История создания тихоокеанского флота россии
Содержание:
Возможные противники
Как отмечает Александр Храмчихин, сравнивать Тихоокеанский флот России с ВМС Китая — кощунственно.
«Темпы работы нынешнего китайского кораблестроительного конвейера не имеют аналогов в мирное время. Темп ввода новых единиц ВМС НОАК настолько высок, что в каждый отдельный момент трудно установить, сколько сейчас у Китая кораблей в строю. Всего за четверть века китайский флот превратился из прибрежного убожества с качественным уровнем, в лучшем случае, 1960-х годов, в мощнейший современный океанский флот, уступающий лишь американскому, да и то только пока», — говорит эксперт.
При этом следует подчеркнуть, что Китай уже технологически обошел Россию и практически все европейские страны в развитии крупных надводных кораблей и вышел на уровень трех наиболее передовых стран в этой сфере — США, Японии и Республики Корея, добавляет эксперт.
К слову, на фоне последних Тихоокеанский флот России также смотрится не лучшим образом.
Например, ВМС соседней Японии, которая, как известно, имеет к нашему государству открытые территориальные претензии, входят в пятерку сильнейших в мире.
«Все их корабли и подлодки построены в самой стране, при этом их вооружение, в основном, американского производства, либо производится в Японии по американской лицензии. В то же время Япония напрямую участвует в разработке корабельных ЗУР «Стандарт». В этом плане роль Японии абсолютно эксклюзивна», — рассказывает Александр Храмчихин.
Подводный флот Японии состоит только из дизельных (неатомных) ПЛ, но при этом является одним из сильнейших в мире. Сейчас в его состав входят более 20 подводных лодок, некоторые из которых используются как экспериментальные. Все крупные надводные корабли ВМС Японии классифицируются как эсминцы, хотя на деле среди них, кроме действительно эсминцев, есть авианесущие корабли (вертолетоносцы), крейсера и фрегаты.
Эсминцы «Идзумо» являются практически полноценными авианосцами. «Крейсеры» «Майя», «Агата» и «Конго» оснащены системой «Иджис» и, благодаря этому, могут быть составной частью морского компонента ПРО.
«Если под водой Тихоокеанский флот России уступает японским ВМС ненамного, то в надводных сил преимущество японцев является абсолютным и подавляющим», — уверен Александр Храмчихин.
То же, говорит эксперт, касается и морских сил Южной Кореи. Хотя их ВМС еще 30 лет назад представляли собой свалку американского металлолома постройки 1940-1950-х годов, сегодня южнокорейский флот уже сильнее любого европейского флота, причем почти все его корабли строятся на собственных верфях, в основном — по собственным проектам.
«Сегодня надводные силы ТОФ отчасти уступают таковым даже ВМС Тайваня и Таиланда, правда, эти страны сложно представить нашими противниками. Но независимо от этого, сегодняшнее положение ТОФ является близким к катастрофическому. Впрочем, в несколько меньшей степени это относится ко всему Восточному военному округу в целом. К сожалению, у нас по-прежнему ненормально много верующих в «стратегическое партнерство» с Китаем. Эта удивительная вера и является главной причиной провала военного строительства в азиатской части РФ», — резюмирует Александр Храмчихин.
История
Предпосылки для создания Тихоокеанского флота возникли в 1731 году, тогда из-за частых нападений на рубежи Российской империи со стороны Японии и Китая, а также охраны морских торговых путей императрица Анна Иоанновна задумалась об охране государственных границ. Сенат издал соответствующий указ.
На берегу Тихого океана появились Охотские военные порт и флотилия. За неполных 3 столетия существования дальневосточной морской пограничной службы моряки не раз проявили себя как отважные воины. В середине XIX века они обороняли Петропавловск во время Крымской войны, затем участвовали в Русско-Японской в начале XX века.
Гражданская война привела к фактическому уничтожению морского флота на Дальнем Востоке. Затем было несколько реформ, которыми флот то расформировывался, то восстанавливался.
Точка была поставлена в начале 30-х г. прошлого века. В связи с возросшей внешней угрозой в Тихом океане вновь появился флот, уже под флагом Советского Союза, а в начале 1935 года ему было присвоено современное название – Тихоокеанский.
Выход есть?
Тем не менее, эксперты не считают, что состояние Тихоокеанского флота совсем уж бесперспективное. Однако срочные меры в его отношении все же требуются.
Так, Максим Климов отмечает, что одна из ключевых проблем, мимо которых нельзя пройти — состояние противоминных сил ТОФ. «В прошлом году флот получил первый новый противоминный корабль — БТЩ «Яков Баляев» проекта 12700. Однако темпы поступления их на флот крайне недостаточны, а сам проект имеет ряд серьезных недостатков. Модернизация имеющихся тральщиков также критически необходима», — рассказал эксперт.
Планируемая поставка Тихоокеанскому флоту универсальных десантных кораблей (УДК) немного прибавит в плане повышения оперативных и боевых возможностей ТОФ, полагает эксперт.
Суть в том, что УДК предназначены для осуществления морских десантных операций. Для успеха в подобных действиях требуется надежное авиационное прикрытие (иными словами, авианосцы) и мощный плавучий тыл. Последний организационно выведен из флотского организма и отдан в Тыл ВС РФ, что, по мнению Климова, является ошибкой.
Авианосцы (1-2) однозначно нужны в настоящее время Тихоокеанскому флоту, причем речь надо вести о размерности подобного корабля в 30-40 тыс. тонн водоизмещения (т. е. в пределах уже заложенных УДК). На выходе, полагает Климов, вполне можно получить корабль с неплохими характеристиками авиагруппы.
«Что касается морской авиации ТОФ, то имеющиеся самолеты устарели, изношены и не прошли сколько-нибудь серьезной модернизации (кроме Ил-38Н и МиГ-31БМ). Очень остро стоит вопрос по созданию в возможно короткие сроки нового патрульного (противолодочного) самолета — нашего аналога американского P-8 Poseidon», — считает эксперт.
Для решения не только ударных задач, но и многоцелевых (в т.ч. ПВО и противолодочной обороны) некоторое время назад рассматривался вопрос включения в авиацию флота модернизированных для морских задач самолетов Су-34.
«Это однозначно очень сильное и эффективное решение для ТОФ не только для ударных задач, но и, например, обеспечения оперативной устойчивости морских стратегических ядерных сил», — полагает Климов.
«Говоря о подводной компоненте Тихоокеанского флота необходимо отметить, что строительство серии ДЭПЛ проекта 636.3 однозначно является ошибкой. Проект уже устарел, и более того — не прошел даже вполне реальных и критических необходимых доработок. Для ТОФ однозначно необходимо было закладывать серию субмарин уже по новому проекту 677», — убежден Максим Климов.
По мнению эксперта, с учетом условий и обстановки на ТОФ все ДЭПЛ там должны иметь возможность применения анаэробной установки (ВНЭУ). С учетом огромного задела у нас по ядерным реакторам (в т. ч. малогабаритным) именно малогабаритная «капсульная» атомная установка является лучшим решением ВНЭУ для океанских театров.
«Срыв сроков постройки АПЛ «Ясень-М» (в т. ч. для ТОФ) и ряд недостатков проекта (а также очевидные недостатки перспективного проекта АПЛ «Хаски»), ставят вопрос о целесообразности разработки нового проекта многоцелевой АПЛ, адаптированной к новым условиях подводной войны и пригодной к постройке значительной серией», — считает Климов.
Михаил Ходаренок
Период полураспада
Прохор Тебин: Что скрывает новая военно-морская доктрина России?
По состоянию на конец 1991 года Тихоокеанский флот был вторым по численности и совокупной боевой мощи объединением ВМФ СССР. В его состав входили 40 боевых надводных кораблей дальней морской и океанской зоны, 17 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, около 40 атомных и 15 дизельных многоцелевых субмарин, без учета многочисленных устаревших единиц, к тому времени находившихся в процессе вывода из боевого состава и сдачи на слом. Кроме того, более 30 кораблей имелось в составе десантных сил флота [].
ТОФ располагал серьезной авиационной группировкой, численность которой превышала 300 самолетов и вертолетов разных типов, включая две морские ракетоносные авиадивизии, имевшие более 100 ракетоносцев Ту-22М и Ту-16К различных модификаций. Группировка легких сил включала несколько десятков малых ракетных и противолодочных кораблей, тральщиков и катеров различных типов. Инфраструктура базирования флота помимо основных баз во Владивостоке и Вилючинске включала ряд менее крупных пунктов по всему Тихоокеанскому побережью, включая Приморский, Хабаровский края, Магаданскую область, остров Сахалин и Камчатку.
Как и весь ВМФ СССР, Тихоокеанский флот со второй половины 1980-х гг. переживал серьезную трансформацию, связанную со значительным сокращением корабельного состава и авиационных сил за счет вывода из боевого состава устаревших боевых единиц.
В 1990-е гг. доля крупных кораблей в составе Тихоокеанского флота должна была возрасти за счет увеличения авианесущей группировки [], появления в составе флота второго атомного ракетного крейсера и минимум двух ракетных крейсеров с газотурбинной установкой, помимо уже вошедшей в строй «Червоной Украины» (ныне — «Варяг»). Планировалось дальнейшее строительство современных эсминцев и больших противолодочных кораблей проектов 956 и 1155, а также массовая постройка сторожевых кораблей (фрегатов) проекта 1154.
Однако по причине распада СССР естественный процесс обновления корабельного состава обернулся его уничтожением. Устаревшие корабли, подлодки и самолеты не получили адекватной замены. Большое количество современных боевых единиц было списано, так как на их содержание перестали выделяться средства.
Василий Кашин: Россия и Китай: союз или стратегическая неопределенность?
Серьезное сокращение численности завершилось к началу 2000-х гг., и к середине первого десятилетия нового века состав флота более-менее зафиксировался с точки зрения численности, хотя постепенный вывод отдельных кораблей продолжился и позднее. К настоящему моменту группировка надводных кораблей дальней морской и океанской зоны составляет всего шесть боевых единиц советской постройки, включая один ракетный крейсер, один эсминец и четыре БПК. К ним вынужденно можно прибавить два недавно переданных Тихоокеанскому флоту корвета новой постройки, несмотря на то, что корабли проекта 20380, неплохо для своих размеров вооруженные, имеют недостаточную автономность для решения задач в дальней морской и океанской зоне.
Десантная группировка флота располагает всего четырьмя большими десантными кораблями. Подводные силы флота включают четыре стратегических ракетоносца, девять многоцелевых атомных и восемь дизельных субмарин. При этом большая часть группировки многоцелевых атомных подлодок небоеспособна из-за крайне замедленных темпов ремонта. Из пяти, формально имеющихся в составе ТОФ, подводных крейсеров — носителей крылатых ракет проекта 949А в строю фактически находятся три лодки, а из четырех субмарин проекта 971 — только одна.
Через радикальное сокращение прошли и другие силы флота. Так, авиация ТОФ сегодня имеет менее 100 летательных аппаратов [], полностью лишившись, в частности, дальних бомбардировщиков-ракетоносцев.
Если говорить об обновлении состава флота в постсоветский период, то за вычетом небольшого количества боевых единиц, построенных еще по советским заказам в 1990-е гг., новые корабли и подлодки начали появляться на Тихом океане лишь 20 лет спустя: три новых стратегических ракетоносца проекта 955 и два корвета проекта 20380.
Несколько лучше обстоит дело с береговыми силами флота, получившими современные зенитные ракетные системы С-400, значительно усилившие ПВО Петропавловска-Камчатского и береговые противокорабельные ракетные комплексы, повысившие оборонительные возможности российских войск на Курилах и Сахалине.
Освоение Дальнего Востока и создание Охотской флотилии
Начало плаваний русских судов по морям Тихого океана относится к 1639 году, когда отряд казачьего десятника Ильи Москвитина, спустившись на ладьях по реке Улья, вышел к побережью Охотского моря, где зазимовал. Казаки соорудили «плотбище» (верфь), на которой выстроили два 17-метровых мореходных коча, чтобы в 1640 году обследовать побережье до района нынешнего Магадана и Шантарских островов.
Вслед за Москвитиным на восток отправляются новые экспедиции, которые возглавляют отважные землепроходцы и мореходы Поярков, Хабаров, Шелковников, Дежнев, Попов и другие. Оружие этих отважных мореходов сегодня хранится в историческом музее ТОФ. А картина художника Арса «Выход русских на берег Охотского моря» наглядно показывает, какими были первые отряды, пришедшие на восточное побережье России из Сибири.
Начиная с 18 века, в освоении и изучении тихоокеанского побережья Дальнего Востока принимают участие государственные экспедиции под командованием русских военных моряков.
Важным событием для тихоокеанского мореплавания стало основание в 1716 году в Охотске военного порта, который в течение 140 лет оставался единственной русской военно-морской и судостроительной базой на Дальнем Востоке.
В мае 1716 года корабельный мастер Плотницкий построил в Охотске ладью «Восток», которая стала первым и до 1727 года единственным русским военным кораблем на Тихом океане. С июля 1716 года по май 1717 года эта ладья совершила плавание до Большерецкого острога, тогдашней столицы Камчатки. С этого времени начались регулярные военно-транспортные и экспедиционные рейсы из Охотска на Камчатку.
В 1723 году казенный отряд в Охотском море увеличился на одну ладью — был построен шитик «Фортуна», в 1729 году — боты «Лев» и «Восточный Гавриил». Эти корабли, пока еще не оформленные организационно в соединение флота, активно участвовали как в завоевательных походах и военных операциях, так и в научно-исследовательских плаваниях, а также регулярно совершали транспортные рейсы из Охотска на западное побережье Камчатки.
Макет одного из первых кораблей на ДВ. Военно исторический музей ТОФ. Фото: Константин Васильев, РИА PrimaMedia
Именно эти корабли стали впоследствии основой для создания Тихоокеанского флота России. 21 мая 1731 года в Москве был издан именной указ императрицы Анны Иоанновны об учреждении Охотской военной флотилии с базой в Охотске — первого постоянного военно-морского подразделения России на Дальнем Востоке.
Вплоть до конца 18 столетия организованное строительство морских судов на Тихом океане русским правительством почти не велось, и практически все вооруженные транспорты сооружались на частные средства
Однако после образования указом императора Павла I «состоящей под высочайшим покровительством Российско-Американской компании» появилась потребность в создании регулярных военно-морских сил в этом стратегически важном регионе
Выписка из инструкции. Военно исторический музей ТОФ. Фото: Константин Васильев, РИА PrimaMedia
Есть куда расти
Исходя из популярного постулата, что любые проблемы — это точки роста, российскому Тихоокеанскому флоту, определенно, есть куда расти, причем делать это требуется во всех направлениях. С точки зрения инфраструктуры базирования ТОФ нуждается в восстановлении хотя бы части баз, оставленных в ходе его радикального сокращения. Это позволило бы закрыть зияющий пробел между Владивостоком и Камчаткой, прикрытый только незначительными береговыми силами, пограничниками и контингентами сухопутных войск на Сахалине и Курилах.
Александр Ермаков: Летающие акулы Поднебесной
Размещать на этих базах, строго говоря, пока нечего, но за несколько лет, которые уйдут на их восстановление, в состав ТОФ можно было бы ввести дополнительное количество малых кораблей и катеров с ударным ракетным и противолодочным вооружением, способных взять на себя задачи охраны водного района на Сахалине и островах Курильской гряды.
Говоря о судьбе главных сил ТОФ, в текущих условиях, когда в случае возможного конфликта с Японией Владивосток может быть легко заблокирован минными постановками с воздуха, а корабли в главной базе внезапно атакованы, возможно приемлемым решением является перевод сохранившихся крупных кораблей ТОФ в Петропавловск-Камчатский, где они могли бы прикрывать базу подводных лодок в Вилючинске и обеспечивать беспрепятственное развертывание АПЛ как в мирное время, так и в случае конфликта.
Безусловно необходимым является наращивание десантных сил флота и их качественное совершенствование с переходом на загоризонтную высадку десанта. В случае, если ВМФ России придется проводить собственную «фолклендскую операцию» на Южных Курилах, то сделать это наличным составом 100-й бригады десантных кораблей будет невозможно.
Авиация флота так же нуждается в совершенствовании инфраструктуры, в частности имея в виду единственный крупный камчатский аэродром Елизово (он же аэропорт Петропаловска-Камчатского). Учитывая роль этого аэродрома в случае конфликта, он, как минимум, нуждается в дублере, например, на западном побережье или на юге полуострова, который обеспечил бы при необходимости рассредоточение сил. Если же говорить о наращивании боевого потенциала авиации ТОФ, то здесь представляется необходимым наращивание ее ударной составляющей за счет включения частей, укомплектованных современными многоцелевыми истребителями Су-30/Су-35 и бомбардировщиками Су-34.
Во всяком случае это можно сделать заметно быстрее, нежели нарастить число крупных кораблей в составе флота, при этом польза подобного усиления, как минимум в части повышения боеспособности ТОФ «в домашних водах», будет несомненна.
На текущий момент российский Тихоокеанский флот, по сути, является «заготовкой» для настоящего флота, подобно тому, как это было во времена Сибирской флотилии XIX века или после поражения в Русско-Японской войне. Партнерство России с КНР, безусловно, облегчает груз, давящий на российские силы в регионе в условиях ухудшения отношений с США, но такое партнерство вряд ли гарантирует России отсутствие возможных столкновений с той же Японией в случае изменения внутренней политики в этой стране. Кроме того, и партнерство с КНР, и наличие территориальных претензий со стороны Японии, повышают для России вероятность столкновения с США. При этом никакое сближение с Китаем не гарантирует, что внешнеполитические задачи, для которых необходим инструмент в виде боеспособных военно-морских сил, будут решать за Россию ВМС НОАК.
Боевые корабли Тихоокеанского флота по состоянию на 2014 год.
Класс | Наименование | Проект | Вступление в строй |
---|---|---|---|
ПЛАРБ | К-223 «Подольск» | пр.667БДР | 1979 |
ПЛАРБ | К-433 «Святой Георгий Победоносец» | пр.667БДР | 1980 |
ПЛАРБ | К-44 «Рязань» | пр.667БДР | 1982 |
ПЛАРБ | К-550 «Александр Невский» | пр.955 | 2013 |
ПЛАРК | К-132 «Иркутск» | пр.949А | 1988 |
ПЛАРК | К-442 «Челябинск» | пр.949А | 1990 |
ПЛАРК | К-456 «Тверь» | пр.949А | 1992 |
ПЛАРК | К-186 «Омск» | пр.949А | 1993 |
ПЛАРК | К-150 «Томск» | пр.949А | 1996 |
ПЛА | К-322 «Кашалот» | пр.971 | 1988 |
ПЛА | К-391 «Братск» | пр.971 | 1989 |
ПЛА | К-331 «Магадан» | пр.971 | 1990 |
ПЛА | К-419 «Кузбасс» | пр.971 | 1992 |
ПЛА | К-295 «Самара» | пр.971 | 1995 |
ДПЛ | Б-260 «Чита» | пр.877 | 1981 |
ДПЛ | Б-445 «Святой Николай Чудотворец» | пр.877 | 1988 |
ДПЛ | Б-394 | пр.877 | 1988 |
ДПЛ | Б-464 «Усть-Камчатск» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-494 «Усть-Большерецк» | пр.877 | 1990 |
ДПЛ | Б-187 | пр.877 | 1991 |
ДПЛ | Б-190 «Краснокаменск» | пр.877 | 1992 |
ДПЛ | Б-345 «Могоча» | пр.877 | 1994 |
ТАРКР | «Адмирал Лазарев» | пр.11442 | 1984 |
РКР | «Варяг» | пр.1164 | 1989 |
БПК | «Маршал Шапошников» | пр.1155 | 1985 |
БПК | «Адмирал Трибуц» | пр.1155 | 1986 |
БПК | «Адмирал Виноградов» | пр.1155 | 1988 |
БПК | «Адмирал Пантелеев» | пр.1155 | 1991 |
ЭМ | «Бурный» | пр.956 | 1988 |
ЭМ | «Быстрый» | пр.956 | 1989 |
ЭМ | «Безбоязненный» | пр.956 | 1990 |
МРК | «Смерч» | пр.12341 | 1984 |
МРК | «Иней» | пр.12341 | 1987 |
МРК | «Мороз» | пр.12341 | 1989 |
МРК | «Разлив» | пр.12341 | 1991 |
МПК | «Холмск» | пр.1124М | 1985 |
МПК | МПК-221 | пр.1124М | 1987 |
МПК | «Кореец» | пр.1124М | 1989 |
МПК | «Советская Гавань» | пр.1124М | 1990 |
МПК | МПК-107 | пр.1124М | 1990 |
МПК | «Метель» | пр.1124М | 1990 |
МПК | МПК-82 | пр.1124М | 1991 |
МПК | «Усть-Илимск» | пр.1124М | 1991 |
РКА | Р-79 | пр.12411Т | 1984 |
РКА | Р-261 | пр.12411 | 1988 |
РКА | Р-297 | пр.12411 | 1990 |
РКА | Р-298 | пр.12411 | 1990 |
РКА | Р-11 | пр.12411 | 1991 |
РКА | Р-14 | пр.12411 | 1991 |
РКА | Р-18 | пр.12411 | 1992 |
РКА | Р-19 | пр.12411 | 1992 |
РКА | Р-20 | пр.12411 | 1993 |
РКА | Р-24 | пр.12411 | 1994 |
РКА | Р-29 | пр.12411 | 2003 |
МТЩ | МТ-264 | пр.266МЭ | 1989 |
МТЩ | МТ-265 | пр.266МЭ | 1989 |
БТЩ | БТ-100 | пр.1265 | 1984 |
БТЩ | БТ-325 | пр.1265 | 1985 |
БТЩ | БТ-114 | пр.1265 | 1987 |
БТЩ | БТ-232 | пр.1265 | 1988 |
БТЩ | БТ-245 | пр.1265 | 1989 |
БТЩ | БТ-256 | пр.1265 | 1990 |
БТЩ | БТ-215 | пр.1265 | 1991 |
РТЩ | РТ-471 | пр.1258 | 1979 |
БДК | «Ослябя» | пр.775/II | 1981 |
БДК | «Адмирал Невельской» | пр.775/II | 1982 |
БДК | «Пересвет» | пр.775/III | 1991 |
БДК | «Николай Вилков» | пр.1171 | 1974 |
ДКА | Д-107 | пр.11770 | 2010 |
ДКА | Д-704 | пр.1176 | 1976 |
ДКА | Д-70 | пр.1176 | 1981 |
ДКА | Д-57 | пр.1176 | 2007 |
Суммарно ТОФ:
Подводные лодки: 22
4 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами, 5 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 5 многоцелевых атомных подводных лодок, 8 дизельных подводных лодок
Надводные корабли: 50
1 тяжелый атомный ракетный крейсер, 1 ракетный крейсер, 4 больших противолодочных корабля, 3 эсминца, 8 малых противолодочных кораблей, 4 малых ракетных корабля, 11 ракетных катеров, 2 морских тральщика, 7 базовых тральщиков, 1 рейдовый тральщик, 4 больших десантных корабля, 4 десантных катера
Промежуточный баланс
На сегодняшний день российский Тихоокеанский флот представляет собой достаточно слабую в количественном отношении морскую группировку, основа ударной мощи которой (соединение атомных подводных лодок), базируясь на Камчатке, отделена от главных надводных сил, находящихся в Приморье. За вычетом Владивостока с окрестностями и Авачинской губы, флот практически лишился постоянных пунктов базирования, которые обеспечили бы при необходимости скрытное рассредоточение и маневр имеющимися силами.
Действующие планы обновления ВМФ (насколько можно судить о них, анализируя совокупные данные по открытым источникам) позволят ввести в состав Тихоокеанского флота в следующем десятилетии не более 6–8 кораблей дальней морской зоны (фрегатов) и до 10 кораблей ближней морской зоны (корветов). При этом почти все боевые единицы советской постройки за это время будут выведены из состава флота, что будет означать консервацию надводных сил флота на уровне текущих возможностей.
Группировка подводных сил Тихоокеанского флота к концу 2020-х годов будет составлять, по оптимистичному прогнозу, до пяти стратегических ракетоносцев проекта 955/955А, 3–4 атомных подводных крейсера с крылатыми ракетами проекта 885, и до шести АПЛ проектов 949А и 971, прошедших модернизацию. Ожидается так же поставка шести дизельных субмарин проекта 636 и, вероятно, 3–4 дизельных лодок нового поколения. Эти меры в целом позволят несколько улучшить состояние тихоокеанского подплава по сравнению с нынешним.
Вероятно, начнется и обновление десантных сил флота, в частности, предполагается, что именно для Тихого океана предназначены заложенные весной 2019 года БДК проекта 11711М с увеличенной авиационной группой.
Воздушные силы флота будут получать модернизированные перехватчики МиГ-31БМ, патрульные самолеты Ту-142 и Ил-38, ремонт которых позволит продлить срок их службы до 2030-х гг. О планах пополнения авиации ТОФ самолетами новой постройки пока не сообщалось.
Условия базирования флота несколько улучшились за счет совершенствования инфраструктуры Вилючинска и Владивостока, но о возможном восстановлении каких-либо ранее оставленных баз пока ничего не сообщалось.
При сохранении текущего распределения, когда главные надводные силы расположены в Приморье, а подводные — на Камчатке, будет сохраняться и главный недостаток сегодняшней структуры ТОФ, выражающийся в неспособности главных сил надводного флота обеспечить развертывание подводной группировки. Резко сократившиеся в численности легкие силы позволяют контролировать лишь окрестности главных баз, оставляя неприкрытыми целые направления на протяженном дальневосточном морском театре.
Прохор Тебин: В зоне поражения. Тенденции развития надводных сил американского флота
Очевидно, что в текущем состоянии флот не способен выполнять задачи «проекции силы» в отдаленных районах, ограничиваясь демонстрацией флага одиночными кораблями. Участие боевых кораблей ТОФ в антипиратских миссиях на рубеже 2000–2010-х гг. и БДК в миссиях «сирийского экспресса» в начальный период гражданской войны в Сирии создавало серьезную нагрузку на боеготовые силы флота, ограничивая его возможности в случае необходимости решать задачи где-либо еще, в том числе на «домашнем» ТВД.
Отсутствие (и фактическое, и в обозримой перспективе) в составе ТОФ авианесущих кораблей критически ограничивает возможности действий флота вне радиуса прикрытия береговой авиации в случае конфликта с США и их союзниками, имеющими мощные ВВС и морскую авиацию. Кроме того, отсутствие современных минно-тральных сил и недостаточное воздушное прикрытие главных баз флота, в сочетании с активной отработкой в США новых технологий дистанционного минирования с использованием управляемых боеприпасов со спутниковым наведением, грозят большими потерями в случае столкновения с США и их союзниками. Подобное развитие событий может повлечь за собой нелегкий выбор между признанием поражения в региональном конфликте и эскалацией с угрозой применения стратегических ядерных сил.
История праздника
Дата чествования служащих Тихоокеанского флота связана с историческим фактом. 21 мая 1731 года высшим правительственным органом российского государства – Сенатом – был подписан Указ о создании Охотской военной флотилии, базируемой в Охотском военном порту. С этого дня флотилия получила статус постоянной единицы военных сил, что позволило получить импульс для развития.
Россия остро нуждалась в регулярной армии на воде. В это время с дальневосточных границ Российского государства стали поступать сведения об атаках маньчжуров, китайцев и японцев. Для отражения нападений необходимо было создать военные мощи на рубежах дальневосточного направления. После выхода Указа Сената строительство кораблей и укрепление портов начало производиться с удвоенной силой. Новая флотилия стала гарантом безопасности торговых путей и промыслов в близлежащих районах Тихого океана и его побережья.
С тех времен Тихоокеанский флот не раз проходил трансформацию своих боевых мощностей, штатного состава, руководящих органов. Но самым главным оставались отвага и мужество русского моряка, готового отдать жизнь за Родину и свой народ. Немало славных страниц в боевую историческую летопись России вписано служащими флагмана Тихоокеанского флота – крейсера «Варяг». Особого уважения и почета снискали русские моряки в годы Великой Отечественной войны.
В настоящее время служащие одного из самых старейших флотов России продолжают достойно нести вахту по защите границ своей Родины. Для укрепления сил флотилии внедряются инновационные изыскания в сфере военного дела. В ближайшее время планируется модернизация материально-технического состояния Тихоокеанского флота.