«задачи по захвату плацдармов»: как новейший десантный корабль «пётр моргунов» усилит вмф россии
Содержание:
Достоинства и недостатки
Учитывая острую нехватку в ВМФ десантных кораблей, основным достоинством БДК проекта 11711 следует признать уже сам факт постройки и ввода в эксплуатацию «Ивана Грена». Из других преимуществ можно отметить:
- Возможность «бесконтактного» десантирования и доставки грузов на неподготовленное побережье;
- Заметно улучшившиеся условия размещения для экипажа и десантников;
- Возможность коммерческого использования корабля;
- Современное электронное и навигационное оборудование.
Основным недостатком кораблей этого проекта остается их недоработанность. В конструкцию внесено множество изменений, но заказчик и сейчас не вполне доволен результатами. Из других негативных качеств можно отметить:
- Невозможность использования корабля для передового и лучшего в данный момент загоризонтного способа десантирования;
- Слабость вооружения. Корабль не способен не только поддержать десант, но и защитить самого себя;
- Малые размеры ангара и взлетной площадки.
Последний из этих недостатков, вероятно, будет устранен на третьем и четвертом по счету кораблях серии.
История появления БДК проекта 11711
Так как большинство современных войн являются локальными, то армии больших стран должны быть высокомобильными и профессиональными. Именно это послужило основой для разработки ВМФ России военных кораблей нового типа. Так как роль морского флота в настоящее время заключается, в том числе и в высадке десанта, России срочно были нужны десантные корабли, способные перевозить большое количество морских пехотинцев, вместе с их боевыми машинами.
Вскоре планы по созданию десантного корабля были существенно откорректированы. Создание небольшого корабля было признано несоответствующим современной концепции ведения войн, поэтому было принято решение значительно увеличить водоизмещение будущего военного корабля. Новый план предполагал создание большого десантного корабля, который cмог бы решать военные задачи в любой точке мирового океана.
Хотя новый план был признан, в ходе разработок проекта ещё 3 раза пришлось вносить значительные изменения. Конструкторские разработки продолжались в течение 6 лет. В конечном итоге проект стал называться проектом 11711, а большое десантное судно, согласно новой конструкторской разработке, должно было обладать следующими характеристиками:
- Водоизмещение корабля было увеличено до 5 000 тонн, что значительно увеличило полезную площадь для размещения личного состава и специализированной военной техники;
- Характеристики десантного судна позволяли кораблю свободно перемещаться в любой точке мирового океана;
- Судно было оборудовано самыми современными средствами погрузки-выгрузки;
- На его палубе могли размещаться два вертолета и целый комплект различного вооружения.
Кроме того, в комплекте нового корабля предусматривалось место для размещения целого ряда погрузочно-разгрузочных машин и специальных морских понтонов.
Особенности проекта 11711
В основу нового БДК были заложены наработки по проекту 1171 «Тапир». С небольшими изменениями был использован корпус предшественника. Такому выбору способствовал успешный опыт его эксплуатации. Отработанная технология сборки корпуса позволяла снизить затраты на строительство БДК.
Проект получил новую надстройку и вертолетный ангар.
Корабль имеет вертолетную площадку, которая обеспечивает взлет и посадку вертолетов массой до 12 т. Была изменена планировка внутренних помещений БДК в целях оптимального перемещения грузов. Помимо этого были улучшены условия обитаемости проекта (кубрики для экипажа и десанта, спортзал).
При постройке использовались новые материалы и технологии снижения радиолокационной заметности корабля. Однако, по оценкам западных изданий, это не возымело такого эффекта, как на десантных кораблях НАТО.
Проект 11711 предусматривает два способа погрузки десантной техники на борт. Основной – своим ходом по аппарелям и вспомогательный – при помощи крана (16 т) через грузовой люк. Люк обеспечивает также вентиляцию грузового трюма. Это дает возможность заблаговременно перед высадкой прогревать двигатели бронетехники безопасно для здоровья экипажей. Для подъема плавсредств на борт десантного корабля предназначены два шлюпочных крана.
Высадка будет производиться посредством носового высадочного устройства (аппарели) – прямо на берег или в воду. При невозможности БДК сблизиться вплотную с сушей используется неконтактный способ высадки. При этом цепь понтонов выпускается из грузового трюма и соединяет БДК с берегом.
Для базирования последних БДК имеет полноразмерный ангар. Вместо двух Ка-29 в ангаре может находиться один ударный Ка-52К.
Главная энергетическая установка (ГЭУ) включает два дизель-реверс-редукторных агрегата ДРРА3700. Они предназначены для вращения двух винтов фиксированного шага.
ДРРА3700 имеет в своем составе:
- 16-цилиндровый V-образный дизельный двигатель 10Д49. Он оснащен турбонаддувом и развивает мощность 5200 л.с.;
- виброизолирующие муфты для состыковки дизеля с редуктором и редуктора с валопроводом;
- реверсивный редуктор РРП6000;
- цифровой блок управления «Пурга-11». Он также обеспечивает возможность диагностики установки и обучения личного состава в интерактивном режиме.
Корабль также оснащен двумя дизель-генераторами АДГ-1000НК мощностью 1000 кВт каждый.
Десантный проект
Стоит отметить, что «Пётр Моргунов» — второй по счёту корабль проекта 11711, ставшего, как отметили в Минобороны, «новейшим развитием проекта 1171, по которому в 1960—1970-е годы ПСЗ «Янтарь» построил серию из 14 кораблей».
Головным большим десантным кораблём проекта 11711 является «Иван Грен».
Это судно было включено в состав Военно-морского флота РФ в июне 2018 года.
Как сообщало тогда Минобороны, во время выходов в море и межбазовых переходов корабль продемонстрировал «хорошие мореходные качества и слаженную работу всех систем жизнеобеспечения».
«Итогом испытаний стало подтверждение полного соответствия его тактико-технических характеристик спецификационным данным технического проекта», — отмечалось в заявлении ведомства.
В апреле прошлого года в рамках проекта 11711 на судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде состоялась закладка следующих двух больших десантных кораблей проекта 11711 — «Василий Трушин» и «Владимир Андреев».
Как сообщало Министерство обороны, все десантные корабли проекта 11711 «предназначены для высадки десанта, перевозки техники и оборудования».
«На них могут поместиться 13 основных танков, 36 БТР или БМП либо 300 военнослужащих десанта. На вооружении стоят шестиствольные автоматические пушки калибра 30 мм. Длина корабля — 120 м, ширина — 16,5», — говорилось в сообщении ведомства.
«Гибкий инструмент»
Как отметил в комментарии RT военный эксперт Алексей Леонков, приёмка в состав ВМФ «Петра Моргунова» — показатель того, что «Россия успешно обновляет парк десантных кораблей, а военные выполняют программу перевооружения флота».
«Такое судно поможет решать крайне важные задачи. Корабли такого рода необходимы, поскольку к авиационным ударным группировкам в настоящее время изменяются требования: нужны мобильность, современные средства вооружения, чтобы в их составе можно было выполнять задачи по захвату плацдармов. И для этого требуются современные десантные корабли, такие как «Пётр Моргунов», «Иван Грен», — они выполняют данные установки», — сказал аналитик.
Как сообщил в разговоре с RT эксперт Академии военных наук Владимир Прохватилов, новейшие большие десантные корабли необходимы «для проецирования военной силы в отдалённые территории».
- Военные ВМФ России и участники движения «Юнармия»
- globallookpress.com
- MOD Russia
Все льготы для жителей сохранятся: Путин изменил список приравненных к Крайнему Северу регионов
«Я высоко оцениваю усилия российских военных в этом направлении. Мы строим то, что нам надо. России, безусловно, нужен сбалансированный военно-морской флот, и большие десантные корабли — одно из важнейших звеньев такого флота», — отметил он.
Новейшие десантные корабли проекта 11711 призваны выполнять задачи, которые будут ставиться перед экспедиционными силами ВМФ РФ, пояснил Леонков.
«При этом учитываются различного рода сценарии. Но главное для этих судов — не просто высадить десант, но и оказать ему огневую поддержку. Понятно, что в составе экспедиционных сил будут не только корабли проекта 11711, но и другие современные корветы, фрегаты, которые сейчас поступают на вооружение ВМФ России», — сообщил аналитик.
Военный эксперт, директор по развитию Фонда содействия технологиям XXI века Иван Коновалов, в свою очередь, заявил, что корабли проекта 11711 — это «то, что сейчас необходимо российскому флоту».
«Очень отрадно наблюдать, как развиваются наши военно-морские силы. «Пётр Моргунов» и другие корабли проекта станут незаменимыми в боевых операциях на отдалённых театрах военных действий», — отметил он.
Леонков же добавил, что крайне важная особенность кораблей проекта 11711 — возможность их дальнейшей модернизации.
«Россия не будет просто создавать корабль с фиксированными функциями на десятилетия, чтобы он ходил в одной и той же комплектации. Цель — менять эту комплектацию, исходя из текущих боевых задач. Таким образом, эти суда станут гибким инструментом в руках военачальников России, который будет способен решать задачи в ближней и дальней морской зоне», — заключил аналитик.
Конструкция
«Иван Грен» на размагничивании 16.02.2016
За основу был взят проект корпуса БДК проекта 1171, так как он зарекомендовал себя очень хорошо за десятилетия службы в советском, а позже и в российском флоте. Большая часть конструкции претерпела серьёзные изменения. Главным образом это коснулось надстройки и внутренних помещений. В проекте используются самые современные технологии, в особенности, снижение заметности за счёт использования современных материалов и технических решений
Также большое внимание было уделено условиям обитания экипажа и десанта. Погрузка техники на корабль выполняется либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами
Погрузка техники и грузов в десантное отделение осуществляется через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт используются два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантное отделение)
Погрузка техники на корабль выполняется либо самостоятельно по аппарелям, либо кранами. Погрузка техники и грузов в десантное отделение осуществляется через четырёхстворчатый грузовой люк в верхней палубе с помощью крана грузоподъемностью 16 тонн. Для погрузки шлюпок, моторных лодок и техники на борт используются два шлюпочных крана. Также грузовой люк используется для вентиляции выхлопных газов техники с подпалубного пространства (десантное отделение).
На корабле смонтирован палубный ангар для двух транспортно-боевых вертолётов типа Ка-29. На борту имеются три моторные лодки.
Десантовместимость
Боевая техника размещается на БДК на танковой палубе. Это могут быть как основные боевые танки массой до 60 т (до 13 единиц), так и бронетранспортёры или боевые машины пехоты (до 36 машин), либо до 300 десантников.
Вооружение
По первоначально принятому к строительству проекту, на кораблях предусматривалась установка одной 100-мм АУ А-190М, двух зенитно-артиллерийских комплексов «Палаш» и двух пусковых установок реактивной системы залпового огня А-215 «Град-М».
В связи с тем, что концепция использования БДК проекта 11711 стала считаться устаревшей, а также для экономии средств и уменьшения времени постройки в 2010 году главнокомандующим ВМФ РФ адмиралом В. С. Высоцким было принято решение об изменении состава вооружения. По новому проекту вооружение состоит из:
- 1 × АК-630М-2 «Дуэт»;
- 2 × АК-630М с радиолокационной системой управления огнём 5П-10-03;
- 2 × 14,5 мм установками МТПУ «Жало»;
- 1 × комплекс выстреливаемых пассивных помех КТ-308-04 «Просвет-М»;
Тактико-технические элементы (ТТЭ) больших десантных кораблей
Проект | 11711 | 1171 | 775М | Тип 072-III (Китай) |
Год выпуска | 2018 | 1964–1975 | 1974–1991 | 2003–2005 |
Водоизмещение – стандартное – полное |
5000* | 3040 4360 |
2768 4080 |
3430 4170 |
Размерения – длина – ширина – осадка |
120 6,5 3,6 |
113 15,6 4,15(6,15) |
112,5 15 3,7 |
119,5 16,4 2,8 |
Скорость | 18 | 16 | 17,5 | 18 |
Дальность | 3500 (на скорости 16 уз.) | 4800 (12 уз.) | 3500 (16 уз.) 4000 (12 уз.) |
3000 (14 уз.) |
Автономность, сут. | 30 | 20 | 30 | 30 |
Экипаж, чел. (офицеров) | 100 | 69 55 (5) | 87(8) | 104 |
ГЭУ | 2 Д × 5200 л.с. | 2 Д × 4500 л.с. | 2 Д × 9600 л.с. | 2 Д × 4745 л.с. |
Вооружение | 1 30-мм ЗАК АК-630М-2 «Дуэт»; 2×6 30-мм АК-630; 2 × 14,5 мм МТПУ «Жало» |
1 × 2 57-мм АУ ЗИФ-31Б, 2 × 2 25-мм автомата 2M-3M; 2 ПЗРК Стрела-3 (24 ЗУР); 2×40 РСЗО А-215 «Град-М» (160 НУРС) |
1 АК-176; 2 × АК-630М; 2 × РСЗО А-215 «Град-М» (320 НУРС); 2 × ПЗРК «Стрела-3» |
1×2 37-мм АУ Tип 76F; ПЗРК |
Десантовместимость: – ОБТ / БТР – десантников |
13 / 36 300 |
20 / 47 440 |
10 /12 340 |
10/н.д. 120 |
Авиация | 2 Ка-29 / 1 Ка-52К «Катран» | нет | нет | верт. площадка |
Построено | 1 | 14 | 28 | 9 |
В строю | 1 | 4 | 16 | 9 |
От своих «одноклассников» БДК типа «Иван Грен» отличаются бо̀льшим водоизмещением. Однако это существенно не отражается на его десантных возможностях. Указанное количество десантников (300 чел.) не соответствует ни роте (как для проекта Тип 072-III), ни батальону (пр. 1171).
Предположительно, БДК «Иван Грен» все-таки рассчитан на высадку батальона морской пехоты (более 400 чел.). Или сможет высаживать полноценный десант только совместно с другими десантными кораблями.
По своему вооружению БДК «Иван Грен» существенно слабее своих отечественных аналогов, но близок к зарубежным.
История
История разработки
Первый торжественный подъем Флага ВМФ.
В 1960-х годах Советский флот уже имел достаточно современный корабельный состав, что позволяло ему выйти на просторы Мирового океана. Соперничество с США привело к союзу со многими государствами, и в задачах СССР было оперативное оказание военной помощи своим союзникам. Это требовало создания особых средств. Нужен был проект новых специальных судов для доставки различных грузов. Так, в 1959 году появилось задание на разработку большого десантного корабля океанской зоны. В числе первых проектов стал 1171 «Тапир» с тактико-техническими данными, сопоставимыми с аналогичными у современных западных десантных кораблей. Практически одновременно Министерство морского флота заказало сухогруз проекта 1173 с носовой аппарелью, который в военное время должен был служить тем же целям. Проект был сложен тем, что это был принципиально новый для ВМФ Советского Союза корабль. Близость назначения обоих проектов заставили вспомнить о плановом хозяйстве. Оба проекта соединили в один под общим обозначением проект 1171 «Тапир». При этом его можно было использовать и для военных, и для гражданских целей, но из-за этого характеристики его несколько снизились. Это обуславливалось различиями в требованиях гражданских заказчиков (высокая экономичность, использование всего объема трюмов, хорошие каюты для экипажа) и военных (место для вооружения, повышенная непотопляемость, большая скорость, специальное оборудование), что заставило пойти на компромисс.
Проектировщики составили много вариантов проекта, по возможности учтя все пожелания, но несомненный приоритет отдавался все же военному. Главным фактором стала замена двигателей, вместо планировавшихся дизелей по 2500 л.с. на нем решили установить двигатели вдвое большей мощности. Это устраивало ВМФ, поскольку скорость судна возрастала до 17 узлов, что почти подходило до начального задания. Однако Министерство морского флота решило отказаться от «совместного» судна, потому что его эксплуатация при столь мощных механизмах становилась нерентабельной. В результате двойное назначение проекта 1171 «Тапир» проявилось лишь снаружи, во внешнем виде, характерном скорее для гражданского теплохода. Корабль был классифицирован как «БДК» (Большой десантный корабль) и строился исключительно для ВМФ.
История службы
Встреча с ПКР “Москва”, Атлантика. 1976 г..
Проход Суэцкий канал из Средиземного в Индийский Океан.В Сомали с грузом..
Первоначально входил в состав 39-й дивизии морских десантных сил. При несении боевых служб в зоне военных конфликтов на Ближнем Востоке БДК неоднократно выполнял задачи оказания интернациональной помощи. В частности, «Николай Фильченков» базировался в портах Анголы (март-июль 1976 года, ноябрь 1977 г. – январь 1978 г.).
Неоднократно нес боевую службу в Средиземном и Красном морях, Атлантическом и Индийском океанах.
С 1975 по 2004 годы восемь раз объявлялся отличным по итогам года.
Лучший корабль на Черноморском флоте среди кораблей 2-го ранга в 1996 и 1997 годах.
В августе 2000 года БДК «Николай Фильченков» в составе отряда боевых кораблей Черноморского флота выполнял задачу по перевозке за четыре рейса вооружения и техники контингента Группы российских войск в Закавказье из пункта погрузки Гонио (в районе Батуми) в пункт высадки Утришенок (в районе Новороссийска). В 2001 г. выполняя задачи по перевозке военной техники и боевой подготовки более 100 суток находился вне пункта базирования
23 марта 2005 года по согласованию с компетентными органами Украины пересек ее государственную границу и произвел учебную высадку морского десанта в районе Феодосии, что послужило МИД Украины поводом обвинить российскую сторону в «грубом нарушении положений двустороннего соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины».
В настоящее время большой десантный корабль «Николай Фильченков» входит в состав 197-й бригады десантных кораблей 30-й ДиНК и активно используется в учениях и боевой подготовке флота.