Большие десантные корабли проекта 1174 «носорог»

Состав серии

Название Зав. № Заложен Спуск на воду Ввод в строй Текущий статус
Иван Рогов 101 09.1973 31.05.1977 15.06.1978 Списан в 1996 году. Разобран на металл в сухом доке «Дальзавода» в 2004 году.
Александр Николаев 102 03.1976 осень 1982 30.12.1982 С 1997 года в резерве. Прорабатывается вопрос восстановления и возвращение в боевой состав ВМФ.
Митрофан Москаленко 103 05.1984 1988 23.09.1990 С 2002 года в резерве. По данным на 5.5.2014 выставлен на продажу, вероятно, в состоянии, исключающем его использование по прямому назначению. Прорабатывается вопрос восстановления и возвращение в боевой состав ВМФ.

История разработки

Тактико-техническое задание на проектирование большого десантного корабля проекта 1174 «Носорог» было выдано в сентябре 1964 года. Как и в БДК проекта 1171, в новом проекте по требованию Главкома ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова было заложено требование непосредственной высадки десанта на урез воды.

Модель из музея крейсера «Аврора» Автор модели — А. Богданов

Разработкой занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Главным конструктором был назначен П. П. Милованов, а главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. В. Бехтерев. В процессе проектирования появились сведения о программе строительства в США УДК типа «Тарава». Поэтому по указанию Главкома в проект вносились изменения. Появилась доковая камера и был увеличен состав авиагруппы. Эти изменения привели к созданию оригинального универсального десантного корабля при сравнительно небольшом водоизмещении. В разработке корабля принимали участие ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, Первый ЦНИИ МО СССР и другие организации. В октябре 1965 года был утверждён эскизный проект. А в мае 1968 года был утвержден технический проект.

Из-за постоянного изменения проекта головной БДК проекта 1174 «Иван Рогов» был построен на ССЗ «Янтарь» в городе Калининград только в 1978 году, через 14 лет после выдачи ТТЗ.

В окончательном варианте новый БДК мог высаживать десант с помощью носового высадочного устройства на необорудованное побережье или воду. Выход на воду боевой техники или морских пехотинцев на десантных катерах осуществлялся из доковой камеры с помощью кормового высадочного устройства. С помощью носовой сходни БДК был способен выполнять высадку на 17 % побережья, а с помощью катеров — до 40 %. Также высадка могла осуществляться четырьмя вертолётами типа Ка-29 (каждый может нести до 16 десантников) в любом месте.

История разработки

Тактико-техническое задание на проектирование большого десантного корабля проекта 1174 «Носорог» было выдано в сентябре 1964 года. Как и в БДК проекта 1171, в новом проекте по требованию Главкома ВМФ СССР адмирала С. Г. Горшкова было заложено требование непосредственной высадки десанта на урез воды.

Модель из музея крейсера «Аврора» Автор модели — А. Богданов

Разработкой занималось Невское проектно-конструкторское бюро. Главным конструктором был назначен П. П. Милованов, а главным наблюдающим от ВМФ — капитан 2 ранга А. В. Бехтерев. В процессе проектирования появились сведения о программе строительства в США УДК типа «Тарава». Поэтому по указанию Главкома в проект вносились изменения. Появилась доковая камера и был увеличен состав авиагруппы. Эти изменения привели к созданию оригинального универсального десантного корабля при сравнительно небольшом водоизмещении. В разработке корабля принимали участие ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова, Первый ЦНИИ МО СССР и другие организации. В октябре 1965 года был утверждён эскизный проект. А в мае 1968 года был утвержден технический проект.

Из-за постоянного изменения проекта головной БДК проекта 1174 «Иван Рогов» был построен на ССЗ «Янтарь» в городе Калининград только в 1978 году, через 14 лет после выдачи ТТЗ.

В окончательном варианте новый БДК мог высаживать десант с помощью носового высадочного устройства на необорудованное побережье или воду. Выход на воду боевой техники или морских пехотинцев на десантных катерах осуществлялся из доковой камеры с помощью кормового высадочного устройства. С помощью носовой сходни БДК был способен выполнять высадку на 17 % побережья, а с помощью катеров — до 40 %. Также высадка могла осуществляться четырьмя вертолётами типа Ка-29 (каждый может нести до 16 десантников) в любом месте.

Непростой выбор

По словам источников «Известий» в военном ведомстве и ОПК, новые универсальные десантные корабли (УДК) первоначально планировалось назвать «Севастополь» и «Керчь». Одно из этих имен — «Севастополь» — должен был в свое время получить так и не поставленный Францией в Россию вертолетоносец «Мистраль».

Однако по установившимся в российском ВМФ традициям крупные десантные корабли должны носить имена отличившихся матросов и офицеров, уточнили источники «Известий». В итоге в минувшую пятницу главком ВМФ подписал приказ о присвоении двум УДК названий «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко».

Иван Рогов (1899–1949) вступил в 1919 году в РККА, служил на комиссарских должностях. В 1939 году переведен на флот и был назначен начальником Главного политуправления РКФ СССР — заместителем наркома ВМФ СССР. В этой должности оставался на протяжении всей Великой Отечественной. Генерал-полковник береговой службы.

ВМФ_1

Строящиеся малые ракетные корабли «Циклон» и «Аскольд» на стапелях судостроительного завода «Залив» в Керчи

Фото: РИА Новости/Алексей Дружинин

Митрофан Москаленко (1896–1966) с 1915 года служил в Русской императорской армии. В 1918-м вступил в РККА. С 1928 года на флоте. В 1939 году назначен начальником управления тыла Балтийского флота, в этой должности оставался от начала до конца Великой Отечественной войны. Генерал-полковник береговой службы.

Стоит отметить, что в составе ВМФ России до недавнего времени были большие десантные корабли (БДК) проекта 1174 «Носорог», носившие имена «Рогов» и «Москаленко». На основные годы их службы пришелся период безденежья и развала флота в 1990-е годы, поэтому век их был недолог. «Иван Рогов» эксплуатировался с 1978 по 1996 год, а в 2004-м разобран на металлолом. «Митрофан Москаленко» нес службу с 1990 года. В 2002-м корабль был выведен в резерв, а весной прошлого года отправлен на утилизацию.

Эпилог

То количество потенциально узких мест, которое сопровождает проект 23900, ставит под вопрос его практическую реализуемость и делает высокие риски, что построенный корабль окажется или бесполезен, или непригоден для применения по предназначению. В правильном варианте было бы умерить аппетиты, минимизировать по возможности габариты кораблей и их водоизмещение, строя в максимально простом варианте. Но это не наш метод.

Закладка этих кораблей сопровождалась участием Верховного главнокомандующего и демонстрацией им личной заинтересованности в успехе начинания. Эти корабли, как говорят американцы, «слишком большие, чтобы упасть». Провал недопустим теперь уже по политическим причинам. Но он очень вероятен. А если в пожарном порядке не решить проблему отсутствия десантных вертолетов, бронемашин с нужной мореходностью, подходящих для проекта катеров на воздушной подушке, и не подогнать под все это штаты морской пехоты, не обзавестись судами плавтыла и транспортами снабжения, то провал почти неизбежен. А если не добиться жесткого соответствия основных размеров корпуса и мощности ГЭУ, то он неизбежен абсолютно.

Практикуя подход к новым кораблям как к пиар-проектам, закладке кораблей без проекта и явного понимания того, что и для чего строится, вкладывая непредсказуемо огромные деньги в выполнение задач, которые заведомо не обеспечены, наше Минобороны однажды рискует получить внутриполитические последствия, с которыми ни оно, ни власть просто не справятся.

Новые УДК – достаточно сложные начинания. Но может быть, у нас в стране начнут проявлять адекватные подходы к военно-морскому строительству хотя бы такой ценой?

Александр Тимохин

Газета «Военно-промышленный курьер», опубликовано в выпуске № 2 (865) за 19 января 2021 года

Проектные технические показатели

Главным показателем для судостроителя считается водоизмещение, равное массе корабля в пустом и полностью снаряженном состоянии. Оно в данном случае превышает соответственно 11,5/14 тысяч тонн. Длина БДК «Носорог» — 158 метров, ширина по мидельшпангоуту -24 м, киль погружен в воду при полной загрузке на пять метров. Максимальный ход – 20 узлов, при 18-узловом он может преодолеть с полными баками топлива 7,5 тыс. миль. Автономность зависит от численности загруженных десантников: если их 500, то запасов провизии хватает на полмесяца. Экипаж состоит из 239 членов команды, включая офицерский состав (37 чел.).

Принимать топливо с плавучих танкеров-заправщиков можно в море, для этого БДК «Носорог» оборудован всей необходимой оснасткой. Для пополнения запасов продовольствия и других «сухих» грузов также предусмотрены устройства транспортирования с борта на борт.

Денежная тема

Закладка корабля по несуществующему проекту гарантированно приведет к росту его цены. Рост объемов требует более мощной главной энергетической установки (ГЭУ), а это деньги. Проектные работы, вышедшие за первоначальный бюджет, – это тоже деньги. Непредусмотренное изначальной идеей вооружение – тоже. И цифры там немалые. Простенькая РЛС управления артиллерийским огнем стоит сотни миллионов рублей, не менее простенький радиолокационный комплекс для какого-нибудь малого ракетного корабля – более миллиарда. А если в проект добавляется полнокомплектный зенитно-ракетный комплекс, тогда как? Расходы однозначно вырастут, что в свете изложенного выше множит вопросы.

Острый вопрос с ГЭУ. УДК водоизмещением 40 тысяч тонн ради банальных 20 узлов максимальной скорости нужна большая мощность. У американских УДК типа «Америка» – более 70 тысяч лошадиных сил на валах, у китайских УДК проекта 075 – чуть менее 65 тысяч и есть серьезные опасения, что им этой мощности не хватит.

Какие ГЭУ сравнимой мощности есть в России? Только те, которые устанавливаются на фрегаты проекта 22350: два дизель-газотурбинных агрегата М55Р в составе газотурбинной установки М90ФРУ для форсажного хода, производимой ПАО «ОДК-Сатурн», мощностью 27 500 лошадиных сил и дизеля семейства Д49 мощностью 5200 лошадиных сил, работающих совместно на редуктор Р055 производства АО «Звезда Редуктор». Суммарная максимальная мощность такой ГЭУ из двух агрегатов – 65 400 лошадиных сил.

Узким местом в этой установке являются редукторы – весьма дефицитная позиция, производитель только что с огромным трудом их освоил. На строящийся фрегат ушел пока только один комплект. Две такие ГЭУ для пары УДК означают, увы, перенос сроков постройки сразу двух фрегатов, которые по-настоящему и без оговорок нужны ВМФ срочно.

Кроме того, эта мощность может оказаться просто-напросто недостаточной. Чтобы с такой ГЭУ длительное время поддерживать двадцатиузловой ход, корабль должен иметь меньшие ширину по ватерлинии и осадку, чем американский одноклассник. Иначе гидродинамическое сопротивление окажется слишком высоким и корабль не сможет развивать приемлемую исходя из задач скорость. С учетом того, что проекта еще нет, вполне возможно и вогнать корабль в нужные рамки. Но если верны сообщения некоторых источников, что у корабля будет ширина по ватерлинии 38 метров при осадке восемь метров, то недобор мощности М55Р окажется в пределах 15–20 тысяч лошадиных сил. Этого не компенсировать никакими ухищрениями. Или смириться, что УДК (теоретически – основа сил быстрого реагирования) будет иметь скорость чуть повыше какого-нибудь лесовоза.

А других серийно производящихся ГЭУ сравнимой мощности в России нет. Их, вообще говоря, можно и даже нужно создать. Но это время, а корабли уже «заложены» и их постройка не может и не должна занять десятки лет.

Где найти вертолеты для УДК

Что из всего этого сегодня имеем в России? Есть хороший вертолет огневой поддержки Ка-52К. Есть проработки десантных катеров нужного типажа. Правда, несравнимые с американскими. Есть красивые рисунки будущей боевой машины морской пехоты, работа над ней, по сообщениям СМИ, возобновилась в прошлом году на Омсктрансмаше

Есть легкие БЛА, способные взлететь с длинной палубы УДК горизонтально и сесть на нее же, для морской пехоты это будет важно. Но это все

Десантные вертолеты в России не производятся. Ка-29, которые сейчас восстанавливаются, – это машины еще советской постройки. Но на два БДК модернизированного проекта 11711, которые строятся в Калининграде, и на два первых 11711 («Иван Грен» и «Петр Моргунов») их просто не хватит. Нет у России и возможности возмещать потери этих машин. Конечно, можно по уже традиционной для нашей страны схеме сказать, что «в будущем сделают», но что-то слишком часто мы стали жить в будущем времени, особенно учитывая то, что оно никак не превращается в настоящее.

Вывод из всего этого простой – УДК по предназначению применять не получится. Нечем высаживать десант. Можно пойти по французскому пути. Речь идет о «Мистралях». Только высадка челночными рейсами с катеров на воздушной подушке, высадка с воздуха очень небольших групп (не подразделений даже) десанта и прикрытие всего этого ударными вертолетами. Но эти методы превращают УДК просто в войсковой транспорт и делают бессмысленными вложения в него – такой же результат можно получить намного дешевле. А вот того мощного удара усиленным батальоном с моря и воздуха, который внезапно вводится в бой почти сразу и весь, с тяжелым оружием и техникой, ради чего УДК существуют в тех же США и для чего их строит Китай, мы не получим.

«Мистраль», с которого все началось. Фото: wikimedia.org

У американцев есть конвертопланы V-22 «Оспри» – в реалистичном сценарии каждый из них может поднять 20 бойцов с личным оружием (больше на практике не получается, несмотря на заявленные производителем ТТХ), снаряжением и некоторым количеством «коллективки» – боеприпасов, тяжелых пулеметов, возможно, минометов или ПТРК. Стартуя с пяти точек на палубе «Уоспа» или «Америки», они поднимают сто бойцов. С еще четырех оставшихся позиций одновременно взлетают две пары ударных вертолетов. В принципе технически можно и еще один «Оспри» поднять, доведя численность воздушного десанта до 120 человек в первой волне.

Есть на корабле места для всей остальной части батальона морской пехоты в мореходных бронемашинах AAV7. Они способны идти против волны даже при трехбалльном волнении. И только за ними десантные катера повезут тяжелую технику и потом доставят тыловые части. Штаты морпехов США до недавнего времени соответствовали возможностям корабля и высадочных средств. Сейчас в ходе идущей у них реформы все будет меняться, но их возможности в основном не исчезнут.

В нашем случае такой системы нет. Более того, непонятно, когда она возникнет. На сегодня в РФ есть только один проект морского вертолета – «Минога». Когда эта машина будет создана, никто не знает. Первый полет обещан в 2025 году. Но завершение испытаний гораздо более простого советского Ка-27 состоялось только через восемь лет после первого полета.

Теория и практика

Универсальный десантный корабль (УДК) – средство обеспечения высадки ротной или батальонной тактической группы с тяжелой техникой без подхода корабля к урезу воды, а иногда вообще из-за горизонта с безопасной дистанции. УДК может высадить десант методом «вертикальный охват», когда часть сил десанта действует с вертолетов как десантно-штурмовой отряд, а часть сил высаживается с техникой на берег. Может весь десант высадить на берег, обеспечив поддержкой ударных вертолетов с воздуха, может высадить почти всех морских пехотинцев с воздуха в несколько волн, доставив потом на захваченный плацдарм подразделения с тяжелой техникой.

Для этого у УДК есть помещения для размещения десанта, ангар для вертолетов, запасы средств материально-технического обеспечения для высадившихся войск на несколько дней, десантная палуба для тяжелой техники, док-камера для размещения в ней десантных катеров различных типов. На корабле находится командный центр, с которого ведется управление десантной операцией, на него же доставляют раненых, там есть врачи и операционные, например на американских УДК типа «Уосп» этих операционных шесть.

“ По наличным исправным и боеспособным надводным кораблям наш флот опустился до уровня примерно Южной Кореи и это в лучшем случае ”

УДК не может выполнять задачи сам по себе. Чтобы поднять «в одну волну» достаточный по силе воздушный десант, необходимы корабельные вертолеты с большой вместимостью, которые еще и помещались бы в корабельном ангаре. Чтобы высадить весь десант одновременно, нужны специальные бронемашины с хорошей мореходностью, способные идти по волне на большие расстояния. Зависимость между тем, сколько на борт корабля берется десантников, а сколько тыловиков, какое при этом количество десантных бронемашин несет корабль и сколько тяжелых десантных катеров, сколько десантных вертолетов есть на борту и какой они вместимости, очень жесткая.

Так, если нет или не хватает мореходных десантных бронемашин, то часть десанта придется доставлять челночными рейсами катеров и в бою за высадку эти подразделения участвовать не будут. Если десантные вертолеты на борту слишком маленькие, то не получится выполнить «вертикальный охват» – нужное число десантников просто невозможно доставить на берег по воздуху в один подъем, а это увеличивает риски для тех, кто высаживается с воды. Не хватает грузоподъемности катеров – десант идет в бой без танков.

УДК – это не просто большой корабль: для того, чтобы его потенциал был реализован полностью, он должен образовывать единую систему с взаимодействующими силами. Такие вещи, как число взлетных позиций для вертолетов на палубе, численность десанта, тыловых частей, организационно-штатные структуры десанта и тыловых частей, вместимость, тактико-технические характеристики и количество десантных бронемашин, вместимость, грузоподъемность и количество десантных катеров, размер десантной палубы, число вертолетов, вместимость и их грузоподъемность, – все должно находиться в жесткой взаимоувязке друг с другом.

Конструкция

БДК проекта 1174 имеют полубак и развитую кормовую надстройку. Из-за этого они имеют довольно громоздкий вид. Необходимость наличия крупногабаритной надстройки вызвана использованием в качестве прототипа корпуса БДК проекта 1171 и необходимостью размещать новые объемы, вызванные изменениями проекта, в надстройке.

Полное водоизмещение — 14 060 тонн. Дальность плавания на 18 узлах при нормальном запасе топлива составляет 4000 миль. При максимальном запасе топлива — 7500 миль. Автономность корабля по запасам провизии составляет 15 суток при перевозке 500 десантников и 30 суток при перевозке 250. Корабль также оснащен системами приема жидких и твердых грузов в море.

Силовая установка

Главная энергетическая установка размещена эшелонно в двух бортовых отсеках и состоит из двух газотурбинных установок мощностью по 18000 л. с., работающих на два гребных винта. Вспомогательные механизмы располагаются между газотурбинными агрегатами под стапель-палубой. Для питания бортовой электросети размещены шесть дизель-генераторов мощностью по 500 кВт. Максимальная скорость хода 20 узлов. Использование ГТУ потребовало решить проблему агрегатной замены двигателей, однако из-за неудачной общей компоновки корабля этот вопрос до конца так и не был решен.

Проектирование и постройка

Еще одной болевой точкой проекта является то, как эти корабли создаются в принципе. И дело тут не в том, что на момент их формальной «закладки» (позже будет ясно, зачем тут кавычки) завод «Залив» в Керчи еще не до конца оправился от времен, когда находился в составе Украины.

Дело в другом. Организацией, ответственной за разработку этого корабля, является Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ). Это в каком-то смысле славная структура, с множеством удачных проектов, воплощенных в жизнь. Вот только такими кораблями КБ не занималось никогда. Здесь на момент старта проекта не было ни одного человека, который имел бы представление о том, что ЗПКБ должно сделать. Это не корвет. Но странности на этом не закончились.

Второй вопрос, над которым стоит задуматься, – закладка корабля, подписание контракта и даже определение цены сделаны тогда, когда никакого проекта еще не было. Существовала только невнятная картинка, показанная на закладке, на плакате, и все. Только потом ЗПКБ занялось активным поиском информации о похожих кораблях, вплоть до старого советского УДК проекта 11780, не реализованного в металле.

Это доказывает еще и тот факт, что уже после «закладки» (теперь понятно, почему в кавычках – проекта еще нет) у корабля начало расти водоизмещение. Сначала оно было более 23 тысяч тонн, потом превысило 25 тысяч, далее инсайдер сообщил, что водоизмещение будет 32 тысячи тонн, а в конце декабря замминистра обороны Алексей Криворучко озвучил цифру 40 тысяч тонн. Тут надо сделать оговорку: неясно, о каком водоизмещении идет речь – полном или стандартном. Полное водоизмещение 40 тысяч тонн в принципе не противоречит стандартному 32–34 тысячи. Тем не менее за полгода с момента «закладки» корабль серьезно вырос. Это подтверждает – проекта реально нет.

Денежная тема

Закладка корабля по несуществующему проекту гарантированно приведет к росту его цены. Рост объемов требует более мощной главной энергетической установки (ГЭУ), а это деньги. Проектные работы, вышедшие за первоначальный бюджет, – это тоже деньги. Непредусмотренное изначальной идеей вооружение – тоже. И цифры там немалые. Простенькая РЛС управления артиллерийским огнем стоит сотни миллионов рублей, не менее простенький радиолокационный комплекс для какого-нибудь малого ракетного корабля – более миллиарда. А если в проект добавляется полнокомплектный зенитно-ракетный комплекс, тогда как? Расходы однозначно вырастут, что в свете изложенного выше множит вопросы.

Острый вопрос с ГЭУ. УДК водоизмещением 40 тысяч тонн ради банальных 20 узлов максимальной скорости нужна большая мощность. У американских УДК типа «Америка» – более 70 тысяч лошадиных сил на валах, у китайских УДК проекта 075 – чуть менее 65 тысяч и есть серьезные опасения, что им этой мощности не хватит.

Какие ГЭУ сравнимой мощности есть в России? Только те, которые устанавливаются на фрегаты проекта 22350: два дизель-газотурбинных агрегата М55Р в составе газотурбинной установки М90ФРУ для форсажного хода, производимой ПАО «ОДК-Сатурн», мощностью 27 500 лошадиных сил и дизеля семейства Д49 мощностью 5200 лошадиных сил, работающих совместно на редуктор Р055 производства АО «Звезда Редуктор». Суммарная максимальная мощность такой ГЭУ из двух агрегатов – 65 400 лошадиных сил.

Узким местом в этой установке являются редукторы – весьма дефицитная позиция, производитель только что с огромным трудом их освоил. На строящийся фрегат ушел пока только один комплект. Две такие ГЭУ для пары УДК означают, увы, перенос сроков постройки сразу двух фрегатов, которые по-настоящему и без оговорок нужны ВМФ срочно.

Кроме того, эта мощность может оказаться просто-напросто недостаточной. Чтобы с такой ГЭУ длительное время поддерживать двадцатиузловой ход, корабль должен иметь меньшие ширину по ватерлинии и осадку, чем американский одноклассник. Иначе гидродинамическое сопротивление окажется слишком высоким и корабль не сможет развивать приемлемую исходя из задач скорость. С учетом того, что проекта еще нет, вполне возможно и вогнать корабль в нужные рамки. Но если верны сообщения некоторых источников, что у корабля будет ширина по ватерлинии 38 метров при осадке восемь метров, то недобор мощности М55Р окажется в пределах 15–20 тысяч лошадиных сил. Этого не компенсировать никакими ухищрениями. Или смириться, что УДК (теоретически – основа сил быстрого реагирования) будет иметь скорость чуть повыше какого-нибудь лесовоза.

А других серийно производящихся ГЭУ сравнимой мощности в России нет. Их, вообще говоря, можно и даже нужно создать. Но это время, а корабли уже «заложены» и их постройка не может и не должна занять десятки лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector