9 смелых концептов, показывающих, как будут выглядеть самолёты будущего

Гранатомет Шавгулидзе

Оружие для белорусских партизан. /Фото: smolbattle.ru

О героизме белорусских партизан известно очень многое, а вот о том, что в ряде случаев они ещё и оружие сами создавали, знают меньше. Именно примером такого секретного изготовления и стал гранатомёт Шавгулизде, который назван в честь своего автора. По сути, оружие представляло собой винтовку с насадкой, сделанной из гильзы снаряда калибром 45-мм, что позволяло ему выстрелить на расстояние около 150 метров. Правда, был у него, как минимум, один недостаток — плохая точность стрельбы. Впрочем, это не мешало ему успешно поражать противника, стреляя из засады. Несмотря на производство партизанами в кустарных условиях, изготовить за годы войны успели несколько сотен таких гранатометов.

Сверхзвуковой бизнес-джет Ту-344

Год: 1998

Дальше рисунков и предварительных схем Ту-344 дело не продвинулось

Пассажирские перелёты на скоростях выше скорости звука закончились «Конкордом» и Ту-144. Почти не успев стать нормой. И сегодня о них мечтают, но не ждут.

Несмотря на явные скоростные преимущества, общая цена разработки сверхзвуковых лайнеров, шум таких самолётов и стоимость билетов вынудила закрыть все мало-мальски значимые проекты.

Прародитель Ту-344 – стратегический бомбардировщик Ту-22М3

ОКБ Туполева ещё во второй половине девяностых годов предложило самый простой способ борьбы с высокой стоимостью разработки и владения подобными самолётами, предложив проект на основе серийного… стратегического бомбардировщика Ту-22М3.

Плюсов масса: схема готова, серийное производство налажено, запчасти доступны. И даже готовые к переделке планеры наверняка в то смутное время можно было найти — например, взяв за основу отлетавшие ресурс армейские машины.

Обновленный проект под новым названием

Похоронили его ужесточившиеся экологические нормы и отсутствие тихих двигателей на смену серийных. Да и заказчиков в России не было — а кто позволит такое отправлять зарубеж?

Сегодня ситуация изменилась, аналоги Ту-344 востребованы рынком. Сверхзвуковой бизнес-джет на 10-12 пассажиров — мечта многих бизнесменов. Кто знает, может быть проект будет возрожден.

«Ставим» Су-57 на крыло

Начнем с массогабаритных характеристик. Сухой вес Су-57, судя по открытым источникам, составляет 18 500 килограммов. Американский аналог весит 14 588 килограммов – почти на четыре тонны меньше. Что интересно, палубный F-35C имеет практически аналогичный «пустой» вес – 14 548 килограммов. Это говорит о том, что «бесполезный груз» дополнительного оборудования для вертикального взлета и посадки практически идентичен увеличению веса палубного варианта, обусловленному необходимостью усиления конструкции самолета, необходимому для взлетов и посадок на палубу авианосца с использованием катапульт и аэрофинишеров. Исходя из этого сопоставления, предположим, что вес пустого перспективного СВКВП может превышать этот показатель исходного Су-57 примерно на тонну, то есть составит около 19 500 килограммов.

Максимальная и нормальная взлетная масса американского вертикальщика наименьшая из всех аналогичных модификаций – соответственно 27 215 и 22 240 килограммов, что почти на две тонны меньше, чем в базовой версии, и на три тонны – чем в палубной. Это обусловлено сокращением свободного внутреннего пространства планера для размещения взлетного оборудования, а также необходимостью снизить вес машины для обеспечения короткого взлета и посадки без катапульты и аэрофинишера. По аналогии с американским семейством можно предположить, что максимальный взлетный вес перспективного российского СВКВП может составить около 32–33 тонн.

Надо отметить, что вес и габариты самолета имеют критическое значение для размещения на борту авианесущего корабля. Сопоставление этих вероятных показателей перспективного российского СВКВП с аналогичными характеристиками тяжелого корабельного истребителя Су-33 свидетельствует, что они практически идентичны. Это дает основание полагать, что и возможное количество перспективных СВКВП, которые могут быть размещены на борту «Адмирала Кузнецова» и будущего российского авианосца, будут примерно идентичны тому, сколько они смогут принять самолетов Су-33.

Будущее российского самолетостроения

В числе самых перспективных самолетов России — МС21, презентованный компанией «Иркут» и ОКБ Яковлева весной 2017 года. Разработчики приложили массу усилий для того, чтобы сделать конкурентоспособный аналог лайнеров от самых востребованных мировых производителей, таких как Boeing и Airbus. Планируются, что в серийное производство поступят три модели, отличающихся друг от друга длиной фюзеляжа, размахом крыла и максимальной вместимостью пассажиров. Коммерческая эксплуатация судна начнется в 2020 году. «Головастик» — легкий самолет от российских разработчиков, отличающийся аутентичным фюзеляжем и предназначенный для комфортной перевозки 4–6 пассажиров.

ПАК ДА — прототип самолета для транспортировки грузов и перевозки пассажиров, разработанный ПАО «Туполев» весной 2015 года. Судно сумеет развивать скорость до 2 тысяч км/час, а для ускорения подготовки перед вылетом предусмотрена функция автоматической загрузки. ПАК ДА будет оснащаться инновационным навигационно-прицельным комплексом, системой радиоэлектронного противодействия, а также наиболее перспективными видами вооружения. Самолет может быть задействован как платформа для пуска аппаратов, выходящих в космическое пространство.

ТОП-5 смелых футуристических концептов

Boeing 777X

Заслуживающей внимания разработкой, которая попадет в серийное производство в ближайшем будущем, считается Boeing 777X, созданный на базе широкофюзеляжного пассажирского лайнера Boeing 777. Прототип 777X представляет собой большой и экономичный двухдвигательный самолет, который отличается низким расходом топлива, оптимизированным размахом крыла и повышенной вместимостью пассажиров. Он оснащен иллюминаторами большего размера, предоставляющими пассажирам пространство для обзора. Примерная стоимость данной модели составляет 380 миллионов долларов.

Progress eagle

Трехпалубный самолет «Progress eagle» рассчитан на восемь сотен пассажиров и оснащается двигателями, работающими посредством водородной тяги. Для получения дополнительной энергии инженеры снабдили лайнер ветрогенераторами и батареями, заряжающимися от солнечного света, которые занимают 3/4 верхней площади фюзеляжа. На первой палубе предусмотрены всевозможные развлечения для пассажиров, включая бары, буфеты и комнаты отдыха. Для изготовления «Progress eagle» используются такие материалы, как: керамика, алюминий, волокно из углерода, титан и ряд специальных сплавов.

NASA N3-X

NASA N3-X представляет собой модернизированное судно, разработанное сотрудниками космического агентства совместно со специалистами из Lockheed Martin и Airbus. Летательный аппарат отличается низким количеством выбросов в атмосферу и практически полным отсутствием шума. Концептуальная модель оснащается сверхпроводящими электродвигателями, приводящими в действие систему пропеллеров. Для генерации дополнительной энергии используются надкрыльные газотурбины, а высочайшая эффективность двигателей достигается благодаря усилиям инженеров из компании Rolls Royce.

Box Wing Jet

Box Wing Jet — модернизированный биплан, сохранивший привычный фюзеляж для пассажирского самолета. Инженеры из корпорации Lockheed Martin оснастили прототип этого самолета будущего своеобразными крыльями, увеличивающими подъемную силу по отношению к коэффициенту лобового сопротивления. Такой шаг конструкторов рассчитан на совершение крутых посадок и взлетов, а также на преодоление самолетом больших расстояний на одной заправке. К наиболее важным инновациям лайнера относятся увеличенные лопасти и модернизированные двухканальные двигатели.

LAPCAT A2

LAPCAT A2 является гиперзвуковым лайнером британского производства, в котором полностью отсутствуют привычные для пассажирского авиатранспорта иллюминаторы. На текущий момент продолжительность полета из Бельгии в столицу Австралии составляет порядка двух десятков часов. Создатели A2 утверждают, что их самолет сумеет преодолеть данный отрезок в 4 раза быстрей. Огромная скорость свыше 5900 км/час достигается благодаря комбинации ракетного и реактивного двигателей. Для того чтобы уменьшить сопротивление воздуха, высота полета лайнера будет превышать в 2 раза высоту, на которой передвигаются современные Боинги.

Однозарядный пистолет FP-45 Liberator

Ещё одно оружие созданное для партизан. /Фото: fishki.net

А этот необычный пистолет также предназначался для бойцов невидимого фронта. FP-45 Liberator был очень прост в конструкции — имел всего 23 элемента, а также очень дешёвый в производстве: по данным редакции Novate.ru, его себестоимость составляла всего 2,4 доллара. Темпы его создания были просто поразительными: 300 рабочих завода в Андерсоне за 11 недель сумели изготовлено около миллиона экземпляров этих пистолетов. Предполагалось, что их будут забрасывать за линию фронта для использования партизанскими войсками и бойцами сопротивления, однако достоверно известно только про один такой эпизод: примерно 25 тысяч единиц были переданы в Великобританию для снабжения французского Сопротивления.

Зачем переводить авиацию на электричество

Очевидная причина повышенного спроса на электрификацию — экология. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта IATA, на долю коммерческой авиации приходится около 2–3% выбросов углекислого газа. Причем за один короткий перелет, например из Лондона в Рим, образуется 234 кг углекислого газа на одного человека — больше, чем производят граждане некоторых стран за целый год.

Переход на электричество поможет решить экологические и другие проблемы современной авиации.

Сокращение количества выбросов в атмосферу

«Полностью электрический самолет» не создает выхлопа. Но его пока абсолютно экологичными, так как производство аккумуляторов загрязняет окружающую среду, а из-за структуры и химического состава их сложно утилизировать.

Авиакомпания Airbus представила проект развития авиации будущего «Умное небо». По ее прогнозам, к 2050 году будут распространены самолеты с гибридными силовыми установками и электродвигателями. Аэропорты откажутся от двигателей внутреннего сгорания даже на земле: беспилотные электротягачи будут доставлять самолеты на взлетно-посадочную полосу и обратно. Все это поможет снизить количество выбросов в атмосферу.

Зеленая экономика

В Швеции начали разработку полностью электрического самолета

Снижение затрат на топливо

Именно эта перспектива мотивирует многие крупные авиакомпании вкладывать средства в разработку электросамолетов. Расходы на топливо составляют до 30% их затрат и значительно влияют на прибыль.

В 2020 году электросамолет компаний MagniX и AeroTEC Cessna 208B совершил успешный 30-минутный полет. Исполнительный директор Рой Ганзарски отметил, что цена полета составила всего $6. А если бы они использовали обычное моторное топливо, полет обошелся бы в $300-400.

По словам главы ЦИАМ Михаила Гордина, применение гибридных силовых установок позволит в будущем уменьшить расход топлива на 70%.

Снижение количества шума

Электрические и гибридные летательные аппараты гораздо тише обычных с ДВС. Например, вертолет на высоте 500 м создает звук в 60 дБ, который по громкости можно сравнить с проезжающим мимо мотоциклом. А электросамолет Heaviside (разработка компании Kitty Hawk) во время полета на той же высоте создает звук в 38 дБ — примерно тот же уровень громкости, что и во время разговора людей.

В результате переход авиации на электричество позволит бороться с шумовым загрязнением и строить аэропорты ближе к черте города.

Зеленая экономика

Шум в городе: оглушит ли нас выход из самоизоляции?

Снижение затрат на эксплуатацию

Электрические двигатели устроены проще двигателей внутреннего сгорания. У них меньше движущихся и соприкасающихся частей, а значит, они менее подвержены износу. Специалисты авиационной промышленности предполагают, что электрические самолеты будут реже нуждаться в техобслуживании, что снизит эксплуатационные расходы.

Космические авиаперелеты

Уже упомянутая фирма Virgin Galactic также занимается туризмом в виде космических полетов. Но в будущем, как отмечают ее представители, технологии позволят и рядовым пользователям авиатехники выполнять суборбитальные перелеты из одной точки планеты в другую. То есть речи о полетах на дальние уголки космоса не идет, но выход на орбиту с преодолением атмосферного слоя – возможен. Сегодня примером реализации данной идеи являются аппараты семейства Space Ship Two. Подобные самолеты будущего смогут подниматься на высоту более 15 км и доставлять пассажиров в разные точки Земли с минимальными временными затратами.

F/A-XX (ВМС США)

Пожалуй, самая известная программа по созданию истребителя шестого поколения. История у нее богатая. Впервые требования определили в июне 2008 года и в разное время называли ее по-разному.

В апреле 2012 года ВМС США выпустили официальный запрос (Request for information или RFI) для F/A-XX. Речь шла об истребителе завоевания господства в небе с возможностями ударов по наземным/морским целям, способным в будущем заменить многоцелевые истребители F/A-18E/F Super Hornet и самолеты радиоэлектронной борьбы EA-18G Growler примерно в 2030-х годах. Истребитель F/A-XX не сменит полностью новые палубники F-35C Lightning II, но дополнит их, существенно расширив возможности флота.

Вообще, военные США видят палубную боевую авиацию будущего как своего рода трио: F-35, F/A-XX и перспективный ударный БПЛА, похожий на Northrop Grumman X-47B.

К слову, сейчас F/A-XX видят пилотируемым, беспилотным или же опционально-пилотируемым. Независимые эксперты больше склоняются к третьему варианту, но никто точно не может сказать, чего захотят в Пентагоне через десятилетие. Ведь беспилотные системы эволюционируют очень и очень быстро, и будет ли нужен пилот в кабине — сказать тяжело.

Будущее российского самолетостроения

В числе самых перспективных самолетов России — МС21, презентованный и ОКБ Яковлева весной 2020 года. Разработчики приложили массу усилий для того, чтобы сделать конкурентоспособный аналог лайнеров от самых востребованных мировых производителей, таких как Boeing и Airbus. Планируются, что в серийное производство поступят три модели, отличающихся друг от друга длиной фюзеляжа, размахом крыла и максимальной вместимостью пассажиров. Коммерческая эксплуатация судна начнется в 2020 году. «Головастик» — легкий самолет от российских разработчиков, отличающийся аутентичным фюзеляжем и предназначенный для комфортной перевозки 4–6 пассажиров.

ПАК ДА — прототип самолета для транспортировки грузов и перевозки пассажиров, разработанный ПАО «Туполев» весной 2020 года. Судно сумеет развивать скорость до 2 тысяч км/час, а для ускорения подготовки перед вылетом предусмотрена функция автоматической загрузки. ПАК ДА будет оснащаться инновационным навигационно-прицельным комплексом, системой радиоэлектронного противодействия, а также наиболее перспективными видами вооружения. Самолет может быть задействован как платформа для пуска аппаратов, выходящих в космическое пространство.

Летающие автомобили

Образ летающего автомобиля, активно использующийся в кинематографе, на сегодня является вполне реальным. Японские инженеры из Japan Airlines решили объединить свои усилия с конструкторами из ведущих мировых корпораций, таких как Airbus, Boeing и Uber, с целью создать автомобиль, способный взмывать в небо и передвигаться в воздушном пространстве. Небольшая компания из США Terrafugia несколько лет назад представила свою разработку под названием Transition, которая может передвигаться по автомагистралям и легко трансформироваться в компактный самолет. Стоимость такого гибрида — около 300 000 долларов.

AeroMobil — новейший гибрид самолета и автомобиля словацкого изготовления. Команда братиславских энтузиастов разработала сразу несколько вариантов аэромобиля, однако подробности и примерная стоимость болида на текущий момент неизвестны широкой общественности. PAL-V считается первым сертифицированным летающим автомобилем для коммерческого использования. Машина способна развивать скорость до 165 км/час при передвижении по автодорогам, и подниматься на высоту до 3,5 км, разгоняясь до 185 км/час в воздушном пространстве. Одной заправки хватает на полтысячи километров пути.

«Инновационные решения»

Checkmate создаётся в инициативном порядке специалистами ПАО «Сухой». Первый полёт истребитель должен совершить в 2023 году. Все работы по самолёту планируется закончить в течение четырёх лет. В перспективе на базе Су-75 появятся беспилотник и, возможно, палубный истребитель.

Главными особенностями Checkmate являются однодвигательная силовая установка, широкое применение технологий искусственного интеллекта и принадлежность к пятому поколению. В «Ростехе» подчёркивают, что в России аналогов ЛТС на данный момент нет.

«Он сочетает в себе инновационные решения и технологии, включая поддержку работы пилота средствами искусственного интеллекта, а также уже зарекомендовавшие себя на практике, проверенные решения. Истребитель обладает малой заметностью и высокими лётно-техническими характеристиками», — говорится на сайте «Ростеха».

  • Су-75 и образцы ракетного вооружения для него
  • АГН «Москва»

Как следует из материалов презентации, максимальная масса боевой нагрузки ЛТС составляет 7400 кг, практический потолок — 16,5 км. Самолёт может разгоняться до 1,8—2 чисел Маха. Checkmate может нести как традиционное ударное вооружение, так и малогабаритные беспилотники.

К преимуществам истребителя разработчики относят простоту эксплуатации, способность длительное время барражировать в воздухе, оперативно прибывать в район выполнения задачи и незаметно выходить на дистанцию гарантированного уничтожения цели. Подчёркивается, что Су-75 будет лидером по соотношению цена — боевая эффективность.

Также по теме


479 участников и громкие премьеры: какая новая техника представлена на авиакосмическом салоне МАКС-2021

В подмосковном Жуковском начинает работу Международный авиационно-космический салон МАКС-2021. Как отмечают эксперты, в этом году…

Радар с активной фазированной антенной решёткой позволяет Checkmate одновременно атаковать до шести объектов, в том числе вражеские самолёты пятого поколения. Чтобы не расходовать дорогостоящие боеприпасы для уничтожения наземных целей, ЛТС сможет применять пушечное вооружение.

Проект нового истребителя не был засекречен, однако какие-либо подробности о ходе работ по нему не разглашались. В декабре 2020 года в беседе с журналистами Чемезов сообщил, что инженеры предприятий госкорпорации прорабатывают концепцию перспективного однодвигательного самолёта в лёгком и среднем классах, а также в варианте БПЛА.

«Действительно, прорабатывается создание боевой авиационной системы будущего в лёгком и среднем классах. По замыслу, это может быть универсальная платформа в пилотируемом и беспилотном вариантах. Прорабатывается концепция и тактико-технические требования к такому комплексу. Пока мы это делаем инициативно, без средств бюджета», — сказал тогда Чемезов.

МиГом — в шестое поколение

Вполне возможно, что истребители шестого поколения будут сразу проектироваться в беспилотном варианте. Один из самых компетентных и авторитетных научных центров в области авиации — Государственный НИИ авиационных систем. Его гендиректор Сергей Хохлов в интервью информагентству РИА Новости сказал следующее:

— Работа над шестым поколением уже ведется. Основным отличием от пятого поколения будет то, что в базовом варианте истребитель шестого поколения предполагается беспилотным. Возможность пилотирования опциональна. Все остальные характеристики являются дальнейшим развитием уже существующих: еще быстрее, еще маневреннее, еще незаметнее и так далее.

Слова Хохлова лишь укрепили мнение экспертного сообщества в том, что во всем мире активно идет активный поиск концепции боевых самолетов будущего. Стало ясно — наша страна в этом деле не аутсайдер. Более того, за рубежом уверены, что в ближайшие годы самолетостроительная корпорация МиГ поднимет в воздух истребитель-перехватчик шестого поколения МиГ-41.

Американское издание The National Interest посвятило несколько публикаций этому проекту, в них МиГ-41 назван «быстрым и смертельным» самолетом. Китайское издание Sohu более подробно оценило перспективы новейшего российского истребителя-перехватчика, который может сразу занять нишу шестого поколения. Китайские эксперты даже предположили, что первые партии МиГ-41 станут поступать на вооружение с 2025 года. Утверждается, что в новой машине используются самые продвинутые технологии. Перехватчик будет почти невидим для систем технического зрения и обладать почти гиперзвуковой скоростью, превышающей звуковую в четыре раза. Вооружение его составят ракеты новейшего поколения, способные поражать воздушные цели на дальности в сотни километров, а также наземные и морские. Естественно, он будет нести гиперзвуковой «Кинжал».

Основным отличием от пятого поколения будет то, что уже в базовом варианте истребитель шестого поколения предполагается беспилотным

В отечественных СМИ ранее сообщалось, что опытно-конструкторские работы по перспективному авиационному комплексу дальнего перехвата стартовали в РСК «МиГ» еще в прошлом году. Так что вполне возможно, много чего знающие китайцы не так уж и фантазируют.

Стоит отметить, что очень активно по истребителям новых поколений работают в США. Замминистра ВВС США по закупкам Уилл Ропер в интервью изданию Defense News заявил, что уже 1 октября 2019 года, то есть через неделю, ВВС США официально полностью пересмотрят свою программу истребителя следующего поколения, известную как Next Generation Air Dominance (NGAD). Вообще-то это вызов глобального масштаба.

Целью должно стать быстрое создание самого лучшего истребителя, который промышленность сможет разработать за пару лет, интегрируя все имеющиеся и все более совершенствующиеся технологии. Также, по мнению американцев, должно появиться «сетевое» семейство истребителей. Один тип самолетов может нести «революционное оружие» вроде бортового лазера. Другой будет насыщен искусственным интеллектом и станет выполнять роль воздушного командного пункта. Появятся и беспилотные носители вооружения, внешне не отличающиеся от пилотируемых истребителей.

Если судить по изображениям перспективных самолетов, то они будут строиться по принципу летающего крыла. Это обеспечит высокую маневренность, малозаметность и крейсерскую сверхзвуковую скорость.

Помимо истребителей нового поколения, за океаном планируют создать и дальний перехватчик под названием Penetrating Counter Air. Скорее всего, это будет лишь аналог нашего МиГ-41 — не более того.

Инфографика «РГ»/ Антон Переплетчиков/ Сергей Птичкин

Семь преимуществ современного дирижабля

  1. Конструкция гибридных дирижаблей сочетает лучшие характеристики самолетов, вертолетов, а в ряде случаев и судов на воздушной подушке. Подъемная сила такого аппарата создается за счет плавучего гелия, а также за счет аэродинамической подъемной силы, создаваемой формой корпуса, и векторной тяги вращающихся двигателей.
  2. Им не нужны наземные команды и инфраструктура, в том числе причальная мачта. Они могут сесть на любую ровную поверхность, включая воду.
  3. Из-за больших размеров гибридные дирижабли меньше подвержены турбулентности по сравнению с традиционными пассажирскими самолетами.
  4. Дирижабли оснащены современной авионикой, средствами управления полетом и навигационными системами, которые позволяют совершать грузоперевозки в беспилотном режиме.
  5. Такие воздушные суда — экологически чистая альтернатива использованию вертолетов большой грузоподъемности и реактивных самолетов на малые расстояния.
  6. Развитие внеаэродромных летательных аппаратов сокращает необходимость строительства дорожной сети в отдаленных и труднодоступных районах.
  7. Гибридные дирижабли бесшумны по сравнению с вертолетами и обычными самолетами.

Будущее российского авиастроения

Отечественное самолетостроение долгое время находилось в кризисном состоянии и лишь в последние годы стали предприниматься серьезные попытки по кардинальному изменению ситуации. Перспективы развития российского сегмента отрасли связаны с двумя довольно успешными разработками. Во-первых, это «Сухой Суперджет SSJ 100», который показывает достойные технико-эксплуатационные показатели, открыв и новые возможности для дальнейшего продвижения проекта. К примеру, в 2019 г. планируется выпуск модификации на 120 мест. Во-вторых, внушают большие надежды в развитие комплекса и самолеты будущего России на базе МС-21. Данная платформа должна выйти свет в 2020 г. Это ближне-среднемагистральный лайнер, силовая установка которого создана полностью на отечественных комплектующих.

Фантастика или реалии?

Возможный облик будущего российского самолета вертикального (короткого) взлета и посадки (СВКВП) был обоснован в предыдущей статье. Это только гипотеза. Точных данных о том, каким он может быть, в настоящее время нет в открытых источниках информации. Тем более нет данных о вероятных ТТХ и системе вооружения. Так что для оценки этих показателей придется опираться на логический анализ и сопоставление с известными образцами подобной техники в России и за рубежом. Можно сказать, что займемся научно-технической фантастикой, основанной между тем на вполне реальных сопоставлениях и требованиях, вытекающих из известных характеристик современных систем вооружения, а также возможных оперативно-тактических особенностей применения этих самолетов в ходе вероятных боевых действий, естественно, полученных исключительно из открытых источников информации.

Прежде всего отметим – из проведенного в предыдущей статье анализа следует, если перспективный СВКВП будет создан на базе Су-57, то использовать в качестве аналога для прогноза тактико-технических характеристик новой «вертикалки» советские машины Як-39 и Як-141 невозможно, поскольку эти самолеты не имели прототипа с «нормальным» взлетом. Машины полностью, включая планер, разрабатывались как СВКВП. В настоящее время в истории мировой авиации существует только один самолет этого класса, имеющий аналог с «нормальным» взлетом и созданный на его основе. Это американский СВКВП F-35B. Семейство этих ЛА и возьмем за аналог для прогноза вероятных характеристик российского перспективного СВКВП.

Проект многорежимного экранолета Сухой С-90

Год: 2000

Фото опытного образца С-90. Место и время неизвестны

От этого проекта КБ Сухого поспешило откреститься после заявленной, но так и не состоявшейся в 2000 презентации на авиасалоне в Геленджике. Официальной информации о состоянии проекта до сих пор нет — по крайней мере, на сайте компании.

В общем виде С-90 можно описать как «летательное средство безаэродромного базирования с шасси на воздушной подушке». Но это не все. Главное — его многорежимность, от которой зависят характеристики и «способ» полёта.

В зависимости от выполняемых задач, С-90 может быть

  • самолётом местных воздушных линий с шасси на воздушной подушке, летая на высотах свыше 3 тысяч метров со скоростью 400 км/ч, перевозя до 2,5 тонн груза на дальность до 2000 километров;
  • экранопланом, летая со скоростями до 400 км/ч на высоте до 15 метров над любой гладкой поверхностью (вода, земля, снег или лёд), перевозя до 3 тонн груза на дальность до 3000 километров;
  • «кораблем» на воздушной подушке, парящим на скорости до 80 км/ч в полуметре от воды или гладкой поверхности с загрузкой до 4,5 тонн и дальностью в 3000 километра.

Все это не требует переоборудования. Загрузились, взлетели на нужную высоту, выбрали подходящий режим и полетели. Разве что пилотов пришлось бы серьезно переучивать. Или брать мореходов?

Смеха С-90

Аэродром для взлёта и посадки не требуется в любом режиме. Достаточно ровного участка земли или воды на 240 метров (или 800 по самолётным правилам) с любым покрытием. Хоть в деревню летай, хоть на острова.

Бизнес-проект предполагал выпуск до 2 тысяч удивительных многофункциональных аппаратов только для России. И не меньше — для иностранного заказчика. Остаётся только догадываться, что именно произошло.

Какие перспективы у электрических самолетов

Очевидно, что перспективы электрифицированных самолетов напрямую зависят от прогресса в области электротехники. По мнению директора проектного комплекса «Гражданские самолеты» НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского» Сергея Гальперина, коммерческий электросамолет, который мог бы летать на приличные для России расстояния только на батареях или топливных элементах, появится нескоро.

Сергей Кравченко:

«Полностью электрические самолеты вышли из стадии диковинок и в ряде стран уже успешно используются в коммерческих задачах. Ожидается, что и в России данные разработки в ближайшие годы достигнут стадии перехода от экспериментов к опытным технологиям и коммерческому использованию. Однако объем вопросов, которые мешают скорейшему массовому использованию данных типов авиационной техники, еще существенный. И это в большинстве случаев задачи по обеспечению безопасности пассажиров и окружающих объектов».

Глава ЦИАМ Михаил Гордин отметил, что в ближайшем будущем крупные пассажирские лайнеры будут использовать именно гибридные силовые установки. А полностью электрические самолеты, вероятно, найдут применение только в малой авиации из-за ограниченной дальности и вместимости пассажиров.

Сергей Кравченко:

«В среднесрочной перспективе ожидается широкое распространение летательных аппаратов с гибридной силовой установкой. Появление полностью электрических систем будет связано с успехами электрохимии. Однако текущие достижения не позволяют ожидать существенного прогресса в этой области в ближайшее время.

Рассматриваются технические решения, в которых источник электрической энергии — топливный элемент, а потребитель — электромотор. Расчеты показывают, что данная компоновка реализуема для широкого класса региональных самолетов. Именно такое решение может составить конкуренцию газотурбинному двигателю, но требуется создать и испытать данную технологию, чтобы подтвердить расчеты».

Обновленная форма крыльев

Как можно уже было догадаться, основной задачей современных конструкторов является уменьшение расхода топлива без ослабевания основных летных характеристик. Уже знакомая нам компания Lockheed Martin представила некоторый концепт Box Wing, основной особенностью которого является возможность увеличения отношения подъемной силы самолета к лобовому сопротивлению крыльев на 16%, уменьшая, таким образом, топливные затраты.

Компания Boeing так же представила свой концепт обновленной формы крыльев, который представлял собой смешанное крыло на подобии беспилотника Boeing Х-48. Нужно заметить, что такой тип самолетов, по сравнению с привычными формами, более эффективный с точки зрения распределения самолетной массы и аэродинамических особенностей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector