Сау м109
Содержание:
Модификации
Уже в 1973 году в производство пошла модификация САУ М109 А1, вооружённая орудием с увеличенной до 39 калибров длиной ствола. Дальность выстрела, таким образом, была повышена до 18 км. Кроме того, была усилена подвеска самоходки и доработаны приводы орудия.
В 1979 году появилась очередная модель САУ – М109 А2. На неё установили новую гаубицу М185, на задней стенке башни смонтировали укладку для дополнительных восьми выстрелов. Панорамный прицел оснастили защитой от пуль и осколков. Под индексом М109 А3 скрывались самоходки серии А1, модернизированные до стандарта А3.
В 1989 году САУ М109А2 и А3 оснастили защитой от средств массового поражения, включающей в себя фильтровентиляционные установки. В днище самоходки оборудовали дренажные отверстия для стока раствора DS2, применявшегося для дегазации. Двигатель оснастили системой экстренного запуска, генератор на 100 ампер заменили 180-амперным. Эти САУ получили обозначение М109А4.
Очередное улучшение последовало в следующем 1990 году. М109А5 получили новое орудие М284 на станке М182. Это позволило довести дальность выстрела до 22 км. Максимальный боекомплект увеличили до 36 выстрелов, а двигатель форсировали до 440 л.с.
Хотя на этот раз орудие и станок остались прежними, список улучшений кратким не был. Башня и корпус получили внутренний противоосколочный подбой из кевлара. Боевое отделение оснастили кондиционером.
В моторном отсеке оборудовали автоматическую систему пожаротушения, а расчёт получил новые переносные огнетушители. Подвеску вновь усилили, улучшили охлаждение двигателя и оборудовали его электронной системой диагностики. А главное – «Паладин» имел новую систему управления огнём, включающую в себя цифровой баллистический вычислитель, радионавигационный приёмник и систему беспроводной связи с командным пунктом батареи.
Казалось бы – «Паладин» станет самой совершенной версией М109 и большего из самоходки, разработанной ещё в 50-е годы, «выжать» не удастся. В каком-то смысле так оно и было – в 90-х годах началась активная разработка новых артиллерийских систем, и в США заменой «Паладину» должен был стать «Крестоносец». Однако в течение 2000-х американцы свернули множество проектов перспективной техники, и решили вновь модернизировать М109.
М109А7 по двигателю и ходовой части унифицировали с БМП М2 «Брэдли». Таким образом, старый двухтактный дизель, наконец ушёл в прошлое, заменённый 600-сильным VTA903, это современный V-образный 8-ми цилиндровый 4-х тактный турбодизель. Гидроприводы наведения заменили электрическими, установили автоматический досылатель.
Боекомплект составляет 39 выстрелов, а расчёт сократился до четырёх человек. В перспективе планируется оснастить «Паладин» полноценным автоматом заряжания и гаубицей с длиной ствола в 58 калибров.
В ходе производства М109 для экспорта также были разработаны удешевлённые модификации М109А1B и А3B. Различные страны создавали собственные программы модернизации – например, в Швейцарии М109 вооружили орудием собственной разработки длиной в 47 калибров. В рамках совместных голландско-германских работ представили М109 с орудием от самоходки PzH 2000 длиной в 52 калибра.
Модификации
M109A2 на бывшей бельгийской авиабазе Брассат (Brasschaat).
Внутри башни М109А7 во время стрельбы. Торунь, Польша. 15 мая 2019 года.
Прототип М109А7.
-
M109A1
M109A1 Hoveizeh — иранские M109A1.
— поступила на вооружение в 1973 году. Отличается увеличенной длиной ствола, усовершенствованными приводами наведения и усиленной подвеской. Возможно применение кассетных снарядов с донным газогенератором M864.
- M109A2 — поступила на вооружение в 1979 году. Изменена конструкция досылателя и противооткатных устройств. Боекомплект увеличен на 8 выстрелов.
-
M109A3 — модернизированный вариант M109A1. Заменён орудийный станок. Оборудована системой удаления воздуха из топливной системы, усовершенствованной приборной панелью механика-водителя, системами контроля состояния боеукладки, торсионных валов, тормоза отката и накатника. Максимальная дальность стрельбы обычным осколочно-фугасным снарядом увеличена до 18 км, активно-реактивным — до 24 км.
- M109A3G — модернизированный вариант, разработанный в ФРГ в 1983 году и производившийся с 1985 года. Отличается новым орудием со стволом от буксируемой гаубицы FH70 Rheinmetall, более совершенными противооткатными устройствами, новым клиновым затвором и введённым в боекомплект усиленным боевым зарядом (что позволило увеличить дальность стрельбы с 14,6 до 18 км и скорострельность — с 4 до 6 выстрелов в минуту). За счёт изменённой укладки боеприпасов количество выстрелов было увеличено с 28 до 34. Также на боевой машине были установлены новые, западногерманские прицелы и приборы наблюдения, средства связи, гусеницы, 7,62-мм зенитный пулемёт MG.3 и дымовые гранатомёты.
- M109A3GN — модернизированный вариант, разработанный в 1988 году и произведённый в 1988—1990 для M109, состоявших на вооружении армии Норвегии. Установлены новые стволы производства компании «Рейнметалл», что позволило увеличить дальность стрельбы. Заказ общей стоимостью 118 млн норвежских крон выполнен компанией «NFT».
- M109A4 — установлена система защиты от оружия массового поражения. Усовершенствованы механизмы горизонтального наведения орудия, внесены изменения в силовую установку.
- M109A5 — установлено новое орудие M284 (длина ствола 39 клб) на орудийном станке M182. Максимальная дальность стрельбы увеличена до 30 км. По требованию заказчика могут устанавливаться система GPS и автоматизированная система управления огнём.
- M109A6 Paladin — модификация разработана в рамках программы HIP, производство начато в 1990 году. Принята на вооружение в 1992 году. Установлена новая башня с улучшенной броневой защитой и внутренней обшивкой из кевлара. Орудие — M284 на станке M182A1. Оборудована новой радиостанцией, автоматизированной системой управления огнём (программно реализована на языке программирования приложений высокой надёжности Ada, среда разработки Aonix Object Ada, объединяет ИНС, датчики оружия, высоты и цифровую криптостойкую систему передачи данных, основанную на быстрой перестройке частоты, для противодействия РЭБ противника — СУО шлет на КП батареи (FDC — fire direction center) или батальона точные данные местоположения и высоты), бортовым баллистическим вычислителем и навигационной системой, обеспечивающими автоматическое наведение орудия, приёмником космической радионавигационной системой NAVSTAR. Все это позволяет вести огонь с короткой остановки (уже через 30 сек — с равной точностью предыдущим выстрелам). Это же позволяет применять тактику парной (а не батарейной) стрельбы, которая повышает выживаемость при контрбатарейной борьбе или атаке с воздуха. Были улучшены внутренние отсеки хранения выстрелов и амуниции (повышена их безопасность и емкость — с 36 до 39 выстрелов).
- М109А7 (бывший M109A6 PIM) 2012 год — модернизированный вариант M109A6 «Паладин». Модернизированная САУ оснащена цифровой системой управления огнём и усовершенствованной полуавтоматической системой заряжания. Также гидравлические системы управления орудия были заменены на электрический привод, что позволило увеличить боекомплект. Орудие представляет собой 155-мм M284 на станке M182A1. В САУ установлен автомат заряжания. Базовое шасси было заменено на улучшенное с элементами подвески и трансмиссией HMPT-800 от M2 «Брэдли». Масса выросла до 36 288 кг, при возможности наращивания до 50 т (при необходимости навешивания дополнительной брони). Вместо дизельного двигателя «Детройт Дизель» мощностью 440 л. с. на САУ установлен двигатель БМП M2 «Брэдли» («Камминс» V903 мощностью 675 л. с.). САУ обладает компьютерной системой слежения исправности оборудования установки.
- M109L — модернизированный вариант, производившийся в Италии.
Операторы
M109 египетской армии во время операции «Яркая звезда»
Текущие операторы
- Джибути : 10
- Эфиопия : 17
- Греция : 51 A1B
- Иран : 440
- Марокко : 44 M109A1B
- Оман : 15 A0
- Перу : 12
- Швейцария : 224 (обновлено до M109 KAWEST)
- Объединенные Арабские Эмираты : 40 (из Швейцарии)
ВМС Испании Marines M109A2
- Бразилия : 40 A3 (бывший бельгийский)
- Дания : 2–6 (обновлено до M109 A3DK, раньше 76)
- Греция : 84 A2, 50 A3GEA1, 223 A3GEA2
- Египет : 400 A2
- Иордания : 356 A2 / A2-90 (121 M109A2-90 куплен в Нидерландах)
- Ливан : 12 A3
- Марокко : 78 M109A2, 22 M109A3 и 40 M-109L47
- Норвегия : 14 M109A3GNM (активно) + 42 M109A3GN (на хранении). Будет заменен на 24 K9 Thunder в период с 2019 по 2024 год.
- Пакистан : 150+ А2 на вооружении пакистанской армии . Обновление до стандарта M109A5.
- Саудовская Аравия : 60 самолетов A2 в настоящее время модернизируются до A5 (2010 г.)
- Испания : 6 (испанские морские пехотинцы)
- Тунис : 19–20 A2
- Индонезия : 36 единиц M109A4-BE закуплено в Бельгии
- Марокко : 4 M109A4
Марокканская гаубица M109A5 в 2012 году
- Бразилия : 96 A5 / A5 + Еще 56 излишков армии США, будут модернизированы до M109A5 +, контракт заключен с BAE Systems .
- Чили : 48 (24 из Швейцарии, обновлены до M-109 KAWEST, 12 A3 и 12 A5 + обновлены до аналогичной конфигурации Paladin)
- Египет : 201
- Саудовская Аравия : 36
- Ирак : 24
- Израиль : 600
- Пакистан : 115
- Португалия : 18 с 2002 года (португальская армия). 6 из этих машин были M109A2 / A3 модернизированы до варианта A5. Этот вариант заменил предыдущие 6 M109A2, эксплуатируемые португальской армией.
- Таиланд : 20
- Греция : 12
- Испания : 96 (испанская армия)
- Марокко : 70
- Ливан : 74 TBD
- Китайская Республика (Тайвань): 28
M109A6
- США : 992
- Саудовская Аравия : 177 штук заказано в апреле 2018 года.
- Китайская Республика (Тайвань):> 100 запланировано на 2019 год, 40 одобрено Государственным департаментом США в августе 2021 года.
K55 / K55A1
Южная Корея : было произведено 1040 самолетов K55, и в настоящее время проводится модернизация всего парка до K55A1. Управляется армией и корпусом морской пехоты.
Бывшие операторы
- Бельгия : 167 A2, из которых 64 были модернизированы до стандарта -A4BE, остальные выведены из эксплуатации.
- Германия : 570 A3GE A1 / A2, снят с производства к 1 июля 2007 года и заменен на PzH 2000
- Италия : 221 M109L (со стволом итальянского производства 155 мм / 39 калибра) Заменен на PzH 2000
- Нидерланды : 126 A2 / 90 выведены из эксплуатации и в значительной степени заменены на PzH 2000
- Португалия : 6 A2 с 1981 года (португальская армия). В настоящее время выведен из эксплуатации и заменен 18 M109A5 в 2002 году.
- Великобритания : 140+ введены в эксплуатацию в 1965 году, обновлены до стандартов -A1 и -A2 и в конечном итоге проданы Австрии в 1994 году.
- Кувейт Неизвестно, когда он был введен в эксплуатацию и когда был выведен из эксплуатации.
- Бельгия : 64 A4BE (все в настоящее время списаны, а некоторые A3BE проданы в Бразилию и 36 A4BE в Индонезию)
- Канада : 76 автомобилей A4B + выведены из состава вооруженных сил Канады с 2005 года, они использовались в период с 1967 по 2005 год. Все машины были модернизированы до стандарта M109A4B + SPH в 1980-х годах. В основном они использовались 4-й канадской механизированной бригадой в Германии.
Примечания
- ↑ 12 [www.baesystems.com/BAEProd/groups/public/documents/bae_publication/bae_pdf_archer.pdf FH77 BW L52 — Archer]
- [www.svd.se/nyheter/inrikes/sverige-star-helt-utan-artilleri_8272024.svd Sverige står helt utan artilleri] (швед.). Anna K. Eriksson . Svenska Dagbladets (17 июня 2013). Проверено 24 июня 2013. [www.webcitation.org/6Hf0uZqjx Архивировано из первоисточника 26 июня 2013].
- [www.baesystems.com/ProductsServices/l_and_a_bof_fh77_bwl_52_Arch.html FH77 BW L52 — Archer]
- [www.tecnacorp.com/pdfs/LS_ArtillerySysG6.pdf Подробные технические характеристики G6]
- [www.kotadef.sk/en/r-d/weapons-systems/howitzers/155-mm-spgh-zuzana-2/ 155 mm SpGH ZUZANA 2]
- [www.nexter-group.fr/en/component/k2/item/349-caesar%C2%AE САУ CAESAR на сайте производителя]
- [www.baesystems.com/ProductsServices/l_and_a_bof_fh77_bwl_52_Arch.html FH77 BW L52 — Archer]
- [www.army-technology.com/projects/atmos/ Atmos 2000 155mm Self-Propelled Artillery System, Israel]
- [www.odbrana.mod.gov.rs/odbrana002/63-65.pdf Описание САУ Nora B-52 на сербском языке]
- ЦАМТО / Главное / Вооружённые силы Норвегии отказались от покупки 155-мм САУ «Арчер» www.armstrade.org/includes/periodics/mainnews/2013/1210/100121668/detail.shtml
Двигатель и трансмиссия
Характеристики Suzuki M109R просто отличные, что позволяет мотоциклу достичь высокой скорости примерно до 225 километров в час. Мощность при этом равна 125 лошадиных сил. Байк может совершенно спокойно разогнаться до 100 километров за очень короткое время — всего 3,9 секунд.
Двигатель сам по себе очень мощный и снабжен охлаждением, что позволяет мотоциклу неизменно работать при максимальной нагрузке.
Топливо расходуется не совсем экономно, поэтому объема бака в 19,5 л хватит для того, чтобы проехать только 300 километров.
Коробка скоростей у мотоцикла пятиступенчатая и с продолжительными передачами. Передача осуществлена при помощи кардана, который отлично превозносит все параметры этого байка.
Программа FCS MGV
Следующая попытка создания новой самоходки была предпринята в рамках печально известной программы Future Combat Systems (FCS). Программа предусматривала разработку большого количества новых образцов техники разного назначения, пригодных для постановки на вооружение в обозримом будущем. В 2009 г. FCS остановили ввиду отсутствия реальных перспектив. Закрытие программы привело к отказу от нескольких новых проектов техники, в т.ч. 155-мм самоходной гаубицы.
Одна из опытных САУ XM1203
Одним из представителей нового семейства техники должна была стать САУ XM1203 NLOS Cannon. Предлагалось построить среднюю по массе авиатранспортабельную самоходку с орудием калибра 155 мм. Для ускорения разработки и получения максимальных характеристик планировалось широко использовать наработки по теме Crusader. Получившийся образец должен был оснащаться различной автоматикой и получать современную СУО.
В 2008 г. компания BAE Systems завершила разработку машины XM1203 и построила первый опытный образец. В течение нескольких месяцев после этого из сборочного цеха вышли еще несколько таких машин. Всего в испытаниях задействовали восемь самоходок-прототипов.
В ходе тестовых стрельб XM1203 подтвердили способность использования различных 155-мм снарядов и показали высокую надежность автоматики заряжания и управления огнем. Основные характеристики соответствовали заявленным, но требовались доводка и совершенствование конструкции. В средней перспективе САУ могла поступить на вооружение.
Однако в 2009 г. проект NLOS Cannon закрыли вместе со всей программой FCS. Общая программа создания техники оказалась слишком сложной и дорогой. Разработка перспективной САУ тоже не отличалась простотой и малой стоимостью. В итоге было принято решение остановить проектирование всех новых образцов.
Несмотря на все успехи, под сокращение попала и самоходка XM1203. Ненужные опытные машины отправили на хранение и на разборку. Место основной САУ армии США на неопределенное время осталось за M109A6 Paladin. Вскоре после закрытия программы FCS появился заказ на проведение очередной модернизации M109. Ее результатом стала нынешняя самоходная гаубица M109A7.
Производные
M992
Машина поддержки боеприпасов полевой артиллерии M992A3 (M992A3 FAASV)
Автомобиль снабжения боеприпасов полевой артиллерии (FAASV) построен на шасси серии M109. Его также в просторечии называют «CAT» (в соответствии с его номенклатурой CAT: Carrier, Ammunition, Tracked). Он заменяет машину снабжения M548. В отличие от M548, он бронированный. У этой боевой машины нет башни, но она имеет более высокую надстройку для хранения 93 снарядов и эквивалентного количества пороха и капсюлей. Максимум 90 обычных патронов, по 45 в двух стойках и 3 патрона M712 Copperhead .
До недавнего времени большая часть оставшегося внутреннего пространства экипажа была занята конвейерной системой с гидравлическим приводом, предназначенной для быстрой загрузки патронов или передачи патронов на гаубицу серии M109. У большинства ранних моделей был дополнительный механизм, называемый XY конвейером, который поднимал патроны на сотовые стеллажи для хранения в передней части надстройки. Потолочную пластину над двумя стойками можно отвинтить и открыть, чтобы можно было вытащить стойки из автомобиля. Эта машина оснащена системой подавления огня с использованием галона и установкой вооружения, аналогичной той, что установлена на башне M109, обычно с гранатометом Mk 19 для местной защиты от пехоты и легкой бронетехники. Последние модели имеют точку крепления для двух защищенных радиостанций.
Гидравлическая конвейерная система снимается бригадами, поскольку она медленнее, чем перемещение патронов вручную. Недавно армия удалила конвейерную систему и заменила две горизонтально открывающиеся двери на две вертикальные двери, открывающиеся из центра, чтобы обеспечить защиту экипажа во время перемещения.
Транспортное средство также содержит 2-тактный вспомогательный силовой агрегат с дизельным двигателем, который может обеспечивать все неавтомобильные потребности в энергии на машине снабжения боеприпасов полевой артиллерии и на гаубице, когда для их соединения используется вспомогательный кабель. Это снижает расход топлива, когда мобильность не требуется.
Системы обучения
Армия США использует тактический тренажер Combined Arms Tactical Trainer (FSCATT) в двух версиях для начальной подготовки и обучения поддержки M109A6 и M109A5. Система использует фактическую башню излишков и смоделированную систему боеприпасов.
Швейцарская армия использует высокотехнологичный тренажер KAWEST от Van Halteren Metaal из Нидерландов.
Голландская, бельгийская, тайская и израильская армии имеют различные конфигурации Van Halteren Metaal M109 Howitzer Crew Trainer (HCT).
У PEO STRI армии США есть программа под названием M109A7 Howitzer Crew Crew Trainer (HCT). Планируется закупить 16 систем начиная с 3 квартала 20 финансового года.
Таланты и Билд
Ниже представлен билд талантов класса Паладин Защита, составленный по данным SimulationCraft. Существует множество вариантов эффективных комбинаций талантов, здесь представлена наша рекомендация, которую редакция считает оптимальной. Тем не менее, рекомендуется изучить каждую из составляющих прежде, чем использовать билд, а тем более менять его. Сперва нужно понять сильные и слабые стороны вашего персонажа — это самый верный путь для составления эффективного билда.
Если хочешь более подробно познакомиться с каждым талантом, вот ссылка билда на вовхеде (откроется в новой вкладке).
Боевое применение
Кладбище американских M109 в Ираке
Применялись Израилем и Ливией в ходе Октябрьской войны. Есть информация что три ливийских M-109 были захвачены израильтянами в конце войны. Одна из захваченных израильских самоходок демонстрировалась на выставке трофейной техники в Каире.
В ходе ирано-иракской войны неизвестное количество иранских САУ M109 было захвачено иракцами. В ходе неудавшейся обороны Кувейта в 1990 году все из имеющихся 18 M109A1B были захвачены Ираком.
В ходе авиаударов НАТО по Ливии в 2011 году некоторое количество ливийских самоходок M109 было уничтожено.
Эффективность против легкобронированной техники
Точных данных по эффективности 155-мм снарядов против БМП нет, однако можно основываться на тактико-технических характеристиках снарядов и легкобронированной техники а также на применении аналогичных орудий в других странах (152-мм российский снаряд). Также важен факт что САУ предназначено для уничтожения танков, бронирование которых значительно больше даже на крыше корпуса и башни, не говоря уже о лобовой части. Разрыв снаряда М109 «Паладин», в нескольких метрах от БМП-1 или БМП-2 приводит к тяжелым повреждениям, вплоть до уничтожения. Урон достигается, в первую очередь, за счёт пробивания корпуса БМП крупными осколками. Прямое попадание ведет к полному уничтожению машины с отрывом башни и пожаром внутри остатков корпуса. Аналогичные по мощности 152-мм снаряды советского и российского производства наносят почти такой же урон легкобронированной технике. В боевых действиях на Востоке Украины были случаи уничтожения БМП тяжелой артиллерией калибра 122-мм и 152-мм.
Гаубицы и мортиры | Швеция
Гаубица 10,5-сm Haubits m/10
Гаубица «M/10» производилась в 1911-1919 гг. Орудия имело деревянные колеса и щит прирытия. К началу войны на вооружении находилось 149 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 105 мм; длина ствола – 1,5 м; масса орудия в боевом положении – 1,1 т; масса снаряда – 14,6 кг; начальная скорость – 293 м/с; максимальная дальность – 5,8 км; расчет – 7 человек.
Гаубица 10,5-сm Haubits m/40
Гаубица «M/40» выпускалась в 1940-1944 гг. Существовали два варианта гаубицы, которые изготавливались по лицензии: «105-Н/37» (Финляндия, 140 шт.) и «Hb-10,5-сm» (Швейцария, 46 шт.).
Гаубица также использовалась в Эстонии (40 шт.) и Нидерландах (16 шт.). Первоначально орудие изготавливалось с колесами, покрытыми трубчатой резиной, позже с пневматическими колесами. Для перевозки использовалась, как конная тяга, так и механическая. Швецией всего было построено 400 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 105 мм; длина – 5,3 м; масса орудия в боевом положении – 2 т; длина ствола – 1,9 м; масса снаряда – 15,5 кг; начальная скорость – 449 м/с; скорострельность – 40 выстрелов в час; максимальная дальность – 10,9 км; расчет – 7 человек.
Гаубица Bofors 12-cm M.14
Гаубица выпускалась до 1920 г. и поставлялась на экспорт. Она служила в Германии, Норвегии и Нидерландах. Захваченные Вермахтом орудия обозначались индексом «12-сm leFH-373 (H)». Орудие перевозилось шестеркой лошадей. К началу войны на вооружении находилось 52 орудия. ТТХ гаубицы: калибр – 120 мм; длина ствола – 1,7 м; масса в походном положении – 2,1 т, в боевом – 1,3 т; масса снаряда – 16,5 кг; начальная скорость – 317 м/с; высота линии огня – 1 м; скорострельность – 3 выстрела в минуту; максимальная дальность стрельбы – 6 км; расчет – 7 человек; толщина щита – 3,5 мм.
Гаубица Bofors 15-сm m/38
Орудие выпускалсь в 1940-1941 гг. на базе лафета пушки «10,5-сm Каnоn M/34» и предназначалась для горной местности. Всего было построено 16 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 149,1 мм; длина ствола – 3,3 м; масса в боевом положении – 4.2 т; масса снаряда – 37 кг; начальная скорость – 190-503 м/с; высота линии огня – м; скорострельность – 6 выстрелов минуту; максимальная дальность стрельбы – 11,1 км; расчет – 9 человек; толщина щита прикрытия – 3,5 мм.
Гаубица Bofors 15-cm m/39
Гаубица производились 1941-1945 гг. Орудия буксировались тягачами. Всего было построено 113 орудий. ТТХ гаубицы: калибр – 149,1 мм; длина – 7,3 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,1 м; длина ствола – 3,4 м; масса в транспортном положении — 5,2 т; в боевом – 2,2 т; масса снаряда — 41,5; начальная склрость снаряда – 580 м/с; скорострельность – 6 выстрелов в минуту; дальность стрельбы – 14,6 км; расчет – 9 человек.
Гаубица «15-cm Positionshaubits m/ 06»
Гаубица была разработана в 1906 г. Серийное производство по лицензии осуществляла . Шведская армия использовала 56 орудий. Орудие служило в финской армии под обозначением «150 H/06» (12 шт.). Первоначально гаубица перевозилась четверкой лошадей, позже мехтягой. ТТХ гаубицы: калибр – 149,1 мм; длина ствола – 1,8 м; масса в походном положении – 3,3 т; в боевом — 2.1 т; клиренс – 360 мм; дальность стрельбы – 6,7 км, масса снаряда – 41 кг; начальная скорость — 300 м/с. Поделиться в:
155 mm self-propelled howitzer
![]() |
The US Army continues |
The M109A6
The M109A6
Some of the
The Paladin
Secondary
The M109A6 Armor
Vehicle is
The M109A6 Variants
|
M109A6 Paladin artillery system operation
The Paladin artillery system is operated by a crew of four, a commander, a driver, a gunner and a loader.
“Paladin is able to operate independently with no external technical assistance.”
The crew are able to receive mission data via a secure voice and digital communications system, compute the firing data, automatically unlock the cannon from the travel lock, point the cannon and fire, and move to a new location without external technical assistance. The M109A6 Paladin fires the first round from the move within 60 seconds. The ‘shoot and scoot’ capability protects the crew from counter-battery fire.
Paladin was used in support of Operation Iraqi Freedom in March / April 2003 and in the continuing operations in Iraq, including Operation Al Fajr in Fallujah in November 2004.
BAE Systems Land and Armaments supplied 219 modification kits for US Army Paladins, which enable the use of the modular artillery charge system (MACS) and the 155mm precision-guided extended-range XM92 Excalibur projectile being developed by Raytheon and Bofors Defense of Sweden (a BAE Systems subsidiary). Deliveries began in 2005.