Mcdonnell douglas f/a-18 hornet
Содержание:
- Технические характеристики на примере F/A-18C/D
- Примечания
- Боевое применение
- История создания[ | ]
- Диагноз F18.6 Амнестический синдром
- Модификации
- Диагноз F18.7 Резидуальные и отсроченные психотические расстройства
- Сравнительная таблица
- Описание конструкции
- Примечания и ссылки
- Конструкция[ | ]
- F/A-18A/B, C/D Hornet
- На вооружении
- Потенциальные операторы
Технические характеристики на примере F/A-18C/D
- Экипаж: 1 (F/A-18C) 2 (F/A-18D)
- Длина 17,1 м
- Размах крыла 12,3 м
- Высота 4,7 м
- Площадь крыла 38 м²
- Вес пустого 10 400 кг
- Вес снаряжённый 16 770 кг
- Вес максимальный взлётный 23 500 кг
- Максимальная скорость на высоте 12190 метров — 1,8 Маха (1915 км/ч)
- Максимальная скорость у земли — 1,2 Маха (1473 км/ч)
- Эксплуатационная перегрузка — 7,5 (ограничена электроникой)
- Крейсерская скорость 1060 км/ч
- Практический потолок 15240 м
- Перегоночная дальность на большой высоте с тремя ПТБ — 3200 км
- Боевой радиус 720 км
- Скороподъёмность у земли: 254 метров в секунду
- Нагрузка на крыло 454 кг/м²
- Тяговооружённость — 1,13 (пустого, на полном форсаже с 50 % топлива)
- Вооружение:
-
- 20 мм шестиствольная пушка M61A1 Вулкан, 578 снарядов
- на 9 точек подвески возможно установка в различных конфигурациях:
- Управляемые ракеты В-В AIM-9, AIM-7, AIM-120 различных модификаций
- Управляемые ракеты В-З AGM-65, AGM-88, AGM-84, AGM-154, AGM-158, KEPD-350 различных модификаций.
- Бомбы с телевизионным наведением типа AGM-62, лазерным наведением типа Paveway и GPS наведением типа JDAM калибром до 2000 фунтов.
- Неуправляемые бомбы типа MK и CBU калибров до 2000 фунтов (кассетные, зажигательные, фугасные, объёмного взрыва, бетонобойные), BLU-107 Durandal для поражения взлётно-посадочных полос.
- Тактические бомбы массового поражения — ядерные (до 340 килотонн) типа B61, MK116 с химическим зарядом (газы Зарин, VX), бактериологическое оружие, заряды с белым фосфором.
Подвесные топливные баки (до трёх штук), предусмотрена установка контейнеров ИК обзора AN/AAR-50, AN/AAS-38 «Nighthawk» и AN/ASQ-228 ATFLIR для работы самолёта ночью и контейнера AN/AWW-13 для даталинка, контейнер РЭБ AN/ALQ-167.
Примечания
- Jenkins, Dennis R. F/A-18 Hornet: A Navy Success Story. New York: McGraw-Hill, 2000. P. 26-29.
- А. Кузьмин. Усиление конструкции самолётов F/A-18C и D // «Зарубежное военное обозрение», № 4 (589), 1996. стр.55-56
- Д. Дональд, Дж. Лейк. Энциклопедия военной авиации. — М.: Омега, 2003. — С. 279.
- No One Left Behind: The Lt. Comdr. Michael Scott Speicher Story. Amy Waters Yarsinske. 2003
- Тэйлор М., Мандэй Д. Книга Гиннеса об авиации: Рекорды, факты и достижения. — Мн.: БелАДИ («Черепаха»), 1997. — С. 205.
- ↑
- More Data From Desert Storm. // Air Force Magazine, January 1996, p. 66.
- ↑
- Operation Friction, 1990-1991: The Canadian Forces in the Persian Gulf. Jean H. Morin, Richard Howard. Gimblett Dundurn. 1997. P.170
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 июня 2019.
- Canadian Warplanes. Harold A. Skaarup. iUniverse. 2009. P.281
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 15 июня 2019.
- (недоступная ссылка). Дата обращения: 7 апреля 2012.
- СМИ: палубный истребитель США разбился в Калифорнии
- (англ.) (недоступная ссылка). Naval Air Station Fallon. United States Navy (2 August 2016). Дата обращения: 12 июня 2020.
- (англ.) (недоступная ссылка). Naval Safety Center. United States Navy (8 December 2016). — «F/A-18C flying an FCF-A crashed approx. 5 miles SE of NAS Fallon, NV. Pilot ejected, minor injuries.».
- (англ.). Las Vegas Review-Journal (2 August 2016).
- Harro Ranter. (англ.). Aviation Safety Network. — «An F/A-18C Hornet assigned to Strike Fighter Wing Pacific, Detachment Fallon, crashed into an open field.». Дата обращения: 12 июня 2020.
- . Lost Armour. Дата обращения: 12 июня 2020.
- (англ.). USA TODAY. Дата обращения: 15 марта 2018.
Боевое применение
- Операция «Каньон Эльдорадо» — Ливия, апрель 1986 г.
- Война в Персидском заливе — освобождение Кувейта, 1991 г.
- Операция «Обдуманная сила» — бомбардировки позиций боснийских сербов, 1995
- Операция «Лиса пустыни» — бомбовые удары по военным объектам Ирака, 1998
- Военная операция в Афганистане — с 2001.
- Иракская война — операция по свержению режима С. Хусейна, 2003—2010. К 2008 году было потеряно как минимум 5 F/A-18.
- Операция Odyssey Dawn — бомбардировки объектов военного потенциала режима Каддафи, Ливия, 2011
Война в Персидском заливе
F/A-18 широко применялся для нанесения бомбовых ударов и воздушного прикрытия во время операции «Буря в пустыне».
В первый день войны группа из 10 «Хорнетов» была перехвачена одиночным перехватчиком МиГ-25, один из F/A-18 получил попадание ракеты и упал на землю, пилот погиб, став первой жертвой в операции «Буря в пустыне». Иракский «МиГ» успешно вернулся на аэродром.
На счету F/A-18 два сбитых иракских МиГ-21, причём оба МиГ-21 сбиты во время вылета на бомбометание; «Хорнеты» несли бомбы, и после уничтожения ракетами «воздух-воздух» иракских истребителей продолжили выполнение боевой задачи, подтвердив таким образом свою многофункциональность — это был первый в истории случай, когда самолёты с тяжёлой бомбовой нагрузкой одержали в воздушном бою победу над лёгкими истребителями.
Также F/A-18 уничтожили на аэродроме взлетающий МиГ-23, при этом один «Хорнет» был подбит ракетой ЗРК С-75.
Потери американцев составили 5 «Хорнетов» безвозвратными и 12 повреждёнными.
Безвозвратные потери:
17 января 1991 года F/A-18C (с/н 163484, аэ VFA-81) возле Багдада был сбит ракетой Р-40 иракского перехватчика МиГ-25, пилот погиб.
24 января 1991 года F/A-18A (с/н 163121, аэ VFA-15) разбился над морем из за проблем с двигателем, пилот катапультировался и был спасён.
5 февраля 1991 года F/A-18C (с/н 163096, аэ VFA-87) разбился над морем, пилот погиб.
8 марта 1991 года F/A-18C (с/н 163728, аэ VMFA-212) возле Дхахрана столкнулся с F/A-18C с/н 163729, пилот катапультировался.
8 марта 1991 года F/A-18C (с/н 163729, аэ VMFA-212) возле Дхахрана столкнулся с F/A-18C с/н 163728, пилот катапультировался.
ВВС Канады задействовали с авиабазы Доха в Катаре 41 истребитель-бомбардировщик CF-188A.
В ночь с 29 на 30 февраля возле острова Бубиян пара канадских CF-18 атаковала уходивший в иранские территориальные воды иракский ракетный катер «Оса» (некоторые источники ошибочно его указывают как ракетный катер типа TNC-45). Катер получил многочисленные попадания из 20-мм пушек, однако он остался на плаву, выпущенная «Хорнетами» вслед ракета AIM-7 в цель не попала и катер успешно ушел на иранскую территорию. Оба CF-18 получили отметки о «потоплении» катера.
Всего в ходе войны канадские «Хорнеты» совершили около 2700 вылетов. Из них только 56 вылетов было на бомбардировку иракских позиций. Первые бомбардировочные вылеты проводились с 24 февраля, в основном применялись 227-кг бомбы Mark 82, управляемое вооружение по наземным целям не применялось так как самолёты не были к нему приспособлены. Потерь не имели.
Гражданская война в Сирии
18 июня 2017 года воздушную границу Сирии нарушил американский истребитель F/A-18E. Возле сирийского насёленного пункта Табка самолёт-нарушитель атаковал наносивший удар по позициям незаконных вооружённых формирований сирийский истребитель-бомбардировщик Су-22М4 827-й аэ ВВС Сирии. От первой ракеты AIM-9X сирийский бомбардировщик смог увернуться, однако попадание второй AIM-120 привело к потере управления сирийского самолёта. Сирийский пилот катапультировался у Джаадина и был эвакуирован.
Инциденты
11 декабря 1988 года в 200 милях от Гавайских островов во время учений истребитель F/A-18 ВМС США, взлетевший с авианосца USS Constellation (CV-64), случайно попал ракетой AGM-84 Harpoon с инертной боевой частью в индийский гражданский корабль MV Jag Vivek. Был убит один индийский моряк и ещё несколько было ранено. Корабль получил небольшие повреждения. Адмирал ВМС США С. Чадвик прибыл на обстрелянное гражданское судно и принёс извинения индийскому капитану корабля. ВМС США выплатили компенсацию за инцидент.
4 июля 2003 года американский F/A-18 был перехвачен истребителем F-16A ВВС Индонезии. Самолёты разошлись и до открытия огня дело не дошло.
История создания[ | ]
Корни F/A-18 уходят к раннему проекту фирмы Northrop, получившему обозначение P.530 «Кобра» и спроектированному в середине 1960-х годов. Впоследствии этот проект был переработан (P.600) и под обозначением YF-17 принял участие в конкурсе ВВС США на создание лёгкого истребителя LWF (Lightweight Fighter
). Его конкурентом выступил самолёт YF-16 фирмы General Dynamics. В январе 1975 года конкурс завершился победой YF-16, будущего F-16 Fighting Falcon. На этом история самолёта Нортроп могла бы закончиться, однако примерно в это же время была начата программа истребителя воздушного боя для ВМС (NACF,Navy Air Combat Fighter ). Из-за уменьшения расходов на военные нужды в этот период программа предусматривала не разработку нового самолёта с нуля, а адаптацию уже существующих проектов. Военно-морские силы США скептически отнеслись к однодвигательному YF-16 и предпочли выбрать двухдвигательный YF-17, который, однако, требовал значительных изменений для службы на флоте. Фирма Нортроп ранее не занималась созданием палубных самолётов, поэтому было принято решение, что работа над перепроектированием YF-17 будет проводиться совместно с фирмой McDonnell Douglas, имеющей большой опыт сотрудничества с ВМС.
Сравнительная характеристика опытных образцов LWF | |||||
Параметр | MCAIR | LTV/ | |||
267/A8 | 1600 | 1601 | 1602 | ||
Размах крыла , м | 11,430 | 10,149 | 10,302 | 11,612 | |
Площадь крыла , м² | 37,1612 | 34,2812 | 28,9857 | 37,0683 | |
Длина , м | 16,946 | 16,215 | 15,849 | 16,428 | |
Двигатель | модель | J101 | F401 | F100 | F109 |
тяга , кгс | 7295 | 13317 | 11566 | 13545 | |
Расчётная полётная масса , кг | перехват | 15259 | 14781 | 12671 | 15438 |
БШУ | 20190 |
1 марта 1977 года было объявлено, что новый самолёт получит название «Хорнет» («Шершень»).
Первоначально планировалось, что Макдоннел-Дуглас будет заниматься палубным вариантом для ВМС США, а Нортроп — вариантом F-18L наземного базирования, предназначенным на экспорт. Однако в 1979 году фирма Нортроп подала судебный иск, обвинив компаньона в том, что тот использует её технологии, разработанные для наземного варианта, в нарушение двустороннего соглашения, и потребовав запрета на экспорт палубной модификации. Судебная тяжба завершилась в 1985 году, когда Макдоннел-Дуглас согласилась выплатить 50 млн долларов за полученную техническую информацию; этим всё и окончилось. Вариант F-18L так и не пошёл в серию, а «Хорнет» полностью стал проектом Макдоннел-Дуглас.
Самолёт должен был выпускаться в трёх модификациях: истребителя F-18A, штурмовика A-18A, учебно-боевого TF-18A. Фирме Макдоннел-Дуглас удалось объединить истребительную и штурмовую модификации в один самолёт, который с 1980 года упоминался как F/A-18A, хотя официально такое обозначение было утверждено лишь в декабре 1982 года. Двухместный TF-18A был переименован в F/A-18B.
Было построено 9 одноместных и 2 двухместных опытных самолёта. Первый полёт «Хорнет» совершил 18 ноября 1978 года. Первый серийный самолёт поднялся в воздух 12 апреля 1980 года, а в мае новые машины начали поступать в ВМС.
В 1996 году самолёты прошли модернизацию: был усилен планер, установлены новые внутренние топливные баки из полиуретана (что позволило увеличить запас топлива на 160 кг и тактический радиус действия — на 5 %).
В ценах 1979 года закупочная стоимость одного самолёта, без учёта стоимости НИОКР, составляла 10,8 млн долл. США Стоимость F/A-18C и F/A-18D около 29 млн долл. (Данные 2009 г.) Стоимость F/A-18E/F «Супер Хорнет» около 57 млн долл. (Данные 2009 г.)
Диагноз F18.6 Амнестический синдром
Синдром, характеризующийся выраженным хроническим снижением памяти на недавние и отдаленные события. Непосредственное воскрешение в памяти событий обычно не нарушено. Память на недавние события обычно нарушена сильнее, чем на отдаленные. Обычно явно выражено нарушение ощущения времени и последовательности событий и имеются трудности в освоении нового материала. Конфабуляция возможна, но не обязательна. Другие познавательные функции обычно относительно хорошо сохранены, и амнестические расстройства непропорциональны выраженности других нарушений. Амнестическое расстройство, обусловленное алкоголем или наркотиком Корсаковский психоз или синдром, обусловленный алкоголем или другим психоактивным веществом или неуточненный
Исключен: неалкогольный корсаковский психоз или синдром (F04)
Модификации
Посадка F/A-18B Hornet на авианосце Рональд Рейган
- F/A-18A — первый серийный вариант. Построена 371 машина.
- F/A-18B — двухместный учебно-боевой вариант F/A-18A.
- F/A-18C — вариант с усовершенствованным БРЭО и вооружением (может нести УР AIM-120, AGM-65). Отдельно стоит отметить модификацию F/A-18C Lot20 с более мощными, 402 двигателями имеющим на 1800кгс большую тягу.
- F/A-18D — двухместный учебно-боевой вариант F/A-18C.
- F/A-18E Super Hornet — дальнейшее развитие варианта F/A-18C.
- F/A-18F Super Hornet — дальнейшее развитие варианта F/A-18D.
- EA-18 Growler — двухместный самолёт РЭБ разработанный на базе F/A-18F
Диагноз F18.7 Резидуальные и отсроченные психотические расстройства
Расстройство, при котором нарушения познавательных функций, эмоций, личности или поведения, вызванные приемом алкоголя или психоактивного вещества, могут сохраняться после периода, в течение которого проявляется непосредственное влияние психоактивного вещества. Начало расстройства должно быть непосредственно связано с употреблением психоактивного вещества. Случаи, при которых нарушения возникают после эпизода (эпизодов) употребления психоактивного вещества, должны кодироваться вышеуказанным четвертым знаком только тогда, когда есть убедительные доказательства причастности остаточных явлений воздействия психоактивного вещества к расстройству. Резидуальные явления можно отличить от психотического состояния отчасти по их эпизодичности, преимущественно очень короткой продолжительности, дублированию предшествующих алкогольных или наркотических проявлений. Алкогольная деменция БДУ Хронический алкогольный церебральный синдром Деменция и другие легкие формы стойких нарушений познавательных функций «Флэшбэк» Отсроченное психотическое расстройство, вызванное употреблением психоактивного вещества Нарушение восприятия после употребления галлюциногена Резидуальное: . эмоциональное расстройство . расстройство личности и поведения Исключены: алкогольный или наркотический: . корсаковский синдром (F10-F19 с общим четвертым знаком .6) . психотическое состояние (F10-F19 с общим четвертым знаком .5)
Сравнительная таблица
F-15 | FA-18 | |
---|---|---|
|
|
|
Роль | Истребитель превосходства в воздухе | Несущий многоцелевой истребитель |
производитель | Макдоннелл Дуглас Боинг Оборона, Космос и Безопасность | Макдоннелл Дуглас Боинг Оборона, Космос и Безопасность |
Положение дел | Используется в основном в США, Японии, Саудовской Аравии и Израиле | На службе и производстве в США и Австралии |
национальное происхождение | Соединенные Штаты | Соединенные Штаты |
Номер построен | 1198 | 500 по состоянию на апрель 2011 года |
Также известен как | Макдоннелл Дуглас F-15 Eagle | Боинг F / A-18E / F Супер Хорнет |
Себестоимость единицы продукции | 28-30 миллионов долларов США | 66, 9 млн. Долларов США |
Максимальная скорость | Мах 2, 5 | Мах 1, 8+ |
Количество двигателей | 2 | 2 |
Введенный | Январь 1976 | 1999 |
длина | 63 фута 9 дюймов | 60 футов 1¼ дюйм |
Номер еще в эксплуатации | 222 в США; более 1000 по всему миру. | 500 |
размах крыла | 42 фута 10 дюймов | 44 фута 8½ дюйма |
Загруженный вес | 20 200 кг | 21 320 кг |
Количество мест | 1 или 2 | 1 или 2 |
вооружение | 20-мм M61 Vulcan, 6-ствольная пушка Гатлинга, бомбы, ракеты, десантные танки. | 20 мм M61 Vulcan Gatling gun, ракеты, бомбы |
Скороподъемность | 50 000+ фут / мин | 50 000+ фут / мин |
Боевой радиус | 1222 мили | 449 миль |
Сервисный потолок | 65 000 футов | 50 000 футов |
Описание конструкции
Схема De Havilland Sea Hornet NF.21
Фюзеляж
Фюзеляж был цельнодеревянный и состоял из двух частей. Фюзеляж выклеивался из двух слоев фанеры с бальсовой прослойкой.
Пилот сидел в закрытой кабине. Фонарь обеспечивал пилоту хороший обзор. В версии De Havilland Sea Hornet NF.21 также был оператор РЛС.
Крыло и оперение
В конструкции крыла использовался композиционный материал. В крыле располагались топливные баки. Оперение однокилевое.
Силовая установка
На De Havilland Sea Hornet F.20 силовая установка состояла из двух V-образных двигателей жидкостного охлаждения Rolls Royce Merlin 130/131 мощностью 2070 л.с. На варианте ночного истребителя De Havilland Sea Hornet NF.21 установили два двигателя Rolls Royce Merlin 134/135 мощностью 2030 л.с. Двигатели приводили в движение четырехлопастной винт изменяемого шага De Havilland Hydromatic. Объем топливного бака составлял 1637 литров.
Вооружение и оборудование
Вооружение состояло из четырех 20 мм авиапушек British Hispano Mk.V со 180 снарядами на ствол. Самолет мог нести две 454 кг авиабомбы или 8 неуправляемых ракет RP-3 под консолями.
Ночная версия De Havilland Sea Hornet NF.21 имела радар ASH «воздух-земля». Фоторазведчик De Havilland Sea Hornet PR.22 был оснащен двумя фотоаппаратами F.52 для ночного использования и один K.19B для дневного.
Примечания и ссылки
Рекомендации
- .
- .
- ↑ и (ru) Обзор радара: Anemone — Архивировано 10/97: Обзор программы — Предпосылки , Forecast International,Октябрь 1996, 3 п. , с. 2.
- (in) Ксавье Вавассер, , Naval News13 февраля 2020 г..
- .
- .
- (in) , на www.mdc.com ,6 июля 1997 г..
- .
- Air & Cosmos п о 2069, 16 марта 2007.
- (in) Пир Линкольна, , Рейтер , 3 октября 2014 г. = консультировался .
- (in) Джефф Шогол, , Militarytimes.com,18 июня 2017 г..
- (in) Дэйв Маджумдар, , Flight Global,18 ноября 2012 г.(по состоянию на 15 января 2013 г. ) .
- (in) Гаррет Рейм2018-04-02T20: 04: 14 + 01: 00 , на Flight Global (по состоянию на 9 июля 2020 г. )
- ↑ и
- (en-US) Себастьян Шпренгер , на Defense News ,27 марта 2018 г.(по состоянию на 9 июля 2020 г. )
- (in) на Puolustusministeriö (по состоянию на 14 июля 2020 г. )
- (fi) на Yle Uutiset (по состоянию на 14 июля 2020 г. )
- (in) на Puolustusministeriö (по состоянию на 14 июля 2020 г. )
- (in) Кристен Маккарди , « Американская компания Boeing Super Hornets отправит в Финляндию три модернизированных самолета » , UPI ,18 февраля 2020 г.
- (Fi) , на ilmavoimat.fi (по состоянию на 14 июля 2020 г. )
- (in) , WTKR,15 января 2014 г.(по состоянию на 20 сентября 2016 г. )
Конструкция[ | ]
Три проекции F/A-18 Hornet Выходные сопла F/A-18 австралийских ВВС, март 2009 г
По требованию командования ВМС США при проектировании F/A-18 большое внимание уделялось выживаемости и надёжности. Небольшие габариты этого самолёта, недымящие двигатели, малая величина эффективной площади рассеяния (ЭПР), слабое ИК-излучение, наличие бортовых средств РЭБ — все это затрудняет обнаружение и сопровождение самолёта
Нормальные рабочие перегрузки составляют 7,5 .
Самолёт выполнен по нормальной аэродинамической схеме со среднерасположенным трапециевидным крылом. Планер рассчитан на ресурс 6 тыс. часов при 2 тыс. взлетов с использованием катапульты и 2 тыс. посадок с использованием тормозного гака. В конструкции планера самолёта предусмотрено дублирование путей передачи силовых нагрузок.
Фюзеляж типа полумонокок. Отсек кабины лётчика выполнен в виде безопасно повреждаемой конструкции. Хвостовое оперение стреловидное. Дифференциальный цельноповоротный стабилизатор имеет угол обратного поперечного V, равный 2 градусам. Вертикальное оперение с двумя отклоненными наружу на 20 градусов килями смещено вперед относительно стабилизатора для вывода его из зоны аэродинамической тени от крыла и стабилизатора на больших углах атаки.
Крыло — многолонжеронное, складывается по линиям, проходящим через внутренние хорды элеронов с поворотом консолей на 90 градусов. На крыле установлены отклоняемые носки по всему размаху, однощелевые закрылки и зависающие элероны. Носки и закрылки отклоняются автоматически в зависимости от угла атаки и числа М для повышения маневренности в бою и аэродинамического качества в крейсерском полёте. Одной из отличительных особенностей самолёта является наличие наплывов сложной формы в плане перед корневыми частями крыла. Наплывы создают вихревую подъёмную силу и обеспечивают полёт самолёта на больших углах атаки. Между наплывами и фюзеляжем имеется щель для отвода пограничного слоя фюзеляжа от воздухозаборников. Для вертикальной стабилизации композитное аэроупругое крыло оборудовано тонкими пьезоэлектрическими пластинами, с помощью которых осуществляется подавление нежелательных колебаний без добавления значительной массы и изменения формы крыла.
Силовая установка самолёта состоит из двух двигателей F404 модульной конструкции, разработанных фирмой General Electric специально для F/A-18. Двигатели разделены титановой противопожарной перегородкой. Тяги одного двигателя достаточно для возвращения самолёта на свою базу[уточнить
]. Все агрегаты двигателя расположены в его нижней части, под компрессором. В отсеке силовой установки имеются системы обнаружения и тушения пожара. Воздухозаборники боковые полукруглые нерегулируемые, расположены под корневыми наплывами крыла.
Топливная система F/A-18 состоит из шести фюзеляжных протектированных баков и крыльевых мягких кессонных баков. Все топливные ёмкости для исключения взрыва при боевых повреждениях заполнены поропластом. Оба фюзеляжных расходных бака, содержащих топливо, необходимое для возвращения на базу, закольцованы. Питание обоих двигателей возможно из любого расходного бака. Топливная система оборудована отсечными клапанами, а топливные баки вынесены из зоны размещения двигателей. Имеется система контроля повреждения стенок каналов воздушного тракта, примыкающих к топливным бакам. Внутренние свободные отсеки, примыкающие к топливным бакам, для исключения пожара при их совместном боевом повреждении заполнены жёстким пенопластом. Расходные топливопроводы также покрыты протектором.
Самолёт изготовлен, в основном, из алюминиевых сплавов (массовая доля 49,6 %), используются высокопрочные стали (16,7 %), титановые сплавы (12,9 %), композиционные материалы (9,9 %) и другие материалы (10,9 %). Все поверхности управления, хвостовое оперение и закрылки — слоистой конструкции с сотовым алюминиевым заполнителем и обшивкой из эпоксидного углепластика. Часть обшивки крыла и крышки смотровых лючков фюзеляжа также выполнены из углепластика. Носки стабилизаторов и килей изготовлены из титановых сплавов. В конструкции шасси самолёта (цилиндры основных стоек) применена высокопрочная сталь AerMet 100 (англ.)русск. фирмы Carpenter Technolodgy
с пределом прочности 200 кгс/мм2.
F/A-18A/B, C/D Hornet
Description:HornetF-14TomcatHornets
Features: The F/A-18 Hornet, an all-weather aircraft, is used as an attack aircraft as well as a fighter.
In its fighter mode, the F/A-18 is used primarily as a fighter escort and for fleet air defense; in its attack mode, it
is used for force projection, interdiction and close and deep air support.
Background: The F/A-18 demonstrated its capabilities and versatility during Operation Desert Storm,
shooting down enemy fighters and subsequently bombing enemy targets with the same aircraft on the same mission,
and breaking all records for Tactical aircraft in availability, reliability, and maintainability. The aircraft’s
survivability was proven by Hornets taking direct hits from surface-to-air missiles, recovering successfully,
being repaired quickly, and flying again the next day. The F/A-18 is a twin engine, mid-wing, multi-mission tactical
aircraft. The F/A-18A and C are single seat aircraft. The F/A-18B and D are dual-seaters. The B model is used
primarily for training, while the D model is the current Navy aircraft for attack, tactical air control, forward
air control and reconnaissance squadrons. The newest models, the E and F were rolled out at McDonnell Douglas on
Sept. 17, 1995, and are currently undergoing further testing at the Patuxent Naval Air Station in Maryland.
The E is a single seat while the F is a two-seater.
All F/A-18s can be configured quickly to perform either fighter or attack roles or both, through selected use of external equipment to accomplish specific missions. This «force multiplier» capability gives the operational commander more flexibility in
employing tactical aircraft in a rapidly changing battle scenario. The fighter missions are primarily fighter escort and fleet air defense; while the attack missions are force projection, interdiction, and close and deep air support.
The F/A-18C and D models are the result of a block upgrade in 1987 incorporating provisions for employing updated missiles and jamming devices against enemy ordnance. C and D models delivered since 1989 also include an improved night attack capability.
General Characteristics, C and D models
Primary Function:Contractor: Unit Cost:Propulsion:Thrust:Length:Height: Maximum Take Off Gross Weight:Wingspan:RangeCeiling:Speed:Crew: Armament:Date Deployed:
General Characteristics, E and F models
Primary Function:Contractor: Unit Cost:Propulsion:Thrust:Length:Height: Maximum Take Off Gross Weight:Wingspan:Ceiling:Speed:Crew: Armament:First Flight
На вооружении
Эксплуатанты F/A-18
В разное время возможность приобретения F/A-18 рассматривалась Австрией, Венгрией, Польшей, Сингапуром, Филиппинами, Чехией, Чили. Несколько самолётов были заказаны Таиландом, однако заказ был аннулирован после Азиатского финансового кризиса 1997 года.
Страна | Количество | год | Доп.информация |
---|---|---|---|
США | 272 F/A-18F, 288 F/A-18E, 375 F/A-18C, 56 F/A-18A++, 30 F/A-18A/A+, 16 F/A-18B и 133 F/A-18D | 2016 | Снятия с вооружения не планируется хотя с производства снят. |
Австралия | 55 F/A-18A, 16 F/A-18B и 24 F/A-18F | 2016 | |
Испания | 20 F/A-18A (EF-18A) и 54 EF-18A | 2016 | Некоторые комплектующие производились испанской фирмой CASA. Кроме того, получены ещё 24 машины полностью американской сборки от ВМС США |
Канада | 59 F/A-18A (CF-18AM) и 18 F/A-18B (CF-18BM) | 2016 | — |
Кувейт | 31 F/A-18C и 8 F/A-18D | 2016 | — |
Малайзия | 8 F/A-18D | 2016 | — |
Швейцария | 25 F/A-18C и 6 F/A-18D | 2016 | — |
Финляндия | 55 F/A-18C и 7 F/A-18D, | 2016 | Решается вопрос о замене |
Потенциальные операторы
30 апреля 2008 года компания Boeing предложила ВВС Швейцарии Super Hornet в качестве замены швейцарским F-5E Tigers перед тем, как отказаться от участия в конкурсе. Швейцарские ВВС заявили о своем намерении купить Saab Gripen, но швейцарские избиратели блокируют проект на референдуме 2014 года.
В марте 2018 года официальные лица Швейцарии выдвинули кандидатов на участие в программе Air 2030: Saab Gripen, Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon, Boeing F / A-18E / F Super Hornet и Lockheed Martin F-35. Бюджет программы составляет 8 миллиардов долларов США, но она включает не только истребители, но и наземные системы ПВО. F / A-18E / F провел демонстрации для швейцарского персонала на авиабазе Пайерн в апреле 2019 года. В июне 2021 года от него окончательно отказались в пользу F-35.
В июне 2015 года целевая группа, созданная Министерством обороны Финляндии, предложила запустить так называемую программу «HX Fighter», чтобы заменить текущий парк F / A-18C / D Hornets армии Финляндии, который истечет в конце 2020-х годов.
В мае 2016 года Пентагон объявил, что два американских производителя ответят на запрос информации о приобретении истребителей: Boeing с Super Hornet и Lockheed Martin с F-35., Отправленный в начале 2016 года, и пять ответов были получены в ноябре. 2016. Объявление о тендерах будет разослано весной 2018 года, а решение о покупке должно быть принято в 2021 году. В феврале 2020 года три самолета Super Hornet прибыли на авиабазу в Тампере-Пирккала в Финляндии для окончательной оценки истребителя HX. программные полеты, один одноместный F / A-18E, один двухместный F / A-18F и один EA-18G. Обзоры закрыты 28 февраля 2020 г.