Д49

История тепловоза 2ТЭ10МК

Тепловозы семейства ТЭ10 выпускались более 50 лет с 1958 по 2007 годы, сначала на Харьковском тепловозостроительном заводе, затем выпуск продукции наладил Ворошиловградский завод транспортного машиностроения. Двухсекционые мощные тепловозы с успехом заменили паровозы, которые имели одиночную тягу. Усовершенствованные технические показатели локомотивов и их роль в развитии советского железнодорожного транспорта были отмечены правительством. Разработчики награждены дипломами и медалями. В 1981 году завод наладил выпуск локомотивов серии «2ТЭ10МК» — магистpальный двухсекционный грузовой локомотив мощностью 3000 л.с.

Кабина тепловоза 2ТЭ10МК

Кабина тепловоза предназначена для размещения поездной бригады, оборудования и приборов, которые необходимы для управления локомотивом. Она полностью соответствует требованиям безопасности. Кабина локомотива 2ТЭ10МК оборудована двумя эргономичными креслами для машиниста и его помощника, есть откидное сидение для машиниста-инструктора. Большие лобовые окна, изготовленные из многослойного, прочного, безосколочного стекла, позволяют хорошо просматривать путь следования, путевые сигналы и соседние пути. Снаружи окна оборудованы стеклоочистителями и устройством для омывания стёкол. Боковые окна кабины имеют плоские толстые стёкла.

Каркас кабины состоит из стальной конструкции, обшитой прочными листами. Шумо- и теплоизоляцию обеспечивают негорючие материалы, характеристики которых строго соответствуют специальным техническим условиям и нормам ГОСТ.

В кабине машиниста тепловоза находится всё необходимое оборудование для управления локомотивом, а также для обеспечения комфортных условий работы тепловозной бригады.

Особенности тепловоза 2ТЭ10МК

Тепловозы 2ТЭ10МК имели существенные конструкторские особенности, а именно управление машиной можно было осуществлять с единого управленческого пульта. Появилась возможность перехода сразу двух секций на холостой ход, исчезла зависимость оборотов дизельного агрегата от работы холодильного вентилятора. Панель правого бокового окна дополнилась сигнализационными лампами. В тепловозных цепях 2ТЭ10МК управления было увеличено количество диод-резисторных цепочек, в результате чего исключились перегрузки, которые случались во время отключения некоторых цепей. Тормозная система стала контролироваться электрическим управлением. Межсекционное соединение стало осуществляться с помощью трёх розеток. Претерпели изменения штепсельные разъёмы, необходимые для соединения АКБ секций. Специальное переговорное устройство дало возможность общаться поездным бригадам из разных секционных кабин.

Книги

Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература

Журналы и бланки

БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФ, РосгвардииКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовКладбищаКанатные дороги, фуникулерыАрхивыАттракционы

Описание

Основной дизель серии — 16-цилиндровый 5Д49, он установлен на всех модификациях тепловозов 2ТЭ116, за исключением небольшого числа тепловозов с дизельными установками Д70 и Д80 Харьковского завода и ТЭП70, ТЭ109 и его производных ТЭ125 и ТЭП150, на экспортном тепловозе ТЭ114, на прошедших капремонт ТЭ10М и ТЭ10У, которым при этом присвоен индекс «К» (2ТЭ10МК, 3ТЭ10МК, 2ТЭ10УК, 2ТЭ10УТК, 3ТЭ10УК, также существует один 2ТЭ10ВК).

В 1987 году были произведены тепловозы серии 2ТЭ116 (зав. № 1352, № 1382, № 1410) с экспериментальными 12-цилиндровыми дизелями Д49 мощностью 2000 кВт, но из-за возникающего при работе помпажа данные дизеля в серию не пошли.

Существуют четыре версии Д49 с разным числом цилиндров:

  • 8-цилиндровая (8ЧН26/26) — 6Д49, устанавливается на маневровые тепловозы ТГМ6, мощностью 1200 лс
  • 12-цилиндровая (12ЧН26/26) — 2Д49, устанавливается на маневрово-вывозные тепловозы ТЭМ7 (2000 лс/1470 кВт), магистральные 2ТЭ25К (3400 лс), модернизируемые тепловозы М62 (2000 лс), энергопоезда ПЭ6, карьерные самосвалы БелАЗ-7521 (2300 лс)
  • 16-цилиндровая (16ЧН26/26) — 5Д49, устанавливается на множество типов магистральных тепловозов и лёгких военных кораблях мощностью 3000-6000 лс при 1000 об/мин.
    • 1А-5Д49, мощность 3000 лс/2250 кВт при 1000 об/мин (для 2ТЭ116)
    • 18-5Д49, мощность 3600 лс/2650 кВт при 1000 об/мин (для )
    • 2А-5Д49, мощность 4000 лс/2942 кВт при 1000 об/мин (для ТЭП70, на модернизированных с заменой дизеля ТЭ10М и ТЭ10У развивает 3000 лс при 850 об/мин — обороты ограничены главным генератором старого типа)
    • 10Д49, оснащённый двумя турбокомпрессорами, мощность 5200 лс/3825 кВт при 1000 об/мин (для кораблей типа БДК и фрегат, напр, «Иван Грен» пр. )
  • 20-цилиндровая (20ЧН26/26) — 1Д49 мощностью 6000 лс при 1100 об/мин, устанавливались на опытных тепловозах ТЭП80 и ТЭП75, и 1-1Д49 мощностью 6000 лс при 1000 об/мин на ТЭ136 и 2ТЭ136. Фактически двигатель производился штучно. В настоящее время снят с производства.

Каждый цилиндр Д49 имеет четыре клапана, впускной коллектор проложен в развале цилиндров, выпускные — снаружи. Каждая секция топливного насоса высокого давления выполнена отдельной и установлена у своего цилиндра, управляются они парой общих валов от одного регулятора. На нулевой позиции для экономии топлива части валов рассоединяются механизмами отключения и часть секций ТНВД отключается, прекращая подачу топлива, этим также улучшается рабочий процесс в работающих цилиндрах за счёт некоторого повышения нагрузки на них. У 8- и 12-цилиндрового (в модификации для тепловоза ТЭМ7) дизелей остаются в работе 4 цилиндра, у 12-цилиндрового на тепловозе 2ТЭ25К — 6, у 16-цилиндрового — 8.

Большинство дизелей серии оснащается одним нерегулируемым турбокомпрессором серии ТК, состоящим из одноступенчатой осевой турбины и одноступенчатого центробежного компрессора. На 20-цилиндровом дизеле установлен двухступенчатый турбоагрегат 2ТНА, на 16-цилиндровом 10Д49 — два турбокомпрессора компании ABB.

Конструкция тепловоза 2ТЭ10МК

  1. 1. Пульт управления.
  2. 2. Ручной тормоз.
  3. 3. Вентилятор кузова.
  4. 4. Компрессор.
  5. 5. Тяговый генератор.
  6. 6. Вентилятор охлаждения тягового генератора.
  7. 7. Тифон.
  8. 8. Центробежный нагнетатель второй ступени.
  9. 9. Воздухоочиститель.
  10. 10. Дизель.
  11. 11. Тяговый блок.
  12. 12. Выхлопное устройство.
  13. 13. Бак для воды.
  14. 14. Адсорбер.
  15. 15. Бак для воды.
  16. 16. Гидропривод вентилятора.
  17. 17. Колесо вентилятора.
  18. 18. Секция радиатора.

Топливная система тепловоза

Основная задача системы – обеспечение оптимальной подачи топлива для слаженной работы дизельного агрегата.

Состоит из:

  • топливный насос низкого давления;
  • топливоподкачивающий агрегат;
  • фильтр грубой очистки топлива Ф1 и Ф2;
  • фильтр тонкой очистки топлива;
  • подогреватель топлива АТ;
  • топливный бак;
  • предохранительные клапана.

  1. 1. Дизель-генератор.
  2. 2. Топливный коллектор.
  3. 3. Клапан перепускной.
  4. 4. Манометр давления топлива до фильтра тонкой очистки.
  5. 5. Манометр давления топлива после фильтра тонкой очистки.
  6. 6. Фильтр тонкой очистки топлива.
  7. 7. Демпфер.
  8. 8. Клапан предохранительный.
  9. 9. Трубопровод отвода грязного топлива.
  10. 10. Трубопровод отвода просочившегося топлива из форсунок.
  11. 11. Подогреватель топлива.
  12. 12. Заборное устройство.
  13. 13. Топливный бак.
  14. 14. Вентиль для выпуска воздуха из системы.
  15. 15. Вентиль.
  16. 16. Вентиль.
  17. 17. Клапан аварийного питания.
  18. 18. Фильтр грубой очистки.
  19. 19. Топливоподкачивающий агрегат.

Во время запуска дизеля топливо подаётся из бака с помощью топливоподкачивающего агрегата, проходит через фильтр грубой очистки, фильтр тонкой очистки, через топливный коллектор к насосам высокого давления. Нужное давление поддерживается с помощью предохранительного клапана. Затем включается в работу топливный насос низкого давления, который направляет топливо в дизельный коллектор. Излишки топлива стекают из форсунок в бак. Манометры контролируют степень загрязненности фильтров, если перепад давления более 0,3 МПа, то фильтрующие элементы подлежат замене.

Водяная система

Открытая двухконтурная система охлаждения дизельного агрегата, имеющая расширительный бак и принудительную циркуляцию воды. В систему так же входят: маслоохладитель, холодильная камера, оснащённая вентилятором, жалюзи и гидромеханическим приводом. С помощью водяного насоса вода поступает из радиатора по трубопроводу в дизель, охлаждая выхлопные коллекторы и рубашки цилиндров, отдаёт тепловую энергию воздуху, который поступает через водовоздушные секции радиатора. Охлаждённая вода «холодного» контура, направляется в охладитель наддувочного воздуха, забрав от него тепло, с помощью центробежного водяного насоса нагнетается в трубопровод, идущий к маслоохладителю, после чего по трубе поступает к радиаторам. Температура воды в радиаторе регулируется с помощью жалюзи и изменениями частоты вращения вала вентилятора.

  1. 1. Радиаторные секции.
  2. 2-4. Вентили.
  3. 5. Бак расширительный. 
  4. 6. Водяной бак санузла.
  5. 7. Ручной водяной насос.
  6. 8-10. Вентили.
  7. 11. Бочка для подвода воздуха при продувке системы.
  8. 12. Термореле.
  9. 13. Карманы для ртутного термометра.
  10. 14-15. Шланги.
  11. 16-17. Электроманометры.
  12. 18. Дизель генератор.
  13. 19. Топливогенератор.
  14. 20-21. Краны.
  15. 22. Отопительно вентялиционный агрегат.
  16. 23-24. Вентили.
  17. 25. Шланг.
  18. 26. Вентили.
  19. 27. Кран.
  20. 28. Вентиль.
  21. 29. Водяной насос дизеля.
  22. 30. Шланги.
  23. 31. Карман для ртутного термометра.
  24. 32. Бачок.
  25. 33-36. Вентили.
  26. 37-38. Головки заправочные.

Двухконтурная система охлаждения полностью заполнена водой и взаимодействует с атмосферой с помощью расширительного водяного бака, расположенного в холодильной камере. Его основные задачи: компенсация температурных расширений жидкости, вывод образовавшегося пара по выпарным трубкам, подпитка водяных насосов. Во время эксплуатации в летний период не допускается перепуск между контурами, они сообщаются только в расширительном бачке. Если температура окружающей среды ниже +7о С, то с помощью вентиля обеспечивается сообщение между контурами и происходит циркуляция жидкости из «горячего» контура в «холодный». При этом поток «горячего» контура воды обеспечивает оптимальную температуру воздуха в кабине, регулирует необходимую температуру топлива в топливоподогревателе. Жидкость «холодного» контура проходит через маслоохладитель, поступает в радиатор и частично смешивается с горячим потоком на входе в центробежный водяной насос. Вода для системы охлаждения должна быть прозрачной, пресной, без посторонних примесей, строго соответствовать инструкции МПС № ЦТ ЧС-50. Заправка локомотива производится с любой стороны с помощью заправочных соединительных головок.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector