Д49
Содержание:
История тепловоза 2ТЭ10МК
Тепловозы семейства ТЭ10 выпускались более 50 лет с 1958 по 2007 годы, сначала на Харьковском тепловозостроительном заводе, затем выпуск продукции наладил Ворошиловградский завод транспортного машиностроения. Двухсекционые мощные тепловозы с успехом заменили паровозы, которые имели одиночную тягу. Усовершенствованные технические показатели локомотивов и их роль в развитии советского железнодорожного транспорта были отмечены правительством. Разработчики награждены дипломами и медалями. В 1981 году завод наладил выпуск локомотивов серии «2ТЭ10МК» — магистpальный двухсекционный грузовой локомотив мощностью 3000 л.с.
Кабина тепловоза 2ТЭ10МК
Кабина тепловоза предназначена для размещения поездной бригады, оборудования и приборов, которые необходимы для управления локомотивом. Она полностью соответствует требованиям безопасности. Кабина локомотива 2ТЭ10МК оборудована двумя эргономичными креслами для машиниста и его помощника, есть откидное сидение для машиниста-инструктора. Большие лобовые окна, изготовленные из многослойного, прочного, безосколочного стекла, позволяют хорошо просматривать путь следования, путевые сигналы и соседние пути. Снаружи окна оборудованы стеклоочистителями и устройством для омывания стёкол. Боковые окна кабины имеют плоские толстые стёкла.
Каркас кабины состоит из стальной конструкции, обшитой прочными листами. Шумо- и теплоизоляцию обеспечивают негорючие материалы, характеристики которых строго соответствуют специальным техническим условиям и нормам ГОСТ.
В кабине машиниста тепловоза находится всё необходимое оборудование для управления локомотивом, а также для обеспечения комфортных условий работы тепловозной бригады.
Особенности тепловоза 2ТЭ10МК
Тепловозы 2ТЭ10МК имели существенные конструкторские особенности, а именно управление машиной можно было осуществлять с единого управленческого пульта. Появилась возможность перехода сразу двух секций на холостой ход, исчезла зависимость оборотов дизельного агрегата от работы холодильного вентилятора. Панель правого бокового окна дополнилась сигнализационными лампами. В тепловозных цепях 2ТЭ10МК управления было увеличено количество диод-резисторных цепочек, в результате чего исключились перегрузки, которые случались во время отключения некоторых цепей. Тормозная система стала контролироваться электрическим управлением. Межсекционное соединение стало осуществляться с помощью трёх розеток. Претерпели изменения штепсельные разъёмы, необходимые для соединения АКБ секций. Специальное переговорное устройство дало возможность общаться поездным бригадам из разных секционных кабин.
Книги
Нормативные правовые актыОбщественные и гуманитарные наукиРелигия. Оккультизм. ЭзотерикаОхрана труда, обеспечение безопасностиСанПины, СП, МУ, МР, ГНПодарочные книгиПутешествия. Отдых. Хобби. СпортНаука. Техника. МедицинаКосмосРостехнадзорИскусство. Культура. ФилологияДругоеКниги издательства «Комсомольская правда»Книги в электронном видеКомпьютеры и интернетБукинистическая литератураСНиП, СП, СО,СТО, РД, НП, ПБ, МДК, МДС, ВСНГОСТы, ОСТыЭнциклопедии, справочники, словариДомашний кругДетская литератураУчебный годСборники рецептур блюд для предприятий общественного питанияЭкономическая литератураХудожественная литература
Журналы и бланки
БухгалтерияОхрана труда и техника безопасностиМЧСКадровая работа: Журналы, бланки, формыЖурналы, бланки, формы документов для органов прокуратуры и суда, минюста, пенитенциарной системыЖурналы, бланки, формы документов МВД РФ, РосгвардииКонструкторская, научно-техническая документацияЛесное хозяйствоПромышленностьГостиницы, общежития, хостелыСвязьЖурналы и бланки по экологииЖурналы и бланки, используемые в торговле, бытовом обслуживанииЖурналы по санитарии, проверкам СЭСЛифтыКомплекты документов и журналовНефтебазыБассейныГазовое хозяйство, газораспределительные системы, ГАЗПРОМЖКХЭксплуатация зданий и сооруженийЖурналы и бланки для нотариусов, юристов, адвокатовЖурналы и бланки для организаций пищевого производства, общепита и пищевых блоковЖурналы и бланки для организаций, занимающихся охраной объектов и частных лицЖурналы и бланки для ФТС РФ (таможни)Журналы для образовательных учрежденийЖурналы и бланки для армии, вооруженных силБанкиГеодезия, геологияГрузоподъемные механизмыДокументы, относящиеся к нескольким отраслямНефтепромысел, нефтепроводыДелопроизводствоЖурналы для медицинских учрежденийАЗС и АЗГСЭлектроустановкиТепловые энергоустановки, котельныеЭнергетикаШахты, рудники, метрополитены, подземные сооруженияТуризмДрагметаллыУчреждения культуры, библиотеки, музеиПсихологияПроверки и контроль госорганами, контролирующими организациямиРаботы с повышенной опасностьюПожарная безопасностьОбложки для журналов и удостоверенийАптекиТранспортРегулирование алкогольного рынкаАвтодороги, дорожное хозяйствоСамокопирующиеся бланкиСельское хозяйство, ветеринарияСкладСнегоплавильные пунктыСтройка, строительствоМетрологияЖурналы для парикмахерских, салонов красоты, маникюрных, педикюрных кабинетовКладбищаКанатные дороги, фуникулерыАрхивыАттракционы
Описание
Основной дизель серии — 16-цилиндровый 5Д49, он установлен на всех модификациях тепловозов 2ТЭ116, за исключением небольшого числа тепловозов с дизельными установками Д70 и Д80 Харьковского завода и ТЭП70, ТЭ109 и его производных ТЭ125 и ТЭП150, на экспортном тепловозе ТЭ114, на прошедших капремонт ТЭ10М и ТЭ10У, которым при этом присвоен индекс «К» (2ТЭ10МК, 3ТЭ10МК, 2ТЭ10УК, 2ТЭ10УТК, 3ТЭ10УК, также существует один 2ТЭ10ВК).
В 1987 году были произведены тепловозы серии 2ТЭ116 (зав. № 1352, № 1382, № 1410) с экспериментальными 12-цилиндровыми дизелями Д49 мощностью 2000 кВт, но из-за возникающего при работе помпажа данные дизеля в серию не пошли.
Существуют четыре версии Д49 с разным числом цилиндров:
- 8-цилиндровая (8ЧН26/26) — 6Д49, устанавливается на маневровые тепловозы ТГМ6, мощностью 1200 лс
- 12-цилиндровая (12ЧН26/26) — 2Д49, устанавливается на маневрово-вывозные тепловозы ТЭМ7 (2000 лс/1470 кВт), магистральные 2ТЭ25К (3400 лс), модернизируемые тепловозы М62 (2000 лс), энергопоезда ПЭ6, карьерные самосвалы БелАЗ-7521 (2300 лс)
- 16-цилиндровая (16ЧН26/26) — 5Д49, устанавливается на множество типов магистральных тепловозов и лёгких военных кораблях мощностью 3000-6000 лс при 1000 об/мин.
- 1А-5Д49, мощность 3000 лс/2250 кВт при 1000 об/мин (для 2ТЭ116)
- 18-5Д49, мощность 3600 лс/2650 кВт при 1000 об/мин (для )
- 2А-5Д49, мощность 4000 лс/2942 кВт при 1000 об/мин (для ТЭП70, на модернизированных с заменой дизеля ТЭ10М и ТЭ10У развивает 3000 лс при 850 об/мин — обороты ограничены главным генератором старого типа)
- 10Д49, оснащённый двумя турбокомпрессорами, мощность 5200 лс/3825 кВт при 1000 об/мин (для кораблей типа БДК и фрегат, напр, «Иван Грен» пр. )
- 20-цилиндровая (20ЧН26/26) — 1Д49 мощностью 6000 лс при 1100 об/мин, устанавливались на опытных тепловозах ТЭП80 и ТЭП75, и 1-1Д49 мощностью 6000 лс при 1000 об/мин на ТЭ136 и 2ТЭ136. Фактически двигатель производился штучно. В настоящее время снят с производства.
Каждый цилиндр Д49 имеет четыре клапана, впускной коллектор проложен в развале цилиндров, выпускные — снаружи. Каждая секция топливного насоса высокого давления выполнена отдельной и установлена у своего цилиндра, управляются они парой общих валов от одного регулятора. На нулевой позиции для экономии топлива части валов рассоединяются механизмами отключения и часть секций ТНВД отключается, прекращая подачу топлива, этим также улучшается рабочий процесс в работающих цилиндрах за счёт некоторого повышения нагрузки на них. У 8- и 12-цилиндрового (в модификации для тепловоза ТЭМ7) дизелей остаются в работе 4 цилиндра, у 12-цилиндрового на тепловозе 2ТЭ25К — 6, у 16-цилиндрового — 8.
Большинство дизелей серии оснащается одним нерегулируемым турбокомпрессором серии ТК, состоящим из одноступенчатой осевой турбины и одноступенчатого центробежного компрессора. На 20-цилиндровом дизеле установлен двухступенчатый турбоагрегат 2ТНА, на 16-цилиндровом 10Д49 — два турбокомпрессора компании ABB.
Конструкция тепловоза 2ТЭ10МК
- 1. Пульт управления.
- 2. Ручной тормоз.
- 3. Вентилятор кузова.
- 4. Компрессор.
- 5. Тяговый генератор.
- 6. Вентилятор охлаждения тягового генератора.
- 7. Тифон.
- 8. Центробежный нагнетатель второй ступени.
- 9. Воздухоочиститель.
- 10. Дизель.
- 11. Тяговый блок.
- 12. Выхлопное устройство.
- 13. Бак для воды.
- 14. Адсорбер.
- 15. Бак для воды.
- 16. Гидропривод вентилятора.
- 17. Колесо вентилятора.
- 18. Секция радиатора.
Топливная система тепловоза
Основная задача системы – обеспечение оптимальной подачи топлива для слаженной работы дизельного агрегата.
Состоит из:
- топливный насос низкого давления;
- топливоподкачивающий агрегат;
- фильтр грубой очистки топлива Ф1 и Ф2;
- фильтр тонкой очистки топлива;
- подогреватель топлива АТ;
- топливный бак;
- предохранительные клапана.
- 1. Дизель-генератор.
- 2. Топливный коллектор.
- 3. Клапан перепускной.
- 4. Манометр давления топлива до фильтра тонкой очистки.
- 5. Манометр давления топлива после фильтра тонкой очистки.
- 6. Фильтр тонкой очистки топлива.
- 7. Демпфер.
- 8. Клапан предохранительный.
- 9. Трубопровод отвода грязного топлива.
- 10. Трубопровод отвода просочившегося топлива из форсунок.
- 11. Подогреватель топлива.
- 12. Заборное устройство.
- 13. Топливный бак.
- 14. Вентиль для выпуска воздуха из системы.
- 15. Вентиль.
- 16. Вентиль.
- 17. Клапан аварийного питания.
- 18. Фильтр грубой очистки.
- 19. Топливоподкачивающий агрегат.
Во время запуска дизеля топливо подаётся из бака с помощью топливоподкачивающего агрегата, проходит через фильтр грубой очистки, фильтр тонкой очистки, через топливный коллектор к насосам высокого давления. Нужное давление поддерживается с помощью предохранительного клапана. Затем включается в работу топливный насос низкого давления, который направляет топливо в дизельный коллектор. Излишки топлива стекают из форсунок в бак. Манометры контролируют степень загрязненности фильтров, если перепад давления более 0,3 МПа, то фильтрующие элементы подлежат замене.
Водяная система
Открытая двухконтурная система охлаждения дизельного агрегата, имеющая расширительный бак и принудительную циркуляцию воды. В систему так же входят: маслоохладитель, холодильная камера, оснащённая вентилятором, жалюзи и гидромеханическим приводом. С помощью водяного насоса вода поступает из радиатора по трубопроводу в дизель, охлаждая выхлопные коллекторы и рубашки цилиндров, отдаёт тепловую энергию воздуху, который поступает через водовоздушные секции радиатора. Охлаждённая вода «холодного» контура, направляется в охладитель наддувочного воздуха, забрав от него тепло, с помощью центробежного водяного насоса нагнетается в трубопровод, идущий к маслоохладителю, после чего по трубе поступает к радиаторам. Температура воды в радиаторе регулируется с помощью жалюзи и изменениями частоты вращения вала вентилятора.
- 1. Радиаторные секции.
- 2-4. Вентили.
- 5. Бак расширительный.
- 6. Водяной бак санузла.
- 7. Ручной водяной насос.
- 8-10. Вентили.
- 11. Бочка для подвода воздуха при продувке системы.
- 12. Термореле.
- 13. Карманы для ртутного термометра.
- 14-15. Шланги.
- 16-17. Электроманометры.
- 18. Дизель генератор.
- 19. Топливогенератор.
- 20-21. Краны.
- 22. Отопительно вентялиционный агрегат.
- 23-24. Вентили.
- 25. Шланг.
- 26. Вентили.
- 27. Кран.
- 28. Вентиль.
- 29. Водяной насос дизеля.
- 30. Шланги.
- 31. Карман для ртутного термометра.
- 32. Бачок.
- 33-36. Вентили.
- 37-38. Головки заправочные.
Двухконтурная система охлаждения полностью заполнена водой и взаимодействует с атмосферой с помощью расширительного водяного бака, расположенного в холодильной камере. Его основные задачи: компенсация температурных расширений жидкости, вывод образовавшегося пара по выпарным трубкам, подпитка водяных насосов. Во время эксплуатации в летний период не допускается перепуск между контурами, они сообщаются только в расширительном бачке. Если температура окружающей среды ниже +7о С, то с помощью вентиля обеспечивается сообщение между контурами и происходит циркуляция жидкости из «горячего» контура в «холодный». При этом поток «горячего» контура воды обеспечивает оптимальную температуру воздуха в кабине, регулирует необходимую температуру топлива в топливоподогревателе. Жидкость «холодного» контура проходит через маслоохладитель, поступает в радиатор и частично смешивается с горячим потоком на входе в центробежный водяной насос. Вода для системы охлаждения должна быть прозрачной, пресной, без посторонних примесей, строго соответствовать инструкции МПС № ЦТ ЧС-50. Заправка локомотива производится с любой стороны с помощью заправочных соединительных головок.