Танк т-34
Содержание:
Историческая справка
Буквенно-цифровое сочетание «Т-34» используется компанией Wargaming.net в общеупотребимом значении для указания на реальные танки и прототипы Второй мировой войны и послевоенного времени. Компания Wargaming.net не использует буквенно-цифровое сочетание «Т-34» в качестве товарного знака для индивидуализации каких-либо конкретных товаров, работ или услуг, не является его лицензиатом и не связана договорными или иными отношениями с его правообладателями (АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», Баженский Михаил Юрьевич). Подробнее здесь
-
Основная статья: История Т-34-85
В 1943 году, в связи с массовым появлением у немцев новых моделей бронетехники с усиленным бронированием, эффективность 76,2 мм пушек стала резко недостаточной. В сражении на Курской дуге, в боях крупных масс танков, немецкое наступление удалось остановить, но лишь ценой огромных потерь собственной бронетехники, основную часть которой составляли к тому времени Т-34 и легкобронированные легкие танки Т-60 и Т-70. При этом, основные потери немецкая сторона несла не от огня советских танков, а от действий противотанковой артиллерии, от мин и т. д.
Это вынудило искать способы повышения боевых качеств Т-34. После проработки нескольких вариантов в массовое производство в 1944 году был запущен Т-34-85, вооружённый новой пушкой калибра 85 мм. Экипаж увеличился с 4 до 5 человек, танк получил новую башню с усиленным бронированием, более удобную для экипажа и командира. В результате масса выросла на несколько тонн, что привело к незначительному снижению динамических характеристик.
С принятием на вооружение завершающей модификации танка Т-34-85, все серийные танки Т-34, предшествующих выпусков, (образцы 1940÷1943 гг.), получили единое обозначение Т-34-76. В отличие от своего предшественника Т-34-76, Т-34-85, с пушкой С-53 (ЗиС-С-53), имел трехместную башню увеличенного размера (диаметр погона увеличен с 1420 до 1600 мм), что позволило увеличить объём боевого отделения, разместить более мощную пушку, дополнительного члена экипажа и освободить командира танка от роли наводчика, для более эффективного координирования действий экипажа.
Первые танки Т-34-85, постройки завода № 112, «Красное Сормово», с пушкой Д-5Т, имели двухместную башню, несколько отличающуюся конструктивно от башни разработки завода № 183. Пушка Д-5Т занимала много места, что не позволило разместить дополнительного заряжающего.
Вторая мировая война
Несмотря на ряд очень серьёзных усовершенствований Т-34, его боевые характеристики во второй половине войны нельзя было признать полностью удовлетворительными на фоне улучшения немецких танков и противотанковых средств.
Малоуязвимый в 1941 году для практически любых немецких танков и противотанковых средств (даже в старом варианте, более слабо вооружённом и бронированном), Т-34 в конце войны уже не способен был на равных противостоять тяжёлым немецким танкам и штурмовым орудиям (которые, впрочем, всё же имели далеко не абсолютное преимущество во всех ситуациях боя, не говоря уже о том, что относились к другому классу по массе, дороговизне производства, часто проигрывали в подвижности, не говоря уже об их количественном недостатке и технологических сложностях конца войны, сказавшихся, например, на качестве их брони). Т-34 оказался недостаточно защищён и от средств немецкой пехотной ПТО, включавшей к тому времени новейшие реактивные противотанковые гранатомёты, хотя немецкие танки не в меньшей степени страдали от огня гранатомётов типа «базуки» американского производства. В результате в 1945 году примерно 90 % попаданий в Т-34 приводило к пробитию брони. Это приходилось компенсировать их массированным и грамотным применением, причем ведущая роль в борьбе с танками противника перешла в заметной мере к тяжелым танкам, таким, как ИС-2, и САУ; тем не менее Т-34, оставаясь советским основным танком, сыграл неоценимую положительную роль во второй половине войны, что отчасти объясняется улучшением управления танковыми войсками, лучше налаженным взаимодействием с другими родами войск, особенно с авиацией, а также очень хорошей мобильностью и остававшимися всё же довольно достойными бронированием и огневой мощью. Не последнюю роль играла и увеличившаяся к этому времени надежность танка, и, конечно же, массовость производства. К концу войны Т-34 являлся самым многочисленным танком в армии СССР.
После 1945 года
После Второй мировой войны Т-34-85 активно экспортировался во множество стран мира и применялся в ряде военных конфликтов. Легендарные 34ки оставались на вооружении некоторых стран вплоть до конца XX века, и принимали участие во вьетнамской войне.
История танка А-43 (Т-34М)
При всех преимуществах танка Т-34 у этой машины имелся целый ряд больших недостатков, исправить которые удалось далеко не сразу. Например, большие опасения вызывала надежность вертикальной пружинной подвески, которая с трудом выдерживала 30-тонный танк. Вместо неё гораздо логичнее было использование торсионов, но без капитальной переработки ходовой части сделать это было невозможно. Тем не менее, такое задание было выдано в октябре 1940 года – новая машина получила обозначение Т-34Т.
Проектирование А-34 началось в январе 1941 г. Согласно проекту танк был длиннее и выше Т-34, при немного уменьшенной ширине корпуса. Клиренс А-43 был увеличен на 50 мм. Специально для нового танка был разработан модернизированный вариант дизеля В-5, мощность которого подняли до 600 л.с., а ёмкость топливных баков увеличили на 140 литров. Трансмиссия, в целом, осталась прежней, но вместе с 4-скоростной КПП предполагалось использование демультипликатора – это позволило бы улучшить ходовые качества танка. В итоге А-43 получал 8 скоростей «вперед” и 2 «назад”. Наибольшим изменениям подверглась ходовая часть. Вместо 5 опорных катков на борт большого диаметра теперь использовали 6 меньших сдвоенных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 4 поддерживающими роликами, передним направляющим и задним ведущим колесом. Ширину траков при этом уменьшили до 450 мм, что привело к небольшому увеличению нагрузки на грунт.
Вооружение танка почти не изменилось. В лобовом листе корпуса устанавливался 7,62-мм пулемет ДТ, а в башне находилась 76,2-мм пушка Ф-34. Дополнительно был введен только переносной пулемет ППД в укладке. Боекомплект снарядов увеличили с 77 до 100 выстрелов, для пулеметов – с 46 до 72 дисков. Кроме того, вместо курсового пулемета предусматривалась установка пневматического огнемета.
Несмотря на все эти доработки масса А-43 оказалась меньше на 943 кг, чем у серийного Т-34. максимальная скорость танка оценивалась в пределах 52-55 кмч.
Эскизный проект А-43 (тогда он ещё назывался Т-34Т) был предъявлен на рассмотрение макетной комиссии уже в конце января 1941 г. Новый танк настолько понравился военным, что он был практически сразу одобрен руководством НКТП и КО при СНК. Единственными улучшениями, которые рекомендовали провести, было увеличение толщины лобовых листов брони до 60 мм и установка планетарной коробки передач при сохранении двигателя и бортовых редукторов. Окончательно проект был утвержден в НКТП в феврале 1941 г., но на втором заседании макетной комиссии был предложен ещё ряд доработок, связанных с упрощением процесса сборки танка. Так, предстояло исключить гнутые надкрылки бортов, а вместо прежней сварной башни предлагалось использовать сварную баню из штампованных деталей или литую башню конструкции В.Буслова, с толщиной стенок 50-52 мм и люком в командирской башенке.
Тем не менее, по состоянию на 22 июня 1941 года ни один из шести А-43 установочной серии не достиг хотя бы 70% готовности. По воспоминаниям ветеранов завода для окончательной сборки в Нижний Тагил успели эвакуировать пять башен с частично установленным вооружением и два корпуса с подвеской (без катков, двигателей и трансмиссии).
Требования к проекту
По компоновке, конструкции агрегатов трансмиссии, ходовой и ТТХ разработчикам были предъявлены следующие требования:
- Башня с диаметром погона 1700 мм в свету позволила свободно и удобно разместить спаренную установку 76-мм пушки с пулеметом ДТ, приборы наводки и прицеливания командира танка, стреляющего и заряжающего.
- Наличие и размещение командирской смотровой башенки позволяет командиру танка и соединения постоянно наблюдать за полем боя, руководить экипажем танка и подразделения как сигналами, так и по рации.
- Количество и расположение боекомплекта (103 снаряда, из них 55 по бортам) обеспечивает ведение интенсивного прицельного огня не менее 6 выстрелов в минуту.
- Рабочие места водителя (справа) и радиста (слева) обеспечивают удобное управление танком, радиостанцией и ведение прицельного огня из носового пулемета.
- Для обзорности на танке установлено 15 призматических смотровых приборов и комплект прицельных приборов, которые обеспечивают хорошую видимость из танка.
- Трансмиссия размещена компактно допускает свободный доступ к агрегатам. Постановка полугибкого сочленения между коробкой перемены передач, главным и бортовыми фрикционами обеспечивает взаимозаменяемость агрегатов, облегчает монтаж и демонтаж в полевых условиях.
- Ходовая часть — индивидуального торсионного типа с катками с внутренней амортизацией позволила освободить внутренние габариты танка, облегчить вес его ходовой части, упразднить применение дефицитного натурального каучука на обрезинку катков до 550 кг. Кроме того, смену торсионов гораздо легче производить в полевых условиях, чем смену пружинной или рессорной подвески.
Плюсы танка Т-34
Отличное бронирование для 1941 года. Немцы рвали волосы и срочно требовали к себе зенитные пушки KwK 8,8 cm, которые могли спокойно пробить броню этой машины. В то время как противотанковые пушки (45 и 57мм) такое сделать не могли, чем вызывали сильный диссонанс в рядах врага.
Следует напомнить, что зенитных пушек KwK 8,8 cm было не очень много в войсках, что тоже играло советским бойцам на руку.
Отличное оружие (Ф-34 на то время была самой сильной пушкой в мире).
Быстрый ремонт хорошая компоновка внутренних модулей позволяла совершить ремонт в полевых условиях. В отличии от немецких танков, та же замена двигателей не вызывала нервных судорог или выпадения волос.
Отличная подвижность.
Праздник на заводе
И вот май 1945 года — долгожданная Победа!
26 мая из ворот уральского танкового завода в Нижнем Тагиле выехал танк Т-34 и своим ходом заехал на пьедестал перед центральной проходной. Вся Вагонка (так назывался посёлок при заводе) была там. Были речи, слёзы, улыбки, выступления рабочих, фронтовиков, песни — было запредельное всеобщее ликование. А когда стемнело, танк вдруг выстрелил в воздух зелёными и красными ракетами -завораживающее зрелище, вспоминают сегодня очевидцы, тогдашние дети, что родителей своих за годы войны практически не видели в своих круглосуточных детсадах, где из вкусностей были турнепс да морковка (какие витамины на Урале…), а из игрушек — деревянные танк да пистолет. А ещё в том году появился в арсенале у заводской детворы пластмассовый Т-34 — точная копия настоящего, где были и пушка, и пулемёт, и баки для горючего — просто чудо. Его вручали их родителям-заводчанам вместе с медалью «За доблестный труд в 1941—1945 гг.»
И как они по-детски они в тот вечер удивлялись: чего это фашисты так боялись нашего танка, ведь он так красиво стреляет
Минусы танка Т-34
Тесное внутреннее пространство. Сидеть внутри приходилось вчетвером, из-за маленькой башни и довольно крупного механизма орудия все чувствовали себя неудобно.
Плохая рация. В условиях мирного марша рация передавала информацию на километр. При каждой кочке её нужно было перенастраивать. В условиях боя передавала на пять метров, что ни парадоксально для тех времён (на танке M4 Sherman после стука в броню радисту, поминая все ласковые слова, также приходилось перенастраивать рацию).
Быстрая поломка. К сожалению, во время войны танк собирался детьми и женщинами, поэтому качество брони и сварки оставляла желать лучшего.
Плохая броня. Да, да, это может быть парадоксальным, но уже к концу 1942 года танк Т-34 мог лишь давить числом, теперь немцы имели способы довольно эффективно с ним бороться. Да и, опять же, качество брони в то время было далеко не самым хорошим.
Затрудненный обзор. Первоначальная башня не предполагала для командира отдельного места, какой-нибудь башенки для эвакуации (исправлено в башне версии «Гайка», где для командира был сделан отдельный лючок, хорошо выделяющийся на крыше башни и имеющий смотровые щели). Осмотреться по нормальному он не мог. Часто это играло плохую службу экипаж не мог понять, откуда по ним ведут огонь, и ответить взаимностью не получалось.
Что ни парадоксально, все эти минусы военные спецы заметили еще в 1940 году, и отправили проект танка на доработку. Кошкин сделал некоторые модернизации, подправил все ошибки, танк стал намного лучше и получил название «Т-34М». Но тут, как назло, началась война, и запустить танк в производство не удалось. Поэтому на заводах клепали Т-34, процесс производства которых уже был изучен. В 1944 же году в эксплуатацию был введён танк Т-34-85. Его нельзя путать с Т-34М, так как здесь была установлена более мощная пушка, расширена башня, да и еще один член экипажа из ниоткуда выскочил.
Что нового в Т-34М (А-43)
Работа над танком началась в январе 1941 года. По проекту необходимо было сделать танк немного больше по длине и высоте, но совсем немного уменьшить ширину корпуса. Клиренс новой машины был увеличен на 50мм. Для танка был разработан специальный вариант дизеля В-5, так как количество лошадиных сил машины подняли до 600. Также была увеличена мощность топливных баков на 140 литров. Что касалось трансмиссии, то она осталась прежней, но для улучшения ходовых качеств предполагалось использовать демультипликатор. В следствии этого Т 34М получил 8 передних скоростей и 2 задние.
Больше всего изменений в новой модели получила ходовая часть. Теперь вместо 5 опорных катков использовалось 6 меньших по диаметру и сдвоенных катков с индивидуальной торсионной подвеской. Также уменьшили ширину траков до 450 мм, что немного увеличило нагрузку на грунт.
Т-43. Танк Т-34. Един в четырёх лицах. Лицо третье.
Огромное количество рекламаций, поступавших с фронта на танки Т-34-76, а также появление на вооружении бронетанковых частей Вермахта новых танков Т-V и Т-VI заставили советских конструкторов активно искать возможности модернизации и повышения боевых возможностей стоящих на вооружении танков.
В июне 42-го КБ танкового завода № 183 провело модернизацию Т-34-76, результатом которой стал проект Т-34С. От базовой тридцатьчетвёрки он отличался новой литой башней, установленной на серийном погоне, которая имела командирскую башенку и пятиступенчатую КПП.
Максимальная скорость новой машины возросла до 54,7 км/ч, а средняя – до 32 км/ч.
Ходовая часть получила направляющие колёса с установленными на них механизмами натяжения усиленной конструкции, а также катки с внутренней амортизацией.
Башенка существенно улучшила для командира танка обзор поля боя, но существенно ограничило его движения. А это приводило к его быстрой утомляемости в бою.
Опыт, полученный в ходе работ над Т-34С, воплотился к концу лета 1942 в создание проекта нового среднего танка конструкторами завода № 183, получившего условное наименование Т-43. Создавая эту машину, конструкторы стремились максимально увеличить ей защищённость, сохранив при этом огневые качества и маневренность.
50мм противотанковая пушка, стоявшая на вооружении Вермахта, поражала Т-34 в борт с расстояния 2000 м, а Т-43 только с 250 м и менее.
Первый опытный экземпляр Т-43 вышел из ворот сборочного цеха в декабре 1942. До апреля 43 шли заводские испытания. За это время машина прошла около 3000 км. К сожалению Т-43 сохранил один из главных недостатков своего предшественника, малый погон башни.
К апрелю 1943 на испытания вышло ещё три машины Т-43. в процессе их изготовления конструкторы постарались максимально устранить недостатки, выявленные при испытаниях первой машины. Танк стал тяжелее, его масса возросла до 34100 кг. Диаметр погона наконец увеличили (до 1600 мм против 1420 мм). Это сделало размещение в башне 3 танкистов более комфортным. Появились новые смотровые приборы, а командирская башенка обрела вращающийся люк. Танк Т-43 был оснащён торсионной подвеской и новым двухступенчатым механизмом поворота планетарного типа, аналогичным тому, который устанавливался на танке ИС.
Повышенная защита новой машины визуально практически была незаметна. Что значительно затрудняло для противника его идентификацию. Однако появление «Тигров» и «Пантер», а также новых образцов противотанковых пушек существенно снизило преимущества новой бронезащиты, а техническая невозможность установить на Т-43 новую башню и более мощную пушку свели дальнейший ресурс для модернизации данной машины практически к нулю.
В июне 1943 на Т-34 попытались установить пушку ЗиС-4 калибра 57 мм, разработанную летом 1941 года, но не принятую на вооружение / Более того, в связи с тем, что пушка на максимальных дальностях ведения огня ПРОБИВАЛА НАСКВОЗЬ при стрельбе в лобовую проекцию ВСЕ существовавшие в то время образцы танков вероятного противника, главный конструктор был обвинён во вредительстве, нецелевом расходовании государственных средств и репрессирован /.
Танковую пушку калибра 85 мм для перевооружения Т-34 в авральном порядке начали разрабатывать весной 1943 года. В кратчайшие сроки (15.05 – 10.06) завод НКВ № 9 спроектировал и изготовил в металле два варианта опытной танковой пушки калибра 85 мм: Д-5-Т85 для танков и Д-5-С85 для САУ, созданных на базе Т-34.
Уже 24.08.43 УВЗ доложил наркому танковой промышленности о завершении конструкторских проработок установки на танк Т-34 пушек соответствующего калибра, конструкции заводов № 9 НКВ (Д-5) и ЦАКБ НКВ (С-31 и С-50). Наиболее оптимальной конструкцией была признана пушка Д-5, которая лучше всего устанавливалась как на Т-34, так и на Т-43.
Главный вывод, сделанный конструкторами, гласил: новая пушка требует для своей установки новую башню. При этом диаметр погона должен быть увеличен минимум до 1600 мм. Предложение поддержали. И осенью 1943 года 85 мм пушка заняла своё место в башне новой конструкции, смонтированной на опытном варианте Т-34. танк прошёл полигонные испытания в конце ноября 1943 года. Их результаты были изложены в в отчёте от 26.11.43 за № 04448. там же содержались требования по устранению выявленных недостатков.
Данное предложение дополнили требованием провести модернизацию пушки с учётом её адаптации к среднему танку и уже в таком виде утвердили его решением № 4776, принятым ГКО 15.12.43.
Броневой корпус и башня
Броневой корпус Т-34 — сварной, собиравшийся из катаных плит и листов гомогенной стали марки МЗ-2 (И8-С), толщиной 13, 16, 40 и 45 мм, после сборки подвергавшихся поверхностной закалке. Броневая защита танка противоснарядная, равнопрочная, выполненная с рациональными углами наклона. Лобовая часть состояла из сходящихся клином броневых плит толщиной 45 мм: верхней, расположенной под углом в 60° к вертикали и нижней, расположенной под углом в 53°. Между собой верхняя и нижняя лобовые бронеплиты соединялись при помощи балки. Борта корпуса в нижней своей части располагались вертикально и имели толщину в 45 мм. Верхняя часть бортов, в районе надгусеничных полок, состояла из 40-мм броневых плит, расположенных под углом в 40°. Кормовая часть собиралась из двух сходившихся клином 40-мм броневых плит: верхней, расположенной под углом в 47° и нижней, расположенной под углом в 45°. Крыша танка в районе моторно-трансмиссионного отделения собиралась из 16-мм броневых листов, а в районе подбашенной коробки имела толщину в 20 мм. Днище танка имело толщину 13 мм под моторно-трансмиссионным отделением и 16 мм в лобовой части, также небольшой участок кормовой оконечности днища состоял из 40-мм бронеплиты.
Башня Т-34 — двухместная, близкой к шестигранной в плане формы, с кормовой нишей. В зависимости от завода-производителя и года выпуска, на танк могли устанавливаться башни различной конструкции. На Т-34 первых выпусков устанавливалась сварная башня из катаных плит и листов. Стенки башни выполнялись из 45-мм броневых плит, расположенных под углом в 30°, лоб башни представлял собой 45-мм, изогнутую в форме половины цилиндра, плиту с вырезами под установку орудия, пулемёта и прицела. Крыша башни состояла из 15-мм броневого листа, изогнутого под углом от 0° до 6° к горизонтали, днище кормовой ниши — горизонтальный 13-мм бронелист. Хотя другие типы башен также собирались при помощи сварки, именно башни первоначального типа известны в литературе под названием «сварных».
История создания танка Т-34М (А-43)
Несмотря на множество преимуществ танка Т 34, эта машина имела несколько незначительных, но все же необходимых в устранении недостатков. Основные опасения вызывала вертикальная пружинная подвеска, которая была не так надежна как хотелось бы. Она с огромным трудом выдерживала комплекцию танка в 30 тонн. Ее было решено заменить на торсины, однако реализовать данную задумку было нереально без капитальной переработки всей ходовой. Однако в 1940 году конструкторы получили задание на разработку данного проекта, который первоначально получил название Т-34Т.
Эскиз нового проекта был рассмотрен специальной комиссией в январе 1941 года. Проект понравился военным и сразу же был одобрен руководителями НКТП и КО. Рекомендовано было улучшить увеличить толщину лобовых листов брони до 60мм, а также установить планетарную коробку передач, но при этом сохранить двигатель в изначальном виде. Еще ряд доработок был предложен уже после окончательного утверждения проекта в феврале 1941 года. Таким образом, было необходимо использовать сварную башню из штампованных деталей, либо литую с толщиной стенок 50-52мм и люком в командирской башенке.
Производство опытных образцов в количестве 2 штуки началось в марте 1941 года. По ходу предварительной подготовки были проведены испытания торсионной подвески на одном из Т34. Так, с танка удалили три опорных катка и приварили к нижней части бортов 20мм стальные листы с вырезами для торсинов. Больше в ходовой части ничего не изменяли. Параллельно был произведен демонтаж крыльев и вооружения. Хотя полученная машина не имела ничего общего с изначальным проектом, в отчетах она упоминается как Т-34Т, а не М.
Во время проведения испытаний танк показал одинаковые скоростные характеристики с Т34. Однако новая модель отличалась большей плавностью хода. Уже к апрелю 1941 года все доработки были реализованы и было поставлено 6 комплектов запчастей для А-43.