Музей «пёрл-харбор»

Труба пониже, дым пожиже

Но давайте представим, что японцы по каким-то причинам плюнули на запредельные потери и решили либо вообще забить на подавление ПВО, либо выделить на это минимальные силы — например, только истребители. А основными нанести удар по наземным сооружениям военно-морской базы Пёрл-Харбор, дабы, выражаясь словами Гордона Пранджа, «превратить её в пыль».

Тут перед глазами автоматически возникают апокалиптические пейзажи Гамбурга, Дрездена или Токио, пока не вспомнишь, что для превращения этих городов в обугленные руины потребовались неоднократные налёты тысяч тяжёлых бомбардировщиков, способных нести по три-шесть тонн бомб. Плюс созданные методом долгих проб и ошибок тактика их применения и особые боеприпасы.

Что называется, «почувствуйте разницу». Сравнение размеров и бомбовой нагрузки японских палубных бомбардировщиков и «Летающей крепости» – далеко не самого большого из тяжёлых «стратегов»

А на авианосцах японского соединения было 279 лёгких бомбардировщиков с боевой нагрузкой по 250 или 800 кило, которые в сумме могли поднять до 149 тонн бомб. Весьма внушительно — почти как на сорока «летающих крепостях». Да и Пёрл-Харбор — далеко не Гамбург.

Но вот спустя полгода 72 таких же палубных самолёта и близко не смогли не то чтобы уничтожить, но хотя бы подавить гораздо более скромную базу на атолле Мидуэй — двух островках общей площадью около шести квадратных километров.

Так что ни о каком «стирании в пыль» всего комплекса базы речь не шла от слова совсем — оставим это на совести Гордона Пранджа. Сколь-нибудь эффективную «ковровую бомбардировку» таких площадей подобными силами не проведёшь. Единственное, что могли сделать японцы, так это нанести более-менее точечные удары по критически важным объектам. И первое, что обычно указывают в качестве основных целей, — электроснабжение, судоремонтные мощности и запасы топлива.

Страна-бензоколонка

Честер Нимиц говорил о 4,5 миллиона баррелей — что в пересказе некоторых отечественных авторов ненавязчиво увеличились до 4,5 миллиона тонн, — но тут адмирал немного ошибался. Это была просто общая ёмкость всех резервуаров, включая старое подземное хранилище на 150 тысяч баррелей. Согласно же отчётам командования Тихоокеанского флота и 14-го военно-морского округа на момент японской атаки в наличии там имелось около четырёх миллионов баррелей нефтепродуктов.

Но и это, конечно, тоже очень много — 610 700 тонн в пересчёте на мазут и немногим меньше, чем вся тогдашняя добыча нефти в США. За один день. Это без учёта контролируемых американскими компаниями месторождений за пределами страны. А чтобы добыть такое же количество в одном только ближайшем к Гавайям штате Калифорния, потребовалось бы меньше недели. Словом, нефти и нефтепродуктов в Штатах хватало, но как насчёт их доставки в Пёрл-Харбор?

Танкер АО-22 «Симаррон» постройки 1939 года. Вместимость 147 000 баррелей, скорость 18,3 узла

Основу «наливного» флота ВМС США составляли тогда 12 новейших быстроходных танкеров типа «Симаррон», способных перевозить по 147 тысяч баррелей. А в первые же дни войны мобилизовали ещё и три танкера типа «Кеннебек» вместимостью по 130 тысяч баррелей, тоже построенные по военным спецификациям. Только эти 15 судов теоретически могли за один рейс — менее чем за шесть суток — доставить из Сан-Диего сразу 2,15 миллиона баррелей топлива. А вторым рейсом — то есть ещё через пару недель — уже и перекрыть всё, потерянное в Пёрл-Харборе.

Но это теоретически — в реальности всё было бы, конечно, гораздо менее благостно. Во-первых, далеко не все из этих судов находились в тот момент на Тихом океане. А из тех, что находились, — не все были именно на западном побережье США. Во-вторых, потребовалось бы дополнительное время как на их сбор, так и на организацию конвоев. В-третьих, после первого рейса часть из них осталась бы работать по прямому назначению — эскадренными танкерами при соединениях.

Старый танкер АО-9 «Патока» постройки 1919 года. Вместимость 70 000 баррелей, скорость 11,2 узла

С другой стороны, у ВМС США имелись ещё и танкеры старых типов, не говоря уж о возможности фрахта или мобилизации коммерческих. Пусть они имели меньшую вместимость, а по скорости уступали новым в полтора раза, — зато их было много. Так что через 12-14суток в Пёрл-Харбор мог прибыть «второй эшелон» уже из этих старых танкеров, часть которых не так жалко было оставить там в качестве временных плавхранилищ топлива в дополнение к уцелевшему подземному.

Радиолокационная станция Opana Point сообщила о нападении Японии за час до прибытия самолетов, однако адмирал Киммел решил ничего не делать

За радаром на Opana Point наблюдали рядовые Элиот и Локард. Они заметили сильный всплеск активности на приборах и обратились в Информационный Центр, который еще не полностью функционировал на тот момент. Сигнал был принят рядовым Макдональдом, который передал его единственному дежурному офицеру. Лейтенант Кермит Тайлер, проходящий обучение в Центре, решил, что точками на радаре являются бомбардировщики В-17, летящие с материка. Он сказал операторам: «Забудьте про это». Выше доклад не пошел, и адмирал Киммел просто ничего не знал. Так что вина лежит на рядовых сотрудниках и, частично, на тех, кто проводил обучение.

Мидуэй

Японский флот, атаковавший Перл-Харбор, в тот же день нанес удар по другим районам Гавайских островов , пытаясь вывести из строя базу морской пехоты США на Санд-Айленде на атолле Мидуэй . За его действия во время этого сражения 16-я Почетная медаль была награждена морским пехотинцем, погибшим на Санд-Айленде в этот первый день Тихоокеанской войны .

 Это свидетельствует о том, что Почетная медаль была вручена посмертно.

Образ название обслуживание Ранг Место действия Ноты
морская пехота Авиационная база ВМС Мидуэй , Сэнд-Айленд, Атолл Мидуэй , территория Гавайев Отказался эвакуироваться со своего поста до тех пор, пока его люди, которые были ранены тем же снарядом, который ранил его, не были эвакуированы, и руководил реорганизацией своего командного пункта до тех пор, пока его не удалили принудительно.

Цели и средства

Итак, мы выяснили, что, плюнув на высокие потери из-за неподавленной ПВО и задействовав все ударные самолёты только по инфраструктуре, японцы действительно могли уничтожить бóльшую часть запасов топлива и серьёзно ослабить судоремонтные возможности базы. Что возвращает нас к вопросу: почему они даже не планировали это делать?

И тут придётся вспомнить, для чего вообще проводился рейд на Пёрл-Харбор.

Благодаря оглушительному пропагандистскому эффекту данной операции, многие воспринимают её как главную и решающую на начальном этапе японского «блицкрига». Но на самом деле основные события, в которых были задействованы более 400 тысяч человек от японской армии и основные силы их флота, разворачивались за тысячи миль оттуда. И целью развязанной Японией войны был вовсе не флаг с восходящим солнцем над Вашингтоном, а захват нефти Голландской Ост-Индии и перерезание последнего канала внешнего снабжения китайской армии через Бирму.

Японское наступление в Юго-восточной Азии и на Тихом океане, декабрь 1941– апрель 1942 года

При этом даже вторжения в британскую Малайю и на американские Филиппины были лишь вспомогательными операциями, которые должны были обеспечить фланги основных, и никакого Пёрл-Харбора в исходных планах японского генштаба не наблюдалось. Идея этой, ещё одной обеспечивающей операции принадлежала лично главкому Объединённого флота ВМС Японии адмиралу Исороку Ямамото и была навязана им начальству незадолго до начала боевых действий.

Единственной задачей рейда на Пёрл-Харбор было сделать так, чтобы Тихоокеанский флот США — в первую очередь его линейные силы — не путались под ногами всё то время, что понадобилось бы Японии на завоевание её колониальной империи.

То есть как минимум полгода. И решить эту непростую задачу требовалось при помощи достаточно ограниченных средств, которые генштаб с большим скрипом выделил, ослабив соединения, предназначенные для основного театра.

Автор идеи адмирал Исороку Ямамото и разработчики авиационной составляющей рейда: контр-адмирал Такидзиро Ониси и капитан 2-го ранга Минору Гэнда

Поскольку японская морская авиация — включая палубную — уже четыре года активно воевала в Китае, соответствующие специалисты в штабе Объединённого флота на практике знали реальную эффективность лёгких бомбардировщиков по наземным целям. А ещё они хорошо представляли масштабы добычи нефти в США и возможности их танкерного флота. Так что планировавшие операцию офицеры не хуже нас понимали, что авиаудары по инфраструктуре Пёрл-Харбора создадут проблемы Тихоокеанскому флоту США максимум на несколько недель.

В то время как даже повреждённые корабли ремонтируются месяцами, а замена уничтоженным строится вообще годами. Так что японцы логично выбрали единственный вариант, который можно было реализовать имевшимися силами, — выбить корабли. В результате рейд на Пёрл-Харбор полностью выполнил поставленную перед ним задачу: Тихоокеанский флот США не смог помешать основным японским операциям, а его линкоры впервые сумели выйти в море как раз спустя полгода, в начале июня 1942 года, да и то — больше для поднятия собственного боевого духа.

Хотя одну связанную с Пёрл-Харбором «роковую ошибку» японцы всё же допустили. Но случилась она ещё 20 октября 1941 года — когда генштаб ВМС Японии вообще дал согласие на эту операцию.

Начало нападения

26 ноября 1941 года одно из ударных соединений японского флота (командиром которого являлся вице-адмирал Тюити Нагумо) вышло с базы, находящейся в заливе Хитокаппу (современное название — залив Касатка) на острове Итуруп, по распоряжению командующего флота Исороку Ямамото. Ударная группировка состояла из шести авианосцев, которые в сумме переносили более 400 истребителей, пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев. В эскорте было 2 линкора и 2 тяжелых крейсера, а также один легкий, в дополнение их прикрывали 9 эсминцев. Также в операции участвовало около 6 подводных лодок, транспортировавших к месту сражения карликовые подводные лодки. Все эти боевые единицы различными, скрытыми путями были отправлены к точке сбора, где им предстояло получить последние предписания, которые зависели от решения японского командования по поводу начала войны.

В итоге 1 декабря было принято решение о начале войны, и уже на следующий день было передано сообщение адмиралу Нагумо. В свою очередь, Ямамото отправил шифрованное послание ударной группировке. Оно гласило: «Взойдите на гору Нийтака», это означало, что атака должна была начаться 7 декабря.

Пока ударная авиация добиралась до острова, в это же время там была обнаружена и потоплена японская мини-субмарина.

В 7:02 при помощи РЛС американцам удалось засечь приближающихся японцев, однако лейтенант Тайлер успокоил персонал станции, сказав, что это свои. Аналогичную информацию передала и радиостанция, которая использовалась для пеленгации. В тот день на базу действительно должны были прилететь бомбардировщики B-17, однако радару повезло засечь именно японцев.

Уже спустя 40 минут началась атака, и стали слышны первые взрывы. Несмотря на начавшийся хаос и разруху, ровно в 8:00 военные музыканты на USS Nevada начали исполнять гимн США. В это же время и было отправлен сигнал тревоги, гласивший: «Воздушный налет на Перл-Харбор — это не учения».

Поскольку в гавани не оказалось авианосцев, это внесло беспорядок в действия японцев, которые были вынуждены выбирать цели по своему усмотрению. По итогу налета оказались потоплены 4 линкора, 2 эсминца и минный заградитель. 3 легким крейсерам, 4 линейным кораблям и 1 эсминцу были нанесены тяжелые повреждения. Также американцы потеряли более 188 самолетов сбитыми и еще 159 поврежденными. Особенно тяжело пришлось личному составу — 2 403 убитых (1 102 погибли на борту линкора «Аризона», который был взорван), при этом число раненых достигло отметки в 1 178. Японцы же потеряли всего 29 самолетов уничтоженными и 74 поврежденными.

Вторая волна состояла из более чем 160 самолетов. Среди них было 54 — B5N2, 78 — D3A1 и 35 — A6M2. В её состав не были включены торпедоносцы, поскольку основная ставка была сделана именно на первую волну, причем уменьшили даже истребительное прикрытие. Тем не менее, этому эшелону и было суждено встретить самое ожесточенное сопротивление — американцы уже смогли поднять в воздух несколько истребителей, хоть и большая часть из них уже была уничтожена.

Подготовка к войне

Нелишним будет сообщить нашему читателю, что война на Тихом океане, скорее всего, была предрешена. Япония отказалась от намерений совершать удар по СССР из расположения Квантунской армии в Маньчжурии. А отказ от этого (условно – «западного») плана подразумевал реализацию некоего «восточного варианта», то есть экспансию в бассейне Тихого океана. Кстати, такое положение вещей можно считать победой советской дипломатии в предвоенные годы и еще одним позитивным моментом Пакта о ненападении между Германией и СССР. Япония ощущала себя обманутой, несмотря на членство в Антикоминтерновском пакте, и не хотела помогать немцам.

Японская экспансия на Тихом океане

Так или иначе, японский штаб – прежде всего ВМФ, так как в Японии было строгое деление сухопутных и военно-морских сил, что сыграло с ними позже злую шутку – стал планировать кампанию по захвату Тихого океана. Особый цинизм японских милитаристов заключался в том, что некоторые регионы назывались, например, «особыми ресурсными регионами», где учитывалось только сырье, а люди, естественно, подлежали выселению, уничтожению и гонениям. Впрочем, резня в китайском Нанкине (200 тысяч убитых) не оставляла сомнений – японцы будут действовать жестко.

Расположение американских судов в бухте Перл-Харбор

Один из ведущих японских стратегов адмирал Исороку Ямамото разработал план экспансии Японской империи, опирающийся на захват островов как перевалочных баз, ресурсных центров и достижение господства на море и в воздухе прежде всего с помощью флота. Американское эмбарго на поставку нефти в Японию в июле 1941 года лишь ускорило реализацию этих планов. Однако к тому времени японцы уже были во Французском Индокитае (Вьетнам) и Голландской Ост-Индии (Индонезии). Кольцо вокруг американцев сужалось.

Где находится Перл-Харбор?

Перл-Харбор находится на острове Оаху, принадлежащим к Гавайскому Архипелагу. Гавань получила свое имя от названия бухты, которое переводится как «Жемчужная гавань». Практически вся территория острова состояла из военных баз, аэродромов и других оборонительных укреплений.

До сих пор нет точной информации о том, когда именно японцы начали прорабатывать план нападения. Известно лишь, что в 1927 — 28 годах некий капитан 2 ранга по имени Кусака Рьюносуке начал готовить первоначальный план атаки американской базы на Гавайских островах. Впоследствии он был повышен до командира 1-ого авианосного флота. Ему довелось провести курс по авиации сразу десяти весьма важным людям, среди которых был Нагано Осами. В связи с этим, он подготовил документ, в котором было указано, что если США не захотят выйти на генеральное сражение сами, то Японии необходимо срочно перехватывать инициативу. Осуществить его планировалось посредство нападения на Перл-Харбор. Вероятно, что Исороку Ямамото увидел тот документ и оформил размытые планы более ясно и конкретно, что вместе с результатами американских учений смогло убедить все японское командование в целесообразности этой идеи.

Атака на Перл-Харбор преследовала сразу несколько целей, однако большинство из них было достигнуто лишь частично, несмотря на первоначальный успех операции. В частности, основными задачами их флота были:

  1. Превентивное нападение должно было ослабить силы американцев в регионе и, таким образом, обеспечить безопасность японским силам, производящим захват богатой нефтью Юго-Восточной Азии. Учитывая, что из-за захвата южной части Индокитая, США, Голландия и Великобритания наложили эмбарго на поставку нефтепродуктов. Этот вариант был единственным шансом удержать позиции на политической арене. Однако задумка провалилась, поскольку самые хорошо вооруженные силы американцев несли службу в других местах.
  2. Уничтожение флота и аэродромов позволяло японским войскам действовать более свободно и открывало широкий театр военных действий. Тем не менее, во время атаки пострадало намного меньше американских кораблей, чем планировалось, особенно учитывая, что многие из них уже устарели. Именно поэтому данная цель была достигнута лишь частично, в основном, благодаря огромным потерям в личном составе у войск США.

Сосуды

Надводные корабли в настоящее время прибывают на родину

Эсминцы класса Arleigh Burke (9)

  • Военный корабль США  Джон Пол Джонс  (DDG-53)
  • USS  Hopper  (DDG-70)
  • Военный корабль США  Уэйн Э. Мейер  (DDG-108)
  • Военный  корабль США  Preble (DDG-88)
  • USS  Chafee  (DDG-90)
  • USS  Chung-Hoon  (DDG-93)
  • Военный  корабль США »  Хэлси» (DDG-97)
  • Военный корабль США  Уильям П. Лоуренс  (DDG-110)
  • Военный корабль США  Майкл Мерфи  (DDG-112)

Крейсера класса Тикондерога (1)

USS  Port Royal  (CG-73)

Подводные лодки в настоящее время отправлены на родину

USS  Bremerton , USS  Louisville и USS  Cheyenne на базе подводных лодок, апрель 2018 года.

Подводные лодки класса Лос-Анджелес (11)

  • USS  Topeka  (SSN-754)
  • Военный корабль США  Чикаго  (SSN-721)
  • Военный корабль США  Джефферсон-Сити  (SSN-759)
  • Военный корабль США »  Спрингфилд»  (SSN-761)
  • Военный корабль США  Колумбус  (SSN-762)
  • Военный корабль США  Санта-Фе  (SSN-763)
  • Военный корабль США »  Шарлотт»  (SSN-766)
  • USS  Tucson  (SSN-770)
  • Военный корабль США  Колумбия  (SSN-771)
  • USS  Greeneville  (SSN-772)
  • USS  Cheyenne  (SSN-773)

Подводные лодки класса Вирджиния (6)

  • Военный корабль США  Техас  (SSN-775)
  • Военный корабль США  Гавайи  (SSN-776)
  • Военный корабль США »  Северная Каролина»  (SSN-777)
  • Военный корабль США »  Миссури»  (SSN-780)
  • Военный корабль США  Миссисипи  (SSN-782)
  • Военный корабль США  Иллинойс  (SSN-786)

В рамках Четырехгодичного обзора обороны за 2006 год ВМС объявили в начале 2006 года, что к 2010 году 60% своих ударных подводных лодок переместят в Тихий океан.

USS Миссури

USS  Missouri  (BB-63) , ныне музейный корабль, пришвартованный на острове Форд , Перл-Харбор

Военный корабль США «  Миссури»  (BB-63) Майти Мо » или « Большой Мо ») — линкор класса ВМС США в штате Айова , и был четвертым кораблем ВМС США, названным в честь американского штата Миссури . Миссури был последним линкором, построенным Соединенными Штатами, и был местом капитуляции Японской империи, положившей конец Второй мировой войне .

Миссури был заказан в 1940 году и сдан в эксплуатацию в июне 1944 года. На Тихоокеанском театре Второй мировой войны она участвовала в битвах при Иводзиме и Окинаве и обстреливала японские острова, а также участвовала в Корейской войне с 1950 по 1953 год. Списан в 1955 году в резервный флот ВМС США («Флот нафталина»), но восстановлен и модернизирован в 1984 году в рамках плана ВМС с 600 кораблями и обеспечивал огневую поддержку во время операции «Буря в пустыне» в январе / феврале 1991 года.

Миссури получил в общей сложности 11 боевых звезд за службу во Второй мировой войне, Корее и Персидском заливе и был окончательно выведен из эксплуатации 31 марта 1992 года, но оставался в Регистре военно-морских судов до тех пор, пока ее имя не было вычеркнуто в январе 1995 года. В 1998 году, она была подарена Мемориальной ассоциации USS Missouri и стала кораблем-музеем в Перл-Харборе , Гавайи.

У японцев не было бомб, способных пробить броню тяжелых кораблей

Многие историки рассказывают о том, как к обычным бронебойным снарядам в последний момент японцы решили приделывать стабилизаторы, чтобы те выполняли функции бомб. И вертикальное попадание такого снаряда пробивало любую броню. Но сам такой подход выглядит странным — под операцию дорабатывались боеприпасы, хотя обычно военные отталкиваются от того, что у них есть в наличии. Изучив конструкцию японской бомбы образца 99 номер 80 модель 5, становится ясно, что ее разработали еще в 1939 году. У снаряда были демонтированы баллистический и бронебойный наконечники, всего же изменений набралось с десяток. Так появился совершенно новый боеприпас, исходный артиллерийский снаряд был лишь заготовкой со схожими габаритами.

Обзор

Военно-морская база Перл-Харбор обеспечивает стоянку и береговую поддержку надводных кораблей и подводных лодок, а также техническое обслуживание и обучение. Перл-Харбор может принимать самые большие корабли во флоте, включая услуги сухого дока, и в настоящее время здесь находится более 160 команд. Жилье, персонал и поддержка семьи также предоставляются и являются неотъемлемой частью береговой деятельности, которая охватывает как постоянный, так и временный персонал.

Поскольку Перл-Харбор является единственным центром промежуточного технического обслуживания подводных лодок в Средней части Тихого океана, он служит местом пребывания большого количества приезжих подводников.

Naval Компьютеры и Телекоммуникации Площадь Master Station, Pacific (NCTAMS PAC) , Wahiawa, Гавайи является самым крупным в мире станция связи. Штаб-квартира этого берегового командования расположена в центральной части острова Оаху, примерно в трех милях к северу от Вахиава.

Почему не было пороха?

В известной исторической байке некий монарх — имя варьируется — грозно вопрошает своего военачальника, почему он то ли сдал крепость, то ли просто не поприветствовал его положенным пушечным залпом. И слышит в ответ: «Ваше величество, тому было много причин. Во-первых, у нас не было пороха, во-вторых…» — «Первой причины достаточно, можете не продолжать».

Найденная на японском пикировщике схема расположения целей в Пёрл-Харборе. Никаких объектов инфраструктуры на ней не указано – только корабли

Короткий ответ на вопрос «почему японские пилоты не нанесли удары по инфраструктуре Пёрл-Харбора?» очень похож на эту байку: им просто не ставили такой задачи. В оперативном приказе № 1 по японскому мобильному соединению чёрным по белому написано, что целями являются «вражеский флот и важные аэродромы на острове Оаху».

В приказе № 3 эти цели были расписаны уже подробней: крупные корабли до тяжёлых крейсеров включительно, причём отдельно указывалась приоритетность по кораблям: в первую очередь линкоры. А также авиабазы Хикэм, Уилер, Канеохе и на острове Форд. Единственными элементами инфраструктуры, что упоминались в приказе, были ангары на аэродромах.

Тут можно было бы поставить точку, но мы ведь более любопытны, чем Генрих IV или Наполеон I из байки, и нам, в отличие от них, интересно — а почему «не было пороха»? Почему разрабатывавшие план операции профессионалы из штаба Объединённого флота ВМС Японии не включили в него такие «вкусные» и, казалось бы, очевидные цели, как объекты инфраструктуры базы?

Проще всего заявить, как это и сделали многие авторы, что разработчики — до адмирала Ямамото включительно — были замшелыми идиотами, зацикленными на своих фетишах-корабликах и так и не постигшими известную каждому диванному стратегу сокровенную истину: «тактика — это для дилетантов, а профессионалы должны думать о логистике». Но мы ведь не ищем «понятные широким массам простые, но неправильные ответы на сложные вопросы»?

Торпедой по воротам

Потеря стационарных судоремонтных возможностей лишила бы военно-морскую базу на острове Оаху значительной части её ценности. Всё, с чем не справляются ремонтные суда, пришлось бы тащить на Западное побережье США. То есть как минимум до Сан-Диего, что в 2200 милях (4000 километра). И хорошо, если своим ходом, а не на буксире со скоростью пешехода.

Основные судоремонтные мощности были сосредоточены на военно-морской верфи базы. Это были 24 гектара, занимаемые складами, цехами, ангарами и вышеупомянутой электростанцией. Плюс прилегающие сухие доки, пирсы и достроечные стенки. Поскольку японцы понятия не имели, где что находится, то бомбить пришлось бы всё подряд «ковровым методом».

Военно-морская верфь ВМБ Пёрл-Харбор

Но даже если б они бросили на этот объект все бомбардировщики самой мощной первой волны, то в их распоряжении было бы 234 бомбы калибра 250 кило — по десятку на гектар промышленной застройки. То есть ни о каком сплошном разрушении не шло бы и речи.

Конечно, какие-то здания были бы повреждены, но, как показала практика Второй мировой, вывести из строя находящееся там оборудование «старой школы» достаточно трудно, поэтому многие разрушенные бомбёжкой заводы в Германии или Японии возобновляли работу через считанные недели, если не дни.

Но главными жемчужинами верфи были два её сухих дока «линкорного» размера. С их потерей верфь лишилась бы возможности ремонтировать и обслуживать подводную часть крупных кораблей. Однако, если кто вдруг забыл, сухой док — это такая огромная «ванна», стенки которой выполнены из нескольких метров железобетона, а дно вдобавок армировано стальными балками. Пытаться повредить это авиабомбами среднего калибра имеет столько же смысла, что и ломом.

Торжественное открытие сухого дока №1, 1919 год. В конце камеры – тот самый батопорт

Единственными уязвимыми местами доков являются их батопорты — те огромные металлические «ворота», что закрывают вход в камеру. Но из-за небольшой толщины в них крайне маловероятно попасть авиабомбой или хотя бы повредить гидравлическим ударом от близкого промаха. Так что единственным вариантом было попытаться достать их торпедами. Но с этим тоже имелись проблемы.

Торпедная атака на мелководье — крайне сложная задача даже в случае неподвижных целей. В реальности японские торпедоносцы в Пёрл-Харборе добились менее 50 процентов попаданий при том, что их целями были корабли по 180 м длиной. А ширина батопортов была менее 40 метров. Остаётся лишь гадать, сколько торпед бы понадобилось, чтобы в них попасть. Тем не менее, это было вполне реально. Но что бы это дало?

В реальности японцы доки тоже бомбили. В доке №1 (внизу) видны два уничтоженных эсминца, а вверху – потопленный плавучий док

Ремонт металлоконструкций размером 40×14 метров — не самая простая задача. Но даже при условии разбомбленной верфи рядом оставались мощные краны, водолазное оборудование, ремонтные суда, материалы и, главное — квалифицированные кадры, которые только что делали батопорт для дока № 2. Так что время ремонта исчислялось бы в худшем случае неделями, а время было. Ведь в этом альтернативном сценарии японцы корабли не трогают — так что срочной необходимости ни в доках, ни в судоремонтных мощностях попросту не возникает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector