Атака на пёрл-харбор: японская империя наносит удар

Нападение на Перл-Харбор — Исторический фон

Вопрос вступления Соединенных штатов во Вторую Мировую Войну (как и в Первую Мировую) до сих пор является предметом оживленных дискуссий и практически противоположных мнений. Конечно, мир не делится на белое и черное, поэтому разумно придерживаться мнения, что ситуация не была столь неожиданно трагичной, как показано в фильме «Перл-Харбор» Майкла Бэя. Война — это всегда колоссальные и почти наверняка несоразмерные с возможной выгодой расходы. В фильме, во многом через уста президента Франклина Рузвельта (исполняет Джон Войт), вкратце передана концепция так называемого ленд-лиза, а именно поставок необходимых грузов в очаг воюющей Европы и, в частности, в осажденную морской блокадой Британию и, начиная с осени 1941 г, СССР. Естественно рациональней наращивать собственную военную мощь, нарастить объемы многих отраслей производств, но не посылать своих солдат умирать через океан. Но затягивать бесконечно и оставаться в стороне было также опасно, ведь страны ОСИ и их союзники фактически бросили вызов демократическому устрою в мире, чего США позволить никак не могли. Даже пропагандистские фильмы, уже после вступления в войну, (например цикл от Фрэнка Капры) на пальцах объясняли целой нации необходимость защитить свой образ жизни и ценности.

Существуют множество версий, в том числе что Рузвельт, выступающий важным пояснительным звеном в фильме «Перл-Харбор», знал о предстоящем нападении

Конечно, не в конкретных подробностях и времени, но необходимые меры предосторожности были проигнорированы.  32-ой президент США был, вне всяких сомнений, выдающейся личностью, и все же его образ в фильме был приукрашен, хотя бы в контексте реакции на развернувшуюся трагедию

И сцены, где глава государства с ужасом роняет на пол оперативную информацию, придают художественному произведению, коим является фильм «Перл-Харбор», определенной эмоциональности. Такой подход режиссера Майкла Бэя оправдан, ведь сухая выкладка истории часто не способствует интересу широкого круга зрителей. И тот факт, что нападение японских ВВС на базу в Перл-Харборе (Гавайи) стало решающим поводом отодвинуть лобби невмешательства в США и дать президенту необходимые полномочия, не стоит игнорировать. После необдуманного объявления Германией войны штатам, последние получили карт-бланш на участие в послевоенной судьбе Европы, как один из ключевых игроков.

Как и в случае с уступками агрессии Гитлера в 1935-1939 и аннексии европейских территорий, общество в Соединенных штатах до последнего оттягивало перспективу посылать своих мужей, братьев, отцов и сыновей на войну в, казалось бы, далекую Европу. Большая часть правительственных и свободных СМИ активно поддерживали политику невмешательства, и добровольное решение героя Рэйфа (Бен Аффлек) даже у самых близких людей вызвало понятное недоумение. Зачем подвергать свою жизнь риску, когда дома все тихо и спокойно, а главное, безопасно. Впрочем, во многом выбор главного героя кажется рациональным, несмотря на его письма и пропасть между ожиданиями и реальностью. Напоминает первые месяцы Первой Мировой (тогда Великой Войны), когда миллионы простых солдат, будучи далекими от сути войны, уходили на фронт с улыбкой, словно прокладывая путь в страну приключений и романтики.

«Кровь войны»

Причём задача ведь состояла вовсе не в том, чтобы немедленно возместить весь потерянный мазут и солярку, а в том, чтобы обеспечить топливом оперативную деятельность кораблей и подлодок, базировавшихся на Пёрл-Харбор. А это немного другие объёмы. Например, боевая «заправка» авианосцев и старых линкоров составляла порядка 26 тысяч баррелей на корабль. Крейсерам и эсминцам требовалось в среднем по 11 тысяч и 3900 баррелей соответственно.

Итого для полной заправки «с нуля» всех имевшихся тогда в Пёрл-Харборе кораблей «первой линии» плюс пары находившихся рядом авианосцев нужно было порядка 450 тысяч баррелей мазута, то есть три танкера типа «Симаррон». С учётом всей «мелочи», а также переброски с материка остальных кораблей Тихоокеанского флота цифра вырастала до около 600 тысяч баррелей. Много, но тоже вполне «подъёмно» для имевшихся танкеров.

Оказавший в Пёрл-Харборе во время рейда танкер АО-23 «Неошо» (справа) уходит из-под атаки

Словом, потеря запасов топлива в Пёрл-Харборе стала бы, конечно, очень серьёзной проблемой, но проблемой решаемой. И ни о какой длительной потере боеспособности Тихоокеанского флота США речь не шла от слова совсем. Максимум через пару недель он был бы готов — по топливу — плыть хоть на Маршалловы острова, хоть на Филиппины. Сама подготовка к боевому походу, включая переброску кораблей с западного побережья, заняла бы примерно столько же.

А в это время в Пёрл-Харборе лихорадочно латали бы наименее пострадавшие резервуары, плюс форсировали бы ведущееся с конца 1940 года строительство подземного нефтехранилища из двух десятков ёмкостей по 300 тысяч баррелей каждый. В условиях отсутствия острой необходимости его начали вводить в строй лишь осенью 1942 года, но при изменении приоритетов и ставке на поэтапный ввод было вполне реально получить первые резервуары гораздо раньше.

Так что ни о каком «выдавливании» Тихоокеанского флота с Гавайев в перспективе речь тоже не шла.

Страна-бензоколонка

Честер Нимиц говорил о 4,5 миллиона баррелей — что в пересказе некоторых отечественных авторов ненавязчиво увеличились до 4,5 миллиона тонн, — но тут адмирал немного ошибался. Это была просто общая ёмкость всех резервуаров, включая старое подземное хранилище на 150 тысяч баррелей. Согласно же отчётам командования Тихоокеанского флота и 14-го военно-морского округа на момент японской атаки в наличии там имелось около четырёх миллионов баррелей нефтепродуктов.

Но и это, конечно, тоже очень много — 610 700 тонн в пересчёте на мазут и немногим меньше, чем вся тогдашняя добыча нефти в США. За один день. Это без учёта контролируемых американскими компаниями месторождений за пределами страны. А чтобы добыть такое же количество в одном только ближайшем к Гавайям штате Калифорния, потребовалось бы меньше недели. Словом, нефти и нефтепродуктов в Штатах хватало, но как насчёт их доставки в Пёрл-Харбор?

Танкер АО-22 «Симаррон» постройки 1939 года. Вместимость 147 000 баррелей, скорость 18,3 узла

Основу «наливного» флота ВМС США составляли тогда 12 новейших быстроходных танкеров типа «Симаррон», способных перевозить по 147 тысяч баррелей. А в первые же дни войны мобилизовали ещё и три танкера типа «Кеннебек» вместимостью по 130 тысяч баррелей, тоже построенные по военным спецификациям. Только эти 15 судов теоретически могли за один рейс — менее чем за шесть суток — доставить из Сан-Диего сразу 2,15 миллиона баррелей топлива. А вторым рейсом — то есть ещё через пару недель — уже и перекрыть всё, потерянное в Пёрл-Харборе.

Но это теоретически — в реальности всё было бы, конечно, гораздо менее благостно. Во-первых, далеко не все из этих судов находились в тот момент на Тихом океане. А из тех, что находились, — не все были именно на западном побережье США. Во-вторых, потребовалось бы дополнительное время как на их сбор, так и на организацию конвоев. В-третьих, после первого рейса часть из них осталась бы работать по прямому назначению — эскадренными танкерами при соединениях.

Старый танкер АО-9 «Патока» постройки 1919 года. Вместимость 70 000 баррелей, скорость 11,2 узла

С другой стороны, у ВМС США имелись ещё и танкеры старых типов, не говоря уж о возможности фрахта или мобилизации коммерческих. Пусть они имели меньшую вместимость, а по скорости уступали новым в полтора раза, — зато их было много. Так что через 12-14суток в Пёрл-Харбор мог прибыть «второй эшелон» уже из этих старых танкеров, часть которых не так жалко было оставить там в качестве временных плавхранилищ топлива в дополнение к уцелевшему подземному.

Труба пониже, дым пожиже

Но давайте представим, что японцы по каким-то причинам плюнули на запредельные потери и решили либо вообще забить на подавление ПВО, либо выделить на это минимальные силы — например, только истребители. А основными нанести удар по наземным сооружениям военно-морской базы Пёрл-Харбор, дабы, выражаясь словами Гордона Пранджа, «превратить её в пыль».

Тут перед глазами автоматически возникают апокалиптические пейзажи Гамбурга, Дрездена или Токио, пока не вспомнишь, что для превращения этих городов в обугленные руины потребовались неоднократные налёты тысяч тяжёлых бомбардировщиков, способных нести по три-шесть тонн бомб. Плюс созданные методом долгих проб и ошибок тактика их применения и особые боеприпасы.

Что называется, «почувствуйте разницу». Сравнение размеров и бомбовой нагрузки японских палубных бомбардировщиков и «Летающей крепости» – далеко не самого большого из тяжёлых «стратегов»

А на авианосцах японского соединения было 279 лёгких бомбардировщиков с боевой нагрузкой по 250 или 800 кило, которые в сумме могли поднять до 149 тонн бомб. Весьма внушительно — почти как на сорока «летающих крепостях». Да и Пёрл-Харбор — далеко не Гамбург.

Но вот спустя полгода 72 таких же палубных самолёта и близко не смогли не то чтобы уничтожить, но хотя бы подавить гораздо более скромную базу на атолле Мидуэй — двух островках общей площадью около шести квадратных километров.

Так что ни о каком «стирании в пыль» всего комплекса базы речь не шла от слова совсем — оставим это на совести Гордона Пранджа. Сколь-нибудь эффективную «ковровую бомбардировку» таких площадей подобными силами не проведёшь. Единственное, что могли сделать японцы, так это нанести более-менее точечные удары по критически важным объектам. И первое, что обычно указывают в качестве основных целей, — электроснабжение, судоремонтные мощности и запасы топлива.

Большие жестянки

Но на первом месте в рейтинге упущенных японцами шансов находится, конечно же, мазут. Тем более что тут можно ссылаться не на абы кого, а на целого главкома Тихоокеанского флота США адмирала Честера Нимица: «У нас было 4,5 миллиона баррелей топлива, и всё оно было уязвимо для 12,7-мм пуль. Уничтожение японцами этого топлива продлило бы войну на два года».

Самое крупное нефтехранилище Пёрл-Харбора – «Верхняя ферма». 2,55 млн. баррелей в 17 резервуарах по 150 000 баррелей. Хорошо видна обваловка вокруг каждого танка – получившийся «бассейн» вмещал весь мазут, что мог вылиться из повреждённого резервуара

Резервуары для нефтепродуктов, конечно, похожи на огромные консервные банки, но вообще-то они должны выдерживать давление тысяч тонн жидкости. Поэтому их стенки делают вовсе не из жести, а из стали приличной толщины. В данном случае это было от трёх четвертей дюйма в верхней части до полутора в нижней. То есть от 19 до 38 мм. Даже с учётом того, что сталь была не броневой, такой защитой могла похвастаться далеко не вся бронетехника.

Так что адмирал Нимиц был прав лишь отчасти. Крупнокалиберные пули действительно могли пробить эти резервуары. Но не все и не везде — только бронебойные и только в верхней части. Однако на японских самолётах были лишь 7,7-мм пулемёты, которые максимум поцарапали бы там краску, да и 20-мм авиапушки «Зеро» с их низкой начальной скоростью тоже могли пробить лишь верхние пояса и тоже только бронебойными. C нулевым «запреградным действием». Ведь красиво взрывающиеся от обычной пули бензобаки бывают только в плохих боевиках, а в реальности с этим далеко не всегда справляются и специальные боеприпасы.

Даже в случае бензина зажигательная пуля в толще жидкости не даст никакого эффекта — опасность представляет лишь заполненный парáми свободный объём, который в резервуарах для нефтепродуктов отсутствует благодаря специальному изолирующему понтону, плавающему на поверхности жидкости. А ещё этот понтон плюс крыша в сумме создают ещё и эффективную «разнесённую» защиту сверху.

Второе по величине нефтехранилище – «нижняя ферма». 1,33 млн. баррелей в 26 резервуарах по 50 000 и одном на 35 000 баррелей. Также видна обваловка вокруг танков

Словом, те, кто считают, что «достаточно было причесать эти баки из пулемётов» — сильно ошибаются. В чём убедились и японские пилоты, пытавшиеся вести огонь по резервуарам даже не с мазутом или дизтопливом, а с высокооктановым бензином на аэродромах Уилер и на острове Форд. Результаты этих обстрелов — а заодно и «дружественного огня» — ликвидировали путём забивания простых деревянных колышков.

Обстрел базы Перл-Харбор

Приказ готовиться к атаке (Тенкай! ) был отдан в 7:40 лейтенант-командиром Мицуо Футида. Самый известный из трех лозунгов — Тора! Тора! Тора! , означало, что противник был полностью застигнут врасплох. Кроме сброса бомб и торпед на флот США, японцы планировали пуск торпед с подводных лодок.

Самолеты запустили волнами, так, чтобы авиаудары были непрерывными. Первой жертвой стал линкор “Аризона”, на борту которого погибло более тысячи человек. Следующей жертвой стал линкор “Оклахома” и 395 его моряков.

Японцы надеялись, что США начнут выводить свои корабли с бухты, а затопление одного из них заблокирует выход. Штаты быстро разгадали план, поэтому было принято решение не покидать бухту…

Линкор «Аризона» горит после взрыва, вызванного попаданием японской бомбы

Вскоре из других баз США на помощь в Перл-Харбор отправился флот и авиация. К тому моменту японцы закончили две фазы авиаударов. Во время атаки инфраструктура базы в Перл-Харборе пострадала лишь незначительно. Огромные и хорошо заметные цистерны с дизельным топливом, необходимые для дальнейшей работы флота, японцы не уничтожили (хранилось 4,5 миллиона баррелей нефти).

Это произошло потому, что атака на инфраструктуру и запасы топлива должна была быть проведена на третьем этапе атаки. Однако этого не произошло, так как осторожный адмирал Нагумо заявил, что главная цель — нейтрализация Тихоокеанского флота США — достигнута. Это оказалось роковой ошибкой, потому что эффекты 3-й фазы атаки могли вывести из строя порт Перл-Харбор на очень долгое время.

Атака на «Пёрл‑Харбор», кадр из одноименного фильма

Примечания

Grand Joint Exercise No. 4

Так, когда в состав бразильского флота вошли дредноуты Minas Geraes и São Paulo, американские дипломаты сразу вспомнили об «американском единстве».

Примерно так протекали войны в век паруса, что говорит о «новизне» данной идеи.

Флот США превосходил японский по числу линкоров, в то же время японские линкоры были быстрее американских, что позволяло им выбирать дистанцию боя.

Контр-адмирал, в 1941 году был назначен начальником Морского Генштаба.

Агава Хироюки «Адмирал Ямамото. Путь самурая, разгромившего Пёрл-Харбор» (глава 8, п.7).

Дальность полёта G3M – 3690 км, G4M – 4720 км (О. Дорошкевич «Самолёты Японии Второй Мировой войны»). Расстояние от Маршалловых до Гавайских островов немногим более 3900 км.

После проведения больших общефлотских манёвров «Fleet Problem XXI» было принято решение оставить линейный флот на Гавайях, т.е. Пёрл-Харбор стал основной базой Тихоокеанского флота США (А. В. Мандель, В.В. Скопцов «Линейные корабли Соединённых Штатов Америки
Часть 2»).

На IJN Nagato не было системы кондиционирования воздуха, а разработка плана продолжалась в закрытом помещении очень и очень долго.

Тут стоит обратить внимание и на личность адмирала Нагумо – он был большим знатоком боевого использования торпедного оружия. Будучи капитаном крейсера IJN Takao, он помогал молодым офицерам, его разборы были поучительны и логичны
Но в японском флоте была пагубная черта – назначать командующими флотов по старшинству. Пробелы в специальных областях должны были восполняться знаниями и опытом офицеров штаба. Однако часто это приводило к тому, что планы операций, разработанные штабом, часто принимались командующими без подробного анализа

И Нагумо, оказавшись «не в своей тарелке», очень часто доверял разработку планов Минору Гэнде, а когда и принимал обсуждение плана предстоящей операции, всегда выступал за осторожность и проявлял нерешительность.

М. Футида, М

Окумия «Сражение у атолла Мидуэй».

К сожалению, источники несколько расходятся в этом вопросе. Так, Самуэль Элиот Морисон в книге «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942» ни слова не сказал про участие лёгкого крейсера в операции. В книге Мицуо Футиды «Сражение у атолла Мидуэй» упоминается участие корабля этого типа, а Шерман уточняет – это был лёгкий крейсер IJN Abukuma. Есть ещё один источник, который подтверждает участие крейсера IJN Abukuma: С.В. Патянин, А.В. Дашьян, К.С. Балакин «Все крейсера Второй Мировой», в котором говорится, что он был флагманом 1-й флотилии эсминцев 1-го флота. Вероятно, Морисон, в попытке привести как можно более точные цифры, упустил из виду не столь маленький корабль, что же, неприятно, но не критично.

Это соединение оставило Токийский залив около 1 декабря и 7-го ночью прибыло в район острова Мидуэй, каким путем — неизвестно.

М. Футида, М. Окумия «Сражение у атолла Мидуэй».

Самуэль Элиот Морисон: «Американский ВМФ во Второй Мировой войне: Восходящее солнце над Тихим океаном, декабрь 1941 — апрель 1942».

А. Больных «Авианосцы».

Документальный фильм режиссёра Эрика Нельсона: «Pearl Harbor. Death of the Arizona» (пер. с англ.: Пёрл-Харбор. Гибель USS Arizona).

Michael Keith Olson: «Tales From a Tin Can: The USS Dale from Pearl Harbor to Tokyo Bay».

Где находится Перл-Харбор?

Перл-Харбор находится на острове Оаху, принадлежащим к Гавайскому Архипелагу. Гавань получила свое имя от названия бухты, которое переводится как «Жемчужная гавань». Практически вся территория острова состояла из военных баз, аэродромов и других оборонительных укреплений.

До сих пор нет точной информации о том, когда именно японцы начали прорабатывать план нападения. Известно лишь, что в 1927 — 28 годах некий капитан 2 ранга по имени Кусака Рьюносуке начал готовить первоначальный план атаки американской базы на Гавайских островах. Впоследствии он был повышен до командира 1-ого авианосного флота. Ему довелось провести курс по авиации сразу десяти весьма важным людям, среди которых был Нагано Осами. В связи с этим, он подготовил документ, в котором было указано, что если США не захотят выйти на генеральное сражение сами, то Японии необходимо срочно перехватывать инициативу. Осуществить его планировалось посредство нападения на Перл-Харбор. Вероятно, что Исороку Ямамото увидел тот документ и оформил размытые планы более ясно и конкретно, что вместе с результатами американских учений смогло убедить все японское командование в целесообразности этой идеи.

Атака на Перл-Харбор преследовала сразу несколько целей, однако большинство из них было достигнуто лишь частично, несмотря на первоначальный успех операции. В частности, основными задачами их флота были:

  1. Превентивное нападение должно было ослабить силы американцев в регионе и, таким образом, обеспечить безопасность японским силам, производящим захват богатой нефтью Юго-Восточной Азии. Учитывая, что из-за захвата южной части Индокитая, США, Голландия и Великобритания наложили эмбарго на поставку нефтепродуктов. Этот вариант был единственным шансом удержать позиции на политической арене. Однако задумка провалилась, поскольку самые хорошо вооруженные силы американцев несли службу в других местах.
  2. Уничтожение флота и аэродромов позволяло японским войскам действовать более свободно и открывало широкий театр военных действий. Тем не менее, во время атаки пострадало намного меньше американских кораблей, чем планировалось, особенно учитывая, что многие из них уже устарели. Именно поэтому данная цель была достигнута лишь частично, в основном, благодаря огромным потерям в личном составе у войск США.

Тщательно продуманный план

Японская разведка, отлично работавшая при помощи резидентуры прямо на американской базе, постоянно поставляла данные о перемещении американских кораблей. С этой информацией Ямамото разработал до мелочей продуманный план. Тщательно изучив опыт налета британской авиации на итальянскую базу ВМФ в Таранто, где союзники Японии понесли тяжелые потери, Ямамото заимствовал множество решений. Так, авианосное ударное соединение выдвигалось к Гавайским островам из района Курил в полном радиомолчании. Группировка из 6 тяжелых авианосцев «Акаги», «Кага», «Сорю», «Хирю», «Сёкаку» и «Дзуйкаку» поддерживалась внушительным охранением. А 6 подводных лодок должны были доставить в бухту сверхмалые лодки для проведения торпедных атак, а затем начать патрулирование.

Сброс торпеды в борт линейного корабля

Основной удар наносила палубная авиация, которая располагала 414 самолетами трех типов – торпедоносцы B5N «Кейт», пикировщики D3A «Вэл» и знаменитые истребители «Зеро» A6M. Часть торпедоносцев выполняла нетрадиционную роль высотных бомбардировщиков, вооружившись 800-килограммовыми бронебойными бомбами, на остальных были торпеды, но со специальными деревянными устройствами-стабилизаторами, которые не позволяли торпедам зарываться в грунт при сбросе в мелководной бухте. Пикировщики бросали традиционно 250-килограммовые бомбы, а «Зеро» из пушек и пулеметов расстреливали самолеты на открытых стоянках и личный состав. Удар предполагалось наносить тремя последовательными волнами самолетов.

Схема налёта первой волны

Несмотря на все эти приготовления, имеется несколько (назовём их странными) обстоятельств, предшествовавших атаке, а равно – и вступлению США во Вторую мировую войну. Разведчики всех уровней, а также дружественные разведки, в том числе легендарный Рихард Зорге, неоднократно предупреждали высшее руководство США о возможном начале боевых действий, причем довольно точно. 6 декабря 1941 года американцы даже смогли расшифровать секретную японскую ноту в ответ на американский ультиматум, которая фактически означала войну. Президент Рузвельт получил ее в 21.30 6 декабря, то есть ещё перед атакой, но базу никто не предупредил. Наконец, отмечены и «фантастические» вещи! За 50 минут(!) до подлёта армада японских самолетов была обнаружена радаром, но их почему-то посчитали своими. Действительно, подумаешь, больше 300 «своих» самолетов бесконтрольно где-то летят?! А незадолго до атаки на западное побережье США и в другие районы были перебазированы все американские авианосцы – залог будущих побед в войне на море. Не слишком ли много совпадений? Думайте сами.

Торпедой по воротам

Потеря стационарных судоремонтных возможностей лишила бы военно-морскую базу на острове Оаху значительной части её ценности. Всё, с чем не справляются ремонтные суда, пришлось бы тащить на Западное побережье США. То есть как минимум до Сан-Диего, что в 2200 милях (4000 километра). И хорошо, если своим ходом, а не на буксире со скоростью пешехода.

Основные судоремонтные мощности были сосредоточены на военно-морской верфи базы. Это были 24 гектара, занимаемые складами, цехами, ангарами и вышеупомянутой электростанцией. Плюс прилегающие сухие доки, пирсы и достроечные стенки. Поскольку японцы понятия не имели, где что находится, то бомбить пришлось бы всё подряд «ковровым методом».

Военно-морская верфь ВМБ Пёрл-Харбор

Но даже если б они бросили на этот объект все бомбардировщики самой мощной первой волны, то в их распоряжении было бы 234 бомбы калибра 250 кило — по десятку на гектар промышленной застройки. То есть ни о каком сплошном разрушении не шло бы и речи.

Конечно, какие-то здания были бы повреждены, но, как показала практика Второй мировой, вывести из строя находящееся там оборудование «старой школы» достаточно трудно, поэтому многие разрушенные бомбёжкой заводы в Германии или Японии возобновляли работу через считанные недели, если не дни.

Но главными жемчужинами верфи были два её сухих дока «линкорного» размера. С их потерей верфь лишилась бы возможности ремонтировать и обслуживать подводную часть крупных кораблей. Однако, если кто вдруг забыл, сухой док — это такая огромная «ванна», стенки которой выполнены из нескольких метров железобетона, а дно вдобавок армировано стальными балками. Пытаться повредить это авиабомбами среднего калибра имеет столько же смысла, что и ломом.

Торжественное открытие сухого дока №1, 1919 год. В конце камеры – тот самый батопорт

Единственными уязвимыми местами доков являются их батопорты — те огромные металлические «ворота», что закрывают вход в камеру. Но из-за небольшой толщины в них крайне маловероятно попасть авиабомбой или хотя бы повредить гидравлическим ударом от близкого промаха. Так что единственным вариантом было попытаться достать их торпедами. Но с этим тоже имелись проблемы.

Торпедная атака на мелководье — крайне сложная задача даже в случае неподвижных целей. В реальности японские торпедоносцы в Пёрл-Харборе добились менее 50 процентов попаданий при том, что их целями были корабли по 180 м длиной. А ширина батопортов была менее 40 метров. Остаётся лишь гадать, сколько торпед бы понадобилось, чтобы в них попасть. Тем не менее, это было вполне реально. Но что бы это дало?

В реальности японцы доки тоже бомбили. В доке №1 (внизу) видны два уничтоженных эсминца, а вверху – потопленный плавучий док

Ремонт металлоконструкций размером 40×14 метров — не самая простая задача. Но даже при условии разбомбленной верфи рядом оставались мощные краны, водолазное оборудование, ремонтные суда, материалы и, главное — квалифицированные кадры, которые только что делали батопорт для дока № 2. Так что время ремонта исчислялось бы в худшем случае неделями, а время было. Ведь в этом альтернативном сценарии японцы корабли не трогают — так что срочной необходимости ни в доках, ни в судоремонтных мощностях попросту не возникает.

Обострение отношений США и Японии

В XIX веке Америка переживала период собирания территорий на континенте, а Япония — борьбы с колониализмом и сёгунатом. Им было не до внешней экспансии. Но все изменилось в конце XIX века.

На Японских островах новый император Муцухито начал проводить реформы, чтобы вернуть величие стране. Началась милитаризация. Вначале японцы напали на Российскую империю, затем возникла идея вторжения в Китай. Максимальная цель японских политиков: превратить Тихий океан в зону влияния Японии.

Муцухито (император Мэйдзи в 1888 году)

Параллельно с этим США выигрывают у Испании войну и забирают Филиппины. Затем Штаты оккупируют Гавайи и начинают строительство там судостроительных предприятий. Порты Гавайи должны были стать одной из главных военно-морских баз США в Тихом океане.

Первые обвинения в милитаризме и столкновение интересов в Тихом океане начались в 1920-х годах. В 1931 году Япония аннексировала у Китая Маньчжурию, за что была исключена из Лиги Наций. Вскоре многие страны объявили торговые санкции.

Расположение кораблей в бухте Перл-Харбор накануне японского нападения / AdmiralHood / ru.wikipedia.org

В 1937 году на территории Китая было потоплено американское судно “Панай”, а в Нанкине жертвой резни стали, в том числе американцы. США запретили поставку самолетов, промышленного оборудования и специального авиационного топлива, но не остановили продажу нефти. Японцы все равно назвали действия Америки “провокацией”.

В 1941 году США таки запретили продажу своей нефти в Японию. Ближайшие к ним нефтяные запасы лежали в Голландской Ост-Индии, на Малайском архипелаге. План японцев был простой: чтобы США не помешало захвату архипелага, а затем и Филиппин, нужно лишить ее военно-морского флота в Тихом океане. А он, по расчетам японцев, находился на Гавайях, в Перл-Харбор.

Атака японцев на базу США / Dave Seeley / daveseeley.artstation.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector