Авианосцы ссср

Корабли-гибриды

Появление во второй половине 30-х годов программы «Большого флота» знаменовало возвраще­ние к идеям «старой школы» и традиционным представлениям о роли военно-морских сил в борьбе за господство на море. В середине 30-х годов в ЦКБС-1 прорабатывались варианты «кораблей-гибридов» – крейсеров и линкоров с полетной палубой. В 1937 году проект такого корабля был заказан американской фирме «Гиббс энд Кокс».

Проект линкора-авианосца фирмы «Гиббс энд Кокс». Вариант «С»Источник – «Бриз», 1997, №3 (15)

Другим вариантом корабля-гибрида стал проект крейсера «Х», разрабатывавшийся в ЦКБС-1 с начала 1935 года. Это был своеобразный советский аналог «карманного линкора»: предполагалось, что корабль будет автономно действовать в открытом море и у берегов противника, поэтому наряду с 240-мм артиллерией он должен был нести авиационное вооружение – до 12 гидросамолетов, а также… две малые подлодки «Блоха». Самолеты должны были взлетать с катапульты, а прини­маться обратно – с помощью специального посадочного тента.

Однако довольно скоро выяснилось, что столь многочисленное и разнообразное вооружение, да еще при скорости 38 узлов и поясной броне в 115 мм, никак не втискивается в стандартное водо­из­мещение чуть более 15 000 т. Проект «большого крейсера» начал расти, попутно потеряв свою мощную авиагруппу, и в итоге превратился в крейсер проекта 69 «Кронштадт».

Следует отметить, что идея крейсеров-гидроавианосцев была не нова: незадолго до описываемых событий, в декабре 1934 года, в Швеции вступил в строй крейсер «Готланд», имевший водоизмеще­ние всего в 4750 т, вооруженный шестью 150-мм пушками и несший восемь гидросамолетов. Одно­временно в Японии были заложены крейсера «Тоне» и «Тикума», вступившие в строй в 1938–1939 годах; помимо восьми 203-мм орудий и четырех трехтрубных 610-мм торпедных аппаратов, каждый из них нес две катапульты и шесть гидросамолетов. В начале 1943 года в такой же гидроавианосец был переоборудован японский тяжелый крейсер «Могами»: на нем сохранилось шесть 203-мм орудий и полное торпедное вооружение (12 труб), но появились восемь поплавковых разведчиков-бомбардировщиков «Аити» E13A1. В следующем году они были заменены на модель «Аити» E13A1, предназначенную для бомбометания с пикирования – таким образом, крейсер стал ударным авианосцем.

Крейсер-гидроавианосец «Готланд»Источник – С. Патянин, А. Дашьян, С. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Тяжелый крейсер «Тоне» по состоянию на 1944 годИсточник – С. Патянин, А. Дашьян, С. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

Тяжелый крейсер «Могами» после переоборудования в гидроавианосецИсточник – С. Патянин, А. Дашьян, С. Балакин. Все крейсера Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2012

«Адмирал Кузнецов» vs «Джордж Вашингтон»

Анализируя свои недоработки, в СССР решили остановиться на классическом авианосце, при этом, не отказываясь от мощных противокорабельных ракетных комплексов. Первенцем среди нового поколения авианосцев стал «Адмирал Кузнецов», спущенный на воду в 1987 году. Изначально корабль задумывался как аналог американского атомного авианосца Enterprise, однако при урезанном финансировании на него установили не атомные, а обычные двигатели.

Вместо паровых катапульт на судне появился трамплин – приподнятая носовая оконечность палубы. Этого хватало для самостоятельных взлетов истребителей класса МиГ-29к и Су-33, которые по летным и боевым характеристикам превосходили американские аналоги.

Длина «Кузнецова» составила 306 метров при водоизмещении в 61 тыс. тонн, мощности в 50 тыс. л. с. Судно развивало скорость до 29 узлов. Экипаж гиганта насчитывал почти 2 тыс. человек, авиационная группа на корабле могла достигать 50 самолетов и вертолетов.

Размеры «Адмирала Кузнецова» поражали очевидцев. Он был высотой с 20-этажный дом, а его коридоры протянулись в общей сложности на 20 км. Внутренне пространство корабля было настолько большим, что некоторые из рядовых членов экипажа могли ни разу не встретиться друг с другом за время своей срочной службы.

Интересно сравнить адмирала Кузнецова с подобным ему по классу американским авианосцем типа «Нимиц» «Джорджем Вашингтоном», который был спущен на воду в 1990 году. Длина корабля составляла 332 метра, водоизмещение 97 тыс. тонн, мощность 260 тыс. л. с., скорость 30 узлов. Технические возможности судна позволяли ему нести до 90 единиц авиатехники, экипаж корабля насчитывал около 3200 человек.

По всем параметрам американский корабль превосходил советский, кроме важнейшей детали, которая отличала советские авианосцы. Если на «Джордже Вашингтоне» было только 3 пусковые ракетные установки, то на «Адмирале Кузнецове» их количество доходило до 44-х. По мнению специалистов, советские ракеты имели радиус действия до 500 км и могли нести ядерные заряды.

Упущенный момент

Проекты строительства авианосцев в СССР возникли еще до Второй мировой войны, но с началом военных действий по понятным причинам их заморозили. После 1945 годп советское командование решило, что гораздо важнее для флота развивать линкоры и крейсеры.

А в наступившей «холодной войне» Кремль сделал ставку на баллистические ракеты и подводные лодки. В условиях усиления береговой и ракетоносной авиации значение авианосцев в нанесении стратегических ударов делалось второстепенным.

Пока в Москве высокомерно относились к американским авианосцам, рассматривая их как показушное средство агрессивной политики империалистов, которое из-за своей низкой маневренности будет уничтожено в первые часы глобального конфликта, в США шла постоянная работа по модернизации авианесущих кораблей.

СССР исповедовал оборонительную доктрину, в то время как Пентагон готовился к локальным мини-войнам, где применение авианосцев давало неоспоримые преимущества. По словам американского историка авиации и флота Нормана Полмара, способность ВМС США быстро доставить в любую точку мира 60-70 самолетов, для которых не нужно было разрешение на пролет над территорией других стран и не требовались наземные аэродромы, делала из авианосцев идеальное оружие.

Таинственный проект

В своих мемуарах «Накануне» адмирал Н. Г. Кузнецов так описывал разработку программы «Большого флота»:

Отсюда можно сделать вывод, что начало строительства авианосца откладывалось до 1942 года (последний год третьей пятилетки). Однако адмирал Кузнецов несколько ошибается, так как первый вариант программы был принят еще в 1936 году. Он предполагал до 1943 года ввести в строй 8 больших и 16 малых линкоров, 20 крейсеров (включая уже строившиеся корабли типа «Киров»), 17 лидеров (в том числе, 6 кораблей типа «Ленинград»), 128 эсминцев типа «Гневный» (проект 7), а также 90 больших, 164 средних и 90 малых подлодок. Об авианосцах в программе не было сказано ни слова.

Народный комиссар Военно-морского флота СССР флагман флота2-го ранга Николай Герасимович Кузнецов, 1939 годИсточник – submariners.ru

В августе-сентябре 1937 года появился новый вариант программы – изменения мотивировались тем, что старый был создан «вредителями» В. М. Орловым, И. М. Лудри и Р. А. Муклевичем, к тому времени уже арестованными как «враги народа». Новая программа, авторами которой стали М. В. Викторов и Л. М. Галлер, оказалась более сбалансированной, в ней были учтены мнения специ­алистов Военно-морской академии (годом ранее начальник Морских сил РККА В. М. Орлов распо­рядился прекратить консультации судостроительной промышленности с профессорами из ВМА). Количество линкоров сократили до 18 (6 больших и 12 малых), помимо обычных легких крейсеров решили строить тяжелые с 254-мм артиллерией, а главное – для Северного и Тихоокеанского флотов предполагалось строительство двух авианосцев, а не одного, как ранее. Первый из них предполагали заложить в 1941 году, второй – годом позже. Достройка обоих кораблей относилась на четвертую пятилетку (1943–1947 годы).

Начальник Морских сил РККА флагман флота 1-го ранга В. М. ОрловИсточник – kreiser.unoforum.pro

Наконец, в феврале 1938 года появился третий вариант «Большой судостроительной программы» на 1938–1945 годы. В нём больше не было малых линкоров, зато количество больших (типа «Советский Союз») увеличивалось до пятнадцати: 6 – для Тихого океана; 4 – для Балтики; 3 – для Черного моря; 2 – для Северного флота. При этом разработка оперативно-тактических заданий на новые корабли передавалась в ведение только что созданного Главного морского штаба, начальником которого стал Л. М. Галлер. Само проектирование осуществлялось конструкторскими бюро Наркомата судо­строительной промышленности под контролем Управления кораблестроения наркомата ВМФ.

Современная Россия

Так сколько же в России действующих авианосцев? Еще немного истории: после распада СССР наше государство переживало непростой период. Страна больше не могла содержать авианосные суда, поэтому в 1993 году три из них были проданы в другие страны в качестве лома. Прискорбно, что это были достаточно молодые корабли. Остался один, его переименовали в “Адмирал Горшков”. Спустя два года на единственном авианосце государства произошел пожар, он нуждался в ремонте, выделить финансирование на который тоже было проблематично.

Так последний из авианосных кораблей был продан Индии и пополнил ее силы ВМФ, до пожара он был почти новым.

Таким образом, у нас остались лишь разработки. Строительство тяжелого судна данного типа было начато еще в 1982 году, и его судьба была непростой. Его несколько раз переименовывали, сначала из “Советского Союза” в “Рига”, затем он был “Леонидом Брежневым” и “Тбилиси”. После того, как он стал собственностью современной России, ему присвоили имя “Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов”. Человек, в чью честь дали имя, связал всю жизнь с морем и был одним из тех, кто отстаивал необходимость строительства авианосцев в СССР. С 1994 флота крейсер работает на Северном флоте. Параллельно с ним разрабатывался другой корабль, “Варяг”. После распада Союза он перешел Украине, где его так не смогли достроить и продали Китаю.

“Адмирал Кузнецов”

Таким образом, ответ на вопрос, сколько авианосцев у России на 2020 — один, и это “Адмирал Кузнецов”. Его длина — 306 метров, при этом такая махина может достигать скорости 29 узлов. В начале 2000-х корабль отреставрировали, улучшив вооружение и технические системы. После ремонта он был направлен в поход в Северный Ледовитый и Атлантический океан, Средиземное море. Так мы продемонстрировали другим странам свою боевую мощь.

В 2016 году в составе эскадры других военных кораблей авианосец был направлен к побережью Сирии

В этот момент руководства других стран проявили к российскому флоту такое внимание, как никогда ранее. Дело в том, что в этой операции наши суда впервые участвовали в полноценных военных действиях

Это стало ценным опытом для расширения возможностей военной авиации.

На данный момент лидером сегмент считается США, они лидируют по количеству кораблей. Но нужно понимать, что наш авианосец отличается от других судов данного типа. Только он один во всем мире может поднимать на борт тяжелые самолеты. Большое количество вооружения на борту тоже не позволяет его относить к классическим авианесущим судам. При этом он может быть переквалифицирован в линейный, то есть не авианосный корабль, и при необходимости получить возможность пересечь Босфор, чтобы попасть в Черное море, где могут находить только линейные суда. К счастью, на сегодняшний день такой необходимости нет.

Мнение авиаторов

29 мая 1944 года руководство ВВС ВМФ сообщило в Управление кораблестроения (УК), что ни оно, ни Разведывательное управление флота не имеют достаточных материалов для разработки тактико-технических требований к самолётному вооружению авианосца. Не было и людей, знакомых с устройством иностранных авианосцев – в связи с этим предлагалось командировать в Англию и США по группе специалистов для получения ими нужного опыта. В состав каждой группы должны были войти два инженера от проектных организаций Наркомата судостроительной промышленности, один-два инженера от Управления кораблестроения и ВВС ВМФ, один морской лётчик и один специалист от Главного морского штаба.

30 июня начальник УК Н. В. Исаченков одобрил этот решение и сообщил, что предэскизный проект 72 рассматривается руководством флота и будет представлен на утверждение в июле, поэтому заключение Главного управления ВВС ВМФ по его самолётной части надо прислать не позднее 10 июля. В действительности этот документ прибыл лишь 28 июля, с опозданием на полмесяца. В нем констатировалось, что:

На этом основании авиаторы фактически уклонялись от оценки представленного им проекта и ограничивались общими соображениями по проектированию авианосцев:

Заключение Главного управления ВВС ВМФ подтверждало мнение ЦКБ-17 о нецелесообразности размещения на корабле 45 самолётов из-за нерационального использования объёмов корпуса. В нем также отмечалось, что английские и американские авианосцы, близкие по размерам к проекту 72, имеют различную самолётовместимость – так, американские корабли типа «Эссекс» несут по 100 самолётов. Объяснялось это так:

При этом указывалось на то, что на иностранных авианосцах часть машин хранилась в разобранном виде, что давало возможность увеличить состав авиагруппы. Отмечалась и необходимость предусмотреть пространство для ремонта самолётов. Запас топлива и авиационного боеприпаса предлагалось определять из расчета двух вылетов в день на протяжении пятидневного автономного плавания.

Американский авианосец типа «Эссекс» с самолетами на палубе
Источник – navsource.org

Чтобы определить размеры взлётной и посадочной зон, а также оптимальное расположение «острова», требовалось провести специальные исследования длины разбега и пробега торпедоносцев, проектируемых заводом №458. Кроме того, предполагалась отработка макета полетной палубы на сухопутном аэродроме в НИИ ВВС. Особо выделялось отрицательное отношение авиаторов к размещению в районе «острова» универсальной артиллерии – летчики предлагали оставить здесь места для временной уборки самолетов после посадки. Авиаторы также указывали на то, что 

Основным самолетным вооружением авианосца предлагалось считать лишь два типа машин: истребители и торпедоносцы. Допускалось также базирование вспомогательной авиации: самолетов связи, аварийно-спасательных, санитарных и даже транспортных самолетов. Характерно, что при этом пикирующие бомбардировщики не упоминались вовсе! Оптимальное соотношение истребителей к ударным машинам принималось как два к одному, однако указывалось, что оно может меняться в зависимости от конкретного задания. Что касается малого авианосца, то предлагалось учесть вариант размещения на нем только истребителей.

Указать характеристики самолетов, предполагаемых к вооружению авианосца, ГУ ВВС ВМФ тоже затруднялось. Оно сообщало, что испытания опытных образцов торпедоносца-бомбардировщика только начинаются,

Еще хуже обстояли дела с аэрофинишерами и катапультами: что делать с первыми, не знал вообще никто – катапульты в СССР производил лишь один завод, да и тот был полностью загружен работой. Вдобавок для авианосца требовалась не привычная по артиллерийским кораблям поворотная катапульта для бортового разведчика, а более мощная и утопленная в палубу.

Таким образом, чтобы начать исследовательские работы, требовалось выяснить, кто ими займется. В итоге лишь 4 декабря 1944 года начальник Научно-технического комитета Наркомата ВМФ инженер-контр-адмирал Алексеев попросил начальника ВВС ВМФ маршала Жаворонкова включить в план Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1945 год тему «Посадка и взлет самолетов, базирующихся на авианосец».

Печальная судьба

На сегодняшний день только десять стран имеют авианосцы, среди них США с 11 плавучими авиабазами – неоспоримый лидер. Россия представлена только одним судном такого класса. А ведь в восьмидесятые годы СССР всего лишь двукратно уступал Соединенным Штатам по этим показателям – 7 против 14.

К сожалению, развал Советского Союза внес свои коррективы. К моменту образования на территории бывшего СССР независимых государств авианосцы оказались никому нужны, в первую очередь, из-за дороговизны обслуживания. Исключение составил авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», перебазировавшийся из Севастополя в Мурманск: тот единственный, который до сих пор находится в составе ВМФ России.

«Чкалов».

Авианосец был спущен на воду весной 1939 года и вошел в строй весной 1941. Велись переговоры с Германией о проходе «Чкалова» через Датские проливы на Северный флот, но завершению их помешала война. До осени 1944 года авианосец простоял замаскированным в Кронштадте, и лишь после выхода из войны Финляндии смог начать боевую подготовку. Зенитное вооружение, к тому времени, было усилено установкой еще четырех спаренных 37-мм установок и шестнадцати автоматов «Эрликон». Авиагруппа состояла из 12 торпедоносцев «Эвенджер», 24 пикирующих бомбардировщиков «Даунтлес» и 24 истребителей «Корсар». Наличие более тяжелых, чем предполагавшиеся по проекту самолетов, несколько понизило остойчивость корабля, да и запасы авиатоплива оказались уже недостаточными.

В феврале-марте 1945 года «Чкалов» в составе эскадры включавшей тяжелый крейсер «Фрунзе» и шесть лидеров совершил переход через Панамский канал на Тихоокеанский флот, где принял участие в войне против милитаристской Японии. Авиагруппа «Чкалова» поддерживал высадку советских десантов на Хоккайдо и на Курильские острова. После войны авианосец совершил переход через Суэцкий канал в Мурманск и вошел в состав Северного флота. В 1955 году «Чкалов» был переименован в «Архангельск».

На море и в воздухе

Когда смотришь на «Нимиц», сразу обращает на себя внимание надстройка, максимально сдвинутая вбок: это необходимо, чтобы было как можно больше свободного места на палубе. На этом «острове» находятся флагманский командный пост, ходовая, оперативная и штурманская рубки

Там же расположены посты управления полетами, центр технического обслуживания авиатехники, системы опознавания, а кроме того, походные каюты командира и флагмана. Отметим, что авианосец использует боевую информационно-управляющую систему NTDS/ACDS. Тактическая связь обеспечивается в том числе сетью обмена данных типа Link 16. Спутниковую связь поддерживают УКВ-трансиверы, среди которых WSC-3.

С высоты «птичьего полета» лучше всего следить за взлетом и посадкой – это еще одна причина, по которой все авианосцы имеют надстройку на палубе. К слову, «Нимиц» имеет плоскую полетную палубу и четыре катапульты. Именно посредством последних самолеты и запускают в воздух. Принцип работы катапульты относительно прост: сначала самолет цепляют передним шасси за разгонное устройство, а потом «выстреливают» в воздух. Это чем-то напоминает рогатку. Работают катапульты с помощью пара, который при пуске заполняет два цилиндра, где расположены поршни, соединенные специальным поводком с зацепом для самолетов. Оператору катапульты нужно учесть размер ЛА, скорость ветра и измерить ряд других параметров. И только потом самолет разбегается по палубе и взмывает в небо. Катапульта обеспечивает взлет крылатых машин массой до 43 тонн со скоростью около 300 км/ч. Отметим, что паровые катапульты уходят в историю – на новом авианосце «Джеральд Р. Форд» их роль будут выполнять электромагнитные катапульты (EMALS).

F/A-18E Super Hornet взлетает с борта авианосца «Нимиц»/ Википедия

Клуб стран-обладательниц авианосцев по понятным причинам невелик. Сейчас в него входят восемь государств, а еще четыре имеют универсальные десантные корабли, которые с определенными оговорками тоже можно отнести к авианосцам. При этом строить такие корабли своими силами может еще меньшее количество стран мира.

С борта «Нимица» самолеты можно запускать с промежутком всего лишь 20 секунд. Но, конечно, запускать больше нескольких самолетов с такой интенсивностью не выйдет. В целом, авианосцы типа Nimitz могут обеспечить примерно 120 вылетов в сутки.

Особая трудность – посадка. Летчику нужно зацепиться специальным гаком за трос на палубе корабля. Это не всегда удается сделать с первой попытки (ведь топливо у крылатой машины ограничено, а вокруг раскинулся океан). Во время посадки самолет цепляет гаком один из трех тросов, которые соединены с поршнем цилиндра останавливающего устройства. Данный цилиндр заполнен жидкостью, которая под действием поршня поднимается вверх по трубе к клапану, закрывающемуся постепенно, по мере поступления жидкости.

Авианосец типа «Нимиц» / Navy

В «нерабочее» время самолеты не простаивают на палубе, а с помощью специальных элеваторов убираются во внутренние ангары. Это неудивительно: ведь если выставить на полетную палубу все авиакрыло, места на ней почти не останется. Всего на корабле типа «Нимиц» для подъема летательных аппаратов на палубу предусмотрено четыре элеватора. На новом авианосце «Джеральд Р. Форд» их будет только три.

Как уже отмечалось, именно самолеты обеспечивают «Нимицу» его ударный потенциал. В состав авиагруппы входят истребители F/A-18, самолеты радиоэлектронной борьбы EA-6 Prowler, самолеты ДРЛО E-2C, транспортники C-2 Greyhound и вертолеты Sea King. Особый интерес представляют F/A-18E/F Super Hornet. Это очень многофункциональные машины: они могут эффективно бороться с воздушной угрозой и наносить удары по земле. Ракеты Maverick, HARM, AGM-154 JSOW, корректируемые бомбы JDAM и Paveway II – вот лишь часть арсенала этого самолета. Таким разнообразием вооружений, пожалуй, не может похвастаться ни один другой истребитель в мире. Скоро ранние версии F/A-18 (С, D) будут полностью заменены на новейшие истребители пятого поколения F-35C, и это еще больше увеличит общий потенциал авианосца «Нимиц». Самолеты F-35C также станут частью авиагруппы авианосцев типа «Джеральд Р. Форд».

F-35C / Navy

Авианосцы в планах строительства Красного флота

Таким образом, в своих мемуарах адмирал Кузнецов несколько ошибается относительно вариантов программы, числа авианосцев и года предполагаемого начала строительства первого из них. В оправдание Кузнецову отметим, что в 1937 году он был всего лишь заместителем командующего Тихоокеанским флотом и не мог знать о подробностях военно-морского планирования. Наркомом ВМФ он стал лишь в апреле 1939 года, и на его долю выпала трудная задача соотнесения планов с реальностью. Первым таким шагом стал «10-летний план строительства кораблей ВМФ», пред­став­ленный Кузнецовым Комитету обороны 6 августа 1939 года. Согласно ему, к 1948 году в строй должны были вступить 10 линкоров (с 406-мм артиллерией), 8 тяжелых крейсеров (с 305-мм артил­лерией) и 2 авианосца. Однако по откорректированному в 1940 году варианту этого плана за первую половину указанного срока (к 1 января 1943 года) в строй вводилось лишь 10 легких крейсеров (5 – типа «Киров», и 5 – типа «Чапаев»), 6 лидеров и 62 эсминца. В постройке на этот момент должны были находиться 6 линкоров типа «Советский Союз», 4 тяжелых крейсера типа «Кронштадт», 21 крейсер (в том числе, 6 типа «Киров»), а также 12 лидеров и 86 эсминцев. Ни одного авианосца до 1943 года закладывать не планировалось…

Как писал Н. Г. Кузнецов тридцать лет спустя, «в программе не придали нужного значения авиа­носцам. Представим себе на минуту, что во второй половине сороковых годов программу удалось бы завершить. Мы имели бы большие эскадры с линкорами, но… без единого авианосца. Разве смогли бы они выйти далеко в море?». Почему же произошло именно так? Часть ответа на этот вопрос дает сам Николай Герасимович: «Объясняли это, помню, сложностью создания кораблей такого класса и специальных для них самолетов». Впрочем, Кузнецов тут же оговаривается:

Здесь Кузнецов имеет в виду эксперимент американского энтузиаста морской авиации генерала Уильяма Митчелла в июле 1921 года, когда бомбардировкой с воздуха был потоплен трофейный германский линкор «Остфрисланд». Однако заметим, что этот эксперимент носил откровенно рекламный характер, а его результат вызвал весьма неоднозначные оценки. Корабль стоял неподвижно, не вел заградительного огня, на нем не шло никакой борьбы за живучесть. При этом броня линкора пробита не была – он затонул от повреждений небронированных частей борта. При наличии на корабле команды она могла бы легко остановить распространение воды в корпусе.

Бомбардировка линкора «Остфрисланд», 21 июля 1921 годаИсточник – Aviation in the US. Army, 1919–1938, United States Air Force Historical Research Center, Office of Air Force History, USAF, Washington, D.C., 1987

Наконец, для сопровождения эскадры в море авианосец должен был иметь соответствующую скорость – не менее 30 узлов. Англичане, американцы и японцы в больших количествах строили быстроходные авианосцы, а вот единственный французский авианосец «Беарн» с его скоростью в 21 узел для сопровождения современных крейсеров и линкоров был уже бесполезен. Италия и Германия, несмотря на высокий уровень судостроительной промышленности, так и не смогли достроить ни одного авианосца. Таким образом, вряд ли стоит упрекать советских корабле­строи­телей за недооценку значения палубной авиации, особенно до нападения японцев на Пёрл-Харбор

Очевидно, что у них было немало причин с осторожностью относиться к новому и незнакомому типу боевых кораблей

Авианосцы проекта 54.

Проектирование новых авианосцев началось сразу после завершения испытаний «Красного авиатора». Проект, получивший номер 54, первоначально предполагалось унифицировать по корпусу и МКО с проектируемыми одновременно с ним тяжелым крейсером проекта 55, но требуемого военными увеличения авиагруппы в стандартном водоизмещении 10000 т добиться не удалось. В итоге оно было увеличено до 15 тыс. т, но считавшееся недопустимым понижение скорости заставило перейти к трехвальной силовой установке, что в свою очередь вновь заставило увеличить водоизмещение.

Самолеты располагались в трех однояусных ангарах, соединенных между собой раздвижными воротами. Для подьема самолетов на палубу имелись два лифта.

Артиллерийское вооружение, по эскизному проекту, состояло из 4х2 152-мм и 4х2 102-мм башенных установок расположенных побортно, но вскоре 152-мм орудия были заменены на 102-мм, что в условиях сопровождения авианосцев артиллерийскими кораблями было сочтено достаточным для отражения торпедных атак. От первоначального намерения забронировать верхнюю палубу отказались, чтобы не увеличивать и так возросшее водоизмещение.

Водоизмещение: 18500 т (стандартное), 23 860 т (полное).

226,5 (по палубе 240,0)х23,0 (по палубе 33,0)х6,6 м.

Вооружение проектное: 8х2 102-мм/55, 8х4 37-мм.

Бронирование: пояс 80 мм, палуба (над цитаделью) 50 мм.

165000 л.с. 34 узла.

Первый авианосец нового проекта, получивший название «Чкалов», был заложен на Адмиралтейском заводе (Галерный островок) летом 1937 года. Спустя год на Руссуде был заложен однотипный «Рычагов», а осенью 1938, в Молотовске, «Громов».

Программа строительства новых авианосцев чуть не была сорвана, когда проект 54 подвергся резкой критике из-за недостаточной защиты ангаров от пуль штурмовой авиации, выявившейся вследствие опыта полученного во время Гражданской воны в Испании. Предлагалось прекратить их постройку и начать разработку нового, лучше бронированного проекта. Однако настойчивость Н. Г. Кузнецова, желавшего получить новые авианосцы как можно быстрее, взяла верх и строительство «пятьдесят четвертых» было, после небольшого перерыва продолжено. Решение оказалось правильным – авианосец проекта 95 «Леваневский», был заложен в Молотовске лишь в 1940 году и после начала войны разобран на стапеле.

Вследствие неготовности штатного артиллерийского вооружения, на авианосцы проекта 54, при достройке, были установлены щитовые спаренные 102-мм универсальные установки, которые после завершения изготовления башен должны были быть переданы на строящиеся сторожевые корабли, и спаренные же 37-мм автоматы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector