Пилотажная группа стрижи

Лицо ВВС

Полк занимался учебно-боевой подготовкой, которая велась на высшем уровне, со временем 234-й стал лицом всех советских военно-воздушных сил. Основной задачей полка было проведение многочисленных воздушных парадов, и мероприятий по демонстрации фигур и приемов высшего пилотажа. Активно истребители занимались и освоением новейшей авиатехники, создавали наставления для других пилотов ВВС СССР, которым только предстояло получать новые истребители. К традиционным грандиозным воздушным парадам в Тушино добавилась и работа по эскортированию в воздухе в случае необходимости самолетов первых лиц государства, иностранных гостей и советских космонавтов. В полк часто приезжали министры обороны, руководители государства и партии, чтобы ознакомиться с новинками отечественного авиапрома. Тем не менее полк постоянно проводил учебно-боевые вылеты, и его лётчики в любое время могли быть привлечены к выполнению боевых задач.

Настоящим рождением будущей пилотажной группы стал 1983 год. Пилотам полка была поставлена задача первыми освоить новейший истребитель четвертого поколения МиГ-29, первые машины прибыли именно в 234-й. Три года прошли в активных полетах по внедрению и испытанию новейшего многоцелевого истребителя. В 1986 году состоялся дружеский визит советских пилотов полка на МиГ-29 в Финляндию, тогда над авиабазой Риссала в плотном строю прошла шестерка наших МиГов. В 1988 году советские пилоты в составе пары МиГов посетили знаменитый салон в британском Фарнборо, годом позже – во французском Ле-Бурже, где наша пара истребителей поражала зрителей слаженностью и мастерством пилотирования. Тогда же у лётчиков полка появилась идея создать новый имидж своим машинам. Первые два МиГа, перекрасили в бело-красные цвета, с синими молниями вдоль фюзеляжа и синими килями. Эмблемой избрали вёрткую птицу стрижа, изображение которого наносили на воздухозаборники, получились яркие и запоминающиеся боевые машины.

А в 1990 году в полку уже по приказу формировалась пилотажная группа на боевых истребителях, которая осваивала всевозможные фигуры высшего пилотажа. Тогда же пилоты освоили технику полета в строю с расстоянием между машинами менее 3 метров.

Небесный бриллиант

Совместные полеты «Стрижи» и «Русские Витязи» проводили еще с конца 1990-х годов. Но именно первый пилотаж на публике состоялся в марте 2003 года, а 12 июня авиагруппы уже одним строем пролетели над Красной площадью в честь Дня России.

Буквально через год, на открытии нового Международного фестиваля пилотажных групп в Жуковском, «Стрижи» и «Русские Витязи» впервые показали свой знаменитый «кубинский бриллиант», который по сей день является визитной карточкой российского высшего пилотажа.

Этот уникальный строй в виде большого ромба образует группа из девяти самолетов разных типов – пяти «сушек» и четырех «мигов». Истребители синхронно выполняют различные фигуры высшего пилотажа: виражи, горки, боевые развороты, петли Нестерова и другие. При этом расстояние между самолетами не превышает полутора метров. 

На протяжении 15 лет «Стрижи» и «Русские Витязи» представляют «кубинский бриллиант» на международных авиасалонах и летают вместе над Красной площадью в День Победы.

Описание черного стрижа: фото

Стрижи относятся к самым распространенным птицам на земле. Они обитают на всех континентах, за исключением Антарктиды и некоторых океанических островов. Это маленькие птички с плотным и сильным туловищем. На слегка вытянутом туловище расположена широкая и плоская голова с короткой шеей. Клюв у птицы очень короткий, слабый и треугольный, а на конце сплющенный. Челюсти клюва расщеплены очень глубоко за счет чего клюв может раскрываться максимально широко.

Крылья у стрижей узкие и изогнутые, напоминающие по форме сабли. Черный или башенный стриж может иметь размеры туловища до 18 см с размахом крыльев 40 см. Длина крыла достигает 17 см, а хвоста 8 см. Масса тела составляет от 90 до 110 грамм. Оперение птицы темно-бурого цвета с зеленоватым отливом. Подбородок и горло украшает белый воротничок, клюв у птицы черный, лапы светло-бурые, глаза темно-бурого цвета. Если внимательно посмотреть на фото черного стрижа, то можно увидеть, что у него большое сходство с ласточкой. На самом деле их объединяет внешнее сходство и похожий образ жизни.

Стрижи крупней по размерам, чем ласточки. У них короткие лапы, позволяющие удобно и крепко цепляться за отвесную поверхность. Большую часть жизни они летают, поскольку в полете они практически неуязвимы. На земле они могут стать добычей хищника, поэтому редко опускаются на поверхность земли.

«Стрижи» улетят, а праздник продолжится: что еще посмотреть

Вообще столичные гости выступают в рамках большой информационно-пропагандистской акции с труднопереносимым названием «Военная служба по контракту — твой выбор». На аэродроме будет работать выездной мобильный пункт отбора граждан на военную службу по контракту, где все желающие «смогут пройти психологическое тестирование, получить консультации по вопросам денежного довольствия, медицинского и продовольственного обеспечения, ознакомиться с перечнем и особенностями воинских специальностей, а также пройти предварительный отбор и оформиться на военную службу по контракту».

Впрочем, тем, кому в армию рано, поздно или просто не хочется, тоже будет чем заняться: поглядеть на выставку современных образцов вооружения, военной и специальной техники, стоящих на вооружении войск Центрального военного округа; понаблюдать за полетами спортсменов-летчиков, парашютистов, выступлениями авиамоделистов и членов военно-исторических клубов.

Погода обещает быть относительно неплохой. Если верить синоптикам, то утром +25 и ясно, днем +28, но возможен небольшой дождь. Увидимся на Уктусе!

Наследники героев

Свою родословную пилотажная группа «Стрижи» ведет от настоящих храбрецов – советских асов, схлестнувшихся с немецкими «Кондорами» и итальянскими «Фалько» в небе Испании в ходе гражданской войны. Позже, уже в годы Великой Отечественной войны, из этих пилотов сформировали особый 19-й истребительный краснознаменный авиаполк – единственный в ВВС Красной Армии, занимавшийся «свободной охотой». Мы уже рассматривали героическую историю полка в годы войны, а более четырехсот сбитых полком немецких самолетов, наглядное тому подтверждение.

Фронтовой, «пилотажный», как его прозвали за высокое личное мастерство каждого летчика-истребителя, полк был переформирован в 176-й Проскуровский ГВИАП. Он находился в составе ВВС СССР до 1960 года, когда в ходе изменения штатной структуры ВВС, был расформирован вместе со всей 98-й ИАД. Однако история славного полка на этом не закончилась. По ходатайству трижды Героя Советского Союза легендарного летчика-истребителя И.Н. Кожедуба в 1966 году регалии полка были переданы в Кубинку, в 234 ГВИАП, который стал наследником фронтовых пилотажников-охотников.

Характер и образ жизни стрижей

Среди этих видов птиц есть как оседлые, так и перелетные. Предпочитают жить в стаях. Целые колонии можно увидеть в городах или в горах, насчитывающие несколько тысяч пар стрижей. Их активность не падает с утра до вечера. Их энергетический запас не иссякаем. У них очень сильный обмен веществ и соответственно отличный аппетит. У птиц прекрасно развито зрение и слух.

Птицы стрижи развивают скорость полета до 160 км/ч

Интересным фактом является то, что стрижи могут спать в полете и не пару минут, а несколько часов, лишь иногда взмахивая крыльями. Нельзя отметить, что это не совсем миролюбивая птица, хоть и живут они большими семьями.

Они большие задиры и драчуны, затевают частые ссоры не только со своими собратьями, но и с другими видами птиц. Умными или хитрыми их трудно назвать. В их характере преобладает чрезмерная вспыльчивость, из-за которой иногда они могут даже забыть о своей безопасности.

Стрижи очень реагируют на перемену температуры. Если после тепла резко может похолодать, их терморегуляция не справляется с этой сложной задачей и стриж впадает в спячку. Гнезда птицы строят не аккуратные, по сравнению с другими птицами.

На фото гнездо стрижей

Им достаточно снести в одну кучу строительный материал и скрепить его своей быстро застывающей слюной. У стрижей немного врагов, ввиду их быстрой скорости полета. Только соколы могут им угрожать, ловя стрижей прямо на лету.

Маленькие птенцы стрижей могут долгое время не показываться из гнезда, это может длиться и до двух месяцев. Все это время вопрос о питании своих детей берут на себя заботливые родители, принося малышам еду в своих клювах.

Россия.

Воздушно-космические силы России начали пересаживать свою авиационную группу высшего пилотажа «Русские витязи» на новый мощные самолёты Су-30СМ и Су-35С

По теме: «Русские витязи» получили вторую партию истребителей Су-30СМ

Немного озадачивает то, зачем русские передали свои лучшие боевые самолёты в состав группы высшего пилотажа. Су-30СМ — это слишком мощная и грозная машина, чтобы использовать её для группового пилотажа во время демонстрационных полётов на авиашоу. Было бы намного разумнее использовать более дешёвые и менее современные машины Су-30М2, если уж российским военным так хочется демонстрировать на показных мероприятиях свой новый фронтовой истребитель. 

По теме: Пилотажная группа
«Стрижи» отмечает
четвертьвековой юбилей

Ещё одна пилотажная группа, которая очень часто выступает на авиашоу вместе с «Русскими витязями» — «Стрижи». С 1991 года лётчики этой группы показывают своё мастерство и технические возможности лёгкого истребителя МиГ-29. Эта машина обладает такой высокой тяговооружённостью, что может выполнять горку с углом 90o с набором скорости. Изюминкой совместного выступления «Витязей» и «Стрижей» является проход общей группой в построении «Кýбинский бриллиант«, когда девять истребителей — четвёрка МиГ-29 и пятёрка Су-27 (Су-30СМ/Су-35С) — ромбом проходят над зрителями.

По теме:

Формирование группы военных летчиков, в совершенстве владевших техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полетов на самолетах МиГ-29 началось в истребительном авиаполку в Кубинке в середине 80-х гг., когда самолеты этого типа только осваивались в ВВС. Летчикам во главе с заслуженным военным летчиком России подполковником А.Н. Кутузовым предстояло освоить пилотаж в строю из шести машин, минимальное расстояние между которыми доходило до 3 м.

В октябре 1991 года “Стрижи” впервые выступили и за границей, тогда группа истребителей из Кубинки нанесла визит на авиабазу Uppsala в Швеции. Первая публичная зарубежная премьера “Стрижей” состоялась в мае 1992 г. во Франции на воздушном празднике, посвященном 50-летию эскадрильи “Нормандия-Неман”. Группа поразила искушенных западных зрителей своим мастерством. Шестерка плотным строем выполняла практически полный набор фигур высшего пилотажа: косую петлю, петлю Нестерова, бочку и т.д. Постоянно менялся строй самолетов — “пеленг” переходил в “конверт”, “крест”, “пирамиду”, “крыло” и “звезду”. Выступление заканчивалось эффектным роспуском самолетов — “тюльпаном”, который сопровождался салютом из устройств выброса тепловых ловушек, имеющихся на истребителях.

Фирменный знак «Кýбинский бриллиант» — четвёрка МиГ-29 и пятёрка Су-27 (Су-30СМ), «Стрижи»  и «Витязи» едины…

По теме: «Русские Витязи» отработали перехват и уничтожение истребителя условного противника

По теме: В «Кубинский бриллиант» включены истребители Су-35С

Такая фигура подвластна только россиянам…

Смотрите в схему: с косой петли в «пирамиде» до роспуска «тюльпан»

Летчики «Стрижей» выполняют групповой, парный и одиночный высший пилотаж. Пилотажные порядки при групповом пилотаже: пирамида, стрела, крест, крыло, пеленг. Фигуры: стандартный, боевой и двойной боевой развороты, косая петля, бочка. Запутались? Ничего страшного. Разобраться несложно, если взглянуть на схемы (картинки увеличиваются по клику).

Все элементы стандартной программы группового пилотажа «Стрижей» выполняются на большинстве авиашоу, и вряд ли Екатеринбург станет исключением. Программа может измениться лишь из-за плохой погоды в зоне аэродрома.

В одиночном пилотаже порядков, понятно, нет. А вот фигур побольше: к уже перечисленным в групповой части элементам добавляются колокол, вираж и петля на 180. Покажут и проход на минимальной скорости.

Во время выполнения программы максимальная высота полета составит 1600 метров над землей, минимальная — 200 метров. Что по скоростям — то от 200 до 800 км/час.

МиГ-29 и МиГ-35

Еще в 2017 году руководство Воздушно-космических сил (ВКС) РФ заявляло о том, что «Стрижи» получат новые истребители МиГ-35. Летные испытания этих самолетов начались в январе 2017-го, тогда же в Подмосковье прошла международная презентация самолета. В мае 2018 года заместитель главкома ВКС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин заявил, что группа получит новые истребители одними из первых в войсках после завершения госиспытаний самолета.

Истребитель МиГ-35

Источник изображения: Сергей Бобылев/ТАСС

«Самолет МиГ-35 находится на государственных испытаниях в Ахтубинске, он еще не поступил на вооружение. Он стал тяжелее, при практически тех же параметрах тяговооруженности. У него появилось больше боевых возможностей. О пилотажных говорить пока сложно. Но, будьте уверены, мы вытянем из самолета максимум», — говорил он.

Директор дирекции программ МиГ-29М, МиГ-35 и легкого многофункционального фронтового самолета (ЛФМС) РСК «МиГ» (в составе Объединенной авиастроительной корпорации) Мушег Балоян поздравил личный состав и ветеранов авиагруппы с юбилеем и подчеркнул, что корпорация заинтересована в том, чтобы «Стрижи» получили современный авиационный комплекс МиГ-35.

«Мы обращались в Минобороны России с предложением оснастить АГВП «Стрижи» новыми самолетами. Утвержденной государственной программой вооружений предусмотрена поставка самолетов МиГ-35, и после принятия решения со стороны нашего основного заказчика мы готовы заменить парк самолетов МиГ-29 на новые МиГ-35″, — пояснил он.

Он также отметил, что «35-е» находятся на заверщающей стадии испытаний. «МиГ-35 находятся на этапе государственных совместных испытаний, уже получено предварительное заключение, позволяющее приступить к выпуску установочной партии самолетов. Летному составу нравится самолет, он прост в управлении и многое прощает. Есть вопросы, которые возникают в процессе эксплуатации самолетов, и мы совместно с нашим заказчиком (Минобороны РФ — прим. ТАСС) в оперативном порядке их решаем», — заявил Балоян.

Истребитель МиГ-29 «Стрижей» на авиабазе в Кубинке

Источник изображения: Наталья Дмитрак/ТАСС

А пока «Стрижи» не получили МиГ-35, их авиатехника обслуживается на заданном уровне. «Часть комплектующих изделий самолетов МиГ-29 изготавливалась в странах бывшего СССР. На текущий момент времени такие запчасти уже замещены», — сказал он.

В Самаре стрижи задержались почти на неделю

В этом году городские обитатели — стрижи- заставили поволноваться любителей природы. Как правило, эти птицы, которые по утрам все лето будят самарцев своими пронзительными криками, возвращаются в родные края первого-второго мая. Но на этот раз «звонкие» пернатые в срок не прилетели. Среди населения даже пополз слух о том, что где-то на юге случился мор, который и погубил перелетных птиц. Но, к радости горожан, накануне Дня Победы в небе над Самарой появились суетливые, громкие воздушные обитатели.

Двое суток стрижи областного центра живет в таком режиме: «гоняют» над городом по утрам, потом исчезают, а возвращаются уже почти в сумерках. Это связано с «кормовой базой» пернатых хищников, которые питаются только насекомыми. Клюв и челюсть стрижа напоминает сачок, которым он буквально «черпает» мошек на лету. За один раз в рот помещается большое количество насекомых, поэтому птица считается серьезным помощником в борьбе с вредителями. Если вдруг насекомых становится меньше, стрижи могут покидать гнезда и отправляться туда, где сытно.

С этим фактом связана и народная примета: если стрижи летают высоко — погода будет хорошей, если низко — жди дождя. Объяснение простое — повышенная влажность в воздухе заставляет насекомых опускаться ближе к земле. А пернатые вынуждены снижаться вслед за ними.

Орнитологи считают, что самарских стрижей могло задержать в пути серьезное похолодание. Эти птицы реагируют на понижения температуры: если тела пернатых остывают, они впадают в оцепенение. В таком состоянии стрижи способны стойко переждать плохие условия 9-12 дней без особых последствий для организмов.

Сейчас у самарских стрижей много дел. По «пернатому графику» им отводится 8 суток на строительство гнезд. Пух и перышки для их обустройства птицы ловят в воздухе, не опускаясь на землю и крыши зданий. Городские стрижи гнездятся под балконами или крышами высоких зданий. Знакомятся и спариваются эти пернатые в воздухе. Спустя 16-20 суток после откладывания яиц появляются птенцы.

Фото: pixabay.com

Почему птица постоянно в полете

Основную часть жизни стрижи летают, так как на земле в любой момент могут стать жертвой хищника. Но это не единственная причина, почему они проводят все время в небе.

Характерной уникальностью птицы является то, что она практически не умеет ходить. Это обусловлено строением лапок. Они имеют всего 4 пальца, смотрящих в сторону. Поэтому на земле ей очень трудно удерживать равновесие. Также она не может подпрыгивать и передвигаться на лапках.

В небе стриж может находится по 3-4 года: там он ест, спит и спаривается. По природе пернатые очень шустрые, так как развивают в полете скорость до 120 км/ч, что в два раза превышает скорость ласточки. Даже гнезда они вьют на большой высоте: в дуплах деревьев или скалистых береговых обрывах.

Кто такие «Стрижи»

В середине 1980-х годов в истребительном авиаполку в подмосковной Кубинке началось формирование группы военных летчиков, в совершенстве владеющих техникой высшего пилотажа, для выполнения демонстрационных полетов на МиГ-29. В то время самолеты этого типа только осваивались в Военно-воздушных силах (ВВС). Официальным днем рождения группы считается 6 мая 1991 года — в этот день «Стрижи» впервые объявили о своем новом названии и выступили перед зрителями на истребителях МиГ-29 с характерной ливреей.

Истребители МиГ-29 «Стрижей» во время учебно-тренировочных полетов на авиабазе в Кубинке, 1993 год

Источник изображения: Владимир Яцина/ТАСС

Первое выступление «Стрижей» за границей состоялось в октябре 1991 года. Тогда летчики продемонстрировали свои умения на авиабазе Уппсала в Швеции.

С тех пор летчики постоянно совершенствуют свою летную программу, которую демонстрируют во время выступлений в городах по всей России и во многих странах мира: «Стрижи» демонстрировали возможности российской авиации в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Голландии, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ. В 1993 году пилотажная группа получила звание «Лучшая пилотажная группа мира».

В 2004 году пилотажные группы «Стрижи» и «Русские витязи» установили мировой рекорд в истории авиации, включив в комплекс показов совместный полет пяти самолетов Су-27 и четырех МиГ-29 в строю «ромб» с выполнением полного комплекса фигур высшего пилотажа. Эта девятка, получившая название «Кубинский бриллиант», ежегодно участвует в воздушном параде над Красной площадью 9 мая.

Истребители Су-27 «Русских витязей» и МиГ-29 «Стрижей» во время построения «Кубинский бриллиант»

Источник изображения: Марина Лысцева/ТАСС

Также «Стрижи» демонстрируют обновленную программу, которую открывает одиночный пилотаж на форсажном режиме работы авиационных двигателей и продолжает групповой пилотаж в составе шести экипажей.

Интересные факты о стрижах

За то время, пока орнитологи наблюдали за этими особенными птицами, было выявлено несколько любопытных фактов о них.

Черный стриж ловит насекомых своим клювом прямо в полете. Строение челюсти позволяет набрать в рот до 1000 насекомых за один раз.

Птенцы стрижа очень много едят. За время их роста взрослая особь приносит около 40 тысяч насекомых каждому. Чтобы доставить столько еды, ему приходится делать 30-40 полетов для поиска. В сумме расстояние, на которое летает стриж во время поиска, достигает 40 тысяч километров.

Спустя 10 недель после рождения птенцы способны самостоятельно питаться и летать. Они вздымают вверх на высоту 2000 метров и находятся там до взросления. Спят стрижата уже только в полете, просыпаясь каждые 10 секунд, чтобы взмахнуть крыльями.

США

Пилотажная группа американских ВВС Thunderbirds («Буревестники») в настоящее время летает на самолётах компании Lockheed Martin F-16C Fighting Falcon (Серия 52D). Это одно из немногих боевых подразделений ВВС, на чьих машинах установлены двигатели Pratt & Whitney F100-PW-229 с увеличенной тягой.

Фирменный знак — фигура под названием «зеркало«

По теме: Американская пилотажная группа «Буревестники» (Thunderbirds)

Лётчики ВВС США часто ворчали по поводу того, что «Буревестники» летают на новейших и самых эффективных самолётах, получив их взамен более старых F-16 с двигателями серии 32. Даже командир пилотажной группы в то время соглашался, что «Буревестникам» не нужен этот новейший боевой самолёт.

По теме: Пилотажная группа ВМС США «Голубые ангелы»

Между тем, авиационная группа высшего пилотажа ВМС США Blue Angels («Голубые ангелы») летает на самолётах F/A-18 Hornet, которые едва ли не самые старые в морской авиации. В настоящее время она пересаживается с самой старой модели F/A-18A на F/A-18C, которая немного новее. Сейчас в состав эскадрильи входят три одноместных F/A-18A, один двухместный F/A-18B, 10 одноместных F/A-18С и пара двухместных F/A-18D.

Возможно, что со временем ВМС пересадят лётчиков из этой группы на F/A-18E/F Super Hornet, который является одной из самых старых машин на вооружении флота. Но главная задача этой группы — выступления на авиашоу, а поэтому «Голубые ангелы» отнюдь не первые в очереди на получение новейшей авиатехники. Первыми новейшие образцы всегда получают боевые подразделения ВМС — это вопрос приоритетов. «Super Hornet — это довольно современный самолёт, однако Hornet очень надёжная машина, подтверждающая свои качества вот уже 30 лет. И её характеристик вполне достаточно для демонстрационных полётов», — сообщили «Голубые ангелы» на своем вебсайте.

Несколько комментариев к этой статье на ИноСМИ:

zolotuhin.travel: Дейв (Дейв Маджумдар, автор оригинальной статьи — прим. АР) не понимает: пилотажная группа, такая же боевая эскадрилья как и все и в случае чего просто подвесит ракеты и вперёд.

Tишa Белкин: Но как бы сегодня пилотажная группа, а завтра (по необходимости) ударная группировка, с летчиками экстра-класса за штурвалом.

funtozavurus: Видимо Дэйв не в курсе что «Витязи» и не только они РАЗРАБАТЫВАЮТ программы подготовки боевых летчиков. Что в их учебниках не только написано как выполнять элемент высшего пилотажа, но и в какой БОЕВОЙ ситуации этот элемент необходим. А дальше эти учебники попадают в Липецкий центр, где пилоты проходят курсы повышения квалификации. Так что все в тему. Да и рекламная сторона выступлений усилится, что тоже не лишнее.

Culman: Глядя на то, как высший пилотаж крутят БОЕВЫЕ самолеты, знающий человек может сделать далеко идущие выводы насчет их характеристик — и подсказать, кому следует, у кого стоит заказать новые истребители. 

krezozavr: Высший пилотаж- это не только авиашоу и военные парады, но ещё и испытание машины в достаточно непростых для этой самой машины условиях, так почему бы не погонять дополнительно новую сушку? Ну и как сказано выше, сегодня группа на параде, а завтра может быть в бою.

Образ жизни и ареал обитания

Чаще всего стриж встречается в компании со своими собратьями. Они гнездятся небольшими колониями, шумными по природе. Стриж – птица громкая, проводящая практически всю жизнь в полете. По вечерам в ясные дни особи устраивают своеобразные «гонки», которые сопровождаются интересными виражами и частыми криками, напоминающими пронзительный визг «стриии» или «виииррррииии».

Черный или обыкновенный стриж – птица задиристая, за победу она может вступить в схватку с соперником. Зачастую такие конфликты заканчиваются неприятностями: от выдергивания перьев до переломов.

Как и другие перелетные птицы, стриж мигрирует на зиму в теплые страны. Летом они обитают в Сибири, на Дальнем востоке, Европе. Холодное время года стрижи пережидают в теплых странах: Израиль, Марокко, Алжир, Грузия и другие.

В средней части России птица покидает свои гнезда к середине сентября, а возвращается лишь в начале мая, когда на деревьях появляются первые листья. В более теплых районах она улетает на зимовку к концу октября.

МиГ-29: сверхманевренный «стриж»

В 1983 году 234-й гвардейский истребительный авиационный полк первым в советских ВВС приступил к освоению легкого фронтового истребителя четвертого поколения МиГ-29. 

МиГ-29 по праву считается одним из лучших в своем классе. Он создавался для завоевания господства в воздухе в зоне боевых действий, для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей противника. «МиГ-29 – это «самолет-солдат». Как автомат Калашникова. Который надо зарядить, заправить. Он полетит и выполнит ту задачу, которая перед ним поставлена», – считает Михаил Беляев, шеф-пилот РСК «МиГ», герой Российской Федерации.

Самолеты «Стрижей» не отличаются от боевых машин ничем, кроме яркой «формы». Впервые «Стрижи» дебютировали в воздухе на самолетах с оригинальной окраской и новым названием 6 мая 1991 года. Именно эта дата считается официальным днем рождения авиагруппы.

Тогда самолеты МиГ-29 и МиГ-29УБ предстали перед зрителями в своем новом виде: белые фюзеляжи и ярко-синие кили, по бортам – синие молнии, на воздухозаборниках под наплывами появились эмблемы группы – черные стрижи на красном фоне. Эти юркие птицы и дали название группе. Кстати, черный стриж признан птичьим рекордсменом по горизонтальной скорости полета, она превышает 111 км/ч.

В 2003 году самолеты МиГ-29 прошли плановый ремонт и приобрели новую схему окраски. Машины получили красно-белую «форму», а стриж синим цветом изображен сверху и снизу на самолетах. Впервые в новом облике «МиГи» продемонстрировали публике 15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка. Этот день запомнился еще одним историческим событием – первым публичным выступлением с пилотажной группой «Русские Витязи».

Лайнер нового поколения

Идею создания сверхзвукового гражданского лайнера высказал президент РФ Владимир Путин в январе 2018 года во время посещения Казанского авиационного завода, на котором производятся модернизированные стратегические бомбардировщики Ту-160, способные проводить полёты на максимальной скорости свыше 2 чисел Маха.

На сегодняшний день в России ведутся работы по нескольким типам СГС. ПАО «Туполев» совместно с другими ведущими отечественными предприятиями, включая ЦАГИ, создаёт самолёт вместимостью порядка 30 пассажиров. Взлётная масса лайнера составит 70 тонн, скорость — 1,4—1,8 Маха.

В сентябре 2018 года заместитель генерального директора по проектированию ПАО «Туполев» Валерий Солозобов сообщил, что в своих научных изысканиях по теме СГС конструкторы компании опираются на опыт разработки военных машин с крылом фиксированной и изменяемой геометрии — Ту-160 и дальнего бомбардировщика Ту-22.

При этом, как утверждает Солозобов, цена СГС будет чуть выше дозвукового узкофюзеляжного двухдвигательного самолёта Ту-214. Об этом свидетельствуют предварительные результаты стоимостного проектирования, которое провели в ПАО «Туполев».

Также по теме


«Будущее — за гибридными двигателями»: как новая силовая установка может изменить облик гражданской авиации в РФ

Осенью 2020 года в России начнутся лётные испытания гибридного авиационного двигателя. Об этом RT сообщил начальник отдела…

В сентябре прошлого года министр промышленности и торговли России Денис Мантуров в интервью газете «Ведомости» сообщил, что ведомство намерено поддержать проект компактного сверхзвукового джета на 16—19 мест. Он рассказал, что на исследования по вопросу создания СГС в 2017—2019 годах было направлено 1,4 млрд рублей.

«Инженерными центрами и предприятиями ОАК совместно с ЦАГИ и другими отраслевыми институтами создаётся концепция гражданского сверхзвукового лайнера нового поколения, в частности для деловой авиации», — пояснил Мантуров.

В середине апреля 2020 года Минпромторг объявил тендер на формирование концепции сверхзвуковой гражданской машины под шифром СГС-Т1. Работы должны завершиться к 15 декабря 2021 года. Разработчик получит 213 млн в 2020 году и почти 505 млн в 2021 году. Ожидается, что эти деньги позволят нивелировать дефицит знаний и технологий в сфере гражданского сверхзвука.

«Имеющийся научно-технический задел в интересах создания СГС недостаточен, что не позволяет начать опытно-конструкторские работы по созданию СГС нового поколения. Значительный технический риск, а также отсутствие норм по допустимому уровню звукового удара и шума в районе аэропорта требуют развития, численной и экспериментальной отработки новых технических решений и технологий», — говорится в тендерной документации.

Враги и прочие неприятности

Благодаря своей способности летать, стриж не имеет постоянных врагов, кроме одного вредителя. Полостной клещ способен проникнуть в организм как взрослой, так и молодой особи, и вызвать серьезные заболевания: от кожного дерматита до паралича конечностей.

Птицы, живущие в черте города часто становятся жертвами кошек. В дикой природе изредка случались случаи, когда стрижи сталкивались с хищными птицами, в борьбе с которыми и погибали. Также были зарегистрированы ситуации, когда целые колонии погибали от налета на линии высоковольтных передач.

По сей день птицы не доверяют людям. Скорее всего это связано с тем, что в конце 19 века мы охотились на птенцов, считая их мясо деликатесным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector