«на принципиально новом качественном уровне»: чем уникален российский однодвигательный истребитель checkmate

Истребительные поколения

Существует несколько классификаций поколений истребителей, единых соглашений по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:

Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е или в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения:

  • дозвуковые истребители,
  • без бортовых радаров,
  • оснащенные только радиоприцелами.
  • еще одним характерным признаком истребителей является прямое крыло.

Типичными представителями этой группы машин являются:

  • Мессершмитт Me.262,
  • Де Хэвиленд Вампир,
  • Як-15,
  • МиГ-9.

Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х или в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки:

  • околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета,
  • наличие радара,
  • стреловидное крыло,
  • ТРД с форсажной камерой,
  • значительная высота полета.

К этому поколению относятся следующие машины:

  • МиГ-15,
  • МиГ-17,
  • F-86 Сэйбр,
  • Дассо Мистэр.

Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-х.

Третье поколение. Самолеты этого поколения:

  • могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов),
  • получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух»
  • и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем.

Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы является:

  • МиГ-21,
  • МиГ-23,
  •  американский F-4 Phantom,
  • французский Mirage F1,
  • и шведский Viggen.

Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению истребителей связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются: 

  • статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ,
  • двухконтурным двигателем,
  • управляемым вооружением и совершенной авионикой.

Истребители четвертого поколения обладают:

  • значительно более высокими маневренными качествами по сравнению с машинами третьего поколения,
  • они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности.

Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Первый опыт использования подобных машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 иF-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27.

Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.

Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за развала СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд в этом направлении. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения:

  • F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году),
  • F-35 Lightning II(2015 год).

На истребителях пятого поколения остановимся подробней:

Не тот двигатель

Если прогресс в создании радиофотонных радаров налицо, то в разработке новых силовых установок наша промышленность такими успехами похвастаться не может. Не секрет, что наши истребители пятого поколения Су-57 до сих пор летают с двигателями так называемого первого этапа — АЛ-41Ф1. Эти силовые установки могут обеспечить истребителю сверхзвуковой полет только на форсаже, но не в крейсерском режиме. Между тем это важнейшая характеристика, которая отличает пятое поколение от четвертого. И хотя работа над двигателем второго этапа для Су-57, который получил рабочее название «изделие 30», продолжается уже много лет, никакой информации в открытых источниках о статусе программы найти невозможно, кроме той, что летные испытания этого двигателя продолжаются и вроде бы идут успешно. Тем не менее из 76 истребителей Су-57, заказанных ВКС России, как минимум 60 первых машин будут оснащены силовыми установками АЛ-41Ф1. Правда, как говорят представители ОДК, в будущем их планируется заменить на те самые «изделия З0». Новая силовая установка сможет развивать тягу на форсаже до 19 тонн. Как говорил гендиректор ОКБ имени А. М. Люльки Евгений Марчуков, таких характеристик удалось добиться за счет резкого улучшения параметров рабочего цикла, КПД агрегатов и применения новых конструкционных материалов. Разработчики уверяют, что им удалось уменьшить количество деталей в компрессоре высокого давления нового двигателя практически вдвое по сравнению с АЛ-41Ф1 и обеспечить значительное увеличение работы на одну ступень. При этом стоимость такого компрессора останется практически такой же, как у его предшественника.

 Не секрет, что именно в создании фотонных радаров наша промышленность достигла наибольших успехов. Сейчас работы в этой области ведут сразу два российских оборонных концерна — КРЭТ и группа РТИ

В целом в «изделии 30» внедрен целый ряд инновационных решений, и у некоторых из них нет мировых аналогов. Прежде всего это композитные металлокерамические лопатки турбины из особо жаропрочных сплавов — они имеют крайне сложную конструкцию. Секрет здесь не только в составе этих материалов, который, в общем-то, известен, но и в технологии их изготовления. Еще одно новшество — плазменная форсажная камера, обеспечивающая бескислородный запуск двигателя на больших высотах, что повышает выживаемость истребителя в ближнем бою. Для этого же сопла двигателей могут отклоняться сразу в двух плоскостях — вверх–вниз и влево–вправо, а не только в одной, как у всех остальных самолетов такого класса.

Но даже если «изделие 30» удастся доработать в ближайшие несколько лет, для новой легкой платформы фронтовой авиации он не подойдет по масса-габаритным характеристикам. Тем не менее, как заявил «Стимулу» замдиректора Центра АСТ Константин Макиенко, нашей двигателестроительной промышленности уже сейчас необходимо начинать создание новой силовой установки для ЛМФС на базе газогенератора «изделия 30». Эти работы, по мнению Макиенко, займут не менее десяти лет и обойдутся нашей стране в несколько миллиардов долларов. А гендиректор Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) Михаил Гордин заявил ТАСС, что пока у нас есть только набор технологий, который необходим для разработки двигателя шестого поколения. Что же касается опытно-конструкторских работ, то они, по мнению Гордина, могут начаться только через десять лет.

Кто на новенького?

Сегодня несколько стран мира занимаются разработкой и принятием на вооружение истребителей, которые можно условно отнести к пятому поколению. Речь идет не только об американских F-22 и F-35, но и о российском Су-57, китайских J-20 и J-31, индийском AMCA и японском F-3. Параллельно в некоторых странах ведутся подготовительные работы к разработке истребителей шестого поколения. В частности, такие исследования проводятся в Великобритании, России и Китае.

Как ранее писала «Газета.Ru», военно-воздушные силы Германии, Франции и Испании договорились о наборе показателей эффективности истребителя следующего поколения, чтобы помочь своим правительствам руководить разработкой перспективной боевой машины. Первый полет европейского истребителя нового поколения ожидается в 2040 году.

Так называемая боевая авиационная система будущего (Future Combat Air System, FCAS) станет самой амбициозной и дорогостоящей программой вооружения и военной техники ведущих европейских стран.

FCAS разработчикам видится как многоцелевая боевая воздушная «система систем» XXI века с использованием искусственного интеллекта и работающей в «боевом облаке» и сети существующих и перспективных пилотируемых и беспилотных систем, включая различные типы беспилотных летательных аппаратов и управляемого оружия.

Концептуальную модель истребителя нового поколения, получившую название Tempest, еще во время авиасалона в Фарнборо в 2018 году в рамках запуска новой национальной авиационной стратегии представило и Минобороны Великобритании.

Проект Tempest является центральным звеном этой стратегии, предназначенной в значительной степени для того, чтобы позволить британской оборонной аэрокосмической промышленности сохранить свои технологические преимущества в разработке реактивных истребителей.

К британской программе создания истребителя шестого поколения присоединилась Италия, расширив членский клуб этого проекта до трех партнеров. Швеция стала партнером программы Tempest еще в июле 2019 года.

По расчетам разработчиков, перспективный истребитель Tempest должен совершить первый полет примерно в 2040 году, заменив Eurofighter Typhoon в составе Королевских ВВС Великобритании.

Перспективные возможности истребителя шестого поколения заключаются в интеграции пилотируемых самолетов и беспилотных летательных аппаратов, несущих оружие и датчики, связанных между собой сложной сетью передачи данных и облачной информационной инфраструктурой.

Михаил Ходаренок

Дизайн

Фаза определения

Во второй половине 1960-х годов французскому производителю самолетов Dassault было поручено изучить несколько проектов самолетов с изменяемой геометрией, известных как Mirage G , предназначенных для оснащения военно-воздушных сил и военно-морской авиации. Французские перехватчики или ответ на программу RAGEL ( дистанционная разведка, атака и радиоэлектронная борьба). Создано четыре прототипа, но ни один из них не запущен в серийное производство.

Сотрудники ВВС (метакриловая кислота) определяют 1 ST июня 1972 года предлагаемое программный лист для автомобильного и истребителя, ответственной задач ПВО, крышек, нападение и признания. Этот «боевой самолет будущего» имеет фиксированное крыло со стрелкой 55 °. Этот угол представляет собой лучший компромисс в соответствии с опытом, установленным на миражах с изменяемой геометрией, от сложного механизма которых отказываются для упрощения конструкции и снижения затрат. Самолет оснащен двумя двигателями Snecma M53 , единственным из доступных двигателей последнего времени, для обеспечения высокой безопасности эксплуатации. Наконец, фюзеляж имеет достаточные размеры, чтобы принять антенну радара большого диаметра.

28 июля 1972 года министр национальной обороны обратился с просьбой о создании жизнеспособных баз для этой программы с оперативной, технической и финансовой точки зрения. В августе 1972 года группа, состоящая из Главного управления вооружений , Вооруженных сил и штаба ВВС, определила цели этапа определения, который министр начал 14 ноября 1972 года.

Первые результаты этапа определения были известны 11 мая 1973 года: поставка одноместных самолетов ПВО, оснащенных импульсной РЛС, с мая 1980 года, самолетов проникновения с середины 1983 года и замена первого типа РЛС с использованием импульсного доплеровского режима. радар в 1985 году.

Прототипы

Контракт на первый прототип был уведомлен Dassault 5 декабря 1973 года, когда в июле 1976 года был завершен первый полет, программа предусматривала четыре опытных самолета и камеру для статических испытаний. Ячейка основана на исследованиях, проведенных вокруг серии Mirages G, и становится Dassault G8A.

Изменения были внесены в январе 1974 года, когда были внесены изменения в версии: модель проникновения была принята на вооружение в 1980 году, а модель противовоздушной обороны — в 1983 году. Эти модификации основаны на уроках кампании ядерных испытаний 1973 года в Экспериментальном центре МГУ. Тихий океан (CEP). Эти испытания показывают возможность создания миниатюрной ядерной боеголовки и специальной ракеты (будущая средняя дальность действия «воздух-земля» (ASMP) ). Это также порождает идею прямого обращения к доплеровскому радару, чтобы избежать временного решения проблемы импульсного радара. Эти решения были подтверждены 28 марта 1974 года Министерством, после запуска разработки ракеты воздух-земля ядерной боеголовки в феврале 1974 года версия «проникновение и низкая атака высоты» будет введена в действие до 1 — го января 1980 года и ракеты в 1981 г.

После президентских выборов 1974 года проект бюджета 1975 года не включал ассигнования на выход из АКФ до января 1980 года, который заменил дату май 1980 года в качестве цели. Ситуация ухудшилась в октябре 1974 года, так как индустриализация больше не могла начаться в 1975 году и отложила выпуск ACF до 1981 года. Однако программа продолжалась, прототип № 02 ACF был утвержден, исследования радаров продолжались., Технический выбор отдавая предпочтение версии противовоздушной обороны.

Рынок для контроля прототипа п O  02 (v Проникновение-местного) был уведомлен 26 ноября 1974 года с первым полетом в июне 1977 года, а затем перенесено на октябрь 1977.

Можно ли перейти к VI поколению в России?

Российский Су-57 является самолётом с открытой архитектурой. Иными словами, он модульный и позволяет создание новых инновационных модификаций, что, например, невозможно для американского F-22. Кроме того, Су-57 ещё и неприхотлив при боевой эксплуатации, то есть способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.

По этому поводу можно заключить, что в нынешнем Су-57 уже содержится возможность быть доработанным до уровня шестого поколения.

sukhoi.org
 Су-57 неприхотлив при боевой эксплуатации, способен показать результат даже в жёстких условиях, приближённых к боевым.

В том, что касается беспилотников (вспомним, что США намерены делать шестое поколение сразу в двух модификациях — с пилотом и без), то в России  уже проводились испытания дронов, которые, при помощи искусственного интеллекта, управляли дистанционно находящимся рядом в воздухе Су-57. Заметим, что, в отличие от американцев, российская сторона не скрывает, где и что конкретно было испытано. То есть верить на слово в данном случае не надо — всегда есть возможность перепроверить.

В заключение можно сказать, что, конечно, «волшебство» в духе Уилла Роупера — это, наверное, хорошо, но для взрослых людей как-то… недостоверно.

А вот российские самолёты — в отличие от американских «пепелацев» — можно вполне потрогать и пощупать, и коммерческая цена их, как правило, не в пример дешевле западных аналогов, хотя и обладают наши аппараты нередко более совершенными технологиями.

Пиар и русский след

Разделять всю послевоенную историю авиации на пять поколений стали совсем недавно и до сих пор много об этом спорят.

Достаточно чёткие критерии существуют только для обозначения пятого поколения. Это крейсерский сверхзвук(способность совершать длительные полёты со скоростью, превышающей скорость звука. — Прим. ред.), сверхманёвренность(способность сохранять устойчивость и управляемость при большем отклонении от направления полёта, образно выражаясь — возможностьлететь хвостом вперёд». — Прим. ред.) и высокий уровеньстелс»(незаметности для средств обнаружения, в первую очередь — радаров. — Прим. ред.). Копнём чуть дальше в историю — и границы станут гораздо более размытыми. К какому поколению отнести, например, F-111 и F-117? АХарриер»?

И даже в ходе работ над ATF(будущие XF-22 и XF-23)стелс» появился не сразу. Сначала это были выскоманёвренные истребители с использованием лишь некоторых методов снижения заметности. Сегодня их назвали бы максимум поколениемчетыре с плюсом»

Так что поколения — это искусственно сконструированное понятие, не имеющее ничего общего с реальным самолётостроением. Чистой воды пиар. И как ни странно, первыми этуигру» начали мы. Нет, не редакция WARHEAD.SU, а Российская Федерация.

Конечно, терминновое» илиследующее поколение» встречался на Западе даже в конце 80-х. Но широко его стали использовать лишь в 1994 году, после того как в российской прессе впервые употребилипятое поколение» для описания истребителя МФИ(будущего МиГ 1.44). Термин быстро прижился и мигрировал за океан.

МиГ-1.44. Первый самолёт, названный истребителем пятого поколения

Теперь он используется везде, где можно, как показатель продвинутости разрабатываемого самолёта.

Так же быстро объяснили, где скрывались и предыдущие четыре поколения. А термин распространился дальше — на танки, корабли, подлодки и многое другое.

Но прогресс на месте не стоит, и за пятым неизбежно должно следовать шестое.

Выбор компоновки для перспективного истребителя Boeing Model 988. Этот проект начала 90-х можно назвать переходным от пятого к шестому поколению

Вдохновлённый Су-57

Ещё одно важное новшество ЛТС заключается в широкой интеграции технологий пятого поколения. Как отмечают эксперты, это предполагает наличие высокоавтоматизированных систем управления, малую радиолокационную заметность, широкое использование в конструкции композитов и радиопоглощающих материалов, возможность размещения вооружений внутри фюзеляжа

В беседе с RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что Checkmate разработан на основе научно-технического задела, имеющегося у «Сухого» и других российских предприятий, которые работают в кооперации с этим конструкторским бюро.

Аналитики склонны полагать, что главным прообразом ЛТС и источником массы технических решений для него послужил истребитель пятого поколения Су-57, который сейчас серийно поставляется в Воздушно-космические силы России.

Также по теме


Двухместный вариант: каковы перспективы экспорта российского истребителя пятого поколения Су-57

В России разработают двухместную модификацию истребителя пятого поколения Су-57, заявил вице-премьер Юрий Борисов. По его словам,…

Помимо ключевых достоинств, свойственных новому поколению, Су-57 отличают сверхманёвренность, короткие взлёт и посадка, высокая помехозащищённость аппаратуры, качественно новый уровень защиты пассивными и активными средствами, комплекс глубоко интегрированной авионики с открытой (модульной) архитектурой.

Максимальная боевая нагрузка самолёта составляет 10 т. По мнению российских военных лётчиков, Су-57 является единственным в мире самолётом пятого поколения, способным применять ударное вооружение на любой скорости и высоте и отклоняться от линии пуска ракеты с радиолокационной головкой самонаведения. Это качество выгодно отличает его от F-35.

Дмитрий Литовкин считает, что ЛТС по многим узлам и системам унифицирован с Су-57, но является более дешёвым в производстве и эксплуатации. Эксперт не исключает, что проект Checkmate привлечёт существенные иностранные инвестиции.

«Фактически сегодня Россия демонстрирует возможности по созданию лёгкого истребителя на принципиально новом качественном уровне. Но впереди ещё много работы, и, естественно, потребуются вложения. Су-57 тоже запускался с привлечением ресурсов Индии. Я думаю, что и тут будут средства от стран, заинтересованных либо непосредственно в самом самолёте, либо в технологиях, которые в нём реализованы», — говорит Литовкин.

Игорь Коротченко также отмечает необходимость провести работы, связанные с развитием проекта нового истребителя. По его словам, развёртывания серийного производства Checkmate стоит ожидать после появления крупного инвестора.

Великий скачок

Впервые о созданиишестёрок» задумались в США. Учитывая неоспоримое лидерство американцев в авиастроении, это неудивительно. Правда, создавать ещё более совершенные машины решили отнюдь не потому, что пятое поколение устарело.

В начале 90-х годов стало ясно:пятёрки» получаются машинами очень сложными, а главное — дорогими. Насытить ими войска будет затратно даже для США. При этом американцы находятся в уникальном положении — конкурентов в этой сфере у них нет. РФ не до самолётов, Китаю ещё десятилетия развиваться до перспективных машин. Отрыв Штатов оценивали минимум в 20 лет.

Конечно, и флот, и ВВС США имели свои программы шестого поколения. На фото:Боинг» F/A-XX — перспективный палубный истребитель, который должен заменить F/A-18. Справа — беспилотная версия

Учитывая эти преимущества, можно было попытаться уйти в ещё больший отрыв. Не строить массово пятое поколение, а перевести все средства на создание более совершенных самолётов. И когда в начале третьего десятилетия 21-го века остальные страны наконец подойдут к постановке в серию своего пятого поколения, у США в воздухе будет уже шестое. И разрыв станет непреодолимым.

А это уже машина для ВВС.Локхид-Мартин» NGAD(Next Geneation Air Dominance,воздушное превосходство нового поколения»)

В целом, военным идея понравилась. Конечно, снимать все средства в пользу перспективных шестёрок не стали, но некоторое финансирование работ обеспечили.

Первым делом нужно было решить, что нового будет в шестом поколении. Предлагались самые различные варианты: крейсерский гиперзвук(гиперзвуковой принято называть скорость более чем в пять раз превышающую скорость звука. — Прим. ред.), оптический камуфляж и многое другое.

Самолёт шестого поколения со ставкой на скорость. ВидениеЛокхид-Мартин»

В конце концов с основными параметрами определились. Главной фишкойшестёрок» должно стать опциональное наличие пилота. Самолёты предполагалось создавать с расчётом, что значительная часть машин будет беспилотной. А каждая пилотируемая станет лидером небольшой стайки беспилотных собратьев. Сверхманёвренность распространится на все режимы полёта, в том числе и на максимальных скоростях. Самолёт получит лазерное и гиперзвуковое оружие, возможность чинить мелкие повреждения прямо в воздухе. Ну и стандартныйджентельменский набор»: большестелс», лучше электроника и радары, более продвинутая связь и передача данных.

Применения лазерного оружия по наземным целям с беспилотного варианта NGAD отБоинг»

Пилотируемые истребители шестого поколения ведут в бой беспилотные версии самих себя

Истребительные поколения

Существует несколько классификаций поколений истребителей, единых соглашений по этому вопросу не существует, нет и четкой категоризации, из-за чего часто возникают споры относительно принадлежности того или иного самолета или его модификации. Самой распространенной классификацией является следующая:

Первое поколение. Это реактивные истребители, разработанные в 40-е или в начале 50-х годов. Самолеты первого поколения – дозвуковые истребители, без бортовых радаров, оснащенные только радиоприцелами. Еще одним характерным признаком истребителей является прямое крыло. Типичными представителями этой группы машин являются Мессершмитт Me.262, Де Хэвиленд Вампир, Як-15, МиГ-9.

Второе поколение. Истребители этого поколения создавались в 50-х или в начале 60-х годов. Для них характерны следующие признаки: околозвуковая или сверхзвуковая скорость полета, наличие радара, стреловидное крыло, ТРД с форсажной камерой, значительная высота полета. К этому поколению относятся следующие машины: МиГ-15, МиГ-17, F-86 Сэйбр, Дассо Мистэр. Эти машины считались современными до середины 60-х годов, но применялись и в 70-х.

Третье поколение. Самолеты этого поколения могли развивать сверхзвуковую скорость (до 2 Махов), получили на вооружение ракеты класса «воздух-воздух» и более совершенный турбореактивный двигатель с форсажем. Истребители третьего поколения можно смело назвать многоцелевыми машинами. Типичным представителем этой группы является советский МиГ-21 и американский истребитель F-4 Phantom. Также к ней относятся такие машины, как МиГ-23, французский истребитель Mirage F1 и шведский Viggen.

Четвертое поколение. Переход от третьего к четвертому поколению истребителей связан со значительным технологическим прорывом, он произошел примерно в первой половине 70-х годов. Самолеты этой группы отличаются статистической неустойчивостью с использованием ЭДСУ, двухконтурным двигателем, управляемым вооружением и совершенной авионикой. Истребители четвертого поколения обладают значительно более высокими маневренными качествами по сравнению с машинами третьего поколения, они получили возможность использовать системы вооружения загоризонтной дальности. Первыми истребитель четвертого поколения создали американцы – это был F-15. Первый опыт использования подобных машин (Ливанская война 1982 года) показал их значительное превосходство над самолетами предыдущего поколения. Советским ответом на создание F-15 и F-16 стала разработка истребителей МиГ-29 и Су-27. Последние модификации МиГ-29, Су-27, F-15 и F-16 принято выделять в отдельную группу, которую обычно называют поколением 4+.

Пятое поколение. Разработка этих машин началась в СССР и США еще в 80-е годы прошлого столетия. Однако из-за развала СССР американцы сумели значительно вырваться вперёд в этом направлении. Сегодня существует два серийных истребителя пятого поколения: F-22 Raptor (принят на вооружение в 2005 году) и F-35 Lightning II (2015 год). Российский истребитель ПАК ФА уже много лет находится на этапе испытаний, разработки в этом направлении ведутся в Китае и Японии. Основными признаками, которыми должен обладать самолет пятого поколения являются: активное использование стелс-технологий, оснащение самолета радаром с активной фазированной решеткой, сверхманевренность, способность достигать сверхзвуковой скорости без включения форсажа, новые системы управления самолетом и вооружением.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector