Транспортная авиация россии

Содержание:

[править] Производство

Основная статья: Производство военно-транспортных самолётов в России

Единственным поставщиком военно-транспортных самолётов для Минобороны России является «Авиационный комплекс им. Ильюшина».

Авиазавод «Авиастар-СП» серийно выпускает военно-транспортные самолёты Ил-76МД-90А.

Корпорация «Авиационный комплекс им. Ильюшина» занимается тремя проектами в сфере военно-транспортных самолётов: Ил-112В, Ил-276 и Перспективный авиационный комплекс транспортной авиации (ПАК ТА).

КБ «Ил» проектирует транспортный самолет Ил-112В для замены в парке ВТА «транспортника» Ан-26.

Разработка[ | ]

В апреле 2014 года была размещена документация о закупке «Определение вида бортового радиоэлектронного оборудования для семейства перспективных транспортных самолётов сверхтяжёлого класса». Как пояснил Сергей Сергеев, сегодня нужна «полная замена парка во всех классах транспортной авиации — лёгком, среднем, тяжёлого и тяжёлого дальнего». Для самолёта на основе двигателя ПД-14 будет разработан новый, более мощный двигатель ПД-35 с тягой 30 тонн.

Согласно годовому отчёту ПАО «Ил» за 2020 год на предприятии велась предконтрактная работа на выполнение научно-исследовательской работы «Исследование путей создания перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации (НИР ПАК ВТА)», а также был заключён государственный контракт на выполнение 3—5 этапов опытно-конструкторских работ (ОКР) по проекту.

Краткая история военной российской авиации

Военно-воздушные силы Российской империи берут свое начало с 1910 года, когда правительство закупило первые французские самолеты и начало подготовку пилотов. Императорский военный флот был одним из лучших, однако был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. На смену флоту пришли воздушные войска Вооруженных сил СССР, основанные в 1918 году и получившее наиболее интенсивное развитие в 30-х годах XX века, когда начали производиться истребители И-15, И-16, а также бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.

За годы Великой Отечественной войны погибло большое количество летчиков, потери боевых самолетов были колоссальными, однако после победы СССР военно-воздушные силы стали активно модернизироваться, а в 1947-1950-х годах началось серийное производство реактивной авиации.

К концу 1980-х годов в распоряжении ВВС было около 10 000 самолетов. В это же время начались разработки истребителя пятого поколения, были запущены программы МиГ 1.44 и С-37 (оба проекта закрыли).

Распад СССР положил начало деградации ВВС России (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники, аэродромов, малое финансирование), которая приостановилась в начале 2000-х годов. После 2009 года начался капитальный ремонт и интенсивная модернизация всего парка ВВС РФ.

СУ-80 — универсальное транспортное средство

Многоцелевой транспортный самолет (Россия)

Этот самолет был создан в начале 1990-х годов» в ОКБ имени П. О. Сухого, прежде специализировавшемся на истребителях. Первый полет Су-80 совершил 4 сентября 2001 года, взлетев с подмосковного аэродрома Летно-исследовательского института имени М. М. Громова. Дебютный полет был удачным.

Су-80 является одной из наиболее перспективных российских разработок в области гражданской авиации

Су-80 разрабатывался как универсальный транспортный самолет Су-80ГП. Его особенностью является то, что он может быть быстро переоборудован из пассажирского варианта (до 30 пассажиров в комфортабельном салоне) в транспортный (после демонтажа кресел и багажных полок) и обратно. Наличие грузовой рампы позволяет транспортировать как стандартные авиационные контейнеры, так и автомобильную технику.

 Взлетно-посадочные характеристики Су-80, а также шасси с пневматиками низкого давления позволяют эксплуатировать самолет на небольших грунтовых, ледовых и заснеженных аэродромах. Сейчас произведено восемь таких самолетов. Также машину модернизировали под требования ВВС России, федеральной пограничной службы, МЧС России и федеральной службы поиска и спасения. После этого главной ее задачей стало выполнение патрульных и патрульно-транспортных операций. Военная версия Су-80ПТ оборудована пушкой 23-мм калибра, ракетами «воздух — воздух» и «воздух — земля», а также противотанковыми управляемыми ракетами. Самолет планируется как замена L-410, Як-40, Ан-24, Ан-26, Ан-28 и Ан-30.

Су-80 оснащен хорошо зарекомендовавшими себя двигателями СТ7-9В компании «Дженерал Электрик»

Двухбалочная схема Су-80 с П-образным оперением позволяет погрузчику подъехать вплотную к рампе

Структура военно-воздушных сил ВВС России

Сегодня ВВС России входят в состав военно-космических сил, указ о создании которых был опубликован в августе 2019 года. Руководство ВКС России осуществляет Генеральный штаб ВС РФ, а непосредственное командование – Главное командование ВКС. Главкомом российских военно-космических сил является генерал-полковник Сергей Суровикин.

Главкомом ВВС России является генерал-лейтенант Юдин, он занимает должность заместителя главкома ВКС РФ.

Кроме военно-воздушных сил, в состав ВКС входят космические войска, подразделения ПВО и ПРО.

В состав ВВС России входит дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Кроме этого, в состав ВВС включены зенитные, ракетные и радиотехнические войска. Есть в ВВС России и свои специальные войска, которые выполняют многие важные функции: обеспечивают разведку и связь, занимаются радиоэлектронной борьбой, спасательными операциями и защитой от оружия массового поражения. В состав ВВС входят также метеорологическая и медицинская служба, инженерные подразделения, части обеспечения и тыловые службы.

Основой структуры российских военно-воздушных сил являются бригады, авиационные базы и командования ВВС РФ.

Как было уже сказано выше, по своему размеру российские ВВС уступают только военно-воздушным силам США. В 2010 году численность российских военно-воздушных сил составляла 148 тыс. человек, в эксплуатации находилось около 3,6 тыс. различных единиц авиационной техники, еще около 1 тыс. были на хранении.

Перед военно-воздушными силами России ставятся следующие задачи:

  • отражение агрессии противника в воздухе и космическом пространстве;
  • защита от воздушных ударов пунктов военного и государственного управления, административных и индустриальных центров, других важных объектов инфраструктуры государства;
  • нанесение поражения войскам противника с использованием различных видов боеприпасов, в том числе и ядерных;
  • проведение разведывательных операций;
  • непосредственная поддержка других видов и родов вооруженных сил РФ.

Почему пассажирские самолеты превращаются в грузовые

Самолеты «живут» 40-50 лет. Однако в небо до сих пор поднимаются грузовые авиалайнеры, выпущенные в 1960-х. В 2019 году скандал в Канаде вызвал старый грузовой Boeing 737-200, использовавшийся в предвыборной гонке лидером либералов Джастином Трюдо. Выборы он тогда выиграл и стал премьер-министром, но перед этим долго оправдывался за загрязнение окружающей среды авиалайнером почтенного возраста, который «ел» больше на 500 литров топлива в час, чем второй самолет его предвыборной гонки — новенький Boeing 737-800.

Годность воздушных грузовиков определяется не датой выпуска, а соответствием определенным нормам эксплуатации, наличием необходимых сертификатов, прохождением технических проверок. Однако COVID-19 заставил взлететь даже запасные самолеты, которые доживали свой век.

«В любую эпоху у авиакомпаний есть небольшое количество резервных бортов, которые находятся на долгосрочном хранении, — говорит Евгений Лебедев, авиационный эксперт музея техники Вадима Задорожного. — Перед пандемией, например, был спад, и в России на земле оказалось несколько грузовых ИЛ-76, ТУ- 214. Когда грянул COVID-19, многие отечественные перевозчики расконсервировали простаивавшие самолеты, подняли их на крыло и начали активно использовать».

Раньше 50% всех авиагрузов перевозилось в трюме пассажирских самолетов. В 2020-м они почти не летали. Грузовые авиалайнеры эту нагрузку взять на себя не могли, их физически на всех не хватало. Когда средств индивидуальной защиты потребовалось много и быстро, перевозчики использовали нестандартную схему: в пассажирских самолетах снимались сидения, а их место занимали паллеты. Первой в России возить грузы в салоне начала компания S7: в апреле 2020-го из Пекина в Екатеринбург на пассажирском Airbus 220 она доставила медикаменты и средства индивидуальной защиты.

Салон Boeing 767-200 авиакомпании Utair. Кресла обтянули упаковочной пленкой, чтобы груз не вывалился в проход

Когда люди вновь вернутся на борт, большинство современных авиалайнеров примут первозданный вид, в отличие от своих отслуживших пассажирскую службу коллег. Они не «родились» грузовыми, но когда постарели — начали перевозить посылки.

«Большое количество грузовых самолетов — это конвертированные (переделанные. — РБК Тренды) пассажирские лайнеры, которые отлетали свои 20-25 лет на пассажирских перевозках, — объясняет Евгений Лебедев. — В них устанавливается грузовой люк для специальных поддонов, которые ускоряют разгрузку/погрузку. Потому что простой самолета означает для авиакомпании очень большие потери, счет идет на десятки тысяч долларов, если задержка в аэропорту случится хотя бы на сутки».

Это проторенный путь, пандемия лишь сместила фокус: грузовыми перевозками занялись сугубо пассажирские авиакомпании. Российская S7 приобретает первые переоборудованные грузовые самолеты 737-800 у GECAS, Air Canada трансформирует свои Boeing Co 767, а арендодатель CDB Aviation вкладывается в два переделанных Airbus SE A330.

Превращение пассажирского самолета в грузовой

(Фото: REUTERS / Ronen Zvulun)

Появление грузовых перевозок или прирост их доли в портфеле авиакомпании призван компенсировать миллиардные убытки от рекордно снизившегося пассажиропотока. В 2020 году южнокорейский перевозчик Asiana Airlines переоборудовал 2 пассажирских самолета Airbus A350-900 в грузовые и отправлял их в небо 849 раз, в 2021 году модернизации подвергнутся еще 2 самолета. В авиакомпании говорят, что таким образом объем грузового сегмента вырос на 64%.

4/ МиГ-15: истребитель-долгожитель

Истребитель МиГ-15, впервые взлетевший в 1947 году, – самый массовый реактивный истребитель в мире. Всего было выпущено более 17 тыс. единиц. В различных модификациях он находился на вооружении более 40 стран и до сих пор эксплуатируется в нескольких странах.

Мировое признание МиГ-15 получил в ходе Корейской войны 1950-х годов. Иностранная пресса называла самолет «корейским сюрпризом»: МиГ-15 эффективно противостоял не только тяжелым бомбардировщикам B-29, но и американским истребителям. Именно на МиГ-15 пилот Евгений Пепеляев, воевавший в Корее, стал одним из самых результативных асов в истории реактивной авиации. 
 

Спортивные самолеты России. Пилотажный учебно-тренировочный самолет СУ-29.

Су-29

Российский спортивный двухместный Су-29, разработанный ОКБ Сухого, является продуктом глубокой модификации самолета Су-26М. Отличием от предшественника стало добавление второй кабины пилота, увеличение длины фюзеляжа и размаха крыла. В 1991г., практически через год после начала, проектные работы завершены. После чего сразу же приступили к постройке первых двух прототипов для проведения летных испытаний. В конце этого же года машина впервые поднялась в воздух. А весной 1992г. от взлетной полосы отрывается серийный экземпляр. Чуть позже Су-29 участвует в олимпиаде во Франции, где завоевывает интерес зарубежных партнеров. С этого момента начинается активная поставка самолета за границу.

Также читайте – «Самые необычные транспортные средства».

Всего со стапелей заводов сошло свыше 60-ти машин этого типа. Сегодня производство Су-29 прекращено.

Учебно-тренировочные самолеты

Для подготовки курсантов, обучающихся пилотированию Ту-22М3 и Ту-160, применяется Ту-134УБЛ. Также на нем летают действующие пилоты, чтобы сократить выработку ресурса боевых самолетов. В строю и на хранении числится 33 машины.

Реактивный учебно-боевой самолет Як-130, способен нести до 3 тонн ракетного и бомбового вооружения. Производится с 2010 года, к началу августа 2018 года поставлено 106 самолетов.

В учебных частях продолжают нести службу самолеты L-39, созданных в Чехословакии в 1970-1980-е года. Командование ВКС предполагает, что все они будут заменены на Як-130, обладающий более высокими летными характеристиками.

АН-124 «РУСЛАН» — уникальный грузовой исполин

Стратегический военно-транспортный самолет (СССР)

С появлением в 1965 году первого в мире широкофюзеляжного самолета Ан-22 «Антей» начался новый этап соперничества между СССР и США в создании машин-гигантов. В США работали над проектом С-5 «Гэлэкси», который должен был превзойти в грузоподъемности все предыдущие машины.

Ан-124 является последним самолетом, к конструированию которого приложил руку сам О. К. Антонов

В 1966 году ЦК КПСС и Совет министров СССР издали совместное постановление об ответных мерах, которым предусматривалось строительство транспортных самолетов грузоподъемностью 100-120 т. Работы были поручены ОКБ имени О. К. Антонова. В ОКБ начали разрабатывать новую машину Ан-124 с грузоподъемностью 120 т.

В самолете впервые применили крыло сверхкритического профиля, позволявшее значительно увеличить подъемную силу. Самолет получил два грузовых люка — спереди и сзади, благодаря чему боевая техника могла проезжать буквально «сквозь него». Фюзеляж сделали двухпалубным. Над багажным отсеком располагалась кабина пилотов, оснащенная самым современным бортовым оборудованием. В результате грузоподъемность самолета была больше, чем у американца, на 25%.

Ан-124 оснащен разнообразным погрузочно-разгрузочным оборудованием. На фото видно, как бортовой передвижной подъемный кран грузоподъемностью 20 т загружает на Ан-124 контейнер

Для изготовления машины на Киевском авиазаводе потребовалось построить специальный цеховой корпус высотой пролета около 100 м. Шасси для самолета делали в Куйбышеве, двигатели — в Запорожье, гидравлику — в Москве и Харькове. В Ташкенте изготавливали крыло и крупные части фюзеляжа, которые перевозились в Киев на самолете Ан-22. К производству подключили свыше 100 заводов.

В 1982 году состоялся первый испытательный полет. Испытания продолжались до 1985 года. Почти сразу после их завершения самолет за один полет установил 21 мировой рекорд. Первоначально производство самолета планировалось размещать в Киеве, но затем оно было перенесено в Ульяновск. К 2004 год выпустили 56 «Русланов».

Для упрощения погрузки «крупногабаритов» на борт самолет «приседает» за счет специальной конструкции шасси

Воздушный флот ВТА: самолеты в строю и на подлете

Сейчас на вооружении российской армии стоит порядка 250 единиц транспортных воздушных судов. Эти самолеты обычно делят на пять категорий, а основным показателем здесь выступает грузоподъемность: сверхтяжелые – Ан-124 (более 120 тонн); тяжелые – Ан-22, Ил-76МД-90А (до 60 тонн) и Ил-76МД (до 48 тонн); средние – Ан-12 (20 тонн); легкие – Ан-26 (6 тонн) и сверхлегкие – Ан-2 (1,5 тонны).

Несмотря на то что в общей массе все эти машины были созданы еще в советское время, считать устаревшим парк военно-транспортной авиации не вполне корректно. Как отмечают эксперты, транспортный самолет – это скорее грузовик с такими ключевыми характеристиками, как грузоподъемность и надежность. Во всем мире считается, что жизненный цикл транспортников может достигать примерно 60 лет при своевременном проведении капитального ремонта.

В 2014 году в России была запущена программа переоснащения военно-транспортной авиации: проводится ремонт стоящего на вооружении парка, поставляются новые машины. В 2019 году доля исправного самолетного парка ВТА РФ достигла 90% – впервые за новейшую историю Военно-транспортной авиации.

Параллельно ведутся работы по разработке новых воздушных судов. Так, например, легкие Ан-26 должны заменить Ил-112В, а самый распространенный российский транспортник Ил-76 уже получил свою новую версию – Ил-76МД-90А.

Сверхзвуковой бизнес-джет Ту-344

Год: 1998

Дальше рисунков и предварительных схем Ту-344 дело не продвинулось

Пассажирские перелёты на скоростях выше скорости звука закончились «Конкордом» и Ту-144. Почти не успев стать нормой. И сегодня о них мечтают, но не ждут.

Несмотря на явные скоростные преимущества, общая цена разработки сверхзвуковых лайнеров, шум таких самолётов и стоимость билетов вынудила закрыть все мало-мальски значимые проекты.

Прародитель Ту-344 – стратегический бомбардировщик Ту-22М3

ОКБ Туполева ещё во второй половине девяностых годов предложило самый простой способ борьбы с высокой стоимостью разработки и владения подобными самолётами, предложив проект на основе серийного… стратегического бомбардировщика Ту-22М3.

Плюсов масса: схема готова, серийное производство налажено, запчасти доступны. И даже готовые к переделке планеры наверняка в то смутное время можно было найти — например, взяв за основу отлетавшие ресурс армейские машины.

Обновленный проект под новым названием

Похоронили его ужесточившиеся экологические нормы и отсутствие тихих двигателей на смену серийных. Да и заказчиков в России не было — а кто позволит такое отправлять зарубеж?

Сегодня ситуация изменилась, аналоги Ту-344 востребованы рынком. Сверхзвуковой бизнес-джет на 10-12 пассажиров — мечта многих бизнесменов. Кто знает, может быть проект будет возрожден.

Что и как перевозят по воздуху

Воздушная доставка — удовольствие не из дешевых. Для сравнения: то, что морем можно доставить за $195, перевезти по воздуху обойдется уже в $1 тыс: разместить груз на корабле в 4-16 раз дешевле, чем на самолете. Доставка морем куда меньше загрязняет окружающую среду. 2-тонная партия преодолеет 5 тыс.км на корабле, оставив углеродный след 150 кг. СО2, на самолете — 6 605 кг. К тому же корабль может взять гораздо больше груза, чем тот же конвертированный Boeing, в один морской контейнер входит до 10 тыс. пивных бутылок.

На Олимпиаду в Токио грузовыми самолетами доставляли лошадей. Для этого потребовалось 8 бортов

(Фото: Fédération Equestre Internationale)

Однако в ряде случаев оперативность и безопасность важнее цены и вместительности: перевозка по небу до 30 раз быстрее, чем по воде. Итак, что возят самолетами:

  • Фармацевтику и медицинские грузы. Кроме масок, перчаток и вакцин, это лекарства, медпрепараты и, например, донорские органы, невероятно капризные к условиям транспортировки. Например, сердце вне тела может жить только 4-6 часов, чем быстрее оно окажется в операционной, тем больше шанс, что орган приживется;
  • Скоропортящиеся товары: фрукты, продукты, цветы;
  • Различную технику, детали, запчасти;
  • Предметы исторической значимости (картины, скульптуры и т.д), драгметаллы, украшения;
  • Военные детали и технику, части воздушных и морских судов;
  • Частные посылки.

Практически все из перечисленного сегодня можно приобрести онлайн. В 2021 году емкость рынка интернет-покупок может составить почти $5 трлн. К такому масштабному росту готовятся все крупнейшие игроки: к примеру, для доставки своих посылок интернет-платформа Amazon создает собственный воздушный флот: у испытывающих трудности авиакомпаний Delta и WestJet она купила 11 Boeing 767-300.

Владелец Amazon Джефф Безос, которого считают самым богатым человеком в мире, «использует логистику как секретное оружие».

«Amazon Air в настоящее время использует свои самолеты только для перевозки собственных грузов и еще не продала услуги третьим сторонам, — поясняет Дамиан Бретт, редактор Air Cargo News. — Хотя это уже привело к потере доходов таких компаний, как UPS и FedEx, Amazon еще не конкурирует с ними напрямую. Однако если Amazon начнет предлагать услуги авиаперевозок внешним сторонам, это может стать (для монополистов, прим. РБК Тренды) большой угрозой».

Ан-124

Ан-124 — советский грузовой самолет, разработанный авиационным конструкторским бюро имени Антонова. Самолет позиционировался как сверхтяжелый, и был способен транспортировать до 160 тонн в зависимости от количества двигателей (четыре или шесть). Максимальная скорость полета данного аппарата составила 865 километров в час. Запаса топлива хватало на преодоление до 4800 километров при максимальной нагрузке. Было произведено большое количество различных модификаций, самая известная из них была представлена в качестве носителя для «Бурана». Всего было изготовлено 55 таких аппаратов, средняя стоимость одной единицы составляет 300 миллионов долларов.

Учебно-тренировочный спортивно-пилотажный самолет России И-3 (СП-91).

И-3 (СП-91)

Спортивный самолет И-3 создан в конструкторском бюро «Интеравиа» в 1991г. Серийный выпуск развернут на исходе 1990-х г. Для наиболее эффективного применения машина разработана в двух и одно местной модификации. Для переоборудования из одноместного в двухместный и на оборот требуется не более 1 ч. в полевых условиях.

Вам может быть интересно – «Первые самолеты Туполева».

В качестве силовой установки в СП-9 используется поршневой звездообразный авиадвигатель М-14П мощностью 360 л/с, который работает в паре с винтом изменяемого шага MTV-9-8C или В-530. Также на самолет можно установить более мощный 450-сильный двигатель М-9Ф

Немаловажной особенностью СП-9 является почти полное отсутствие реакции на реактивный момент от винта, что позволяет проводить на нем обучение пилотов реактивной авиации

Спортивный самолет И-3, кроме России активно экспортируется в страны Европы и соединенные штаты Америки.

«ЛОКХИД C-141 СТАРЛИФТЕР» — «Воздушный грузовик» вьетнамской войны

Многоцелевой военно-транспортный самолет (США)

В конце 1950-х годов в США приступили к исследованиям на предмет создания дальнего военно-транспортного самолета, оснащенного турбореактивными двигателями и имеющего высокую грузоподъемность. Такие машины были необходимы для замены устаревших «Дугласов-124» с еще поршневыми двигателями.

«Горб» над кабиной — это приемник системы дозаправки в воздухе

 В августе 1960 года ВВС США разработали технические требования на создание такого «грузовика». Самолет должен был обладать взлетной массой не меньше 145 т и быть способным перелетать через Атлантику. По результатам объявленного конкурса, в котором к непременным «Боингу», «Дугласу» и «Локхиду» присоединился «Конваир», лучшим был признан проект фирмы «Локхид», с которой и был подписан контракт.

Самолет поднялся в воздух 17 декабря 1963 года. Два года спустя первая серийная машина была передана ВВС США. Летом 1965 года сформировали эскадрилью из 16 самолетов. Первоначально военные заказали 132 самолета, однако затем их количество увеличилось до 284, что было связано с начавшейся войной во Вьетнаме.

Все поставки этой машины, имевшей обозначение С-141А, завершились в 1968 году. В производстве участвовали 1334 предприятия США и Канады. В работах было занято в общей сложности около 12 000 человек, из которых 25% составляли инженеры.

Основным недостатком С-141 был относительно малый объем грузового отсека, поэтому самолеты часто летали недогруженными по тоннажу

Вначале самолет назвали «Супер-Геркулесом», однако затем переименовали в «Старлифтер». С августа 1965 года «Старлифтеры» широко использовались для переброски войск во Вьетнам.

Они считались основными частями «воздушного моста», призванного в случае большой войны соединить США и Западную Европу. В 1973 году эти машины создали надежный «воздушный мост» между США и Израилем во время очередной арабо-израильской войны.

Впоследствии появились самолеты с увеличенным объемом грузового отсека — С-141В и с улучшенными системами бортовой электроники и навигации — С-141С. На сегодня построено 285 «Старлифтеров».

Поделиться ссылкой

«ШОРТ С-23 ШЕРПА» — ящик с крыльями

Легкий военно-транспортный самолет (Великобритания, США)

В начале 1980-х годов в Западной Европе находились 20 американских авиабаз, и самолетам каждой из них требовались запасные части. Возникла необходимость в легкой машине, которая могла бы доставлять из Америки такие грузы. Габариты ее грузового отсека определялись размерами двигателя истребителя «Фантом F-4», самого крупного из всех, что ей пришлось бы принимать на борт. Американцы хотели построить такой самолет силами самих европейцев. В финал объявленного конкурса вышли британская фирма «Шорт» и испанская CASA, причем последней оказывала поддержку американская «Макдоннел-Дуглас». Однако предпочтение все же было отдано «Шорту».

С-23 очень популярен в США, где его используют для доставки небольших грузов на слабо оборудованные полевые аэродромы, расположенные в глухих уголках страны

Новая машина получила название «Шерпа» (Sherpa), что значит «воздушный змей». Первый полет «Шерпа» совершил 23 декабря 1982 года. Затем последовали демонстрационные полеты в странах Западной Европы.

В марте 1984 года фирма «Шорт» получила от ВВС США контракт на 165 млн долларов для постройки 18 машин. «Шерпа» напоминал пассажирский самолет этой же компании «Шорт-330», только на нем было установлено новое радиоэлектронное оборудование, увеличен объем топливных баков, появились рабочие места для бортмеханика и штурмана. Пассажирский салон переоборудовали в транспортный отсек, снабженный устройствами для погрузки и выгрузки. К настоящему времени построено около 34 таких машин, и их производство продолжается.

Кроме грузов «Шерпа» может взять на борт 30 экипированных солдат либо 15 раненых на носилках

Неказистый с виду самолет получился очень удачным во всех отношениях. Его охотно эксплуатируют не только военные, но и многие гражданские авиаперевозчики

Многоцелевой экраноплан на воздушной подушке «Тунгус»

Год: 2015

“Тунгус” летает, но пока в единственном экземпляре

Отечественная школа разработки всепроходимых транспортных средств часто удивляет профессионалов Запада. «Тунгус» не остался в стороне, став едва ли не самым вездеходным аппаратом в мире. С некоторыми оговорками.

Этот удивительный гибрид экраноплана и судна на воздушной подушке может взлетать с любой плоской поверхности, перевозить до 21 пассажира или 2 тонны груза с дальностью до тысячи километров при минимально расходе топлива.

Схема работы проста: двигатели нагнетают воздух под «корабль» и приподнимают его на высоту до полуметра, одновременно придавая горизонтальную тягу. Так он может перевозить до 1,8 тонны груза со скоростью до 80 километров в час.

Уменьшенный вариант эксплуатируется уже не один год

Форсированный режим позволяет увеличить высоту «полёта» до 15 метров и достичь скорости до 190 километров в час, двигаясь на высоте до метра. Тогда и снежные торосы в 15 метров высотой не помеха.

Здесь в дело вступает экранный эффект, и подушка создается без тяги, только благодаря аэродинамике крыла. Вся мощность двигателя в этом случае идёт на горизонтальное движение.

Воздушная подушка позволяет свободно подниматься с заболоченных участков, лесных полян, песков, отмелей и тех мест, где обычная техника пасует. Или просто быстро плавать над водой.

ИЛ-76 — легендарный транспортник из СССР

Средний военно-транспортный самолет (СССР)

К разработке турбореактивного самолета Ил-76 в ОКБ С. В. Ильюшина приступили с изданием приказа министра авиационной промышленности от 28 июня 1966 года. Самолет предназначался для решения типичных задач военно-транспортной авиации.

Ил-76 является первым советским реактивным транспортным самолетом

Машина должна была перевозить военные грузы, технику, сбрасывать парашютный десант в нужное время и в нужном месте. В 1967 году утвердили техническое предложение на машину, после чего бюро приступило к разработке чертежей.

В мае 1969 года был построен макет самолета в натуральную величину. При этом полмакета сделали настоящим — прочным, «силовым», способным выдерживать груз военной техники. Внутрь самолета загоняли разнообразные машины, в том числе самоходные, и проверяли, как они разместятся. После полумесячных почти круглосуточных работ макет был утвержден. Началось собственно строительство самолета.

Главная сложность заключалась в том, что огромной машине предстояло подниматься, в том числе, с грунтовых аэродромов и небольших взлетно-посадочных полос. Поэтому шасси самолета было выполнено многоколесным и имело повышенную проходимость. Для уменьшения разбега при взлете крылу придали умеренную стреловидность.

В «бороде» Ил-76 находится высокоразрешающая панорамная РЛС, предназначенная для точной выброски десанта

На самолет помимо основных маршевых установили четыре взлетных двигателя, а колеса шасси получили надежную тормозную систему. Машина поднялась в воздух 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома Москвы, знаменитой «Ходынки». Самолет долетел до Раменского и благополучно приземлился. После этого начались заводские испытания. В мае 1971 года Ил-76 на аэродроме Внуково представили руководителям страны, затем он был показан на всемирном авиасалоне в Ле-Бурже.

Два года спустя серийная машина совершила первый полет. Вскоре эти самолеты начали поступать в войска, прежде всего в авиационные части, расположенные в Беларуси. В 1976 году специальным правительственным постановлением самолет был официально принят на вооружение. По сравнению с турбовинтовыми машинами, у нового транспортного самолета серьезно увеличилась скорость полета, что позволило сократить сроки выполнения боевых задач.

Выросло качество пилотажного оборудования, появилось собственное вооружение. Кабина экипажа и грузовой отсек выполнены герметичными, в них постоянно поддерживается нормальное атмосферное давление. Четыре мощных двигателя, расположенные под крылом, обеспечивают необходимую надежность.

Ил-76 может взлетать и садиться даже с грунтовых и заснеженных аэродромов относительно ограниченных размеров

Появилось и специальное оборудование для выброса десанта. Машина открыла новые возможности для доставки грузов в труднодоступные места, в том числе на дрейфующие станции в Северном Ледовитом океане.

В НАТО самолет прозвали «Кандид» — «простодушный», подчеркнув, вероятно, его простоту и надежность. Он до сих пор состоит на вооружении России, Украины и большинства других стран СНГ, а также Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Китая, Сирии и Северной Кореи.

Военно-транспортная авиация

Главным «воздушным грузовиком» военной авиации является самолет ИЛ-76, обладающий грузоподъемностью до 60 тонн. Около 120 самолетов находятся в авиачастях, в том числе несколько экземпляров, построенных и прошедших модификации в 2010-2018 годах.

Серийный самолет с самой высокой в мире грузоподъемностью Ан-124 «Руслан». Все 16 машин, находящихся на вооружении, прошли модернизацию в 2012-2015 годах, в ходе которой были установлены навигационные комплексы «ГЛОНАСС», шасси, элементы фюзеляжа и увеличена грузоподъемность.

«Пенсионер» транспортной авиации Ан-12 способен перевозить до 20 тонн грузов. Несмотря на то, что он снят с производства в 1973 году, в военной авиации России осталось более ста машин.

Легкий Ан-26 способен перевозить груз массой до 5,5 тонн, либо до 40 человек личного состава. Производился в СССР с 1969 по 1986 годы. В ВКС и морской авиации по-прежнему находится более 140 таких самолетов.

Для транспортировки личного и командного состава вооруженных сил военная авиация использует:

  • 18 самолетов Ту-154;
  • 6 машин ИЛ-62М;
  • 54 машины Ту-134;
  • 8 самолетов ИЛ-18Д;
  • 27 легких чешских L-410.

Для замены машин, вырабатывающих свой ресурс, начато производство АН-148-100Е, вмещающего до 80 человек, и АН-140-100, который способен перевозить до 52 человека.

Структурная организация военно-воздушных сил

С 1 августа 2015 года военно-воздушные силы организационно влились в состав военно-космических сил, главкомом которых назначен генерал-полковник Бондарев. Главнокомандующим ВВС и заместителем главкома ВКС в настоящее время является генерал-лейтенант Юдин.

Российские военно-воздушные силы состоят из основных видов авиации – это дальняя, военно-транспортная и армейская авиация. Радиотехнические, зенитные и ракетные войска также включены в состав ВВС. Важнейшие функции по обеспечению разведки и связи, защиты от оружия массового поражения, ведения спасательных операций и радиоэлектронной борьбы выполняют специальные войска также входящие в состав военно-воздушных сил. Кроме того, ВВС невозможно представить без инженерных и тыловых служб, медицинских и метеорологических подразделений.

Подготовка к параду Победы

Российские военно-воздушные силы предназначены для выполнения задач:

  •        Отражения любых нападений агрессора в воздухе и космосе.
  •        Осуществления воздушного прикрытия ПУ, городов и всех значительно важных объектов,
  •        Ведения разведки.
  •        Уничтожения войск противника с применением обычного и ядерного оружия.
  •        Непосредственной воздушной поддержки наземных вооруженных сил.

Ещё в 2008 году произошла реформа авиации России, которая структурно поделила военно-воздушные силы на командования, бригады и авиабазы. В основу командования лёг территориальный принцип, который отменил армии ВВС и ПВО.

На сегодняшний день командования размещены в четырёх городах – это Санкт-Петербург, Хабаровск, Новосибирск и Ростов-на-Дону. Отдельное командование существует для дальней и военно-транспортной авиации с расположением в Москве. Бывших авиационных полков, а ныне – это авиабазы, к 2010 году имелось около 70, всего в военно-воздушных силах насчитывалось 148 тысяч человек и российские ВВС уступают в численности только авиации США.

Спортивный пилотажный самолет России СП-55М.

СП-55М

Спортивный самолет СП-55М является модернизацией самолета Як-55М. Разработан компанией «Техноавиа» в 2000г. Оснащен все тем же звездообразным поршневым 360-сильным авиадвигателем М-14Х, работающим в паре с воздушным винтом MTV-9. От своего прототипа отличается меньшим размахом крыла, гидравлическими тормозами шасси, наличием верхнего гаргрота.

Производился серийно с 2001 по 2009г. на авиазаводе «Прогресс» г. Арсеньев. Всего построено около 20-ти машин этого типа.

По словам президента национальной ассоциации авиационных гонок Дмитрия Сергеевича Мотина, летающем на СП-55М, его выбор пал на этот самолет, потому, что он, на ряду с Як-55 и Су-26 пользуется заслуженным авторитетом во всем мире.

Вместо выводов

Современная российская авиация показывает раз за разом состоятельность идей и оригинальность мышления инженеров страны. Перспективных проектов много, полезных — не меньше.

Большинство из них способно эффективно решать проблемы логистики как внутри страны, так и схожие за рубежом. Реальные задачи с конкурентными характеристиками.

Тем не менее, авиация устроена так, что без большого подтвержденного заказа, государственной поддержки и совместной работы всех отраслей промышленности даже самые перспективные летательные аппараты остаются на бумаге.

Или, как ряд наиболее перспективных проектов КБ Алексеева, реализуются в других странах. Но это совсем другая история.

iPhones.ru

Самые интересные летательные аппараты, которые пытались собрать в России за последние 30 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector