Как служат на флоте по призыву

Руководящая структура ВМФ России

Военно-морским флотом командует Главнокомандующий ВМФ адмирал Николай Анатольевич Евменов.

Начальник Главного штаба — первый заместитель Главнокомандующего ВМФ вице-адмирал Андрей Ольгертович Воложинский.

Заместители Главнокомандующего ВМФ:

  • вице-адмирал Александр Николаевич Федотенков;
  • вице-адмирал Виктор Иосифович Бурсук;
  • адмирал Александр Викторович Витко;
  • генерал-лейтенант Олег Леонтьевич Макаревич.

Третий этап – Советский военно-морской флот

Стоит отметить, что до Первой мировой войны основные задачи решались надводные суда. В период Второй Мировой войны особое место заняла морская авиация. В последствие, с развитием ядерного оружия, морская авиация утвердилась как основная сила военно-морского флота. Нынешняя система органов управления ВМФ сформировалась 15 января 1938 года. Был создан Народный комиссариат военно-морского флота. В его состав входил Главный морской штаб. С первых дней Великой отечественной войны моряки флота находились на передовых рубежах. Все ресурсы, силы и мощь уходила на приближение Победы. Морской флот принимал участие во Второй мировой войне и не только как часть транспортной системы страны, но и как основной состав военной флотилии. По окончанию войны, потребовалось большое количество времени восстановление флота, порта, заводов. Начиная с 1945, по специальной программе, началось строительство заново танкерного флота. Уже в 1965 г. флот СССР насчитывал 1187 судов дедвейтом 8,4 млн т, занимая шестое место в мире. К концу 1980 года Советский флот стал равноправным партнером многих судовладельческих компаний в мире, а также был принят в ряды международных организаций. После распада СССР и образованием автономных государств, судостроительная деятельность оказалась в кризисной ситуации. В 1993 году 8 октября, Правительством страны была принята программа возрождения флота России. В настоящее время отечественный водный транспорт активно развивается и нацелен покорять водные пространства мира.

Промежуточный баланс

На сегодняшний день российский Тихоокеанский флот представляет собой достаточно слабую в количественном отношении морскую группировку, основа ударной мощи которой (соединение атомных подводных лодок), базируясь на Камчатке, отделена от главных надводных сил, находящихся в Приморье. За вычетом Владивостока с окрестностями и Авачинской губы, флот практически лишился постоянных пунктов базирования, которые обеспечили бы при необходимости скрытное рассредоточение и маневр имеющимися силами.

Действующие планы обновления ВМФ (насколько можно судить о них, анализируя совокупные данные по открытым источникам) позволят ввести в состав Тихоокеанского флота в следующем десятилетии не более 6–8 кораблей дальней морской зоны (фрегатов) и до 10 кораблей ближней морской зоны (корветов). При этом почти все боевые единицы советской постройки за это время будут выведены из состава флота, что будет означать консервацию надводных сил флота на уровне текущих возможностей.

Группировка подводных сил Тихоокеанского флота к концу 2020-х годов будет составлять, по оптимистичному прогнозу, до пяти стратегических ракетоносцев проекта 955/955А, 3–4 атомных подводных крейсера с крылатыми ракетами проекта 885, и до шести АПЛ проектов 949А и 971, прошедших модернизацию. Ожидается так же поставка шести дизельных субмарин проекта 636 и, вероятно, 3–4 дизельных лодок нового поколения. Эти меры в целом позволят несколько улучшить состояние тихоокеанского подплава по сравнению с нынешним.

Вероятно, начнется и обновление десантных сил флота, в частности, предполагается, что именно для Тихого океана предназначены заложенные весной 2019 года БДК проекта 11711М с увеличенной авиационной группой.

Воздушные силы флота будут получать модернизированные перехватчики МиГ-31БМ, патрульные самолеты Ту-142 и Ил-38, ремонт которых позволит продлить срок их службы до 2030-х гг. О планах пополнения авиации ТОФ самолетами новой постройки пока не сообщалось.

Условия базирования флота несколько улучшились за счет совершенствования инфраструктуры Вилючинска и Владивостока, но о возможном восстановлении каких-либо ранее оставленных баз пока ничего не сообщалось.

При сохранении текущего распределения, когда главные надводные силы расположены в Приморье, а подводные — на Камчатке, будет сохраняться и главный недостаток сегодняшней структуры ТОФ, выражающийся в неспособности главных сил надводного флота обеспечить развертывание подводной группировки. Резко сократившиеся в численности легкие силы позволяют контролировать лишь окрестности главных баз, оставляя неприкрытыми целые направления на протяженном дальневосточном морском театре.

Прохор Тебин: В зоне поражения. Тенденции развития надводных сил американского флота

Очевидно, что в текущем состоянии флот не способен выполнять задачи «проекции силы» в отдаленных районах, ограничиваясь демонстрацией флага одиночными кораблями. Участие боевых кораблей ТОФ в антипиратских миссиях на рубеже 2000–2010-х гг. и БДК в миссиях «сирийского экспресса» в начальный период гражданской войны в Сирии создавало серьезную нагрузку на боеготовые силы флота, ограничивая его возможности в случае необходимости решать задачи где-либо еще, в том числе на «домашнем» ТВД.

Отсутствие (и фактическое, и в обозримой перспективе) в составе ТОФ авианесущих кораблей критически ограничивает возможности действий флота вне радиуса прикрытия береговой авиации в случае конфликта с США и их союзниками, имеющими мощные ВВС и морскую авиацию. Кроме того, отсутствие современных минно-тральных сил и недостаточное воздушное прикрытие главных баз флота, в сочетании с активной отработкой в США новых технологий дистанционного минирования с использованием управляемых боеприпасов со спутниковым наведением, грозят большими потерями в случае столкновения с США и их союзниками. Подобное развитие событий может повлечь за собой нелегкий выбор между признанием поражения в региональном конфликте и эскалацией с угрозой применения стратегических ядерных сил.

Интересные факты

Первый корабль в нашей стране был построен при царе Алексее Михайловиче – отце Петра I. Он стал современным по меркам того времени средством передвижения по воде.
День Военно-Морского флота часто проводится совместно с праздником Нептуна.
История Андреевского флага непосредственно связана с Андреем Первозванным.
Первый орден в России был учрежден императором Петром I – в честь Андрея Первозванного. С начала XVIII века флаг с крестом стал символом всего императорского флота.
В 1700 году русский флот насчитывал 40 парусных судов

Петр I понимал важность сильной флотилии как для военных операций, так и для экономики страны.
С древнегреческого название города Севастополь переводится как «место поклонения и славы». Так Екатерина II возвеличила этот порт.
В России имеется военно-морской пункт, который территориально не располагается в пределах границ страны – в городе Тарус

Этот порт относится к Сирии и находится в Средиземном море.
Существует шуточный рейтинг советских флотов, придуманный самими моряками. Лидером считается Северный флот – «Суперфлот», за которым идет Тихоокеанский – «Тоже флот», далее следует Черноморский. Его прозвали «То ли флот, то ли нет». В конце списка Балтийский – как считают, это «Бывший флот».
Празднование дня флота проходит не только в нашей стране. По всему миру в разные даты (приуроченные к судьбоносным событиям в стране, связанным с морем) проводятся торжественные программы, где чествуют морских офицеров.

Корветы 20380 и 20385

Корабли проектов 20380 и 20385 являются многоцелевыми корветами ближней морской зоны. Их разработка велась в конце 1990-х и начале 2000-х годов Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» в Санкт-Петербурге.

Эти корветы предназначены для обнаружения и уничтожения кораблей и подлодок противника в ближней морской зоне, обеспечения высадки морского десанта и патрулирования прибрежных вод.

Длина кораблей обоих проектов составляет 104,5 м, ширина — 13 м, осадке — 7,95 м. Полное водоизмещение 2,2 тыс. т.

  • Многоцелевой сторожевой корабль. Проект 20380

Главная двухвальная дизельная энергетическая установка корабля состоит из двух агрегатов ДДА12000 мощностью по 12 тыс. лошадиных сил. Она обеспечивает корветам скорость полного хода до 27 узлов (до 50 км/ч)

При конструировании этих кораблей особое внимание было уделено снижению уровня шума механизмов энергетической установки, что позволило снизить заметность корабля в гидроакустическом диапазоне

Дальность плавания корветов составляет до 3,5 тыс. морских миль (около 6,4 тыс. км) при автономности плавания в 15 суток. Экипаж кораблей — 99 человек.

Также по теме


«Аналогов нет»: как российский атомный крейсер «Адмирал Нахимов» станет самым мощным кораблём в мире

Российский тяжёлый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов» проекта 1144.2 после модернизации станет самым мощным надводным кораблём…

Корветы проекта 20380 вооружены двумя пусковыми установками противокорабельного комплекса «Уран» с боекомплектом по восемь ракет и переносными ЗРК «Игла». Противовоздушную оборону обеспечивают комплексы «Кортик-М» и шестиствольные автоматические корабельные артиллерийские установки АК-630М калибра 30 мм.На передней части палубы установлена артиллерийская установка А-190 калибра 100 мм.

Кроме того, впервые в мире корабли проекта 20380 были оснащены противоторпедным вооружением — антиторпеды, установленные на корвете, способны перехватывать вражеское вооружение на расстоянии 1,4 тыс. м. Головным кораблём проекта 20380 является корвет «Стерегущий».

Корабли проекта 20385 по своим основным характеристикам схожи с 20380, их главное отличие заключается в расширенной номенклатуре ударного вооружения. Так, на корветах 20385 комплекс «Уран» заменён на комплекс крылатых ракет «Калибр-НК», а также был увеличен боезапас ЗРК «Редут». Также эти корабли могут вооружаться ракетами «Оникс». Головным кораблём этой серии стал корвет «Гремящий».

В кормовой части корветов проектов 20380 и 20385 установлен ангар, в котором размещается корабельный противолодочный вертолёт Ка-27.

В беседе с RT доктор военных наук, капитан 1-го ранга в отставке Константин Сивков высоко оценил характеристики этих кораблей.

«Корветы проекта 20380 и 20385 предназначены для действий в ближней морской зоне и по своим ударным возможностям близки к любому иностранному фрегату. После того как эти корабли получат на вооружение гиперзвуковые противокорабельные крылатые ракеты «Циркон», они будут представлять серьёзную угрозу для авианосных сил потенциального противника. Эти корабли на ближайшие 30—40 лет станут основой ВМФ России в ближней морской зоне», — отметил военный эксперт.

Как отмечают праздник

Как отмечается день военно-морского флота? Личный состав торжественно строится на плацу, на кораблях поднимается Андреевский флаг. На территориях, где базируется Северный, Балтийский и Черноморский флот, звучит салют на день ВМФ. Его залпы радостными звуками отражаются в сердцах моряков.

Парады на день ВМФ проводятся каждый год. Первый парад датируется 1939 годом. В период ВОВ был перерыв, это было связано с кровопролитной битвой, которую вел русский народ против фашистов. Но после войны, когда страна восстала из пепла, традиция возобновилась.

Два года назад президент поручил провести в Северной столице главный военно-морской парад. Если говорить о количестве военной техники, задействованных в нем силах и средствах, торжество было сопоставимо с Парадом, который проводится на День Победы каждый год.

Традиции

Традиции на день ВМФ связаны с построением войск. На кораблях поднимаются Андреевские флаги.

На базах, где дислоцируются корабли, проводятся торжественные мероприятия, соревнования, состязания, демонстрация военной мощи и силы. Мероприятия на день ВМФ проводятся во всех крупных городах России: Петербург, Астрахань, Севастополь, Калининград, Новороссийск.

Высокопоставленные чиновники, высшие офицеры ВМФ в торжественной обстановке поздравляют военнослужащих, а также членов их семей. Тех, кто отличился по службе, награждают наградами и званиями. Ветеранам ВМФ устраивают встречи. Проводятся экскурсии, а праздник завершается концертом. Традиционно, в нем принимают участие звезды эстрады, представители шоу-бизнеса. Некоторые корабли на период торжества становятся местом для проведения экскурсий. Гражданские лица могут познакомиться с устройством современного корабля.

Интересные факты

День военно-морского флота в российском государстве – это праздник вооруженных сил, которые защищают государственные интересы в водных территориях. Флот РФ пришел на смену военно-морским силам, основу которого составлял ранее Российский императорский флот. По составу, количеству сил и средств, современный флот уступает советскому, американскому.

День военно-морского флота в городе Севастополе в составе России отмечается со дня присоединения Крыма к нашему государству. Многие корабли, которые на сегодняшний день составляют основу флота, были построены во времена СССР. Конечно, они постепенно устаревают, но государство разработало программу по обновлению вооружений.

День ВМФ в Санкт-Петербурге, в других российских городах не празднуется без главного символа торжества. Это Андреевский флаг. Первый флаг, на котором изображен Андреевский крест, появился в Шотландии. Появление распятого Андрея Первозванного на флаге было связано с легендой. Король Ангус Второй, возглавивший войска против Пиктов и Скоттов, просил Бога даровать ему удачу в сражении. Он дал клятву, что если одержит победу, то объявит Андрея Первозванного покровителем Шотландии. С утра, перед битвой облака приобрели форму креста. Ангус Второй подумал, что это хороший знак. И, действительно, англы были разгромлены. Король выполнил свое обещание, назначил Андрея покровителем Шотландии. Крест белого цвета, расположившийся на голубом фоне, как память о битве, стал символом страны. Позже, крест стал использоваться в Англии. Сохранился там до сих пор. В 1699 году Петр утвердил синий крест на белом фоне. Он стал символом российского флота. Спустя 20 лет вид флага, который существует до сих пор, был утвержден. Но в 1919 году флаг был дополнен щитом красного цвета с изображением Георгия Победоносца. Он вручался кораблям, отличившимся в морском бою.

В настоящее время одной из главных церемоний праздника стало поднятие Андреевского флага. Ни один праздник в России не проходит без подъема этого символа.

История

Днем учреждения ВМФ считается его официальное введение
Петром I, но зарождение
российской флотилии началось еще в 6-7 веках.

Это интересно:

  1. Первая флотилия, просуществовавшая лишь год, была построена
    в 1570 году по указу Ивана Грозного. В
    1636 году на территории России впервые был построен трехмачтовый корабль европейского типа, который использовался гольштинцами.
  2. Первое судно западноевропейского образца построили в 1667
    году. Совместно голландскими, а также местными мастерами на реке Ока был собран русский
    двухпалубный корабль, имеющий три мачты и способный выходить в море, но так и
    не сделавший этого. Также были построены несколько шлюпок и яхта.
  3. Опыт ведения морского боя имели донские казаки, однако
    развитие Российского флота началось лишь с наступлением 18 века. 30 октября 1696
    года, по совету Петра I,
    Боярской Думой было решено учредить регулярный морской военный флот России.
  4. Учреждение флота способствовало активному развитию
    кораблестроения, созданию Азовского и Балтийского флота, к которым позже
    присоединились Каспийская флотилия, Тихоокеанский, Северный и Черноморский
    флоты.
  5. Первая половина 18 века стала для русских моряков периодом
    географических открытий, подарив миру таких великих мореплавателей, как В.
    Беринг, В. Головин, Е. Путятин и другие.
  6. Во второй же половине 18 века ВМФ России
    занимал 3-е место по численности боевых суден. Непрерывно совершенствуя и
    тренируя тактику сражений, русский флот одерживал победы во многих сражениях,
    запечатлев в истории адмиралов Макарова, Спиридова, Корнилова и других отважных
    военных.

Непрерывные тренировки флота помогли ему во время ВОВ в
тяжелых условиях не только не терять своих позиций, но и разгромить противника.
Морские летчики, моряки-подводники и морская пехота работали слаженным
механизмом, создавая морскую славу России.

Сейчас наш флот развивается, улучшая свои навыки, имеет на
вооружении самую современную технику.

История службы

Учения на крейсере во время похода 2010 года

На крейсере поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.Североморск, 10 января 2013 года.

27 октября 1996 года в носовом машинно-котельном отделении произошёл разрыв паропровода, находящегося под давлением в 35 атмосфер и температурой сухого пара +300 °C. Погибло два матроса и трое рабочих сдаточной команды. При расследовании причины было выявлено, что лопнувшая труба была установлена в 1989 году и по толщине и марке стали не соответствовала проекту. 9 апреля 1998 года атомный крейсер передан флоту под именем «Пётр Великий».

Несмотря на то, что срок гарантийных обязательств Балтийского завода истёк, предприятие, впервые в мировой практике, продолжает осуществлять техническое обслуживание крейсера. Такое решение командование ВМФ приняло в связи с тем, что личный состав корабля не имел достаточных навыков по обслуживанию и эксплуатации оборудования крейсера. По условиям государственного контракта, Балтийский завод продолжит техническое сопровождение «Петра Великого» до первого планового ремонта в 2008 году.

В ночь с 12 на 13 августа 2000 года крейсер первым обнаружил и бросил якорь на месте катастрофы АПКР «Курск» в ожидании спасательных судов. Также крейсер патрулировал местность во время подъёма «Курска».

Участвовал в съёмках фильма «72 метра» (2004).

В октябре 2008 года прошёл через Гибралтарский пролив в Средиземное море.

В декабре 2008 года принял участие в совместных военно-морских учениях РФ и Венесуэлы «ВЕНРУС-2008», начавшихся 1 декабря 2008 года в Карибском море. В отряд также входит противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко».

По сообщению агентства РИА Новости, 13 февраля 2009 года крейсер задержал в Аденском заливе 3 судна сомалийских пиратов. Некоторые аналитики отмечают, что ловить маломерные суда пиратов — это не та задача, для которой предназначен тяжёлый атомный крейсер.

30 марта 2010 года ТАРКР «Пётр Великий» вышел из Североморска для проведения учений в дальней морской зоне (старший похода — капитан 1 ранга С. Ю. Жуга), что ознаменовало собой начало крупнейших за последние годы учений ВМФ РФ в мировом океане. Крейсер должен пройти через Атлантический, Индийский и Тихий океаны и прибыть на Дальний Восток, где с 28 июня по 8 июля 2010 года состоялись учения, приуроченные к 150-летию Владивостока. Поход «Петра Великого» продлится до ноября 2010 года. 4 апреля крейсер успешно прошёл через пролив Ла-Манш, 7 апреля совместно со сторожевым кораблем Балтийского флота «Ярослав Мудрый» — через Гибралтарский пролив и вышел в Средиземное море, после чего корабли разделились. 13—14 апреля «Пётр Великий» заходил в сирийский порт Тартус. 16 апреля прошёл через Суэцкий канал в Красное море, проследовав далее в Аденский залив и Индийский океан, совершая плавание совместно с ракетным крейсером «Москва» Черноморского флота.

За 16 лет прошёл 140 000 миль.

28 июля 2012 года тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» указом Президента РФ награждён орденом Нахимова «за мужество, самоотверженность и высокий профессионализм, проявленные личным составом корабля при выполнении боевых заданий командования». 10 января 2013 года Президент РФ В. В. Путин, во время своего визита в Североморск, вручил награду командиру крейсера. На корабле был поднят орденский военно-морской флаг с изображением ордена Нахимова.

С 3 сентября 2013 по 1 октября того же года совершил арктический поход во главе отряда кораблей и судов Северного флота, им было пройдено 4000 миль.

15 октября 2016 года, в составе корабельной авианосной группы (возглавляемой ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и включающей также большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков» с судами обеспечения) вышел в поход в районы северо-восточной Атлантики и Средиземного моря. Вернулся в Североморск 9 февраля 2017 года. За этот дальний морской поход крейсер прошёл 18 тысяч морских миль.

По результатам 2016 года экипаж тяжелого атомного ракетного крейсера стал лучшим среди ракетных крейсеров ВМФ РФ в соревнованиях на приз Главкома ВМФ России.

Летом 2017 года «Петр Великий» совместно с атомной подводной лодкой проекта 941 типа «Акула» — ТК-208 «Дмитрий Донской» совершил переход на Балтийское море для участия в праздновании Дня Военно-морского флота РФ.

По планам Министерства обороны крейсер должен пройти ремонт и глубокую модернизацию в 2019—2022 годах, после завершения работ над однотипным кораблем «Адмирал Нахимов».

Сколько служат в Морфлоте 2021?

Сколько служат в Морфлоте 2021 срочники и
контрактники, как попасть в ВМФ, зарплата на контракте, когда выходят на пенсию
военные моряки?
 

Еще с советских времен служить в Военно-Морском Флоте считалось престижным, но и вместе с тем очень сложным делом. Ведь, тогда моряки служили целых 3 года. В 1996 году этот вид службы приравняли к обычному и срочники несли свое бремя как и все 24 месяца или 2 года. 

А вот уже в 2007 году началась военная реформа, которая затронула все войска, в том числе и ВМФ. 

Так что сейчас в морфлоте служат, как и везде, ровно 1 год.

Однако, многие призывники этого не знают и до сих пор боятся быть призванными в Морфлот. И это зря. Не только из-за того, что теперь срок прибывания на судне не такой долгий, но и потому, что там условия намного лучше, чем в казармах.

К примеру, солдаты находятся на
усиленном питании и у них щадящий режим дня. К тому же, именно на Флоте можно
получить хорошую специальность, работу с проживанием, а потом и
рано выйти на пенсию, которая очень даже приличная. Но для этого надо отслужить
в Морфлоте на контракте. Но и не всех срочников берут в эти войска. Нужно,
чтобы у молодого человека было:

  • Вторая группа нервно-психической устойчивости;
  • Категория годности А3 и выше;
  • Рост не выше 180 сантиметров.

 Для несения службы на катерах, крейсерах, тральщиках и вспомогательных судах на строгие требования могут закрыть глаза. А вот в подводники берут уже по жесткому отбору. Впрочем, при большом желании, некоторые распределительные пункты и военкоматы как-то договариваются.

Как попасть на контракт в ВМФ, зарплата 

Как срочники, так и контрактники несут свою
службу в Балтийском или Черноморском Флоте. В первый попасть намного больше
шансов, так как его численность выше. Ходят слухи,что в скором времени в ВМФ
будут брать только по контракту, но пока это не точно, стоит подождать
окончания военной реформы. Сейчас, чтобы попасть на контракт в Морфлот нужно
обладать всем тем же, что нужно для срочной службы, а также:

  • Средним профессиональным образованием, связанным
    с судоходством;
  • Смежной специальностью, которая имеет аналог в
    военно-учетных профессиях.

Если есть желание попасть в определенную часть, то следует напрямую связать с ее командиром и спросить нужны ли люди им, если ответ будет положительным, то необходимо попросит письменное подтверждение, что человека готовы взять туда.

Его вместе с другими документами, а именно:

  • Паспортом;
  • 4 фотографиями 3х4;
  • Справками от врачей;
  • Дипломом о нужном образовании;
  • Справкой о несудимости;
  • необходимо предоставить в военкомат по месту
    жительства.

Касаемо срока службы на контракте, то это от 24
до 36 месяцев для новобранцев. Если же речь идет об офицере или мичмане, то
договор заключается на 60 месяцев, что равно 5 годам. Повторно можно поступить на службу в ВМФ уже
на любой срок, но не меньше одного года и до пенсионного возраста.

Зарплата на Флоте не высокая от 18 до 30 тысяч
рублей в месяц, но если учитывать, что у военного нет возможности и надобности
ее тратить, по окончанию контракта он может обнаружить у себя на счете очень
приличную сумму. 

Пенсия в Морфлоте

Быть военным моряком на пенсии в нашей стране
очень выгодно. Во-первых, потому что них один год службы засчитывается, как 1,5
стажа. То есть, чтобы выйти на пенсию мужчине нужно отработать не 35 лет, а 25.
Другими словами, уже в 45 лет вы можете уйти в отставку и получать неплохое
жалование. Примерно пенсия за выслугу лет в ВМФ составляет от 14 до 27 тысяч рублей.
К тому же, с 1 января 2021 года она должна повыситься на 3-4%. Кроме того, в
России все военные имеют множество льгот:

  • Обеспечение жильем либо получают сумму,
    достаточную для его съема;
  • Неконкурсное зачисление в ВУЗы, бесплатная
    подготовка на курсах перед поступлением;
  • Бесплатное лечение и реабилитационные мероприятия
    в госпиталях;
  • Бесплатный проезд на общественном транспорте;
  • В случае, если военный умер во время исполнения
    служебных обязанностей – семье выплачивается 3 млн. рублей.
  • При увольнении из армии в связи с военной травмой
    контрактник получает до 2 млн. рублей.

Средний размер морской пенсии офицера обычно составляет 50-80 тысяч рублей. 

Теги:

История

Официальное учреждение Российского Морского Флота привело к небывалому росту в сфере кораблестроения, причем не только военного, но и торгового. Дело в том, что указ, подписанный в 1696 году, содержал более или менее четко сформулированные указания к действиям по улучшению управления командования и управления флотом на всех уровнях, технические нюансы по построению кораблей и т.д. Это позволило сделать флот единой централизованной системой.

Подобное приведение к единым рамкам позволило улучшить командование и управление флотом, значительно повысить его боеспособность в качестве боевой единицы в морских сражениях.

Учреждение единого флота со временем способствовало его расширению в техническом и материальном плане, созданию его новых подразделений – Черноморского, Балтийского, Азовского, Тихоокеанского, Северного, а также – Каспийской флотилии.

Кроме развития боевого кораблестроения, создание единого ВМФ помогло в улучшении базы торговых судов, а также кораблей для путешествий. В 18 веке осуществляли свою деятельность великие путешественники-мореплаватели, такие как Е. Путятин, В. Беринг.

Во времена Первой и Второй мировых войн российский флот одержал победы во множестве морских сражений, что значительно помогало в общем стратегическом и тактическом успехе.

Период полураспада

Прохор Тебин: Что скрывает новая военно-морская доктрина России?

По состоянию на конец 1991 года Тихоокеанский флот был вторым по численности и совокупной боевой мощи объединением ВМФ СССР. В его состав входили 40 боевых надводных кораблей дальней морской и океанской зоны, 17 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, около 40 атомных и 15 дизельных многоцелевых субмарин, без учета многочисленных устаревших единиц, к тому времени находившихся в процессе вывода из боевого состава и сдачи на слом. Кроме того, более 30 кораблей имелось в составе десантных сил флота [].

ТОФ располагал серьезной авиационной группировкой, численность которой превышала 300 самолетов и вертолетов разных типов, включая две морские ракетоносные авиадивизии, имевшие более 100 ракетоносцев Ту-22М и Ту-16К различных модификаций. Группировка легких сил включала несколько десятков малых ракетных и противолодочных кораблей, тральщиков и катеров различных типов. Инфраструктура базирования флота помимо основных баз во Владивостоке и Вилючинске включала ряд менее крупных пунктов по всему Тихоокеанскому побережью, включая Приморский, Хабаровский края, Магаданскую область, остров Сахалин и Камчатку.

Как и весь ВМФ СССР, Тихоокеанский флот со второй половины 1980-х гг. переживал серьезную трансформацию, связанную со значительным сокращением корабельного состава и авиационных сил за счет вывода из боевого состава устаревших боевых единиц.

В 1990-е гг. доля крупных кораблей в составе Тихоокеанского флота должна была возрасти за счет увеличения авианесущей группировки [], появления в составе флота второго атомного ракетного крейсера и минимум двух ракетных крейсеров с газотурбинной установкой, помимо уже вошедшей в строй «Червоной Украины» (ныне — «Варяг»). Планировалось дальнейшее строительство современных эсминцев и больших противолодочных кораблей проектов 956 и 1155, а также массовая постройка сторожевых кораблей (фрегатов) проекта 1154.

Однако по причине распада СССР естественный процесс обновления корабельного состава обернулся его уничтожением. Устаревшие корабли, подлодки и самолеты не получили адекватной замены. Большое количество современных боевых единиц было списано, так как на их содержание перестали выделяться средства.

Василий Кашин: Россия и Китай: союз или стратегическая неопределенность?

Серьезное сокращение численности завершилось к началу 2000-х гг., и к середине первого десятилетия нового века состав флота более-менее зафиксировался с точки зрения численности, хотя постепенный вывод отдельных кораблей продолжился и позднее. К настоящему моменту группировка надводных кораблей дальней морской и океанской зоны составляет всего шесть боевых единиц советской постройки, включая один ракетный крейсер, один эсминец и четыре БПК. К ним вынужденно можно прибавить два недавно переданных Тихоокеанскому флоту корвета новой постройки, несмотря на то, что корабли проекта 20380, неплохо для своих размеров вооруженные, имеют недостаточную автономность для решения задач в дальней морской и океанской зоне.

Десантная группировка флота располагает всего четырьмя большими десантными кораблями. Подводные силы флота включают четыре стратегических ракетоносца, девять многоцелевых атомных и восемь дизельных субмарин. При этом большая часть группировки многоцелевых атомных подлодок небоеспособна из-за крайне замедленных темпов ремонта. Из пяти, формально имеющихся в составе ТОФ, подводных крейсеров — носителей крылатых ракет проекта 949А в строю фактически находятся три лодки, а из четырех субмарин проекта 971 — только одна.

Через радикальное сокращение прошли и другие силы флота. Так, авиация ТОФ сегодня имеет менее 100 летательных аппаратов [], полностью лишившись, в частности, дальних бомбардировщиков-ракетоносцев.

Если говорить об обновлении состава флота в постсоветский период, то за вычетом небольшого количества боевых единиц, построенных еще по советским заказам в 1990-е гг., новые корабли и подлодки начали появляться на Тихом океане лишь 20 лет спустя: три новых стратегических ракетоносца проекта 955 и два корвета проекта 20380.

Несколько лучше обстоит дело с береговыми силами флота, получившими современные зенитные ракетные системы С-400, значительно усилившие ПВО Петропавловска-Камчатского и береговые противокорабельные ракетные комплексы, повысившие оборонительные возможности российских войск на Курилах и Сахалине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector