Корабль россии

Заграница нам поможет

Сейчас на судостроительном заводе «Залив» в Керчи идет строительство двух УДК проекта 23900 Зеленодольского ПКБ – «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко». До сих пор российское судостроение (после 1991 года) не подступалось к строительству таких гигантов. Полное водоизмещение кораблей – 40 тысяч тонн, длина – 220 метров, ширина – 38 метров, осадка– 8 метров. Суммарная мощность силовой установки – 78 тысяч лошадиных сил. Полная скорость хода – 22 узла. Дальность плавания – 6000 миль, автономность – 60 суток. Экипаж – 320 человек, не считая состав авиационной группы.

Корабль способен вмещать до 1000 десантников и 75 единиц боевой техники. Для высадки десанта в доковой камере имеются четыре быстроходных десантных катера на воздушной каверне проекта 11770 «Серна» водоизмещением 100 тонн. Скорость катера – 30 узлов. Вместимость – 100 десантников или один основной боевой танк, или два БТР/БМП. Противовоздушную оборону УДК обеспечивают два комплекса «Панцирь-М».

Сейчас, поскольку ни в ВМФ, ни в ВВС нет СВВП, предполагается, что авиационная группа будет состоять из 20 вертолетов различного типа – ударных Ка-52К «Катран», а также противолодочных, транспортных, ДРЛО. При этом по плану УДК будут переданы заказчику – Министерству обороны в 2028 и 2029 годах. То есть в лучшем случае в начале 30-х годов, поскольку куда более простые фрегаты у нас строят по семь-восемь лет.

«МиГ» обещает построить первые опытные образцы нового палубного самолета в течение нескольких ближайших лет. Ну а готовность новой машины пятого поколения можно ожидать также в начале 30-х годов. Если, конечно, все пойдет нормальным образом и не придется в середине пути полностью переделывать истребитель.

К этому моменту будут готовы и УДК. Так что разместить на них перспективную разработку «МиГ» было бы вполне логично. Потому что самолет, разумеется, – более мощное оружие поддержки десанта, чем вертолет. У него выше скорость, маневренность и время полета. Самолет может иметь большую ракетно-бомбовую нагрузку. И высота полета у него больше, ПЗРК типа «Стингер» его не достанет. Кроме того, миговский самолет будет обладать минимальной заметностью для радаров противника. В отличие от вертолета Ка-52К.

Однако и в этом случае возникает вопрос относительно стоимости самолета. Для двух УДК понадобится максимум 30 машин. Это мало. Потому что стоимость разработки, а она должна быть весьма солидной, поделенная на незначительную серийность выпуска, приведет к страшной дороговизне миговского палубного истребителя. Ситуация может выправиться, если для ВМФ России будут построены еще несколько УДК. Хотя бы пара.

Но существует и еще один способ снижения стоимости, который формулируется так: «Заграница нам поможет». У СВВП высокий потенциал для продажи на внешнем рынке. Все-таки УДК – более распространенный вид кораблей, чем авианосцы. Есть они у Египта, есть у Бразилии. Строят их Китай и Турция. Индия вполне может принять решение обзавестись ими. Это лишь те держатели УДК, кто мог бы заинтересоваться российским самолетом. Нет среди них, ясное дело, стран, входящих в НАТО. Турция, демонстрирующая крайнюю степень независимости, когда речь идет о ее геополитических интересах, тут исключение.

О характеристиках новой разработки РСК «МиГ» мало что известно. Компания сообщила лишь, что это самолет-невидимка, максимально скрытный для радаров и инфракрасных датчиков противника. И у него будут два двигателя.

Что в будущем ждет «Митрофана Москаленко» и «Александра Николаева»?

Если Россия действительно откажется от «Мистралей», французская сторона окажется в серьезном затруднении. В условиях мирового экономического кризиса остаться при двух очень дорогих вертолетоносцах, которые самим не нужны (а покупателей не предвидится), да еще выплачивать неустойку – перспектива не из лучших. Но и России предстоят проблемы. Ниша в боевом составе действующего флота должна быть заполнена. По всей видимости, будет строиться новый большой десантный корабль. БДК проекта 1174 «Носорог» может временно его заменить, но большие деньги на его ремонт тратить вряд ли будет целесообразно. Разработка нового проекта, отвечающего всем современным требованиям, займет несколько лет, потом монтаж, спуск на воду, отладка. Все это не дешево, но тут-то и пригодятся французские миллиарды. Часть средств – на модернизацию «Носорогов», остальное – на новые корабли. Это, конечно, предположение, а как оно все сложится – время покажет.

Проектные технические показатели

Главным показателем для судостроителя считается водоизмещение, равное массе корабля в пустом и полностью снаряженном состоянии. Оно в данном случае превышает соответственно 11,5/14 тысяч тонн. Длина БДК «Носорог» — 158 метров, ширина по мидельшпангоуту -24 м, киль погружен в воду при полной загрузке на пять метров. Максимальный ход – 20 узлов, при 18-узловом он может преодолеть с полными баками топлива 7,5 тыс. миль. Автономность зависит от численности загруженных десантников: если их 500, то запасов провизии хватает на полмесяца. Экипаж состоит из 239 членов команды, включая офицерский состав (37 чел.).

Принимать топливо с плавучих танкеров-заправщиков можно в море, для этого БДК «Носорог» оборудован всей необходимой оснасткой. Для пополнения запасов продовольствия и других «сухих» грузов также предусмотрены устройства транспортирования с борта на борт.

Проектирование и постройка

Еще одной болевой точкой проекта является то, как эти корабли создаются в принципе. И дело тут не в том, что на момент их формальной «закладки» (позже будет ясно, зачем тут кавычки) завод «Залив» в Керчи еще не до конца оправился от времен, когда находился в составе Украины.

Дело в другом. Организацией, ответственной за разработку этого корабля, является Зеленодольское проектно-конструкторское бюро (ЗПКБ). Это в каком-то смысле славная структура, с множеством удачных проектов, воплощенных в жизнь. Вот только такими кораблями КБ не занималось никогда. Здесь на момент старта проекта не было ни одного человека, который имел бы представление о том, что ЗПКБ должно сделать. Это не корвет. Но странности на этом не закончились.

Второй вопрос, над которым стоит задуматься, – закладка корабля, подписание контракта и даже определение цены сделаны тогда, когда никакого проекта еще не было. Существовала только невнятная картинка, показанная на закладке, на плакате, и все. Только потом ЗПКБ занялось активным поиском информации о похожих кораблях, вплоть до старого советского УДК проекта 11780, не реализованного в металле.

Это доказывает еще и тот факт, что уже после «закладки» (теперь понятно, почему в кавычках – проекта еще нет) у корабля начало расти водоизмещение. Сначала оно было более 23 тысяч тонн, потом превысило 25 тысяч, далее инсайдер сообщил, что водоизмещение будет 32 тысячи тонн, а в конце декабря замминистра обороны Алексей Криворучко озвучил цифру 40 тысяч тонн. Тут надо сделать оговорку: неясно, о каком водоизмещении идет речь – полном или стандартном. Полное водоизмещение 40 тысяч тонн в принципе не противоречит стандартному 32–34 тысячи. Тем не менее за полгода с момента «закладки» корабль серьезно вырос. Это подтверждает – проекта реально нет.

Сравнение с «Мистралем»

Так чем же так хорош дорогостоящий французский гигант и в чем он превосходит БДК проекта 1174 «Носорог»? Фото нашего корабля действительно не впечатляет. По сравнению с внушительным «Мистралем» он выглядит как-то неуклюже из-за своей крупной надстройки. Да и вертолетов на нем маловато, 4 против 16. Но попытка разобраться в вопросе объективно приводит к очень интересному выводу о том, что наше десантное судно по многим параметрам вполне сравнимо с ним. Водоизмещение «Мистраля» (21, 3 тыс. т) больше в полтора раза, а перевозить он может примерно то же количество войск и техники (четыре десятка танков и 470 морпехов). Правда, его боевой радиус превышает 20 тыс

км, но это преимущество для Российского флота не так уж важно. Производить высадку морского десанта где-нибудь в Чили наш Генштаб вроде бы пока не планирует

Конструкция

БДК проекта 1174 имеют полубак и развитую кормовую надстройку. Из-за этого они имеют довольно громоздкий вид. Необходимость наличия крупногабаритной надстройки вызвана использованием в качестве прототипа корпуса БДК проекта 1171 и необходимостью размещать новые объемы, вызванные изменениями проекта, в надстройке.

Полное водоизмещение — 14 060 тонн. Дальность плавания на 18 узлах при нормальном запасе топлива составляет 4000 миль. При максимальном запасе топлива — 7500 миль. Автономность корабля по запасам провизии составляет 15 суток при перевозке 500 десантников и 30 суток при перевозке 250. Корабль также оснащен системами приема жидких и твердых грузов в море.

Силовая установка

Главная энергетическая установка размещена эшелонно в двух бортовых отсеках и состоит из двух газотурбинных установок мощностью по 18000 л. с., работающих на два гребных винта. Вспомогательные механизмы располагаются между газотурбинными агрегатами под стапель-палубой. Для питания бортовой электросети размещены шесть дизель-генераторов мощностью по 500 кВт. Максимальная скорость хода 20 узлов. Использование ГТУ потребовало решить проблему агрегатной замены двигателей, однако из-за неудачной общей компоновки корабля этот вопрос до конца так и не был решен.

Флот меняет калибр

Для ВМФ создаются новые универсальные пушки

Универсальные десантные корабли проекта 23900 «Прибой» «Иван Рогов» и «Митрофан Москаленко» серьезно расширят возможности нашего флота. Один такой корабль сможет нести более 20 тяжелых вертолетов, перевезти до 900 морских пехотинцев и несколько десятков танков или бронемашин. Закладка этих кораблей прошла в рамках единого дня военной приемки с участием президента Владимира Путина. Его присутствие на заводе «Залив» в Керчи подчеркнуло значение происходящего для Военно-морского флота. Впрочем, программа его строительства имеет много не менее интересных моментов.

На собственном опыте и совершенно законных основаниях

К созданию подобных УДК наша страна впервые подошла около 40 лет назад, когда был утверждён проект 11780. Кстати, уже тогда американские военные аналитики подняли крик, что СССР решил скопировать американский вертолётоносец Tarawa.

pilot.strizhi.info
Один из вариантов проекта 11780 в музее Невского ПКБ.

При этом предполагаемая автономность плавания должна была быть равна 30 суткам.

Утверждённый проект УДК предполагал десантовместимость в 1.000 человек. Он замысливался именно как вертолётоносец с расчётом на 12 транспортно-боевых винтокрылов Ка-29 (или в варианте ПЛО — 25 единиц Ка-27).

К сожалению, проект не был реализован из-за распада СССР, но его существование подтверждают сразу несколько очень важных пунктов. Во-первых, получается, что, закладывая нынешние УДК, наши корабелы не начинали с нуля, а обладали уже серьёзными знаниями в этой области — причём не имеющими никакого отношения к Франции.

Во-вторых, потребность именно в таких плавсредствах всегда существовала, что, в частности, справедливо отметил ещё в 2018 г. заместитель главкома ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук. Он прямо заявил: «Эти корабли будут, так как они предусмотрены программой кораблестроения и будут построены во втором этапе реализации этой программы, после 2020 г.».

defense.gouv.fr
После расторжения контракта с Францией Россия получила на абсолютно законных основаниях чертежи вертолётоносца Mistral (L 9013).

Тогда, два года назад, адмирал отметил, что после расторжения контракта с Францией Россия получила на абсолютно законных основаниях «чертежи, рекомендации и технологии для строительства». То есть ни о каком плагиате речь даже отдалённо не идёт.

С французским опытом российские инженеры ознакомились юридически легально. Французские же специалисты, с которыми удалось переговорить автору, вполне признавали, что россияне получили от коллег из Бреста разработки в области сетецентрического управления операциями. Такого программного обеспечения, по мнению натовцев, у россиян раньше не было. Впрочем, это предположение целиком на их совести.

В общей оценке необходимости создания собственных оригинальных УДК с адмиралом Бурсуком, кстати, согласен и главный редактор авторитетного военного журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. Он считает, что эти корабли необходимы в составе Балтфлота, ТОФ, а также Северного флота, что автоматически делает французские «Мистрали» непригодными для использования.

Согласно Мураховскому, речь вообще не идёт о вертолётоносце, а именно об универсальном десантном корабле, что, по его словам, является абсолютно другим классом плавсредств.

wikipedia.org
У «Прибоя» проекта 23900 полётная палуба шире на 15 метров, а осадка корпуса глубже на метр.

История

Модель проекта 23900

Проекты «Прибой» и «Лавина» впервые были представлены в июне 2015 года на военно-техническом форуме «АРМИЯ-2015» в качестве замены двух недоставленных судов класса Mistral, заказанных Россией в 2011 году по контракту на 1,3 миллиарда долларов. Однако из-за западных санкций против России французы отказались продолжить поставку, и сделка была приостановлена ​​в 2015 году. Впоследствии Франция вернула России залог, уплаченный за строительство двух судов. Позднее оба судна были проданы ВМС Египта .

25 мая 2017 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов заявил, что цикл строительства нового российского вертолетоносца продлится не менее четырех лет, а первый такой корабль будет завершен к 2022 году.

В июне 2017 года, вице — президент Объединенной судостроительной корпорации Игорь Пономарев сказал , «Прибой» носители вертолета были реализованы в новой государственной программы вооружения России на 2018-2025 и что строительство судов может осуществляться либо по Северной верфи , Балтийский завод или Севмаш .

В июле 2017 года депутат Госдумы Дмитрий Белик объявил, что головное судно класса будет называться « Севастополь» в честь города Севастополь . Стоимость корабля составит около 40 миллиардов рублей (675 миллионов долларов), а его строительство начнется после утверждения Новой государственной программы вооружения на 2018-2025 годы.

На 11 сентября 2019 года было сообщено о том , что первый и второй сосуд класса будет заложен в мае 2020 года на Залив судоверфи , Крым .

22 мая 2020 года, по сообщению ТАСС , Минобороны России подписало сделку на 100 млрд рублей на строительство двух универсальных десантных кораблей (ПДК), строительство которых будет проходить на заводе «Залив» в Крыму. Два корабля должны быть переданы ВМФ России в 2026 и 2027 годах соответственно.

20 июля 2020 года во время церемонии закладки были официально раскрыты названия первых двух кораблей. Эти корабли были названы « Иван Рогов» и « Митрофан Москаленко» , как два уже выведенных из эксплуатации судна класса « Иван Рогов» .

28 февраля 2021 года сообщалось, что кораблестроители приступили к строительству корпусов двух будущих десантных кораблей. Также сообщалось, что строительство идет по графику, водоизмещение каждого из них составит 40 000 тонн, и что корабли смогут нести до четырех беспилотных летательных аппаратов Сухой С-70 Охотник-Б , как для выполнения ударных задач, так и целеуказание гиперзвуковых ракет « Циркон », запускаемых с других кораблей.

Будущие корабли

К настоящему времени опубликован как облик, так и некоторые характеристики перспективных УДК пр. 23900. Это позволяет оценить их возможности и потенциал, а также сравнить с зарубежными образцами своего класса.

Демонстрация материалов по проекту руководству страны, январь 2020 г. Кадр из репортажа т/к «Звезда»

Пр. 23900 предусматривает строительство корабля длиной ок. 220 м с полным водоизмещением 25 тыс.т. Корпус имеет традиционные обводы и особую компоновку, характерную для УДК. Так, значительная часть внутренних объемов отдается под кубрики для десанта и палубы для размещения амфибийной, сухопутной и авиационной техники. В корме организована доковая камера, в которой транспортируются десантные катера пр. 11770 «Серна» или иные плавсредства. Носовая аппарель, характерная для отечественных БДК, не предусматривается.

Надстройка корабля сдвинута к правому борту, за счет чего организуется крупная полетная палуба шириной 33 м с шестью взлетными позициями. С ее помощью обеспечивается работа вертолетов различного назначения – ударных Ка-52К, транспортно-боевых Ка-29 или противолодочных Ка-27. Возможно, в перспективе их дополнят самолеты укороченного или вертикального взлета.

УДК пр. 23900 сможет перевозить до 1000 человек десанта и до 75 ед. бронетехники – в зависимости от ее типа. Доковая камера вместит до шести катеров. На палубе и в ангаре предусматривается место для 20 вертолетов разных типов.

Известно, что новые корабли получат различное вооружение для самообороны, но его состав остается неизвестным. По разным оценкам, корабль нуждается в артиллерийских и ракетно-артиллерийских системах ПВО, противоторпедных комплексах и т.д. Также на борту должно присутствовать развитое радиоэлектронное вооружение, в т.ч. средства РЭБ. При этом развитые ударные системы кораблю не нужны.

Больше чем «Мистрали»

Проект УДК 23900 «Прибой» разработан Невским проектно-конструкторским бюро. Строить российские «Мистрали» будут на керченском судостроительном заводе «Залив». Ранее сообщалось, что сумма контракта, заключенного весной Минобороны с предприятием, составила 100 млрд рублей.

Разработка проекта шла несколько лет. Впервые макет корабля показали еще в 2015 году, однако после этого инженеры и военные специалисты довольно долго согласовывали его параметры. Окончательно с обликом УДК и его характеристиками определились лишь к концу прошлого года. Изначально корабль должен был иметь длину 165 м, водоизмещение 14 тыс. т, скорость до 20 узлов и нести на борту до восьми вертолетов, но к финальному этапу проектирования все характеристики были существенно увеличены. УДК, которые заложат в ближайшие дни, будут иметь водоизмещение 25 тыс. т и длину около 220 м. В итоге российские вертолетоносцы по габаритам превзойдут французские (водоизмещение — 22 тыс. т, длина — 199 м). Такие размеры позволят отечественному кораблю взять на борт до 20 вертолетов и два усиленных батальона морской пехоты.

Керченский судостроительный завод «Залив»

Источник изображения: Фото: РИА Новости/Сергей Мамонтов

Справка «Известий»

Как сообщала «Российская газета» со ссылкой на экспертов специализирующегося на военно-технической тематике сайта bmpd, материалы по проекту 23900 были впервые продемонстрированы Владимиру Путину 9 января 2020 года во время посещения им Черноморского высшего военно-морского училища в Севастополе. Тогда президенту продемонстрировали большую экспозицию, посвященную перспективам развития ВМФ. Входил в ее состав и плакат с изображением универсального десантного корабля.

В постсоветское время такие крупные корабли в России практически не строили, напомнил в беседе с «Известиями» военный историк Дмитрий Болтенков.

— Наша страна в этом направлении пошла по западному пути. У всех развитых морских держав есть на вооружении УДК, — пояснил эксперт. — Они позволяют «проецировать силу»: взять на борт батальон морских пехотинцев и вертолеты и выдвинуться, к примеру, к берегам Северной Африки, чтобы эвакуировать наших граждан. Или отразить неожиданную агрессию на российские острова. Скорее всего, «Севастополь» будет служить на Черном море, а «Владивосток» — на Тихом океане.

По словам специалиста, это позволит создать две сильные боевые группировки. Первая во главе с «Севастополем» и ракетным крейсером «Москва» будет дислоцирована в Средиземноморье. Вторая во главе с «Владивостоком» и ракетным крейсером «Варяг» станет курсировать у берегов Юго-Восточной Азии.

Строительство УДК даст отечественным кораблестроителям бесценный опыт, который впоследствии может пригодиться при создании авианосцев, отметил эксперт. Последний авианесущий корабль — «Адмирал Кузнецов» — был построен еще в Советском Союзе.

Состав серии

Название Зав. № Заложен Спуск на воду Ввод в строй Текущий статус
Иван Рогов 101 09.1973 31.05.1977 15.06.1978 Списан в 1996 году. Разобран на металл в сухом доке «Дальзавода» в 2004 году.
Александр Николаев 102 03.1976 осень 1982 30.12.1982 С 1997 года в резерве. Прорабатывается вопрос восстановления и возвращение в боевой состав ВМФ.
Митрофан Москаленко 103 05.1984 1988 23.09.1990 С 2002 года в резерве. По данным на 5.5.2014 выставлен на продажу, вероятно, в состоянии, исключающем его использование по прямому назначению. Прорабатывается вопрос восстановления и возвращение в боевой состав ВМФ.

Военно-морской хищник: зачем флот России вооружают «Катранами»

Два несущих винта, усиленный корпус, новейшие ракеты и «самолетный» радар — холдинг «Вертолеты России» заявил о приоритете программы по вооружению ВМФ России уникальными винтокрылыми машинами Ка-52К «Катран». Морской вариант знаменитого камовского «ударника» гораздо лучше приспособлен для суровых флотских будней, чем его фронтовые «коллеги» из Воздушно-космических сил. Для «оморячивания» вертолета применен целый набор оригинальных технических решений, многие из которых не имеют аналогов за рубежом и в чем-то революционны. Тем не менее у «Катрана» довольно непростая судьба — у флота пока нет под него специализированных кораблей. Об особенностях Ка-52К и палубах для его посадки — в материале РИА Новости.

Теория и практика

Универсальный десантный корабль (УДК) – средство обеспечения высадки ротной или батальонной тактической группы с тяжелой техникой без подхода корабля к урезу воды, а иногда вообще из-за горизонта с безопасной дистанции. УДК может высадить десант методом «вертикальный охват», когда часть сил десанта действует с вертолетов как десантно-штурмовой отряд, а часть сил высаживается с техникой на берег. Может весь десант высадить на берег, обеспечив поддержкой ударных вертолетов с воздуха, может высадить почти всех морских пехотинцев с воздуха в несколько волн, доставив потом на захваченный плацдарм подразделения с тяжелой техникой.

Для этого у УДК есть помещения для размещения десанта, ангар для вертолетов, запасы средств материально-технического обеспечения для высадившихся войск на несколько дней, десантная палуба для тяжелой техники, док-камера для размещения в ней десантных катеров различных типов. На корабле находится командный центр, с которого ведется управление десантной операцией, на него же доставляют раненых, там есть врачи и операционные, например на американских УДК типа «Уосп» этих операционных шесть.

“ По наличным исправным и боеспособным надводным кораблям наш флот опустился до уровня примерно Южной Кореи и это в лучшем случае ”

УДК не может выполнять задачи сам по себе. Чтобы поднять «в одну волну» достаточный по силе воздушный десант, необходимы корабельные вертолеты с большой вместимостью, которые еще и помещались бы в корабельном ангаре. Чтобы высадить весь десант одновременно, нужны специальные бронемашины с хорошей мореходностью, способные идти по волне на большие расстояния. Зависимость между тем, сколько на борт корабля берется десантников, а сколько тыловиков, какое при этом количество десантных бронемашин несет корабль и сколько тяжелых десантных катеров, сколько десантных вертолетов есть на борту и какой они вместимости, очень жесткая.

Так, если нет или не хватает мореходных десантных бронемашин, то часть десанта придется доставлять челночными рейсами катеров и в бою за высадку эти подразделения участвовать не будут. Если десантные вертолеты на борту слишком маленькие, то не получится выполнить «вертикальный охват» – нужное число десантников просто невозможно доставить на берег по воздуху в один подъем, а это увеличивает риски для тех, кто высаживается с воды. Не хватает грузоподъемности катеров – десант идет в бой без танков.

УДК – это не просто большой корабль: для того, чтобы его потенциал был реализован полностью, он должен образовывать единую систему с взаимодействующими силами. Такие вещи, как число взлетных позиций для вертолетов на палубе, численность десанта, тыловых частей, организационно-штатные структуры десанта и тыловых частей, вместимость, тактико-технические характеристики и количество десантных бронемашин, вместимость, грузоподъемность и количество десантных катеров, размер десантной палубы, число вертолетов, вместимость и их грузоподъемность, – все должно находиться в жесткой взаимоувязке друг с другом.

«Спрос будет возрастать»

Опрошенные RT эксперты полагают, что техника, представленная на военно-морском салоне в Петербурге, соответствует всем современным требованиям и обладает значительным экспортным потенциалом. Капитан 1-го ранга запаса, член-корреспондент Российской академии ракетных и артиллерийских наук Константин Сивков отмечает, что продукция ОСК может пользоваться спросом в странах Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и Южной Америки.

Заведующий кафедрой политологии и социологии, военный эксперт Андрей Кошкин в беседе с RT заявил, что отечественная морская техника способна удовлетворить запросы даже самого взыскательного заказчика. На мировом рынке российские корабли могут покупать страны, не испытывающие серьёзного давления со стороны США. Число таких государств, по его мнению, растёт.

«Сегодня российская военно-морская продукция соответствует уровню мирового рынка вооружения. Она относительно недорогая и при этом обладает высокими тактико-техническими характеристиками. Спрос на неё будет возрастать из-за ухудшения геополитической обстановки. Убеждён, что в сложившейся ситуации российская судостроительная отрасль развивается в верном направлении», — резюмировал Кошкин.

Силовая и энергетическая установки

В состав силовой установки входят две газовые турбины мощностью по 18 тыс. л. с., расположенные вдоль бортов эшелонным образом. При разработке проекта не удалось решить задачу их цельноагрегатной замены из-за сложных технических требований, предъявляемых к общей архитектуре корабля, поэтому ремонтные работы, в случае принятия решения о восстановлении боеспособности единиц, могут стать проблематичными, хотя и выполнимыми. За время эксплуатации («Александр Николаев» — 15, «Митрофан Москаленко» — 12 лет) двигатели подверглись износу, их нужно либо капитально восстанавливать, либо вообще менять на более современные. Разбирать турбины придется на месте, внутри корпуса, а это дороже.

Источниками электроснабжения БДК «Носорог» служат бортовые генераторы (их на корабле шесть) по полмегаватта каждый, всего 3 мВт.

Где найти вертолеты для УДК

Что из всего этого сегодня имеем в России? Есть хороший вертолет огневой поддержки Ка-52К. Есть проработки десантных катеров нужного типажа. Правда, несравнимые с американскими. Есть красивые рисунки будущей боевой машины морской пехоты, работа над ней, по сообщениям СМИ, возобновилась в прошлом году на Омсктрансмаше

Есть легкие БЛА, способные взлететь с длинной палубы УДК горизонтально и сесть на нее же, для морской пехоты это будет важно. Но это все

Десантные вертолеты в России не производятся. Ка-29, которые сейчас восстанавливаются, – это машины еще советской постройки. Но на два БДК модернизированного проекта 11711, которые строятся в Калининграде, и на два первых 11711 («Иван Грен» и «Петр Моргунов») их просто не хватит. Нет у России и возможности возмещать потери этих машин. Конечно, можно по уже традиционной для нашей страны схеме сказать, что «в будущем сделают», но что-то слишком часто мы стали жить в будущем времени, особенно учитывая то, что оно никак не превращается в настоящее.

Вывод из всего этого простой – УДК по предназначению применять не получится. Нечем высаживать десант. Можно пойти по французскому пути. Речь идет о «Мистралях». Только высадка челночными рейсами с катеров на воздушной подушке, высадка с воздуха очень небольших групп (не подразделений даже) десанта и прикрытие всего этого ударными вертолетами. Но эти методы превращают УДК просто в войсковой транспорт и делают бессмысленными вложения в него – такой же результат можно получить намного дешевле. А вот того мощного удара усиленным батальоном с моря и воздуха, который внезапно вводится в бой почти сразу и весь, с тяжелым оружием и техникой, ради чего УДК существуют в тех же США и для чего их строит Китай, мы не получим.

«Мистраль», с которого все началось. Фото: wikimedia.org

У американцев есть конвертопланы V-22 «Оспри» – в реалистичном сценарии каждый из них может поднять 20 бойцов с личным оружием (больше на практике не получается, несмотря на заявленные производителем ТТХ), снаряжением и некоторым количеством «коллективки» – боеприпасов, тяжелых пулеметов, возможно, минометов или ПТРК. Стартуя с пяти точек на палубе «Уоспа» или «Америки», они поднимают сто бойцов. С еще четырех оставшихся позиций одновременно взлетают две пары ударных вертолетов. В принципе технически можно и еще один «Оспри» поднять, доведя численность воздушного десанта до 120 человек в первой волне.

Есть на корабле места для всей остальной части батальона морской пехоты в мореходных бронемашинах AAV7. Они способны идти против волны даже при трехбалльном волнении. И только за ними десантные катера повезут тяжелую технику и потом доставят тыловые части. Штаты морпехов США до недавнего времени соответствовали возможностям корабля и высадочных средств. Сейчас в ходе идущей у них реформы все будет меняться, но их возможности в основном не исчезнут.

В нашем случае такой системы нет. Более того, непонятно, когда она возникнет. На сегодня в РФ есть только один проект морского вертолета – «Минога». Когда эта машина будет создана, никто не знает. Первый полет обещан в 2025 году. Но завершение испытаний гораздо более простого советского Ка-27 состоялось только через восемь лет после первого полета.

Проект

О том, что делать, если срочно потребуется применить силу вдали от родных берегов, впервые задумался адмирал Горшков после Карибского кризиса, когда многие военные грузы, в том числе спецназ и ракеты, пришлось доставлять к кубинским берегам обычными торговыми судами. К 1964 году мысли эти сформировались в виде технического задания, выданного Невскому проектно-конструкторскому бюро, находящемуся в городе Ленинграде. Были назначены двое ответственных — главный конструктор Милованов П. П. и наблюдатель от ВМФ кавторанг Бехтерев А. В.

КБ справилось бы с задачей быстрее, но требования военных часто менялись, и отнюдь не в сторону упрощения. Американцы начали строительство универсальных десантных кораблей класса «Тарава», они планировали интервенции (вроде Вьетнамской войны), и их технические решения, ставшие известными советскому руководству, повлияли на изменение ТЗ. Общий эскиз был готов к октябрю 1965 года. Проект утвердили в 1968-м. Однако изменения в него продолжали вносить, и только через почти полтора десятилетия калининградский судостроительный закончил работы по «Ивану Рогову», первой единице серии БДК проекта 1174 («Носорог»), состоящей, по замыслу, из трех кораблей.

История СВВП

Еще совсем недавно предполагалось, если кому в России и создавать СВВП, так это ОКБ Яковлева. У него громадный опыт в этой области авиационного дела. И даже есть один самолет, принятый на вооружение.

В 2017 году Юрий Борисов, будучи тогда заместителем министра обороны, заявил, что в России ведутся работы по созданию СВВП. И он должен быть готов согласно Программе госвооружения через семь – десять лет. Спустя год, став уже вице-премьером, он сообщил, что работы ведутся в ОКБ Яковлева.

И это было бы логично, если бы в результате катаклизмов 90-х годов это ОКБ не пострадало едва ли не более всех наших авиационных КБ. А в 2004 году оно лишилось самостоятельности – его поглотила компания «Иркут». Преобразования были столь радикальными, что количество сотрудников было сокращено почти впятеро – с 1400 до 300. Лишились яковлевцы и своей производственной базы. Уцелевшие специалисты влились в инженерный центр компании «Иркут». Так что столь грандиозная задача, как создание нового СВВП, оказалась бы для яковлевцев сложной. Хоть они и выполнили разработку прекрасного учебно-боевого самолета Як-130.

За всю историю авиации было только три серийных СВВП – британский «Харриер», советский Як-38, а недавно в тройку вошел американский F-35B.

Пионером стала британская компания Hawker Siddeley Aviation Limited (ныне British Aerospace). В 1962 году она начала выпускать для ВВС штурмовики Harrier GR.1. Ими укомплектовали две эскадрильи, хоть самолет и был слабоват, принимая на борт лишь тонну бомб и ракет. Большой скорости от него не требовалось, но боевой радиус оставлял желать лучшего.

Взлет осуществлялся при опущенном вниз сопле турбореактивного двигателя. После подъема на необходимую высоту сопло поворачивалось на 90 градусов, занимая параллельное продольной оси самолета положение. Подъем обеспечивали и еще четыре сопла неизменяемого положения, работавшие от маршевого двигателя.

Впоследствии в конце семидесятых к созданию очередной модификации самолета присоединилась американская компания McDonnell Douglas. И самолет стал британо-американским. Характеристики последней модификации достаточно высоки, если учесть, что очень значительный объем топлива расходуется при вертикальном взлете и посадке. Боевая нагрузка – 2,5 тонны при вертикальном взлете и 4,5 тонны при коротком разбеге. Боевой радиус – 280 километров, скорость на высоте – 1200 километров в час. Правда, у всех СВВП возможен короткий взлет, при котором топливо расходуется более экономично.

В армии Великобритании и США эти самолеты прослужили до 2006 года. В Индии задержались до 2016-го.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector