Мировые истребители c первого по шестое поколение
Содержание:
- Содержание:
- Самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) палубный штурмовик Як-36.
- Актуальная информация
- ПАК ФА Т-50
- Использование истребительной авиации в разведывательных целях
- 4/ МиГ-15: истребитель-долгожитель
- Воздушные флоты России и США — сравнительный анализ
- Первый в Советском Союзе серийный самолет с вертикальным взлетом и посадкой штурмовик Як-38.
- Особые виды боевой работы истребительной авиации
- Боевое использование истребительной авиации
- От Су-30 до Су-75
- Полет «Беркута»
- Специальные самолеты
- Краткая история военной российской авиации
- Литература
- Экспериментальный истребитель МиГ 1.44
- «В новом облике»
- Стратегическая и Дальняя авиация
- 9/ МиГ-31: авиационный спецназ
- 5/ МиГ-21: «Калашников» советской авиации
- Истребитель-бомбардировщик Як-9.
- Историческая справка
Содержание:
- Истребительные поколения.
- ТОП-7 истребителей пятого поколения: как они выглядят
- Как будет выглядеть истребитель шестого поколения.
- Компоновка истребителя 6 поколения.
- Летные характеристики истребителя 6 поколения.
- Т-60: появился образ русского истребителя шестого поколения
- Заключение.
- Новости.
Боевая авиация является важнейшим фактором, который во многом определяет исход любого военного конфликта. Большинство экспертов считает, что подобная ситуация сохранится и в ближайшем будущем. Победу в предстоящих войнах будет одерживать сторона, обладающая более совершенными и многочисленными военно-воздушными силами. Ее важнейшим компонентом является истребительная авиация.Истребители принято делить на поколения, в зависимости от их летно-технических характеристик, которые определяют совокупность признаков и особенностей каждого летательного аппарата.
На сегодняшний день существует пять поколений истребителей, причем серийный выпуск машин пятого поколения смогла наладить только одна страна мира – США. Пока в гонке «за пятое поколение» американцы лидируют с очень большим отрывом, хотя работы по созданию истребителя следующего поколения активно ведутся и в России, и Китае, и в Японии.Следует отметить, что большинство военно-воздушных сил мира отлично обходятся машинами предыдущего, четвертого поколения, которые вполне способны решать основные задачи авиации в современной войне. А страны победнее до сих пор используют и более старые самолеты.Поэтому сегодня дискуссии об истребителе шестого поколения выглядят в определенной степени спекуляциями. СМИ разной степени «желтизны» время от времени публикуют материалы (и даже фото) новых боевых машин, разработки которых будто бы уже идут полным ходом. Обычно в подобных статьях приводятся обрывки высказываний высокопоставленных лиц Пентагона или российского МО. Описание же самих летательных аппаратов делает их похожими на реквизит фантастического фильма: гиперзвук, искусственный интеллект, лазерное оружие.
Пока военные эксперты не могут внятно ответить на простой (и главный) вопрос, для чего нужно это самое шестое поколение?:
- Какие задачи будут выполнять эти истребители?
- Какие новые тактические приемы будут им по силам?
Появление истребителей каждого нового поколения было связано со значительным повышением уровня развития мировой авиационной науки и техники. Самолеты нового поколения обладали новыми боевыми возможностями, что позволяло военным использовать новые тактические приемы и давало значительные преимущества перед противником. Ввод боевых машин нового поколения происходил примерно в одно и то же время в разных странах, конструкторы использовали сходные технические решения и похожие материалы.Сегодня можно только указать на некоторые тенденции, по которым развивается авиационная техника. Однако мы не знаем, какие именно технологии станут доступными для человечества в ближайшие годы.Следует отметить еще и такой момент: создание истребителя нового поколения – это безумно дорогое занятие.
Стоимость одного серийного F-22 Raptorсоставляет 146,2 млн долларов, а на всю программу создания этого самолета американцы потратили почти 67 млрд долларов. На планете существует всего несколько государств, способных позволить себе такие траты.Прежде чем перейти к описанию возможных характеристик истребителя шестого поколения, следует сказать несколько слов о пяти предыдущих поколениях и об особенностях, на которых основана эта градация.
Самолет вертикального взлета и посадки (СВВП) палубный штурмовик Як-36.
Як-36
Работы по созданию СВВП в ОКБ Яковлева развернулись в конце 50-х. Для проведения испытаний построили 4 опытных самолета. Первые вертикальные взлеты-посадки, а также попытки висения почти не удавались. При тестовых подлетах машина начинала раскачиваться, а летчики-испытатели ничего не могли с этим сделать. Приходилось постоянно дорабатывать систему управления струйными рулями. Наконец, 24 марта 1966г. Як-38 совершил круг над аэродромом, при этом вертикально взлетев, а за тем также, вертикально, совершил посадку.
Однако малая грузоподъемность не оставляла Як-36 никаких шансов, и он так и остался опытным.
Актуальная информация
О назначения авиакомпаний «Атран» и «Карголюкс Эйрлайнз Интернешнл С.А.» (Люксембург)
15 ноября 2021 14:46
Дежурные силы и средства по зонам авиационно-космического поиска и спасания по состоянию на 15 ноября 2021 года
15 ноября 2021 09:00
Вниманию российских авиапредприятий: опрос о развитии экспорта транспортных услуг
11 ноября 2021 14:37
О перевозке участников, почетных гостей и представителей прессы на мероприятия, проводимые в рамках председательства Российской Федерации в Арктическом совете в 2021-2023 гг
11 ноября 2021 14:36
Приказ Минтранса России от 17.09.2021 № 318 «О внесении изменений в Типовую схему организации пропуска через государственную границу РФ лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в воздушных пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденную приказом Минтранса России от 29 января 2010 г. № 21»
08 ноября 2021 15:05
АО «Казанский вертолетный завод» выдано Одобрение главного изменения типовой конструкции вертолета АНСАТ
08 ноября 2021 12:47
Приказ Росавиации от 01.11.2021 № 832-П «О допуске и отзыве допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или)грузов»
01 ноября 2021 16:20
О сотрудничестве с Боснией и Герцеговиной в сфере летной годности
01 ноября 2021 11:04
Приказ Росавиации от 29.10.2021 № 829-П «О допуске и отзыве допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или)грузов»
30 октября 2021 10:17
Благодарность Параолимпийского комитета
29 октября 2021 14:52
ПАК ФА Т-50
Т-50 не первая попытка создать в нашей стране истребитель пятого поколения, в конце 80-ых активно велись разработки МиГ 1.44 и Су-47, однако ввиду плохого экономического положения, в 90-ых годах эти проекты продвигались крайне медленно и успели отстать от развития технологий. В 2002 году было принято решение начать разработку принципиально нового истребителя пятого поколения, сильно отличающегося от его предшественников. Первый летный экземпляр поднялся в воздух в 2010 и спустя 6 лет истребитель был наконец принят на вооружение.
Технические характеристики самолета до сих пор держатся в секретности, однако о многих его компонентах известно уже сейчас. Т-50 полностью удовлетворяет характеристикам самолета пятого поколения. Основной его особенностью является сверхмалая заметность, которая достигается не только технологией АФАР, но и другими защитными элементами, составляя тем самым своего рода «Умную защиту». В сумме с мощнейшей системой РЭБ, этот самолет является практически неуязвимым, если использовать его по прямому назначению. Он не предназначен для прямого воздушного боя, а мощнейший арсенал современных технологий способен обеспечивать ему серьезное преимущество на расстоянии для нанесения точечных ударов и подавлении ПВО вероятного противника, оставаясь при этом незамеченным. Однако и в ближнем бою Т-50 может за себя постоять и мало кому оставит шансов. Благодаря двигателю с управляемым вектором тяги и высокой маневренности он не уступает фронтовым истребителям, а благодаря современному оборудованию и технологии стелс, он может выйти на цель незамеченным.
В настоящее время Т-50 оспаривает пальму первенства на звание лучшего истребителя с американским Ф-22, и по некоторым характеристикам даже его превзошел. Однако есть у него один недостаток, это высокая цена. Один Т-50 стоят как 4 МиГ-29СМТ, и он долгое время не будет основной рабочей лошадкой наших ВКС, как и у американцев в настоящее время модификации Ф-15 и Ф-18 выполняют большинство необходимых задач и прекрасно с ними справляются.
Читайте Новые трактора российского производства
Основные технические характеристики с двигателем АЛ-41Ф1
Длина — 19 700
Размах крыла — 14 000
Тип двигателя — турбореактивный двухконтурный двигатель со смешением потоков, форсажной камерой и всеракурсно управляемым вектором тяги
Тяга в обычном режиме / на форсаже — 8800х2 / 15000х2 кгс
Нормальная / Максимальная взлетная масса — 30600 / 37000
Максимальная боевая нагрузка: 10000
Максимальная скорость у земли / на высоте — 1400 / 2600 км/ч
Практическая дальность нормальная / с 2 ПТБ — 4300 / 5500 км
Практическая дальность с максимальной боевой нагрузкой — 2700 км
Практический потолок — 20 000 м
Использование истребительной авиации в разведывательных целях
В некоторых случаях на истребительную авиацию ложатся и разведывательные задачи как в интересах наземных войск, так особенно в интересах ВВС.
Разведка истребителями ведется во всех случаях, когда разведывательные самолеты вследствие господства в воздухе неприятельской авиации не в состоянии проникнуть в зону, требующую наблюдения.
Наиболее характерным случаем использования истребителей как разведчиков в интересах ВВС является разведка объектов противника, охраняемых его истребителями.
Истребители могут в нужных случаях добывать данные по разведке попутно с выполнением своих боевых задач.
4/ МиГ-15: истребитель-долгожитель
Истребитель МиГ-15, впервые взлетевший в 1947 году, – самый массовый реактивный истребитель в мире. Всего было выпущено более 17 тыс. единиц. В различных модификациях он находился на вооружении более 40 стран и до сих пор эксплуатируется в нескольких странах.
Мировое признание МиГ-15 получил в ходе Корейской войны 1950-х годов. Иностранная пресса называла самолет «корейским сюрпризом»: МиГ-15 эффективно противостоял не только тяжелым бомбардировщикам B-29, но и американским истребителям. Именно на МиГ-15 пилот Евгений Пепеляев, воевавший в Корее, стал одним из самых результативных асов в истории реактивной авиации.
Воздушные флоты России и США — сравнительный анализ
Общее количество самолетов у США — это 13 513 машин. Исследователи отмечают, что из них — только 2000 — истребители и бомбардировщики. Остальные — 11 000 — это транспортные машины и те, что используются НАТО, ВМФ США и Нацгвардии.
Транспортные самолеты чрезвычайно важны, так как поддерживают авиабазы в боевой готовности и обеспечивают отличную логистику войскам Америки. В этом сравнении ВВС США и ВВС России явно выигрывают первые.
Военно-воздушный флот США располагает большим количеством техники.
По темпам же обновления военно-воздушной техники Россия вырывается вперед. К 2020 году планируется выпустить еще 600 единиц. Реальный разрыв по мощности между двумя державами составит 10-15 %. Уже отмечается, что русские С-27 опережают американские F-25.
Если говорить о сравнении вооружённых сил России и США, то козырем первой является наличие особо мощных систем ПВО. Они надежно защищают воздушные широты России. Современные российские комплексы ПВО С-400 не имеют аналогов нигде в мире.
ПВО России — это что-то вроде “зонтика”, защищающего небо нашей страны до 2020 года. К этому рубежу планируется полное обновление практически всей военной техники, включая и воздушную.
https://youtube.com/watch?v=zxchpE4NQFQ
Первый в Советском Союзе серийный самолет с вертикальным взлетом и посадкой штурмовик Як-38.
Як-38
Основываясь на опыте постройки и испытаний СВВП Як-36, в середине мая 1970г. первый опытный экземпляр Як-38 предоставлен для проведения испытаний. Первоначально машину подвешивали на специально разработанном кране для отработки режимов висения. В итоге, в сентябре самолет впервые выполнил висение в 50см от поверхности взлетной полосы.
Первый вертикальный взлет с переходом в горизонтальный полет, а за тем посадку по самолетному, машина совершила 21 февраля 1972г. А через три дня был выполнен полный цикл: вертикальный взлет, полет по кругу и вертикальная посадка.
В 1974г. стартует массовое производство штурмовиков Як-38, окончившееся в 1989г. За это время построено 86 боевых машин в двух модификациях: Як-38У и Як-38М.
Особые виды боевой работы истребительной авиации
Кроме перечисленных задач, на истребительную авиацию может быть возложена атака наземных целей как в интересах наземных войск, так и ВВС (атака огневых точек системы ПВО, атака ВВС противника на его аэродромах, в том числе уничтожение аэростатов и дирижаблей).
К выполнению этих задач истребительная авиация привлекается:
-
а) при недостатке наличной авиации других назначений;
-
б) при упорном сопротивлении противника в воздухе, когда командование решает бросить на выполнение этих задач всю наличную авиацию;
-
в) в случаях, когда самолетам соответствующих видов авиации трудно справиться с задачей (разведка аэродромов, охраняемых истребителями).
Основными наземными объектами нападения истребительной авиации могут быть:
-
а) пехота, конница, артиллерия и мотомеханизированные части в походных колоннах, особенно -при прохождении узостей (переправы, трудно проходимая дорога и т. п.);
-
б) пехота, конница, артиллерия и мотомеханизированные части в сосредоточенных порядках (в резерве, на отдыхе, при погрузке и выгрузке на железнодорожных станциях);
-
в) самолеты на аэродроме, аэростаты на земле;
-
г) воинские поезда;
-
д) транспортные части и тыловые учреждения в движении и на месте;
-
е) зенитные батареи, прожекторные станции и т. д.
Средства поражения выбираются в зависимости от характера и размеров цели; в основном используются пулеметный огонь и мелкие осколочные бомбы.
Боевое использование истребительной авиации
Борьба за превосходство (господство) в воздухе ведется различными способами и средствами в зависимости от поставленных целей. Различают борьбу за оперативное и за тактическое господство в воздухе.
Оперативное господство в воздухе предполагает завоевание господства в воздухе на время операции, проводимой наземными войсками, и требует уничтожения ВВС противника, источников пополнения и снабжения их, а также разрушения аэродромной сети противника.
Борьба за тактическое господство преследует ограниченные цели: не давать авиации противника возможности работать над определенным участком фронта в течение времени, измеряемого часами.
Борьба за оперативное господство в воздухе ведется всеми видами боевой авиации и средствами ПВО, причем на истребительную авиацию в этом случае выпадают частные задачи по обеспечению других видов авиации боем с противодействующими воздушными силами противника.
Захват оперативного господства в воздухе имеет целью:
-
а) обеспечить от воздушной разведки и нападения ударную группировку своих войск на главном операционном направлении;
-
б) обеспечить работу тыла и пути сообщения на главном операционном направлении и важнейшие пункты ПВО; в) обеспечить свободу действий своей авиации не только на своей территории и над полем сражения, но и в тылу противника.
В этой борьбе на одноместную истребительную авиацию лягут задачи: а) уничтожения во взаимодействии с ПВО самолетов противника, проникающих тыл; б) уничтожения самолетов противника в очагах воздушной борьбы, образующихся на фронте и в тылу противника (100—150 км).
На двухместную истребительную авиацию: самостоятельная борьба с самолетами противника и обеспечение действий других видов боевой авиации на всей оперативной глубине (до 300—500 км).
На многоместных истребителей: а) сопровождение своих бомбардировщиков к району их действий и обеспечение их от авиации противника во время выполнения задачи; б) взаимодействие с одноместными и двухместными истребителями в их борьбе как над своей территорией, так и над территорией противника.
На двухместные и многоместные истребители, выполняющие задачи сопровождения бомбардировщиков и штурмовиков, возлагается разведка и подавление ПВО, а иногда они непосредственно участвуют и в бомбардировке и обстреле земных объектов, подлежащих уничтожению.
При современном соотношении (количественном) видов боевой авиации истребительная авиация может добиться собственными средствами лишь тактического господства в воздухе над относительно небольшим участком (20—30 км) и на срок, измеряемый временем нахождения истребителей в данном районе.
Захват тактического господства в воздухе преследует цели:
-
а) охраны важных группировок войск на поле боя и в тылу от воздушных разведки и нападения;
-
б) охраны объектов тыла;
-
в) обеспечения боевой работы других видов авиации от воздушного противника не только над полем боя, но и над территорией противника.
Тактическое господство на более длительные сроки достигается не только действиями истребителей в воздухе, но и подавлением ВВС противника на его аэродромах другими родами боевой авиации. В случае удачного налета на аэродромы господство в воздухе будет захвачено на время, пока противник не сосредоточит свежих воздушных сил из других районов, способных создать равновесие сил в воздухе.
От Су-30 до Су-75
По мнению экспертов, одной из самых перспективных машин, упомянутых Сергеем Дроновым, является истребитель Су-57.
На данный момент это наиболее современный самолёт в российских ВКС. Среди его главных достоинств — сверхманёвренность, способность применять широкую линейку боеприпасов и малозаметность.
Первые серийные образцы Су-57 оснащаются турбореактивной двухконтурной силовой установкой АЛ-41Ф1 («Изделие 117»), на которой летает истребитель поколения 4++ Су-35. В дальнейшем планируется ставить на Су-57 так называемый двигатель второго этапа («Изделие 30»), который позволит длительное время держать сверхзвуковую скорость без значительного расхода топлива.
Производство Су-57 развёрнуто на авиационном заводе имени Гагарина в Комсомольске-на-Амуре. Минобороны РФ должно получить 76 таких самолётов в рамках госпрограммы вооружений, рассчитанной до 2028 года. В этом году ожидается поставка четырёх таких машин.
Стоит отметить, что сейчас ОКБ Сухого занимается созданием лёгкого истребителя пятого поколения c одним двигателем. Предполагается, что он получит обозначение Су-75. Впервые данная машина была представлена на МАКС-2021 под рабочим названием Checkmate.
По словам аналитиков, вплотную к характеристикам авиации пятого поколения приблизился и одноместный истребитель Су-35С (4++).
Специалисты называют этот самолёт своего рода переходным звеном между легендарными истребителями Су-27 и перспективными Су-57.
Су-35С предназначен для уничтожения всех воздушных, наземных и надводных целей и обладает средствами прорыва современной противовоздушной обороны.
Самолёт поставляется в войска с конца 2012 года и активно применялся в ходе вооружённого конфликта в Сирии. На февраль 2020-го ВКС РФ имели в своём распоряжении около 70 таких машин.
Хорошо зарекомендовал себя в САР и двухместный истребитель Су-30СМ. Он продолжает линейку боевых самолётов семейства Су-30МКИ.
- Пилотажная группа «Русские витязи» на самолётах Су-30СМ
- РИА Новости
Су-30СМ способен действовать в любое время суток и при любых погодных условиях. Машина может уничтожать как воздушные, так и наземные цели. Кроме того, истребитель способен проводить воздушную разведку и давать целеуказание другим самолётам.
Фронтовой истребитель-бомбардировщик Су-34, о котором также сообщил Сергей Дронов, был принят на вооружение в 2014 году.
Данный самолёт сыграл важную роль в борьбе с террористическими формированиями в Сирии. Он предназначен для нанесения точных ракетно-бомбовых ударов по наземным целям противника в оперативной и тактической глубине, а также поражения воздушных целей противника.
В декабре 2020 года сообщалось, что компания «Сухой» досрочно завершила выполнение контракта на поставку около 100 Су-34 для ВКС РФ.
- Истребители-бомбардировщики Су-34
- РИА Новости
В данный момент ведётся разработка модернизированной версии данного самолёта — Су-34М.
В свою очередь, военно-транспортные самолёты Ил-76МД-90А, вертолёты Ми-28НМ, Ка-52 и Ми-8АМТШ-ВН представляют собой глубокую модернизацию проверенных временем моделей боевых машин, создание которых было начато ещё в советские годы.
Полет «Беркута»
Еще одной очень интересной машиной, созданной в ОКБ имени Сухого, является Су-47. Жаль, что до сих пор она остается на стадии прототипа. Этот самолет имеет крыло обратной стреловидности, что обеспечивает машине небывалые маневренность и скороподъемность. В Су-47 широко использовались композиционные материалы, был значительно улучшен интерфейс управления в кабине пилота.
Су-47 также создавался как прототип самолета пятого поколения. Но до требований, выдвигаемых к таким машинам, он пока не дотягивает. «Беркут» не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа. В дальнейшем самолет планируют оснастить новым двигателем с изменяемым вектором тяги, который позволил бы Су-47 преодолевать сверхзвуковой барьер без форсажа.
Свой первый полет «Беркут» совершил в 1997 году, построен только один такой самолет. В настоящее время он используется как испытательный.
Вот характеристики самолета Су-47 «Беркут».
Размах крыла, м | 16.70 |
Длина самолета, м | 22.60 |
Высота самолета, м | 6.40 |
Площадь крыла, м2 | 56.00 |
Масса, кг | |
нормальная взлетная | 25670 |
максимальная взлетная | 34000 |
Тип двигателя | 2 ТРДДФ Д-30Ф6 |
Максимальная скорость, км/ч | |
у земли | 1400 (М=1.12) |
на высоте | 2200 (М=2.1) |
Практическая дальность, км | 3300 |
Практический потолок, м | 18000 |
Специальные самолеты
К специальной авиации относят:
- заправщики ИЛ-78;
- самолеты радиолакационной службы А-50;
- разведчики Ту-214;
- самолеты наблюдения Ан-30.
Заправщики ИЛ-78 (Ил-78М) способны осуществлять заправку других летательных аппаратов в воздухе. Ил-78М перевозит до 35 тонн топлива при дальности полета 4000 км, а при дальности полета 1800 км он способен перевезти до 65 тонн топлива.
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50 применяется для обнаружения летательных аппаратов и кораблей противника, передачи сведений командным центрам, наведения на цели самолетов. Все авиакомплексы базируются на аэродроме Северный в г. Иваново. Постоянно выполняют боевые задачи 10 самолетов (из них 4 модернизированы до А-50У).
Самолет разведки Ту-214. Самолет оснащен радиокомплексом с радиолокационными станциями бокового и кругового обзора, а также системой оптико-электронного наблюдения «Фракция». Первые самолеты переданы авиации в 2016 году, построено 4 разведчика Ту-214Р и Ту-214ОН.
Самолет воздушного наблюдения и фотосъемки Ан-30 был создан для обнаружения замаскированных целей, фотографирования районов военных действий, инфраструктуры. Развитие спутниковых технологий слежения и высокая уязвимость Ан-30 от средств ПВО противника приводят к тому, что он постепенно выводится из эксплуатации. Сейчас в ВКС числится менее 10 самолетов этого типа.
Краткая история военной российской авиации
Военно-воздушные силы Российской империи берут свое начало с 1910 года, когда правительство закупило первые французские самолеты и начало подготовку пилотов. Императорский военный флот был одним из лучших, однако был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. На смену флоту пришли воздушные войска Вооруженных сил СССР, основанные в 1918 году и получившее наиболее интенсивное развитие в 30-х годах XX века, когда начали производиться истребители И-15, И-16, а также бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.
За годы Великой Отечественной войны погибло большое количество летчиков, потери боевых самолетов были колоссальными, однако после победы СССР военно-воздушные силы стали активно модернизироваться, а в 1947-1950-х годах началось серийное производство реактивной авиации.
К концу 1980-х годов в распоряжении ВВС было около 10 000 самолетов. В это же время начались разработки истребителя пятого поколения, были запущены программы МиГ 1.44 и С-37 (оба проекта закрыли).
Распад СССР положил начало деградации ВВС России (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники, аэродромов, малое финансирование), которая приостановилась в начале 2000-х годов. После 2009 года начался капитальный ремонт и интенсивная модернизация всего парка ВВС РФ.
Литература
- Военный энциклопедический словарь (ВЭС), Москва (М.), Военное издательство (ВИ), 1984 г., 863 стр. с иллюстрациями (ил.), 30 листов (ил.);
- Большая советская энциклопедия (БСЭ), Третье издание, выпущенной издательством «Советская энциклопедия» в 1969—1978 годах в 30 томах;
- «Зарубежное военное обозрение» (ЗВО), № 7 (724) 2007 года, Журнал МО РФ.;
- Под редакцией: В. А. Золотарева, В. В. Марущенко, С. С. Автюшина. Во Имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание / учебное пособие по общественно-государственной подготовке (ОГП) для офицеров и прапорщиков Вооружённых Сил Российской Федерации. — М.: «Русь-РКБ», 1999. — С. 336 + вкл.. — ISBN 5-86273-020-6.
Экспериментальный истребитель МиГ 1.44
Если в КБ сухого разрабатывали тяжелый истребитель, то тогда же в 80-ых годах КБ Микояна было поручено создание сверхманевренного легкого фронтового истребителя. В ЦАГИ была рекомендована конструкция типа утка, которая и была взята за основу создания нового МиГа. Первоначально разработка шла очень туго, и возможность создания истребителя подобной конструкции рассматривалась крайне скептически. Однако после нескольких лет испытаний, была создана оптимальная компоновка фюзеляжа, которая позволяла создать самолет с заданными проектными характеристиками. Однако развал 90-ых поставил крест на финансировании проекта. Своими силами в КБ Микояна доработали проект, однако после первых полетов в 2000 году на проекте МиГ 1.44 окончательно поставили крест, так на его доработку требовались огромные средства, которых просто не было. К слову проект не открыт до сих пор, и легкий фронтовой истребитель создан на базе МиГ-29.
Основные технические характеристики
Длина — 17 300
Размах крыла — 12000
Тип двигателя — турбореактивный двухконтурный с форсажной камерой и управляемым вектором тяги
Тяга на форсаже — 18000х2 кгс
Нормальная / Максимальная взлетная масса — 18000 / 23500
Максимальная боевая нагрузка: 8000
Максимальная скорость на высоте — 2800 км/ч
Практическая дальность — 4000
Практический потолок — 20000 м
«В новом облике»
Совершенно новые боевые возможности в ходе модернизации получит сверхзвуковой самолёт Ту-160 «Белый лебедь». В частности, машина оснащается обновлёнными двигателями НК-32, которые изготавливаются на мощностях «ОДК-Кузнецов» (Самара). Установка силовых агрегатов позволяет увеличить дальность полёта носителя на 1 тыс. км.
«Эти уникальные двигатели будут устанавливаться на модернизированные самолёты Ту-160М, а также на Ту-160, выпущенные в новом облике», — пояснил журналистам в феврале замминистра обороны РФ Алексей Криворучко.
- Сверхзвуковой ракетоносец Ту-160
Из слов замглавы Минобороны России следует, что созданные с нуля ракетоносцы будут производиться в варианте Ту-160М2. Первый его полёт запланирован на 2021 год, а поставки в части ДА должны стартовать в 2023-м. В рамках госпрограммы вооружений, рассчитанной на период до 2027 года, войска пополнятся десятью такими машинами.
Помимо двигателей и средств управления ими, в обновлённых вариантах Ту-160 происходит замена электронной начинки. Как говорится в материалах военного ведомства, модернизированные ракетоносцы оснащаются более совершенными системами инерциальной навигации и «устройствами вооружения с применением современных цифровых технологий».
Также по теме
«Сохранение баланса сил»: какую роль гиперзвуковое оружие играет в обеспечении безопасности РФ
В арсенале российской армии находятся самые современные вооружения, превосходящие все существующие образцы. Об этом заявил Владимир…
Эксперты называют Ту-160 самым мощным самолётом воздушного компонента ядерной триады. Изюминка «Белого лебедя» заключается в способности развивать скорость до 2,2 тыс. км/ч, что позволяет ему преодолевать вражеские рубежи ПВО. Дальность полёта машины — 13,5 тыс. км.
«На мой взгляд, модернизация парка Ту-160 и Ту-95МС необходима для того, чтобы выгадать больше времени на реализацию проекта ПАК ДА (Перспективного авиационного комплекса дальней авиации. — RT). Появление модернизированных «стратегов» обеспечит плавный переход нашей дальней авиации на машины нового поколения. Это перспектива 2030-х годов», — отметил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.
ПАК ДА представляет собой ракетоносец, выполненный по схеме «летающее крыло». Как считает Корнев, в самолёте будут реализованы новейшие достижения в сфере радиолокационной малозаметности. Это предполагает широкое использование радиопоглощающих материалов и размещение боеприпасов внутри корпуса.
В 2019 году Минобороны РФ утвердило эскиз ПАК ДА. Уже согласованы его тактико-технические характеристики, а также заключены контракты на производство опытных образцов.
- Изображение ПАК ДА
Поставщиком двигателя для машины нового поколения выступит «ОДК-Кузнецов». Как ожидают разработчики, основная и дублирующая электронные системы силового агрегата позволят ПАК ДА совершать боевые дежурства продолжительностью до 30 часов.
«Сейчас сложно говорить о конкретных характеристиках ПАК ДА, но с большой вероятностью самолёт сможет применять весь арсенал дальней авиации и новые боеприпасы, которые появятся к тому времени. Головным разработчиком машины, по всей видимости, является ПАО «Туполев», а производство будет развёрнуто на авиазаводе в Казани, где сейчас собираются обновлённые Ту-160», — рассуждает Корнев.
Стратегическая и Дальняя авиация
Стратегический бомбардировщик Ту-160. Все 17 бомбардировщиков состоят на вооружении 22-й гвардейской тяжелой бомбардировочной дивизии (г. Энгельс). Из них 6 самолетов модернизированы до уровня Ту-160М1. Планируется проведение модернизации всех ракетоносцев.
Стратегический бомбардировщик Ту-95МС. На вооружении состоят 50 «стратегов», из них 35 машин подлежат модернизации до уровня Ту-95МСМ. В ходе модернизации будет обновлено электронное оборудование самолета. По мнению журнала National Interest, не следует считать Ту-95 «устаревшим», так как его главным оружием являются крылатые ракеты Х-101, способные самостоятельно атаковать цели на расстоянии до 5500 км. Таким образом, сам самолет остается вне зоны действия любой системы ПВО.
Дальний сверхзвуковой бомбардировщик-ракетоносец Ту-22М. Главным назначением Ту-22 является противодействие авианосным группировкам противника, а также нарушение морских коммуникаций путем постановки минных заграждений. ВКС имеют в своем составе 60 бомбардировщиков этого типа. Проводится модернизация до уровня Ту-22М3.
9/ МиГ-31: авиационный спецназ
Фото: Константин Тюрпеко / wikimedia.org
Истребитель-перехватчик дальнего действия МиГ-31, впервые полетевший в 1975 году, − первый советский самолет четвертого поколения. Он создавался для перехвата и уничтожения различных воздушных целей в любых условиях и на любой высоте, в первую очередь – бомбардировщиков и крылатых ракет противника. МиГ-31 – это самолет обороны, и сегодня одна из его главных задач – охрана арктических территорий страны.
МиГ-31 – единственный российский истребитель, по своей взлетной массе попадающий в категорию воздушных кораблей. В полной комплектации «тридцать первый» по этому показателю находится на уровне гражданского авиалайнера Ту-134. Для управления столь сложной и большой машиной в экипаж был добавлен штурман-оператор.
5/ МиГ-21: «Калашников» советской авиации
Сверхзвуковой истребитель третьего поколения МиГ-21 выпускался 30 лет подряд в Советском Союзе, по лицензии изготавливался в Чехословакии, Индии и Китае, где его производство прекратилось только в 2017 году. На этом самолете было установлено 24 мировых рекорда. Бюджетный «МиГ» разлетелся по всему миру и до сих пор время от времени проявляет себя в военных конфликтах.
МиГ-21 − самый массовый сверхзвуковой истребитель в истории авиации и самый популярный истребитель третьего поколения. Без учета китайских версий их было выпущено почти 11,5 тыс. Для ОКБ Микояна и Гуревича он стал первым самолетом с треугольным крылом. Боевую деятельность МиГ-21 начал во время войны во Вьетнаме. Здесь высокоманевренный перехватчик показал себя во всей красе, одержав при сравнительно небольших потерях более 150 воздушных побед.
Истребитель-бомбардировщик Як-9.
Як-9
Як-9 является развитием самолета Як-7 и стал самым массовым истребителем СССР в годы ВОВ. При создании девятого Яка были учтены недостатки, выявленные в процессе боевого применения предыдущих машин Як-1 и Як-7. Также, стало возможным использовать в конструкции самолета больше дюралюминия, в котором в начале войны страна испытывала дефицит. К 1943г. в войсках Як-9 было больше чем всех остальных истребителей вместе взятых.
Самолет получился с исключительной маневренностью, превосходя немецкие Me-109F. После всего одного боевого разворота он уже был на хвосте «Мессера».
Боевое крещение Як-9 получил в боях под Сталинградом в конце 1942г.
Историческая справка
Любой профессиональный праздник приурочен к какому-либо памятному дню
Он имеет важно социальное значение, так как символизирует мощь и доблесть российской армии, направлен на повышение престижа воинской службы и развитие чувства патриотизма среди подрастающего поколения. В настоящее время военная и гражданская авиация представляют разные сферы деятельности
Начало зарождения воздушного флота приходится на 1912 год.
Авиация в СССР, а ныне России, прошла весь длительный путь развития от фанерных поршневых самолетов до реактивных истребителей пятого поколения. Эффективность ВВС была доказана при ведении вооруженных действий в Корее, Афганистане, Египте, Сирии.
СССР и Россия, как преемник, на протяжении многих лет удерживали статус сверхдержавы в области обеспечения безопасности своих границ. Хотя надо признать, что до ВОВ советские самолеты едва ли могли конкурировать с европейскими образцами, лишь подвиг советского народа позволил за несколько лет войны, в условиях военного времени, сконструировать и «поставить на крыло» ряд военных самолетов. В 1960 году наша авиация была признана сильнейшей в мире.
При ведении боевых действий в ДРА военные самолеты были задействованы в разведке, тактических боях, обеспечении поддержки афганских и советских войск. В условиях гористой местности на передний план выходят наши вертолеты, которые также относятся к военно-воздушным силам. Они использовались при эвакуации разведчиков, различных боевых групп, попавших в окружение, раненых. Сюда же относятся самолеты и вертолеты транспортной авиации, ведь доставка грузов, боеприпасов и продовольствия в зону боевых действий носит стратегическое значение.
Узнай: Как встретить из армии дембеля, что ему подарить
Сегодня угроза нападения на наши границы никуда не исчезла, но и авиация не стоит на месте. Разработано высокоточное оружие, которое отлично себя зарекомендовало в Сирии. Существует ряд задач, с которыми может справиться только авиация, причем без привлечения наземных сил. ВВС России способны выполнять эти задачи в любой местности и в любых погодных условиях. Особая роль в обеспечении неприкосновенности границ принадлежит стратегическим бомбардировщикам, курсирующим вдоль рубежей. В связи с этим, ВВС считают элитой российской армии.