Легендарный советский танк кв-1
Содержание:
- Тактико-технические характеристики Танка КВ-1
- Сохранившиеся экземпляры
- Тактико-Технические Характеристики танка КВ-1
- История создания тяжелого танка КВ-1С
- Конструкция советского тяжелого танка
- Пару слов о коньяке
- Оценка проекта.
- Советская шкала выдержки коньяка
- Многобашенная тактика
- История создания
- История советского танка КВ-1
- Гаубичный танк
- Технические характеристики КВ-1
- КВ-13 – машина, опередившая время лет на сто
- Коньяк X.O.: что это значит
- Вооружение тяжелого штурмового танка КВ-2
- Характеристики
- Потрясающий анимационный фильм-реконструкция: «Колобанов. Бой под Войсковицами». Авторы фильма дизайн студия «Дар»
- Книга о подвиге Колобанова.
- Медаль Колобанова в игре world of tanks
Тактико-технические характеристики Танка КВ-1
Для 40-х годов 20 века конструкция и технические характеристики КВ-1 считалась передовыми. Отказ от многобашенности привел к увеличению проходимости и динамических качеств машины. Конструкция танка считается классической для данного вида машин. В задней части расположен дизельный двигатель и боекомплект с запасом в 50 снарядов. В средней части расположился экипаж из 5 человек и башня (в модификациях установлена командирская башенка). На башне установлено главное орудие калибра 76 мм и 3 пулемета.
76 мм
калибр главного орудия КВ-1, установленного на башне
Корпус и башня танка
Корпус танка выполнен из катаной стали, которая обеспечивает уменьшение толщины брони по сравнению с обычной сталью с учетом сокращения массы и бронепробиваемости. Бронирование частей корпуса составляло:
- верхняя часть лобового корпуса −75 мм;
- средняя часть корпуса — 60 мм;
- нижняя часть корпуса — 75 мм;
- бортовая часть — 75 мм;
- задняя часть (корма) — 60-75 мм;
- днище имело толщину 30-40 мм;
- крыша корпуса — 30-40 мм;
- маска орудия — 90 мм;
Корпус сварен стальными швами с бронированием управления.
Общее бронирование корпуса по сравнению с конкурентами тяжеловесами иностранного производства аналогично, однако с учетом подвижности и динамики КВ-1 модель превосходила конкурентов в классе.
Пробиваемость танка противотанковыми средствами противника отсутствовала. В период Великой Отечественной войны силы вермахта пробивали танки КВ-1 только с помощью зенитных орудий калибра 88-мм. Стандартные противотанковые средства противника причиняли вмятины, но пробитие или контузия экипажа не происходила.
КВ-1 в музее
Бронирование днища позволяло выдерживать подрыв противотанковых средств (мин) среднего размера без тотального уничтожения машины. В 1943 году с появлением танков «Тигр», оснащенных орудием в 88-мм пробитие стало возможным на дистанциях в 1,5-2,5 километра. Появление этих вражеских моделей завершило модернизацию и производства модификаций КВ-1.
Вооружение
Вооружение танка составляют — орудие калибра 76 мм. Пушка в 1940-1942 годах способна пробить броню имеющихся вражеских машин, но с появлением в наличии вермахта «Тигра» и «Пантеры». Пробиваемость орудия составила 200 мм катаной гомогенной стали — этого показателя достаточно для уничтожения средних танков вермахта и его сателлитов. Боекомплект орудия составил 111 выстрелов.
111
выстрелов составляет боекомплект основного орудия
Кроме орудия танк обладал тремя пулеметами калибра 7,62 мм. Два расположены в передней части, один сзади башни. Комплект выстрелов к каждому пулемету составлял 900 патронов. Они предназначались для борьбы с легкой бронированной и автомобильной техникой и для поражения живой силы противника. Экипажу в комплекте полагалось наличие сигнального пистолета и 4 ручных гранта для самообороны.
Пушка ЗИС — 5 на КВ-1
Двигатель, трансмиссия, ходовая часть
На тяжелый танк при разработке впервые поставили дизельный двигатель с объемом в 39 литров и мощностью 500 лошадиных силы. Во время Великой Отечественной войны устанавливался мотор с объемом в 46 литров и аналогичными силовыми показателями.
Двигатель с объемом в 39 литров и мощностью 500 лошадиных сил.
Трансмиссия представлена пятиступенчатым механическим агрегатом. Эта деталь аналогична тракторным коробкам передач. При эксплуатации трансмиссия наряду с ходовой частью вызывала нарекания у танкистов своими выходами из строя. Ходовая часть представлена 6 стальными штампованными катками.
После 1941 года технология производства усовершенствована и представлена литой сталью. Очень важным оказалось, сколько весит танк КВ. При эксплуатации катки слетали с гусениц в результате их деформации, после прохождения 100-150 километров высока вероятность обрыва гусениц. Удельный вес танка КВ-1 уничтожал дорожное полотно.
Двигатель КВ-1
Средства наблюдения и прицелы
В качестве наблюдения танк имел панорамный обзор для командира танка, который обладал 2,5 кратным увеличением и круговым обзором на 26 градусов. Механик — водитель обладал смотровой щелью и перископом эффективность которого в ходе боев не подтвердилась. Также имелся триплекс для дополнительного обзора.
Для ведения огня из закрытых позиций машина оснащалась прицелом для орудия, которые имели подсветку при стрельбе ночью.
Прицелы КВ-1
Средства связи
К средствам связи относилась радиостанция трех модификаций и внутренними переговорными устройствами, встроенными в шлемофон танкистов, предусмотренные для 4 членов экипажа. Станция работает на частотах от 3,75 до 6 МГц и обладает дальностью в 25 километров. Имеется возможность работы в телеграфном режиме с увеличением дальности работы до 30 километров.
Радиостанция КВ-1
Сохранившиеся экземпляры
Всего к сегодняшнему дню в разных странах мира сохранилось порядка 10 танков КВ-1 и ряд экземпляров его различных модификаций.
На территории России танки КВ-1 и КВ-2 можно увидеть в Центральном музее Вооружённых Сил в Москве, а опытный КВ-1с с 85-мм орудием в танковом музее Кубинка (Московская область). Как памятники, КВ-1 установлены в п. Ропша (КВ-1), на мемориале в дер. Марьино (недалеко от г. Кировска Ленинградской области, 2 танка КВ-1 и 1 танк КВ-1с) и п. Парфино Новгородской области (КВ-1 с башней КВ-1с). Танк КВ-85 (дальнейшее развитие КВ-1с) установлен в Санкт-Петербурге в районе ст. метро «Автово». Башня танка КВ-1, переделанная в огневую точку, установлена в выставочном комплексе «Сестрорецкий рубеж», город Сестрорецк (Курортный район Санкт-Петербурга).
В финском танковом музее Парола выставлены два КВ-1, захваченных гитлеровцами и переданных ими финскому союзнику — экранированный танк с пушкой Ф-32 и танк с пушкой ЗИС-5 и литой башней (оба с финской маркировкой и со свастиками). КВ-1 с пушкой Ф-32 имеется в танковом музее в Сомюре (Франция). КВ-1 с литой башней находится на Абердинском полигоне в США. И ещё один КВ-1 с литой башней экспонируется в танковом музее Бовингтона (Великобритания).
Весной 2011 года на дне Невы в Кировском районе Ленинградской области был обнаружен еще один “Клим Ворошилов”, утонувший во время битвы за «Невский пятачок» в 1941 году, а 16 ноября 2011 года он был поднят на поверхность. Операцию проводили военнослужащие 90-го отдельного специального поискового батальона Западного военного округа совместно с сотрудниками музея «Музей Битвы за Ленинград». КВ-1 близ Невского пятачка.
Тактико-Технические Характеристики танка КВ-1
- Масса, т – 47
- Экипаж, ч. – 5. Командир, Механик-водитель, Наводчик, Заряжающий, Стрелок-радист.
- Длина корпуса, мм – 6675
- Ширина корпуса, мм – 3320
- Высота, мм – 2710
Бронирование:
- Лоб корпуса (верх), мм/град. – 75 / 30°
- Лоб корпуса (середина), мм/град. – 40 / 65°
- Лоб корпуса (низ), мм/град. – 75 / 30°
- Борт корпуса, мм/град. – 75 / 0°
- Корма корпуса (верх), мм/град. – 60 / 50°
- Корма корпуса (низ), мм/град. – 70 / 0—90°
- Днище, мм – 30—40
- Крыша корпуса, мм – 30—40
- Лоб башни, мм/град. – 75 / 20°
- Маска орудия, мм/град. – 90
- Борт башни, мм/град. – 75 / 15°
- Корма башни, мм/град. – 75 / 15°
- Крыша башни, мм – 40
Ходовые качества:
- Двигатель В-2К мощность , л.с. – 500
- Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 34
- Запас хода по шоссе, км – 150-225
- Удельная мощность, л. с./т – 11,6
- Преодолеваемый подъём, град. – Неизвестно.
История создания тяжелого танка КВ-1С
КВ-1С – это глубокая модернизация танка КВ-1 с множеством изменений и доработок. Буква “С” – означает Скоростной. Уже в 1942 году танк КВ не оправдывал ожидания командиров и экипажей. К тому же, у немцев появились новые снаряды для 50-мм пушки, способные пробить лобовую броню КВ-1. Все попытки как-то модернизировать КВ-1 сводились к банальному наращиванию брони танка, за счет установки дополнительных броне пластин. Такая «быстрая модернизация» уменьшало, итак невысокие показатели динамики танка, его проходимости и скорости.
Немецкие солдаты рядом с подбитым КВ-1. Заметны Дополнительные броне листы (экраны) на башне.
К тому же вооружение танка практически не отличалось от орудия Т 34 и там и там стояло орудие 76 мм.
Главный Конструктор Ж.Я.Котин получил очень много замечаний от командования, и он вынужден был поехать на фронт для получения информации от первых уст, дабы улучшить танк каким-либо образом.
В результате поездок выявилось множество недостатков в танке. Такие как: большой вес (не редко ломал мосты), недостаточная проходимость, частые поломки, недостаточно сильное вооружение для тяжелого танка – это основные проблемы КВ-1, а так же было множество других нареканий со стороны экипажей танка.
Собрав достаточно информации, были начаты работы по модернизации танка КВ-1.
Схема танка КВ-1ССхема бронирования КВ-1С
Для начала нужно было облегчить танк за счет уменьшением высоты корпуса, смены коробки передач, замены гусениц на более узкие, уменьшение башни, снижение толщины брони корпуса и башни.
Все это дало снижение боевой массы до 42,5 тонн. Однако проблему с вооружением так и не решили, т.к. конструкторы к тому времени так и не смогли разработать новое танковое орудие большего калибра. Ну а позже, в результате небольших испытаний в ноябре танки КВ-1С поступили на вооружение армии.
Всего было выпущено 1106 танков КВ-1С. Выпуск прекратился в сентябре 1943 года в связи с появлением на вооружение армии Третьего Рейха танков “Тигр”, ПТ-Сау “Фердинанд” и САУ “Насхорн” (PzKpfw IV) вооруженные мощными 88-мм пушками, которые сразу поставили в не удел КВ-1С, ведь одной маневренности для борьбы с такими мощными танками явно было недостаточно.
Танг “Тигр” рядом с подбитым КВ-1С.
Но, не смотря на это, танки КВ-1С состояли на вооружении советских войсках до 1945 года. К слову, их тогда уже практически не осталось. На данный момент остался лишь один оригинальный образец танка КВ-1С. Он находится в поселке Парфино, Новгородская область.
Конструкция советского тяжелого танка
Согласно ТТХ КВ-2, он стал практически первым советским тяжелым танком. Ведь основной недостаток начального варианта КВ — слабая огневая мощь — не позволял дать боевой машине удовлетворительную оценку. Требовалась доработка.
Установка 152 мм гаубицы решила проблему слабой огневой мощи.
Установка 152 мм гаубицы решила эту проблему. Вносились изменения, связанные с живучестью танка. Броневая защита корпуса и башни постоянно совершенствовалась и в серийном варианте позволяла выдержать любые удары.
Забегая вперед, можно вспомнить оценки, которые получал КВ-2 от немцев. Их удивлению не было предела, когда после боя на одном из КВ-2 насчитали 70 попаданий от снарядов 55 мм и 75 мм пушек. Ни один из них не пробил броню. Уничтожить танк можно было только если, перебив гусеницу, заставить экипаж покинуть машину.
На танк устанавливались башни двух вариантов. Первый называли «КВ с большой башней». Во втором варианте применялась пониженная башня меньшей массы. Но в том и другом случае лобовая броня достигала 75 мм.
Серийный танк КВ-2 направлялся в войска для усиления подразделений легких и средних танков. Главной его задачей в условиях боевых действий был прорыв сильно укрепленных оборонительных полос противника, уничтожение огнем прямой наводкой ДОТов, ДЗОТов и броневой техники.
Пару слов о коньяке
Мы уже как-то писали о том, как сделать домашний коньяк из водки. Однако, как бы нам ни хотелось, именно коньяком (даже если бесспорно похож) это никак не назвать.
Коньяком вы можете себе позволить назвать только тот напиток богов, который производится исключительно во Франции. Да и то не везде: только в определенных районах, или, как правильнее их назвать — крю или субрегионы. Такая же история, кстати, с кальвадосом.
Правила производства очень строгие и должны соблюдаться. Строго регламентировано содержание этикетки на бутылке коньяка. На ней непременно должны быть указаны:
-
Наименование (Cognac);
-
Емкость;
-
Крепость в поле зрения на лицевой этикетке;
-
Адрес проивзодителя и юридическое название;
-
Апелласьон принадлежности.
Думаете, такая строгость — это шутка?
Если не соблюдать требования к производству коньяка, то можно сесть в тюрьму, лишиться лицензии или испытать и то, и другое. Это не миф, такие случаи действительно были, хоть и редко.
Впрочем, такая строгость касается не только коньяка и кальвадоса, да и любых алкогольных напитков, а многих национальных французских продуктов. Французы очень любят регламентировать и защищать свои продукты.
Оценка проекта.
Выше было рассказано о всех неоспоримых достоинствах танка КВ-5. но в сети мне не попалось ни каких данных о его возможных недостатках. Поэтому предположу сам. Мне так же не попалось данных о планируемой массой машины (Вики не в счёт, там масса взята с потолка). Но судя по её ТТХ, вес её, вряд ли бы вписался, даже, в 50 тонн. Танк КВ-5 весил бы не меньше тонн 60-ти, а то и все 70. Отсюда бы шли, и все его недостатки, связанные с проблемами транспортировки, недостаточной проходимостью, и так далее.
Мог ли КВ-5 появиться на полях сражений? Мне кажется, что вполне… Правда, для этого нужно было начинать работы по нему несколько раньше. Например, как продолжение работ и доведение до ума проекта КВ-4. Вероятно, и название он получил бы такое же. Кроме того, мне думается, что указанные выше, мною, недостатки были, вполне, устранимы путём уменьшения толщины бронирования. На мой взгляд, лобовая броня толщиной в 180 мм, является чрезмерной защитой.
Предполагаемый вид КВ-5-122
Так же, мне видится ещё одно, очень важное, достоинство. Потенциал танка КВ-5 был настолько большой, что он мог бы, практически, без изменений выпускаться всю войну
Что неизбежно привело к отшлифовке технологии его изготовления, и, как следствие, к серьёзному снижению стоимости.
Выше я обращал внимание на большой погон башни. Это так же давало большой простор для манёвра технологам в плане установку на машину других, или более технологичных (например, литых), или большего размера, с более мощным вооружением, башен
Например, знаменитая пушка ИС-2 Д-25Т в башню КВ-5 вполне могла быть установлена без её существенных переделок. А лучшие условия работы экипажа в КВ-5, вполне, могли дать большую скорострельность против ИС-2.
Так же, учитывая габариты танка, мне кажется, что в него вполне встала бы и 152 мм пушка МЛ-20С (устанавливалась на самоходки Су-152 и ИСУ-152) причём не в неподвижной рубке а в башне. Таким образом мы бы уже в самом начале войны получили бы САУ с башенной установкой орудия как на современных самоходках. Бесплатные фриспины https://vulkanbonus.info за регистрацию в топовых онлайн казино.
Предполагаемый вид КВ-5-152
PS. Если рассуждать о том — нужен был, или не нужен, танк КВ-5. То тут мы вступаем в давний и, видимо, вечный спор о том — нужны ли, вообще, были тяжёлые танки. Тут я не буду принимать ни чью сторону, из спорящих. Но скажу, раз уж в СССР выпускались тяжёлые танки, то лучше что бы они были самыми лучшими, из всех возможных вариантов. Именно, таким танком вполне мог стать КВ-5. Правда, на мой взгляд, в модернизированном варианте.
Советская шкала выдержки коньяка
В Советском Союзе было, как говорится, было все свое, и обозначения коньяка были тоже свои. Советская классификация действует до сих пор.
Несмотря на то, что производимый на территории СССР коньяк не совсем легально называть коньяком (иначе прибежит француз и криком напомнит, кто тут хозяин), он производился в немалых количествах.
Армянский коньяк, крайне популярный, что тогда, что сейчас, действительно считается качественным достойным, такого мнения придерживаются сами французские (!) виноделы.
Более качественными, элитными и дорогими коньяками считались марочные, и они-то классифицировались буквенными обозначениями. С ними проще — ничего переводить не нужно!
Коньяк ОС
Коньяк очень старый. Такие напитки в Армении выдерживали на протяжении 20, а то и больше лет. Это суперэлитные сорта, и цены на них совсем не уступают ценам на французские напитки.
Напитки выдерживаются еще дольше, но тогда коньяк приобретает уже статус коллекционного напитка, который обойдется вам в целое состояние.
Многобашенная тактика
Тяжелый танк КВ-2 вряд ли мог появиться на свет, если бы не неудачи первого этапа Зимней войны 1939-40 годов. Этот конфликт вообще вызвал к жизни многие идеи и решения, позднее воплощенные с большей или меньшей степенью удачи. Взять, скажем, ту же ушанку: без холодной зимы 1939-40 годов она появилась бы на год позже, если не в разгар Сталинградской битвы.
Подобным образом обстояло дело и с новыми советскими тяжелыми танками. Проектирование их шло по традиционной многобашенной схеме, отказаться от которой конструкторы сумели далеко не сразу. Но успех, который ждал на поле боя однобашенный КВ, поставил точку в споре, какая конструкция лучше для современных бронированных гусеничных машин. И как это нередко случается, за блеском успеха потерялась одна из замечательных идей, которые воплощали многобашенные танки: преодоление глубоко эшелонированной обороны без дополнительной поддержки и борьба с долговременными огневыми точками.
Ведь орудие главного калибра многобашенного тяжелого танка как раз и должно было сражаться с бетонными колпаками и надолбами, а остальное вооружение предназначалось для того, чтобы противник не мешал этой работе. Правда, для этого нужна была пушка калибром побольше, чем доставшаяся КВ-1 76-миллиметровка. Это наглядно демонстрировали слабые успехи советской полевой артиллерии в борьбе с финскими ДОТами и бронеколпаками. Как ни старались пушкари, а пробить проходы в той же «линии Маннергейма» им удалось далеко не сразу, и далеко не все ее укрепления в итоге были уничтожены – многие из них финны просто оставили, опасаясь попасть в окружение.
В этот момент и стало понятно, что не пробиваемый никакой финской артиллерией тяжелый танк КВ отлично справляется с поддержкой пехоты, но мало пригоден для прорыва линии обороны противника. Требовалась, условно говоря, самоходная «главная башня» многобашенного танка с орудием крупного калибра и с толстой броней. Фактически Красной армии нужна была в этот момент крупнокалиберная САУ типа ИСУ-152, появившихся лишь четыре года спустя. Но вместо нее конструкторы Ленинградского Кировского завода создали один из самых необычных танков того времени.
История создания
Необходимость создания боевой машины, способной противостоять тяжелой артиллерии противника и снабженного мощным вооружением, к 1938 году, когда было принято соответствующее постановление советского Комитета Обороны, назревало давно. Кроме конструкторского бюро Кировского завода Ленинграда, аналогичное техническое задание получило и другое предприятие города — № 185.
Проблема преодоления укрепленных рубежей возникла еще во время Первой Мировой войны. Военными теоретиками выдвигалось множество идей, одна из которых — создание бронированной техники, защищающей нападающую сторону от ударов противника и способной разрушить самые мощные укрепления.
В 30-е годы двадцатого столетия популярностью пользовалась идея создания боевых машин, оборудованных несколькими башнями. Это направление считалось приоритетным, и будущий КВ, получивший на этапе проектирования название СМК по имени С.М. Кирова, предполагалось выполнить трехбашенным.
Ленинградский Кировский Завод
Однако созданная молодыми инженерами модель с одной башней, мощным орудием и дизельным двигателем доказала преимущества перед более модными аналогами, поступив в серийное производство.
Боевое крещение первые образцы танков КВ-1 получили, штурмуя линию Маннергейма в Финской войне, куда были направлены вместо полевых испытаний. Приказ о принятии на вооружение был подписан 19 декабря 1939 года, спустя всего два дня после первого сражения с участием этой боевой машины. Разработанные аналоги — СМК и Т-100 — также неплохо себя проявили в финской кампании, но не выдержали конкуренции с танками КВ-1, уступив в толщине брони при большей массе и худших динамических характеристиках.
История советского танка КВ-1
Из всех опытных образцов, только танк КВ-1 зарекомендовал
себя лучше других. Впервые он вышел в бой 17 декабря 1939 года. Ни одно финское
орудие не могло пробить броню КВ, и он спокойно продвигался вперёд, позволяя
советским войскам перейти в наступление. У нового тяжёлого танка был только
один существенный минус: ни одно из устанавливаемых орудий не могло нанести
вражеским ДОТам никакого урона.
Танк КВ-1: музейный экспонат
Несмотря на это, тяжёлый танк КВ-1 был признан наилучшим
вариантом для серийного производства, хотя его впервые испытали в этом бою. Уже
18 декабря 1939 года он был принят на вооружение, и было
отдано распоряжение пустить его в серийное производство. Для борьбы с ДОТами
началась разработка ещё одного варианта этой машины – КВ-2. На этот советский
танк устанавливалось 152-миллиметровое гаубичное орудие.
В 1940 году началось серийное производство нового тяжёлого
танка. Так началась история советского танка КВ-1. Уже при серийном
производстве в конструкцию было внесено несколько небольших изменений в
конструкцию, позволившие удешевить танк.
Начались новые испытания КВ-1. Они показали, что у танка
было множество недостатков, незамеченных ранее. У него постоянно ломалась
трансмиссия, а башня плохо вращалась на слабом механизме. Воздушные фильтры
тоже оставляли желать лучшего. КВ-1 не мог двигаться со скоростью, которую
обещали его конструкторы.
Танк КВ-1: модификации
КВ-1 был небоеспособен, но его не начали дорабатывать. Планы
по модернизации танка были, но началось серийное производство, и они так и
остались планами. О недостатках танка было донесено Сталину, и он потребовал
всё исправить. В реальности изменился только механизм вращения башни, остальное
осталось таким же. Маршал Кулик и нарком госконтроля Мехлис не раз докладывали
о том, что КВ-1 никто не дорабатывает, но ничего для исправления ситуации не
делалось.
Была усилена броня танка, установлено более мощное орудие,
но основные недостатки сохранялись. Ходовая по-прежнему была ненадёжна, но
выпуск этих дефектных танков уже был налажен.
Этому добавились работы по выпуску КВ-2 и КВ-3, и времени на доработку
танка КВ-1 уже не оставалось.
Танк КВ-1 на марше
Началась война. Выпуск КВ-1 продолжался в Челябинске и
Ленинграде. В 1942 году началась разработка и производство облегченного
варианта КВ-1 – КВ-1С, но не прошло и года, как его прекратили.
До появления в Германии «Тигров» советский танк КВ-1 был
мощнейшей боевой машиной на фронтах. Немцы ничего не могли противопоставить
советскому КВ. Но из-за постоянных поломок ходовой, танк был уязвим, и
гитлеровцы легко использовали это, уничтожая их, пока они стоят.
Хотя КВ-1 был непробиваем для немецких орудий, и экипажи
проявляли чудеса героизма, КВ-1 не мог конкурировать с появившимся в 1940 году
танком Т-34. КВ-1 не был приспособлен к войне и в 1944 году был снят с
производства. Вместо КВ-1 основным советским тяжёлым танком стал ИС.
Гаубичный танк
Решение, казалось бы, действительно лежало на поверхности. Если КВ так блестяще показали себя в бою, значит, нужно взять этот танк и вооружить его орудием помощнее, чем 76-миллиметровая пушка. Причем не просто мощнее, но и с другой баллистикой, чтобы сохранить возможности крупнокалиберной полевой гаубицы.
Первоначально на эту роль прочили 152-миллиметровую образца 1906/30 годов. В наличии был большой запас стволов для этого орудия, технология его изготовления была хорошо отработана, да и боеприпасов на складах было в избытке. Но все-таки в итоге «крупнокалиберный танк» вооружили более современной 152-миллиметровой гаубицей М-10 образца 1938 года. Насколько оправданным было это решение, можно спорить. Новое орудие выгодно отличалось по своим возможностям от устаревшей гаубицы с однобрусным лафетом и коротким стволом. Однако все эти преимущества почти сводились на нет тем обстоятельством, что для установки в танковую башню ствол М-10 сделали заметно короче: он стал всего на восемь калибров длиннее, чем у гаубицы образца 1906/30 годов.
К тому же орудие получило более слабую баллистику, чтобы его можно было разместить на танковом шасси, и практически перестало быть гаубицей, поскольку уже не имело большого угла возвышения. Утешением могло служить только то обстоятельство, что к М-10Т – такой индекс получила приспособленная для установки в танковую башню гаубица – стреляла все теми же снарядами, что и гаубица 1906/30 годов. А значит, проблем с боеприпасами не ожидалось.
Оставалось только поместить орудие в башню, в которой могли разместиться четыре человека: командир орудия (он же командир танка), наводчик, заряжающий и его помощник
Последняя должность в боевом расчете была немаловажной: М-10Т стреляла раздельными выстрелами, снаряды весили 40 кг. Причем номенклатуру боеприпасов ограничили всего одним видом – бетонобойными, так как задачу перед новым танком ставили очень и очень узкую
Технические характеристики КВ-1
Павлов считал, что для решения проблемы, связанной с уязвимостью боевой машины перед орудиями, потребуется 60-мм броня. Такого же мнения был и его предшественник – Бокис, летом 1937 года давший поручение Харьковскому паровозостроительному заводу «нарастить» лобовую броню Т-34 до 75 мм. В 1938 году утвердили государственный проект на проектирование двух опытных тяжелых танков, один на заводе №185, второй на Кировском. С этого момента наметилась тенденция к сокращению количества башен. Технический проект предполагал создание танка с тремя башнями. Инженеры собрали боевую машину, соответствующую техническому заданию, а также экземпляр с двумя башнями.
В декабре 1938 года Комитетом Обороны были утверждены две боевые машины – СМК и Т-100. Также был «дипломный» танк под названием У0. За его основу взяли проект СМК, но внесли несколько серьезных изменений. Во-первых, в нем убрали одну из башен, что положительно сказалось на общей массе боевой машины. То есть У0 был намного легче, компактней и маневренней. Технический проект предполагал наличие двух орудий на 76.2 и 45 мм, которые разместили на одной башне. Подобная мера обусловлена желанием создать универсальный танк, способный противостоять как пехоте противника, так и бронетехнике. Опытный У0 отличался от СМК не только тем, что у него была одна башня, меньшие габариты и вес. Машину оснастили планетарной коробкой передач с особой конструкцией, вместо карбюраторного двигателя установил дизельную силовую установку. Но отказ от второй башни позволял инженерам добавить бронирования и оптимизировать схему машины.
Досконально неизвестно, обсуждали и рассматривали ли проект У0 в декабре 1938 года на заседании Комитета Обороны СССР, но уже два года спустя на государственном уровне было дано одобрение на строительство «танка прорыва» с одной башней, который отвечал тактико-техническим требованиям. Уже будущей боевой машине присвоили название в честь Клима Ворошилова – КВ. Несмотря на то, что в диплом проекте значился дизельный мотор, КВ разрабатывали под карбюраторный двигатель. Такой ДВС обеспечивал дополнительную прибавку в мощности. Но в 1939 году дизель окончательно утвердили – трансмиссия не позволяла снять больше лошадей с силовой установки, плюс дизельное топливо позволяло без ущерба запасу хода уменьшить размеры топливных баков. В конце августа 1939 года первый экземпляр КВ прибыл на танковый полигон для дальнейших испытаний.
Это была машина со следующими отличительными характеристиками:
- боевая масса – 47 т;
- экипаж – 5 человек;
- оружие: 4 пулемета калибра 7.62 мм, орудие калибра 76.2 мм;
- мощность двигателя – 600 лошадиных сил;
- максимальная скорость передвижения – 34 км/ч.
В первую очередь инженеры сетовали на отсутствие крупнокалиберного пулемета, который был на СМК. Но поскольку башню убрали, а одна единственная и так была перегружена, ставить такой пулемет было просто некуда. Второй этап испытаний начался в октябре 1939 года. Вместе с КВ испытывали и СМК, на который в большей мере и были возложены надежды.
КВ-13 – машина, опередившая время лет на сто
Трудно в это поверить, но уже с начала 1942 года в Челябинске пытались создать бронетехнику с дизель-электрическими силовыми установками, своеобразные тепловозы на гусеницах.
Взрыв редкой российской авиабомбы показали на видео
Сам проект КВ-13 был оригинальным во всех отношениях. По массе он должен был соответствовать среднему танку, а по бронезащите – тяжелому. Практически это удалось реализовать уже после войны – в танке Т-54. Первый прототип КВ-13 изготовили весной 1942 года, дальше шла его доработка и даже кардинальная переработка.
В июне 1944 года вышел приказ Государственного комитета обороны и Наркомата танковой промышленности, который положил начало практическим работам по созданию танка с электромеханической трансмиссией. Начались работы над “Объектом 253”. Базой служил танк КВ-13.
Электротрансмиссия, как ожидалось, должна была обеспечить более высокую подвижность боевой машины, улучшить ее приемистость и управляемость.
Основой силовой установки “Объекта 253” стал дизельный двигатель В-12У мощностью 700 л.с. Он соединялся с главным генератором ДК-305А. В состав электрических систем перспективного танка вошел еще один генератор, СГ-1А. Задачей этого трехфазного генератора была выработка тока для питания вентиляторов охлаждения дизеля и тяговых электродвигателей, а также для питания агрегата подзарядки аккумуляторов. Для питания цепей возбуждения генераторов СГ-1А и ДК-305А, а также для энергоснабжения иных агрегатов танк получил два генератора постоянного тока Г-73.
Военная хитрость: как 375 красноармейцев разбили более 4 тыс. басмачей
Для передвижения “Объекта 253” использовались тяговые электродвигатели ДК-302А и ДК-302Б мощностью по 164 кВт, передающие крутящий момент на ведущие колеса через бортовые редукторы. Мощность двигателей предлагалось менять путем регулирования силы тока в обмотке возбуждения главного генератора.
Конструкторские идеи представлялись вполне реализуемыми. Увы, элементная база и общий технологический уровень отечественной промышленности того времени были далеко не на самом высоком уровне. Электрическая трансмиссия получилась работоспособной, но слишком большой по габаритам и тяжелой. Так, общая масса всех агрегатов электротрансмиссии достигла 3850 кг, в то время как чисто механическая трансмиссия танка ИС-2 весила 980 кг. А общая масса “Объекта 253” дошла до 54 тонн.
Было ясно, что “электрический танк” до серии не дойдет. Но поражает скорость реализации совершенно прорывных идей. Разработка “Объекта 253” началась в июне 1944 года, а строительство опытного танка завершилось в уже ноябре того же года. Танк-прототип прошел около 10 км и остановился из-за поломки электрооборудования. Остановка стала вечной. Не спасло проект даже то, что “электрическому танку” дали имя ИС-6.
Российские танки были и остались лучшими в мире
К идее танков с электромеханической силовой установкой конструкторы возвращались на протяжении всей второй половины ХХ века. Ничего не получилось. Вполне возможно, лишь танки четвертого поколения в середине XXI века станут действительно электрическими.
А символом танкостроителей Кировского завода стал тяжелый ИС-2 – настоящий танк Победы в Великой Отечественной. Разработал его, увы, мало кому известный инженер Николай Федорович Шашмурин. Он не искал славы, всегда был в тени официально великих танковых конструкторов – Котина и Духова. Но именно Шашмурин был той рабочей лошадкой, благодаря усилиям которой появились действительно лучшие тяжелые танки Советского Союза.
Коньяк X.O.: что это значит
XO расшифровывается как Extra Old — то есть, экстрастарый и описывает коньяк, выдержанный в дубовых бочках не менее шести лет.
Тем не менее, XO часто имеют гораздо более старый средний возраст, многим из них от 20 лет и старше.
Было много разговоров о том, что минимальный возраст для любого компонента в коньяка XO должен быть минимум 10 летнего возраста. Однако в связи с новыми правилами, до до 31 марта 2019 года коньяки в возрасте шести-девяти лет все еще могут называться XО, если они следуют некоторым заранее определенным правилам BNIC, касающимся упаковка.
Выражение XO впервые было использовано в 1870 году. Коньяк XO можно также назвать «Наполеон» или «Старый резерв».
Вооружение тяжелого штурмового танка КВ-2
Танк КВ-2 пробовали оснастить несколькими видами орудий. Первое из них, с которым танк и пошел в серию, была гаубица калибра 152 мм М-10Т.
Данное орудие обладало целым набором недостатков, которые сводили практически к минимуму его эффективность на поле боя в поздние периоды ВОВ. Главным недостатком орудия был его вес, который делал вращение башни весьма затруднительным занятием, а на склонах и подавно было невозможно повернуть башню. Штатный электромотор попросту не мог справиться с весом башни танка. Ко всему прочему из танка можно было стрелять только во время его полной остановки. Т.к. отдача орудия попросту могла вывести из строя, как саму башню, так и агрегаты танка. Поэтому КВ-2 был весьма легкой мишенью для авиации и крупнокалиберной артиллерии.
Характеристики пушки М-10Т:
- Масса орудия, кг — 2300
- Боекомплект, сн., — 36
- Начальная скорость полета Оскол.-Фугас. снаряда, м/с, — 436
- Начальная скорость полета Бетонобойного снаряда, м/с, — 530
- Прицельная дальность, м, — неизвестно
- Максимальная дальность полета , м — 14000
- Углы вертикальной наводки, град.: -3°…+18°
- Скорострельность, выстрел./мин. — от 2 до 3.
Бронепробиваемость:
Углы склонения приведены по отношению к горизонтали.
- Оскол.-Фугас., На расстоянии 1500 м, мм/град. — 72/60°
- Боекомплект орудия – 36 осколочно фугасных снарядов весом в 40 кг каждый.
Дополнительное вооружение:
Три пулемета Дягтерева 7,62-мм. Первый спаренный с орудием, второй курсовой, третий кормовой.
Кроме гаубицы М-10, на танк КВ-2 пробовали поставить орудие с меньшим калибром ЗиС-6, разрабатываемое для танков КВ-3 и КВ-5. Испытания КВ-2 со 105 мм пушкой провалились.
Характеристики
Танк КВ-1 производился со следующими техническими характеристиками:
- количеством членов экипажа — пять человек;
- длиной — 6,675 м;
- шириной — 3,32 м;
- высотой — 2,71 м;
- величиной клиренса — 0,45 м;
- запасом хода — до 225 км;
- средней дорожной скоростью — 25 км/ч;
- предельной скоростью — до 34 км/ч;
- боевой массой — 43 т;
- артиллерийским боекомплектом — 111 выстрелов;
- калибром орудия — 76 мм;
- количеством установленных пулеметов и их калибром — три по 7,62 мм;
- мощностью силовой установки — 500 л.с.;
Толщина броневой защиты, в миллиметрах (при величине угла наклона в градусах) составляла:
- лобовой части корпуса (верхнего листа) — 75 (30);
- бортов корпуса — 75 (0);
- тыльной стороны (верхнего листа) — 60 (50);
- передней части башни — 75 (20);
- орудийной маски — 90.
Перечисленные характеристики обеспечивали выполнение поставленных перед машиной боевых задач, включая защиту экипажа, уничтожение укрепленных рубежей противника при достаточной маневренности техники.
Потрясающий анимационный фильм-реконструкция: «Колобанов. Бой под Войсковицами». Авторы фильма дизайн студия «Дар»
Книга о подвиге Колобанова.
«Подвиг танкиста» – книга о герое отечественной войны Зиновии Григорьевиче Колобанове. Подробно рассказывает о бое роты из пяти тяжелых танков под его командованием на подступах к Красногвардейску. Издание богато иллюстрировано изображениями штабных оперативных карт. Дополнено аналитическими материалами и фотографиями. Книга будет интересна как широкому читателю, так и специалистам-историкам. Автор книги Александр Степанов.
Медаль Колобанова в игре world of tanks
Медаль Колобанова — это одна из самых желанных наград в World of Tanks. Для получения необходимо остаться в бою в одиночку против пяти соперников и победить.
Также читайте статью: «Вездеход» — первый русский танк или машина Пороховщикова