Военно-морские снабженцы. какие корабли обеспечивают полноценную работу вмф
Содержание:
Рыбинский «оруженосец»
Боевая мощь Военно-морского флота (ВМФ) любой страны напрямую зависит от кораблей и подводных лодок, несущих на борту вооружение. Но даже самые современные корабли ВМФ нуждаются в «помощниках». Один из новейших кораблей ВМФ — морской транспорт вооружения проекта 20360М «Геннадий Дмитриев» заложили в 2017 году на судостроительном заводе «Вымпел».
Сегодня это одно из ведущих российских судостроительных предприятий. Рыбинские корабелы специализируются на производстве среднетоннажных и малотоннажных морских и речных судов для военных и гражданских целей.
Но таких больших кораблей, как «Геннадий Дмитриев», в Рыбинске еще не строили. Высота с пятиэтажный дом, вес — 2200 тонн. Водоизмещение стандартное — 3205 тонн, полное — 3627 тонн. Длина — 77,8 метра, ширина — 15,8 метра, осадка — 4 метра. Экономическая скорость — 12 узлов. Дальность плавания — 3000 миль. Автономность — 30 суток. По данным производителя, на борту «Геннадия Дмитриева» 180 помещений, а длины кабелей внутри гиганта хватило бы, чтобы проложить путь от Рыбинска до Ярославля и обратно.
Новый корабль назван в честь капитана первого ранга Геннадия Владимировича Дмитриева, прошедшего путь от командира штурманской части малого противолодочного корабля до первого начальника отдела государственной приемки кораблей Главного командования Военно-морского флота в Северодвинске.
«Геннадий Дмитриев» проекта 20360М будет возить боеприпасы как в пункты базирования Военно-морского флота, так и на корабли в открытом море. По словам военного эксперта капитана первого ранга Василия Дадыкина, по своему функционалу корабль не уступает зарубежным аналогам. «Геннадий Дмитриев» оснащен ледовым усилением корпуса, двойным дном и двойными бортами, двумя грузовыми трюмами, площадкой для перевозки грузов в контейнерах, краном грузоподъемностью 20 тонн и носовой вертолетной посадочной площадкой.
Ни одна страна мира не хочет иметь в своем ВМФ одноразовые боевые корабли, поэтому строительство кораблей обеспечения — важное условие развития ВМФ. Особенно отрадно то, что практически каждый новый вспомогательный корабль строится с учетом возможности переброски в стратегически важный регион — Арктическую зону. Василий Дадыкин, военный эксперт, капитан первого ранга запаса
Василий Дадыкин, военный эксперт, капитан первого ранга запаса
Многофункциональный «Паромов»
Современные корабли обеспечения многофункциональны. Один из них — малый морской танкер «Вице-адмирал Паромов» — вошел в состав Черноморского флота 7 июня 2021 года. Проект 03182 с шифром «Платформа-Арктика» был разработан Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. В 2014-2015 годах Минобороны заказало строительство четырех таких танкеров для Черноморского и Тихоокеанского флотов.
Новый танкер обладает ледовым классом Arc-4, что позволяет ему совершать плавание при толщине льда до одного метра. Длина судна — 75 метров, ширина — 15,4 метра, водоизмещение — 3,5 тыс. тонн. Дальность плавания составляет 1500 морских миль, автономность — 30 суток.
Если старые баржи и танкеры 80-х годов специализировались только на одном типе грузов, например горючем, то «Вице-адмирал Паромов» доставит сразу весь жидкий груз: флотский мазут, дизельное и авиационное топливо, пресную воду. При необходимости судно может участвовать в спасательных операциях и очистке акватории от загрязнений.
Малый морской танкер «Вице-адмирал Паромов»
Источник изображения: Сергей Мальгавко/ТАСС
По данным производителя, вертолетная площадка на танкере «Вице-адмирал Паромов» позволяет принимать вертолеты класса Ка-27, а также беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Судно оснащено электрическими винторулевыми колонками и подруливающим устройством, что обеспечивает высокую маневренность и хорошую управляемость даже в условиях шторма.
Российский ВМФ регулярно пополняется новыми фрегатами и корветами для службы в дальней морской зоне. Автономность современных кораблей повышается, но она не безгранична. Рано или поздно потребуется дозаправка, и тогда на помощь придет новый российский танкер, который не только обеспечит топливом, но и поможет с ремонтом и провизией, что называется, снабдит «комплексно». В то время как в СССР для выполнения этой задачи понадобилось бы несколько разных судов. Если говорить в целом, советское наследие в виде барж и танкеров 80-х годов уже отжило свой век
Дмитрий Корнев, военный эксперт, основатель портала Military Russia.ru
За прошедший 2020 год, по материалам журнала «Материально-техническое обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации», вспомогательными судами пройдено в общей сложности около 500 тыс. морских миль, выполнено 211 обеспечений кораблей и судов в дальней морской зоне, в ходе которых перевезено и подано на корабли более 337 тыс. тонн грузов; проведено более 13 тыс. морских и рейдовых буксировок и 183 ледовых обеспечения.
По словам экспертов, темпы строительства новых кораблей вспомогательного флота впечатляют. Только за последнее десятилетие, по данным газеты «Красная звезда», в состав ВМФ поступило более 100 современных судов, таких как ледокол «Илья Муромец», судно тылового обеспечения «Эльбрус», морской транспорт вооружения «Академик Ковалев», а также самоходные плавучие краны, буксиры, танкеры и другие корабли-помощники. Полной смены состава вспомогательного флота военные моряки ожидают к 2027 году.
Василий Кучушев
«Тирпиц» и «Красин»
Впервые о преимуществах обслуживания боевых кораблей вдали от берега военные моряки задумались еще в XIX веке. С развитием тяжелой артиллерии противник мог почти полностью блокировать работу морского порта. Позднее стоящие у причала корабли стали отличной мишенью и для авиации.
В истории Второй мировой войны есть примеры, когда с воздуха были практически полностью уничтожены несколько немецких морских баз, подготовленных для вторжения в Европу. На одной из них был пришвартован линкор «Тирпиц» — военая гордость Третьего рейха, который половину войны простоял на ремонте: каждый раз, когда его чинили, английские самолеты наносили ему тяжелые повреждения прямо в порту или доке. Чтобы не допустить подобных провалов в будущем, немцы бросились строить специализированные морские танкеры, но не успели — война закончилась.
Вспомогательный флот всегда состоял не только из кораблей-снабженцев. Спасение — еще одна важная функция морских помощников. 104 года назад на британских верфях построили ледокол «Святогор», на тот момент самый мощный в мире. В годы Гражданской войны его затопили, а потом подняли со дна, и он стал «Красиным», прослужившим стране еще более полувека.
Ледокол «Красин»
Источник изображения: Юрий Белинский/ТАСС
Всемирную известность «Красин» получил в 1928 году, когда спас итальянскую экспедицию Умберто Нобиле к Северному полюсу. Это была одна из самых знаменитых операций в истории судна.
В 1934 году «Красин», входивший в пятерку самых мощных советских ледоколов, принимал участие в спасении другой полярной экспедиции — челюскинцев. Для участия в этой операции ледокол совершил переход во Владивосток через Атлантику и Тихий океан.
Летом 1941 года «Красин» стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке в ожидании очередной арктической навигации, но с началом курсирования полярных конвоев ему пришлось стать боевым кораблем. За годы Великой Отечественной войны «Красин» совершил кругосветный морской поход продолжительностью 885 суток и участвовал в морских сражениях.
Пограничный «Ламантин»
Катера проекта 1496М1 «Ламантин» создавались как морские буксиры прибрежного плавания. С 2005-го по 2015-й «Вымпел» сдал семь таких кораблей для Пограничной службы ФСБ России. Они показали себя высоконадёжными, экономичными и стойкими к неблагоприятным гидрометеорологическим условиям. Но для соответствия современным требованиям Пограничной службы рыбинские корабелы предложили модернизировать проект. Главной целью поставили улучшение тактико-технических характеристик. Для «Вымпела» это был первый опыт самостоятельного проектирования и последующего строительства корабля.
— Прототипом для создания модернизированного «Ламантина» стал миноносец «Измаил», построенный в России и испытанный в 1887-м году, — рассказывает начальник отдела перспективного судостроения «Вымпела» Артём Брум. — Во время мореходных испытаний он показал скорость 15,5 узлов при 6-балльном волнении. Это очень высокая скорость даже для современных судов. Миноносец 1887-го года пользовался штормовым ходом в режиме прорезания волн.
«Ламантин». Фото судостроительного завода «Вымпел».
Форма корпуса нового «Ламантина» спроектирована так, чтобы он шёл сквозь волну. По требованиям заказчика увеличена скорость: на заводских ходовых испытаниях корабль показал 20,5 узлов (38 км/ч). Катер оснастили российскими двигателями, современным радиотехническим оборудованием, мощной системой пожаротушения для оказания помощи судам, терпящим бедствие, увеличили грузоподъёмность. Пропульсивный комплекс, включающий гребные валы и винты, также российского производства. Сегодня модернизированный «Ламантин» называют удачным примером импортозамещения.
— Главный плюс катера для пограничной службы — это высокая мореходность. При волнении два-три метра он будет поддерживать высокую скорость 13-15 узлов за счёт своих обводов, — продолжает Брум. — Если какой-то нарушитель будет идти со скоростью 10-12 узлов на волнении, наш катер сможет его задержать. Эффективность поиска, перехвата и охраны территориальных вод увеличивается.
Серию модернизированных «Ламантинов» «Вымпел» построит для Пограничной службы ФСБ России.