Адмирал пантелеев (большой противолодочный корабль)
Содержание:
Вооружение кораблей
Иногда БПК проекта 1155.1 называют эскадренными миноносцами. Это связано главным образом с существенным изменением комплекса вооружения. Единственный представитель этого подтипа, «Адмирал Чабаненко», намного более универсален, чем его предшественники.
БПК проекта 1155
На борту БПК проекта 1155, таких, как «Удалой», или «Адмирал Харламов», размещалось противолодочное, артиллерийское и противовоздушное оружие. Оно позволяло уничтожать практически все виды целей, а также защищать корабль от крылатых ракет и торпед.
Главной частью противолодочного вооружения является комплекс «Раструб-Б» для стрельбы ракето-торпедами. Он представляет собой две пусковые установки, размещенные под ходовым мостиком.
Схема применения комплекса «Раструб-Б»
При установлении контакта с подводной лодкой, находящейся на расстоянии до 50 километров от корабля, может быть выполнен запуск ракеты, которая доставит в район обнаружения субмарины малогабаритную торпеду УГМТ-1 (имеется также вариант с боевой частью в виде ядерной глубинной бомбы). Это средство поражения способно самостоятельно выполнять поиск целей и наводиться на них. Всего в двух установках имеется восемь ракето-торпед.
На коротких дистанциях (до шести километров) против субмарин, или для перехвата атакующих торпед может быть применен двенадцатиствольный реактивный бомбомет РБУ 6000 «Смерч-2». На кораблях проекта 1155 имеется две таких установки. Размещены они на кормовой надстройке.
Кроме того, БПК оснащается двумя торпедными аппаратами (в каждом по четыре трубы) . Устанавливаются они на вращающихся платформах. В состав боекомплекта могут входить как противолодочные торпеды СЭТ-65, так и 53-63К для поражения надводных целей.
Дополняют артиллерийское вооружение четыре шестиствольных автомата АК-630 калибром 30 мм. Эти установки предназначены для уничтожения воздушных целей, включая подлетающие противокорабельные ракеты. Кроме того, автоматы могут с успехом применяться против небольших судов.
Модуль из четырех пусковых установок комплекса «Кинжал». Находится на полубаке
Противовоздушная оборона корабля обеспечивается зенитно-ракетным комплексом «Кинжал». На полубаке размещен модуль с четырьмя пусковыми установками, еще четыре таких устройства находятся на корме – две продольно в передней части задней надстройки, между реактивными бомбометами, и еще две поперечно в задней части средней настройки. В состав боекомплекта входит 64 ракеты, по 8 на каждую установку.
Дальность действия «Кинжала» составляет 12 километров, высота поражения целей – от 10 до 6000 метров. Вертикальный старт ракет обеспечивает всеракурсность комплекса, способного одновременно вести огонь по четырём разным целям. Основной режим работы «Кинжала» автоматический, система самостоятельно выбирает приоритетные цели и осуществляет запуск.
БПК проекта 1155.1
«Адмирал Чабаненко», единственный представитель больших противолодочных кораблей проекта 1155.1, наряду с противолодочным и противовоздушным оружием мог применять крылатые ракеты «Москит-М», предназначенные для поражения надводных кораблей и наземных объектов, находящихся на значительном удалении. Дальность действия этого оружия при полете по маловысотной траектории на сверхзвуковой скорости (до 2,5М) может составлять до 120 километров.
Несмотря на то, что в ходе учений американским корабельным средствам ПВО удалось по крайней мере один раз поразить малоразмерную цель, летящую со скоростью «Москита», проделать то же самое с настоящей ракетой будет значительно труднее, поскольку она еще и маневрирует по траектории, причем очень активно.
Противокорабельная крылатая ракета «Москит»
Перечень других изменений, внесенных в комплекс вооружения, выглядит следующим образом:
- Установки «Раструб-Б» демонтированы. Вместо них используется противолодочный комплекс «Водопад» — те же самые ракето-торпеды запускаются из обычных торпедных аппаратов. Боекомплект составляет 64 ракето-торпеды;
- Вместо двух артустановок АК-100 поставлена одна двуствольная АК-130;
- Автоматы АК-630 демонтированы;
- Установлены два боевых модуля зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Кортик»;
- Вместо РБУ-6000 используются РБУ-12000 – десятиствольные 300-мм реактивные бомбометы.
ЗРАК «Кортик» представляет собой комбинацию из пусковой установки для зенитных ракет 9М311-1 и двух шестиствольных автоматических пушек калибра 30 мм. Он способен уничтожать воздушные цели на дистанциях до 8 километров в диапазоне высот от 5 до 3500 метров. В боекомплект входят 128 ракет и 24 000 патронов.
Служба
Министр обороны России Сергей Шойгу и Президент Филиппин Родриго Дутерте на борту БПК «Адмирал Пантелеев».Манила, 25 октября 2017 года
В октябре 2008 года БПК «Адмирал Пантелеев» принял участие в совместных учениях по поиску и спасению терпящего бедствие судна, по связи и маневрированию, которые проходили в Майдзуру (Япония). Чуть позже участвовал в международном военно-морском параде в Пусане по случаю 60-летия со дня образования Южной Кореи.
29 марта 2009 года второй отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Пантелеев», морского буксира МБ-37, танкеров «Ижора» и «Иркут» вышел из Владивостока и взял курс на Аденский залив. С апреля 2009 года корабль участвовал в международной миссии по борьбе с пиратами в Аденском заливе. Он сменил первый отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота, в составе БПК «Адмирал Виноградов», морского спасателя «Фотий Крылов», танкеров «Печенга» и «Борис Бутома».
28 апреля 2009 года БПК «Адмирал Пантелеев» задержал в 15 милях восточнее побережья Сомали судно с 29 пиратами и оружием. Возможно, именно эта группа пиратов осуществила две безуспешные попытки захвата нефтяного танкера «NS Commander» с российским экипажем, который направлялся через этот район под либерийским флагом в Сингапур.
Позже БПК «Адмирал Пантелеев» предотвратил попытку пиратского захвата танкера «Булави Банк» под флагом Антигуа и Барбуда в восточной части Аденского залива.
В 2013 году отряд кораблей во главе с БПК совершил дальний поход в 30 000 миль и 9-месячное дежурство на Средиземном море.
28 октября 2014 года в заливе Петра Великого состоялось совместное российско-японское учение типа «SAREX» по проведению поисково-спасательной операции на море. От российской стороны в манёврах участвовали БПК «Адмирал Пантелеев», спасательное судно «Саяны», морской буксир МБ-105 и вертолёт Ка-27ПС ТОФ. От японской стороны — эсминец «Хамагири» и корабельный вертолёт SH-60J. Всего в процессе манёвров было разыграно девять эпизодов, в ходе которых российские и японские экипажи ликвидировали условный пожар на судне терпящем бедствие, отработали совместные действия аварийно-спасательных групп и осуществили спасение людей, находящихся в открытом море и на надувных плотиках. Из новых элементов были внесены совместный досмотр с целью проверки и обезвреживания пиратов на борту корабля (роль пиратов играла часть экипажа судна «Саяны»). Активно была задействована корабельная авиация, которая осуществляла доставку «пострадавших» на корабли.
С 1 октября 2018 по 24 января 2019 года, в составе отряда боевых кораблей ТОФ, совершил дальний морской поход. Корабль посетил девять стран и совершил заходы в Хакодате (Япония), Чеджу (Республика Корея), Циндао (Китай), Танджунгприок (Индонезия), Муара (Бруней), Чанги (Сингапур), Вишакхапатнам (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и Манила (Филиппины).
В октябре 2021 года корабль в составе группы кораблей ТОФ ВМФ России принимал участие в совместном с ВМФ Китая патрулировании в Тихом океане.
Фотографии
-
БПК «Адмирал Пантелеев» в море, 1 августа 1993 года
-
БПК «Адмирал Пантелеев» в море, 1 августа 1993 года
-
Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» на параде, посвящённом 50-летию победы над Японией, у берегов острова Оаху, 1 сентября 1995 года.
-
Корабли ТОФ у 33-го причала, июнь 2005 года
-
БПК «Адмирал Пантелеев» и USS Lassen (DDG 82) во время учений Pacific Eagle, 29 сентября 2007 года.
-
БПК «Адмирал Пантелеев» и USS Lassen (DDG 82) во время учений в Тихом океане Pacific Eagle, 29 сентября 2007 года.
-
Американские моряки с эсминца USS Lassen (DDG 82) на борту БПК «Адмирал Пантелеев» во время учений в Тихом океане Pacific Eagle, 30 сентября 2007 года.
-
Подъем Андреевского флага и флагов расцвечивания в День Защитника Отечества на БПК «Адмирал Пантелеев» во Владивостоке, 23 февраля 2008 года
-
БПК «Адмирал Пантелеев» во Владивостоке
-
Leopoldo Albea (в центре), командный офицер эсминца USS Wayne E. Meyer (DDG 108) (слева), встречаются с А. Сапрыкиным на борту БПК «Адмирал Пантелеев», Манила, Филиппины, 2 февраля 2012 года
-
БПК «Адмирал Пантелеев» во время РИМПАК, Перл Харбор, 29 июня 2012 года.
-
БПК «Адмирал Пантелеев» во время РИМПАК, Перл Харбор, 7 июля 2012 года.
-
БПК Адмирал Пантелеев. Sattahip Naval Base. Таиланд 2015.
-
БПК Адмирал Пантелеев. Sattahip Naval Base. Таиланд 2015.
Строительство и комплектование экипажа
Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде в 1987 году. Спущен на воду в 1988 году.
Комплектование экипажа началось в августе 1989 года. Корабельные печати были выполнены и переданы командиру в октябре 1989 года. Во время комплектования и до отъезда в Калининград экипаж жил в 4-й бригаде подводных лодок во Владивостоке.
Офицерский состав корабля более чем наполовину был укомплектован лейтенантами 1989 года выпуска. Личный состав — более чем на две трети призывом осени 1989 года. Это был первый, так называемый «переходной» призыв, служащий не три, а два с половиной года. В итоге, весной 1992 года корабль остался практически без личного состава, поскольку уволились в запас сразу два призыва (весна-1989, служивший 3 года, осень-1989, служивший 2,5) и военнослужащие граждане бывших союзных республик (Казахстан, Украина, Киргизия).
В конце 1989 года небольшая часть экипажа под руководством командира БЧ-7 капитан-лейтенанта Александра Колесова убыла в Калининград. Осенью 1990 года оставшаяся часть экипажа была перевезена в Калининград самолётом военно-транспортной авиации. Летом 1991 года экипаж заселился на корабль. 15 декабря 1991 года была торжественно разбита бутылка шампанского и подняты флаг и гюйс. На церемонию была приглашена вдова адмирала Юрия Александровича Пантелеева.
С осени 1991 до лета 1992 года корабль проходил ходовые и государственные испытания. Переход к месту постоянного базирования несколько раз откладывался. В последний раз – в момент самого выхода. Нежелающий идти на Тихоокеанский флот матрос из БЧ-2 попытался организовать диверсию, устроив поджог в ракетном погребе носового зенитно-ракетного комплекса «Кинжал». Пожар был ликвидирован затоплением погреба, вследствие чего корабль был вынужден встать на ремонт подшипников носового комплекса. Диверсант был выявлен и задержан отделом военной контрразведки флота в течение суток, дальнейшая его судьба неизвестна.
Межфлотский переход был совершён в конце 1992 года через Суэцкий канал совместно с БДК-11. Во Владивосток корабли прибыли 28 декабря 1992 года.
Постройка и испытания
Головной БПК проекта 1155 был зачислен в списки кораблей ВМФ 14 апреля 1976 года. 23 июля 1977 года его заложили на стапеле Прибалтийского судостроительного завода (ПСЗ) «Янтарь» в городе Калининграде с присвоением заводского номера 111. БПК этого типа были крупнее любых ранее строившихся на ПСЗ, поэтому перез закладкой «Удалого» завод был модернизирован с постройкой нового большого стапеля. На этом стапеле корпуса кораблей формировались перпендикулярно воде, потом, по мере готовности, переводились в передаточный док, в котором уже спускались на воду. Легкосплавные надстройки БПК проекта 1155 заранее формировались и насыщались оборудованием в закрытом цеху, далее на специальном трейлере подвозились к строящимся корпусам кораблей и 80-тонным краном устанавливались на место.
5 февраля 1980 года БПК, получивший наименование «Удалой», спустили на воду.
После прохождения заводских и Государственных испытаний на полигонах Балтийского моря, 31 декабря 1980 года корабль вступил в строй.
Командный состав
По состоянию на 1991 год
- Командир корабля — капитан 2-го ранга Крайнов Евгений Викторович.
- Старший помощник командира корабля — капитан 3-го ранга Марченко Александр Викторович.
- Заместитель командира корабля по политчасти — капитан 3-го ранга Шиденко Александр Васильевич.
- Помощник командира корабля — капитан-лейтенант Мось Михаил Кимович.
- Помощник командира корабля по снабжению — старший лейтенант Лебедев Максим Валентинович.
- Командир штурманской боевой части (БЧ-1)— капитан-лейтенант Ушаков Пётр Евгеньевич.
- Командир электро-знавигационной группы (ЭНГ) — старший лейтенант Судоплатов Вячеслав Владимирович.
- Командир ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2) — капитан-лейтенант Семёнов Валерий Валентинович.
- Командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) — капитан-лейтенант Чумаченко Виталий Иванович.
- Командир боевой части связи и наблюдения (БЧ-4) старший лейтенант Чернышов Юрий Васильевич.
- Командир электромеханической боевой части (БЧ-5) — капитан-лейтенант Любезнов Виктор Васильевич.
- Командир боевой части управления (БЧ-7) — капитан-лейтенант Колесов Александр Сергеевич.
- Заместитель командира БЧ-7 по политчасти — капитан-лейтенант Тусменко Дмитрий Александрович.
- Начальник химической службы — старший лейтенант Ермаков Константин Викторович
- Начальник медицинской службы — старший лейтенант медицинской службы Сало Александр.
Командиры
- 1991—1996 капитан 2-го ранга Крайнов Евгений Викторович
- ????—2005 капитан 1-го ранга Николай Озирный
- 2005—2008 капитан 2-го ранга (с 2007 1-го ранга) Иван Ковалёв
- 2008—2009 капитан 1-го ранга Вадим Глущенко
- 2009—2016 капитан 2-го ранга С. Собакарь
- 2016—2018 капитан 1-го ранга Анциферов А.
- 12.2018—н. в. капитан 2-го ранга Тихомиров Д.
Старшие помощники
- 1991—1994 капитан 3-го ранга Марченко Александр Викторович
- 1994—1996 капитан 3,2-го ранга Озирный Николай
- 2006—2016 капитан 3-го ранга Анциферов А.
Заместители командира по воспитательной работе
- 1991—1994 капитан 3 ранга Шиденко Александр Васильевич
- 1999—2001 капитан 2 ранга Пилипенко Сергей Владимирович
- 2001—2003 капитан 3 ранга Палюра Сергей Валентинович
Строительство и комплектование экипажа
Заложен на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде в 1987 году. Спущен на воду в 1988 году.
Комплектование экипажа началось в августе 1989 года. Корабельные печати были выполнены и переданы командиру в октябре 1989 года. Во время комплектования и до отъезда в Калининград экипаж жил в 4-й бригаде подводных лодок во Владивостоке.
Офицерский состав корабля более чем наполовину был укомплектован лейтенантами 1989 года выпуска. Личный состав — более чем на две трети призывом осени 1989 года. Это был первый, так называемый «переходной» призыв, служащий не три, а два с половиной года. В итоге, весной 1992 года корабль остался практически без личного состава, поскольку уволились в запас сразу два призыва (весна-1989, служивший 3 года, осень-1989, служивший 2,5) и военнослужащие граждане бывших союзных республик (Казахстан, Украина, Киргизия).
В конце 1989 года небольшая часть экипажа под руководством командира БЧ-7 капитан-лейтенанта Александра Колесова убыла в Калининград. Осенью 1990 года оставшаяся часть экипажа была перевезена в Калининград самолётом военно-транспортной авиации. Летом 1991 года экипаж заселился на корабль. 15 декабря 1991 года была торжественно разбита бутылка шампанского и подняты флаг и гюйс. На церемонию была приглашена вдова адмирала Юрия Александровича Пантелеева.
С осени 1991 до лета 1992 года корабль проходил ходовые и государственные испытания. Переход к месту постоянного базирования несколько раз откладывался. В последний раз – в момент самого выхода. Нежелающий идти на Тихоокеанский флот матрос из БЧ-2 попытался организовать диверсию, устроив поджог в ракетном погребе носового зенитно-ракетного комплекса «Кинжал». Пожар был ликвидирован затоплением погреба, вследствие чего корабль был вынужден встать на ремонт подшипников носового комплекса. Диверсант был выявлен и задержан отделом военной контрразведки флота в течение суток, дальнейшая его судьба неизвестна.
Межфлотский переход был совершён в конце 1992 года через Суэцкий канал совместно с БДК-11. Во Владивосток корабли прибыли 28 декабря 1992 года.
Служба
Министр обороны России Сергей Шойгу и Президент Филиппин Родриго Дутерте на борту БПК «Адмирал Пантелеев».Манила, 25 октября 2017 года
В октябре 2008 года БПК «Адмирал Пантелеев» принял участие в совместных учениях по поиску и спасению терпящего бедствие судна, по связи и маневрированию, которые проходили в Майдзуру (Япония). Чуть позже участвовал в международном военно-морском параде в Пусане по случаю 60-летия со дня образования Южной Кореи.
29 марта 2009 года второй отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Пантелеев», морского буксира МБ-37, танкеров «Ижора» и «Иркут» вышел из Владивостока и взял курс на Аденский залив. С апреля 2009 года корабль участвовал в международной миссии по борьбе с пиратами в Аденском заливе. Он сменил первый отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота, в составе БПК «Адмирал Виноградов», морского спасателя «Фотий Крылов», танкеров «Печенга» и «Борис Бутома».
28 апреля 2009 года БПК «Адмирал Пантелеев» задержал в 15 милях восточнее побережья Сомали судно с 29 пиратами и оружием. Возможно, именно эта группа пиратов осуществила две безуспешные попытки захвата нефтяного танкера «NS Commander» с российским экипажем, который направлялся через этот район под либерийским флагом в Сингапур.
Позже БПК «Адмирал Пантелеев» предотвратил попытку пиратского захвата танкера «Булави Банк» под флагом Антигуа и Барбуда в восточной части Аденского залива.
В 2013 году отряд кораблей во главе с БПК совершил дальний поход в 30 000 миль и 9-месячное дежурство на Средиземном море.
28 октября 2014 года в заливе Петра Великого состоялось совместное российско-японское учение типа «SAREX» по проведению поисково-спасательной операции на море. От российской стороны в манёврах участвовали БПК «Адмирал Пантелеев», спасательное судно «Саяны», морской буксир МБ-105 и вертолёт Ка-27ПС ТОФ. От японской стороны — эсминец «Хамагири» и корабельный вертолёт SH-60J. Всего в процессе манёвров было разыграно девять эпизодов, в ходе которых российские и японские экипажи ликвидировали условный пожар на судне терпящем бедствие, отработали совместные действия аварийно-спасательных групп и осуществили спасение людей, находящихся в открытом море и на надувных плотиках. Из новых элементов были внесены совместный досмотр с целью проверки и обезвреживания пиратов на борту корабля (роль пиратов играла часть экипажа судна «Саяны»). Активно была задействована корабельная авиация, которая осуществляла доставку «пострадавших» на корабли.
С 1 октября 2018 по 24 января 2019 года, в составе отряда боевых кораблей ТОФ, совершил дальний морской поход. Корабль посетил девять стран и совершил заходы в Хакодате (Япония), Чеджу (Республика Корея), Циндао (Китай), Танджунгприок (Индонезия), Муара (Бруней), Чанги (Сингапур), Вишакхапатнам (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и Манила (Филиппины).
В октябре 2021 года корабль в составе группы кораблей ТОФ ВМФ России принимал участие в совместном с ВМФ Китая патрулировании в Тихом океане.
Семья и ранние годы
Российская яхта » Галлия II» участвует в соревнованиях по парусному спорту на Летних Олимпийских играх 1912 года . И Юрий, и его отец отправились смотреть соревнования.
Пантелеев родился 31 октября 1901 года в Санкт-Петербурге , в семье Александра Пантелеева . Александр Пантелеев был сын казацкого атамана в Елизаветинской станица , в Ростовской области . Александр, Graf ( граф ) до русской революции , стал актер и режиссер после него, работая в Совкино киноведение (позже Ленфильм ). Одна из его работ были Луначарский «s 1918 фильма перегрузок ( русские : Уплотнение ), с Александром присуждением звания Героя Труда . Его жена и мать Юрия Анна Алексеевна также работали на киностудиях. И Александр, и Юрий были увлеченными яхтсменами. В 1912 году, когда Юрию было одиннадцать лет, они отправились на яхте « Руслан» в Швецию, чтобы посмотреть, как российская команда соревнуется у Стокгольма в парусном спорте на Летних Олимпийских играх 1912 года . В 1917 году Юрий окончил вторую петербургскую гимназию последним дореволюционным классом.
После революции Юрий Пантелеев посещал уроки волонтера в местном клубе моряков, а в марте 1918 года в возрасте 16 лет поступил на службу в группу моряков, приставленных к охране учреждений Рабоче-Крестьянского Красного Флота в Петрограде. Затем он прошел ряд курсов судовождения и в ноябре 1918 года был назначен командиром 1-го военно-морского учебного корпуса, который с августа 1919 года охранял устье реки Невы на линии между Лахтой и плотиной Морского канала на Балтийском море. . В марте 1921 года участвовал в подавлении кронштадтского восстания , командуя отрядом лыжников из комсомольцев, которые вели разведку подступов к острову Котлин , обозначая дорогу наступающим войскам. За это он и еще девять человек из его отряда были награждены орденом Красного Знамени . Затем Пантелеев прошел курс штурманов, после чего получил практический опыт в качестве помощника капитана на советском парусном торговом судне « Лауристин» во время плавания в Эстонию летом 1921 года.
Общие сведения
При проектировании новых БПК в 1970-е годы конструкторы постарались максимально учесть опыт строительства и службы предшествующих серий кораблей этого класса, устранив присущие им недостатки и применив наиболее совершенные и перспективные образцы вооружений; газотурбинная энергетическая установка нового поколения, отличаясь компактностью и экономичностью, должна была сбалансировать проект, позволив уложиться со всем необходимым вооружением и оборудованием в пределы небольшого водоизмещения. В результате БПК проекта 1155 «Фрегат» получились мощными и современными боевыми единицами, вполне эффективными для задач ПЛО.
После 1991 года, в условиях резкого сокращения оборонных расходов и списания большей части корабельного состава ВМФ России, именно БПК этого проекта остались в числе немногих активно продолжающих службу кораблей флота. Вплоть до настоящего времени БПК проекта 1155 образуют основу океанских соединений ВМФ России, при необходимости обеспечивая эскорт более крупных боевых единиц (авианосного или ракетных крейсеров) в дальних походах и демонстрируя отечественный Военно-Морской флаг в различных точках Мирового океана.
«Удалой», однако, был не так удачлив, как другие корабли его типа, и прослужил недолго: в 1993 году корабль вывели в резерв, а десятилетие спустя разделали на металл.
Командный состав
По состоянию на 1991 год
- Командир корабля — капитан 2-го ранга Крайнов Евгений Викторович.
- Старший помощник командира корабля — капитан 3-го ранга Марченко Александр Викторович.
- Заместитель командира корабля по политчасти — капитан 3-го ранга Шиденко Александр Васильевич.
- Помощник командира корабля — капитан-лейтенант Мось Михаил Кимович.
- Помощник командира корабля по снабжению — старший лейтенант Лебедев Максим Валентинович.
- Командир штурманской боевой части (БЧ-1)— капитан-лейтенант Ушаков Пётр Евгеньевич.
- Командир электро-знавигационной группы (ЭНГ) — старший лейтенант Судоплатов Вячеслав Владимирович.
- Командир ракетно-артиллерийской боевой части (БЧ-2) — капитан-лейтенант Семёнов Валерий Валентинович.
- Командир минно-торпедной боевой части (БЧ-3) — капитан-лейтенант Чумаченко Виталий Иванович.
- Командир боевой части связи и наблюдения (БЧ-4) старший лейтенант Чернышов Юрий Васильевич.
- Командир электромеханической боевой части (БЧ-5) — капитан-лейтенант Любезнов Виктор Васильевич.
- Командир боевой части управления (БЧ-7) — капитан-лейтенант Колесов Александр Сергеевич.
- Заместитель командира БЧ-7 по политчасти — капитан-лейтенант Тусменко Дмитрий Александрович.
- Начальник химической службы — старший лейтенант Ермаков Константин Викторович
- Начальник медицинской службы — старший лейтенант медицинской службы Сало Александр.
Командиры
- 1991—1996 капитан 2-го ранга Крайнов Евгений Викторович
- ????—2005 капитан 1-го ранга Николай Озирный
- 2005—2008 капитан 2-го ранга (с 2007 1-го ранга) Иван Ковалёв
- 2008—2009 капитан 1-го ранга Вадим Глущенко
- 2009—2016 капитан 2-го ранга С. Собакарь
- 2016—2018 капитан 1-го ранга Анциферов А.
- 12.2018—н. в. капитан 2-го ранга Тихомиров Д.
Старшие помощники
- 1991—1994 капитан 3-го ранга Марченко Александр Викторович
- 1994—1996 капитан 3,2-го ранга Озирный Николай
- 2006—2016 капитан 3-го ранга Анциферов А.
Заместители командира по воспитательной работе
- 1991—1994 капитан 3 ранга Шиденко Александр Васильевич
- 1999—2001 капитан 2 ранга Пилипенко Сергей Владимирович
- 2001—2003 капитан 3 ранга Палюра Сергей Валентинович
Примечания
- ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки БПК проекта 1155 разнятся от источника к источнику — например, справочник Бережного описывает её как 4 агрегата по 20000 л. с. (всего 80000 лошадиных сил). Значение в 62000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича, как более заслуживающим доверия. Согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») — суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М9 складывается из основного двигателя ДТ59 в 22500 л. с. и маршевого ГТД ДО63 в 8500 л. с., что даёт 31000 л. с. на один агрегат и 62000 л. с. на энергоустановку в целом.
- По датам строительства корабля есть серьёзные расхождения в различных источниках; кроме указанных здесь, называется также дата закладки 11.04.1982 и спуска 28.08.1984 или 02.1983. В статье указаны даты закладки/спуска 25.03.1983/5.11.1983, как лучше всего согласующиеся со сроками формирования экипажа, а также строительства предыдущего заказа на ПСЗ — БПК «Адмирал Захаров».
- Головные образцы ЗРК «Кинжал» прошли корабельные испытания на ТАКР «Баку» только в 1987 году.
- Мыс Финистерре на западе Пиренейского полуострова считался южной границей ответственности Северного флота, далее начиналась уже зона ответственности Тихоокеанского флота СССР.
- Вывод в резерв вполне исправного корабля по причине непрохождения планового осмотра ГТД может выглядеть перестраховкой, но авария двигателя и пожар на однотипном БПК «Адмирал Захаров» в феврале 1992 года убедительно доказали, что пренебрегать штатными процедурами нельзя.
Примечания
- ↑ Данные о суммарной мощности энергоустановки БПК проекта 1155 разнятся от источника к источнику — например, справочник Бережного описывает её как 4 агрегата по 20000 л. с. (всего 80000 лошадиных сил). Значение в 62000 л. с. взято по «Нашим авианосцам» В. Бабича, как более заслуживающим доверия. Согласно этой работе (раздел «Газотурбинный бросок в океаны») — суммарная мощность каждого из двух газотурбинных агрегатов М9 складывается из основного двигателя ДТ59 в 22500 л. с. и маршевого ГТД ДО63 в 8500 л. с., что даёт 31000 л. с. на один агрегат и 62000 л. с. на энергоустановку в целом.
- Головные образцы ЗРК «Кинжал» прошли корабельные испытания на ТАКР «Баку» только в 1987 году.
- В этом походе вместо штатной авиагруппы из двух новейших Ка-27 на борту «Удалого» находился единственный вертолёт Ка-25ПЛ.
- Командир вертолёта майор М. В. Фиров, штурман старший лейтенант Муравьёв и бортмеханик капитан Бурунчаков.
Постройка и испытания
Очередной БПК проекта 1155 был зачислен в списки кораблей ВМФ 28 июля 1981 года. 25 марта 1983 года его заложили на стапеле Прибалтийского судостроительного завода (ПСЗ) «Янтарь» в городе Калининграде с присвоением заводского номера 113. На стапеле ПСЗ корпуса кораблей проекта 1155 строились перпендикулярно воде. По мере готовности корпуса переводились в передаточный док, в котором уже спускались на воду. Легкосплавные надстройки БПК проекта 1155 заранее формировались и насыщались оборудованием в закрытом цеху, далее на специальном трейлере подвозились к строящимся корпусам кораблей и 80-тонным краном устанавливались на место.
5 ноября 1983 года БПК торжественно спустили на воду. Корабль получил наименование «Адмирал Спиридонов» в честь советского адмирала Эмиля Николаевича Спиридонова (1925-1981), в 1979-1981 годах командующего Тихоокеанским флотом и погибшего в авиакатастрофе 1981 года вместе с большей частью своего штаба.
Экипаж корабля (войсковая часть 30940) начал формироваться на Тихоокеанском флоте с 1 мая 1983 года, и 20 марта 1984 года прибыл в Калининград к месту постройки БПК. С момента прибытия на Балтику экипаж и корабль временно включили в состав 67-го отдельного дивизиона строящихся и ремонтирующихся кораблей ДКБФ.
После прохождения заводских и Государственных испытаний на полигонах Балтийского моря, 30 декабря 1984 года корабль вступил в строй.
Служба
В октябре 2008 года БПК «Адмирал Пантелеев» принял участие в совместных учениях по поиску и спасению терпящего бедствие судна, по связи и маневрированию, которые проходили в Майдзуру (Япония). Чуть позже участвовал в международном военно-морском параде в Пусане по случаю 60-летия со дня образования Южной Кореи.
29 марта 2009 года второй отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота в составе БПК «Адмирал Пантелеев», морского буксира МБ-37, танкеров «Ижора» и «Иркут» вышел из Владивостока и взял курс на Аденский залив. С апреля 2009 года корабль участвовал в международной миссии по борьбе с пиратами в Аденском заливе. Он сменил первый отряд боевых кораблей Тихоокеанского флота, в составе БПК «Адмирал Виноградов», морского спасателя «Фотий Крылов», танкеров «Печенга» и «Борис Бутома».
28 апреля 2009 года БПК «Адмирал Пантелеев» задержал в 15 милях восточнее побережья Сомали судно с 29 пиратами и оружием. Возможно, именно эта группа пиратов осуществила две безуспешные попытки захвата нефтяного танкера «NS Commander» с российским экипажем, который направлялся через этот район под либерийским флагом в Сингапур.
Позже БПК «Адмирал Пантелеев» предотвратил попытку пиратского захвата танкера «Булави Банк» под флагом Антигуа и Барбуда в восточной части Аденского залива.
В 2013 году отряд кораблей во главе с БПК совершил дальний поход в 30 000 миль и 9-месячное дежурство на Средиземном море.
28 октября 2014 года в заливе Петра Великого состоялось совместное российско-японское учение типа «SAREX» по проведению поисково-спасательной операции на море. От российской стороны в маневрах участвовали БПК «Адмирал Пантелеев», спасательное судно «Саяны», морской буксир МБ-105 и вертолёт Ка-27ПС ТОФ. От японской стороны — эсминец «Хамагири» и корабельный вертолёт SH-60J. Всего в процессе манёвров было разыграно девять эпизодов, в ходе которых российские и японские экипажи ликвидировали условный пожар на судне терпящем бедствие, отработали совместные действия аварийно-спасательных групп и осуществили спасение людей, находящихся в открытом море и на надувных плотиках. Из новых элементов были внесены совместный досмотр с целью проверки и обезвреживания пиратов на борту корабля (роль пиратов играла часть экипажа судна «Саяны»). Активно была задействована корабельная авиация, которая осуществляла доставку «пострадавших» на корабли.
С 1 октября 2018 по 24 января 2019 года, в составе отряда боевых кораблей ТОФ, совершил дальний морской поход. Корабль посетил девять стран и совершил заходы в Хакодате (Япония), Чеджу (Республика Корея), Циндао (Китай), Танджунгприок (Индонезия), Муара (Бруней), Чанги (Сингапур), Вишакхапатнам (Индия), Коломбо (Шри-Ланка) и Манила (Филиппины).
Общие сведения
«Стройный» стал пятым в серии новаторских для 1960-х годов газотурбинных кораблей — проекта 61, строившихся для ВМФ СССР на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. Это были первые в мире крупные боевые корабли, оснащённые газотурбинной силовой установкой в качестве основной и единственной. В Советском Союзе эти боевые единицы в разные периоды носили различную классификацию: официально их отнесли сначала к сторожевым, потом к большим противолодочным кораблям, а оснащённые противокорабельными комплексами представители типа, в том числе и «Стройный», несколько лет классифицировались как большие ракетные корабли. По западной классификации, как правило, БПК проекта 61 относили к фрегатам или эсминцам.
Построенные значительной серией, обладающие выдающимися для 1960-х годов характеристиками вооружения и мореходности, корабли проекта 61 сыграли большую роль в формировании океанских соединений ВМФ СССР. Характерный облик этих кораблей надолго стал одним из символов советского военного флота.
Если вы находитесь в иностранном порту и не можете определить национальную принадлежность стоящих там кораблей — выберите самый красивый и самый чистый из них, в девяти случаях из десяти это будет советский корабль. Гарри Аллендорфер, кэптен ВМС США |
Достойное место в ряду кораблей своего типа занял и БПК «Стройный», нёсший службу в составе Северного флота и демонстрировавший Военно-Морской флаг Советского Союза в ряде «горячих точек» мирового океана. В частности, именно экипажу «Стройного» летом 1986 года пришлось оказывать помощь советским гражданским судам, подорванным южноафриканскими диверсантами в ангольском порту Намибе.