Многоцелевой истребитель су-27: история, устройство и ттх
Содержание:
- Истребитель МиГ-29
- Продолжение «двадцать седьмого»
- Окраска самолета
- «Скороподъёмность и манёвренность»
- Мастер высшего пилотажа
- Отличия от базовой модели
- Оборудование
- «Непрерывная модернизация»
- История создания истребителя Су-27
- Система управления вооружением
- Боевое применение
- Рой беспилотников
- АЛ-31Ф: лучший двигатель для лучшего самолета
- Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО
- Примечания
- Характеристики:
- Аварии самолётов Су-27[править]
Истребитель МиГ-29
В ВВС России МиГ-29 является одним из наиболее актуальных боевых самолетов. Проектировался агрегат для налаживания превосходства в воздушном пространстве. На вооружение поступил истребитель в 1985 г. Он является самым передовым в мире, оборудован турбореактивными моторами, имеет отличную аэродинамику и великолепный обзор из кабины. Все это делает МиГ-29 невероятно продуктивным в воздухе, а также в качестве полета храбрых туристов. Сегодня МиГ-29 находится на вооружении примерно в 20 государствах мира.
Для осуществления полета нужно подать заявку на совершение мини-путешествия по определенной программе, которые указаны в прайсе. Сделать это можно посредством онлайн-заявки, по телефону или электронной почте:
- как минимум за 10 дней гражданам России;
- за 60 суток (можно больше) иностранным гражданам.
Кроме того, к заявке следует приложить анкету (в заполненном виде) участника предстоящего полета и ксерокопию паспорта. Сопровождающим лицам также необходимо все это представить.
Продолжение «двадцать седьмого»
С 1984 года, когда началось серийное производство «двадцать седьмого» на заводах в Комсомольске-на-Амуре, Иркутске и Новосибирске, было выпущено порядка полутора тысяч самолетов Су-27 и его модификаций, а также современные Су-30, Су-33, Су-34, Су-35.
Истребитель Су-30 стал дальнейшим продолжением «двадцать седьмого». Среди его новинок – радиолокационная станция с фазированной антенной решеткой. Это обеспечивает автоматическое обнаружение и сопровождение целей на больших дистанциях и в ближнем бою. Кроме того, Су-30 оборудованы мощными средствами радиоэлектронной борьбы для самообороны, как от вражеских истребителей, так и от систем ПВО. На вооружение ВКС России в настоящий момент активно поставляются Су-30СМ (серийный, модернизированный). В 2016 году эксплуатацию этих самолетов начали и «Русские Витязи».
Истребители Су-30 всегда имели огромный успех на международном рынке, было создано множество экспортных модификаций: МКК – для Китая, МКМ – для Малайзии, МК2В – для Вьетнама, МКИ – для Индии. Непосредственно и сам Су-27 имел большой коммерческий успех в мире. Экспортные модификации – Су-27СК и Су-27УБК – производятся с 1991 года, а с 1998 года в Китае организовано лицензионное производство Су-27СК под обозначением F/J-11.
Самые молодые «наследники» Су-27 – многофункциональный истребитель Су-35 и истребитель-бомбардировщик Су-34 – по своим характеристикам практически соответствуют пятому авиационному поколению. На борту Су-35 установлены новая информационно-управляющая система, новейшая РЛС «Ирбис», за сверхманевренность отвечают еще более мощные, чем на Су-30СМ, двигатели АЛ-41Ф1С.
Истребитель-бомбардировщик Су-34 может нести всю номенклатуру средств воздушного поражения, при этом атаковать цели при любых погодных условиях, а также эффективно вести радиоэлектронную борьбу. Отличительная черта этих машин – необычная для «сушек» кабина пилотов. Для повышения комфорта экипажа во время дальних перелетов решено было посадить летчиков рядом, а не друг за другом. «Нос» самолета стал шире, чем у Су-27. За такую своеобразную форму носа пилоты прозвали Су-34 «утенком».
Спустя 40 лет в небе «двадцать седьмой» все еще невозможно назвать устаревшим. Созданный по самым передовым технологиям своего времени, он прослужил не одно десятилетие, стал крепким фундаментом целой династии отечественных истребителей и заложил основы для рождения будущего воздушного бойца ВКС РФ – первого российского истребителя пятого поколения Су-57.
Окраска самолета
Серийные Су-27 окрашены в стандартный для истребителей «небесный» камуфляж из трех оттенков голубого цвета. Нижняя часть самолета выкрашена в однотонный светло-голубой. Диски колес и ниши шасси окрашены в разные оттенки зеленого цвета, стойки шасси серые. Изнутри кабина тоже имеет преимущественно зеленую и сине-зеленую окраску.
Номера самолетов наносятся на киль и переднюю часть фюзеляжа. Первые машины имели номера одинакового размера, более поздние образцы — уменьшенный размер цифр на килях. Фирменный логотип нанесен на корпус в нижней части киля. Боевые ракеты на таких самолетах выкрашены в белый, учебные отличаются тремя черными полосами, окольцовывающих корпус снаряда.
«Скороподъёмность и манёвренность»
Необходимость создания Су-27 была продиктована запущенным в Соединённых Штатах проектом истребителя McDonnell Douglas F-15 Eagle, который также предназначался для завоевания превосходства в воздухе. Эта машина по-прежнему стоит на вооружении ВВС США в различных усовершенствованных модификациях.
В материалах ПАО «Компания «Сухой» указывается, что, как правило, советские авиаконструкторы в соревновании с американцами всегда выступали в роли «догоняющей стороны». Однако на этот раз правительство СССР поставило перед отечественными специалистами задачу разработать машину, превосходящую по характеристикам F-15.
Также по теме
«Единый контур управления»: какая новейшая военная техника усилила боевые возможности ВКС России
Ровно пять лет назад к выполнению задач приступили Воздушно-космические силы, объединившие авиацию, части ПВО и войска…
«Для реализации этого преимущества проектанты ОКБ с самого начала заложили в основу компоновки много новых перспективных идей, таких как использование интегральной аэродинамической компоновки, размещение двигателей в двух разнесённых изолированных мотогондолах под несущим корпусом фюзеляжа, а также вертикальное оперение — в интервале между крылом и горизонтальным оперением», — говорится на сайте ОКБ Сухого.
Как пояснил в беседе с RT военный обозреватель Дмитрий Дрозденко, советские специалисты отказались повторять компоновку F-15 и смогли разработать оригинальную конструкцию, которая предоставила Су-27 существенные преимущества перед американским конкурентом.
Важной новацией стало оснащение Су-27 электродистанционной системой управления (ЭДСУ), которая облегчала балансировку машины и существенно повышала её манёвренность в ближнем воздушном бою. Также самолёт получил новейшую на тот момент многофункциональную бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) с двумя каналами обнаружения объектов
В целом авионика для перспективного истребителя разрабатывалась с акцентом на широкую интеграцию цифровых технологий
Также самолёт получил новейшую на тот момент многофункциональную бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) с двумя каналами обнаружения объектов. В целом авионика для перспективного истребителя разрабатывалась с акцентом на широкую интеграцию цифровых технологий.
Огромная работа была проделана советской двигателестроительной отраслью. Первые два лётных экземпляра Су-27 оснащались силовыми агрегатами АЛ-21Ф3АИ. Однако их установка была лишь временным решением.
- Один из первых образцов Су-27
В 1970-е годы под руководством академика АН СССР Архипа Люльки в ОКБ «Сатурн» (Рыбинск) развернулось создание более совершенных турбореактивных двигателей АЛ-31Ф («изделие 99Н»). Как отмечают специалисты ОКБ Сухого, они обеспечили носителю «высокую тяговооружённость, а следовательно, и высокие разгонные характеристики, скороподъёмность и манёвренность».
Разработка подобного агрегата была большим вызовом для советского двигателестроения. В частности, конструкторы столкнулись с проблемой высокого расхода топлива и нехваткой более качественной элементной базы — электроника, которая была в доступе на тот момент, утяжеляла силовые установки.
В конструкцию АЛ-31Ф постоянно вносились изменения. Работы над изделием растянулись до середины 1980-х годов, но труд специалистов «Сатурна» не был напрасным. «Изделие 99Н» превзошло семейство АЛ-21Ф по экономичности на 13—15%, по величине тяги на полном форсаже — на 12%. Удельный вес нового двигателя оказался на 25% меньше, чем у предшественника.
Мастер высшего пилотажа
Официально на вооружение истребитель Су-27 поступил 23 августа 1990 года. К тому моменту за пять лет эксплуатации «двадцать седьмой» уже успел установить мировой рекорд по скороподъемности. В 1986 году летчик-испытатель Виктор Пугачев достиг высоты 3000 метров всего за 25,4 секунды.
Буквально через три года Виктор Пугачев снова удивит: на авиасалоне Ле-Бурже в июне 1989 года на Су-27 он продемонстрировал новую фигуру пилотажа – динамическое торможение, которую впоследствии прозвали «Коброй Пугачева». В полете самолет резко задирает нос, некоторое время летит хвостом вперед, а затем быстро возвращается в горизонтальное положение. Это не только крайне эффектно выглядит, но и имеет вполне практическое применение в воздушном бою. Например, «кобра» может спасти от ракет с радиолокационными головками самонаведения, так как подразумевает резкий сброс скорости в бою. Также маневр может использоваться для ухода от преследования противника.
После премьеры в Ле-Бурже самолеты Су-27 не раз становились участниками самых престижных авиасалонов мира – с 1991 года на них свое мастерство в небе показывают летчики группы высшего пилотажа ВВС России «Русские Витязи». Кстати, это единственная авиагруппа в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на самолетах класса «тяжелый истребитель».
Некоторые зрелищные фигуры высшего пилотажа были впервые исполнены на Су-27 и названы в честь наших пилотов. Кроме «Кобры Пугачева», одним из таких маневров стала «Чакра Фролова», впервые исполненная летчиком-испытателем Евгением Фроловым на Су-37, являющемся, по сути, усовершенствованным Су-27М.
Выполнение сложнейших фигур высшего пилотажа Су-27 обеспечило внедрение новой системы управления. Считается, что одним из основных отличий машин четвертого поколения от третьего является наличие электродистанционной системы управления (ЭДСУ). Таким образом, Су-27 стал первым российским истребителем, оборудованным ЭДСУ. Замена стальных тросов на электрические сигналы позволила сделать самолет чрезвычайно маневренным и одновременно устойчивым в полете.
Высочайшую маневренность «двадцать седьмого» и его способность наносить внезапный удар оценили и западные специалисты – по кодификации НАТО Су-27 назван именем Flanker («бьющий во фланг»).
Отличия от базовой модели
Благодаря кропотливой работе сотрудников КБ Сухого, в особенности инженеров, технологов монтажно-испытательных и агрегатно-сборочных цехов, конструкторов, был выпущен уникальный по своим характеристикам самолет. Его предназначение, в отличие от одноместного Су-27П, заключалось в следующем:
- завоевание превосходства в воздухе;
- дальнее сопровождение летательных аппаратов стратегической авиации и одиночное патрулирование;
- радиолокационное наведение, управление и обзор;
- обучения пилотов.
На Су-30 можно было выполнять все учебные и боевые задания, с которыми справлялся Су-27УБ. При этом Су-30 имел дополнительные возможности, такие как:
- выполнение боевых действий, которые были связаны с очень большой продолжительностью и дальностью полета;
- более эффективная управляемость группой истребителей.
Расширить способности модернизированной модели удалось за счет установки следующих систем:
- радиосистема дальней навигации;
- системы дозаправки горючим в воздухе;
- расширенное количество оборудования управления групповыми действиями;
- улучшенная система жизнеобеспечения.
Главным заказчиком Су-30 стали войска ПВО, где можно было полностью проверить возможности патрулирования и дальнего перехвата. Однако в начале 90-х годов все больше заказов стало припадать на ракетное оружие по типу «воздух-земля» и «воздух-корабль». Российские конструкторские бюро стали переходить на проектирование авианосителей данного оружия. КБ Сухого тоже принимало в этом участие.
Оборудование
Истребитель оснащается инерциальной навигацией, которая принимает спутниковый сигнал от системы ГЛОНАСС. Благодаря этому достигается высочайшая точность следования по заданному маршруту. Автоматический полет Су-30СМ может осуществлять в разных режимах: заход на посадку, полет на небольшой высоте, атака наземных или надводных целей. Оборудование автоматического управления находится в непрерывной связи с системой навигации. При необходимости истребитель может снабжаться подвесными контейнерами с прицельной аппаратурой (инфракрасной и лазерной).
Говоря о характеристиках Су-30СМ стоит также отметить, что при ее проектировании использовалась концепция «открытой архитектуры борта». Это позволяет наиболее экономным образом включать в состав бортового радиоэлектронного оборудования новые отечественные или зарубежные системы. Именно благодаря этой особенности самолет считается универсальным, и в кратчайшие сроки может быть переквалифицирован из истребителя-перехватчика в ударный истребитель.
«Непрерывная модернизация»
После принятия на вооружение Су-27 неоднократно совершенствовался — главным образом проводилась замена бортового оборудования. Последней на данный момент модификацией является Су-27М3. Обновлённые детища Симонова по-прежнему широко применяются частями ВКС, регулярно перехватывая западные самолёты, которые последние годы всё чаще появляются вблизи рубежей нашей страны.
Кроме того, Су-27 послужил платформой для разработки ряда новых самолётов, завоевавших большую популярность как в российских войсках, так и за рубежом. В 1990-е годы российские специалисты создали семейство истребителей Су-30, которые поставлялись в Индию, Малайзию, Китай, Вьетнам, Венесуэлу, Анголу, Алжир, Казахстан, Белоруссию и Армению.
Сегодня в российских войсках активно эксплуатируется Су-30СМ, боевая нагрузка которого почти в два раза больше, чем у предшественника. В ближайшие годы Минобороны РФ планирует начать закупки ещё более совершенных самолётов этого типа, известных под шифром Су-30СМ2.
Также технологические наработки по проекту Су-27 легли в основу уникального истребителя-бомбардировщика Су-34, получившего из-за горбатой и приплюснутой в основании формы кабины прозвище «Утёнок». Самолёт был принят на вооружение 20 марта 2014 года.
Однако самый современный боевой самолёт РФ, созданный на базе Су-27, — многофункциональный истребитель Су-35С. Лётчики хвалят машину за невероятную манёвренность и управляемость в экстремальных условиях. Эти качества дают самолёту серьёзные преимущества даже в самом сложном воздушном бою.
«В процессе непрерывной модернизации появился радар с активной фазированной антенной решёткой, новые ракеты «воздух — воздух» и «воздух — поверхность», новый бортовой комплекс обороны и комплект бортового оборудования. Вершиной этого прогресса стал Су-35. Поэтому неслучайно большое число наших партнёров проявляет огромный интерес к данной машине», — подытожил Мураховский.
История создания истребителя Су-27
История создания самолета Су-27 берет начало еще в шестидесятых годах прошлого столетия. В тот период целый ряд стран практически единовременно принялся за разработку истребителей четвертого поколения. Создание таких крылатых машин было стратегически важным шагом, т. к. в то время активно разворачивалась «гонка вооружений» между странами-лидерами военного ремесла.
В связи с тем, что США начали в 1966 году программу Fighter Experimental по созданию истребителей нового поколения, вопрос с разработкой аналогичных машин в СССР стал гораздо острее. Окончательные требования к проекту FX оформились в 1969 году. В том же году в СССР ОКБ Сухого выполнило первичные разработки новейшего истребителя, а уже в 1971 году на конкурсной основе получило «добро» на разработку воздушной машины, превосходящей американский аналог.
В 1972 Су-27 (тогда носивший кодовое название Т-10, как проект) прошел конкурс от КБ МиГ, и после было принято решение об одновременном создании легкого и тяжелого истребителей, в том числе на базе наработок ОКБ Сухого.
Тем не менее до момента, когда Су-27 окажется на вооружении России, пройдет еще долгое время: начало эксплуатации этих машин было положено только в 1985 году.
Система управления вооружением
В Су-27 используется система управления вооружением (СУВ), состоящая из следующих подсистем:
- радиолокационный прицельный комплекс;
- оптико-электронная прицельная система;
- система единой индикации;
- система управления оружием;
- запросчик системы государственного опознавания;
- cистема объективного контроля.
Особого внимания заслуживает нашлемная система указания «Щель-ЗУМ», входящая в состав ОЭПС-27. «Щель-ЗУМ» представляет собой устройство на шлеме пилота, которое в зависимости от поворота головы летчика определяет координаты целей, попадающих в поле зрения.
Нашлемная система указания цели «Щель-ЗУМ»
Помимо этого, в СУ-27 есть ИЛС-31, который на стекле фонаря (так называется остекление кабины) показывает в виде букв и цифр информацию о текущем положении боевой машины в воздушном пространстве.
Боевое применение
До прекращения существования СССР было выпущено порядка 680 самолетов образца Су-27 и его модификаций. На данный момент эти самолеты эксплуатируют следующие государства:
- Россия и страны СНГ;
- КНР;
- Ангола;
- Вьетнам;
- Армения;
- Эритрея;
- Индонезия и другие.
Таким образом, истребители Су-27 являются одними из самых распространенных воздушных боевых машин, в частности, среди поколения 4.
В российские войска Су-27 впервые начали поступать в 1984 году. Западным военным об этой модели самолета стало известно после инцидента над Баренцевым морем тремя годами позднее: патрульный самолет, принадлежащий СССР, столкнулся в воздухе с норвежским «коллегой». Однако оба самолета смогли удержаться в воздухе и благополучно вернуться на базы.
Во времена СССР Су-27 находился в составе войск ПВО. Сейчас этот самолет — один из главных на вооружении российских ВВС (около 400 самолетов этой модели сейчас стоят на вооружении России). Некоторые модификации (например, Су-27СМ) относятся уже к поколению 4++, это одни из самых совершенных воздушных машин на сегодняшний день.
Рой беспилотников
Помимо истребительной и другой авиации, на Dubai Airshow 2021 также будут представлены новейшие разработки российских конструкторов в сфере беспилотников. Так, компания «Кронштадт» сообщила, что представит на авиасалоне систему управления роем военных БПЛА.
В компании пояснили, что новая система позволит оператору вместо непосредственного управления беспилотниками выполнять только верхнее целеполагание. Все другие основные операции — контроль за выполнением полёта, управление системами, решение целевой задачи и взаимодействие между бортами внутри группы БПЛА — возьмёт на себя компьютер с элементами искусственного интеллекта.
«Теперь оператор не должен самостоятельно искать цели в видеопотоке, машина подскажет ему информативные элементы, на которые стоит обратить внимание», — пояснил гендиректор АО «Кронштадт» Сергей Богатиков. Вместо того чтобы вручную выстраивать маршрут полёта, отмечая на карте каждую точку, оператор просто наносит зону поиска, а БПЛА сами определят оптимальный порядок выполнения поставленной задачи с учётом сил и средств противника, условий рельефа и метеорологической обстановки, рассказал глава «Кронштадта».
Вместо того чтобы вручную выстраивать маршрут полёта, отмечая на карте каждую точку, оператор просто наносит зону поиска, а БПЛА сами определят оптимальный порядок выполнения поставленной задачи с учётом сил и средств противника, условий рельефа и метеорологической обстановки, рассказал глава «Кронштадта».
Также по теме
«Превосходит Apache по многим показателям»: каким будет российский модернизированный ударный вертолёт Ка-52М «Аллигатор»
В России в ближайшее время начнутся госиспытания модернизированного ударного вертолёта Ка-52М «Аллигатор». Об этом рассказал…
«При этом они ещё и «договариваются» между собой о разделении «обязанностей» и приоритетов при решении поставленной задачи. Это новый этап в развитии управления беспилотниками, что сделает их более самостоятельными», — заявил Богатиков.
Кроме того, на выставке будет продемонстрирован БПЛА большой продолжительности полёта «Орион-Э», оснащённый спутниковой системой связи, которая позволяет значительно увеличить его радиус действия и получать данные с беспилотника практически в любой точке мира.
Сергей Богатиков рассказал, что эту систему связи «Кронштадт» предложит и другим производителям БПЛА.
«Разработанную для «Ориона-Э» систему спутниковой связи можно будет устанавливать не только на беспилотные летательные аппараты разработки компании «Кронштадт», но и предлагать другим производителям беспилотных летательных аппаратов тяжёлого класса как комплектующую», — цитирует ТАСС главу «Кронштадта».
По словам Юрия Кнутова, последние локальные конфликты доказали, что беспилотники становятся одним из доминирующих средств подавления противника.
В свою очередь, военный эксперт Алексей Леонков в разговоре с RT спрогнозировал, что российскую технику на Dubai Airshow 2021 будет ожидать повышенный интерес со стороны потенциальных зарубежных заказчиков.
«Конечно, военная продукция вызывает интерес, наши самолёты Су-35, Миг-35, Су-57. Многие спрашивают, когда появится экспортный вариант Су-57, но всему своё время. Думаю, по результатам предметных встреч на этой выставке нас ожидают контракты на поставку гражданской и военной авиационной техники, а также средств ПВО», — полагает аналитик.
- Российский беспилотный летательный аппарат (БПЛА) «Орион» компании «Кронштадт» на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2021
- РИА Новости
По его оценке, преимущество российской военной авиационной техники заключается в доступности при схожих или даже превосходящих западные аналоги боевых характеристиках.
АЛ-31Ф: лучший двигатель для лучшего самолета
Наличие ЭДСУ, новый радар, оптико-электронная система прицеливания, передовое вооружение позволили Су-27 стать лучшим в свое время. Но завоевание превосходства в воздухе было бы невозможно без мощного двигателя АЛ-31Ф.
Этот двигатель разработки Архипа Люльки и сегодня признан одним из лучших в мире для самолетов фронтовой авиации. Он устанавливается не только на Су-27, но и на его модификации, палубные истребители Су-33, многоцелевые истребители Су-35, Су-30МК, фронтовые бомбардировщики Су-34. Уникальный АЛ-31Ф обладает немалыми резервами для развития, считают конструкторы.
«ОДК-Сатурн» продолжил работы по созданию глубоко модернизированной версии АЛ-31Ф. На истребителе пятого поколения Су-57 были установлены двигатели первого этапа – АЛ-41Ф1 (изделие 117). Этот авиационный турбореактивный двухконтурный двигатель позволяет развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа.
Радиоэлектронная борьба и подавление средств ПВО
Для возможности противодействия вражеской РЛС в случае своего обнаружения самолет имеет оборудование для радиоэлектронной борьбы. Данный комплекс позволяет примерно в тридцать раз снизить вероятность поражения истребителя посредством систем с РЛ-наведением. С точки зрения РЭБ (радиоэлектронной борьбы), истребитель оснащен на уровне со специализированными машинами. По оценке западных экспертов, мощность его системы РЭБ аналогична по уровню системам самолетов EA-18G и EF-111A.
Для огневого поражения радиолокационных систем ПВО противника машина вооружается ракетами Х-15П, Х-58 и Х-31П с дальностью 120-160 км, а также ракетами Х-31ПД с дальностью 180-250 км. Отличным доказательством практической эффективности РЭБ Су-34 является тот факт, что во время одного из конфликтов в Грузии он использовался как истребитель радиоэлектронной борьбы.
Примечания
- Здесь и далее приведены данные для ударного Су-28К (также обозначался Су-27КШ) «Гроза» по состоянию проекта на 1975 год; истребители Су-27К (иначе – Су-27КИ) и Су-29К «Молния», при общей унификации их конструкции с Су-27КШ, имели существенные отличия в деталях, в т.ч., в составе экипажа (Су-27КИ, например, проектировался одноместным) и вооружения.
- Двухместными были версии Су-28К (Су-27КШ) «Гроза» и Су-28КРЦ (Су-27КРЦ) «Вымпел»; истребители Су-27К/27КИ и Су-29К «Молния» проектировались одноместными.
- УР класса «воздух-земля» и противокорабельные мог применять только штурмовик Су-28К (Су-27КШ) «Гроза»; истребители Су-27К/27КИ и Су-29К «Молния» рассчитывались только на ракеты воздушного боя.
- В конце 1970-х годов проект ПФИ Т-10 был существенно переработан (получив индекс Т-10С), а в 1984 году принят на вооружение ВВС и войск ПВО СССР под обозначением Су-27. Фактически Т-10С – уже другой самолёт, мало похожий на ранний Т-10 даже внешне.
- Здесь «ВПК» означает «военно-промышленная комиссия» (полностью – Комиссия Президиума Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам).
- После смерти Генерального конструктора П. О. Сухого в 1975 году этому опытно-конструкторскому бюро было присвоено его имя.
- Впоследствии обозначение «Су-28» было присвоено учебно-тренировочному самолёту на базе штурмовика Су-25.
- Впоследствии обозначение «Су-29» было присвоено двухместному учебно-пилотажному самолёту на базе одноместного спортивного Су-26.
- Когда на вооружении состоят самолёты единого семейства вместо множества типов – это упрощает как комплектование авиагрупп и снабжение их запчастями, так и подготовку лётчиков. То есть при прочих равных условиях затраты на содержание авиапарка получаются меньшими.
- Шифр «Молния» к этому проекту перешёл от истребителя МиГ-23А, который машина КБ Сухого должна была заменить.
- Главный конструктор Михаил Симонов говорил, что на Т-10С от Т-10 остались прежними только катапультное кресло лётчика и колёса шасси.
- Сначала экземпляр Т-10-3, позже к нему добавились Т-10-15 и Т-10-20.
- Тормозные щитки перед нишами шасси были сделаны по образцу тяжёлого перехватчика МиГ-31, и в этом виде они появились на опытном самолёте Т-10 (в том числе и на Т-10-3, проходившем испытания по взлётам с трамплина и посадкам с тормозным гаком). В дальнейшем, при перепроектировании самолёта в 1979 году, тормозной щиток вновь вернули на верхнюю поверхность фюзеляжа – именно там он и находится на серийных самолётах Су-27 и Су-33.
- При перепроектировании самолёта в 1979-1980 годах форму крыла, в числе прочего, изменили – на серийном Су-27 и всех машинах на его базе (в том числе палубном Су-33) оно получило прямые кромки и концевые балки вместо скруглённых законцовок.
- Подобно тяжёлому перехватчику МиГ-31; в дальнейшем такие основные опоры получил недавно принятый на вооружение ВВС России фронтовой бомбардировщик Су-34.
- «Кайру» тогда разрабатывали для вооружения новейших ударных самолётов – истребителя-бомбардировщика МиГ-27К и фронтового бомбардировщика Су-24.
Характеристики:
Основные характеристики:
Размеры: | |
– длина | 21.935 м |
– высота | 5.9 м |
– ширина | 14.7 м |
– площадь крыла | 62.04 м2 |
Масса: | |
– пустого | 16300 кг |
– нормальная взлетная | 23000 кг |
– максимальная взлетная | 28000 кг |
– боевой нагрузки | 4000 кг |
– топлива (максимальная) | 5270 (9400) кг |
Аварийный остаток топлива | |
Силовая установка | 2 х АЛ-31Ф (12800 кгс ЧР, 12500 кгс форсаж, 7770 кгс максимал) |
Практический потолок (без вооружения) | 18500 (24000) м |
Практическая дальность на высоте/у земли | 3900/1400 км |
Экипаж | 1 летчик |
Характеристики движения:
Тип скорости | Скорость | Расход топлива |
---|---|---|
Максимальная у земли (на большой высоте) | 1400 (2500) км/ч | Форсаж: 1.92 кг/кгс*ч, максимал: 0.75 кг/кгс*ч, минимум: 0.67 кг/кгс*ч |
Крейсерская |
Маневренность: скороподъемность 300 м/с, максимальная скорость разворота 23 град/с
Вооружение:
Вид | Наименование | Боекомплект |
---|---|---|
Встроенное | ГШ-301 30 мм | 150 выстр. |
УР «Воздух-Воздух» | Р-27(Э) СД | Подвеска (до 6 с РЛГСН, до 2 с ТГСН) |
Р-77 СД | Подвеска | |
Р-73(Э) МД | Подвеска (до 6) | |
Р-60М МД | Подвеска | |
НАР | С-8 | Подвеска (до 6 Б8М-1) |
С-13 | Подвеска (до 6 Б-13Л) | |
С-24Б | Подвеска (до 6) | |
С-25 | Подвеска (до 6) | |
Бомбовое | ФАБ(ОФАБ)-100 | Подвеска |
ФАБ(ОФАБ)-250 | Подвеска | |
ФАБ(ОФАБ)-500 | Подвеска | |
РБК-250 | Подвеска | |
РБК-500 | Подвеска | |
ЗБ-500 | Подвеска | |
ЗАБ-100 | Подвеска | |
КМГУ | Подвеска | |
Пушечное подвесное | СППУ-30 | Подвеска |
БРЭО | РЛПК-27 (РЛС Н001) | |
ОЭПС-27 (ОЛС ОЛС-27) | ||
Аппаратура автоматизированного наведения «Спектр» | ||
РЭБ | Станция активных помех «Сорбция-С» (подвеска) | |
Станция активных помех «Смальта-СК» (подвеска) | ||
АПП-50 (96 ППИ-50 или ППР-50) |
Варианты подвески вооружения:
Вариант | «Воздух-Воздух» | «Воздух-земля» | ||
---|---|---|---|---|
Левый внешний | Р-60(Р-73) | Р-60(Р-73) | ||
Левый средний | Р-60(Р-73) | Р-60(Р-73) | ||
Левый внутренний | Р-27(Э)Р / 77 | Р-27(Э)Р / 77 | Р-60(Р-73) | |
Левый под двигателем | Р-27(Э)Р / 77 | Р-27(Э)Р / 77 | ||
Центральный передний | Р-27(Э)Р / 77 | Р-27(Э)Р / 77 | ||
Центральный задний | Р-27(Э)Р / 77 | Р-27(Э)Р / 77 | ||
Правый под двигателем | Р-27(Э)Р / 77 | Р-27(Э)Р / 77 | ||
Правый внутренний | Р-27(Э)Р / 77 | Р-27(Э)Р / 77 | Р-60(Р-73) | |
Правый средний | Р-60(Р-73) | Р-60(Р-73) | ||
Правый внешний | Р-60(Р-73) | Р-60(Р-73) | ||
Вариант | «Воздух-Земля» | |||
Левый внешний | ||||
Левый средний | ||||
Левый внутренний | 4 (О)ФАБ-500 | 2 (О)ФАБ-500 | 6 (О)ФАБ-250 | 3 (О)ФАБ-250 |
Левый под двигателем | (О)ФАБ-500 | 6 (О)ФАБ-250 | 3 (О)ФАБ-250 | |
Центральный передний | 4 (О)ФАБ-500 | 4 (О)ФАБ-500 | 6 (О)ФАБ-250 | 3 (О)ФАБ-250 |
Центральный задний | 4 (О)ФАБ-500 | 6 (О)ФАБ-250 | 3 (О)ФАБ-250 | |
Правый под двигателем | (О)ФАБ-500 | 6 (О)ФАБ-250 | 3 (О)ФАБ-250 | |
Правый внутренний | 4 (О)ФАБ-500 | 2 (О)ФАБ-500 | 6 (О)ФАБ-250 | 3 (О)ФАБ-250 |
Правый средний | ||||
Правый внешний | ||||
Вариант | «Воздух-Земля» | |||
Левый внешний | ||||
Левый средний | ||||
Левый внутренний | КМГУ(ЗБ) | 2 блока НАР | 2 С-24(С-25) | РБК-250..500 |
Левый под двигателем | КМГУ(ЗБ) | Блок НАР | С-24(С-25) | РБК-250..500 |
Центральный передний | КМГУ(ЗБ) | РБК-250..500 | ||
Центральный задний | ||||
Правый под двигателем | КМГУ(ЗБ) | Блок НАР | С-24(С-25) | РБК-250..500 |
Правый внутренний | КМГУ(ЗБ) | 2 блока НАР | 2 С-24(С-25) | РБК-250..500 |
Правый средний | ||||
Правый внешний |
Аббревиатуры
Аварии самолётов Су-27[править]
Авария Су-30МК в Ле-Буржеправить
12 июня 1999 года, в день открытия 43-го авиационно-космического салона в Ле-Бурже в зоне показательных полётов произошла авария.
Во время показательных полётов многоцелевой истребитель Су-30МК с управляемым вектором тяги, пилотируемый Вячеславом Юрьевичем Аверьяновым (летчик-испытатель КБ Сухого) и Владимиром Георгиевичем Шендриком (штурман), задел хвостовой частью землю.
Причиной аварии был человеческий фактор: пилоты выполняли манёвры на слишком малой высоте.
Важно проследить поведение самолёта в момент касания хвостом взлётной полосы и после. После касания хвостовой частью асфальта машина не рассыпалась, не взорвалась, не «клюнула» носом вниз, а продолжала подниматься, несмотря на то, что в одном из двигателей начался пожар — разорвались трубопроводы, по которым в систему отклонения вектора тяги двигателей подавалось топливо
Используя второй двигатель, который также начинал гореть, самолёт продолжал медленно набирать высоту до 50-60 м. Только после этого лётчики, убедившись что при падении самолёта никто на земле не пострадает, катапультировались
После касания хвостовой частью асфальта машина не рассыпалась, не взорвалась, не «клюнула» носом вниз, а продолжала подниматься, несмотря на то, что в одном из двигателей начался пожар — разорвались трубопроводы, по которым в систему отклонения вектора тяги двигателей подавалось топливо. Используя второй двигатель, который также начинал гореть, самолёт продолжал медленно набирать высоту до 50-60 м. Только после этого лётчики, убедившись что при падении самолёта никто на земле не пострадает, катапультировались.
По словам пилотов, самолёт до последнего момента слушался руля и вёл себя безукоризненно.
Трагедия на авиашоу во Львовеправить
27 июля года во время показательных выступлений на аэродроме Скнылов (Львов) самолёт Су-27 упал на толпу зрителей. Оба пилота, Владимир Топонарь и Юрий Егоров, катапультировались. По официальным данным погибло 77 человек (иногда называется другое число: 86 погибших). Государственной комиссией по расследованию установлено, что причиной трагедии стали ошибка экипажа самолёта в технике пилотирования при выполнении незапланированного элемента высшего пилотажа (выполнение нисходящего маневра при большом весе имевшегося на борту топлива), а также неудовлетворительное управление действиями экипажа руководителями полетов, допустивших маневрирование вне отведенной зоны.
Падение Су-27 в Литвеправить
15 сентября года группа самолетов Шестой армии ВВС и ПВО завершала перелёт из Санкт-Петербурга на один из аэродромов Калининградской области. Во время полёта от пилота майора Валерия Троянова поступило сообщение о потере ориентировки. В 16:04 по московскому времени летчик благополучно катапультировался, так как к этому моменту горючее в неуправляемой машине закончилось. Самолёт упал на территории Литвы, в 55 километрах от Каунаса. В результате падения жертв и разрушений не было.
Предположительно, причиной стал отказ навигационного оборудования, однако главком ВС Литвы генерал-майор Валдас Туткус заявил, что выводы литовской комиссии в полном объеме не станут достоянием общественности, так как «содержат около двадцати недостатков системы ПВО Литвы», вследствие чего на них лежит гриф «секретно».
Падение Су-27 на территории Литвы вызвало бурный политический скандал. Поначалу литовская сторона отказалась выдавать пилота и бортовые самописцы России. Также сообщалось, что в руки литовских специалистов попала бортовая система опознавания «свой — чужой» (коды, хранящиеся в этой системе, являются государственной тайной), на что министр обороны России Иванов ответил, что «Разговоры о том, что эта система могла попасть в руки других — это спекуляции и колебания воздуха» (), так как система самоуничтожения троекратно дублируется и срабатывает в момент столкновения самолёта с землёй.