрасное техническое обеспечение. Его ядерные реакторы, турбины выдают такое количество электроэнергии, которого хватит на город с населением 200000 человек. При скорости 32 узла, имеет практически неограниченную дальность плавания. Численность экипажа более 700 человек. В состав вооружения входит: 20 ракетных пусковых установок, противовоздушная система «Риф», артиллерийская установка АК-130, 2 торпедных и 1 противоторпедный комплекс.
Многоцелевой корабль «Москва» построен в Николаеве. Сейчас проходит службу в составе Черноморского флота. Водоизмещение 11490 тонн, может развивать скорость до 32 узлов. В автономном плавании способен находится до 30 дней. Обеспечивал интересы страны во время конфликта с Грузией, успешно применялся для блокады украинских военно-морских сил.
«Дагестан» – сторожевой корабль, эксплуатируется с 2012 года. Спущен на воду в Зеленодольске. Сейчас стоит на вахте в Каспийской флотилии. Максимальная скорость 28 узлов, способен быть в открытом море без захода в порты 15 суток. Экипаж 120 чел.
Новые корабли ВМФ России
Россия – сильная морская держава, обладающая могущественным венно-морским флотом. На его вооружении 211 боевых надводных судов, 71 подводных субмарин, из них 23 несут крылатые ракеты. До 2020 года будут введены новые корабли России общей стоимостью четыре триллиона рублей.
Для ВМФ России будут введены 78 боевых корабля, среди них:
- 20 кораблей класса 20380 и 20385;
- ракетные боевые корабли в количестве от 5 до 10 единиц;
- 14 новейших фрегатов;
- 4 вертолетоносца, взамен попавших под санкции «Мистралей»;
- 6 БДК;
- БПК проекта 1155/11551 – 9 единиц;
- 8 атомных субмарин класса «Ясень»
- 6 субмарин класса «Варшавянка»
- 8 стратегических подводных лодки «Борей».
Помимо нового строительства пройдет значительная модернизация имеющихся надводных крепостей. Первым на очереди флагман Российского флота авианосец «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». В рамках модернизации будут увеличены ангары, чтобы вместить большее количество палубной авиации, противовоздушная служба будет оснащена системой современных ракет С80-120 в тендеме с ЗРПК «Панцирь С1». Авианесущий крейсер понесет 26 самолетов МиГ-29К, до 2025 года, продлится служба Су-33. Вертолеты 5 поколения ПАК ФАТ-50 займут свое место на палубе авианесущего крейсера. Модернизации подвергнутся боевые надводные корабли «Адмирал Лазарев», «Адмирал Нахимов», «Петр Великий», «Адмирал Ушаков». Модернизация коснется боевых подлодок в области их переоснащения новым вооружением: субмарины класса «Антей», «Палтус», «Кондор», «Барракуда». ВМФ получит уникальные стрелковые комплексы, новейшие ракетные комплексы «Оникс» и «Калибр». На них установят С-400, новейшую систему ПВО.
На юге и в Арктике
«Сергей Котов» назван в честь участника Великой Отечественной войны, контр-адмирала, Героя Советского Союза Сергея Николаевича Котова. Он станет четвертым кораблем проекта 22160. В случае начала боевых действий корабли этого проекта будут участвовать в операциях по обороне побережья и приморских баз. Их можно использовать для сопровождения групп кораблей и судов, а также при проведении поисково-спасательных и антипиратских операций.
Они способны развивать скорость до 25 узлов, в экипаж входит около 80 человек. Корабль вооружен 76-миллиметровой артиллерийской установкой, гранатометами и пулеметами «Корд». Предусмотрена возможность базирования на нем вертолета Ка-27ПС. Корабль приспособлен и для использования подводных и воздушных беспилотников. Благодаря этому он становится идеальным разведчиком: экипажи могут в реальном времени отслеживать надводную и подводную обстановку в радиусе сотен километров.
Модульная схема, по которой построен корабль, дает возможность установить на нем вооружение или оборудование для решения конкретной боевой задачи. Оно монтируется на 40-футовых контейнерах, после чего доставляется на борт.
«Известия» уже писали, что для кораблей этого типа испытываются модули с вооружением и вспомогательным оборудованием. Среди них — зенитные комплексы «Редут» и «Панцирь-М», противолодочное оборудование. В перспективе на корабли могут быть установлены крылатые ракеты «Калибр».
Все корабли проекта 22160 строились для несения службы на Черном море, но они могут действовать не только в теплых широтах. В прошлом году «Василий Быков» прошел испытания в Заполярье. По их итогам был сделан вывод, что корабли проекта могут применяться и в Арктическом регионе.
Дальневосточная четверка
Одним из главных справедливых аргументов против строительства нового атомного авианосца для Тихоокеанского флота Российской Федерации считается отсутствие кораблей сопровождения будущей авианосной ударной группы. И то, что четвёрка полноценных современных эсминцев (первой серии) на Дальнем Востоке будет явно востребована через десять лет, не подлежит сомнению как у специалистов и экспертов, так и у людей, не равнодушных к состоянию нашего флота вообще.
Скептики утверждают, что на сегодняшний день в России негде и некому создать по военным стандартам корпус для атомного авианесущего корабля длиной в 305 метров и водоизмещением в 70 000 тонн. Что-то подобное создавалось на украинских николаевских верфях, утрачены технологии и компетенции, нет квалифицированных кадров как на рабочей площадке, так и в конструкторском бюро. Из последнего, что узнал: утрачен секрет производства бронированной стали для верхней палубы авианосца. Бог с ним, с авианосцем, с крейсером (ни у кого, кроме нас и американцев, их нет), ну а эсминец-то «сдюжим» или нет? Возьму на себя смелость утверждать, что мы не только можем построить его, но и должны! Не люблю гитлеровское слово «вундерваффе» (от нем. wunderwaffe — «чудо-оружие»). И не надо шедевральный, для себя, не на экспорт. Тридцать лет назад в Калининграде на судостроительном заводе «Янтарь» был заложен корпус корабля проекта 1155.1, который спустили на воду в 1994 году под наименованием «Адмирал Чабаненко». Завод родной, российский, с той поры и по настоящее время строит боевые корабли. И проверенный временем корпус последнего советского БПК с минимальными переделками подойдёт для первого российского универсального эсминца.
БПК проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко»
Те же американцы более тридцати лет клепают эсминцы типа «Арли Бёрк» (the Arleigh Burke), лишь добавляя от серии к серии водоизмещение корпуса по 300 тонн. Подобная стабильность вкуса в выборе корпуса показана и для нашего (не безразмерного) финансирования флотских разработок.
Эсминец DDG111 «Спрюэнс» типа «Арли Бёрк» серии 2А
Крейсер
Исторически слово «крейсер» вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).
Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю
Лёгкий и Тяжёлый крейсер
Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.
Линейный (большой) крейсер
Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.
Крейсер ПВО
Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.
Ракетный крейсер
Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.
Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)
Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.
Магистральным курсом
По плану (есть в распоряжении «Известий») работы по головному кораблю проекта 23900 «Иван Рогов» должны завершиться в 2028 году. По словам источников издания в военном ведомстве, к этому сроку предусматривается также формирование авиационной группы. В ее состав войдут боевые и транспортные вертолеты, а также отдельная линейка беспилотников, в том числе плавающие и подводные дроны.
Отличие УДК проекта 23900 от других кораблей аналогичного класса — интегрированный пункт управления БЛА. Это означает, что вертолетоносец сможет управлять беспилотниками, запущенными с берега или с других кораблей.
Головной УДК этой серии «Иван Рогов» был заложен 20 июля прошлого года. Закладную доску установил президент Владимир Путин. Тогда глава государства отметил, что новейшие корабли оснастят передовыми системами вооружения, управления и дальней связи. Он подчеркнул, что такие УДК ощутимо укрепят боевой потенциал всего ВМФ России и повысят его стратегические возможности.
Универсальный десант
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
— Корабли проекта 23900 — крупные и многофункциональные. Их водоизмещение порядка 40 тыс. т, по сути, это легкие авианосцы, — рассказал «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Это будет мощное обновление флота, которое выведет его возможности на новый уровень. Вертолетоносцы позволят проводить как силовые и десантные операции, так и миротворческие миссии в любом регионе мира. Корабль может высадить катерами и вертолетами морских пехотинцев, которые обустроят полевой лагерь и получат вертолетную поддержку. Это довольно значимый для нас проект.
Сегодня США развивают свой флот в сторону роботизации, Россия следует тем же курсом, сообщил «Известиям» военный эксперт Вадим Козюлин.
— Американцы предсказывают, что в перспективе флот весь будет завязан на робототехнику и она будет первой принимать на себя удары, вести разведку, обнаруживать угрозы под водой и в воздухе, — пояснил он. — У них уже есть облачное военное хранилище, которое им делает Microsoft, проведено много экспериментов. Но пока нет полной уверенности, как должна выглядеть новая система. Хотя опыт показывает, что они идут верным путем. Тем же путем идет и Россия. Роботизированные системы должны будут обеспечивать противоминную, противолодочную защиту, вести разведку и радиоэлектронную борьбу. В перспективе, пока будут строиться корабли проекта 23900, станут появляться новые технологии, так что надо быть готовыми модернизироваться на ходу.
Универсальный десант
Фото: РИА Новости/Алексей Филиппов
Ранее «Известия» сообщали, что возможности кораблей проекта 23900 не ограничатся транспортировкой вертолетов и морских пехотинцев. На них будет установлено всё необходимое оборудование для боевого управления группировками — морскими, наземными и воздушными. Вертолетоносцы оборудуют сверхдальними системами связи, АСУ и другим штабным оборудованием. На борту УДК смонтируют специальные кабины с компьютерными терминалами и рабочими местами.
Семья «Орланов»
Во времена СССР предполагалось соорудить 7 крейсеров этого типа, но успели завершить только 3, а позднее, уже в России, на воду был спущен 4-й. ТАРК «Киров» (позднее — «Адмирал Ушаков») и «Фрунзе» (с 1992 г. — «Адмирал Лазарев») переданы ВМФ в начале 1980-х, но в настоящий момент небоеспособны и выведены из состава флота. Головным кораблем проекта «Орлан» был «Киров», так что в классификации НАТО такие ТАРКи именуются ‘Kirov-Class’. Сейчас он готовится к утилизации, зато «Фрунзе», по некоторым , еще есть надежда восстановить, отремонтировать и модернизировать.
Оружие В России создали оружие против стай дронов
ТАРК «Адмирал Нахимов» (ранее — «Калинин») входит в состав Северного флота с 1988 г. и по сей день, хотя уже почти 10 лет остается на модернизации на северодвинском ПО «». Обещается, что на нем будет установлена современнейшая электроника, достойная XXI века — остается только надеяться, что это будет так. Впрочем, есть сообщения о том, что в нынешнем году план модернизации был откорректирован, и этот затянувшийся процесс завершится уже в ближайшее время.
«Петр Великий» (тогда предполагалось назвать его в честь бывшего главы КГБ, а затем — Генсека ЦК КПСС «Юрий Андропов») был заложен на 25 апреля 1986 г., спущен на воду 3 года спустя, однако вступил в строй лишь в 1998 г. Известное всем тяжелое положение страны растянуло строительство, доработку и испытания корабля на 10 лет, а общая стоимость его составила около 1 млрд долларов.
Восемь лет до испытаний
Итак, в настоящее время можно с уверенностью утверждать, что военно-промышленный комплекс России в состоянии создать современный корабль класса эскадренного миноносца на уровне мировых разработок. С 2014 года планомерно ликвидируются болевые точки нашего военного кораблестроения: отсутствие двигателей для военных кораблей и отставание от уровня мировых разработок в собственной электронике для систем вооружения.
Из всего комплекта вооружения корабля подлежит разработке почти с нуля номенклатура ракет для ЗРК большой дальности, совместимая с ПУ УКСК. (Если оправданием для присутствия на корабле уже двух различных вертикальных ПУ может служить оптимизация их под столь различные массогабаритные характеристики таких изделий, как 9М100 и 3М55, то для появления третьего типа вертикальной ПУ под ЗУР БД автор такое оправдание придумать не смог).
Залогом успеха реализации эсминца проекта 11552 становится минимальный уровень новейших разработок, которые потребуют значительных финансовых затрат и постоянных сдвигов по времени вправо для ввода в эксплуатацию самих кораблей. Уже восемь лет обсуждается проект эсминца «Лидер». Через восемь лет проект 11552 может быть уже на испытаниях.
Остаётся решить главный вопрос: нужен ли новый эсминец флоту вообще?
Заря, Звезда или Полимент-Редут?
Так вот, противолодочной изюминкой нового эсминца станет постоянное базирование в стационарном ангаре двух противолодочных вертолётов. Наверное, ГАК «Звезда-2» (как на предшественнике БПК проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко») в наше время, а тем более в тридцатых годах, уже будет не актуален. С другой стороны, этот последний вариант комплекса прошёл модернизацию на действующем корабле, и, к сожалению, наш ВПК в настоящее время ничего достойного предложить не может кораблю первого ранга с уклоном на противостояние подводной угрозе в тридцатых годах и далее.
«Заря» гармонично вписалась в возможности и задачи фрегата проекта 22350. Один из аргументов против громоздкого «Полинома» и его одноклассницы следующего поколения «Звезды» звучал примерно так: зачем столь мощная и дальнобойная акустика на противолодочном корабле, если малошумная подводная лодка засечёт его приближение по шумам винтов гораздо раньше, чем будет обнаружена ГАК в активном режиме и совершен своевременный манёвр уклонения?
Здесь, наверное, будет уместно привести критерий эффективности обороны из другой «среды обитания». Эффективность ПВО оценивается не по количеству сбитых самолётов, а по недопущению нанесения удара СВКН по охраняемому объекту. Таким образом, сама потенциальная возможность обнаружения подводного противника на вдвое большей дистанции новым эсминцем заставит его выбирать более осторожную тактику, а, возможно, и отказаться от атаки охраняемого объекта до лучших времён.
Согласитесь, странно бы смотрелось в долгосрочной перспективе, если (устранив основной недостаток советских эсминцев и БПК – отсутствие внятного ЗРК коллективной обороны) первые российские корабли качнулись бы в другую крайность — ослабление ПЛО, в условиях как минимум не ослабевающей угрозы из-под воды.
Логичным дополнением противолодочного вооружения эсминца станут размещённые побортно две пусковые установки комплекса противолодочной обороны и противоторпедной защиты «Пакет-НК».
Довольно редко (по понятным причинам) на страницах ВО обсуждается радиолокационное вооружение, а тут вдруг недавно появилась статья сразу про перспективный РЛК для надводных кораблей («Эффективность ПВО перспективного эсминца. Альтернативный радиолокационный комплекс»). К сожалению, не верится, что нечто подобное будет реализовано через десять лет в металле и полупроводниках, сопряжено и испытано с существующими ракетами и системами управления, и принято на вооружение во флоте…
Поэтому, узнаваемая ФАР комплекса «Полимент-Редут», ставшая визитной карточкой фрегатов адмиральской серии, скорее всего перекочует и на новейший эсминец. Возможно, в следующей модификации для увеличения мощности, дальности и количества обстреливаемых целей вырастет число строк и столбцов ППМ в полотне ФАР.
Используя креативный подход к повышению боевых возможностей эсминца (по сравнению с фрегатом), предложу установить на корабле не четыре, а пять существующих фазированных антенных решёток. Чисто арифметически количество одновременно обстреливаемых целей возрастает с 16 до 20 и наводимых ракет — с 32 до 40. Назначенный сектор для каждой ФАР сократится с 90 градусов до 72, а сохранение возможности каждой из решёток в отдельности «заглядывать» в соседний сектор на 9 градусов создаст в круговую пять отдельных секторов размером по 18 градусов, с потенциальной возможностью увеличения вдвое количества обстреливаемых целей, что составит 25 процентов круговой зоны поражения. Этот момент особенно важен в плане рассмотрения залпа ПКР с одиночного носителя-корабля с типовым боекомплектом до восьми ПКР. К сожалению, при «загибе» диаграммы направленности от нормали на углы до 45 градусов мы неизбежно сталкиваемся с некоторой потерей точностных характеристик луча, но это приходится воспринимать как неизбежное зло от ФАР.
Установка РЛС от фрегата на более крупном эсминце даёт возможность предположить размещение электрического центра антенн на 2-3 метра выше над поверхностью воды, что повлечёт за собой увеличение дальности обнаружения воздушных целей на малых и предельно малых высотах. Увеличив наклон полотен антенн на 5 градусов от вертикали, тем самым сократим размер мёртвой воронки над кораблём с расширением возможностей по борьбе с баллистическими целями и разведки спутников на низких околоземных орбитах.
Не будем углубляться далее во второстепенные вопросы дооборудования и оснастки будущего корабля.
Советская классификация[3][править | править код]
- Линейные корабли
- Авианосцы
-
Крейсера
-
Тяжелые крейсера
- Тяжелые авианесущие крейсера
- Тяжелые атомные ракетные крейсера
- Легкие крейсера
- Крейсера-вертолетоносцы
- Ракетные крейсера
- Противолодочные крейсера
-
Тяжелые крейсера
-
Эсминцы
- Лидеры
- Большие эсминцы
- Противолодочные корабли
- Большие противолодочные корабли
- Малые противолодочные корабли
- Охотники
- Большие охотники
- Малые охотники
- Морские охотники
- Ракетные корабли
- Большие ракетные корабли
-
Малые ракетные корабли
Малые ракетные корабли на подводных крыльях
- Ракетные корабли на воздушной подушке
- Артиллерийские корабли
-
Сторожевые корабли
-
Пограничные сторожевые корабли
Речные пограничные сторожевые корабли
-
Пограничные сторожевые корабли
-
Мониторы
- Морские мониторы
- Речные мониторы
- Большие мониторы
- Средние мониторы
- Малые мониторы
- Озёрные мониторы
- Шхерные мониторы
-
Канонерские лодки
- Мореходные канонерские лодки
- Речные канонерские лодки
- Бронированные башенные корабли
- Речные канонерские лодки ПВО
- Малые канонерские лодки
- Плавучие батареи
- Минно-тральные корабли
- Минные заградители
-
Тральщики
- Эскадренные тральщики
- Базовые тральщики
- Рейдовые тральщики
- Десантные корабли
- Большие десантные корабли
- Средние десантные корабли
-
Малые десантные корабли
Малые десантные корабли на воздушной подушке
- Корабли огневой поддержки десанта
- Десантные катера
- Десантные катера на воздушной подушке
- Десантные боты
- Боевые катера
-
Торпедные катера
Торпедные катера на подводных крыльях
-
Ракетные катера
Ракетные катера на подводных крыльях
- Сторожевые катера
- Патрульные катера
- Катера-дымозавесчики
- Катера ПВО
-
Бронекатера
- Большие бронекатера
- Малые бронекатера
- Морские бронекатера
- Речные бронекатера
- Озёрные бронекатера
- Шхерные бронекатера
- Бронекатера ПВО
-
Торпедные катера
- Вспомогательные суда
- Гидрографические суда
- Океанографические суда
- Опытовые суда
- Суда снабжения
- Танкеры снабжения
- Ледокольные суда снабжения
- Суда атомного технологического обслуживания
-
Ледоколы
- Линейные ледоколы
- Портовые ледоколы
- Спасательные суда
- Буксиры-спасатели
- Судоподъемные суда
- Суда-носители глубоководных спасательных аппаратов
- Суда-мишени
- Торпедоловы
- Водоумягчительные суда
- Килекторные суда
- Суда контроля физических полей
- Суда измерительного комплекса
- Суда размагничивания
- Суда энергетического обеспечения
- Водолазные боты
- Плавбазы
- Плавмастерские
- Плавказармы
- Плавучие электростанции
- Плавучие отопительные станции
- Плавучие покрасочные станции
- Блокшивы
- Дноуглубительные суда
- Плавкраны
- Плавучие доки
- Большие плавучие доки
- Средние плавучие доки
- Малые плавучие доки
- Транспортные плавучие доки
-
Баржи
- Морские баржи
- Морские артиллерийские баржи
- Морские ракетные баржи
- Морские минно-торпедные баржи
- Морские сухогрузные баржи
- Морские рефрижераторные баржи
- Морские водоналивные баржи
- Морские нефтеналивные баржи
- Морские судоподъемные баржи
- Рейдовые баржи
- Рейдовые артиллерийско-минно-торпедные баржи
- Рейдовые сухогрузные баржи
- Рейдовые нефтеналивные баржи
- Рейдовые мусороотвозные баржи
- Рейдовые грунтоотвозные баржи
- Морские баржи
- Катера
- Cанитарные катера
- Водолазные катера
- Противопожарные катера
- Разъездные катера
- Экологические катера
- Гидрографические катера
- Катера-заправщики
-
Подводные лодки
- Дизельные подводные лодки
- Дизельные подводные лодки с баллистическими ракетами
- Дизельные подводные лодки с крылатыми ракетами
- Атомные подводные лодки
- Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами
- Атомные ракетные подводные крейсера
- Атомные ракетные подводные крейсера стратегического назначения
- Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами
- Опытные атомные подводные лодки
- Дизельные подводные лодки
Вместо сердца — пламенный мотор
Сравнивая габаритные размеры сопоставимых по водоизмещению корпусов американского «Арли Бёрк» (the Arleigh Burke) серии 2А и советского проекта 1155.1 «Адмирал Чабаненко» (Admiral Chabanenko), можно прийти к выводу о лучшей мореходности первого. Уступая в длине советскому визави, американец глубже сидит в воде и несколько шире. Планируя построить действительно корабль дальней морской зоны, и тем более предполагая использовать его в ордере с авианосцем, который в 8-10 раз тяжелее, такой характеристикой, как мореходность пренебрегать нельзя. Оцифровать советские чертежи и переработать их с помощью компьютерных программ для нового проекта (условно назовём его 1155.2) — не займёт много времени и средств. Чисто для общего представления озвучу основные размерения корпуса предполагаемого к постройке будущего эсминца проекта 1155.2:
— водоизмещение, т (стандартное/полное) – 7000/9000;
— длина, м (по ватерлинии/максимальная) – 145/160;
— ширина, м (по ватерлинии/максимальная) – 17,8/19;
— осадка, м (по корпусу/по ГАК) – 5,5/8.
Естественно, новый корпус должен быть адаптирован по технологии стелс и никаких иллюминаторов. В передней и кормовой частях корпуса необходимо предусмотреть соразмерные бортовые кили, в центральной части – неубирающиеся активные успокоители качки.
«А вместо сердца — пламенный мотор» в буквальном смысле слова (как и сто лет назад), созданный и спроектированный в России по программе импортозамещения газотурбинный двигатель М90ФР. Да, те самые долгожданные форсажные турбины, что стоят на фрегатах проекта 22350. Силовая установка эсминца проекта 11552 будет создана по схеме COGAG на газотурбинных двигателях рыбинского НПО «Сатурн» 4*27 500 л. с. общей мощностью 110 000 л. с. Это будет даже несколько мощнее, чем у «Арли Бёрк» (the Arleigh Burke) с четырьмя LM2500 от General Electric по 25 000 л. с. каждая. Но разве этот факт можно отнести к недостаткам будущего корабля? Зато унификация по флоту, перспективы роста промышленности и экспортных поставок в те же Китай и Индию. С такой энергетикой будущие корабли запросто выдержат задаваемый темп движения с флагманами КУГ и АУГ атомными «Орланами» и новейшим атомным авианосцем. С уверенностью можно утверждать, что будут подтверждены на ходовых испытаниях максимальная скорость хода в 32 узла, крейсерская в 18 узлов и экономическая в 15 узлов. Для первой серии российских эсминцев вполне приличной можно было бы считать дальность плавания в 5 000 морских миль на 18 узлах. Хотя бытует мнение, что в дальних походах чуть ли не обязательно отряд боевых кораблей должен сопровождать быстроходный танкер или универсальное судно снабжения. А если добавить океанский буксир и госпитальное судно, то в результате получаем конвой или караван, но не ударное подвижное автономное соединение кораблей в виде КУГ или АУГ. Со всей этой обузой океанский переход можно заставить совершить и МРК или МПК. Но не этого мы ждём от универсального эсминца. Заявленная автономность корабля должна быть безусловной.
«Стабильное и масштабное присутствие»
В беседе с RT доктор военных наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков обратил внимание на необходимость массового строительства кораблей крупного водоизмещения. В настоящее время на отечественных верфях ведётся производство девяти надводных судов данного класса
Однако эксперт назвал этот объём недостаточным.
Сивков считает, что для обеспечения устойчивого присутствия ВМФ в разных районах Мирового океана требуется заложить новые корабли первого ранга (водоизмещением свыше 5 тыс. т).
Также по теме
«Гарантированный прорыв ПРО»: какими возможностями обладают новейшие российские подводные крейсеры
Ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 955 «Борей» являются самыми современными атомными субмаринами ВМФ…
В задачи Минобороны РФ входит обеспечение постоянного присутствия около 100 кораблей ВМФ в дальней морской зоне. В октябре прошлого года задачи в Мировом океане выполняли около 100 судов различного класса. Такие данные приводились в поздравительной телеграмме адмирала Владимира Королёва (занимал должность главкома ВМФ с 7 апреля 2016 по 3 мая 2019 года. — RT). Однако, по актуальной информации главкомата ВМФ, сейчас вдали от родных берегов Андреевский флаг демонстрируют 70 отечественных кораблей.
«Стабильное и масштабное присутствие в Мировом океане, безусловно, требует ввода в строй новых фрегатов, эсминцев, крейсеров, но что ещё важнее — авианосцев, выполняющих функцию плавучих аэродромов. Малоразмерные корабли при всех их достоинствах в океанской зоне не обладают достаточной боевой устойчивостью», — пояснил Сивков.
Положительные перемены эксперт связывает с окончанием ремонта тяжёлого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», а также началом строительства морских платформ нового поколения — универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Прибой», новых авианосцев (проект 23000 «Шторм», проект 11430 «Ламантин»), эскадренных миноносцев проекта 23560 «Лидер».
На сегодняшний день Минобороны РФ не анонсировало точных сроков начала строительства крупнотоннажных кораблей нового поколения. Однако, как ожидается, в ближайшие годы в состав ВМФ войдут два УДК и один авианосец. В «Объединённой судостроительной корпорации» (ОСК) неоднократно говорили о готовности запустить производство кораблей различного класса для нужд ВМФ.
- Макет эсминца проекта 23560 (шифр «Лидер»)
9 декабря президент ОСК Алексей Рахманов сообщил о том, что судостроительные предприятия РФ могут реализовать «длинную серию кораблей дальней морской зоны», имея в виду проект эсминца «Лидер». По его словам, эскадренные миноносцы будут оснащены атомной силовой установкой.
Как полагает Дмитрий Корнев, заявление Рахманова свидетельствует о том, что военно-политическое руководство РФ приняло принципиальное решение о реализации проекта 23560. Строительство первых эскадренных миноносцев может начаться после 2020 года. Об этом в июне прошлого года говорил журналистам заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук.
Производство эсминцев, как прогнозирует Корнев, может развернуться на нескольких верфях в разных частях страны, в том числе на новом заводе «Звезда» в Большом Камне (Приморский край). Важным преимуществом «Лидера» станет атомная установка, которая позволит выполнять задачи в любом районе Мирового океана на протяжении нескольких месяцев, подчеркнул собеседник RT.