«превратил флот в мощную, самостоятельную силу»: как складывалась судьба адмирала николая кузнецова
Содержание:
- Сколько языков знал Кузнецов
- «Он был на своём месте»
- Адмирал Кузнецов в годы Великой Отечественной
- ↑ Годы Второй мировой войны
- Никанор, Шмидт, Грачев и другие
- Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов
- Награды
- Примечания
- Начало карьеры
- Двигатели Кузнецова: наземные, атомные, сверхзвуковые, космические
- Память
- Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров
- Адмирал снова в немилости
- Разделенная судьба
- Авианосец «Адмирал Кузнецов» — видео
Сколько языков знал Кузнецов
Основным иностранным языком, который и сделал Кузнецова легендарным разведчиком, был немецкий. Николай Иванович свободно владел шестью диалектами этого языка, прежде всего, берлинским. Как гласит легенда, когда его решили негласно проверить на знание немецкого, то профессиональный разведчик-нелегал, говоривший с Кузнецовым по телефону, назвал его берлинский диалект врожденным. Кроме того, будущий разведчик успел самостоятельно изучить коми-пермяцкий язык (и даже писал на нем стихи), эсперанто (на который перевел стихотворение Михаила Лермонтова «Бородино»), а также польский и украинский.
Николай Кузнецов (третий слева) с сотрудниками конструкторского отдела завода «Уралмаш» на пикнике, Свердловск, середина 1930-х гг.
«Он был на своём месте»
В 1944 году Кузнецову было присвоено звание адмирала флота, которое приравнивалось к генералу армии. А в мае 1945 года это звание было приравнено уже к маршалу Советского Союза (с вручением маршальской звезды). 14 сентября 1945 года Кузнецов был награждён звездой Героя Советского Союза.
Однако в 1946 году наркомат ВМФ был упразднён, а флот переподчинён Народному комиссариату Вооружённых сил. Адмирал занял пост главнокомандующего морскими силами и заместителя наркома.
«Кузнецов никогда не стеснялся высказывать своё мнение на самом высоком уровне, в том числе и Сталину. Тому это не всегда нравилось, и после войны адмирал оказался в опале», — рассказал RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий. В начале 1947 года Кузнецов был понижен в должности — до начальника Управления военно-морских учебных заведений.
Вскоре на флоте возник скандал, связанный с несанкционированной передачей союзникам во время войны технических данных, формально являвшихся секретными. Кузнецов и группа адмиралов судом чести были признаны виновными, и их дело передали в Военную коллегию Верховного суда СССР. В ходе рассмотрения дела Кузнецову предлагали оправдаться за счёт того, что он не подписывал соответствующих распоряжений. Однако бывший нарком заявил, что несёт личную ответственность за всё, что происходило в его ведомстве. В итоге Кузнецова признали виновным, но ввиду заслуг не стали применять к нему уголовного наказания. Однако по рекомендации Военной коллегии он был разжалован в контр-адмиралы.
Также по теме
Крах арктического блицкрига: почему нацисты не смогли захватить советское Заполярье
29 июня 1941 года нацистская Германия и Финляндия начали операцию по оккупации Кольского полуострова — «Голубой песец». Судьба…
После суда он был понижен не только в звании, но и в должности — занял пост заместителя главнокомандующего войсками Дальнего Востока по военно-морским силам и командующего 5-м военно-морским флотом на Тихом океане. В 1951 году его начали вновь повышать в звании — до вице-адмирала и уже летом того же года ему опять доверили командование всем флотом Советского Союза. Правда, его должность теперь называлась так: военно-морской министр СССР.
«Облик нового отечественного сбалансированного океанского ракетно-ядерного флота был определён в программе военного кораблестроения на 1955—1964 годы, подготовленной под руководством главкома к весне 1954 года… При непосредственном участии флотоводца Н.Г. Кузнецова были начаты создание первой советской атомной подводной лодки и внедрение в ВМФ ракетного оружия. Увы, вывести в океан своё детище ему так и не пришлось», — пишет в своей книге Владимир Булатов.
В 1953 году Кузнецову было возвращено звание адмирала, а в 1955 его заменили на более высокое — адмирал флота Советского Союза. Отдельное флотское министерство снова ликвидировали, и адмирал занял должность первого заместителя министра обороны — главкома ВМФ.
Однако пришедший к власти после смерти Сталина Никита Хрущёв верил в будущее ракет, а развитие надводного флота и морской авиации считал бесперспективным. Предлагаемые Кузнецовым проекты строительства авианосцев и крейсеров его раздражали. Кроме того, у адмирала были плохие отношения с министром обороны Николаем Булганиным. Последний, по словам Владимира Булатова, рассказал Георгию Жукову, что Кузнецов якобы выступал против его продвижения по службе.
В 1955 году находящегося на больничном адмирала обвинили в том, что по его вине в Севастополе взорвался линкор «Новороссийск», и сначала сняли с должности, а затем понизили в звании до вице-адмирала и отправили в отставку. Без льгот и персональной пенсии Кузнецов оказался стеснён в средствах — в эти годы его поддерживала писательская и переводческая деятельность. Новый генсек Леонид Брежнев назвал Кузнецова выдающимся военачальником, но полностью его доброе имя так и не восстановил.
- Памятник адмиралу Николаю Кузнецову на набережной Северной Двины в Архангельске
6 декабря 1974 года Николай Кузнецов ушёл из жизни. Только посмертно, в 1988 году его восстановили в звании адмирала флота Советского Союза.
По мнению Юрия Кнутова, успехи советских военно-морских сил в середине ХХ века — во многом личная заслуга Кузнецова.
«Флотский характер был у него в крови, и офицеров он себе под стать подбирал. Много внимания уделял поднятию боевого духа», — считает эксперт.
«Николай Кузнецов — один из величайших советских руководителей флота, талантливый военно-морской администратор. Он превратил флот в мощную, самостоятельную военную силу. Во время Великой Отечественной войны он был на своём месте», — заявил Константин Стрельбицкий.
Адмирал Кузнецов в годы Великой Отечественной
Накануне войны, по его распоряжению 19 июня 1941 года на флотах западного направления была объявлена готовность №2, а в 2 часа 40 минут 22 июня флоты перешли на высшую степень готовности. Благодаря этому, во время первой атаки немцев, не был потерян ни один корабль, ни одна береговая батарея, ни один самолет ВМФ. В то время как на суше разгромленные и деморализованные советские части стремительно отступали на восток, 25 июня 1941 года корабли Черноморского флота атаковали румынский порт Констанца, где находились значительные запасы топлива для немецких войск. В начале августа 1941-го по инициативе Кузнецова, силами морской авиации Балтийского флота были нанесены десять бомбовых удар по Берлину, что имело значительный пропагандистский эффект. Поскольку передовые и основные базы флота в Таллинне, Одессе и Севастополе были потеряны, флоты не предпринимали самостоятельных действий и в оперативном отношении были подчинены фронтам, оказывая им помощь на приморских направлениях. В октябре 1941-го было сформировано 25 морских стрелковых бригад, участвовавших в битве за Москву, а затем во всех боях вплоть до взятия Берлина. В составе 2-й армии гвардейской армии Малиновского, морская пехота сыграла решающую роль в отражении деблокирующего удара танковой армии Манштейна под Сталинградом.
Всю войну Кузнецов был главкомом ВМФ и членом Ставки Верховного Главнокомандования. В мае 1944-го он первый в Советском Союзе получил звание адмирала флота, а в 1945-м в составе советской делегации принимал участие в работе Крымской и Потсдамской конференций. Начиная с июня 1945-го, Кузнецов находится на Дальнем Востоке, где под его руководством несколько одновременных морских десантов Тихоокеанского флота от Сахалина до Порт-Артура полностью разгромили японские части. В сентябре 1945 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1947-м в результате конфликта со Сталиным, Кузнецов был снят с должности главкома ВМФ, а в 1948-м по надуманному обвинению предан суду, понижен в звании до контр-адмирала и отправлен во Владивосток заместителем Главкома войск Дальнего Востока. В 1950-м он стал командующим 5-м Тихоокеанским флотом, а в январе 1951-го получил звание вице-адмирала. В июле того же года Кузнецов вернулся в Москву и получил назначение министра ВМС, а после смерти Сталина восстановлен в звании «адмирал флота». После прихода к власти Хрущева он снова попадает в опалу. По настоянию Жукова в декабре 1955-го Кузнецов был сначала снят с должности, а уже в феврале 1956-го понижен в звании до вице-адмирала и отправлен в отставку «без права работы во флоте».
В отставке занимался литературной и переводческой деятельностью, умер 6 декабря 1974 года. После неоднократных попыток восстановить справедливость, в 1988 году Кузнецов был посмертно восстановлен в звании «Адмирал Флота СССР». Во многих городах России в честь него названы улицы, площади, школы и морские училища. Его имя носит авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», входящий в состав Северного флота. В 2010 году в центре Архангельска ему был установлен памятник, в виде стоящей на постаменте бронзовой четырехметровой фигуры адмирала.
***
Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:
|
|
↑ Годы Второй мировой войны
Перед войной Кузнецова отправили служить на Тихоокеанский флот, где сначала был заместителем командующего, а потом занял пост самого командующего.
Весной 1939 г. Николая Трофимовича перевели на должность заместителя народного комиссара Военно-морского флота Советского Союза. На этой должности он пробыл всего один месяц, став новым народным комиссаром и Главнокомандующим флотом.
Подобное продвижение по службе было связано не только с талантами полководца, но и серьезными чистками высшего кадрового состава в армии и на флоте. Поэтому талантливый военный полководец в первые месяцы работы на новом посту в качестве наркома ВМФ столкнулся с рядом проблем. Учитывая, что в военных и политических кругах постоянно ходили слухи о неизбежном начале Второй мировой войны, Кузнецов приступил к реорганизации работы Наркомата. В течение двух лет он занимался разработкой и составление уставных документов, планов и инструкций на случай начала войны. Также им была создана система оперативных готовностей, которая очень помогла в годы войны.
Результаты плодотворной работы не заставили себя ждать – нападение Германии флот Советского Союза встретил в боевой готовности, и практически не понес потери.
Под руководством Главнокомандующего флот принимал участие в выполнении многочисленных боевых операций, эвакуации гражданского населения, переправке войск, перевозил грузы, войска. Также Николай Герасимович инициировал создание специальных морских стрелковых бригад, которые принимали участие в разных битвах, в том числе за Москву, наступательных операциях, взятии Берлина.
Кузнецов лично принимал участие в операциях, координировал взаимодействие флота и армии, что очень помогло в разработке десантных операций.
Февраль 1944 года принес Кузнецову очередную военную награду. Он стал обладателем высшего воинского звания адмирала флота, став первым человеку, который получил это звание. Несколько месяцев его погоны украшал четыре звезды, а в конце мая того же года погоды были заменены на маршальские, что приравнивало звание к Маршалу СССР.
Война для Кузнецова закончилась в сентябре 1945 года, руководя Тихоокеанским флотом и Амурской военной флотилией. Он принимал участие в освобождении Дальнего Востока, Сахалина, Курил, Северной Кореи, Японии, за что получил звание Героя СССР.
Большим достижением для Николая Кузнецова стало приглашение поучаствовать в Крымской, Берлинской конференциях, а потом был отправлен в Крым решать множество проблем. Оттуда его перенаправили в Постдам, чтобы решить судьбу флота Германии.
Никанор, Шмидт, Грачев и другие
При рождении будущий разведчик получил имя Никанор, а дома его чаще всего звали Никой. Но собственное имя не нравилось старшему сыну Ивана Кузнецова, и в 1931 году он сменил его на имя Николай. После этого Николаю Кузнецову довелось носить еще немало прозвищ, оперативных псевдонимов и чужих имен. В Коми-Пермяцком автономном округе, куда он перебрался в 1930 году и где позднее начал сотрудничать с ОГПУ, ему присвоили псевдонимы «Кулик» и «Ученый». Работая на Уралмаше и занимаясь оперативной разработкой немецких специалистов, он носил псевдоним «Колонист». В Москве в конце 1930-х годов он получил паспорт на имя Рудольфа Шмидта — и под этим именем стал ценнейшим агентом контрразведки НКВД, обеспечившим доступ к самым секретным материалам немецких дипломатов. За линию фронта он отправился с документами на имя обер-лейтенанта Пауля Зиберта, а в партизанском отряде «Победители» его знали как Павла Грачева.
Студент Тюменского агротехнического техникума Николай Кузнецов в 1928 году
Тактико-технические характеристики авианосца Адмирал Кузнецов
Порт приписки: Мурманск-35Введён в эксплуатацию: 20 января 1991 года
Водоизмещение авианосца Адмирал Кузнецов
— 61 390 т наибольшее; 59 100 т полное; 53 050 т нормальное; 46 540 т стандартное
Размеры авианосца Адмирал Кузнецов
— Длина: 270 м по ватерлинии; 306,45 м наибольшая- Ширина: 33,41 м по ватерлинии; 71,96 м наибольшая- Высота: 64,49 м габаритная- Высота борта (от КВЛ): 31,42 м в носу; 25,7 м на миделе; 25,7 м в корме- Осадка Средняя (от ОП): при стандартном водоизмещении 8,05 м; при нормальном водоизмещении 8,97 м; при полном водоизмещении 9,76 м- Наибольшая: 10,4 м- Бронирование: Катаная сталь, дублирование корпуса «сухими отсеками». Противоторпедная трёхслойная защита шириной 4,5 м, выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.
Двигатели авианосца Адмирал Кузнецов
— Котлотурбинная, четырёхвальная- Паровые турбины: 4 ГТЗА ТВ-12-4- Количество котлов: 8 котлов КВГ-4
Мощность- Паротурбины: 4 × 50 000 л.с.- Турбогенераторы: 9 × 1500 кВт- Дизель-генераторы: 6 × 1500 кВт- Движитель: 4 пятилопастных винта- Скорость хода: 29 узлов (54 км/ч) наибольшая; 18 узлов (33 км/ч) боевого экономического хода; 14 узлов (26 км/ч) экономического хода
Дальность плавания
— При скорости: 29 узлов — 3850 миль; 18 узлов — 7680 миль; 14 узлов — 8417 миль- Автономность плавания: 45 суток
Экипаж авианосца Адмирал Кузнецов
— 1980 человек, в том числе: 520 офицеров; 322 мичмана; 1138 матросов.
Награды
- Награды СССР
- Герой Советского Союза (14.09.1945).
- 4 ордена Ленина (03.01.1937, 21.02.1945, 14.09.1945, 23.07.1952).
- 3 ордена Красного Знамени (21.06.1937, 03.11.1944, 15.11.1950).
- 2 ордена Ушакова I-й степени (22.07.1944, 28.06.1945).
- Орден Красной Звезды (23.12.1935).
- Медаль «За боевые заслуги».
- Медаль «За оборону Москвы».
- Медаль «За оборону Кавказа».
- Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
- Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.».
- Медаль «За победу над Японией».
- медаль «XX лет РККА» (22.02.1938)
- Медаль «30 лет Советской Армии и Флота».
- Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР».
- Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР».
- Знак «Участник боёв у озера Хасан» (1939).
- Именное оружие — пистолет системы Коровина (май 1932 года).
- Иностранные награды
- Кавалер ордена Возрождения Польши (ПНР, 1945).
- Орден «Крест Грюнвальда» I-й степени (ПНР, 1946).
- Орден Национального освобождения (СФРЮ, 1946).
- Орден Партизанской звезды I степени (СФРЮ, 1946).
- Орден «За боевые заслуги» (МНР, 1972).
- Медаль «За вашу и нашу свободу» (ПНР, 1967).
Примечания
- В биографической и энциклопедической литературе советского времени указывалось дата рождения Н. Г. Кузнецова 11 (24) июля 1902 года, следующая из того, что в 1919 году он подделал свои документы и прибавил себе 2 года для зачисления на флот. См.: Курепин С. Адмирал Флота Советского Союза Николай Герасимович Кузнецов. // Российское военной обозрение. — 2020. — № 7. — С.44-49.
- Толмачев В. А. Советские военные моряки в Испании. 1936—1939 гг. // Военно-исторический журнал. — 2006. — № 7. — С.56-58.
- В то время это звание соответствовало званию комбриг.
- Горьков Ю. А. И. В. Сталин и Ставка ВГК. // Военно-исторический журнал. — 1995. — № 3. — С.20-25.
- Звягинцев В. Трибунал для героев. — М. ОЛМА-ПРЕСС, 2005. — Глава 22: «Адмиральское дело».
- . Красная звезда (28 августа 2001).
- Nikita Sergeevich Khrushchev; Edward Crankshaw; Strobe Talbott; Jerrold L Schecter. Khrushchev remembers (volume 2): the last testament. London: Deutsch, 1974, стр. 58
- Впервые книга опубликована в журнальном варианте в «Военно-историческом журнале» в 1992-1993 годах, через два года издана отдельным изданием; неоднократно переиздавалась.
- Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1988 года «О восстановлении вице-адмирала Кузнецова Н.Г. в прежнем воинском звании Адмирала Флота Советского Союза». // Ведомости Верховного Совета СССР. — 1988. — № 31. — 3 августа. — Ст.510.
- . Дата обращения: 29 апреля 2010.
- Постановление СНК СССР № 3090/п от 15.08.1937 г.
- Постановление СНК СССР № 090/п от 02.02.1938 г.
- Постановление СНК СССР № 442 от 03.04.1939 г.
- Постановление СНК СССР от 04.06.1940 № 946
- Постановление СНК СССР № 640 от 31.05.1944 г.
- Постановление СНК СССР № 257 от 27.01.1951 г.
- Солдаты XX века. Справочник. / редколл., отв. ред. проф. С. М. Семенов. выпуск IV, том 2. М., ОАО «Московская типография № 6», 2005. стр.85
- Морин А. Б. Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов» // Гангут : журнал. — 1996. — № 11. — С. 2—34.
Начало карьеры
Сын казённого крестьянина Герасима Фёдоровича Кузнецова (1861—1915). С 1917 года — рассыльный Архангельского порта.
В 1919 году 15-летний Николай Кузнецов вступил в Северо-Двинскую военную речную флотилию, приписав себе два года, чтобы быть принятым (ошибочный год рождения (1902-й) до сих пор встречается в некоторых справочниках). В 1921—1922 годах — строевой Архангельского флотского экипажа. С 1922 года служил в Петрограде, в 1923—1926 годах учился в Военно-морском училище им. М. В. Фрунзе, которое окончил с отличием 5 октября 1926 года. Местом службы выбрал Черноморский флот и крейсер «Червона Украина». Это был первый из достроенных в СССР крейсеров типа «Светлана». Служил командиром батареи, командиром роты, старшим вахтенным начальником. В 1929—1932 годах — слушатель Военно-морской академии, которую также окончил с отличием. В 1932—1933 годах — старший помощник командира крейсера «Красный Кавказ». С ноября 1933 по август 1936 года командовал крейсером «Червона Украина», где довёл до совершенства систему боевой готовности одиночного корабля. В августе 1936 года отправлен на гражданскую войну в Испанию, где был главным военно-морским советником республиканского правительства. Принял псевдоним дон Николас Лепанто, в честь самой великой морской победы Испании. Участвовал в подготовке и проведении боевых операций республиканского флота, обеспечивал приём транспортов из СССР. За службу в Испании награждён орденами Ленина и Красного Знамени.
С августа 1937 года — капитан 1-го ранга и заместитель командующего, с января 1938 по март 1939 года — командующий Тихоокеанским флотом. 2 февраля 1938 года присвоено очередное воинское звание флагман 2-го ранга. Силы флота под командованием Кузнецова поддерживали действия сухопутных сил во время боёв у озера Хасан.
В марте 1939 года Кузнецов назначен заместителем Наркома ВМФ СССР. 3 апреля 1939 года ему присвоено внеочередное воинское звание флагман флота 2-го ранга.
Двигатели Кузнецова: наземные, атомные, сверхзвуковые, космические
Далее была работа над турбовинтовым двигателем НК-4 для гражданской авиации и турбовентиляторным двухконтурным двигателем НК-6 для военных, которые так и не пошли в серию. Несмотря на это, коллектив ОКБ Кузнецова получил большой опыт, который пригодился в последующих разработках. В 1958 году Николай Дмитриевич по своей инициативе создает в составе ОКБ отдел по наземному использованию авиадвигателей, в которых остро нуждалась нефтегазовая промышленность. Однако правительство эту идею не поддержало, и отдел был закрыт.
В 1955 году в обстановке строжайшей секретности в ОКБ совместно с другими организациями была начата работа по созданию атомного двигателя. Для летающей лаборатории на самолете Ту-95 был создан экспериментальный водно-водяной реактор мощностью 100 кВт – ЛАЛ-ВВР (летающая атомная лаборатория – водно-водяной реактор). Несмотря на то что в 1961 году работы был свернуты, результаты исследований были уникальными и продвинули изучение атомной энергии далеко вперед.
В 1960-е годы в ОКБ был разработан турбовентиляторный авиационный двигатель НК-8, на котором летали пассажирские самолеты Ту-154, Ту-154А, Ту-154Б, Ту-154Б-1 и Ту-154Б-2, Ил-62, Ил-76. По данным Министерства гражданской авиации, в конце 1980-х годов самолеты с двигателями НК-8-2У и НК-8-4 обеспечивали перевозку почти 50% всего грузопассажирского потока СССР.
Трехдвигательный реактивный пассажирский авиалайнер Ту-154 с двигателями НК-8
В начале 1960-х коллектив ОКБ вступил в международное соперничество по созданию двигателя для сверхзвукового пассажирского самолета. 31 декабря 1968 года состоялся первый полет самолета Ту-144 с двигателями НК-144, который почти на два месяца опередил первый полет англо-французского «Конкорда». Двигатель Кузнецова позволил впервые в мире в два раза превысить скорость звука в гражданской авиации.
Параллельно с работами по авиационной, атомной и наземной тематикам в 1959 году ОКБ под руководством Кузнецова начало трудиться над жидкостно-ракетными двигателями (ЖРД). Генеральный конструктор принял решение разрабатывать ЖРД по замкнутой схеме, его поддержал С.П. Королев, для ракет которого создавались эти двигатели. В стране и в мире подобного опыта еще не было. Кислородно-керосиновые двигатели НК-33, НК-39, НК-43, НК-31 до сих пор остаются непревзойденными по параметрам и надежности, а наработки команды Кузнецова в создании ЖРД замкнутой схемы потом применялись многими конструкторами космической техники.
Стендовое испытание двигателя НК-33 на испытательном комплексе «Винтай» в Самаре
В области разработки авиадвигателей, работающих на криогенном топливе, ОКБ Кузнецова опередило западных конструкторов на несколько лет. Двигатели НК-88 и НК-89, работающие на жидком водороде и сжиженном природном газе, использовались на самолетах Ту-155 с конца 1980-х. Разработка двигателей на альтернативном топливе была очень актуальной ввиду общемировой озабоченности проблемами экологии.
Память
Памятная серебряная монета ЦБ РФ «Авианесущий крейсер „Адмирал Кузнецов“» в серии «300-летие Российского флота». Аверс.
Памятники Кузнецову воздвигнуты в Севастополе, Владивостоке, Архангельске и Вологде. Бюсты Кузнецова установлены в Военном инженерно-техническом университете в Санкт-Петербурге, во дворе школы № 1465 его имени в Москве, во дворе детского морского центра имени Петра Великого в Москве, у Дома детского творчества в городе Котласе, в сквере речников в Великом Устюге, у входа в Нахимовское военно-морское училище в Мурманске, на улице Автодора в Муроме.
Мемориальные доски установлены на здании Главного штаба ВМФ в Москве, на доме № 9 по Тверской улице в Москве, на доме на улице Запарина в Хабаровске.
Мемориальный музей создан в деревне Медведки Котласского района Архангельской области.
Министерством обороны Российской Федерации учреждена медаль «Адмирал Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецов».
Именем Н. Г. Кузнецова названы:
- улицы в Архангельске, Владивостоке, Орле, Железнодорожном и Котласе; площадь в Барнауле;
- тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — флагман российского ВМФ;
- Военно-морская академия;
- подводный остров в Тихом океане;
- пролив между островами Беринга и Медным;
- теплоход на реке Северной Двине;
- средние школы № 4 в городе Таре Омской области, № 1465 в Москве.
Сколько в России авианосцев и авианесущих крейсеров
С учетом экономической ситуации почти все корабли проекта 1143 были проданы или разобраны. «Адмирал Кузнецов» остался единственным авианесущим крейсером на вооружении Российской Федерации. Полноценных авианосцев флот также не имеет.
С учетом того, что «Адмирал Кузнецов» до 2021 года отправлен на модернизацию, вопрос об авианосцах остается актуальным. Имеющиеся разработки ориентируются на создание таких судов с атомными реакторами. Проекты «Шторм» и «Ламантин» могут оказаться перспективными, однако требуют значительных средств, которые Минобороны пока не может выделить.
Адмирал снова в немилости
Казалось, после смерти Сталина положение Кузнецова должно окончательно восстановиться. Поначалу все действительно так и было.
До 1955 года герой нашей статьи занимает пост первого заместителя министра обороны, являясь фактическим главнокомандующим Военно-Морским Флотом. В марте 1955 года его воинское звание вновь приравнивается к маршальскому, за которое полагается соответствующая звезда.
В этот период он уделяет повышенное внимание развитию авианосцев и технологическому перевооружению флота. Однако и тут его вскоре ждет опала
На этот раз ему не удается выстроить отношения с министром обороны. Этот пост на тот момент занимает легендарный маршал Победы Георгий Константинович Жуков. Известно, что конфликты между ними случались еще до войны
Однако и тут его вскоре ждет опала. На этот раз ему не удается выстроить отношения с министром обороны. Этот пост на тот момент занимает легендарный маршал Победы Георгий Константинович Жуков. Известно, что конфликты между ними случались еще до войны.
В декабре 1955 года Кузнецова снимают с должности. Формально его обвинили во взрыве, произошедшем на линкоре «Новороссийск», хотя сам адмирал в тот момент находился в отпуске по состоянию здоровья. Через два месяца его вновь понижают в звании до вице-адмирала и отправляют в отставку. Причем делают это с унизительной для офицера его уровня формулировкой «без права работать во флоте».
Разделенная судьба
Н. Г. Кузнецов был женат дважды. Но о его первой избраннице неизвестно практически ничего, кроме того, что в 1932 году она родила сына. Назвали Виктором.
Судьбу с ним разделила другая женщина. С Верой Николаевной Шетохиной молодой морской офицер встретился в первом отделе Главного морского штаба, где девушка работала чертежницей. Они познакомились в 1938 году, а в марте следующего поженились.
С женой Верой Николаевной (1941)
Его сына девушка приняла, как родного. Она родила мужу еще двух сыновей: Николай (1940 г.р.) и Владимир (1946 г.р.).
С сыновьями Николаем и Владимиром (1949)
До конца жизни супруга Вера Николаевна делила с ним радости и тревоги. Впервые в своей суровой жизни моряка он обрел домашний уют, помощь и поддержку близкого человека. А трудных времен выпадало на их долю немало. Супруга 36 лет была рядом с Николаем Герасимовичем, и сначала с ним вместе, а после смерти мужа сама упорно боролась за восстановление его поруганного достоинства до последнего дня. Ее не стало в 2008 году.
Виктор пошел по стопам отца. Он окончил сначала Нахимовское, а затем Высшее военно-морское инженерное училище им. Дзержинского. Вышел в отставку капитаном 1 ранга, занимается научной работой.
Николай Кузнецов (второй справа) с сыновьями Владимиром (слева), Николаем и Виктором (1972)
Кстати, в Нахимовском учились и младшие сыновья адмирала.
Николай Николаевич, отучившись два года в «Дзержинке», решил получить гражданскую специальность и окончил Московский энергетический институт. Работал в Институте атомной энергии. Был среди ликвидаторов Чернобыльской АЭС. Умер от инфаркта в 2005 году.
Владимир Николаевич окончил высшее военное училище, служил в разных регионах России, уволился в запас в звании подполковника. Руководил Фондом имени своего отца. Умер в 2016 году.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» — видео
https://youtube.com/watch?v=4Ji-SwKPk8I
Назван в честь Николая Герасимовича Кузнецова, Адмирала Флота Советского Союза. Построен в Николаеве, на Черноморском судостроительном заводе. Входит в состав Северного флота. На крейсере во время походов базируются самолёты МИГ-29К, Су-25УТГ и Су-33 279-го корабельного истребительного авиационного полка (аэродром базирования — Североморск-3) и вертолёты Ка-27 и Ка-29 830-го отдельного корабельного противолодочного вертолётного полка (аэродром базирования — Североморск-1), а также новейшие ударные вертолеты Ка-52К корабельного базирования.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» имеет чрезвычайно мощное и постоянно модернизируемое собственное ближнее ПРО для отражения ракетно-бомбовых атак. Зенитное вооружение корабля состоит из 4-х шестиствольных пусковых установок ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8-ми пусковых установок «Кортик» (256 ракет), 6-и шестиствольных 30-мм скорострельных установок АК-630М (48000 снарядов). Также авианосец имеет весьма совершенную эшелонированную защиту от торпед из 2-х установок РБУ-12000 (60 ракет) включающую постановку ложных акустических целей, быстрое развертывание противоторпедных минных полей и уничтожение торпед глубинными бомбами у самого авианосца. Авианосец имеет также конструкцию обеспечения живучести с множеством переборок выдерживающим попадание ниже ватерлинии боеприпасов до 400 кг тротила. Таким образом, авианосец может отражать массированные ракетно-бомбовые и торпедные атаки даже без помощи собственно ордера, который может сосредоточится на уничтожении носителей ракет и торпед.
Авианосец является также носителем 12-и вертикальных пусковых установок 4К-80 для тяжелых ракет Гранит способных поражать цели на 700 км с забрасываемым весом 750 кг. Первоначальные версии ракеты были созданы для уничтожения авианосных групп США, последние модернизации комплекса позволяют ему поражать и береговые цели.
Авианосец «Адмирал Кузнецов» является единственным авианосцем в мире, который может оперировать в Черном Море, т.к. по конвенции Монтре проход чистых авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещен.
Пятый по счёту тяжёлый авианесущий крейсер ВМФ СССР — «Рига» был заложен на стапеле Черноморского судостроительного завода 1 сентября 1982 года (г. Николаев, УССР). От своих предшественников он отличался впервые обеспеченной возможностью взлётов и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел значительно увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась прогрессивным способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.
Ещё до окончания сборки, после смерти Леонида Брежнева, 22 ноября 1982 года крейсер был переименован в его честь в ТАВКР «Леонид Брежнев». Спущен на воду 4 декабря 1985 года, после чего продолжалась его достройка на плаву.Погрузка и монтаж вооружения на авианосец (кроме зонального блока пусковых установок ПКРК «Гранит»), электрооборудования, авиационно-технических средств, систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также оборудование помещений выполнялись на плаву, при достройке корабля у Северной набережной Большого ковша.
11 августа 1987 года переименован в ТАВКР «Тбилиси». 8 июня 1989 года начались его швартовые испытания, а 8 сентября 1989 года — заселение экипажа. 21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, где провёл цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов на него. 1 ноября 1989 года произведены первые посадки МиГ-29К, Су-27К и Су-25УТГ. Первый взлёт с него произведён МиГ-29К в тот же день и Су-25УТГ и Су-27К на следующий день, 2 ноября 1989 года. После завершения цикла испытаний 23 ноября 1989 вернулся на завод для достройки. В 1990 году много раз выходил в море для проведения заводских и государственных испытаний.
4 октября 1990 года переименован в очередной раз (4-й) и стал называться ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».