Истребитель f-35
Содержание:
- Системные проблемы
- Вариации
- Оценка проекта
- Как всё начиналось
- Денежные единицы
- Внеплановый провал
- Технические характеристики и особенности
- Предназначенный для борьбы
- Новый F-35. Модернизация истребителя до F-35A, F-35B, A-35Cs.
- Конкурент F-35
- Основные этапы создания F-35 Lightning II
- История создания и первое производство
- Промежуточные итоги программы, оценка стоимости
Системные проблемы
По состоянию на январь 2018 года у самолёта было выявлено 966 критических недостатков. 111 дефектов относятся к первой категории сложности (могут привести к гибели, тяжёлой травме, профессиональным заболеваниям), а 855 — ко второй (неисправность отдельных элементов конструкции и бортовых систем).
Как выяснила POGO, занимающиеся тестированием F-35 службы добросовестно выполняют свою работу в целях «улучшения окончательного инженерного проектирования». Однако чиновники Пентагона исправляют отчётность, занижая количество недостатков первой и второй категории.
Также по теме
«Только национальные интересы»: почему Италия отказалась от закупок американских истребителей F-35
Италия решила отказаться от покупки американских истребителей пятого поколения F-35. Такое заявление сделала глава оборонного…
«Копия протокола заседания Совета по изучению недостатков F-35 от 4 июня 2018 года, полученного POGO, свидетельствует о том, что Совет перевёл 19 недостатков первой категории в менее серьёзную вторую категорию. При этом категория десяти дефектов была занижена без утверждения плана их исправления», — говорится в расследовании организации.
Одним из критических недостатков, которые отказался исправлять Пентагон, является неисправность аварийной системы. При катапультировании пилота комплекс радиолокационного опознавания не отправляет автоматический сигнал на радар наземного контроля, то есть диспетчеры не получают информацию о ЧП.
Также военные проигнорировали проблему с одноразовым хвостовым крючком, который выпускается в случае отказа тормозной системы. Но наиболее серьёзный дефект обнаружился в системе управления вооружением. Пилоты F-35 не могут подтвердить координаты наземной цели. Как отмечают эксперты, подобная проблема уменьшает эффективность и точность бомбометания. В реальных боевых условиях это может привести к удару по своим войскам или мирному населению.
В июне 2018 года агентство Bloomberg со ссылкой на документы Пентагона сообщило, что 180 недостатков F-35 не будут устранены в краткосрочной перспективе. В доработке нуждаются цифровая аппаратура, помещённая в шлем пилота, бортовые комплексы и множество элементов конструкции, прочность которых вызывает сомнения у специалистов.
По информации издания, F-35 оказался крайне уязвим перед ударом молнии. Причина в том, что планер самолёта выполнен в основном из композитных материалов, а не металлических сплавов, как у машин предыдущего поколения. Кроме того, на истребителе с перебоями работает система генерации инертных газов, которая поддерживает низкий уровень кислорода в топливных баках. Полёт в грозоопасных зонах F-35 может привести к взрыву топлива.
- Истребитель F-35B Lightning II в полёте
- Reuters
Эксперты POGO полагают, что каждый отдельный недостаток не препятствует эксплуатации самолёта. Однако в совокупности дефекты могут повлиять на безопасность полётов и «значительно увеличивают вероятность того, что воздушное судно не сможет выполнить требуемую миссию».
В западных СМИ можно встретить нарекания, связанные с манёвренностью F-35. Несмотря на преимущество по боевой нагрузке и тяговооружённости, машина оказалась слабо приспособлена к воздушной дуэли, уступая по эффективности истребителям F-16.
Вариации
F-35 обоснованно критикуют во всём мире (в США критики разбирают его недостатки по винтику не меньше, чем в России или Европе) за излишнюю универсальность. Всё же палубный и наземный истребители – это очень сильно отличающиеся друг от друга машины.
Одновременно разрабатывались следующие модификации:
- F-35А или CTOL – истребитель наземного базирования. Эта версия должна быть самой простой, дешёвой, массовой и доступной для внесения изменений согласно пожеланиям стран-участниц проекта.
- F-35В или STOVL – истребитель, способный взлетать с укороченных площадок и садиться вертикально. Проектировался и изготавливается специально для морской пехоты. Наиболее критикуемая версия F-35.
- F-35С или CV – палубный истребитель для ВМС. Конструкция подразумевает старт с катапульты и посадку с аэрофинишёром, поэтому самолёт имеет больший размах крыла и более высокую прочность.
Разработчиков ещё можно было бы понять, получайся столь разные самолёты за счёт унификации более или менее дешёвыми, ведь массовое производство удешевляет любое изделие. А у “Локхида” получилась универсально, массово и дорого. Так или иначе, любой вариант нового истребителя оснащается:
- комплексом Link16 – система обмена данными между самолётами в воздухе и наземными службами
- радиорелейной станцией с активной фазированной решёткой
- дисплеем с проекцией на переднее стекло и активным шлемом с видеодатчиками
- инфракрасной камерой. Кроме обнаружения целей она сигнализирует о засветке радаром
- системой из шести инфракрасных сенсоров. Она позволяет вести бой в темноте и отслеживать потенциально опасные пуски ракет
- Незначительно отличаются и полётные характеристики трёх моделей: F-35А и F-35В имеют одинаковые размеры 15,57 м в длину, 4,36 м в высоту с размахом крыльев 10,67 м. У самолёта F-35С размах крыльев на 2,5 м больше
- крейсерская и максимальная скорость у всех моделей совпадают – 850 и 1930 км/час соответственно
- самая большая дальность в модели “С” – 2 520 км. “А” летает” на 2 200, а “В” на 1670 км
- боевая нагрузка составляет 9,1 тонны
В результате степень унификации F-35А и F-35В составляет 81%, а F-35А и F-35С – 62%. Для машин, состоящих из более чем 300 000 деталей, показатели весьма серьёзные.
Взлёт, полёт и вертикальное приземление F-35В. За откинутой крышкой виден двигатель, позволяющий совершать вертикальную посадку.
Оценка проекта
Программа создания истребителя F-35 является самым дорогим военным проектом в истории человечества. Даже один этот факт уже является прекрасным поводом для критики самолета, однако, несмотря на потраченные миллиарды долларов и годы разработок, в F-35 постоянно обнаруживают те или иные недоработки. Проблемы у самолета, стоящего более ста миллионов долларов, воспринимаются общественностью особенно остро.
Многие эксперты ставят под сомнение соответствие F-35 критериям истребителя пятого поколения. Прежде всего, это касается возможности полета на сверхузвуке без использования форсажа. Хотя, разработчики неоднократно заявляли, что истребитель имеет такую возможность. Есть вопросы и к технологиям невидимости. В 2015 году F-35 проиграл воздушный бой F-15 из-за некачественного нанесения «стелс»-покрытия на фюзеляже.
Много вопросов вызывает операционная система истребителя, в ходе недавней проверки военные смогли обнаружить в ней 276 потенциальных уязвимостей. Однако, если софт со временем все же будет доработан, то есть недостатки, которые исправить уже не получиться. К ним можно отнести следующие:
Недостаточная тяговооруженность (0,8-0,85), которая обусловлена сильно возросшей массой машины во время ее доработки.Высокая удельная нагрузка на крыло, что существенно уменьшает маневренность истребителя.Сравнительно небольшая масса вооружения, которую самолет может принять во внутренние отсеки.Из-за довольно большой минимальной скорости, малой полезной нагрузки и чувствительности к огню с земли F-35 может оказаться недостаточно эффективным в качестве самолета непосредственной поддержки войск. Старый и испытанный А-10 «Тандерболт» в этом отношении выглядит куда предпочтительней.
К сильным сторонам F-35 можно смело отнести малую заметность для РЛС противника и мощнейший комплекс БРЭО самолета. Однако помогут ли они истребителю в реальном воздушном бою – этот вопрос остается открытым.
Плохую шутку с американцами сыграла излишняя самонадеянность: посчитав, что в новом столетии у них уже не будет достойных противников, они начали создавать истребитель для войн наподобие балканской или иракской кампании, в которых противник изначально был слабее практически по всем параметрам.
Однако ситуация в мире развивается несколько по другому сценарию, в нем появляются новые центры силы – государства, которые уделяют достойное внимание развитию вооруженных сил, в том числе и авиации. С большой долей вероятности можно сказать, что американским пилотам в будущем придется встретиться в небе с достойными противниками. И сможет ли F-35 гарантировать им победу – это очень большой вопрос
И сможет ли F-35 гарантировать им победу – это очень большой вопрос.
Как всё начиналось
В 1990-х годах в Пентагоне решили сменить очень удачный, но устаревающий истребитель F-16. Специалисты оборонного ведомства заявили, что требуется создать однотипный истребитель в трёх вариантах: обычная машина для ВВС, палубный истребитель и самолёт для морской пехоты.
В конкурс на создание истребителя пятого поколения включились компании “Боинг”, “Локхид Мартин” и “МакДоннелл Дуглас”. В финал вышли первые две – разработка “МакДоннелл Дуглас” оказалась чересчур дорогой. Полёты прототипов показали, что самолёт Х-32, представленный “Боинг”, значительно уступает своему конкуренту от “Локхид Мартин” в ключевых показателях – вертикальных взлёте и посадке. Так в 2001 году компания “Локхид Мартин” получила доступ к неплохому денежному пирогу.Серийное производство было начато в 2011 году, но это были мелкие серии – все силы разработчиков были брошены на устранение неполадок. Особенно хромала палубная версия – истребитель никак н мог стабильно приземляться на имитатор авианосца. Партнёры по финансированию, несмотря на мощное дипломатическое давление Соединённых Штатов, постоянно колебались, ведь стоимость F-35 постоянно росла. Дания то отказывалась, то соглашалась купить 27 машин. Италия, несмотря на то, что на её территории разместили один из сборочных заводов, постоянно уменьшала объём своего заказа. Австралия переключилась на закупку других истребителей. И всё же процесс, как говорится, пошёл.
Денежные единицы
Стоимость двух первых предсерийных образцов многоцелевого истребителя 5-го поколения Lockheed Martin F-35A Lightning II в 2007 г. составляла 221,2 млн долларов без двигателя. Критики самой дорогой в истории человечества оружейной программы справедливо называли эту цифру ужасающей.
Для сравнения: в 2019 году Минобороны РФ подписало контракт на закупку более грузоподъемных (боевая нагрузка 16 т против 8,2 т у F-35A), быстрых (2,45 М против 1,6 М), высотных (20 км против 15 км), дальнобойных (4300 км против 2800 км) истребителей пятого поколения Су-57. Стоимость контракта, по данным бывшего журналиста «Коммерсанта» и бывшего советника «Роскосмоса», а ныне чешского шпиона Ивана Сафронова, составляла 170 млрд руб. за 76 самолетов, что давало в 2019 г. 34,4 млн долларов за штуку. С двигателем. Даже с двумя.
Как утверждает докладчик, в качестве основного инструмента удешевления серийного производства F-35 руководство Lockheed Martin выбрало цифровые технологии. Реорганизация корпоративной архитектуры началась в 2014 году. Основная сложность состояла в увязке информационных технологий с производственными. Это делалось с помощью таких инструментов, как оптическое проецирование пошаговых рабочих инструкций на конструкцию F-35 (см. фото ниже), точные твердотельные 3D-модели для разработки оснастки, промышленный интернет вещей, автоматическое сверление, бесконтактная метрология и т.д. Сложность состояла не собственно в тотальном внедрении цифровых технологий везде и всюду, а в нахождении правильного баланса, чтобы цифровизация проводилась не ради цифровизации, а для решения реальных проблем с реальным эффектом. Это потребовало многолетнего тщательного анализа, позволившего в конце концов создать эффективную систему управления производственными операциями.
По словам докладчика, благодаря внедрению цифровых технологий в рамках программы выпуска истребителя пятого поколения F-35 за последние пять лет доля ручного труда на производстве сократилась на 75%, его цена снизилась почти на 70% по сравнению с первым лотом, а с 2015 года время производства одного самолета сократилось на 20%. Стоимость модификации F-35A в 2020 году составила 77,9 млн долларов (14-й лот).
На первый взгляд, цифры впечатляют. Однако стоит заметить, что уже к 2014 году, то есть до начала цифровой трансформации компании, стоимость F-35A (без двигателя) снизилась до 94,5 млн долларов (8-й лот), то есть упала на 58%. (Цена двигателя F-135 в варианте для F-35A в 2016 г. составляла 13,3 млн долларов). Очевидно, что уменьшение цены на 70% по сравнению с первым лотом достигнуто не только за счет цифровизации. Легко предположить, что главной причиной столь драматического снижения стал переход от штучной сборки к массовому производству.
Масштабы программы F-35 в самом деле впечатляют. По данным докладчика, Lockheed Martin по состоянию на 1 июля 2020 г. поставил Вооруженным силам США и иностранным заказчикам 535 F-35. Всего же Пентагон намерен закупить 2456 самолетов, на производстве которых прямо и косвенно занято только в США 254 тыс. человек и 1800 поставщиков, не говоря о зарубежной кооперации (еще около 100 поставщиков). Общие затраты на программу превысят 1,5 трлн долларов, включая стоимость разработки в размере 58 млрд долларов, более 428 млрд долларов на закупки самолетов и 1,2 трлн затрат на содержание данного самолетного парка до 2070 г. Порядка 770 самолетов заказали ближайшие союзники США. Сколько F-35 в будущем купят другие страны, можно только гадать.
В одном только 2020 году Lockheed Martin планирует поставить заказчикам 141 самолет этого типа. И темп его производства будет расти до 2023 года. При столь массовом выпуске цена изделия должна снижаться. Не исключено, что без дорогостоящей цифровой трансформации она снизилась бы еще больше.
Впрочем, надо заметить, что цифровизация производства Lockheed Martin стратегически направлена не столько на решение проблем текущих проектов, сколько на получение качественно новых возможностей в будущем. К примеру, компания объявила о планах создания гибкого цифрового производства, которое позволит на одном и том же оборудовании выпускать беспилотные авиационные комплексы различных размеров и аэродинамических компоновок. Одно и то же предприятие сможет одновременно выпускать легкие, средние и тяжелые беспилотники. Причем производство того или иного типа ЛА будет возобновляться по требованию заказчика, например, для срочного восполнения потерь. Словом, цифровые технологии позволяют добиться многого. Вопрос лишь в том, насколько гибкое производство будет экономически целесообразно в сравнении со специализированным.
Внеплановый провал
F-35 — это второй самолёт пятого поколения, который призван заменить большую часть парка F-16, F-18 и AV-8B. Детище Lockheed Martin выпускается в вариантах для ВВС (F-35А), палубной авиации (F-35С) и морской пехоты (F-35В). Разработка машины началась в середине 1990-х годов. Первый полёт она совершила в 2000 году.
В 2003 году Пентагон утвердил план производства самолёта. Предполагалось поставить в Вооружённые силы 2443 самолётов F-35, причём к 2019 году войска должны были получить 1966 единиц. Однако в 2007 году объём поставок к 2019 году был уменьшен до 1035 самолётов, в 2012 году — до 585, а в 2017-м — до 506. По состоянию на июль 2018 года Lockheed Martin произвёл только 305 машин.
Также по теме
«Акт силового давления»: зачем США модернизируют сеть военных аэродромов в Европе
Белый дом может увеличить расходы на укрепление военного присутствия в Европе в 2019 году до $6,5 млрд. В частности, на «сдерживание…
Провал плана производства F-35 объясняется не только выявленными дефектами, но и спорами о стоимости самолёта. В апреле 2007 года разработчик оценил своё детище в $221 млн без учёта двигателя Pratt & Whitney. Однако через несколько лет Lockheed Martin начал продавать Пентагону каждый самолёт за $100 млн.
В декабре 2016 года президент США Дональд Трамп раскритиковал корпорацию за высокую цену F-35. К июлю 2018 года стоимость истребителя упала до $89 млн. К 2020 году Белый дом рассчитывает добиться снижения цены до $80 млн. Подписанный Трампом законопроект о военном бюджете предполагает закупку 77 F-35.
Эксперты POGO обратили внимание на высокие расходы на техническое обслуживание самолётов — каждая машина будет ежегодно обходиться в $5 млн. Это дешевле, чем содержание первого самолёта пятого поколения F-22 Raptor ($8,2 млн), но дороже машин предыдущего поколения
По состоянию на декабрь 2017 года на реализацию проекта F-35 было потрачено $406 млрд. На устранение недостатков потребуется выделение как минимум $10,8 млрд ежегодно. Как подчёркивают эксперты POGO, выделение средств не будет иметь смысла, если Минобороны США продолжит игнорировать проблемы истребителя.
Процесс ликвидации дефектов растянется до 2024 года. Однако Lockheed Martin рассчитывает запустить полномасштабное производство самолётов в максимально короткие сроки, и Пентагон, игнорируя проблемы F-35, идёт навстречу корпорации. В противном случае, как отмечают в POGO, программа рискует не окупиться.
- F-35 Lightning II на взлётно-посадочной полосе
- AFP
Технические характеристики и особенности
По фото самолета F-35 можно составить мнение о его внешних особенностях. Что касается технических характеристик самолета Ф-35, то они немного отличаются у каждой из модификаций. Есть три модели этого семейства:
- F-35A — типовой истребитель;
- F-35B — с вертикальной посадкой и быстрым взлетом;
- F-35C — взлет с помощью катапульты с авианосца.
Ф-35А
С технологической точки зрения самая простая модель — первая из них — 35А. Это облегченная и недорогая модель, которая и станет основной для экспортирования. Длина самолета — 15,57 м, а высота — 4,38 м. Ширина размаха крыльев составляет 10,67 м, а площадь крыла — 42,7 м².
Ф-35А.
Масса пустого Ф-35А — 13 290 кг, а максимальный взлетный вес достигает 29 100 кг. Он развивает скорость до 1930 км/ч. Дальность полета — 2 200 км. Самолет может находиться в полете минут. Эта характеристика будет одинаковой для всех модификаций.
Ф-35В
Ф-35В представляет собой модель, которую разработали специально для морской пехоты Соединенных штатов и английского флота. Он отличается тем, что взлетает быстро, а садиться может по вертикальной траектории. Это легкий авианосец, который должен будет выполнять одну функцию: доставку десанта.
Ф-35В.
Его габариты совпадают с теми же, как у Ф-35А. Вес пустого истребителя — 14 650 кг, а максимальная — 27 215 кг. Максимальная скорость — 1930 км/ч. 35В может летать на расстояния до 1670 км.
Ф-35С
Ф-35С имеет больший потенциал, если сравнивать его с двумя предыдущими. У F-35C вертикальный взлет возможен, благодаря использованию катапульты. Другие конструкции крыла и хвостового оперения позволяют ему совершать маневры на малых скоростях. По габаритам он чуть больше, чем Ф-35А и Ф-35В.
Ф-35С.
По массе он насчитывает 15 785 кг, когда он пустой. Максимальный вес достигает 30 320 кг. Скорость он развивает такую же, как и другие модификации. А вот дальность полета у него значительно больше — 2520 км.
Это интересно: Может ли женщина стать пилотом — лучше один раз увидеть
Предназначенный для борьбы
Як-141 был предназначен для перехвата воздушных целей, ведения ближнего боя, нанесения ударов по наземным и надводным целям. Самолет мог эксплуатироваться на взлетно-посадочных площадках ограниченных размеров и в корабельных условиях. Як-141 взлетал вертикально с коротким разбегом с помощью подъемных двигателей и поворотом сопла маршевого двигателя на 65° по мере роста тяги и ускорения движения самолета, с «точечным» взлетом, когда длина разбега не превышает пяти метров, а сопло также отклоняется, но уже при полной тяге на форсаже до начала разбега.
Интересно отметить, что планер самолета уже тогда состоял на 26% из композитных материалов, включая углепластиковые поверхности хвостового оперения, закрылки, носки и наплывы крыла. Остальная конструкция в основном была выполнена из алюминиево-литиевого сплава. Силовая установка была комбинированная и аналогична СУ Як-38. Она состояла из подъемно-маршевого двигателя Р-79 генерального конструктора В. Кобченко и двух подъемных РД генерального конструктора А. Новикова.
Летчиком-испытателем этого самолета стал А. Синицын, шеф-пилот фирмы, заместитель главного конструктора по летным испытаниям. Первый полет нового Яка состоялся в начале марта 1987-го. Спустя три года он взлетел и сел вертикально.
Новый F-35. Модернизация истребителя до F-35A, F-35B, A-35Cs.
Тактический истребитель F-35 Cs возобновил испытательные полеты, после перерыва вызванного аварийными ситуациями происшедшими в ходе испытаний проводимых на авианосце США «Нимиц». Возобновлена программа полетов, проходящая под контролем ВМС США для нового поколения истребителей.
Ведется отработка взлетов и посадок с палубы авианосца с возможностью достичь максимального результата работы всех систем и безаварийной эксплуатации авиатехники и служб авианосца.
Программа создания нового истребителя 5-го поколения стоимостью около 400 млрд. долларов была приостановлена после возгорания двигателя компании Pratt & Whitney установленного на F-35. По причине неполадок с системами двигателя, был отложен дебют F-35 в Великобритании на ежегодной авиационной выставке, график испытательных полетов был сорван с отставанием на 45 дней. Осложнения с двигателями F-35, обострили конкурентную борьбу за закупку истребителей ВМС США. Некоторые эксперты высказываются за закупку для ВМС США в качестве палубного истребителя с базированием на авианосцах, истребителя Boeing F/A-18E/Fs.
ВВС США планируют подготовить группу самолетов, состоящую из 12-24 самолетов к августу 2016 года, полностью готовую к выполнению тактических задач.
Компания Lockheed Martin предлагает для реализации самолет F-35, со скидкой для международных партнеров, готовых принять участие в финансировании проекта. В планах компании реализовать 750 самолетов, в том числе 612 единиц в страны: Великобританию, Италию, Австралию, Норвегию, Нидерланды, Данию, Турцию, Канаду, Японию, Израиль и Южную Корею. Предварительная цена на истребитель F-35 составляет 80-85 млн. долларов с началом основных поставок в 2019 году.
Lockheed Martin F-35 Lightning 2 это модельный ряд одноместных истребителей, оснащенных 1 двигателем, предназначенных для всепогодных полетов и выполнения различных тактических задач. Самолет относится к моделям 5-го поколения и способен выполнять функции штурмовика, разведчика систем ПВО противника и сбора данных о ведении боевых действий.
Разрабатываются три основных модели:
-
F-35A, со стандартным взлетом и посадкой (CTOL);
-
F-35B, с коротким взлетом и посадкой (СА);
-
A-35Cs боевой самолет на базе Catobar (CF).
Самолет был спроектирован и построен компанией Lockheed Martin, при активном участии Northrop Grumman, Pratt & Whitney и BAE Systems.
Первый полет был совершен 15 декабря 2006 года. Министерство обороны планирует приобрести 2443 самолета F-35 для обеспечения ВВС США, Корпуса морской пехоты и ВМС США. Программа перевооружения вооруженных сил США рассчитана до 2037 года.
F-35 разрабатывался по программе JSF для замены в Вооруженных силах США моделей F-16, A-10, F/A-18 и AV-8B тактических истребителей.
ВМС США намерено купить 480 F-35Cs, Корпус морской пехоты США в общей сложности 80 единиц F-35Cs.
Конкурент F-35
В зарубежных СМИ нередко можно встретить мнение о неудовлетворительном техническом состоянии люфтваффе со ссылкой на ежегодный отчёт Минобороны ФРГ. Так, в декабре 2016 года французский военно-аналитический бюллетень TTU (Très Très Urgent) сообщил, что из 216 истребителей Tornado и Eurofighter в воздух могут подняться 69 машин.
В июне 2018 года глава штаба ВВС ФРГ генерал-лейтенант Инго Герхартц, выступая перед парламентариями и промышленниками, заявил, что люфтваффе нуждается в срочной модернизации. По его словам, огромное количество боевых самолётов находятся в непригодном для эксплуатации состоянии по причине отсутствия запчастей и средств на их приобретение.
Также по теме
«Французам ничего другого не остаётся»: как Париж модернизирует истребитель Dassault Rafale
Минобороны Франции заключило контракт с компанией Dassault Aviation на модернизацию парка истребителей Rafale. Об этом сообщает…
Как сообщил в мае 2018 года журнал Der Spiegel, согласно отчёту Минобороны ФРГ, из 128 истребителей Eurofighter в боеспособном состоянии находятся только 39 машин. Помимо этого, издание рассказало, что элементы оборудования этих истребителей, необходимые для обнаружения противника в воздушном пространстве, в силу ряда технических причин выходят из строя и замены им не предвидится. Это сокращает число готовых к боевым вылетам самолётов. Источники журнала утверждают, что для эксплуатации пригодны около десяти машин.
Большие проблемы Германия испытывает с эксплуатацией парка Tornado. В марте 2018 года Reuters и Der Spiegel со ссылкой на доклад Минобороны ФРГ заявили, что немецкие истребители, выполняющие полёты в прибалтийских странах, в скором времени перестанут использоваться в миссиях НАТО.
Основная причина заключается в том, что самолёты люфтваффе не оснащены шифраторами для защищённой передачи данных. Таким образом, важная для альянса информация может быть перехвачена третьими государствами. Отмечается, что патрулирующие небо над Прибалтикой Tornado были приняты на вооружение в 1981 году и сейчас нуждаются в срочной модернизации.
Владимир Попов считает логичным желание немцев заменить Tornado на Eurofighter Typhoon, чтобы обновить парк боевой авиации. В то же время эксперт отметил, что европейский истребитель нуждается в существенной доработке. В материалах Deutsche Welle говорится, что Eurofighter получился слишком дорогой и сложной в эксплуатации машиной. Стоимость одного истребителя составляет около $100 млн.
- Истребитель Eurofighter Typhoon ВВС Германии
- Reuters
«Выбор у Германии невелик. Судя по всему, немцам придётся доводить до ума и модернизировать нынешний парк строевых самолётов. Покупать менее дорогие F/A-18 бундесверу однозначно не стоит. Во-первых, это не новый самолёт. Во-вторых, существует большая вероятность, что американцы продадут Германии бывшие в употреблении машины, которые находились на хранении, а потом прошли капитальный ремонт и модернизацию», — подчеркнул Попов.
Юрий Кнутов напомнил, что Германия возлагает немало надежд на успех совместного с французами проекта «боевой воздушной системы будущего» (Future Combat Air System, FCAS). Берлин и Париж рассчитывают разработать самолёт нового поколения, способный поражать все виды целей. Работы по многофункциональному истребителю планируется завершить к 2035—2040 годам.
«На мой взгляд, FCAS при реализации столкнётся с множеством объективных технических проблем. Но гораздо важнее, что этот проект является очередным конкурентом F-35, а это автоматически означает огромное сопротивление со стороны США», — отметил Кнутов.
Основные этапы создания F-35 Lightning II
После военной компании за Фолкленды в 1982 г., в результате боев с Аргентиной, ВВС Великобритании показали очень успешное применение самолетов вертикального взлета и посадки «Хариер» США и другие государства начали более усиленно и глубоко изучать возможности самолетов данного типа.
В результате на мировом рынке начал формироваться спрос на подобный вид самолетов. В 1983 году исследовательские агентства Соединенных Штатов и Великобритании при поддержке агентства NASA основывают программу ASTOVL (Advanced Short Take-Off/Vertical Landing) с целью заменит существующие самолеты вертикального взлета и посадки более новыми единицами.
Однако, к 1995 году Великобритания прекращает исследования и передаёт все наработки США, которые не собирались прекращать разработку столь перспективного самолета. В марте 1993 года из-за изменения геополитического баланса и распада коммунистического блока, программу ASTOVL трансформируют в CALF направленную на создание легкого истребителя общего применения.
С компаниями Lockheed Martin Aeronautics Company и McDonnell Douglas, которая позднее слилась с военно-промышленной компанией Boeing был подписан контракт на разработку однотипного самолета истребителя, который с небольшими изменениями мог бы поступить на службу в ВВС (носил название Х-32А), ВМС, корпуса морской пехоты (КМП) и вооруженных сил Великобритании (Х-32В).
В 1996 году действующая программа создания легкого истребителя общего применения трансформируется в программу Joint Strike Fighter (JSF, единый ударный самолет) реализацией которой уже занимались военно-промышленные компании Boeing и Lockheed Martin. Со стороны Boeing создавался самолет Х-32, а со стороны компании Lockheed Martin, объединившей усилия в альянсе с Northrop Grumman Corporationсоздавался самолет Х-35.
Окончательные испытания тестовых моделей X-32 и Х-35 выявили безусловное преимущество модели Х-35 от Lockheed Martin, которая смогла взлететь с полосы в 150 метров в длину, в небе смогла разогнаться до сверхзвуковой скорости и осуществить вертикальную посадку на определенную площадь.
Конструкция модели Х-35 имела инноваторский механизм обеспечивавший вертикальный взлет и посадку. За кабиной пилота был установлен специальный мощный вентилятор, который как охлаждал воздух для двигателя нагретый задним соплом, так и обеспечивал хороший баланс самолета.
В конечном итоге модель Х-35 получила название F-35 Lightning II. На сегодняшний день F-35 — это передовой истребитель-бомбардировщик пятого поколения сконструированный в рамках программы Joint Strike Fighter и призванный заменить устаревшие модели самолетов F-18, AV-8B Harrier, F-16, F-117 и с определенными оговорками F-15.
Майор военно-воздушных сил США Эмкот Макларен отмечает, что разработчики «сложили воедино возможности самолетов предыдущих поколений и добавили технологию Стелс».
Капитан ВМС США Марк Дарра считает, что «F-35 станет первым морским самолетом по настоящему оснащенным технологией Стелс, который поступит на службу на авианосцы»
В данном случае важной чертой F-35 можно считать возможность осуществлять вертикальный взлет и посадку, наподобие вертолетов и конвертопланов Оспри
ВМС больше не нужны длинные взлетно-посадочные полосы благодаря короткому взлёт или вообще вертикальной посадке и взлету F-35. Для базирования F-35 подойдут даже корабли L класса типа Мэйкин Айленд. Это также позволит использовать короткие, разбомбленные аэродромы с которых не смут взлетать обычные самолеты.
Пилоты отмечают, что полёт на F-35 Lightning II восхитителен и если Вы мечтаете чтобы езда на американских горках стала вашей ежедневной работой — Вам стоит задуматься о службе пилотом F-35.
История создания и первое производство
Экспериментальный X-35 на базе в Палмдейле Калифорния (англ. United States Air Force Plant 42)
F-35 является закономерной эволюцией экспериментального X-35, дизайн которого который был разработан в рамках программы Joint Strike Fighter (JSF). В настоящее время производящийся и дорабатывающийся Lockheed Martin командой из подразделения военно космической промышленности. Сама программа JSF была разработана чтобы заменить американских военные самолеты F-16, A-10, AV-8B, F/A-18 (за исключением нового E/F “Super Hornet”), и в целом определить облик самолета будущего. Так же чтобы сократить стоимость разработки, производства и эксплуатационных затрат, общий дизайн был запланирован в трех вариантах, имеющих 80% взаимозаменяющихся частей:
- F-35A, наземный вариант с обычным взлетом и посадкой (CTOL).
- F-35B, вариант для взлета с коротких полос и вертикальной посадкой (STOVL).
- F-35C, палубная версия CATOBAR (CV).
16 ноября 1996 года бы объявлен конкурс на разработку многоцелевого ударного истребителя нового поколения (JSF). Который в октябре 2001 года выиграл Lockheed Martin, с новейшим дизайном X-35, отобрав контракт у Boening (X-32). Хотя оба самолета легко достигли а местами даже превысили требования, X-35 бы принят как более перспективный с меньшими рисками и большим потенциалом модернизации. На все дальнейшие разработки Lockheed Martin было присвоено самолету новое название F-35. В 2006 году George Standridge предсказал, что F-35 будет в четыре раза более эффективен, чем любой истребитель в воздушном бой, в восемь раз более эффективен в против наземных целей, и в три раза более эффективен в разведке и подавлении противовоздушной обороны. Имея про этом большую дальность и требуя меньшее материально-техническое обеспечение вкупе с более низкой ценой, дешевым обслуживанием и даже более легким обучением пилотов. А дизайн заложенный в F-35 должен был служить вплоть до 2040. 9 декабря 2008 года, Lockheed Martin выкатила первый экспериментальный образец F-35A, названный AF-1. Это был первый F-35 построен полным циклом производства на котором уже в будущем с 2010 года будут собираться F-35As.
Промежуточные итоги программы, оценка стоимости
В конце февраля 2018 года вице-адмирал Мэт Уинтер, директор отдела минобороны США по реализации программы разработки и закупки F-35, сообщил журналистам, что из поставленных американским ВВС и странам-партнерам 280 самолетов только 51% могут совершать полеты. Уинтер отметил, что на многих машинах выявились проблемы с двигателями, системами жизнеобеспечения пилотов и с программным обеспечением. Напряженной оставалась и ситуация с запасными деталями, которые производитель поставлял с задержками.
года Lockheed Martin отчиталась о поставке 300-го экземпляра F-35 (в 2017 году были поставлены 66 единиц — на 40% больше, чем в 2016 году). Из общего числа поставленных самолетов на вариант F-35A пришлось 197 единиц, 75 единиц — на вариант F-35B, 28 единиц — вариант F-35С. По данным производителя, суммарный налет этого флота превысил 140 тыс. летных часов. Всего за 2018 год производитель планирует передать заказчику 91 самолет (таким образом, общее число поставленных машин составит 357).
Вооруженные силы США намерены приобрести в общей сложности 2 тыс. 443 экземпляра F-35. Всего на разработку самолета было затрачено свыше $46 млрд, а в целом, согласно прогнозам, реализация программы обойдется США в более чем в $1,5 трлн: $406,5 млрд пойдут на закупку самолетов и еще около $1,1 трлн — на эксплуатацию, техобслуживание, модернизацию и ремонт. Эксперты называют F-35 самой дорогостоящей системой вооружений в истории.
Закупочная стоимость единицы F-35A в 2018 году составляет около $100 млн. К 2020 году ее планируется снизить до $80 млн. В 2023 году Lockheed Martin намерена нарастить выпуск до 160 самолетов в год.
Ожидается, что истребители-бомбардировщики этого типа будут состоять на вооружении по крайней мере до 2070 года.