Нападение на пёрл-харбор

Американские военные ответили японцам быстро и жестко

Этот миф довольно красив и кинематографичен, чтобы быть правдой. Еще несколько месяцев после тех событий американцы на тихоокеанском театре терпели поражение за поражением. Еще 8 декабря по США прокатился слух, что флот погнался за японцами, чтобы отомстить им. Но в этот день императорская армия вторглись на Филиппины. Командовавший гарнизоном американцев генерал Дуглас Макартур послал президенту Рузвельту телеграмму, умоляя прислать флот на помощь. Особенно пригодились бы подводные лодки, которые могли бы охотиться на транспорты с пехотой. Но правительство проигнорировало просьбы, Филиппины были потеряны к июню 1942 года. Первое же значительное наступление американской армии пришлось на февраль 1942 года, когда Тихоокеанский флот напал на острова Гилберта и Маршалловы острова.

Робот-художник

В Far Harbor появилось новое убежище – 118. В нем жили робомозги – кибернетические организмы, использующие вместо процессора мозг человека. В случае убежища 118 все мозги принадлежали верхушке общества – прославленным бизнесменам, ученым и художникам.

Саньтяго Авида – один из жителей убежища, популярный довоенный художник. Авида обожает кошек и посвятил им огромное количество картин, но выпускал их под псевдонимом, оставляя настоящее имя для абстрактной живописи.

Оказывается, все картины с котиками, что мы видели в оригинальной игре, и те, что можем выставить в своем поселении, написал этот милый робомозг!

У японцев не было бомб, способных пробить броню тяжелых кораблей

Многие историки рассказывают о том, как к обычным бронебойным снарядам в последний момент японцы решили приделывать стабилизаторы, чтобы те выполняли функции бомб. И вертикальное попадание такого снаряда пробивало любую броню. Но сам такой подход выглядит странным — под операцию дорабатывались боеприпасы, хотя обычно военные отталкиваются от того, что у них есть в наличии. Изучив конструкцию японской бомбы образца 99 номер 80 модель 5, становится ясно, что ее разработали еще в 1939 году. У снаряда были демонтированы баллистический и бронебойный наконечники, всего же изменений набралось с десяток. Так появился совершенно новый боеприпас, исходный артиллерийский снаряд был лишь заготовкой со схожими габаритами.

Корпоративные войны

В мире Fallout существует самая популярная газировка – Ядер-кола. Но до войны в некоторых штатах были небольшие производители, которые успешно конкурировали с монополистами у себя на родине. Одной из таких фирм была «Вим!», история которой скрыта в терминалах лимонадной фабрики.

Напиток «Вим!» обожали жители штата Мэн, где и происходит действие Far Harbor. Его производство началось в 1931 году и все это время было семейным бизнесом. Более ста лет у создателей лимонада все было идеально, пока в 2044 году не появилась «Ядер-кола», моментально завоевавшая рынок благодаря цене и вкусу напитка.

Завоевать штат Мэн у «Ядер-колы» никак не получалось – даже низкий ценник не помогал победить «Вим!» на родине. Поэтому пришлось действовать хитростью – в компанию «Вим!» внедрили двух тайных агентов, которые работали над проработкой возможностей захвата власти изнутри. Промышленный шпионаж, диверсии и попытка выкупа части акций не увенчались успехом – «Вим!» продолжала развиваться, и напиток стал символом штата Мэн.

Корпоративная война закончилась одновременно с ядерной – до падения ракет «Вим!» отстоял лидерство на родине.

А пофиг неувязочки!

Первое, что бросается в глаза в предлагаемой нам дилемме «корабли или инфраструктура», — в ней напрочь отсутствует ещё один важный компонент. Самолёты. А ведь на аэродромах острова Оаху в тот момент базировалось 110 только современных истребителей. Плюс ещё полсотни пусть и устаревших, но вполне способных создать проблемы японским бомбардировщикам машин.

127-мм универсальные орудия и 28-мм счетверённые автоматы – основное зенитное вооружение кораблей ВМС США на начало войны

Вторая неувязка состоит в том, что и корабли — это не просто большие железяки, а ещё и плавучие зенитные батареи. На линкорах, крейсерах, эсминцах и танкерах, находившихся в Пёрл-Харборе, только «универсалок» калибра 127-мм имелось 246 единиц. Добавим к этому десятки 76-мм зениток на всякой мелочи, плюс сотни стволов 28-мм зенитных автоматов и 12,7-мм пулемётов. И всё это находилось в считанных сотнях — если не в десятках — метров от той самой инфраструктуры.

Согласитесь, крайне сложно себе представить, что американские зенитчики и лётчики-истребители дружно достали бы ведёрки с попкорном и, усевшись поудобней, наслаждались бы зрелищем японских самолётов, разносящих их родную базу, не предпринимая попыток им помешать.

Так что эта дилемма — «корабли или инфраструктура» — ложна, манипулятивна и имеет весьма слабое сцепление с реальностью. Японцы, будучи в здравом уме, не могли себе позволить атаковать никакую инфраструктуру, не подавив предварительно противовоздушную оборону острова Оаху. То есть не нанеся ударов по кораблям и аэродромам — чем они и занялись в этой самой реальности.

Не только корабли: горящие самолёты и ангары на авиабазе Уилер-филд

Не менее манипулятивен и тезис о том, что японцы «сосредоточились на кораблях». По кораблям в гавани в сумме отработали 162 бомбардировщика, в то время как гораздо больше машин — 105 бомбардировщиков и сотня истребителей — занимались уничтожением самолётов. В результате подавляющее число потерь японцы понесли не от авиации, а от зенитного огня противника.

Труба пониже, дым пожиже

Но давайте представим, что японцы по каким-то причинам плюнули на запредельные потери и решили либо вообще забить на подавление ПВО, либо выделить на это минимальные силы — например, только истребители. А основными нанести удар по наземным сооружениям военно-морской базы Пёрл-Харбор, дабы, выражаясь словами Гордона Пранджа, «превратить её в пыль».

Тут перед глазами автоматически возникают апокалиптические пейзажи Гамбурга, Дрездена или Токио, пока не вспомнишь, что для превращения этих городов в обугленные руины потребовались неоднократные налёты тысяч тяжёлых бомбардировщиков, способных нести по три-шесть тонн бомб. Плюс созданные методом долгих проб и ошибок тактика их применения и особые боеприпасы.

Что называется, «почувствуйте разницу». Сравнение размеров и бомбовой нагрузки японских палубных бомбардировщиков и «Летающей крепости» – далеко не самого большого из тяжёлых «стратегов»

А на авианосцах японского соединения было 279 лёгких бомбардировщиков с боевой нагрузкой по 250 или 800 кило, которые в сумме могли поднять до 149 тонн бомб. Весьма внушительно — почти как на сорока «летающих крепостях». Да и Пёрл-Харбор — далеко не Гамбург.

Но вот спустя полгода 72 таких же палубных самолёта и близко не смогли не то чтобы уничтожить, но хотя бы подавить гораздо более скромную базу на атолле Мидуэй — двух островках общей площадью около шести квадратных километров.

Так что ни о каком «стирании в пыль» всего комплекса базы речь не шла от слова совсем — оставим это на совести Гордона Пранджа. Сколь-нибудь эффективную «ковровую бомбардировку» таких площадей подобными силами не проведёшь. Единственное, что могли сделать японцы, так это нанести более-менее точечные удары по критически важным объектам. И первое, что обычно указывают в качестве основных целей, — электроснабжение, судоремонтные мощности и запасы топлива.

Тщательно продуманный план

Японская разведка, отлично работавшая при помощи резидентуры прямо на американской базе, постоянно поставляла данные о перемещении американских кораблей. С этой информацией Ямамото разработал до мелочей продуманный план. Тщательно изучив опыт налета британской авиации на итальянскую базу ВМФ в Таранто, где союзники Японии понесли тяжелые потери, Ямамото заимствовал множество решений. Так, авианосное ударное соединение выдвигалось к Гавайским островам из района Курил в полном радиомолчании. Группировка из 6 тяжелых авианосцев «Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку» поддерживалась внушительным охранением. А 6 подводных лодок должны были доставить в бухту сверхмалые лодки для проведения торпедных атак, а затем начать патрулирование.

Сброс торпеды в борт линейного корабля

Основной удар наносила палубная авиация, которая располагала 414 самолетами трех типов – торпедоносцы B5N «Кейт», пикировщики D3A «Вэл» и знаменитые истребители «Зеро» A6M. Часть торпедоносцев выполняла нетрадиционную роль высотных бомбардировщиков, вооружившись 800-килограммовыми бронебойными бомбами, на остальных были торпеды, но со специальными деревянными устройствами-стабилизаторами, которые не позволяли торпедам зарываться в грунт при сбросе в мелководной бухте. Пикировщики бросали традиционно 250-килограммовые бомбы, а «Зеро» из пушек и пулеметов расстреливали самолеты на открытых стоянках и личный состав. Удар предполагалось наносить тремя последовательными волнами самолетов.

Схема налёта первой волны

Несмотря на все эти приготовления, имеется несколько (назовём их странными) обстоятельств, предшествовавших атаке, а равно – и вступлению США во Вторую мировую войну. Разведчики всех уровней, а также дружественные разведки, в том числе легендарный Рихард Зорге, неоднократно предупреждали высшее руководство США о возможном начале боевых действий, причем довольно точно. 6 декабря 1941 года американцы даже смогли расшифровать секретную японскую ноту в ответ на американский ультиматум, которая фактически означала войну. Президент Рузвельт получил ее в 21.30 6 декабря, то есть ещё перед атакой, но базу никто не предупредил. Наконец, отмечены и «фантастические» вещи! За 50 минут(!) до подлёта армада японских самолетов была обнаружена радаром, но их почему-то посчитали своими. Действительно, подумаешь, больше 300 «своих» самолетов бесконтрольно где-то летят?! А незадолго до атаки на западное побережье США и в другие районы были перебазированы все американские авианосцы – залог будущих побед в войне на море. Не слишком ли много совпадений? Думайте сами.

Торпедой по воротам

Потеря стационарных судоремонтных возможностей лишила бы военно-морскую базу на острове Оаху значительной части её ценности. Всё, с чем не справляются ремонтные суда, пришлось бы тащить на Западное побережье США. То есть как минимум до Сан-Диего, что в 2200 милях (4000 километра). И хорошо, если своим ходом, а не на буксире со скоростью пешехода.

Основные судоремонтные мощности были сосредоточены на военно-морской верфи базы. Это были 24 гектара, занимаемые складами, цехами, ангарами и вышеупомянутой электростанцией. Плюс прилегающие сухие доки, пирсы и достроечные стенки. Поскольку японцы понятия не имели, где что находится, то бомбить пришлось бы всё подряд «ковровым методом».

Военно-морская верфь ВМБ Пёрл-Харбор

Но даже если б они бросили на этот объект все бомбардировщики самой мощной первой волны, то в их распоряжении было бы 234 бомбы калибра 250 кило — по десятку на гектар промышленной застройки. То есть ни о каком сплошном разрушении не шло бы и речи.

Конечно, какие-то здания были бы повреждены, но, как показала практика Второй мировой, вывести из строя находящееся там оборудование «старой школы» достаточно трудно, поэтому многие разрушенные бомбёжкой заводы в Германии или Японии возобновляли работу через считанные недели, если не дни.

Но главными жемчужинами верфи были два её сухих дока «линкорного» размера. С их потерей верфь лишилась бы возможности ремонтировать и обслуживать подводную часть крупных кораблей. Однако, если кто вдруг забыл, сухой док — это такая огромная «ванна», стенки которой выполнены из нескольких метров железобетона, а дно вдобавок армировано стальными балками. Пытаться повредить это авиабомбами среднего калибра имеет столько же смысла, что и ломом.

Торжественное открытие сухого дока №1, 1919 год. В конце камеры – тот самый батопорт

Единственными уязвимыми местами доков являются их батопорты — те огромные металлические «ворота», что закрывают вход в камеру. Но из-за небольшой толщины в них крайне маловероятно попасть авиабомбой или хотя бы повредить гидравлическим ударом от близкого промаха. Так что единственным вариантом было попытаться достать их торпедами. Но с этим тоже имелись проблемы.

Торпедная атака на мелководье — крайне сложная задача даже в случае неподвижных целей. В реальности японские торпедоносцы в Пёрл-Харборе добились менее 50 процентов попаданий при том, что их целями были корабли по 180 м длиной. А ширина батопортов была менее 40 метров. Остаётся лишь гадать, сколько торпед бы понадобилось, чтобы в них попасть. Тем не менее, это было вполне реально. Но что бы это дало?

В реальности японцы доки тоже бомбили. В доке №1 (внизу) видны два уничтоженных эсминца, а вверху – потопленный плавучий док

Ремонт металлоконструкций размером 40×14 метров — не самая простая задача. Но даже при условии разбомбленной верфи рядом оставались мощные краны, водолазное оборудование, ремонтные суда, материалы и, главное — квалифицированные кадры, которые только что делали батопорт для дока № 2. Так что время ремонта исчислялось бы в худшем случае неделями, а время было. Ведь в этом альтернативном сценарии японцы корабли не трогают — так что срочной необходимости ни в доках, ни в судоремонтных мощностях попросту не возникает.

Начало нападения

26 ноября 1941 года одно из ударных соединений японского флота (командиром которого являлся вице-адмирал Тюити Нагумо) вышло с базы, находящейся в заливе Хитокаппу (современное название — залив Касатка) на острове Итуруп, по распоряжению командующего флота Исороку Ямамото. Ударная группировка состояла из шести авианосцев, которые в сумме переносили более 400 истребителей, пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. В эскорте было 2 линкора и 2 тяжелых крейсера, а также один легкий, в дополнение их прикрывали 9 эсминцев. Также в операции участвовало около 6 подводных лодок, транспортировавших к месту сражения карликовые подводные лодки. Все эти боевые единицы различными, скрытыми путями были отправлены к точке сбора, где им предстояло получить последние предписания, которые зависели от решения японского командования по поводу начала войны.

В итоге 1 декабря было принято решение о начале войны, и уже на следующий день было передано сообщение адмиралу Нагумо. В свою очередь, Ямамото отправил шифрованное послание ударной группировке. Оно гласило: «Взойдите на гору Нийтака», это означало, что атака должна была начаться 7 декабря.

Пока ударная авиация добиралась до острова, в это же время там была обнаружена и потоплена японская мини-субмарина.

В 7:02 при помощи РЛС американцам удалось засечь приближающихся японцев, однако лейтенант Тайлер успокоил персонал станции, сказав, что это свои. Аналогичную информацию передала и радиостанция, которая использовалась для пеленгации. В тот день на базу действительно должны были прилететь бомбардировщики B-17, однако радару повезло засечь именно японцев.

Уже спустя 40 минут началась атака, и стали слышны первые взрывы. Несмотря на начавшийся хаос и разруху, ровно в 8:00 военные музыканты на USS Nevada начали исполнять гимн США. В это же время и было отправлен сигнал тревоги, гласивший: «Воздушный налет на Перл-Харбор — это не учения».

Поскольку в гавани не оказалось авианосцев, это внесло беспорядок в действия японцев, которые были вынуждены выбирать цели по своему усмотрению. По итогу налета оказались потоплены 4 линкора, 2 эсминца и минный заградитель. 3 легким крейсерам, 4 линейным кораблям и 1 эсминцу были нанесены тяжелые повреждения. Также американцы потеряли более 188 самолетов сбитыми и еще 159 поврежденными. Особенно тяжело пришлось личному составу — 2 403 убитых (1 102 погибли на борту линкора «Аризона», который был взорван), при этом число раненых достигло отметки в 1 178. Японцы же потеряли всего 29 самолетов уничтоженными и 74 поврежденными.

Вторая волна состояла из более чем 160 самолетов. Среди них было 54 — B5N2, 78 — D3A1 и 35 — A6M2. В её состав не были включены торпедоносцы, поскольку основная ставка была сделана именно на первую волну, причем уменьшили даже истребительное прикрытие. Тем не менее, этому эшелону и было суждено встретить самое ожесточенное сопротивление — американцы уже смогли поднять в воздух несколько истребителей, хоть и большая часть из них уже была уничтожена.

Кина не будет — электричество кончилось

Одним ударом надолго оставить базу без электроэнергии выглядит крайне заманчивой идеей. Но в реальности, как это часто бывает, всё несколько сложней. Во-первых, большинство важных объектов на такой случай имели резервные дизель-генераторы, а корабли способны обеспечивать себя электричеством просто по определению.

Первая электростанция ВМБ Пёрл-Харбор, 1913 года постройки и мощностью 20 МВт

В-третьих, у американцев имелись ещё и тузы в рукаве — четыре линкора с турбоэлектрическими энергетическими установками. Фактически четыре плавучие электростанции мощностью по 25 мегаватт каждая. Так что в крайнем случае они могли бы провернуть тот же трюк, что и с авианосцем «Лексингтон», который как-то в течение месяца снабжал электричеством стотысячный город Такома.

Авианосец CV-2 «Лексингтон» работает электростанцией мощностью 35,2 МВт. Такома, декабрь 1929 года

И четыре корабля — это лишь то, что находилось прямо в гавани на момент атаки. А вне её имелось ещё три линкора и пара авианосцев с такими же возможностями. В общем, надолго оставить Пёрл-Харбор совсем «без света» было совершенно нереализуемой задачей.

Скелет великана

Пещера Пайн-Крест с виду выглядит как непримечательная застава фракции Трапперов, которые занимаются тут обработкой шкур. Но если вы любите всматриваться в окружение, то заметите насыпь внутри пещеры, в которой застыл скелет невероятного существа.

В колонне из грязи и камней отчетливо видно громадный скелет, который держит в одной руке череп человека с позвоночником, а в другой – расколотую человеческую черепушку. Что это за существо – большая загадка. Это не может быть супермутант – они появились после атомной войны, а скелет и насыпь явно древнее. Да и череп слишком большой.

Возможно, на острове жил Бигфут, или же насыпь сохранилась с древнейших времен, и это огромная горилла? А может, это такая отсылка к великанам из Скайрима? Как думаете?

Примечания

Grand Joint Exercise No. 4

Так, когда в состав бразильского флота вошли дредноуты Minas Geraes и São Paulo, американские дипломаты сразу вспомнили об «американском единстве».

Примерно так протекали войны в век паруса, что говорит о «новизне» данной идеи.

Флот США превосходил японский по числу линкоров, в то же время японские линкоры были быстрее американских, что позволяло им выбирать дистанцию боя.

Контр-адмирал, в 1941 году был назначен начальником Морского Генштаба.

Агава Хироюки «Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор» (глава 8, п.7).

Дальность полёта G3M – 3690 км, G4M – 4720 км (О. Дорошкевич «Самолёты Японии Второй Мировой войны»). Расстояние от Маршалловых до Гавайских островов немногим более 3900 км.

После проведения больших общефлотских манёвров «Fleet Problem XXI» было принято решение оставить линейный флот на Гавайях, т.е. Пёрл-Харбор стал основной базой Тихоокеанского флота США (А. В. Мандель, В.В. Скопцов «Линейные корабли Соединённых Штатов Америки
Часть 2»).

На IJN Nagato не было системы кондиционирования воздуха, а разработка плана продолжалась в закрытом помещении очень и очень долго.

Тут стоит обратить внимание и на личность адмирала Нагумо – он был большим знатоком боевого использования торпедного оружия. Будучи капитаном крейсера IJN Takao, он помогал молодым офицерам, его разборы были поучительны и логичны
Но в японском флоте была пагубная черта – назначать командующими флотов по старшинству. Пробелы в специальных областях должны были восполняться знаниями и опытом офицеров штаба. Однако часто это приводило к тому, что планы операций, разработанные штабом, часто принимались командующими без подробного анализа

И Нагумо, оказавшись «не в своей тарелке», очень часто доверял разработку планов Минору Гэнде, а когда и принимал обсуждение плана предстоящей операции, всегда выступал за осторожность и проявлял нерешительность.

М. Футида, М

Окумия «Сражение у атолла Мидуэй».

К сожалению, источники несколько расходятся в этом вопросе. Так, Самуэль Элиот Морисон в книге «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942» ни слова не сказал про участие лёгкого крейсера в операции. В книге Мицуо Футиды «Сражение у атолла Мидуэй» упоминается участие корабля этого типа, а Шерман уточняет – это был лёгкий крейсер IJN Abukuma. Есть ещё один источник, который подтверждает участие крейсера IJN Abukuma: С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин «Все крейсера Второй Мировой», в котором говорится, что он был флагманом 1-й флотилии эсминцев 1-го флота. Вероятно, Морисон, в попытке привести как можно более точные цифры, упустил из виду не столь маленький корабль, что же, неприятно, но не критично.

Это соединение оставило Токийский залив около 1 декабря и 7-го ночью прибыло в район острова Мидуэй, каким путем — неизвестно.

М. Футида, М. Окумия «Сражение у атолла Мидуэй».

Самуэль Элиот Морисон: «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942».

А. Больных «Авианосцы».

Документальный фильм режиссёра Эрика Нельсона: «Pearl Harbor. Death of the Arizona» (пер. с англ.: Пёрл-Харбор. Гибель USS Arizona).

Michael Keith Olson: «Tales From a Tin Can: The USS Dale from Pearl Harbor to Tokyo Bay».

Обострение отношений США и Японии

В XIX веке Америка переживала период собирания территорий на континенте, а Япония — борьбы с колониализмом и сёгунатом. Им было не до внешней экспансии. Но все изменилось в конце XIX века.

На Японских островах новый император Муцухито начал проводить реформы, чтобы вернуть величие стране. Началась милитаризация. Вначале японцы напали на Российскую империю, затем возникла идея вторжения в Китай. Максимальная цель японских политиков: превратить Тихий океан в зону влияния Японии.

Муцухито (император Мэйдзи в 1888 году)

Параллельно с этим США выигрывают у Испании войну и забирают Филиппины. Затем Штаты оккупируют Гавайи и начинают строительство там судостроительных предприятий. Порты Гавайи должны были стать одной из главных военно-морских баз США в Тихом океане.

Первые обвинения в милитаризме и столкновение интересов в Тихом океане начались в 1920-х годах. В 1931 году Япония аннексировала у Китая Маньчжурию, за что была исключена из Лиги Наций. Вскоре многие страны объявили торговые санкции.

Расположение кораблей в бухте Перл-Харбор накануне японского нападения / AdmiralHood / ru.wikipedia.org

В 1937 году на территории Китая было потоплено американское судно “Панай”, а в Нанкине жертвой резни стали, в том числе американцы. США запретили поставку самолетов, промышленного оборудования и специального авиационного топлива, но не остановили продажу нефти. Японцы все равно назвали действия Америки “провокацией”.

В 1941 году США таки запретили продажу своей нефти в Японию. Ближайшие к ним нефтяные запасы лежали в Голландской Ост-Индии, на Малайском архипелаге. План японцев был простой: чтобы США не помешало захвату архипелага, а затем и Филиппин, нужно лишить ее военно-морского флота в Тихом океане. А он, по расчетам японцев, находился на Гавайях, в Перл-Харбор.

Атака японцев на базу США / Dave Seeley / daveseeley.artstation.com

Список приписанных кораблей

Надводные корабли приписанные в настоящие время

7 эсминцев класса Arleigh Burke

  • USS Paul Hamilton (DDG-60)
  • USS Hopper (DDG-70)
  • USS O’Kane (DDG-77)
  • USS Chafee (DDG-90)
  • USS Chung-Hoon (DDG-93)
  • USS Halsey (DDG-97)
  • USS Michael Murphy (DDG-112)

3 крейсера класса Ticonderoga

  • USS Chosin (CG-65)
  • USS Lake Erie (CG-70)
  • USS Port Royal (CG-73)

Подводные лодки приписанные в настоящие время

12 подводных лодок класса Los Angeles

  • USS Bremerton (SSN-698)
  • USS La Jolla (SSN-701)
  • USS Houston (SSN-713)
  • USS Olympia (SSN-717)
  • USS Columbus (SSN-762)
  • USS Santa Fe (SSN-763)
  • USS USS Charlotte (SSN-766)
  • USS Tucson (SSN-770)
  • USS Columbia (SSN-771)
  • USS Greeneville (SSN-772)
  • USS Cheyenne (SSN-773)
  • USS Buffalo (SSN-715)

2 подводные лодки класса Virginia

  • USS North Carolina (SSN-777)
  • USS Texas (SSN-775)

Цели и средства

Итак, мы выяснили, что, плюнув на высокие потери из-за неподавленной ПВО и задействовав все ударные самолёты только по инфраструктуре, японцы действительно могли уничтожить бóльшую часть запасов топлива и серьёзно ослабить судоремонтные возможности базы. Что возвращает нас к вопросу: почему они даже не планировали это делать?

И тут придётся вспомнить, для чего вообще проводился рейд на Пёрл-Харбор.

Благодаря оглушительному пропагандистскому эффекту данной операции, многие воспринимают её как главную и решающую на начальном этапе японского «блицкрига». Но на самом деле основные события, в которых были задействованы более 400 тысяч человек от японской армии и основные силы их флота, разворачивались за тысячи миль оттуда. И целью развязанной Японией войны был вовсе не флаг с восходящим солнцем над Вашингтоном, а захват нефти Голландской Ост-Индии и перерезание последнего канала внешнего снабжения китайской армии через Бирму.

Японское наступление в Юго-восточной Азии и на Тихом океане, декабрь 1941– апрель 1942 года

При этом даже вторжения в британскую Малайю и на американские Филиппины были лишь вспомогательными операциями, которые должны были обеспечить фланги основных, и никакого Пёрл-Харбора в исходных планах японского генштаба не наблюдалось. Идея этой, ещё одной обеспечивающей операции принадлежала лично главкому Объединённого флота ВМС Японии адмиралу Исороку Ямамото и была навязана им начальству незадолго до начала боевых действий.

Единственной задачей рейда на Пёрл-Харбор было сделать так, чтобы Тихоокеанский флот США — в первую очередь его линейные силы — не путались под ногами всё то время, что понадобилось бы Японии на завоевание её колониальной империи.

То есть как минимум полгода. И решить эту непростую задачу требовалось при помощи достаточно ограниченных средств, которые генштаб с большим скрипом выделил, ослабив соединения, предназначенные для основного театра.

Автор идеи адмирал Исороку Ямамото и разработчики авиационной составляющей рейда: контр-адмирал Такидзиро Ониси и капитан 2-го ранга Минору Гэнда

Поскольку японская морская авиация — включая палубную — уже четыре года активно воевала в Китае, соответствующие специалисты в штабе Объединённого флота на практике знали реальную эффективность лёгких бомбардировщиков по наземным целям. А ещё они хорошо представляли масштабы добычи нефти в США и возможности их танкерного флота. Так что планировавшие операцию офицеры не хуже нас понимали, что авиаудары по инфраструктуре Пёрл-Харбора создадут проблемы Тихоокеанскому флоту США максимум на несколько недель.

В то время как даже повреждённые корабли ремонтируются месяцами, а замена уничтоженным строится вообще годами. Так что японцы логично выбрали единственный вариант, который можно было реализовать имевшимися силами, — выбить корабли. В результате рейд на Пёрл-Харбор полностью выполнил поставленную перед ним задачу: Тихоокеанский флот США не смог помешать основным японским операциям, а его линкоры впервые сумели выйти в море как раз спустя полгода, в начале июня 1942 года, да и то — больше для поднятия собственного боевого духа.

Хотя одну связанную с Пёрл-Харбором «роковую ошибку» японцы всё же допустили. Но случилась она ещё 20 октября 1941 года — когда генштаб ВМС Японии вообще дал согласие на эту операцию.

Демография

Историческое население
Перепись Поп. % ±
400
1810 г. 657 64,3%
1820 г. 764 16,3%
1830 г. 957 25,3%
1840 г. 1,054 10,1%
1850 г. 1 127 6,9%
1860 г. 1,247 10,6%
1870 г. 1,195 −4,2%
1880 г. 1,629 36,3%
1890 г. 1,946 19,5%
1900 г. 4 379 125,0%
1910 г. 4 441 1,4%
1920 г. 3 622 -18,4%
1930 г. 4 486 23,9%
1940 г. 4 378 −2,4%
3 864 -11,7%
1960 г. 3 807 -1,5%
1970 г. 3716 −2,4%
1980 г. 4,124 11,0%
1990 г. 4 443 7,7%
2000 г. 4820 8,5%
2010 г. 5 235 8,6%
2014 (оценка) 5 308 1,4%
источники:

Перепись 2010 г.

С переписи 2010 было 5 235 человек, 2 427 домашних хозяйств и 1 275 семей, проживающих в городе. Плотность населения была 123,9 человек на квадратную милю (47,8 / км 2 ). Было 3495 единиц жилья в средней плотности 82,7 за квадратную милю (31,9 / км 2 ). Расовый состав города был 94,7% Белым , 0,8% Африканский американцем , 0,2% коренные американцы , 2,8% Азия , 0,4% от других рас , и 1,2% от двух или более рас. Латиноамериканцы или латиноамериканцы любой расы составляли 1,1% населения.

Существовали 2427 семей, из которых 22,0% имели детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними, 42,8% были супружескими парами, живущими вместе, 6,8% семей женщины проживали без мужей, 3,0% семей проживали без жены. и 47,5% не имели семьи. 36,0% всех домохозяйств состоят из отдельных лиц и 14,6% из них кто-то одиноких людей 65 лет и старше. Средний размер домохозяйства 2,08, а средний размер семьи 2,70.

Средний возраст жителей города составлял 45,3 года. 17,3% жителей были моложе 18 лет; 10% были в возрасте от 18 до 24 лет; 22,4% были от 25 до 44 лет; 32,3% были от 45 до 64 лет; и 18,1% были 65 лет и старше. Гендерный состав города был 46.3% мужчин и 53.7% женщин.

Перепись 2000 года

По данным переписи 2000 года насчитывалось 4 820 человек, 2 142 домашних хозяйства и 1 163 семьи, проживающие в городе или рядом с ним. Плотность населения была 114,2 человек на квадратную милю (44,1 / км 2 ). Было 2805 единиц жилья в средней плотности 66,5 за квадратную милю (25,7 / км 2 ). Расовая косметика города составляла 97,88% белых , 0,15% черных или афроамериканцев , 0,21% коренных американцев , 0,89% азиатов , 0,08% представителей других рас и 0,79% представителей двух или больше гонок. Латиноамериканцы или латиноамериканцы любой расы составляли 0,62% населения.

Существовали 2142 семей, из которых 24,5% имели детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними, 44,5% были супружескими парами, живущими вместе, 6,4% семей женщины проживали без мужей, а 45,7% не имели семьи. 34,7% всех домохозяйств состоят из отдельных лиц и 13,3% из них кто-то одиноких людей 65 лет и старше. Средний размер домохозяйства 2,16, а средний размер семьи 2,78.

В городе и его окрестностях население было рассредоточено: 19,8% в возрасте до 18 лет, 9,0% от 18 до 24 лет, 28,6% от 25 до 44 лет, 26,6% от 45 до 64 лет и 16,1% в возрасте 65 лет. возраст или старше. Средний возраст составлял 41 год. На каждые 100 женщин приходилось 87,5 мужчин. На каждые 100 женщин возрастом 18 лет и старше насчитывалось 82,7 мужчин.

Средний доход семьи в городе или его окрестностях составлял 37 481 доллар, а средний доход семьи — 51 989 долларов. Средний доход мужчин составлял 31 085 долларов против 25 417 долларов у женщин. Доход на душу населения в этом районе составлял 24 103 доллара. Около 4,9% семей и 8,9% населения были ниже черты бедности , в том числе 6,7% из них моложе 18 лет и 8,3% тех, кто в возрасте 65 лет и старше.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector