Легендарный танк т-34 имеет интересную историю создания
Содержание:
- Особенности Т-34
- А что вообще такое Советы?
- Вроде у революционеров были нормальные идеи — равенство, демократия. Почему начались массовые убийства?
- В чем Т-34 лучший?
- Историческая справка
- Рождение Т-34.
- Идеи Уолтера Кристи
- Модификации и машины, созданные на базе Т-34
- Революцию поддерживали рабочие и крестьяне, а остальные были против?
- Правда ли, что без Ленина революция не состоялась бы?
- Конструктор М. И. Кошкин создатель танка Т-34
- Творение Михаила Кошкина
- Создание
- Неудачная гонка за лидером
Особенности Т-34
Именно А-32 впоследствии стал той машиной, которую стали именовать как Т-34. Эта техника отличалась следующими преимуществами:
- пушка 45 мм;
- достаточно большая скорость передвижения;
- корпус из листов прокатной стали;
- наличие пулемета ДТ.
В дальнейшем А-32 постоянно улучшали, так, к примеру, в 1939 году массу машины довели до 24 тонн, поскольку инженеры усилили броню при помощи различных грузов. В декабре месяце того же года прошли испытания модификации с броней 45 мм и танковым орудием 76 мм. В марте первые пять экземпляров отправились с Харьковского завода на Москву. Дальше проходили полигонные испытания: машину обстреливали прямой наводной фугасными снарядами, проходили испытания не только на прочность брони и надежность танка, но и на способность преодолевать различные препятствия на своем пути, а именно противотанковые заграждения.
В результате стало понятно, что получилась достойная, но не без недостатков машина. Проблемной была коробка передач Т-34, по отдельно взятым качествам – маневренность, броня, огневая мощь – танк не был абсолютным чемпионом. Но, если в целом суммировать боевые, технические и экономические качества, Т-34 стал объектом всеобщего подражания. Работа над одним из главных проектов довоенного времени позволила конструкторам получить ответы практически на все тревожащие вопросы.
Танк Т-34 отличался:
- рациональными углами наклона брони (увеличение вероятности рикошета);
- широкие гусеницы, способствующие легкому прохождению бездорожья;
- тяговитый, мощный дизельный мотор, менее склонный к возгоранию;
- мощная пушка.
Эти и многие качества позволили Т-34 стать лучшим на поле боя, а современные боевые машины больше схожи как раз на «тридцать четвертый», нежели на «Тигр».
Да, идеализировать Т-34 бессмысленно, ведь, как уже было сказано выше, у него были недостатки, из-за которых на протяжении 1941 года не удавалось перевернуть ход противостояний. Так к проблемной коробке передач добавлялось отсутствие радиосвязи, а командиру танка приходилось исполнять еще и задачу наводчика. Оставляли желать лучшего качества литья листов брони.
Но, несмотря на это, Т-34 отличался великолепной ремонтопригодностью, а также предлагал «почву» для дальнейших улучшений конструкции. Практически всю войну боевая машина прошла без серьезных доработок, и только в 1944 произошел крупный «рестайлинг». Экипаж Т-34 дополнил наводчик, а огневая мощь обзавелась новой 85-миллиметровой пушкой.
А что вообще такое Советы?
У здания Моссовета. Октябрь 1917 годаМАММ / МДФ
Советы рабочих депутатов появились в период революции 1905–1907 годов. Это были собрания избранных рабочими представителей. Советы руководили рабочим движением, занимались организацией стачек на предприятиях и вооруженных выступлений против правительства. Возникали они стихийно. Считается, что первый Совет был создан в середине мая 1905 года в центре текстильной промышленности в Иваново-Вознесенске. Вскоре аналогичные органы самоуправления, создаваемые разными профессиональными группами — солдатами и матросами, железнодорожниками, крестьянами и так далее, — возникли по всей стране.
Ленин видел в Советах колоссальный потенциал и считал, что представители рабочих, солдат и крестьян должны взять государственное управление в свои руки: только так, с его точки зрения, можно было быстро построить в стране социализм. В 1917 году лозунг «Вся власть Советам!» стал визитной карточкой большевиков.
Вроде у революционеров были нормальные идеи — равенство, демократия. Почему начались массовые убийства?
Красногвардейцы на посту у Саратовского вокзала. Октябрь 1917 годаМАММ / МДФ
В случае Октябрьской революции не совсем верно говорить о провозглашении демократии в прямом смысле этого слова. Речь шла об уравнении прав и расширении разнообразных свобод в отношении низших слоев населения. Только рабочие и солдаты, а затем и крестьяне избирали новые органы власти — Советы.
Поначалу большевики не считали бывшие привилегированные классы опасным и сильным врагом, для борьбы с которым понадобятся репрессии. Наоборот, один из первых декретов отменял смертную казнь, возобновленную на фронте Временным правительством.
Октябрьские события, конечно, не были бескровными. По всей стране в ходе вооруженных столкновений, самосудов и террористических актов погибали представители обеих сторон начинающегося противостояния. В декабре на фоне забастовки служащих государственных учреждений, погромов винных складов и магазинов, а также вспыхивающих заговоров против власти , при Совете народных комиссаров была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия (ВЧК, или сокращенно ЧК) по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Но и она первые несколько месяцев не применяла высшую меру наказания. Такие полномочия ЧК получила только по декрету «Социалистическое отечество в опасности!», опубликованному в феврале 1918 года под угрозой наступления германских войск на Петроград. Расстрелу на месте подлежали «неприятельские агенты, спекулянты, громилы, хулиганы, контрреволюционные агитаторы, германские шпионы».
Первый санкционированный расстрел ЧК был произведен 26 февраля 1918 года по отношению к князю-самозванцу Эболи, авантюристу, совершавшему преступления под видом чекиста. По мере нарастания Гражданской войны смертная казнь применялась все чаще, а вооруженные столкновения между сторонами становились ожесточеннее. Осенью 1918 года в Москве эсерка Фанни Каплан совершила покушение на Ленина, а член Партии народных социалистов Леонид Каннегисер застрелил главу Петроградской ЧК Моисея Урицкого.
Эти события ознаменовали переход к новой, массовой и более кровавой политике в отношении враждебных, как считали власти, классов. 5 сентября 1918 года был провозглашен Красный террор, применявшийся как средство устрашения противников советской власти. За годы Гражданской войны его жертвами стало, по разным подсчетам, от нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч человек.
В чем Т-34 лучший?
Еще одно серьезное достоинство Т-34 – дешевизна производства. За все время выпустили порядка 65 тысяч экземпляров танка, а это считается Мировым рекордом. То есть, это самая массовая боевая машина вообще в истории. Во многих рейтингах «тридцать четвертый» фигурирует на первой строчке, Эту позицию объясняют технологичностью советской разработки. Даже банальное повреждение ходовой части «Тигра» делало его беспомощным. В свою очередь доступность агрегатов и продуманность конструкции трансмиссии позволяли произвести большинство ремонтных работ без возврата танка на завод.
По совокупности характеристик «тридцать четвертый» по праву считается лучшим и революционным. Несмотря на конструктивную простоту и технологичность, немцам так и не удалось создать собственную копию Т-34. Гитлер преследовал целью разработки и выпуска «супероружия», поэтому мощные, вооруженные и хорошо бронированные «Тигры» и «Пантеры» сразу бросали на поле боя, даже в «сыром» состоянии. Это были достойные, но затратные в производстве, а главное – практически неремонтируемые на поле боя танки.
Танкист
Сборка танков Т-34-76 в Нижнем Тагиле. 1943 год.
Танк Т-34-85
Танк Т-34-85. Восточная Пруссия. 1944 год.
Освобождение Севастополя.
Историческая справка
Буквенно-цифровое сочетание «Т-34» используется компанией Wargaming.net в общеупотребимом значении для указания на реальные танки и прототипы Второй мировой войны и послевоенного времени. Компания Wargaming.net не использует буквенно-цифровое сочетание «Т-34» в качестве товарного знака для индивидуализации каких-либо конкретных товаров, работ или услуг, не является его лицензиатом и не связана договорными или иными отношениями с его правообладателями (АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», Баженский Михаил Юрьевич). Подробнее здесь
-
Основная статья: История Т-34-85
В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм пушек стала резко недостаточной. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34 и легкобронированные легкие танки Т-60 и Т-70. При этом, основные потери немецкая сторона несла не от огня советских танков, а от действий противотанковой артиллерии, от мин и т. д.
Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием, более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн, что привело к незначительному снижению динамических характеристик.
С принятием на вооружение завершающей модификации танка Т-34-85, все серийные танки Т-34, предшествующих выпусков, (образцы 1940÷1943 гг.), получили единое обозначение Т-34-76. В отличие от своего предшественника Т-34-76, Т-34-85, с пушкой С-53 (ЗиС-С-53), имел трехместную башню увеличенного размера (диаметр погона увеличен с 1420 до 1600 мм), что позволило увеличить объём боевого отделения, разместить более мощную пушку, дополнительного члена экипажа и освободить командира танка от роли наводчика, для более эффективного координирования действий экипажа.
Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.
Вторая мировая война
Несмотря на ряд очень серьёзных усовершенствований Т-34, его боевые характеристики во второй половине войны нельзя было признать полностью удовлетворительными на фоне улучшения немецких танков и противотанковых средств.
Малоуязвимый в 1941 году для практически любых немецких танков и противотанковых средств (даже в старом варианте, более слабо вооружённом и бронированном), Т-34 в конце войны уже не способен был на равных противостоять тяжёлым немецким танкам и штурмовым орудиям (которые, впрочем, всё же имели далеко не абсолютное преимущество во всех ситуациях боя, не говоря уже о том, что относились к другому классу по массе, дороговизне производства, часто проигрывали в подвижности, не говоря уже об их количественном недостатке и технологических сложностях конца войны, сказавшихся, например, на качестве их брони). Т-34 оказался недостаточно защищён и от средств немецкой пехотной ПТО, включавшей к тому времени новейшие реактивные противотанковые гранатомёты, хотя немецкие танки не в меньшей степени страдали от огня гранатомётов типа «базуки» американского производства. В результате в 1945 году примерно 90 % попаданий в Т-34 приводило к пробитию брони. Это приходилось компенсировать их массированным и грамотным применением, причем ведущая роль в борьбе с танками противника перешла в заметной мере к тяжелым танкам, таким, как ИС-2, и САУ; тем не менее Т-34, оставаясь советским основным танком, сыграл неоценимую положительную роль во второй половине войны, что отчасти объясняется улучшением управления танковыми войсками, лучше налаженным взаимодействием с другими родами войск, особенно с авиацией, а также очень хорошей мобильностью и остававшимися всё же довольно достойными бронированием и огневой мощью. Не последнюю роль играла и увеличившаяся к этому времени надежность танка, и, конечно же, массовость производства. К концу войны Т-34 являлся самым многочисленным танком в армии СССР.
После 1945 года
После Второй мировой войны Т-34-85 активно экспортировался во множество стран мира и применялся в ряде военных конфликтов. Легендарные 34ки оставались на вооружении некоторых стран вплоть до конца XX века, и принимали участие во вьетнамской войне.
Рождение Т-34.
На протяжении февраля-марта 1940 г, два прототипа Т-34 своим ходом совершили переход из Харькова в Москву. В пробеге непосредственное участие приняли главный конструктор М. Кошкин и конструктор Александр Алексадрович Морозов. Тяжелобольной, Кошкин не раз сам садился за рычаги Т-34. Болезнь прогрессировала и 26.09.40 г М.Кошкин умер. Посмертно за его вклад в создание Т-34 он был награжден Государственной премией.
17 марта 1940г Т-34 в числе других видов военной техники были представлены руководству государства и армии. Танки в целом произвели благоприятное впечатление, и было решено начать производство новых машин на ХПЗ № 183. Плановое задание в 150 машин установленное изначально, вскоре был увеличено в четыре раза. Но из-за производственных трудностей до 1941 года смогли изготовить только 115 средних танка. В сороковом году себестоимость Т-34 составила 429 596 рублей в соответствии с отчетами ХПЗ и 510 000 рублей по сведениям Наркомата среднего машиностроения.
Идеи Уолтера Кристи
Накануне войны, грянувшей в июне 1941 года, основу бронетанкового парка Красной армии составляли легкие танки Т-26 и целое семейство быстроходных танков — БТ. Машины эти не были порождены отечественной конструкторской мыслью и дело тут вовсе в их конструктивных недостатках. Причина проста: Т-26 представлял собой доработанную британскую машину Vickers 6 ton («Викерс шеститонный»), а все машины семейства БТ были «потомками» американского танка Кристи.
Танк Кристи, разработчиком которого был американский конструктор Уолтер Кристи, представлял собой колесно-гусеничную машину, концептуально отличающуюся от уже существовавших на тот момент танков. Главной проблемой была не только низкая скорость — не более 10 км/ч, но и недолговечность гусениц — не более 100 км.
У.Кристи предложил решение простое и потому едва ли не гениальное: увеличить диаметр опорных катков до размера автомобильных колёс, установить привод на задние катки, а два передних катка сделать управляемыми. Это позволяло танку со снятыми гусеницами «превратиться» в нормальную колёсную машину с колёсной формулой 2×8. Попутно снималась проблема с поднятием-опусканием движителей: экипаж машины просто снимал гусеницы и закреплял их на надгусеничных полках.
В танке Кристи, как и в советских машинах БТ, все остальные качества приносились в жертву одному — скорости. БТ, по исходной задумке конструкторов, должны были врываться в пробитую во вражеской обороне брешь, затем совершать рейд по довольно глубоким тылам противника, уничтожая тыловую инфраструктуру, склады и аэродромы, перерезая железнодорожные ветки.
Модификации и машины, созданные на базе Т-34
Т-34М – Начал создаваться по причине сравнения с немецким танком Pz III Ausf.G, превосходившем 34-ку по некоторым параметрам. Для улучшения плавности хода разработали новый двигатель, но мощность при этом оставили прежнюю. После переработки расположения внутренних компонентов уменьшилась масса и длина машины, а также увеличился боекомплект до 100 снарядов. Танк был принят на вооружение 5 мая 1941 года на замену тогда стоящему на вооружении стандартному Т-34 обр.1940 г. Однако производство организовать не удалось в связи начавшейся войной.
Т-34-57 – Установлена новая 57-мм пушка ЗиС-4. Обладала более лучшими характеристиками, чем Ф-34. Танк позиционировался как “Танк-истребитель”. Официально танк не был принят на вооружение из-за избыточной мощности пушки (для 41-42 гг.). В 1943 году появились уже 85-мм пушки большей мощности. Однако было произведено 50 штук.
Т-34-57 на испытаниях
Т-34-76 обр.1941 г. – Новая башня со стенками толщиною 52 мм и двумя люками на крыше башни. Но одно из самых главных нововведений – это установка новой 76-мм пушки Ф-34.
Т-34-76 обр 1941 – первый справа
Т-34-76 обр.1942 г. – Разработана новая форма башни. Благодаря новой башне боекомплект увеличился до 100 снарядов, а также повысилась снарядостойкость.
Т-34-76 обр 1942
Т-34-76 обр.1943 г. – Новые воздухоочистители для двигателя. Новые амортизаторы. Новые гусеницы. Новая коробка передач. На танк впервые установлена командирская башенка от КВ-1С. А также танк дополнен всевозможными мелочами для “улучшения качества машины”. Принят на вооружение 15 июня 1943 года.
Т-34-76 обр 1943
ПТ-34 – минный трал ПТ-3 установленный на Т-34.
ПТ-34
Т-34-85 – Смотреть основную статью.
Т-34-100 – Установлено 100-мм орудие Д-10Т. Также была разработана 100-мм пушка ЛБ-1 специально под Т-34. За счет увеличения калибра орудия увеличилась башня и немного переделана ходовая часть. Не принят на вооружение по причине начала работ над более совершенным Т-54.
Т-34-100 зимой 1945
Прочая техника на на базе Т-34:
ОТ-34 – Огнеметный танк. Экипаж сокращен до 3 человек. Убран стрелок-радист. Принят на вооружение в 1942 году.
ОТ-34 на вид мало чем отличался от серийного Т-34
СУ-122 – Самоходная артиллерийская установка. В “самоходку” установлена 122-мм гаубица М-30С. Принята на вооружение в конце 1942 года.
СУ-122 с десантом около Харькова. Август, 1943
Т-43 – Смотреть основную статью.
СУ-85 – Истребитель танков. Орудие калибра 85 мм Д-5С. Принят на вооружение в августе 1943 года.
Колонна СУ-85М в Восточной Пруссии. Январь, 1945.
СУ-100 – Истребитель танков. Орудие 100 мм Д-10С. Принят на вооружение 3 июля 1944 года.
СУ-100 около Берлина. На заднем плане Т-34-85. 30 апреля, 1945.
СУ-101 и СУ-102 – Истребители танков. Разработаны для замены СУ-100. СУ-101 комплектовалась 100-мм орудием Д-10С, а СУ-102 – 122-мм Д-25-44С. Отличались от СУ-100 более сильным бронированием. Не приняты на вооружение по причине сильной тесноты внутри машины и уже закончившейся войны.
СУ-101 на полигоне. Осень, 1942.
Т-34Т – Тягач. Принят на вооружение в 1942 году.
СПК-5 – Самоходный поворотный кран. Принят на вооружение в 1952 году.
ТМ-34 – Мостоукладчик. Принят на вооружение в 1942 году.
Т-100 – Египетская модернизация танка Т-34. Превращен в истребитель танка с орудием 100 мм БС-3. Принят на вооружение в 1967 году.
Т-100 в Египетском музее.
Type 65 (Не точно) – ПВО установка. Оборудована двумя 37-мм пушками. О принятии на вооружение ничего неизвестно.
Type 65
Революцию поддерживали рабочие и крестьяне, а остальные были против?
Предвыборный плакат Партии народной свободы к выборам во Всероссийское учредительное собрание 12 (25) ноября 1917 годаКоллекция Серго Григоряна
Сторонников и противников Октября невозможно разделить исходя из их социального происхождения. Далеко не все рабочие считали, что Временное правительство нужно отстранить от власти насильственным путем. В России было несколько миллионов крестьян, и, естественно, у них были разные политические взгляды. Позитивное или негативное отношение к перевороту скорее зависело от позиции авторитетных лидеров, политических партий и общественных организаций. Многие смотрели на переворот как на очередной правительственный кризис и ждали выборов в Учредительное собрание, которое должно было определить пути развития страны.
Правда ли, что без Ленина революция не состоялась бы?
Владимир Ленин в Смольном на заседании Совета народных комиссаров. Петроград, январь 1918 годаРоссийский государственный архив социально-политической истории
Конечно, Ленин был одной из самых известных и авторитетных фигур среди большевиков. Неоднократно — и в 1917 году, и позже — ему удавалось добиться изменения курса партии. Однако не он один принимал решения: все ключевые вопросы обсуждались на заседаниях Центрального комитета большевиков, на которых собиралось от 10 до 20 человек. Общая стратегия действий партии утверждалась на съездах и конференциях, с 1917 года проходивших легально.
В них участвовали сотни делегатов со всей страны. Чтобы убедить партию в правильности своих идей, Ленину нужно было доказывать свою точку зрения на разнообразных заседаниях. Так было и в случае подготовки вооруженного выступления против Временного правительства: в первой половине октября Ленин уговаривал отдельных членов ЦК и в результате убедил большинство в необходимости восстания.
Кроме того, к октябрю общую программу большевиков — отказ от политической коалиции с либеральными партиями, радикальное социалистическое реформирование и более настойчивые попытки заключения мира — поддерживала значительная часть умеренных социалистов. Вполне вероятно, что и без настойчивости Ленина начался бы новый этап революции, но он принял бы другие формы.
Конструктор М. И. Кошкин создатель танка Т-34
Однако, без непосредственного контроля верховного главнокомандующего, еще в октябре 1937 года, на территории Харьковского паровозостроительного завода, глава конструкторского бюро Михаил Ильич Кошкин совместно с А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко, начал создание нового танка, не опираясь на аналоги западных конструкторов. В основе боевой машины лежал дизельный двигатель. Толстые листы брони толщиной 4-7 см. располагались под крутым углом в 60⁰, чтобы снаряды противника, в случае лобовой атаки, рикошетили от корпуса. 76 мм-вая пушка имела дальность стрельбы до 1 км.
Михаил Ильич Кошкин главный конструктор танка Т-34
В марте 1940 года 2 опытных образца нового танка совершили пробег от г. Харькова до г. Москвы. Дорога вела в обход городов проселочными дорогами. Целью было не только привезти образцы танков к начальству, но и испытать боевые машины
Задача была первостепенной важности, глава конструкторского бюро М. И
Кошкин вызвался сам вести один из танков.
Машины были доставлены в Москву в установленный срок, танки были удостоены всестороннего изучения и в начале 1941 года начался массовый выпуск новой боевой машины Т-34. К сожалению, перегон танка по маршруту Харьков – Москва негативно отразился на здоровье его изобретателя и в сентябре 1940-го года М. И. Кошкин скончался от пневмонии.
Немаловажной причиной перехода на новые танки стали результаты войны с Финляндией (1939-1940 гг.). Именно она показала недостатки уже имеющихся машин
Легкие танки БТ-5 и БТ-7, а также танки Т-26 с бензиновым двигателем, успешно выиграли оба танковых сражения, развернувшиеся в период этой войны. Однако сотни танков просто замерзли, так и не вступив в бой.
Легкий танк БТ-5
Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох танковые подразделения. Многие машины были сожжены прямо на платформах. Те, что остались, не могли дать достойный отпор: не хватало снарядов, новые машины некому было вести в бой, танкисты не были обучены управлению новыми машинами. Так, из примерно тысячи танков, оборонявших западные границы страны, почти все были потеряны в первые две недели боев. А осенью 1941 года был разрушен Харьковский паровозостроительный завод, на котором выпускалась основная масса Т-34.
Творение Михаила Кошкина
Созданием лучшего танка Великой Отечественной мы обязаны Михаилу Ильичу Кошкину, конструктору Харьковского паровозостроительного завода, с декабря 1936 года возглавившего Конструкторское бюро Танкового отдела «Т2». Руководство было передано Кошкину в довольно сложной ситуации: его предшественник был арестован за «вредительство» и в КБ велись следственные мероприятия. Всё это однако не помешало конструктору заняться разработкой нового танка, столь необходимого вооружённым силам.
Первые проекты были предложены уже в 1930-ых годах, но по ряду причин не удовлетворяли требованиям и были отклонены руководством. Конструктора это не остановило и в 1938 году В марте 1938 года был утверждён проект танка под литерой «А». К этому моменту у военного руководства страны возникли сомнения в правильности выбранного типа движителя для танка.
28 апреля 1938 года в Москве состоялось совещание Народного Комиссариата обороны (НКО), на котором Кошкину удалось добиться разрешения на изготовление и испытания двух новых танков — колёсно-гусеничного (как и предполагалось изначальным заданием) и чисто гусеничный. Испытания были проведены в Харькове летом 1939 года. Комиссия заключила, что «по прочности и надёжности опытные танки А-20 и А-32 выше всех выпускаемых ранее… выполнены хорошо и пригодны для эксплуатации в войсках», однако отдать предпочтение одному из них она не смогла.
Большую тактическую подвижность в условиях пересечённой местности во время боёв Советско-финской войны 1939—1940 годов показал гусеничный танк А-32. В короткие сроки была проведена его доработка: утолщёна до 45 мм броня и установлена 76-миллиметровая пушка и другое — так появился Т-34.
Начало серийного производства Т-34 явилось завершающим этапом трёхлетней работы советских танкостроителей по созданию принципиально новой боевой машины. В 1940—1945 годах постоянно наращивался объем выпуска «тридцатьчетвёрок», при этом сокращались трудозатраты и стоимость. Так, за время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза), а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.)
Опытные образцы нового Т-34 были изготовлены и переданы на войсковые испытания 10 февраля 1940 года. Испытания полностью подтвердили их высокие технические и боевые качества, а в начале марта 1940 года Михаил Кошкин решает отправиться из Харькова в Москву «своим ходом» — на танках, чтобы ещё раз проверить и подтвердить ходовые и маневренные характеристики.
В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), начавшийся пробег несколько раз был на грани провала. 17 марта 1940 года на Ивановской площади Кремля танки были продемонстрированы представителям правительства. Испытания в Подмосковье и на Карельском перешейке завершились успешно. Т-34 был рекомендован для немедленной постановки на производство.
Начало серийного производства Т-34 стало завершающим этапом трёхлетней работы советских конструкторов по созданию принципиально новой боевой машины. В 1940—1945 годах постоянно наращивался объем выпуска «тридцатьчетвёрок», при этом сокращались трудозатраты и стоимость. За всё время войны трудоёмкость изготовления одного танка сократилась в 2,4 раза (в том числе бронекорпуса — в 5 раз, дизеля — в 2,5 раза, а стоимость — почти вдвое (с 270 000 руб. в 1941 г. до 142 000 руб. в 1945 г.)
Созданный под руководство Михаила Кошкина танк стал лучшей броневой машиной своего времени. Гейнц Гудериан, командующий танковыми частями немецкой армии, писал: «Наши противотанковые средства того времени могли успешно действовать против танков Т-34 только при особо благоприятных условиях. Например, наш танк Т-IV со своей короткоствольной 75-мм пушкой имел возможность уничтожить танк Т-34 только с тыльной стороны, поражая его мотор через жалюзи. Для этого требовалось большое искусство«.
Создание
Базовая конструкция была опробована впервые в 1938 на A-32, будучи зарожденной на БТ-7, который, в свою очередь, был эволюцией американского танка Кристи.
Предшественниками Т-34 можно считать БТ-ИС, А-20, БТ-СВ и А-32 — танки с наклонной броней, первые из проектов которых появились в 1936 году, то есть, задолго до начала войны.
Главный инженер, Михаил Кошкин, обещал Сталину заменить серию БТ лучшим и более универсальным танком.
Он должен был обладать следующими чертами:
- корпус с наклонной броней;
- мощный и неприхотливый дизельный двигатель V-12, менее чувствительным к качеству топлива и условиям эксплуатации, чем высокооктановые бензиновые двигатели;
- большая дальность действия;
- меньшая пожароопасность, чем БТ-5 и БТ-7, которые показали свою горючесть во время Советско-Японской войны в Маньчжурии.
Первый опытный образец являлся улучшенным А-32 с утолщенной броней. Он успешно закончил свои испытания в Кубинке, после чего его конструкцию упростили для массового производства. Всё это произошло уже в начала 1939 года, во время перевооружения СССР.
Первые два опытных образца приняли участие в пробеге от своего завода в Харькове до Москвы и назад в 1940 году, под патронажем Сергея Орджоникидзе. С апреля до мая они подвергались большому количеству трудных испытаний, проехав в общей сложности около 2000 км от Харькова до линии Маннергейма в Финляндии и назад, на фабрику, через Москву.
Неудачная гонка за лидером
Постройка танка, получившего индекс Light Tank T1E2, несколько затянулась, и появился он на Абердинском полигоне только 3 июня 1929 года. Стоит отметить, что одним усилением бронирования до 15 мм дело не обошлось. Масса машины выросла до 8,8 тонн, так что настало время переделывать ходовую часть. Ширина трака выросла на дюйм. В качестве силовой установки выступал двигатель мощностью 132 л.с. Благодаря этому удельная мощность составила 15 л.с. на тонну, а максимальная скорость выросла до 29 км/ч. Характеристики вроде и неплохие, но как раз в это время проходил испытания танк Кристи, на фоне которого даже с новым мотором T1E2 выглядел бледно. С другой стороны, танк Кристи был скорее тестовым шасси, а T1E2 являлся полноценным танком. На новой машине установили переработанную башню с 37-мм полуавтоматической пушкой Браунинга.
Генерал-майор Аллен настаивал на стандартизации T1E2, но идею не поддержал главком сухопутных войск генерал-майор Саммерол. Во-первых, до главкома доходили восторженные отзывы от представителей пехоты и кавалерии, наблюдавших за испытаниями танка Кристи. Во-вторых, T1E2 оказался не той машиной, которую Саммерол был готов взять на вооружение. Дело в том, что танк преследовали механические проблемы. Большой проблемой была ходовая часть, недостатки которой на потяжелевшем танке проявили себя в полной мере. Сильные вибрации делали крайне сложным прицеливание и стрельбу с хода. Кроме того, идея с носовым расположением силовой установки была признана неудачной.
Light Tank T1E2 был своеобразной работой над ошибками. Появись он на год раньше, вопрос о его серийном производстве был бы однозначно решён
Попыткой решить проблемы с ходовой частью стала переделка второго образца T1E1 в танк, получивший индекс Light Tank T1E3. Здесь ходовая часть состояла из четырёх тележек, три из которых имели гидравлическую подвеску, а четвёртая, задняя, — пружинную. Кроме того, танк получил двигатель и вооружение, аналогичное T1E2. Динамические характеристики улучшились, как и плавность хода, но было уже поздно. На дворе стоял уже апрель 1931 года. За 3 месяца до этого Кристи лично прокатился на своём танке Christie M.1931 перед многочисленными фоторепортёрами и кинооператорами. На этом фоне танки семейства T1 выглядели совсем бледно.
Light Tank T1E3, попытка модернизации T1E1. Как и T1E2, появился этот танк слишком поздно
Патент Гарри Нокса на модернизированную ходовую часть, которую использовали на лёгком танке T1E3
Последним шансом для T1 был зарубежный заказ, тем более что в 1929 году грянул кризис и о сотнях новых танков можно было забыть. Такой шанс подвернулся в начале 1930 года, когда в США прибыла советская закупочная комиссия во главе с начальником УММ И.А. Халепским. Правда, сделка не задалась, о чём Халепский написал в своём отчёте, датированном 6 июня 1930 года, следующее:
Итог истории известен: советская закупочная комиссия ознакомилась с танком Кристи и заказала изобретателю две машины, а также приобрела патенты и лицензию на производство. Позже эти два танка стали основой для создания советского БТ-2.
Отдельного упоминания заслуживают самоходные установки, которые базировались на шасси Light Tank T1. В 1928 году один из транспортёров T1E1 был переделан в носитель 107-мм (4,2-дюймового) миномёта. Гораздо более удачной машиной оказалась самоходная установка, которую создали на базе самоходного шасси T2, базировавшегося на агрегатах T1. После программы испытаний шасси, созданное в качестве лаборатории для различных агрегатов ходовой части, приспособили для установки новейшей на тот момент 75-мм гаубицы M1.
Самоходная установка T1 HMC — результат одного из ответвлений программы по легкому танку T1
Машина, созданная в 1930 году и получившая индекс T1 HMC, выгодно отличалась от предшествующих ей лёгких САУ. Она весила немногим более 5 тонн и оснащалась 89-сильным двигателем LaSalle. Её максимальная скорость достигала 32 км/ч. Благодаря более совершенной подвеске плавность хода оказалась выше, чем у Light Tank T1. Испытания показали, что получилась вполне достойная самоходная гаубица, заметно превосходившая по характеристикам предшественников, создававшихся на базе тракторов. Увы, дальше опытной машины и эта разработка не продвинулась.
Источник –