самолет ил-78 заправщик
Содержание:
Основные модификации самолета
Транспортный самолет Ил-76 блестяще продемонстрировал всему миру лётные характеристики во время войны в Афганистане.
За десять лет военный Ил-76 перевез 84% всех грузов и 74% личного состава ограниченного контингента советских войск. Конструкторы заложили в характеристики Ил-76, вместимость которого и так считается самой большой, огромный ресурс для улучшения технических параметров.
Благодаря этому регулярно устремляются в небо новые модификации «Ила». Диапазон применения транспортного самолёта для военного ведомства расширился до необозримых пределов. В первую очередь – за счёт прекрасных лётно-эксплуатационных характеристик, которыми обладает грузовой самолет Ил-76. Он применяется в армии, в гражданской и специальной авиации.
Ил-76 используют в армии, в гражданской и специальной авиации.
Один борт используется Российской Федерацией для осуществления уникальных полётов в сверхтяжёлых погодных условиях. Экипаж самолёта Ил-76ТД «Антарктида» во главе с командиром, заслуженным лётчиком испытателем, Героем России Рубеном Есаяном, осуществляет транспортировку грузов и топлива на российские научно-исследовательские полярные станции на шестом континенте. Вместимость Ил-76 сделала его незаменимым помощником экспедиционных миссий в северных широтах.
Коротко остановимся на самых распространённых и интересных модификациях Ил-76, спроектированных и построенных за годы эксплуатации самолёта:
Модификация | Данные о назначении и использовании |
|
Самолёты были переоборудованы под лаборатории имитации невесомости. Использовались для тренировок членов отряда космонавтов с 1981 года. Использовались 3 единицы Ил-76КТ. В режим невесомости самолёт входил согласно «параболе Кеплера» (набор высоты с 6,5 до 9 км), затем резкий переход в пике с углом около 40о |
|
С 1978 года выпускались модификации, грузоподъёмность которых за счёт усиления конструкции фюзеляжа доведена до 42 т.
Максимальная взлётная масса — 170 т. Основное назначение — транспортировочно-десантные операции ВС СССР |
|
Гражданская грузопассажирская модификация. Полезная нагрузка — до 50 т.
Нет задней кабины стрелка, снято военное оборудование. Активно используется МЧС России. Дальность полёта — 3650 км. Двигатели Д-30КП 2-й серии |
|
Военный Ил-76 — постановщик помех. Как базовый самолёт выбран Ил-76МД.
Дополнен специальным аппаратным комплексом «Ландыш» для поиска и пеленгации сигналов. В серию запущен не был |
|
Модификация использовалась в качестве стратегического пункта управления ядерными силами ВС РФ. Двигатели — 4 ТРДД Д-3-КП. Скорость — 780 км/ч. Дальность — 6800 км.
Дополнительное оборудование — контейнер спутниковой связи («горб»), вытяжные, лепестковые и штыревые антенны |
|
Высотный лабораторный комплекс для тестирования режимов работы силовой установки.
Исследуемый двигатель в полёте ставился на место штатного двигателя №2. В остальном — стандартный Ил-76 с массой груза до 33 т. Дальность полёта — 3200 км |
|
Высотный командно-измерительный пункт телеметрической информации РВСН.
В состав входят различные системы измерения, управления и ретрансляции |
|
«Модифицированный дальний» Ил-76 при полной загрузке (40 т топлива и 48 т коммерческой нагрузки) может преодолевать 4200 км.
Выпускался как транспортировщик, противопожарный самолёт и передвижной медицинский госпиталь. Базовая грузоподъёмность самолета Ил-76 — 48 т. Модификация, масса которой доведена со 170 до 190 т |
|
Топливозаправщики ВВС РФ. Предназначены для дозаправки в воздухе истребителей, самолётов бомбардировочной и вспомогательной авиации с помощью системы «шланг-конус».
Ил-78/Ил-78М:
|
|
А-100 — многофункциональный авиационный комплекс радиолокационного дозора и наведения «Премьер».
Самолёт Ил-76МД-90А переоборудован в НТК им. Бериева. Отличительные особенности:
|
Разумеется, это далеко не весь список заслуг Ил76. За годы эксплуатации самолёт засветился практически везде, где требовалась оперативная транспортировка грузов и людей. Надёжность и неприхотливость, простота конструкции и высокие лётные качества сделали его необычайно популярным в десятках стран мира.
Система дозаправки в воздухе «шланг-конус» Ил-78М
Техническая библиотека
Самолет Ил-78 предназначен для дозаправки военных самолетов в воздухе, прежде всего в целях увеличения их радиуса действия. Кроме того, дозаправка боевых самолетов в воздухе дает возможность взять на борт больше боевого груза или существенно увеличить продолжительность патрулирования в воздухе. Самолет Ил-78 был создан в начале 80-х годов его испытания проводились в 1983 году.
При разработке самолета за основу был принят военно-транспортный самолет Ил-76МД, в конструкцию которого были внесены следующие изменения: в грузовой кабине установлены два цилиндрических топливных бака общей вместимостью 28 000 кг топлива, кабина стрелка кормовой пушечной установки переоборудована в кабину оператора дозаправки с оснащением ее необходимыми приборами, под каждой из консолей крыла и в задней части фюзеляжа с левой стороны установлены унифицированные подвесные агрегаты заправки УПАЗ-1А Сахалин, усовершенствовано радиоэлектронное оборудование, в частности, установлена система ближней навигации «Встреча», позволяющая осуществлять взаимный поиск и сближение воздушного танкера и боевого самолета на дистанции 300 км в сложных метеорологических условиях и в любое время суток.
Стандартными вариантами передачи топлива в воздухе считаются дозаправка одного самолета класса «тяжелый бомбардировщик» с подфюзеляжного подвесного агрегата или двух самолетов класса «истребитель» — с подкрыльевых агрегатов.
В зависимости от выбранного режима заправки производительность при раздаче топлива составляет 900-2200 л/мин.
Особенностью первого варианта самолета-заправщика Ил-78 является то, что после снятия агрегатов заправки и демонтажа установленных в грузовой кабине топливных баков самолет может использоваться в качестве транспортного, так как грузовой люк с рампой и створками на нем сохранился.
Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М. Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78.
Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.
Самолет Ил-78М может доставить другим самолетам 60 000 — 65 000 кг топлива на дальности 1800 км от аэродрома базирования или 32 000 — 35 000 кг — на дальности 4000 км.
ЛТХ: Модификация Ил-78 Размах крыла, м 50.50 Длина самолета,м 46.59 Высота самолета,м 14.76 Площадь крыла,м2 300.0 Масса, кг пустого самолета 40000 максимальная взлетная 190000 Внутренне топливо, л 82000 Тип двигателя 4 ТРДД Авиадвигатель Д-30КП Тяга, кгс 4 х 117.
68 Максимальная скорость, км/ч 850 Крейсерская скорость, км/ч 800 Скорость при дозаправке, км/ч 400-600 Практическая дальность, км 7300 Дальность действия, км 3650 Практический потолок, м 12000 Экипаж, чел 6 Полезная нагрузка: Максимальная нагрузка — 65000 кг топлива Типовая нагрузка: Крыльевые баки — 14800 кг топлива
Фюзеляжные баки — 28000 кг топлива
Лётно-технические характеристики
Ил-78М. 3 заправочных в выпущенном положении
Источник данных: Владимир Ильин. «Боевые и военно-транспортные самолеты и вертолеты ВВС России»
- Технические характеристики
- Экипаж: 6
- Грузоподъёмность: 50 тонн (для Ил-78М)
- Длина: 46,54 м
- Размах крыла: 50,5 м
- Высота: 14,76 м
- Площадь крыла: 300 м²
- Максимальная взлётная масса: 190 т (210 т для Ил-78М)
- Масса топлива во внутренних баках: 118 т (126 т для Ил-78М)
- Силовая установка: 4 × ТРДД Д-30КП-2
- Тяга: 4 × 12300 кгс
- Вспомогательная силовая установка: 1 × ГТД ТА-12А
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 950 км/ч
- Крейсерская скорость: 750 км/ч
- Боевой радиус: 4000 км (для Ил-78М)
- Перегоночная дальность: 9500—10000 км
- Практический потолок: 11230 м
- Длина разбега: 1700 м (2080 м для Ил-78М)
- Длина пробега: 1000 м (с реверсом)
Китай
В декабре 2011 года был заключен контракт на $44,787 млн на поставку после проведения их капитально-восстановительного ремонта трех самолетов-заправщиков Ил-78 и соответствующего авиационного имущества для Китайской Народной Республики. Китайские экипажи проходили подготовку на аэродроме Кульбакино весной 2013 года, а сама поставка осуществлялась с марта 2014 года по июнь 2016 года.
В ВВС НОАК полученные самолеты Ил-78 вошли в состав 38-го транспортного авиационного полка 13-й транспортной авиационной дивизии, базирующегося на аэродроме Ухань-Паочжувань в провинции Хэбэй.
Один из двух бортов УАТК, снятых с учета в 2008 году
Первый полет
Опытный образец Ил-76 был создан в Москве, в КБ Ильюшина, при участии Ташкентского авиационного завода.
С аэродрома на Ходынке в свое время взлетал Ил-18, садились сюда и Ил-38. Затем аэродром был практически закрыт. Конструкторы КБ Ильюшина рассчитали, что даже при отказе одного двигателя самолет Ил-76 мог бы спокойно уйти в полет.
Все соображения ильюшинцы изложили на заседании методического совета министерства авиационной промышленности СССР по летным испытаниям руководителю совета, выдающемуся летчику-испытателю Марку Галлаю.
Если говорить откровенно, Марк Лазаревич заколебался. Потом спрашивает шеф-пилота КБ Ильюшина Эдуарда Кузнецова: «Эдик, а ты давно на этот аэродром садился?» Тот отвечает: «Вообще-то давно». Но, в конце концов, Марк Лазаревич взлет разрешил — Генрих Новожилов (Советник генерального директора ОАО «Ил» по науке)
25 марта 1971 года, в прекрасную погоду, самолет Ил-76 благополучно взлетел с аэродрома на Ходынском поле, приземлившись в Раменском. В первом полете машиной управлял заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Эдуард Кузнецов (08.11.1928 – 15.06.2007 гг).В составе экипажа участвовал в испытательных полетах на самолетах Ил-18, Ил-14, Ил-38, Ил-78 и их модификаций. Впервые в практике испытаний опытных самолетов, произвел влет тяжелых самолетов Ил-76 и Ил-86 с Центрального аэродрома в г. Москве с ограниченной длиной взлетной полосы.
С 1976 г. начальник Летно-испытательной станции ММЗ им. С.В. Ильюшина.
Самолет принят на вооружение в 1974 г., эксплуатация гражданской версии в СССР началась в 1977 г.
В 1971-2012 гг. самолет серийно строился на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ, ныне Ташкентский механический завод, Узбекистан), в 2012 г. производство перенесено на российское предприятие «Авиастар-СП» (Ульяновск).
Согласно открытым источникам, всего в 1971-2015 гг. выпущены 948 единиц Ил-76 разных модификаций.
Конструкция
Ил-76 построен по аэродинамической схеме однофюзеляжного высокоплана с однокилевым Т-образным оперением, пятиопорным убирающимся многоколесным шасси, с подвешенными под стреловидным крылом четырьмя турбореактивными двигателями (Д-30КП производства завода номер 36, ныне — НПО «Сатурн», Рыбинск, Ярославская обл.; или ПС-90А-76 производства АО «ОДК-Пермские моторы»). Кормовой грузовой люк — трехстворчатый. Самолет может базироваться в том числе на грунтовых аэродромах ограниченных размеров.
Летно-технические характеристики (для базовой модификации)
- Взлетная масса: 104 т (снаряженного самолета), 170 т (максимальная);
- размах крыльев — 50 м;
- длина — 46,6 м;
- высота — 14,7 м;
- экипаж — 6-7 человек;
- грузоподъемность — до 47 т. Ил-76 может перевозить до 140 солдат или 128 десантников-парашютистов;
- объем грузовой кабины — от 321 кв м. до 400 кв. м, в зависимости от модификации;
- практическая дальность — 4 тыс. 200 км (с грузом 40 т);
- крейсерская скорость — 770-800 км/ч;
- вооружение (некоторые модификации) — две авиационных пушки калибра 23 мм в корме.
О поставке самолетов ил-78
Переговоры по контракту на поставку самолетов-топливозаправщиков Ил-78 Минобороны России действительно ведутся, однако о конкретных условиях и предположительной дате заключения данного соглашения пока говорить рано.
Об этом 12 марта 2013 года сообщило РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Объединенной авиастроительной корпорации. Не так давно в средствах массовой информации стали появляться материалы о вероятной поставке ОАК 31 самолета Ил-78 для Министерства обороны России.
Позже появилась информация о том, что данный контракт находится «в стадии подписания».
«Если эти цифры будут анонсированы Минобороны, тогда они станут публичными, а сейчас мы о них говорить не можем. Когда контракт будет подписан, по факту, я думаю, мы все это объявим», — сказал источник агентства.
Источник — РИА Новости.
Сейчас он является единственным специализированным типом самолетов-заправщиков в ВВС России, также может использоваться как военно-транспортный самолет. Дальнейшим развитием самолета Ил-78 является Ил-78М.
Благодаря усилению конструкции крыла и другим конструктивным мерам, взлетная масса самолета доведена до 210 т по сравнению с 190 т у Ил-78.
В целях снижения собственного веса самолета и соответствующего увеличения принимаемого на борт запаса топлива упразднен задний грузовой люк и не устанавливается десантно-транспортное оборудование. Это дало возможность снизить собственный вес самолета на 5 т, но исключило возможность использовать его в качестве обычного военно-транспортного самолета.
Модификации самолёта Ил-78:
- Ил-78 — Базовая модификация
- Ил-78М — Усиленное шасси. Не герметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак.
- Ил-78МКИ (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС.
- Ил-78МП — Переоборудовались серийные машины.
- Ил-78МК-90 — (проект) Проект самолёта-заправщика на базе Ил-76МД-90А (Ил-476) с двигателями ПС-90А-76.
размах крыла (м) | 50,5 |
длина самолета (м) | 46,6 |
высота самолета (м) | 14,76 |
площадь крыла (кв. м) | 300 |
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд | 25 |
диаметр фюзеляжа (м) | 4,8 |
тип, модель двигателя | ТРДД, Д-30КП, сер. 2 |
количество двигателей (шт) | 4 |
максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс) | 4 х 12000 |
максимальная взлетная масса (т) | 210 |
максимальная полезная нагрузка (т) | 48 |
скорость полета (км/ч) | 750 |
скорость полета при заправке (км/ч) | 440-600 |
длина разбега (м) | 2200 |
длина пробега (м) | 1000 |
летный экипаж | 6 |
размах крыла (м) | 50,5 |
длина самолета (м) | 46,6 |
высота самолета (м) | 14,76 |
площадь крыла (кв.м) | 300 |
угол стреловидности крыла по линии 1/4 хорд | 25 |
диаметр фюзеляжа (м) | 4,8 |
тип, модель двигателя | ТРДД, ПС-90А-76 |
количество двигателей (шт) | 4 |
максимальная взлетная тяга (MCA, H=0) (кгс) | 4 х 16000 |
максимальная взлетная масса (т) | 210 |
максимальная полезная нагрузка (т) | 52 |
скорость полета (км/ч) | 740-800 |
скорость полета при заправке (км/ч) | 400-600 |
длина разбега (м) | 1550 |
длина пробега (м) | 960 |
летный экипаж | 6 |
Самолет-заправщик Ил-78МК (конвертируемый) разработан на базе самолета Ил-78М и предназначен для заправки топливом в полете до 3-х самолетов различного назначения. Дозаправка может производиться днем и ночью в условиях визуальной видимости.
Самолет может быть использован для наземной заправки до четырех самолетов одновременно.
Самолет-заправщик Ил-78МК-90 (конвертируемый) разработан на базе самолета Ил-78МК. В варианте топливозаправщика предназначен:
- для заправки самолетов в воздухе. Имеет три точки заправки;
- для заправки на земле четырех потребителей одновременно. Имеет четыре точки заправки.
В транспортном варианте предназначен для перевозки различных грузов, техники общим весом до 52 тонн и личного состава. На самолете установлены новые двигатели ПС-90А-76, за счет этого:
- повышена экономическая эффективность самолета;
- увеличена максимальная, полезная нагрузка.
- увеличено количество отдаваемого топлива на рубежах заправки.
Штанга
Эта система дозаправки очень похожа на шланговую систему. Но здесь отличие в том, что вместо гибкого шланга заправляющие самолеты в хвостовой части оснащены заправочными складными штангами, внешне похожими на телескопическую трубу, на кончике которой установлены крылышки, помогающие оператору управлять штангой.
Во время дозаправки заправляющий самолет летит впереди, а заправляемый самолет чуть позади и пониже его. После того, как они уравняли скорость, оператор заправляющего самолета удлиняет штангу, стараясь попасть точно в заливную горловину заправляемого самолета. После успешной операции начинается перекачка топлива, которая происходит значительно быстрее, чем с помощью шланга. Поскольку штанга обладает длиной от 20 метров, его устанавливают только на больших самолетах.
Современная дозаправка со стороны выглядит эффектно, но этот процесс до сих пор остается опасным и рискованным, так как требует максимальной сосредоточенности пилотов, потому что их самолетам приходится сближаться на опасное расстояние до 20 метров. Система дозаправки выгодна самолетам, перегруженных боеприпасами. Как известно, чем легче масса самолета, тем безопаснее его взлет, поэтому в этом случае недоливают топливо в бак, учитывая будущую дозаправку в воздухе. Иногда систему дозаправки демонстрируют зрителям на авиашоу. Из-за сложности и рискованности, дозаправку применяют только на военных самолетах и вертолетах. На пассажирских самолетах дозаправку категорически запрещено применять.
Первый полет модернизированного самолета-заправщика Ил-78-2
Как сообщило 26 сентября 2021 года АО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), модернизированный самолет-топливозаправщик Ил-78-2 совершил первый полет. В настоящее время воздушное судно готовится к выполнению программы предварительных испытаний.
Первый модернизированный самолет-заправщик Ил-78-2 (бортовой номер «34 синий», регистрационный номер RF-94272, заводской номер 1013404138, серийный номер 79-05) ВКС России перед первым полетом. Жуковский, 26.09.2019 (с) АО «Объединенная авиастроительная корпорация»
«По проекту модернизации на воздушном судне установлен новый пилотажно-навигационный комплекс, средства обороны и связи. При работах применялись унифицированные с перспективным военно-транспортным самолетом Ил-76МД-90А и топливозаправщиком Ил-78М-90А агрегаты. Срок службы Ил-78-2 увеличен», – сообщил руководитель ДТА, генеральный директор ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» Юрий Грудинин.
Ил-78-2 – проект модернизации самолетов типа Ил-78, разработанный Авиационным комплексом имени С. В. Ильюшина согласно тактико-техническому заданию, утвержденному Министерством обороны РФ в целях модернизации парка имеющихся на вооружении самолетов-топливозаправщиков Ил-78 и Ил-78М.
К разработке конструкторской документации и работам по модернизации самолета привлекались специалисты АО «ЭМЗ имени В. М. Мясищева».
В рамках аналогичных работ по серийной модернизации военно-транспортных самолетов Ил-76МД два воздушных судна Ил-76МД-М переданы заказчику.
Комментарий bmpd. Таким образом, в Жуковском совершил первый полет первого самолета-заправщика Ил-78М ВКС России, модернизированного до уровня Ил-78-2 (Ил-78М2) — самолета с бортовым номером «34 синий» (регистрационный номер RF-94272, заводской номер 1013404138, серийный номер 79-05). Модернизационные работы были произведены на производственной площадке ПАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ПАО «Ил») в Жуковском, выкатка модернизированного самолета была произведена там 23 августа 2019 года.
Напомним, что, как ранее сообщало ПАО «Ил», проект модернизации строевых самолетов-заправщиков Ил-78 и Ил-78М до уровня Ил-78-2 ( Ил-78М2) был разработан ПАО «Ил» согласно тактико-технического задания, которое в 2011 году было утверждено Военно-воздушными силами России в целях модернизации парка имеющихся на вооружении самолетов-топливозаправщиков Ил-78 и Ил-78М, а также военно-транспортных самолетов Ил-76МД. К разработке конструкторской документации привлекались специалисты ПАО «ЭМЗ им. В.М. Мясищева».
Модернизация касается пилотажно-навигационного, радиосвязного, светотехнического и бытового оборудования, средств обороны. Устаревшее (снятое с производства) оборудование будет заменено на современное, назначенный срок службы самолета будет продлен до 40 лет. При модернизации частично применяются взаимозаменяемые с перспективными военно-транспортным самолетом Ил-76МД-90А и самолетом-заправщиком Ил-78М-90А, детали.
11 мая 2021 года первый самолет Ил-78 (Ил-78М) ВКС России прибыл на производственную площадку ПАО «Ил» в Жуковском для проведения модернизации, при этом исполнитель работ заявлял, что, планируется, что переоборудование самолета и подготовка к началу наземных и летных испытаний должны были завершиться в I квартале 2021 года. Фактически модернизация первого борта «34 синий» (регистрационный номер RF-94272, заводской номер 1013404138, серийный номер 79-05) была начата только в 2021 году и завершена только сейчас.
По известным сведениям, сейчас ВКС России располагают 19 строевыми самолетами-заправщиками Ил-78 и Ил-78М.
Первый модернизированный самолет-заправщик Ил-78-2 (бортовой номер «34 синий», регистрационный номер RF-94272, заводской номер 1013404138, серийный номер 79-05) ВКС России перед первым полетом. Жуковский, 26.09.2019 (с) АО «Объединенная авиастроительная корпорация»
Технические характеристики (Ил-78М)
Данные Ильюшина , ОАК
Общие характеристики
- Экипаж: шесть
- Грузоподъемность: до 100000 кг полезной нагрузки (военное реактивное топливо Т-6)
- Длина: 46,59 м (152 футов 10 дюймов)
- Размах крыла: 50,5 м (165 футов 8 дюймов)
- Высота: 14,76 м (48 футов 5 дюймов)
- Площадь крыла: 300 м 2 (3200 кв. Футов)
- Пустой вес: 72000 кг (158 733 фунтов)
- Максимальный взлетный вес: 210000 кг (462971 фунт)
- Специальное оборудование: 3 х ‘Сахалин’, ( U nifitsirovaniy Р odvesnoy gregat Z aprahvki; — стандартизированы приостановлено дозаправки единицы), заправка стручков; Два на пилонах под внешними крыльями, а третий на левом борту хвостовой части фюзеляжа.
- Скорость перекачки топлива: от 900 до 2200 л / мин.
- Силовая установка: 4 ТРДД Авиадвигатель Д-30 КП с тягой 118 кН каждый
Представление
- Максимальная скорость: 850 км / ч (530 миль / ч, 460 узлов)
- Дальность: 7300 км (4500 миль, 3900 миль)
- Практический потолок: 12000 м (39000 футов)
- Тяга / вес : 0,23
Эксплуатация
В СССР
В 1985 году первые пять серийных машин поступили в Иваново в Учебный центр ВТА, откуда четыре из них летом 1986 года переданы в Узин и были включены в состав Дальней авиации.
В июне 1987 года Ил-78 был официально принят на вооружение ВВС СССР.
В СССР помимо работы с бомбардировочной и фронтовой авиацией в числе задач Ил-78 было обеспечение патрулирования и боевого дежурства стратегических ракетоносцев над Арктикой, Тихим и Атлантическим океанами, для чего часть самолётов перелетали на арктические и дальневосточные аэродромы.
Авиаполки, вооружённые самолётами-заправщиками Ил-78:
106-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия им. 60-летия СССР
По состоянию на 1992 год в полку находилось 24 Ил-78. При нём была организована техническая база для обслуживания самолётов и обучения личного состава.
201-я тяжелая бомбардировочная авиационная дивизия
Имитация дозаправки Ту-95 в воздухе. Парад в честь Дня Победы.
С 2008 года воздушные танкеры Ил-78 стали постоянными участниками авиационной составляющей парадов над Красной площади, имитирующими дозаправку самолётов различных типов.
По состоянию на 2013 год в отдельной авиагруппе 6950 гвардейской авиационной базы (г. Рязань) числится 21 самолёт.
Модификации
Нередко за Ил-78 принимают летающую лабораторию Ил-76 (рег. ), на которой проводились испытания УПАЗов. Сейчас эта машина находится на хранении в Лётной академии Национального авиационного университета.
Модификации самолёта Ил-78 | ||
---|---|---|
Модификация | Описание | |
Ил-78 | Базовая модификация | 32 |
Ил-78В(проект) | Разрабатывался в начале 1990-х годов. В модификации реализовывалась возможность дозаправки самолётов западного производства, для чего предполагалось оснастить Ил-78 УПАЗ Mk.32B производства американской фирмы Flight Refueling Unlimited. | |
Ил-78М | Усиленное шасси. Негерметичная грузовая кабина (отсутствуют внутренняя обшивка, грузовой люк с погрузочной рампой и гермоперегородка), добавлен третий фюзеляжный бак. | 13 |
Ил-78М-2 | Проект модернизации Ил-78М аналогично Ил-76МД-М. | |
Ил-78МК | Проект (МК — модернизированный, конвертируемый), модификация Ил-78М конвертируемая в транспортную конфигурацию. Разработана и подготовлена к серийному производству в начале 1990-х годов, однако заказов на самолёт не последовало. | |
Ил-78МК-90 | Проект самолёта-заправщика на базе Ил-78МК с двигателями . | |
Ил-78МКИ | (МКИ — модернизированный, коммерческий, индийский), модификация Ил-78М, поставляющаяся по государственному контракту индийским ВВС. | 6 |
Ил-78МП | Обозначение для четырёх самолётов поставленных государственной компанией Укрспецэкспорт по контракту в Пакистан. Серийные машины ремонтировались, дооборудовались и красились на Николаевском авиационно-ремонтом предприятии (ГП НАРП). Контракт подписан в конце 2006 года, поставка осуществлялась в период с декабря 2009 года по май 2012 года. | 4 |
Ил-78М-90А | Самолёт-заправщик на базе Ил-76МД-90А. Выпускается на заводе «Авиастар» в Ульяновске. | 1 |
Помимо СССР работы по модернизации Ил-76 в самолёт-заправщик проводились в Ираке. В 1988 году на один из Ил-76МД, состоявших на вооружении ВВС Ирака, был установлен приобретённый в Советском Союзе УПАЗ, который закрепили на центральной стойке грузолюка. Из-за этой особенности при взлёте и посадке створку грузолюка приходилось поднимать вверх. Самолёт-заправщик был способен единовременно заправлять только один самолёт Су-22М4 или МиГ-27.