Домики для дронов: какие посадочные платформы бпла бывают, что внутри, чем отличаются, кто делает и как выбрать нужную

Небо под контролем

ROSC-1 главным образом предназначен для обнаружения небольших по размеру летательных аппаратов и противодействия им. На сайте НПО «Алмаз» говорится, что станция способна эффективно нейтрализовать БПЛА типа RQ-11B Raven и RQ-7 Shadow.

Также ROSC-1 может противостоять различным модификациям коммерческих дронов, способных скрытно вести съёмку с больших высот (DJI Mavic и DJI Spark) и выступать носителями взрывчатки (квадрокоптеры типа DJI Phantom, мультикоптеры, различные аппараты самолётного и вертолётного типов). Помимо борьбы с беспилотниками, станция может применяться для обеспечения орнитологической безопасности в районе аэродромов.  

  • Устройства радиотехнического мониторинга (РТМ) и радиоэлектронного управления (РЭУ) системы ROSC-1

«При выборе основных технических решений для создания комплекса специалистами ПАО «НПО «Алмаз» был проведён анализ угроз и способов их нейтрализации с учётом перспектив их развития, в том числе возможности по автономному полёту БПЛА», — отмечается в материалах предприятия.

Также по теме


«Работает под водой и на суше»: на что способен новый российский автомат для боевых пловцов

Зарубежные заказчики проявляют повышенный интерес к российскому автоматно-гранатомётному комплексу АДС. Об этом в эксклюзивном…

К преимуществам своего детища НПО «Алмаз» относит мобильность, автономность, высокую разрешающую способность по дальности, адаптивную систему селекции движущихся целей, возможность совместной работы нескольких станций и комплексный контроль воздушной обстановки, который обеспечивается применением на одной платформе радиолокационной станции (РЛС) и оптической системы.

ROSC-1 способен обеспечить защиту в радиусе 2—4 км от охраняемого объекта. Станция может монтироваться на грузовик (мобильная версия) и имеет также стационарное исполнение.

По словам Владислава Атряхина, всё оборудование комплекса помещается в контейнер и развёртывается на местности или территории объекта, подлежащего охране, всего за несколько минут. В зависимости от комплектации расчёт системы составляет от двух до четырёх человек.

«Комплекс автономен и очень удобен в эксплуатации. Своим главным достижением мы считаем разработку РЛС. Наш радиолокатор имеет дальность 25 км, тогда как максимальный радиус обнаружения у других подобных изделий ограничен 5—10 км», — сказал Атряхин.

Он также отметил, что в ходе разработки ROSC-1 специалисты «Алмаза» учитывали трудности, которые существуют при фиксации малогабаритных дронов с небольшим количеством металлических элементов. По его словам, эффективность радиолокатора удалось повысить за счёт интеграции «сложных зондирующих сигналов».

«Естественно, мы позаботились и о качестве оптико-электронной системы. Она обеспечивает дополнительный контроль воздушного пространства и помогает идентифицировать БПЛА. Радиус её действия составляет 3 км, чего более чем достаточно для борьбы с малогабаритными аппаратами», — подчеркнул Атряхин.

Главным оружием ROSC-1, по его мнению, является комплекс средств подавления, который позволяет реализовать сразу несколько задач по противодействию беспилотникам.

Кроме того, благодаря уникальному оборудованию ROSC-1 может задать дронам ложные географические координаты. Аппараты, которые подверглись вмешательству такого рода, меняют вектор движения и улетают от охраняемого объекта.

Ещё один способ защиты от БПЛА, который интегрирован в ROSC-1, заключается в применении беспилотного охотника за дронами «Волк-18». Впервые этот необычный аппарат был продемонстрирован широкой публике на международном военно-техническом форуме «Армия-2019». Сейчас «Алмаз» предлагает заказчикам уже модернизированную версию «истребителя». 

«Волк-18» — это квадрокоптер размером 60 х 60 см и взлётной массой 6 кг. При сближении с вражеским аппаратом он выстреливает сетками, которые запутывают его винты. Поражённый БПЛА, как правило, стремительно теряет высоту и разбивается. 

  • Беспилотный охотник за дронами «Волк-18» на МАКС-2021

«Волк-18» получает целеуказание от станции, но преследует дрон противника в автоматическом режиме. Размеры выстреливаемой сетки составляют 2 х 2 м, поэтому вероятность промаха невелика. К тому же дистанция поражения должна быть менее 5 м», — рассказал Атряхин.

Как говорит специалист «Алмаза», «Волк-18» — достаточно манёвренный и скоростной БПЛА. Его лётные характеристики позволяют догнать практически любой аппарат неприятеля. Беспилотник-истребитель может подниматься на высоту до 2 км и находиться в воздухе порядка 30 минут.

Канада

ЦЛ-289 , разведчик (1990)

  • Aeryon Scout , разведчик (2009)
  • Aeryon SkyRanger R60 , разведка (2013)
  • Aeryon SkyRanger R70 , разведка (2017)
  • Aeryon SkyRaider R80D , разведчик (2017)
  • Canadair CL-89 , разведка (1964 г.) — совместно финансировалась Великобританией, а затем и Западной Германией
  • ЦЛ-289 , разведчик (1990)
  • CL-227 Sentinel , разведчик (1977)
  • CL-327 Guardian , разведчик (1996)
  • Ч-160, разведка (2009 г.)
  • CU-162 Vindicator (2011 г.)
  • Draganflyer X4, наблюдение (2009)
  • Draganflyer X6 , наблюдение (2009)
  • Draganflyer X8, наблюдение (2010)
  • Draganfly Tango, разведка
  • Meggitt Vindicator II (CU-162)
  • PrecisionHawk Lancaster, сельское хозяйство (2010)
  • Prioria Robotics Maveric
  • Silver Fox ALIX (Эксперимент по наблюдению и разведке Атлантического побережья) (2004 г.)
  • РАСШИРЕННАЯ СУБСОНИКА / XIPHOS Grasshopper (2000)
  • MMIST CQ-10 Snowgoose (2000)

Фармацевт

В Руанде, Танзании, Папуа-Новой Гвинее, Гане и других странах дроны приспособили для доставки медикаментов, крови для переливания, вакцин и даже трансплантатов. В этой миссии задействовали беспилотники калифорнийской компании Zipline, тесно сотрудничающей с международной организацией «Врачи без границ».

Дрон доставляет препараты в Гане

В нескольких американских штатах запустили тестирование такой доставки. Так, в Балтиморе удалось с помощью дрона оперативно перевезти почку для трансплантации.

Дрон перевозит почку для трансплантации в США

А в Индии начали тестировать доставку вакцин против коронавируса с помощью БПЛА.

Индустрия 4.0

Медицинские дроны: как использовались беспилотники в борьбе с COVID-19

Нестандартные устройства посадки БПЛА

Посадочной платформой для БПЛА могут служить различные, порой невероятные на первый взгляд устройства. Например, в устройстве на рисунке ниже в качестве платформы для приземления выбран провод линии электропередачи. 

Зарядка от линии электропередач. 100 БПЛА; 202 – магнитный сердечник; 212 – обмотка; 204 – подвижная часть сердечника; 216 – поверхность сопряжения частей сердечника

Источник (патент принадлежит US Air Force)

БПЛА 100 зацепляется за провод линии электропередачи с помощью магнитного сердечника 202 с обмоткой 212. Для этого сердечник 202 выполнен раскрывающимся с подвижной частью 204. После захвата провода линии электропередачи крюк замыкается в кольцо. Получившийся замкнутый сердечник имеет первичную катушку трансформатора в виде провода линии электропередачи, и вторичную обмотку 212 которая питает зарядное устройство аккумулятора.

Аналогичную задачу решает другое устройство, которое захватывает провод линии электропередачи сверху. 

Система посадки и зарядки дрона на линии электропередач

И здесь нельзя не вспомнить про «Канатоход». Круто, что его сделали в России. Это дрон, который перемещается по проводам за счет колесиков, и летает как коптер, когда нужно переместиться между столбами. Применяется для инспекции ЛЭП на предмет дефектов.

Дрон «Канатоход» для инспекции ЛЭП

1.2 Управляемые авиационные бомбы

В ряде локальных конфликтов, в том числе в Югославии, в Ираке широкое применение получили управляемые авиационные бомбы.

Определение:  УАБ – бомбы, снабженные системой управления, которая позволяет сделать ее промах относительно цели минимальным .

Работы в этом направлении ведутся в Великобритании, Франции, ФРГ, Бельгии, Швеции, Израиле, Японии, лидером же в разработке УАБ являются США. Производство этого класса ЛА ведется в двух направлениях:

1. массовое,

2. специальное, создаваемое для выполнения особых заданий, характеризующееся, например, высокой точностью, специальной боевой частью и т.п.

Важной характеристикой каждого боеприпаса считается отношение массы БЧ к его общей массе. У неуправляемых АБ это отношение близко к 1, у авиационных управляемых ракет класса «воздух-поверхность» оно составляет 0.2…0.5, а для УАБ это отношение примерно равно 0.7…0.9. Таким образом, при прочих равных условиях УАБ доставит к цели вдвое больше БЧ, чем управляемая ракета, что играет особую роль при поражении прочных и заглубленных целей на дальности до 100 км

Таким образом, при прочих равных условиях УАБ доставит к цели вдвое больше БЧ, чем управляемая ракета, что играет особую роль при поражении прочных и заглубленных целей на дальности до 100 км.

По оценке зарубежных специалистов, основными преимуществами УАБ по сравнению с обычными авиационными бомбами являются:

  1. повышение точности попадания в цель в 4…10 раз,
  2. сокращение расхода боеприпасов в 5…25 раз в зависимости от типа цели,
  3. уменьшение числа самолето-вылетов в 2…20 раз и числа заходов на цель,
  4. повышение живучести самолетов-носителей,
  5. сокращение затрат на выполнение боевой операции в 2…30 раз,
  6. возможность избирательного поражения цели .

В последних локальных конфликтах роль УАБ постоянно увеличивается, так как они сочетают:

  • высокую точность попадания в цель,
  • достаточно мощную БЧ,
  • относительно низкую стоимость.

В настоящее время сформировались два подвида УАБ: корректируемые (КАБ) и планирующие.

Определение:  КАБ – это УАБ, траектория движения которой формируется таким образом, чтобы минимизировать величину ее отклонения от баллистической траектории (неуправляемой), проходящей через цель и лежащей в пределах «трубки» рассеивания бомбы.

Определение:  Управляемая планирующая авиационная бомба – это УАБ, в траектории движения которой содержится четко выраженный планирующий участок и дальность действия которой превышает баллистический относ УАБ. Как правило, эти АБ используется в составе ударного авиационного комплекса для выполнения наиболее сложных боевых задач, причем без вхождения самолетов в зону действия объектов противовоздушной обороны, а КАБ применяются для поражения широкого класса малоразмерных прочных целей при частично или полностью подавленной ПВО .

Беспилотники для Арктической зоны

Объективные условия и географическое положение Арктической зоны предполагают необходимость наличия на оснащении БВС большой дальности и продолжительности полета. Ввиду территориальной протяженности региона воздушный мониторинг является наиболее эффективным средством дистанционного сбора данных. Включение в состав авиационного компонента Арктической группировки МЧС России перспективных беспилотных авиационных систем позволит во взаимодействии с силами и средствами других ведомств, а также работающих в регионе крупных компаний организовать развитую разведывательно-информационную инфраструктуру.

Таким образом, на основе принятой Концепции применения беспилотных авиационных систем МЧС России, а также с учетом опыта их практического использования при предупреждении ЧС и ликвидации их последствий способы и тактические приемы использования беспилотных летательных аппаратов будут совершенствоваться, а диапазон сфер применения при решении задач МЧС России – расширяться.

Опубликовано в журнале «Системы безопасности» №2/2019

Что сегодня могут армейские БПЛА

Самая главная задача военных беспилотников — разведка и наблюдение с воздуха. Они патрулируют территорию, охраняют маршруты, могут работать наводчиками и корректировщиками огня. Размер одного из самых миниатюрных разведчиков, американского Wasp, составляет всего 33 см в длину, а вес — 200 г. Он принят на вооружение еще в 2008 году. Тогда он стоил $ 50 тыс.

Одна из модификаций — Wasp AE

(Фото: ADBR)

Как минимум в 100 раз дороже обходятся куда более мощные аппараты: те, которые умеют воевать. Они сбрасывают бомбы (китайский гиперзвуковой WU-14 способен доставить ядерное оружие через континент), стреляют ракетами и могут выполнять роль камикадзе — пикируют на цель, подрывая себя и противника.

Одними их первых использовать беспилотники для самоподрыва придумал Израиль. Их Harop (барражирующие снаряды) применял Азербайджан в Нагорном Карабахе осенью 2020 года.

Космический успех

Разработка испытанной 15 ноября системы велась с 2011 года. Сама она предназначена для уничтожения как баллистических ракет, так и космических аппаратов и будет иметь мобильный вариант, рассказали «Известиям» источники в оборонном ведомстве.

16 ноября министр обороны Сергей Шойгу подтвердил журналистам, что была успешно испытана перспективная система. По его словам, она «ювелирно» поразила старый спутник и никакой угрозы для космической деятельности образовавшиеся фрагменты не представляют.

В своём заявлении днём 16 ноября Минобороны уточнило, что во время испытаний был уничтожен давно недействующий космический аппарат «Целина-Д». Военный спутник был запущен в 1982 году для ведения радиоэлектронной разведки на высоту около 500 км. Ведомство продемонстрировало результаты расчетов, подтверждающих отсутствие рисков для МКС.

Космическое командование США и NASA ранее заявили, что была применена ракета наземного базирования. По американским данным, образовалось облако из около 1,5 тыс. крупных обломков, которые могут угрожать МКС

В день испытаний ее экипаж в целях предосторожности на несколько часов укрылся в космических кораблях «Союз» и Crew Dragon-3

Взлетай, оружие

Фото: Global Look Press/NASA/Keystone Press Agency

Минобороны России в ответ обвинило США в милитаризации космоса. Ведомство напомнило, что в 2020 году в Соединенных Штатах учредили новое Космическое командование и приняли стратегию по космосу, где одна из главных целей — создание комплексного военного преимущества в космосе. По данным российских военных, Пентагон активно разрабатывает и испытывает на орбите новейшие ударно-боевые средства. Среди них назван многоразовый беспилотный космический корабль X-37.

Помимо космических технологий военного назначения в США развивают и собственную систему противоракетной обороны, при этом они стараются переложить ответственность за милитаризацию космоса на другие страны, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Козюлин.

— США и сами проводили испытания по уничтожению спутников в космосе, правда, это было достаточно давно, — отметил он. — Америка в рамках программы ТНААD разработала подвижный комплекс наземного базирования для высотного заатмосферного перехвата целей — с прицелом на уничтожение баллистических ракет и спутников. Подобные противоракеты испытывали Китай и даже Индия, не входящая в число ведущих космических держав.

Россия обращалась к США и другим государствам с предложением подписать договор о предотвращении размещения оружия в космосе, но это предложение так и не было принято за рубежом, добавил эксперт.

Зачем нужны беспилотные гонки?

Гонки беспилотных болидов, с одной стороны, более безопасны, так как в них никто не погибает и не травмируется, с другой — лишены той зрелищности и адреналина, которые присутствуют в обычных.

Если говорить про болиды Formula Student, то их целью является подготовка новых кадров для автоиндустрии на примере реального проекта беспилотника. Построив такой автомобиль, каждый студент проходит весь путь от идеи до тестирования и реализации.

По итогам соревнований члены таких команд часто получают выгодные контракты от крупнейших автоконцернов, которые разрабатывают беспилотные автомобили. Представители Audi, Volkswagen, Mercedes специально посещают европейские этапы гонок, чтобы отбирать талантливые кадры.

История развития военных беспилотных летательных аппаратов

Проекты по созданию летательных аппаратов, которые бы управлялись дистанционно или автоматически, появились еще на заре прошлого столетия, но существующий уровень техники не позволил воплотить их в жизнь.

Первым БПЛА считается дистанционно управляемый самолет Fairy Queen, который был построен в Англии в 1933 году. Его использовали в качестве самолета-мишени для тренировок истребителей и зенитчиков.

Первым беспилотным летательным аппаратом, который выпускался серийно и принимал участие в боевых действиях, стала немецкая крылатая ракета Фау-1. Немцы называли этот БПЛА «чудо-оружием», успели изготовить около 25 тыс. штук и активно применяли для обстрелов Англии.

Ракета Фау-1 имела импульсный реактивный двигатель и автопилот, в который вводились данные о маршруте. За годы войны Фау-1 убила более 6 тыс. англичан.

В послевоенные годы беспилотные разведывательные системы разрабатывались и в СССР, и в США. Советские конструкторы создали целый ряд беспилотных самолетов-разведчиков, а американцы активно использовали БПЛА во Вьетнаме. Они проводили аэрофотосъемку, вели радиоэлектронную разведку, использовались в качестве ретрансляторов.

Огромный вклад в развитие беспилотных летательных аппаратов внес Израиль. В 1978 году израильтяне продемонстрировали свой первый боевой беспилотник IAI Scout на авиавыставке в Париже.

В ходе ливанской войны 1982 года армия Израиля с помощью беспилотников полностью разгромили систему ПВО Сирии, которая была создана советскими специалистами. В результате тех боев сирийцы потеряли 18 батарей ПВО и 86 самолетов. Эти события заставили военных многих стран мира по-новому посмотреть на беспилотные летательные аппараты.

Дроны активно применялись американцами в ходе операции «Буря в пустыне». Использовали разведывательные БПЛА и в ходе нескольких военных кампаний в бывшей Югославии. Примерно с 90-х годов лидерство в разработке беспилотных боевых систем перешло к США, в 2012 году на вооружении ВС США находилось почти 7,5 тыс. единиц БПЛА различных модификаций. По большей части это были небольшие разведывательные дроны для сухопутных подразделений.

Первым ударным дроном стал американский БПЛА MQ-1 Predator. В 2002 году он нанес ракетный удар по автомобилю, в котором находился один из лидеров Аль-Каиды. С тех пор использование дронов для уничтожения объектов противника или его живой силы стало привычным явлением для ведения боевых действий.

Американцы с помощью дронов устроили настоящее «сафари» на верхушку Аль-Каиды в Афганистане и в других странах Ближнего Востока. Часто они добивались поставленных целей, но бывали и трагические промахи, когда вместо боевиков беспилотник уничтожал свадебный кортеж или похоронную процессию. Подобные инциденты обычно получают широкую огласку. В последние годы на Западе даже появились общественные организации, которые призывают отказаться от использования дронов в военных целях. Дескать, они часто промахиваются, что приводит к жертвам среди мирного населения.

Россия пока серьезно отстает в области создания беспилотных боевых систем, этот факт неоднократно признавали представители МО РФ. Особенно очевидным это стало после грузинского конфликта в 2008 году.

В 2010 году российское военное ведомство подписало контракт с израильской компанией IAI, который предусматривал создание на территории РФ завода по лицензионной сборке израильских беспилотников Searcher (у нас они называются «Форпост»). Этот БПЛА трудно назвать современным, он был создан еще в 1992 году.

Существует и несколько других проектов, которые находятся в разной степени реализации. Однако в целом российский ВПК пока не способен предложить вооруженным силам беспилотные системы, сравнимые по характеристикам с зарубежными аналогами.

SberAutoTech ФЛИП

Являясь компанией с одним из самых сильных IT-подразделений в стране, Сбер не мог оставить без внимания рынок беспилотников, представив широкой общественности концепт-кар электрической платформы собственной разработки ФЛИП.

Самый футуристичный беспилотник России

Транспорт способен передвигаться в полностью автономном режиме, но предусмотрена так же бесшовная интеграция в «умные дороги» стандартов V2V и V2X, которые предполагают «общение» всех ФЛИПов на дороге между собой и дорожной инфраструктурой.

Для движения она использует обычный электродвигатель, но разработчики предполагают возможность быстрого переоборудования на другие альтернативные виды топлива, в том числе газ и водород.

На данный момент Сбер представил и обкатал вариант для перевозки 6 пассажиров. Кроме того, предполагается размещение других видов надстройки — грузовой и грузопассажирской.

Проект проходит испытания и вот-вот будет готов к массовому производству

Последняя с учётом внутреннего пространства ФЛИП может оказаться наиболее выгодной: хотя автомобиль имеет стандартные габариты легковой машины (3,62 м на 1,95 м). Благодаря отсутствию места водителя, его ёмкость на 40% больше аналогов.

Лучшие в эксплуатации БАС

С увеличением количества беспилотных летательных аппаратов, повышением их возможностей и масштабов применения на первый план выходят вопросы, связанные с подготовкой квалифицированных специалистов по эксплуатации БАС. Обеспечивается ежегодное проведение курсов повышения квалификации личного состава расчетов БАС на базе высших учебных заведений МЧС России, в том числе с использованием технологий дистанционного обучения. Аналогичная работа организуется в учебных центрах ФПС МЧС России после оснащения их беспилотными летательными аппаратами. К 2021 г. уже обучены 1050 внешних пилотов.

В свете вышесказанного в качестве одной из форм организации и проведения группового вида профессиональной подготовки летного состава, эксплуатирующего БАС, в июне 2021 г. на базе ФГКУ «Ногинский СЦ МЧС России» были проведены I Всероссийские соревнования среди лучших команд МЧС России по мастерству управления беспилотными воздушными судами на звание «Лучший расчет беспилотных авиационных систем МЧС России». Соревнования проводились на тактическом фоне и в следующих целях:

  • совершенствование профессиональных навыков пилотирования и организации производства полетов беспилотных воздушных судов, определения и проверки уровня подготовки внешних пилотов;
  • обмен опытом, пропаганда знаний, приемов и способов проведения авиационных работ при решении задач по предназначению с применением БАС.

Подобные соревнования планируется проводить ежегодно.

«Новое и перспективное направление»

В комментарии RT военный эксперт Владислав Шурыгин отметил, что создание ROSC-1 отвечает насущным потребностям армии и силовых ведомств России в сфере борьбы с БПЛА. По его словам, против малогабаритных дронов, которые используют террористы и иностранные ВС, не всегда эффективны традиционные средства ПВО.

«Необходимо удешевлять средства защиты от беспилотников. Стрелять по ним зенитными ракетам стоимостью в десятки тысяч долларов — слишком затратное занятие. Да, в России сегодня разрабатываются дешёвые ракеты, но лучше всего применять иные средства, не требующие больших расходов», — рассуждает Шурыгин.

В разговоре с RT главный редактор специализированного издания «Беспилотная авиация» Денис Федутинов заявил, что ROSC-1 нацелен на защиту от атак дронов-камикадзе и недорогих аппаратов, которые оснащаются взрывчатыми веществами. По его словам, в мире появился новый класс угроз, который потребовал сочетания на одной платформе различных способов обнаружения и противодействия.

Также по теме


«Никто на них не покушается»: как Польша намерена охранять восточные границы НАТО c помощью турецких беспилотников

Глава МИД Польши Збигнев Рау заявил, что Турция и Польша сталкиваются с «угрозами безопасности на своих границах», поэтому турецкий…

«Разработка предприятия концерна «Алмаз-Антей» как раз относится к такого рода комплексным решениям. Система (ROSC-1. — RT) повышает эффективность противодействия беспилотным летательным аппаратам малого класса», — сказал Федутинов.

Аналогичной точки зрения придерживается директор музея ПВО в Балашихе Юрий Кнутов. В беседе с RT эксперт выразил мнение, что специалисты «Алмаза» создали комплекс, который позволяет обнаруживать дроны, практически не отражающие радиолокационные волны. При реализации проекта ROSC-1 не последнюю роль, как считает аналитик, сыграл опыт сирийской кампании.

Также эксперт высоко оценил возможности «Волка-18». По его мнению, беспилотник-перехватчик не является основным средством противодействия дронам противника, но эффективен, когда требуется осмотреть или обезвредить цель, особенно одиночную.

«Такой антидрон — это новое и перспективное направление развития инженерной мысли. В определённых обстоятельствах он эффективен против барражирующих боеприпасов и разведывательных аппаратов. Принятие на вооружение ROSC-1 должно увеличить возможности России по защите от БПЛА», — подытожил Кнутов.

Что такое беспилотник

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА) — это небольшой самолет без экипажа, который управляется дистанционно (с земли, другого воздушного судна, из космоса) или при помощи автономного программного обеспечения, установленного на его борту.

Конструкции беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов схожи, за исключением систем жизнеобеспечения и кондиционирования (в дронах они отсутствуют).

Основные конструктивные элементы БПЛА:

  • фюзеляж без кабины или рама;
  • система питания;
  • бортовая система управления, состоящая из аппаратной части и программируемого модуля.

Дополнительно устанавливают карту памяти и передатчик, если беспилотник используют для получения, сохранения и передачи информации, или модули-приемники сигналов, которые «понимают» команды человека и реагируют на них.

Безкабинный электромобиль КамАЗ-3373 Челнок

КамАЗ-3373 «Челнок» — ещё один работоспособный концепт Камского автозавода, эксплуатирующийся на собственном производстве с начала 2020 года.

Едва ли не самый интересный проект беспилотного грузовика в мире

Безкабинная платформа с бортовым фургоном имеет грузоподъёмность 10 тонн, длину 8 метров, ширину 2,55 и высоту 4 метра, развивая скорость до 40 километров в час. Отсутствие кабины позволяет разгружать фургон с обеих сторон.

Но это ещё не все: предусмотрена и симметрия световых приборов — любая сторона может быть как передней, так и задней частью грузовика. Дублируются даже органы ориентации в пространстве (лидары, радары и камеры). Для высокоточной навигации спутниковую систему продублировали инерциальной.

Запас хода «Челнока» составляет около 50 километров, которых в ходе испытаний хватало для работы в роли заводского кара на две смены (сутки).

За движение беспилотника отвечает синхронный электродвигатель, работающий от сменных батарей, полная зарядка которых занимает 5 часов при использовании зарядного устройства на 380 вольт. Возможна и более продолжительная зарядка от обычной розетки.

Что нужно – есть, все лишнее – отсутствует

Предполагается, что на платформу можно будет устанавливать не только бортовой фургон, но и сцепку для создания беспилотных автопоездов. Также планируется создание самосвала на базе представленного автомобиля.

Граффитчик

Рой беспилотников российской компании Tsuru Robotics нарисовал крупномасштабное граффити в итальянском Турине. «Винсент ван Дрон» воплотил идеи 100 человек на тему «Дизайн города» в рамках проекта FO-Urban Flying Opera. Четыре летающих дрона разрисовали полотно площадью около 12х14 м в течение двух дней. Они использовали более 900 кг краски.

Дроны рисуют граффити в Испании

Центральная система управления контролировала беспилотные летательные аппараты в режиме реального времени, а система мониторинга отслеживала их точное местоположение.

Индустрия 4.0

Дрон-художник и школьный коптер: какими будут беспилотники будущего

Украина

М-6 Жайвир

М-10 «Око»

  • UAV «Sparrow» “Sparrow” UAV/UAC — Разведывательный БПЛА, тип “поле боя «Спарроу»

  • UAC «Columba» “Columba” UAV/UAC — Тактический многоцелевой разведывательный БпАК «Колумба»

  • М-6 «Жайвир»
  • М-7 «Небесный патруль»
  • М-10 «Око»
  • Сокол-2 (БПЛА)
  • Стрепет (БПЛА)
  • А-3 «Ремез» — тактический разведывательный БПЛА
  • А-4К-«Альбатрос» — многоцелевой разведывательный БПЛА
  • А-5 «Орлан» — тактический разведывательный БПЛА
  • А-6 «Беркут» — многоцелевой тактический разведывательный БПЛА
  • А-10 «Феникс» — стратегический разведывательный БПЛА
  • А-11 «Стриж» — тактический разведывательный реактивный БПЛА или мишень
  • А-12 «Ураган» — разведывательный БПЛА вертикального взлёта и посадки
  • SMIC Aerospace
  • Observer SM 1
  • Supervisor SM 2
  • Supervisor SM 2B
  • Supervisor SM 2D
  • Viper SM 3
  • Microvisor SM 7
  • Microvisor SM 7М

Беспилотный грузовик EvoCargo

Малотоннажник EVO-1 компании EvoCargo полностью основан на российских разработках и представляет собой продуманный гибридный концепт с питанием от электрических батарей и водородных топливных элементов. Вторые используются для генератора, когда аккумуляторы будут разряжены.

Беспилотная перевозка груза между контрольными точками серьёзно снизит себестоимость самых разнообразных товаров

Компоновка позволила сократить время заправки до 5 минут. Этого достаточно на 1000 километров без остановки, снизить массу аккумуляторов и повысить ремонтопригодность.

На дороге EVO-1 чувствует себя отлично

Грузовик разработан как полностью беспилотный: в нём отсутствуют кабина, кресло, рулевая система управления. Видимая «надстройка» — своеобразная «рубка» для оборудования, обеспечивающих как самостоятельное перемещение транспорта, так и взаимодействие с подключённой инфраструктурой «умной дороги» стандарта V2X.

Для внедрения своих беспилотников EvoCargo предлагают сервис электрических магистральных перевозок, позволяющий клиентам обойтись без покупки грузовика и капитальных затрат, оплачивая транспортные услуги по подписке или за километраж.

Подробностей немного. Но грузовик EvoCargo уже ездит, в отличие от многих зарубежных конкурентов

Тестовый запуск беспилотных грузовиков EVO-1 из 3 единиц на территории испытательного центра в Москве успешно прошел в марте 2021 года в полностью в автономном режиме с заданной скоростью с учетом дорожных знаков и разметки.

МГТУ-КамАЗ-6561 Геркулес

Карьерный беспилотный самосвал не заставил себя ждать: как лидер отрасли, КамАЗ уже в июле 2021 года разработанную совместно с МГТУ им. Н.Э. Баумана модель КамАЗ-6561 с шарнирно-сочленённой рамой и двумя степенями свободы, получившую имя «Геркулес».

Беспилотный карьерный самосвал КамАЗ

Автомобиль выполнен по схеме «последовательный гибрид», имея ДВС и электрический генератор. Первый приводит в действие генератор, второй даёт энергию для тягового электродвигателя и заряжает аккумуляторную батарею.

Проект задуман пару лет назад и уже готов к серийному выпуску

Гибридное устройство позволяет местами передвигаться на электричестве, экономя до 15% топлива по сравнению с дизельными аналогами.

Есть и система рекуперация, которая происходит при спуске в карьер. Напротив, при подъёме наверх с грузом — накопленная энергия в батареях помогает подняться автомобилю в гору.

При длине в 10,1 метра самосвал оказывается одним из наиболее шустрых и поворотливых на рынке благодаря своей схеме. Кроме того, неплохим получился и КПД: при снаряженной массе в 31 тоннe «Геркулес» перевозит до 40 тонн.

Даже при сохранении водителя, продвинутый ADAS может многое изменить к лучшему в промышленности

В самосвале применяется система автономного вождения ADAS пятого уровня, которая обеспечивает движение в карьере без участие водителя, но водительское место сохранено полнофункциональным.

Он и режим дистанционного управления, позволит запустить производство и эксплуатацию новинки без длительной сертификации и законодательных решений по дорожным беспилотникам (сверхтяжёлая техника сейчас требует обязательного наличия водителя на дорогах общего пользования).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector