Советский танк т-35
Содержание:
- Башни и ярусы
- Гидравлическая система
- Ходовая часть
- Двигатель и трансмиссия.
- 3-е место: СМК
- История создания
- Рoждeниe лeгeнды
- 80 лет спустя в России появился сверхтяжелый танк
- Модификации и варианты исполнения (комплектации), аналоги
- Конструкция
- Описание конструкции Т-35.
- Эксплуатация и ТТХ тяжелого танка Т-35
- Бoeвoe примeнeниe
- Оценка Т-35
- Вооружение
- Основные модификации танка Т-35
- Кабина Четра Т35
- Почему же так тухло?
- Основные модификации
Башни и ярусы
Как и в обычном танке, пять башен стояли в центре верхней части корпуса, при этом без ниш, какие были на моделях-прототипах. Основная башня устанавливалась на шестигранное основание, при этом по его свободным граням располагались блоки для создания дымовой завесы. На нее устанавливалась 72-миллиметровая пушка — танковый вариант орудия образца 1927 года.
Все пять башен располагались в три яруса. Основная, будучи самой высокой, являлась верхним ярусом. Средний ярус — пара отдельных башен, где находились 45-миллиметровые пушки. И нижний ярус — еще пара башен, где находились пулеметы. Стоит отметить, что танк Т-35 получил не два пулемета (по количеству башен), а много больше. Например, некоторые танки имели пулемет над люком механика-водителя, расположенный слева, спереди.
Пушки башен второго яруса монтировались в паре с пулеметом. Пулеметы также можно было установить рядом с основной пушкой и на крышке люка главной башни.
Башни второго и третьего яруса располагались друг против друга, по диагонали. Пушечные находились справа, спереди, и слева, сзади. Пулеметные соответственно спереди, слева, сзади, справа от основной башни.
Добавим, что боекомплект составлял 96 снарядов для главной, 220 для 45-метровых пушек. Запас пулеметных пуль составлял более 10 000. Таким образом, тяжелый танк Т-35 по вооружению мог сравниться с небольшой крепостью, огневая мощь которой была равна трем танкам более легкого типа.
Гидравлическая система
В состав раздельно-агрегатной гидравлической системы Четра Т35 входят три шестерёнчатых насоса: «НШ-250», «НШ-100», «НШ10» ОАО «Гидросила» г. Кировоград, либо, в более поздних версиях – «David Brown Hydraulics» (Англия). Общая производительность этих трёх насосов составляет 500 литров в минуту, при оборотах двигателя 1900 об/мин.
Два золотниковых распределителя обеспечивают подъём и перекос отвала, подъём и изменение угла наклона зуба рыхлителя. Гидравлическая система сервоуправления дистанционно управляет золотниками. Другие составные части гидросистемы – это бак с фильтрами и гидроцилиндры. Максимальное давление срабатывания предохранительного клапана составляет 20 МПа (или 200 кгс/см2).
Гидротрансформатор – прозрачный, с диаметром рабочих колёс 480мм, максимальным коэффициентом трансформации К=2,64 и максимальным КПД, равным 0,906. Гидротрансформатор обеспечивает использование максимального крутящего момента двигателя и бесступенчатого его регулирования, в зависимости от нагрузок на рабочих органах бульдозера.
Гидроцилиндры подъёма/опускания отвала имеют диаметр цилиндра 2160 мм и ход поршня 1400 мм. Гидроцилиндр перекоса отвала – диаметр цилиндра 220 мм и ход поршня 360 мм. Гидроцилиндры подъёма/опускания рыхлителя имеют диаметр цилиндра 2220 мм и ход поршня 560 мм. Гидроцилиндры изменения угла резания рыхлителя: — диаметр цилиндра 2220 мм и ход поршня 500 мм.
Ходовая часть
Бульдозер Четра Т35 оснащён 3-х точечной полу-жёсткой подвеской с вынесенной осью качания тележек. Такая конструкция способствует проявлению высоких тягово-сцепных качеств трактора, снижению ударных нагрузок на его конструкцию и улучшению общих условий труда. На опорно-поддерживающих катках и направляющих колёсах установлены самоподжимные уплотнения типа «конус двойной».
Бортовые фрикционы – непостоянно замкнутые; остановочные тормоза – постоянно замкнутые. Они выполнены в виде многодисковых муфт, работающих в масле, и гарантируют достаточную плавность управления тяжёлым трактором. Минимальный радиус поворота составляет 3,55 м.
Сборные, с одним грунтозацепом гусеницы выполнены с уплотнением для герметизации жидкой смазки шарниров на весь срок эксплуатации трактора, с разъёмными замыкающими звеньями. Шаг звена гусеницы составляет 250 мм. Число башмаков гусеницы – 42 шт. Высота грунтозацепа гусениц составляет 90 мм. Ширина башмака гусеницы – 650 мм. Площадь контакта гусеницы составляет 4,67 м2. Давление на грунт — 1,31 кгс/см2. Натяжение гусениц поддаётся регулировке при помощи шприца с консистентной смазкой.
Двигатель и трансмиссия.
Т-35 всех годов выпуска комплектовался авиационным мотором М-17. Двигатель 12-цилиндровый, V-образный, карбюраторный. Топливом служил авиабензин марки КБ-70 и Б-70. Мощность пятьсот л/с. Запас топлива находился в трех бензобаках, два из которых по 320 л., и один в 270 л. Топливо подавалось при помощи бензопомпы. Двигатель Т-35 имел два карбюратора, система охлаждения двигателя – водяная, два радиатора установлены по обе стороны от двигателя, радиаторы не взаимозаменяемы между собой.
В трансмиссионном отделении Т-35 установлена пятискоростная КПП. Там же расположен вентилятор с приводом от коленвала двигателя, подающий воздух для охлаждения двух радиаторов, а также главный фрикцион, бортовые передачи, а также ленточные тормоза.
3-е место: СМК
commons.wikimedia.org
Бронзу забирает ещё один двухбашенный «тяжеловес» советской танковой промышленности, которого постигла та же печальная участь, что и предыдущий образец, который разрабатывался параллельно с СМК и проходил вместе с ним бок о бок боевые испытания.
СМК являлся тяжёлым танком с двумя башнями классической компоновки. Башни боевой машины располагались так же двумя ярусами: вспомогательная — на первом спереди, основная находилась на втором ярусе за ней.
Во вспомогательной малой башне находилась так же, как и на Т-100 40-мм пушка 20-К. Главная башня оснащалась уже 76-мм орудием Л-11, представлявшим собой модернизированную танковую пушку Л-10, которую можно было встретить на многих советских танках тех лет, в том числе и на конкурирующей «сотке».
Кроме того, СМК был вооружён четырьмя 7,62-мм пулемётами ДП и одним крупнокалиберным пулемётом ДШК, калибром в 12,7-мм.
В плане бронирования данный образец превосходил хорошо защищённый Т-100. В башнях СМК так же имел 60 мм брони, а вот в корпусе у данного танка было уже 75 мм.
СМК разрабатывался так же в конце 1930-х годов. Как и Т-100, он был изготовлен в количестве одной единицы и был отправлен на «Линию Маннергейма» проходить испытания в боевых условиях. В целом боевая машина отвечала оперативно-тактическим требованиям, но, как и конкурент, СМК был отвергнут комиссией по тем же самым причинам, кроме того танк обладал слишком большой массой и габаритами.
История создания
После Первой мировой практически все танковые державы имели на вооружение только легкие танки. Со временем мелкими сериями или единичными экземплярами стали выпускать сухопутные дредноуты – тяжелые бронированные многобашенные машины. Подобную машину было решено построить и в СССР.
Работы над Т-35 начались еще в 1929 году, когда был разработан первый экспериментальный проект подобной машины. В 1931 году изготовили опытный образец Т-35, назвав его Т-35-1. На осенних испытаниях в 1932 году танк показал неплохие результаты, но из-за ряда недостатков конструкторам предложили доработать проект, унифицировав некоторые детали с Т-28.
Вместе с доработкой Т-35-1 параллельно велась разработка Т-35А с удлиненной ходовой частью, малыми пулеметными башнями, увеличенными средними башнями и измененным корпусом. Именно Т-35А в итоге стал основой для серийного Т-35.
Производство одного Т-35 стоило 525 тысяч рублей – в девять раз больше, чем производство легкого БТ-5.
Рoждeниe лeгeнды
Впрoчeм, винa зa прaктичecки пoлную нecпocoбнocть к бoeвым дeйcтвиям в уcлoвиях Вeликoй Oтeчecтвeннoй вoйны лeжит нe нa экипaжe тaнкa или eгo кoнcтруктoрaх, a нa cтрeмитeльнoй эвoлюции вoeннoй тeхники, в хoдe кoтoрoй Т-35 быcтрo уcтaрeл. Пoявлeниe дaннoй бoeвoй мaшины былo oбуcлoвлeнo рaбoтoй в CCCР в 1930-м гoду нeмeцкoгo тaнкoвoгo кoнcтруктoрa Эдвaрдa Грoттe. Тaлaнтливый изoбрeтaтeль c группoй пoмoщникoв трудилcя в Coвeтcкoм Coюзe нaд coздaниeм пeрвoгo oтeчecтвeннoгo тяжeлoгo тaнкa. Oднaкo нeзaдoлгo дo зaвeршeния рaбoты, кoнcтруктoр был вeжливo oтпрaвлeн дoмoй, a eгo рaбoту прoдoлжили coвeтcкиe вoeнныe инжeнeры. В итoгe к 1932 гoду нa cвeт пoявилcя Т-35-1, вecивший 42 тoнны. Брoня тaнкa дocтигaлa 40 мм, a экипaж cocтoял из 11 чeлoвeк. В кaчecтвe вooружeния нa бoeвoй мaшинe были уcтaнoвлeны пять бoeвых бaшeн, двe пушки и три пулeмeтa. Нa иcпытaниях тaнк пoлнocтью удoвлeтвoрил вoeнных, нo кoнcтруктoрa рeшили eщe нeмнoгo дoрaбoтaть cвoe дeтищe. Cнaчaлa к 1933 гoду пoявилcя тaнк Т-35-2, a зaтeм ушeдший в ceрию Т-35A. Пocлeдняя вeрcия тaнкa имeлa улучшeнную хoдoвую чacть и cущecтвeннo измeнeнныe oт пeрвoнaчaльнoгo вaриaнтa кoнcтрукции пулeмeтных бaшeн. В 1934 гoду тяжeлый тaнк пocтупил в вoйcкa. Нa мoмeнт cвoeгo пoявлeния пяти бaшeнный тaнк Т-35 пo oгнeвoй мoщи являлcя caмым грoзным тaнкoм в мирe. Пять врaщaющихcя бaшeн бoeвoй мaшины были вooружeны пулeмeтaми и мoгли вecти кругoвoй бoй. В cвoю oчeрeдь, тaкжe рaзмeщeнныe нa бaшнях три пушки мoгли coздaвaть cущecтвeнныe брeши в живoй cилe и тeхникe прoтивникa. Глaвными нeдocтaткaми тaнкa, являлacь тoнкaя брoня и низкaя cкoрocть пeрeдвижeния из-зa oгрoмнoй мaccы тaнкa. Тeм нe мeнee, к 1941 гoду зa прoшeдшиe ceмь лeт c eгo coздaния тaнк мoрaльнo уcтaрeл, хoтя вce eщe и прoизвoдил впeчaтлeниe ceрьeзнoй бoeвoй мaшины.
80 лет спустя в России появился сверхтяжелый танк
Т-35, или так называемый «танк прорыва», выпускался с начала 30-х годов и был симбиозом достаточно передовых на тот момент решений с устаревшей многобашенной концепцией. Тяжелый танк весом 50 тонн был выпущен Харьковским паровозостроительным заводом в количестве всего 61 единицы. В первые недели войны многоствольные установки начали вести бои с наступающими немцами, однако противостоять противнику на должном уровне не смогли.
Многие танки были потеряны в ходе боев, в том числе из-за непредвиденных выходов из строя мехчастей боевых элементов. Поэтому до наших дней сохранился буквально один экземпляр, самый известный – оригинальный танк в подмосковной Кубинке.
Но похоже, что исторические проекты сейчас интересуют многих профессионалов и энтузиастов.
К примеру, копия крупнейшего танка Второй мировой войны была изготовлена для российского военного музея на родине металлургов – на Урале. Функционирующий новодел Т-35 был построен металлургической компанией ОАО «Уралэлектромедь» для музея военной техники в Свердловской области.
Танк был воссоздан по старым сохранившимся советским чертежам и множественным фотографиям. Размеры и вооружение этой махины поражают. Не зря тяжелый танк некоторые историки до сих пор считают неким символом индустриализации молодой страны Советов.
10 метров в длину, более 3 метров в ширину, 3.5 метра в высоту. Т-35 обладал максимальной скоростью по пересеченной местности в 14 км/ч с запасом хода 80 км по сложному рельефу и 100 км по шоссе. Максимальная скорость на шоссе составляла 29 км/ч.
Но что действительно выделяло Т-35, так это его вооружение. Тяжелый танк имел пять турелей, включая одну 76,2-миллиметровую противопехотную пушку, две 45-миллиметровые противотанковые пушки и шесть пулеметов Дегтярева. 76,2-миллиметровая и одна 45-миллиметровая пушка были направлены вперед, а вторая 45-миллиметровая пушка – в тыл. Пулеметы могли вести огонь спереди и слева и справа.
Т-35 был построен с учетом траншей и окопов Первой мировой войны и появлявшихся в 30-е годы вражеских танков. Тяжелый танк должен был возглавить атаку на подготовленные позиции противника, сминая укрепления, переезжая через окопы, уничтожая бункеры и пулеметные гнезда 76-миллиметровой пушкой и выводя из строя встречные атакующие танки противника 45-миллиметровой пушкой. В случае если сопровождающей пехоте требовалась поддержка огнем, Т-35 мог вести огонь на 360 градусов. Т-35 способен был поражать цели с флангов и в тылу.
В танке было достаточно патронов для продолжительного боя, при этом каждый из них имел 96 снарядов 76-мм калибра, около 180 болванок 45-миллиметровых противотанковых снарядов и 10 000 пулеметных патронов. Некоторые модификации танков были оснащены огнеметами.
Однако, несмотря на положительные качества и надежды военных руководителей 30-х годов на возможность реализации подобного проекта, сбыться ему было не суждено. Уже в 1940-м году танк был признан морально устаревшим, а скорое нападение немецко-фашистских войск быстро подтвердило эту теорию.
Проблем у Т-35 было больше, чем положительных черт. Как бы хорошо он ни был вооружен, у него была неудовлетворительная система управления и он был ненадежным, постоянно ломался, выходили из строя двигатель (авиационный мотор М-17) и трансмиссия. А громоздкость и неповоротливость сделали свою темное дело на полях сражений.
Модификации и варианты исполнения (комплектации), аналоги
- Т-35.01 К(Я) – с радиатором Оренбургского завода, жидкостным подогревателем «ПЖД-600», с постоянным приводом вентилятора, фильтром грубой очистки топлива, объёмом топливного бака 800 л, резисторным датчиком уровня топлива поплавкового типа «БМ-162», гидравлическим управлением движением трактора (с механическими тягами и рычагами), полужёсткой ходовой системой, гидрораспределителем производства ОАО «Промтрактор» с механическим управлением золотника подъёма-опускания отвала, конструкцией бульдозерного оборудования с винтовым раскосом и гидрораскосом.
- Т-35.02 К(Я) – с блоком радиаторов «AKG» (Германия), жидкостным подогревателем «Гидроник-35» (Германия), с регулируемым приводом вентилятора, с фильтром грубой очистки топлива «Fleet-guard» (США) – с функцией подогрева топлива и отделения воды, объёмом топливного бака 960 л, точным датчиком уровня топлива «УКУТ-3502» , г. Ковров, электрогидравлическим управлением движением трактора, усилением главной передачи за счёт установки подшипников с большей грузоподъёмностью, кареточной ходовой системой, модернизированными гидрораспределителями, гидравлическое пропорциональное управление – джойстиками , конструкцией бульдозерного оборудования с двумя гидрораскосами.
Рекомендуем прочитать: МТЗ 1025: Технические характеристики
Буквы указывают на тип двигателя: Я – ярославский; К – «Камминз».
В комплектации «Т-35.01ЯБР-1» предусмотрены: двигатель «ЯМЗ-850.10», полусферический отвал, однозубый рыхлитель.«Т-35.01ЯБР-2» – двигатель «ЯМЗ-850.10», сферический отвал, рыхлитель однозубый. «Т-35.01КБР-1» – двигатель «Cummins QSK19-C525», полусферический отвал, рыхлитель однозубый. «Т-35.02КБР-1» – двигатель «ЯМЗ-850.10»,полусферический отвал, рыхлитель трёхзубый. «Т-35.01КБР-2» – «Cummins QSK19-C525»,сферический отвал, рыхлитель однозубый.
Импортными аналогами бульдозера «Четра Т-35» являются модели«Катерпиллар D6T» и «Коматцу D63E-12».
Конструкция
Коробчатый корпус Т-35 выполнялся из листов брони толщиной 10…50мм (большинство листов имело толщину 20мм), соединявшихся сваркой и клёпкой. Т-35 имел классическую компоновку с кормовым расположением мотора и трансмиссии, но вместо общего боевого отделения получил три.
В переднем отделении находился механик-водитель, официально занимавший должность «младшего танкового техника», и занимавшийся, помимо вождения танка, подготовкой водителей и механиков. Стрелок передней пулемётной башни одновременно был заместителем водителя.
В башне главного калибра, установленной на подбашенной коробке, помещались командир танка, наводчик, считающийся командиром башни, и радист – командир отделения. При этом заряжать орудие предписывалось и командиру Т-35, и радисту.
Кормовую пушечную башню занимали наводчик (заместитель командира главной башни) и заряжающий (младший механик-водитель), стрелок кормовой пулемётной башни дополнительных обязанностей не имел. Кроме этого, членами экипажа танка считались моторист и старший механик-водитель, занимавшиеся техническим обслуживанием Т-35 в парке.
На большинстве машин устанавливалась радиостанция 71-ТК-3 с характерной антенной в виде поручня вокруг главной башни. На ходу она обеспечивала дальность связи до 15 км. Двигатель М-17, использованный на Т-35, был дефорсированным до 500 л.с. авиационным бензиновым мотором.
Топливо с октановым числом 70 подавалось в мотор двумя карбюраторами. Позже мощность двигателя удалось повысить до 580 л.с. В трансмиссионном отсеке, отделённом от моторного, находились 4-скоростная коробка передач, главный и бортовые фрикционы, и бортовые передачи. Там же установили вентилятор охлаждения и редуктор его привода.
Подвеска Т-35 состояла из четырёх (на каждый борт) двухкатковых тележек с пружинным подрессориванием. Поддерживающих катков шесть, причём все катки обрезинены. Направляющее (переднее) колесо имело механизм натяжения гусениц, ведущие звёздочки – сзади. Ходовая часть закрывалась фальшбортом из брони толщиной 10мм.
Менялось устройство люков – башенных и водителя. Башни, унифицированные с башнями танков Т-28 и БТ-5, в конце 30-х годов заменили на новые, конической формы. Подбашенную коробку шестигранной формы заменили прямоугольной. Наконец, толщину лобовой брони на последних экземплярах удалось довести до 70мм.
Описание конструкции Т-35.
Тяжелый пятибашенный танк Т-35 — боевая бронированная машина, с двухъярусной установкой вооружения
Главное внимание при его проектировании уделялось его огневым возможностям. Пулеметно-пушечное вооружение Т-35 размещено в пяти башнях
Наиболее мощное оружие- танковая пушка трехдюймового калибра, установлено в главной башне. Для подавления пулеметных точек, предполагалось использовать пулеметы ДТ и артиллерийские орудия калибра 37-мм, позднее 45-мм установленные по диагонали корпуса. Еще один пулемет был установлен в главной башне, а также один в лобовом листе, возле механика-водителя.
Бронирование машины защищало от легких осколков и пуль. Толщина броневой защиты, 10, 20 и 30 мм. Дополнительно ходовая часть экранировалась фальшбортом. В корме Т-35 устанавливался бензиновый двигатель М-6с жидкостным охлаждением. Подвеска танка – блокированного типа, пружинная. Запас хода Т-35 по шоссе около ста двадцати километров. Экипаж танка из десяти человек.
Корпус танка Т-35.
При производстве корпусов Т-35 в основном использовалась сварка и в меньших объемах клепка. Днище состояло из двух бронелистов толщиной в 20 (передняя часть) и 10 миллиметров в задней. Некоторые швы для большей жесткости прикрывали уголки. Бортовые листы приварены к бортовым листам днища, носовые и кормовые соответственно к передней и задней части днища. Задняя часть днища, для доступа к узлам танка, слива топлива и масла имела тринадцать лючков.
В моторном отделении Т-35 установлены танковый мотор и КПП. В заднем и переднем боевых отделениях, при помощи рам приваренных к днищу монтировался пол танка.
Борта корпуса Т-35 из семи бронелистов. Дополнительную жесткость обеспечивали приклепанные накладки и приклепанные крицы. Снаружи к бортам при помощи кронштейнов крепили фальшборта танка, а также кронштейны крепления тележек подвески. Для доступа двигателя в крыше двигательного отделения прорезан люк закрытый крышкой, в центре которой имелся колпак воздухоочистителя. По обеим сторонам люка прорезаны отверстия для доступа потока воздуха к радиаторам.
Главная башня по конструкции полностью повторяла таковую у танка Т-28 с целью унификации . В задней части ниши башни Т-35 прорезана щель для установки пулемета. В крыше башни оборудовано два люка- прямоугольный и круглый ( машины первых серий только общий прямоугольный). Помимо люков имелось три отверстия, два для перископических приборов и один для вывода антенны. В стенах башни прорезаны бойницы для стрельбы, а выше них наблюдательные щели.
Поворот башни при помощи электропривода. Чтобы не пострадали члены танкового экипажа, покидающие или входящие через люки малых башен, было смонтировано устройство сигнализирующее наводчику о запрете поворота башни.
Средние башни Т-35 аналогичны таковым БТ-5, но без ниши. В башне имелись подвесные места наводчика и заряжающего, и боеукладки для боекомлекта пулемету и пушке. Поворот башни только вручную. В правом борте прорезано бойница для стрельбы и щель для наблюдения. Малые башни, конструктивно повторяют таковые у Т-28.
Поворот башни только вручную. Под башней установлено сидение с возможностью его регулирования по высоте. Борта башни с отверстиями для стрельбы и щелями наблюдения.
Малые башни, конструктивно повторяют таковые у Т-28. Поворот башни только вручную. Под башней установлено сидение с возможностью его регулирования по высоте. Борта башни с отверстиями для стрельбы и щелями наблюдения.
Эксплуатация и ТТХ тяжелого танка Т-35
Первые серийные машины Т-35 поступили в 5-й тяжелый танковый полк Резерва Главного Командования (РГК) в Харькове. 12 декабря 1935 года этот полк был развернут в 5-ю отдельную тяжелую танковую бригаду. Организационно она состояла из трех линейных танковых батальонов, одного учебного, батальона боевого обеспечения и других подразделений. Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 года бригаду выделили в Резерв Главного Командования Она предназначалась для усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве особо сильных укрепленных позиций противника. В соответствии с этим назначением по специально разработанной АБТУ программе велось и общение танкистов. Подготовка экипажей осуществлялась на специальных курсах, которыми руководили инженеры с ХПЗ. Кроме того, в 1936 году в Рязани при 3-й тяжелой танковой бригаде был создан учебный танковый батальон Т-35. Помимо 5-й тяжелой танковой бригады танки Т-35 поступали в различные военные учебные заведения.
27 июня 1940 года в Москве состоялось совещание «О системе автобронетанкового вооружения Красной Армии», на котором рассматривался вопрос о перспективных типах танков и о снятии с вооружения старых образцов. В отношении Т-35 мнения разделились. Одни считали, что их нужно переделать в самоходно-артиллерийские установки большой мощности, другие предлагали передать их танковому полку ВАММ и использовать для парадов. Но в связи с начавшейся реорганизацией танковых войск Красной Армии и формированием механизированных корпусов Т-35 решили — оставить на вооружении до полного износа.
В результате почти все машины оказались в 67-м и 68-м танковых полках 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса Киевского Особого военного округа. Уже к этому времени стала сомнительной боевая ценность этих машин. Единственное. где они себя проявили в полной мере, были военные парады. Начиная с 1933 года и вплоть до начала Великой Отечественной войны Т-35 участвовали во всех парадах в Москве и Киеве Правда, число их было невелико: например. 7 ноября 1940 года на парады вывели всего 20 машин (по 10 в Москве и Киеве).
До начала Великой Отечественной танки Т-35 не участвовали ни в каких боевых действиях. Упоминания в западных и некоторых отечественных изданиях об использовании этих машин в советско-финской войне 1939- 1940 годов не соответствуют действительности. До наших дней сохранился один экземпляр тяжелого танка Т-35. Он экспонируется в Музее бронетанкового вооружения и техники в Кубинке.
В декабре во время обороны Москвы несколько танков было использовано в качестве стационарных огневых точек. По всей вероятности, все танки Т-35 из состава 67-го и 68-го танковых полков 34-й танковой дивизии 8-го механизированного корпуса были потеряны из-за поломок во время летних боев на Украине.
Тактико-технические характеристики
Боевая масса | 50,0 т |
Размеры: | |
длина | 9720 мм |
ширина | 3200 мм |
высота | 5430 мм |
Экипаж | 11 человек |
Вооружение |
1 х 76,2-мм пушка ПС-3 2 X 45-мм пушки образца 1932 года 5 х 7,62-мм пулеметов ДТ |
Боекомплект |
96 снарядов калибра 76,2 мм 220 снарядов калибра 45 мм 10080 патронов |
Бронирование: | |
лоб корпуса | 30 мм |
лоб башни | 20 мм |
Тип двигателя | карбюраторный М-17Т |
Максимальная мощность | 500 л.с. |
Максимальная скорость | 30 км/час |
Запас хода | 150 -200км |
- Максим Коломиец, Михаил Свирин «Тяжелый танк Т-35. Сухопутный дредноут Красной Армии»;
М. Коломиец. «Многобашенные танки РККА»;
Свирин М. Н. «Броня крепка. История советского танка. 1919-1937»;
Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
Тяжелый танк Т-35
Многобашенные танки РККА: Т-35, СМК, Т-100 (Фронтовая иллюстрация 2000’05);
Быстров А. Танки 1916-1945, Иллюстрированная энциклопедия.
Т-35 (Русские танки №18);
Panow, P.P., Solarz, J.: Czołgi sowieckie 1939-45;
Steven J. Zaloga, James Grandsen. Soviet Tanks and Combat Vehicles of World War Two.
<< Назад — Вперед
Вперед > |
---|
Бoeвoe примeнeниe
В пeрвыe дни вoйны в чacтях Крacнoй Aрмии нacчитывaлocь 48 тaнкoв Т-35. В ocнoвнoм oни нaхoдилиcь нa бaлaнce 67-гo и 68-гo тaнкoвых пoлкoв, a тaкжe 34-oй дивизии Киeвcкoгo вoeннoгo oкругa. Eдвa нaчaлacь вoйнa, кoмaндoвaниe Крacнoй Aрмии пoпытaлocь примeнить пo нaзнaчeнию, никoгдa нe вoeвaвшиe дo этoгo тaнки. Бeзуcпeшнo. Тридцaть пять из них cлoмaлиcь пo дoрoгe нa фрoнт, и лишь ceмь пoгибли вo врeмя бoeвых дeйcтвий. Прaвдa, cпрaвeдливocти рaди cтoит oтмeтить, чтo двa тaнкa Т-35 нeплoхo прoявили ceбя вo врeмя битвы пoд Мocквoй. Нo бoльшинcтвo Т-35 из-зa тeхничecких нeиcпрaвнocтeй были брoшeны cвoими экипaжaми. При этoм врeмя мoжнo oтмeтить, oдин интeрecный фaкт. Кoгдa нeмцы зaхвaтили пeрвый трoфeйный Т-35, oн был тут жe oтпрaвлeн в Бeрлин для изучeния. В cтoлицe Трeтьeгo Рeйхa тaнк нaхoдилcя дo мaя 1945 гoдa, кoгдa oтрeмoнтирoвaнный был иcпoльзoвaн нeмцaми вo врeмя oбoрoны гoрoдa, нo был быcтрo пoдбит Coвeтcкими вoйcкaми. Дaнный эпизoд cтaл пocлeдним в иcтoрии бoeвым примeнeниeм Т-35. Тeм нe мeнee, нe cocтoявшийcя, кaк бoeвaя мaшинa, дaнный тaнк cыгрaл cущecтвeнную прoпaгaндиcтcкую рoль вo врeмя aгитaции в гoды Вeликoй Oтeчecтвeннoй вoйны.
Оценка Т-35
Здесь надо отметить, что, будучи создана в рамках устаревшей концепции тяжёлого танка начала 30-х эта машина оказалась практически бесполезна в реальных боевых действиях.
Так, она имела совершенно недостаточное бронирование, крайне ненадёжную, перегруженную ХЧ, слабое и бестолковое вооружение и, наконец, часть этих танков (первых выпусков) была неслабо изношена, что и стало причиной их массового выхода из строя.
Таким образом, подводя итоги, приходится констатировать, что «тридцать пятый» оказался способен только дефилировать по Красной площади под вспышками фото — и кинокамер, чем он, кстати, занимался и на фронте – солдаты вермахта весьма охотно фотографировались на фоне этого «чуда враждебной техники». Что же касается использования по прямому назначению, то в этом плане он оказался колоссальной тратой сил и средств, не принеся в конечном итоге практически никакой пользы.
Вооружение
Главным калибром Т-35 служила пушка КТ калибра 76мм. Она предназначалась для уничтожения полевых укреплений и пехоты противника. Соответственно, в боекомплект штатно входили только осколочно-фугасные и шрапнельные снаряды (по 48 штук), а их начальная скорость была невысока.
При необходимости можно было вести огонь и бронебойными снарядами, но пробиваемость получалась ничтожной для орудия такого калибра – всего около 30мм. Для наведения пушки на цель использовались перископический и телескопический прицелы, дающие увеличение в 2,5 крат.
В «средних» пушечных башнях, первоначально унифицированных с башнями танка БТ-5, стояли 45мм пушки 20К, предназначенные для борьбы с бронетехникой. Однако в их боекомплект входили и осколочные снаряды. Прицелы были идентичны узлам, установленным в главной башне.
В пулемётных башнях Т-35 устанавливались пулемёты ДТ, такие же пулемёты были спарены со всеми пушками. На танках последних выпусков предусматривалась установка зенитного пулемёта на крыше главной башни и кормового в задней её стенке. Пулемёты оснащались 63-зарядными дисковыми магазинами. Башня главного калибра поначалу имела ручные приводы, но позже её оснастили электроприводом поворота. Остальные башни остались с ручными приводами.
Основные модификации танка Т-35
Т-35-1 – первый опытный образец танка Т-35, изготовленный из конструкционной стали, спроектирован в КБ под руководством Н.В. Барыкова в бригаде во главе с О.М. Ивановым. От серийного танка отличался:
— размещением механика-водителя у левого борта корпуса и моториста-пулемётчика – у правого борта корпуса танка; — в верхней части носовой детали корпуса танка слева и справа установлены башенки механика-водителя и моториста-пулемётчика со смотровыми щелями и колпаками-крышками люков; — главная башня имела куполообразную крышу и пять смотровых щелей в бортах; — средние башни оборудовались рамкой крепления пушки; — в главной башне планировалась установка 76,2-мм пушки ПС-3 (в виду её неготовности был установлен макет пушки), в средних башнях были установлены 37-мм пушки ПС-2, в лобовой детали справа был установлен, в шаровой установке, 7,62-мм пулемёт ДТ; — боекомплект танка составлял 92 76,2-мм выстрела и 240 37-мм выстрелов к пушкам, 11000 патронов к пулемётам; — в силовой установке использовался четырёхтактный 12-цилиндровый карбюраторный двигатель М-6 жидкостного охлаждения мощностью 300 л.с.; — для управления коробкой передач использовались пневматические сервоприводы; — в ходовой части танка не устанавливались натяжные ролики и четвёртые тележки подвески.
Т-35-2 – второй прототип танка Т-35, спроектированный ОКМО завода №174 (с февраля 1933 года выделен из состава ) с учётом недостатков опытного танка Т-35-1 в 1933 году. Опытный танк был изготовлен на в апреле 1933 года. От танка Т-35-1 он отличался:
— унификацией главной башни с башней танка Т-28; — установкой в главной башне 76,2-мм пушки ПС-3; — использованием в силовой установке четырёхтактного 12-цилиндрового V-образного карбюраторного двигателя М-17 жидкостного охлаждения мощностью 500 л.с..
Т-35А – предсерийный вариант танка Т-35, спроектированный с учётом недостатков конструкции корпуса и вооружения танка Т-35-2 в ОКМО под руководством Н.В. Цейца и серийное КБ ХПЗ под руководством И.С. Бера (г. Харьков) летом-осенью 1933 года. Первый танк был изготовлен 1 ноября 1933 года.
Читать: Барражирующий перехватчик Ту-128
Т-35 – серийный тяжёлый танк, выпускавшийся на ХПЗ им. Коминтерна (с 1939 года – за-вод №183) (г. Харьков) с 1 января 1934 по 8 июня 1939 года. В ходе серийного производства танк постоянно совершенствовался:
— в 1936-1937 годах произведена существенная модернизация силовой установки и агрегатов трансмиссии. Двигатель был форсирован, в результате чего его мощность достигла 580 л.с. Изменения коснулись также коробки передач, бортовых фрикционов, систем обеспечения работы двигателя и электрооборудования. Глушитель был убран внутрь корпуса, а наружу выведены только выхлопные трубы. Также были улучшены уплотнения корпуса для предупреждения попадания воды внутрь машины при преодолении водных преград вброд. В целях улучшения проходимости танка была несколько изменена конструкция фальшборта, а толщина переднего наклонного бронелиста корпуса и лючка механика-водителя была доведена до 50 мм. На люк наводчика орудия главной башни смонтировали зенитно-пулемётную установку П-40 с вращающимся погоном, оснащённую пулемётом ДТ с кольцевым зенитным прицелом.
— в 1938-1939 годах на танк установили конические сварные башни (главная башня была унифицирована с главной башней танка Т-28), подбашенную коробку с наклонными бортовыми броневыми листами, укороченный бортовой экран с открытым ведущим колесом и изменённой формой лючков доступа к поддерживающем роликам, количество которых было сокращено до 5. Толщина лобовой детали корпуса была доведена до 70 миллиметров, а лобовых деталей башен — до 30 миллиметров. В конце серийного производства танки оборудовались штыревыми радиоантеннами.
Ха-ха
Вау
Доволен
Печально
Злюсь
Voted Thanks!
- Тяжёлый танк Т-39
- Сверхтяжёлый танк Т-42
- Тяжёлый танк прорыва КВ-220
- Тяжёлый штурмовой танк КВ-3 («Объект 223»)
- Советский тяжёлый танк ИС №2
- Тяжёлый штурмовой танк КВ-4
- Тяжёлый танк Т-30
- Манёвренный танк ГУВП* (1925)
- Танк прорыва Данченко
- Тяжёлый танк СМК
- Советский тяжёлый танк КВ-85
- Советский лёгкий танк сопровождения пехоты ТММ-2
Кабина Четра Т35
Кабина трактора Четра Т35 одноместная, установленная на корпусе с использованием амортизаторов. Имеет широкое панорамное остекление с превосходным обзором, мощные системы вентиляции, отопления, охлаждения. Предусмотрена такая акустическая конструкция кабины, которая поглощает шум (с обивкой материалами шумопоглощающего свойства). Сиденье подрессорено и снабжено регулировками по параметрам роста и веса механизатора.
На приборной панели трактора располагаются индикаторы, позволяющие вовремя среагировать на технические неполадки в работе его систем. Это индикаторы давления масла в моторе; уровня охлаждения двигателя; заряда аккумулятора; состояния воздушного и масляного фильтров; температуры масла; давления масла в КП. Кабина Четра Т35 комплектуется независимым отопителем, который работает на дизельном топливе. Есть возможность установки и дополнительного автономного отопителя.
Для особых условий Крайнего Севера предусмотрен типовой комплект с утеплителем кабины водителя, тёплым чехлом, подогревателем топлива и защитной завесой радиатора. Стеклопакеты в кабине любой комплектации Четра Т35 выполнены двойными, что предохраняет стёкла и от обледенения, и от запотевания. Кондиционер в базовых комплектациях трактора не предусмотрен, но в качестве дополнительной опции кабина Т35 может быть оборудована кондиционером.
Почему же так тухло?
Пятибашенный красавецне зажёг», потому что морально устарел. После Испании триумф скорострельной противотанковой артиллерии стал очевиден всем. Хотя единичные воспоминания людей, воевавших на Т-35, всячески обеляют танк, факт оставался фактом: уровня защиты, который оправдывал бы вес в почти 60 тонн и негабаритные размеры, танк не давал.
Командиры советских тяжёлых танков Т-35 во время получения боевого задания на манёврах(источник фото)
Поэтому приняли принципиальное решение создавать новую тяжёлую машину. А это, учитывая небольшое количество остававшихся в войсках танков, был практически приговор. Никто не стремился наделать на Т-35 запчастей с запасом — и это означало, что долгого века этим машинам не стоило ждать в любом случае.
Исход войны предстояло решить тяжам» помоложе.
Основные модификации
Должен отметить, что помимо упоминавшейся выше серии с коническими башнями проводились модернизации двигателя, который удалось форсировать до 580 л. с., а также бронирования (лоб корпуса был доведён до 50 мм), ХЧ и некоторых элементов конструкции корпуса.
Кроме того, на базе Т-35 разрабатывались следующие модели:
- СУ-14 – тяжёлая самоходка, вооружённая 203-миллиметровой гаубицей Б-4.
- СУ-14-1— то же самое, но со 152-миллиметровым стволом Бр-2.
- Т-112 – фактически тот же Т-28, но с подвеской от Т-35.
Звено подвески танка Т-35
Впоследствии была выполнена экранировка двух первых моделей, однако в серию они так и не пошли, а «сто двенадцатый» вообще так и остался на бумаге.