Апл хабаровск

История создания легендарной подлодки

Подводная лодка была заложена в 1936 году в Ленинграде, затем в разобранном виде она была доставлена во Владивосток. На «Дальзаводе» С-56, была достроена и после сборки спущена на воду — в 1939 году.

С-56 снаружи. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Вид с палубы подлодки С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Вид с палубы подлодки С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Вид с палубы подлодки С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

1 / 4

Здесь, на Дальзаводе, под руководством инженера-кораблестроителя В. И. Судоргина лодка была достроена, став боевой единицей Тихоокеанского флота на год раньше намеченного срока.

Первая буква в названии С-56 означает тип подводной лодки — «сталинец». Во время Великой отечественной войны это были самые эффективные подлодки среднего класса, они имели мощное артиллерийское и торпедное вооружение. Пять лодок этого же класса (С-13, С-31, С-51, С-101, С-104) стали Краснознаменными, лодка С-33 стала Гвардейской, а С-56 — одновременно и Краснознаменной, и Гвардейской. Всего четыре советские подлодки были Гвардейскими Краснознаменными, С-56 осталась такая одна.

Начало пути

20 октября 1941 года подводная лодка С-56 вошла в состав Тихоокеанского флота как боевая единица, а 31 октября на ней был поднят Военно-Морской флаг. Теперь она была готова к свершениям. В октябре 1942, согласно приказу командования, С-56 в составе отряда из шести подводных лодок Тихоокеанского флота уходит на Северный флот. Командовал лодкой в годы войны капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин.

Г.И. Щедрин у перископа. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Г.И. Щедрин у перископа. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Командир ПЛ С-56 ГСС Г.И. Щедрин. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Г.И. Щедрин вручает медаль За оборону Советского Заполярья матросу С.И. Загородному . Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

На борту ПЛ С-56 командир ПЛ С-51 И.Ф. Кучеренко и Г.И. Щедрин. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

1 / 5

Кроме нее туда отправились С-51, С-54 и С-55 из Владивостока и Л-15, Л-16 («ленинцы») из Петропавловска-Камчатского. Командовал переходом капитан 1 ранга А. В. Трипольский.

После выхода в открытое море был вскрыт конверт с приказом и проложенным маршрутом. Предстояло двигаться Южным путем через Панамский канал. За время перехода было пройдено около 16,7 тысяч морских миль.

Маршрут: Владивосток — Петропавловск-Камчатский — Датч-Харбор — Сан-Франциско — Коко-Соло (Панамский канал) — Гуантанамо — Галифакс — Розайт — Лервик — Полярный.

Подводные лодки пересекли два океана и девять морей — Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево.

Путь советских подводных лодок проходил по территориям, охваченным войной, и наши корабли не раз попадали под вражеский огонь. У берегов Сан-Франциско отряд понес тяжелую потерю: погибла подводная лодка Л-16 под командованием капитан-лейтенанта Д. Ф. Гусарова.

В итоге, из шести до цели добрались только пять подлодок.

Калитка в бездну

В том же отчете указан еще один контракт, опять между «Рубином» и Севмашем, но уже на выполнение составной части опытно-конструкторской работы «Строительство ПЛА СН». Речь идет о подводной лодке проекта 09852, она же бывшая АПЛ проекта 949 «Белгород», перестраиваемой в интересах ГУГИ в носитель неких подводных аппаратов, вероятнее всего, атомных глубоководных станций. Номера проектов «Хабаровска» (09851) и «Белгорода» (09852) различаются всего на единицу.

Наименование «Калитка», указанное в годовом отчете Севмаша, долгое время ассоциировалось с уже указанной чуть выше глубоководной станцией проекта 10830-10831 «Лошарик» (считалось, что такое название носит сам комплекс, состоящий из АГС и ее лодки-носителя). Завеса секретности над строительством «Хабаровска», столь характерная для всего, связанного с деятельностью ГУГИ, совпадение с номером проекта «Белгорода» плюс название «Калитка» – все это подводило к тому, что в России создается еще одна атомная глубоководная станция. Но оказалось куда неожиданнее.

Вначале о том, что удалось узнать. Во-первых, на закладке «Хабаровска» не было ни одного представителя ГУГИ. Во-вторых, до недавнего времени ни одна АГС не имела названия, тем более что сам Хабаровск – это город воинской славы и скорее всего название было бы присвоено или ракетоносцу, или ударной АПЛ. Ну и, в-третьих, не нашлось ни одного подтверждения того, что наименование «Калитка» хоть как-то связано с «Лошариком».

Однако загадочная «Калитка» уже упоминалась в открытых источниках в связи с еще одной тайной российского ВМФ – дизельной подводной лодкой проекта 20120 «Саров», чья история не менее интригующа, чем «Хабаровска».

Единственная заложенная по проекту «Сарган» в 1988 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде подводная лодка Б-90 должна была быть передана флоту еще в 1993 году, но в 1998-м при готовности всего 40% она была законсервирована. В 2003 году достройка ПЛ возобновилась, но уже в 42-м цехе Севмашзавода – по обновленному проекту 20120, а 26 мая 2007-го приказом № 025 главкома ВМФ лодке присвоили имя «Саров».

О новой лодке долгое время не было известно вообще ничего. Проект случайно рассекретил сайт администрации города Сарова, где сообщалось, что 6 сентября 2007 года состоялась встреча главы города с командиром подводной лодки капитаном первого ранга Сергеем Крошкиным. Также впервые были озвучены номер проекта, название лодки и указаны некоторые тактико-технические характеристики.

Высказывалось предположение о том, что на «Сарове» испытывается новейший ядерный реактор. Впервые версия о новом реакторе появилась в материале «Нижегородской деловой газеты», где в марте 2007-го в выпуске, посвященном юбилею Опытного конструкторского бюро машиностроения им. И. Африкантова, главного разработчика энергетических установок для АПЛ, сообщалось, что в 2006 году в ОКБ разработан проект новой АПЛ «Калитка», на который устанавливается принципиально новая ППУ (паропроизводящая установка) КТП-7И «Феникс».

Подтверждения того, что на «Сарове» испытывалась именно указанная ППУ, мы пока не нашли. Описания установки в открытом доступе нет. Зато есть версии того, что такое КТП-7И «Феникс».

Скорее всего, речь идет о дальнейшем развитии моноблочных реакторов с доведением срока службы их активной зоны до 30 лет и более, что позволит использовать их без перезарядки в течение всего жизненного цикла АПЛ. По этому пути, к слову, идут все зарубежные разработчики аналогичной техники.

Возможно, новая установка основана на принципе так называемого кипящего реактора и призвана заменить сегодняшние водо-водяные реакторы. Если удастся решить ряд конструктивных трудностей, связанных с разработкой подобной ППУ, в частности с обеспечением радиационной безопасности, то заказчик получит одноконтурный реактор, гораздо более эффективный и компактный, нежели ныне используемые разработки. Однако такая ППУ потребует для АПЛ разработки не только принципиально новой главной энергетической установки (ГЭУ), но и всей электрической системы.

Итак, подведем краткий итог рассуждений: с большой долей вероятности «Хабаровск» не атомная глубоководная станция, а ОКР по созданию АПЛ с принципиально новой ППУ и ГЭУ. Фактически Севмаш и ЦКБ «Рубин» уже строят атомную подводную лодку пятого поколения, что отчасти подтверждается словами главкома ВМФ, прозвучавшими на форуме «Армия-2015».

«Оружие Судного дня»

Изначально «Белгород» строился по проекту 949А «Антей» (разработчик — ЦКБ МТ «Рубин»). Закладка субмарины состоялась 24 июля 1992 года в Северодвинске. Спустя два года из-за нехватки финансирования строительство подлодки было законсервировано. И только в 2012 году командование ВМФ приняло решение перезаложить АПЛ по проекту 09852.

Также по теме


«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России

В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…

Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев считает, что «Белгород» будет в большей мере выполнять исследовательские задачи, которые позволят наладить процесс эксплуатации «Посейдона». Боевыми носителями беспилотника, по мнению эксперта, станут АПЛ проекта 09851.

«Белгород» является долгостроем, но, учитывая весь комплекс проведённых работ, это совершенно новый тип АПЛ. Помимо этого корабля, носителем «Посейдона» станет подлодка проекта 09851 «Хабаровск», заложенная в 2014 году. Как ожидается, она будет спущена на воду весной 2020 года и войдёт в строй в 2022 году. Ещё две лодки «Севмаш» построит, видимо, по тому же проекту (09851)», — рассказал Корнев.

Таким образом, как полагает эксперт, в общей сложности ВМФ получит четыре АПЛ — носителя «Посейдона». Две подлодки будут нести боевое дежурство на Северном флоте, две — на Тихоокеанском флоте. Каждая субмарина будет вооружена шестью — восемью «Посейдонами».

«По официальной информации, «Посейдон» предназначен для поражения авианосных группировок, береговых укреплений и военно-морской инфраструктуры противника. Удары могут осуществляться как ядерными, так и неядерными боеприпасами. Кроме того, взрыв «Посейдона» вблизи побережья может вызывать гигантские цунами. Учитывая его разрушительную мощь, это оружие Судного дня», — заявил RT военный эксперт Юрий Кнутов.

В западных СМИ господствует точка зрения, что создание «Посейдона» является свидетельством «агрессивной» модернизации стратегических сил РФ. В частности, об этом говорится в статье издания The Washington Free Beacon от 8 сентября 2015 года. Это одна из первых публикаций в зарубежной прессе, посвящённая российскому подводному дрону.

  • Графическое изображение подводной лодки «Белгород»

Со ссылкой на источники в Пентагоне в материале утверждается, что Москва разрабатывает беспилотник, чтобы иметь возможность «взрывать ключевые порты», которые используют ВМС США. В статье упоминается военно-морская база Кингс-Бей (штат Джорджия), где дислоцированы стратегические подводные лодки типа Ohio, и станция технического обслуживания крупных боевых кораблей Пьюджет-Саунд (штат Вашингтон).

Издание приводит мнение бывшего аналитика ЦРУ Джека Каравелли, который назвал проект ядерного беспилотника РФ «попыткой нанести катастрофический ущерб военно-морским объектам США или Европы или прибрежным городам».

В России впервые о ядерном беспилотном аппарате стало известно из презентации, которая демонстрировалась 9 ноября 2015 года во время совещания президента РФ Владимира Путина с руководством оборонно-промышленного комплекса (ОПК). 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию глава государства сообщил о завершении разработки уникальной океанской системы, которая по результатам интернет-голосования получила название «Посейдон».

Как заявил Владимир Путин, ядерный дрон способен двигаться на глубине в несколько сотен метров «со скоростью, кратно превышающей скорость подводных лодок, самых современных торпед и всех видов надводных кораблей». Помимо этого, аппарат отличается малошумностью и высокой манёвренностью. По словам президента, он «практически неуязвим».

  • Подводный аппарат «Посейдон»

«В декабре 2017 года полностью завершён многолетний цикл испытаний инновационной ядерной энергоустановки для оснащения этого автономного необитаемого аппарата. Ядерная установка имеет уникально малые габариты и при этом сверхвысокую энерговооружённость. При объёме в 100 раз меньше, чем у установок современных атомных подводных лодок, имеет большую мощность и в 200 раз меньшее время выхода на боевой режим, то есть на максимальную мощность», — сказал Путин.

«Статус-6»

По состоянию на февраль 2019 года были завершены морские полигонные испытания «Посейдона». Тактико-технические характеристики аппарата не раскрываются. В российских и зарубежных СМИ можно найти весьма противоречивые данные о длине (16—24 м), диаметре (1,5—2 м), скорости (90—110 узлов, 166—203 км/ч) ядерного беспилотника, а также мощности его боезаряда (от одной мегатонны до нескольких десятков). 

В январе 2019 года американский журнал Popular Mechanics сообщил, что длина «Посейдона» — 20 м, диаметр — 1,8 м, масса — около 100 т. Со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе агентство ТАСС отмечает, что беспилотник «будет двигаться на максимальной скорости в воздушной каверне (вокруг аппарата будет образовываться полость с водяным паром), что значительно снижает сопротивление среды».

  • Дизель-электрическая субмарина «Саров» проекта 20120

Юрий Кнутов считает, что прообразом «Посейдона» является проект гигантской ядерной торпеды Т-15 академика Андрея Сахарова. Предполагалось, что по разрушительной силе аппарат будет эквивалентен мощности Царь-бомбы (самой мощной термоядерной авиационной бомбы в мире, разработанной в СССР в 1950—1960-х годах). 

«Идея создания ядерной торпеды, как говорится, витала в умах советских конструкторов. Наличие такого оружия могло дать огромные стратегические преимущества СССР. Проект казался фантастическим, и, наверное, в 1950-е годы с учётом дефицита ресурсов в разрушенной войной стране в него решили не вкладываться. Однако, как показало время, идея Сахарова оказалась реализуемой», — пояснил Кнутов.

Также по теме


«Обладает беспрецедентными возможностями»: в НАТО оценили состояние российского флота

Оборонный колледж НАТО проанализировал военно-морскую политику России и состояние флота государства. В докладе, опубликованном в…

В начале марта 2019 года на страницах журнала The National Interest была опубликована статья американского эксперта по вопросам обороны и национальной безопасности Чарли Гао. В ней утверждается, что разработка «Посейдона» стартовала ещё в 1989 году, а ядерного реактора — в 1992 году.

Дмитрий Корнев придерживается аналогичной точки зрения. По его словам, создание «Посейдона» началось в 1988—1990 годах в рамках опытно-конструкторских работ (ОКР) по теме «Скиф».

«На Западе «Посейдон» получил название «Статус-6». Также встречается наименование Kanyon. Первые испытания аппарата на подводной лодке начались в 2008 году. Для этих целей применялась дизель-электрическая субмарина «Саров» проекта 20120 и спасательное судно проекта 20180. «Посейдон» — очень сложная система», — заявил Корнев.

Юрий Кнутов считает, что ввод в строй «Белгорода» позволит решить подавляющее большинство вопросов, связанных с отлаживанием процесса эксплуатации «Посейдона».

Однако, как уверен эксперт, появление даже одного носителя подводного беспилотника заметно усилит морской компонент ядерной триады РФ. 

«Способов противодействия «Посейдону», наверное, не существует. Аппарат обладает неограниченной дальностью и огромной скоростью. Перехват его торпедой практически невозможен, а вблизи берегов он теряет всякий смысл, так как взрыв может вызвать цунами. Мы не знаем многих подробностей, но, скорее всего, у «Посейдона» очень высокая степень автономности — он может действовать независимо от носителя, маневрировать и обходить опасные рубежи», — подчеркнул Кнутов.

Чем глубже, тем таинственнее

В российском Военно-морском флоте есть несколько подводных аппаратов, овеянных легендами и украшенных строжайшими грифами секретности, – источники множества слухов и сплетен. На первом месте в этом списке стоят способные погружаться на несколько тысяч метров и эксплуатируемые Главным управлением глубоководных исследований (ГУГИ) атомные глубоководные станции (АГС). В этом году появилась первая фотография АГС проекта 10831, известной под неформальным названием «Лошарик». Хотя станция эксплуатируется почти пять лет.

Недавно список «загадочных» подводных аппаратов российского ВМФ пополнила АПЛ проекта 09851, заложенная в прошлом году в 50-м цехе северодвинского Севмаша и получившая имя «Хабаровск». Даже процедура закладки новой субмарины до последнего была окутана тайной.

30 июля 2012 года на совещании с представителями кораблестроительной отрасли и военного ведомства Владимир Путин заявил, что до 2020-го Военно-морской флот пополнится 16 новыми атомными субмаринами. Однако глава государства не уточнил, о лодках каких проектов идет речь.

По мнению экспертов, речь шла о двух сериях лодок – 955 (955А) «Борей» и 855 (855М) «Ясень», по восемь штук в серии. Но в Госпрограмму вооружения до 2020 года заложено восемь «Бореев» и только семь «Ясеней». Поэтому вопрос о том, какой будет шестнадцатая лодка, повис в воздухе.

О «Хабаровске» стало известно 20 июня прошлого года, закладка намечалась на 19 июля, а строительство планировалось в 50-м цехе Севмаша, заранее переведенном в статус режимного объекта.

Чуть позже гендиректор предприятия Михаил Будниченко заявил: «Несколько событий ждет Севмаш в этом году. Во-первых, 19 июля, накануне Дня Военно-морского флота мы закладываем три атомные подводные лодки, в том числе одну проекта «Борей» и одну проекта «Ясень». Такого не было в истории – в один день мы закладываем сразу три подводные лодки». Но за два дня до указанной даты планы корабелов внезапно поменялись – церемонию решили перенести с 19 на 27 июля. И из «закладного» списка внезапно исчез «Хабаровск».

По информации с Севмаша, пятую стратегическую АПЛ «Князь Олег» проекта 955А «Борей» и четвертую многоцелевую «Красноярск» проекта 885М «Ясень» заложили 27 июля 2014 года. При этом о третьей субмарине не сообщалось. Однако в тот же день директор Северного машиностроительного предприятия Михаил Будниченко доложил Владимиру Путину, что заложены три новых атомохода – «Князь Олег», «Красноярск» и стратегическая лодка «Хабаровск».

Буквально через пару дней благодаря фотографиям подарочных вымпелов, вручавшихся участникам исторической закладки 27 июля, стал известен номер проекта загадочного «Хабаровска» – 09851. Вся остальная информация, связанная с новейшей субмариной, так и не вышла из-под грифа секретности.

Уже в нынешнем году из отчета Севмаша за 2014 год стало известно о наличии контракта № 120-14 от 03.06.14 с ОАО «ЦКБ «МТ «Рубин» на выполнение составной части ОКР «Калитка-СМП» для строительства АПЛ проекта 09851.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector