Новожилов, генрих васильевич

«Крылатый грузовик»

Академику, дважды Герою Социалистического Труда, кавалеру различных орденов многое удалось сделать. Однако не будет преувеличением сказать, что особое место в его жизни занял проект первого в стране турбореактивного военно-транспортного самолета, который должен был прийти на смену Ан-12 и Ан-22. Самолет — будущий Ил-76 — создавался, начиная со второй половины 1960-х годов с использованием последних на то время достижений мирового самолетостроения.

Самолет отличали яркие конструктивные решения: например, удалось создать большой грузовой люк, состоящий из множества звеньев, который открывался и в воздухе, обеспечивая при этом герметичность фюзеляжа в полете, или специальное многоколесное шасси повышенной проходимости. Чтобы обеспечить взлет практически с любых аэродромов, в том числе грунтовых ограниченных размеров, была разработана исключительно мощная взлетно-посадочная механизация крыла, а для снижения веса широко использовались титановые сплавы. Тяжелый транспортник стал событием в отечественном самолетостроении.

В ходе создания Ил-76 Новожилову, который фактически возглавлял работу над проектом, пришлось обсуждать многие вопросы с руководителями Министерства обороны СССР. Особенно тесное общение сложилось с командующим Военно-транспортной авиацией Георгием Пакилевым и Василием Маргеловым, справедливо считающимся создателем современных Воздушно-десантных войск. Эти контакты переросли в дружеские отношения, что во многом способствовало успешной работе. В новой разработке оба генерала видели машину, способную обеспечить десантников самой необходимой техникой (полезная нагрузка Ан-12 позволяла перевозить ограниченный набор аэромобильной бронетехники, а «семьдесят шестой» брал на борт по крайней мере вдвое больше по весу) и доставить её по назначению в нужное место.

Ил-76 Борис Корзин/ТАСС

Весной 1970 года из-за ухудшившегося здоровья Сергей Ильюшин обратился в Совет Министров СССР и предложил назначить Новожилова генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия, которое как раз в этот период активно вело работы по Ил-76. Назначение состоялось в июле этого года, и вот как Ильюшин объяснил свое решение: «Штурвал руководства я передаю одному из своих ближайших учеников, талантливому конструктору, обладающему прекрасными человеческими и деловыми качествами…»

В важные моменты своей жизни Новожилов вспоминал напутствия учителя: «Уверен, что дело у тебя пойдет, но помни: слава — вещь обременительная, а иногда и опасная в том смысле, что может притупить личный самоконтроль. В жизни все возможно, и глядишь, через несколько лет тебе могут сделать интересное предложение — новую большую работу. Но ты, Генрих, не должен оставить ОКБ».

Первый полет опытного Ил-76 состоялся 25 марта 1971 г. на Центральном аэродроме Москвы. Тогда самолет-красавец провожали весь коллектив предприятия и два генеральных конструктора: учитель — Ильюшин и его ученик — Новожилов; это было трогательно и символично. Несомненно, в этот момент Сергей Владимирович испытывал чувство гордости: он не ошибся в выборе своего преемника. Примерно через месяц Новожилов был удостоен звания Героя Социалистического Труда. Можно добавить, что Ил-76, построенный только Ташкенте в количестве серийных 942 экз., и в настоящее время активно эксплуатируется в нашей стране и за рубежом.

Ссылки [ править ]

  1. ^ . ТАСС . 2019-04-28 . Проверено 6 мая 2019 .
  2. ^ . Архивировано из 19 июня 2006 года . Дата обращения 7 мая 2019 .
  3. ^ . biograph.ru . Дата обращения 7 мая 2019 .
  4. ^ . RadioFreeEurope / RadioLiberty . 2019-04-29 . Проверено 6 мая 2019 .
  5. ^ Смирновым, В.С. . warheroes.ru (на русском языке) . Дата обращения 7 мая 2019 .
  6. ^ . Красная Звезда . 6 мая 2019 . Дата обращения 7 мая 2019 .
  7. (на русском языке). Российская академия наук . 29 апреля 2019 . Дата обращения 7 мая 2019 .
  8. Г.Г. Свищев, изд. (1998). «Новожилов Генрих Васильевич». . Москва.
  9. ^ . Центр военно-политических исследований . Дата обращения 7 мая 2019 .
  10. Иванов, Вадим (3 мая 2019 г.). . ТВ Звезда . Дата обращения 7 мая 2019 .
Авторитетный контроль
  • ISNI :
  • LCCN :
  • VIAF :
  • WorldCat Identities (через VIAF):

Награды и звания

  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • Орден «Знак Почёта» (1957)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1966)
  • Орден Ленина (1969)
  • Ленинская премия (9 апреля 1970 года) — за создание межконтинентального пассажирского самолёта Ил-62
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 апреля 1971, орден Ленина и медаль «Серп и Молот»)
  • Орден Октябрьской Революции (1975)
  • Победитель социалистического соревнования (1975, 1976)
  • Герой Социалистического Труда (Указ Президиума Верховного Совета СССР (закрытый) от 23 июня 1981, орден Ленина и медаль «Серп и Молот»)
  • Медаль «В память 1500-летия Киева» (1982)
  • Почётный авиастроитель (1983)
  • Медаль «Ветеран труда» (1984)
  • Юбилейная медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1985)
  • Золотая медаль имени А. Н. Туполева (1991) — за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники
  • Орден Дружбы народов (29 декабря 1992) — за большой личный вклад в развитие отечественной авиационной науки, создание новых летательных аппаратов и высокое профессиональное мастерство, проявленное в период демонстрации техники на Первой Российской выставке «Мосаэрошоу-92»
  • Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1995)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11 октября 1995) — за заслуги перед государством и многолетний добросовестный труд
  • Юбилейная медаль «300 лет Российскому флоту» (1996)
  • Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
  • Золотая медаль № 2 МАК СНГ «За особые заслуги в развитии авиации в СНГ» (1999)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (27 октября 2000) — за выдающийся вклад в создание новых образцов авиационной техники
  • Премия «Триумф» (2003)
  • Заслуженный конструктор Российской Федерации (1 августа 2005) — за заслуги в области конструкторской деятельности
  • Почётная грамота Правительства Москвы (18 октября 2005) — за большой личный вклад в развитие отечественного самолётостроения и в связи с 80-летием со дня рождения
  • Почётная грамота Правительства Российской Федерации (20 февраля 2006) — за большой личный вклад в дело создания авиационной техники и многолетний плодотворный труд
  • Премия Правительства Российской Федерации 2005 года в области науки и техники (20 февраля 2006) — за комплексные экспериментальные исследования моделей летательных аппаратов различного назначения в трансзвуковой аэродинамической трубе Т-128
  • Медаль «Михаил Калашников» (2015)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (29 января 2016) — за выдающиеся заслуги перед государством и большой вклад в развитие авиационной промышленности

Самолёты Г. В. Новожилова[6]

Производившиеся серийно:

  • Ил-76 — Средний военно-транспортный самолёт. Первый полёт в 1971 году. Первый в СССР транспортный военный самолёт с турбореактивными двигателями. Экипаж 6-7 человек. В десантном варианте 140 солдат или 128 парашютистов. Эксплуатируется и серийно производится по настоящее время, выпущено более 960 самолётов.
  • Ил-78 — Самолёт-заправщик. Первый полёт в 1983 году. Создан на базе Ил-76МД. Экипаж 6 человек. Серийно производится с 1984 года. выпущено 53 самолёта.
  • Ил-80 — Воздушный командный пункт. Первый полёт в 1985 году. Создан на базе Ил-86. Производится с 1987 года. Эксплуатируется с 1992 года. Всего выпущено 4 самолёта.
  • Ил-86 — Среднемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Первый полёт в 1976 году. Экипаж пять человек. 350 пассажирских кресел. Серийно производился с 1976 по 1997 годы. Эксплуатировался с 1980 по 2011 годы. Всего было изготовлено 106 самолётов.
  • Ил-96 — Дальнемагистральный широкофюзеляжный пассажирский самолёт. Первый полёт в 1988 году. Экипаж 2-3 человека. Полезная нагрузка 300 пассажиров или 40 000 кг груза. Серийное производство с 1988 года. Эксплуатируется с 1993 года. Всего изготовлено 30 самолётов.
  • Ил-103 — Лёгкий многоцелевой четырёхместный самолёт. Первый полёт в 1994 году. Изготовлено 66 экземпляров, из них 23 поставлено в Южную Корею. Самолёт изготавливают на Луховицком авиазаводе. в 1995 году на Брюссельской выставке Ил-103 получил Золотую медаль.
  • Ил-114 — Пассажирский ближнемагистральный самолёт. Первый полёт в 1990 году. Экипаж два человека. Полезная нагрузка 64 пассажира или 6 500 кг груза. Эксплуатируется с 2001 года. Выпущено 20 самолётов.

Реализованные «в металле» прототипы:

  • Ил-102 — Экспериментальный тяжёлый штурмовик. Первый полёт в 1982 году. Экипаж два человека. Испытания и доводка продолжались с 1982 по 1987 годы. Несмотря на хорошие лётные качества в серию Ил-102 запущен не был.
  • Ил-112 — Лёгкий военно-транспортный самолёт. Первый полёт март 2019 года. Экипаж два человека. Проектировался для замены устаревших самолётов типа Ан-26.

Нереализованные:

  • Ил-90 — Проект дальнемагистрального пассажирского самолёта. Проект был одобрен, но из-за экономического кризиса в начале 90-х годов так и не был реализован.
  • Ил-106 — Проект тяжёлого военно-транспортного самолёта. Самолёт проектировали для возможности транспортировки груза 80 т. на расстояние 5 000 км. Планировалось выпустить первый самолёт в 1995 году, однако в это время в стране не было ни финансовой возможности, ни интереса со стороны ВВС.
  • Ил-108 — Проект административно-служебного самолёта. Рассчитан на перевозку от 9 до 15 пассажиров на расстояние до 6 000 км. Экипаж два пилота и бортпроводник.

Девиз жизни

О своём Великом учителе и созданных им самолётах Генрих Васильевич вспоминал с особым уважением. «Мне очень повезло в жизни, что пришлось работать с этим выдающимся, всемирно известным авиаконструктором. Его советы и пожелания пригодились мне на всем многотрудном пути создания новых авиалайнеров с маркой «Ил». От него Генрих Васильевич услышал: «Нет такой работы, которую нельзя было бы сделать лучше. Всегда руководствовался этим правилом». И ещё: «Не думайте, что чего-то путного можно достичь в жизни, работая только 8 часов в день». О том, каких высот достиг Ильюшин, свидетельствуют его самолёты. «Они удивляли мир ещё до войны, — говорил Генрих Васильевич. — В 1936 году лётчик-испытатель Владимир Константинович Коккинаки впервые в мире на бомбардировщике ЦКБ-30 показал Сталину петлю Нестерова. Не прошло и трёх лет, как на том же самолёте Коккинаки совершил перелёт из Москвы на север США. Американские военные ахнули: в отличие от Чкалова и Громова, прилетавших туда ранее на специально построенных для рекордов машинах, в этот раз русские достигли Америки на обычном серийном бомбовозе!». А потом в истории Опытно-конструкторского бюро был легендарный «летающий танк» — Ил-2, ставший в годы войны кошмаром для фашистов. Об этом самолёте дважды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Николаевич Ефимов сказал так: «Это был один из самых доступных для освоения самолётов. Его отличала простота пилотирования, неприхотливость в обслуживании на земле как при подготовке к полёту, так и после его выполнения». Дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный лётчик СССР, генерал-полковник авиации Михаил Петрович Одинцов прошёл Великую Отечественную войну, как принято говорить, «от звонка до звонка». Летал на штурмовике Ил-2. Вспоминал, что немцы со страхом и ненавистью называли этот самолёт «чёрная смерть» и за каждый сбитый Ил-2 установили награду — две тысячи марок. Наши бойцы и командиры называли лётчиков-штурмовиков «воздушной пехотой» — на бреющем полёте они «утюжили землю» чуть выше человеческого роста, решая боевые задачи в тесном взаимодействии с сухопутными войсками, поддерживая их, поражая всей мощью боевую технику и живую силу врага

Это было важно и для поднятия морального духа наших войск. Люди видели, что не только земля горит под ногами фашистов, но и небо ставит им огненный заслон

Одинцов провёл много дерзких штурмовок. Снижаясь до высоты бреющего полёта, дерзко атаковал врага, расстреливал фашистов реактивными снарядами, громил из пушек и пулемётов. «Нужно до земли поклониться создателю Ил-2 конструктору Сергею Владимировичу Ильюшину», — это мнение главного маршала авиации Александра Александровича Новикова. Коротко и ясно. Ещё был Ил-4 — основной бомбардировщик Великой Отечественной войны. Именно они 8 августа 1941 года нанесли удар по Берлину. Всего было выпущено 5500 машин, и символично, что на Поклонной горе установлен именно памятник Ил-4. «Сам Сергей Владимирович меньше говорил о штурмовике Ил-2, а больше о бомбардировщике Ил-4. Чувствовалось, что он ему дороже…». Но даже в годы войны Ильюшин думал о мирной жизни и ещё в 1943 году начал проектировать первый пассажирский советский самолёт Ил-12. Ему никто не давал задания, но Сергей Владимирович и сам понимал, что после победы понадобится самолёт лучше, чем Ли-2. И он такой самолёт сделал…

Лучший из «ильюшинской гавардии»

Когда в 1949 г. после окончания Московского авиационного института коренной москвич, чье детство и юность прошли на Покровке (с 1940 года — ул. Чернышевского), молодой Новожилов пришел на работу в московское ОКБ, возглавляемое  Ильюшиным, казалось, что он ничем не отличался от сотен других вчерашних студентов. Однако с первых самостоятельных шагов его выделяла активная жизненная позиция, стремление мало говорить, но много делать. Не случайно коллектив вскоре избрал его комсоргом, затем секретарем парткома отдела и, наконец, всего предприятия — как тогда называлось, парторгом ЦК. В 1952 г. Новожилов отказался от перехода на работу в Министерство авиапромышленности, оставшись в своем коллективе.

Как рассказывал автору сам Генрих Васильевич, он вполне мог стать партийным чиновником высокого ранга, его хотели избрать вторым секретарем райкома Ленинградского района Москвы, от подобных предложений не принято было отказываться в СССР, но ему было интересно именно его дело. После обращения Ильюшина по «вертушке» к Брежневу: мол, мы не богаты кадрами, таких талантливых конструкторов у нас мало — вопрос был решен.

Но это случится потом. А тем временем молодой конструктор прошел по всем ступеням карьерной лестницы, начиная от конструктора 3-й категории, постигая основы профессии. Учиться было у кого: руководителями подразделений ОКБ в 1950–1960-е годы были талантливые конструкторы, которых называли «ильюшинской гвардией». И все же именно Новожилова Ильюшин выбрал как своего будущего преемника и начал постепенно готовить к новой роли, раз от раза доверяя все более сложное дело.

В возрасте всего 33 лет Новожилов был назначен зам. главного конструктора по самолету Ил-18 и занимался внедрением машины в эксплуатацию. Он часто присутствовал на совещаниях у знаменитого директора завода №30 Павла Воронина, в начале войны в должности замнаркома авиационной промышленности отвечавшего за сложнейший процесс эвакуации предприятий отрасли на восток, который считал своего оппонента «юнцом». При обсуждении часто возникали ожесточенные споры, и, конечно, было нелегко отстаивать позицию ОКБ. Все же удавалось приходить к консенсусу, преодолевать все технические проблемы, и 20 апреля 1959 г. эксплуатация Ил-18 началась.

В статье, опубликованной десять лет назад, заместитель начальника ЦАГИ академик Георгий Бюшгенс оценил Генриха Васильевича как крупного ученого и так определил его вклад в доводку «восемнадцатого»: «Создание самолета Ил-18 и его эксплуатация в разнообразных условиях выдвинули ряд новых проблем, связанных с необходимостью проведения сложных летных исследований… Так, чтобы выполнить программу продления ресурса, Г.В. Новожиловым были использованы научные методы систематизации отказов и неисправностей частей узлов, систем и агрегатов самолета. Обработанная под его руководством методами математической статистики и теории надежности информация позволила определить фактические количественные показатели надежности частей самолета и агрегатов…»

Ил-18 ТАСС

В 1964 году Ильюшин рекомендовал руководству Министерства авиационной промышленности своего ученика на должность главного конструктора и заместителя генерального. С этого времени Новожилов начинает работать в бюро эскизного проектирования над созданием дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62. Он занимался работой по проведению летных испытаний самолета, запуску его в серийное производство на Казанском авиационном заводе и внедрению в эксплуатацию.

Ильюшин дизайнер

Ил-62 , один из проектов , которые Новожилов работали в разработке

Затем Новожилов поступил на стажировку в ОКБ-240 , конструкторское бюро, которым руководил Сергей Ильюшин. 1 июля 1948 г. он был зачислен инженером-конструктором с зарплатой 900 руб. Он окончил Московский авиационный институт в 1949 году и продолжил работу в ОКБ. Участвовал в проектировании пассажирского самолета Ил-14 , а также военных самолетов, в том числе штурмовика Ил-40 и бомбардировщиков Ил-46 и Ил-54 . В юные годы Новожилов специализировался на проектировании фюзеляжей под руководством Валерия Богора   . КБ Ильюшина часто конкурировало с разработками ОКБ Туполева . Проекты Ильюшина, над которыми в то время участвовал Новожилов, включали пассажирский самолет Ил-14 , двухместный штурмовик Ил-40 и бомбардировщик Ил-46 . В конце концов, Ту-14 был принят на вооружение советских ВВС вместо Ил-46. Новожилов вместо этого работал ведущим инженером на Ил-54 . Ил-54 также был отменен советским правительством в середине 1950-х годов, и было построено всего два прототипа. К концу 1950-х годов, когда интересы СССР были сосредоточены на космической гонке , КБ Ильюшина было закрыто. В 1956 году Новожилов был избран секретарем парткома бюро, но вернулся к проектированию в сентябре 1958 года, получив должность заместителя главного конструктора пассажирских самолетов Ил-18 и их эксплуатации в Аэрофлоте . Новожилов попытался избежать назначения, аргументируя это тем, что он не участвовал в постройке самолетов и не был хорошо знаком с их работой. Ильюшина это не убедило. Поэтому Новожилову пришлось много путешествовать в своем новом качестве, а также работать с комиссиями по чрезвычайным ситуациям после несчастных случаев, чтобы определять их причины и разрабатывать профилактические меры. Позднее Новожилов признался, что этот опыт оказался для него особенно полезным и был необходим для развития его дизайнерских интересов.

Илы-76 , основной дизайн успех Ильюшина, и один , который Новожилов пас в эксплуатацию

В 1964 году Новожилов был назначен первым заместителем генерального конструктора и руководил разработкой и серийным производством Ил-62 . Его успех в этом деле привел к присуждению Ленинской премии в начале 1970 года членам бюро Ильюшина, в том числе Новожилову. 26 апреля 1971 года Новожилову было присвоено звание Героя Социалистического Труда по завершении восьмой пятилетки государства . В середине 1970 года 77-летний Сергей Ильюшин объявил о своей отставке, и 28 июля в присутствии министра авиационной промышленности Петра Васильевича Дементьева   Новожилов был назначен его преемником и генеральным конструктором московского бюро «Стрела». работает. 25 марта следующего года военно-транспортный самолет Ил-76 начал свои испытательные полеты на аэродроме Ходынка под руководством Новожилова и Сергея Ильюшина. Он стал самым популярным пассажирским и военно-транспортным самолетом Советского Союза.

Ил-86 . Первый в Советском Союзе широкофюзеляжный пассажирский самолет, созданный при Новожилове во главе с Ильюшином.

С 1969 года ОКБ разрабатывает первый в России широкофюзеляжный пассажирский самолет Ил-86 . В настоящее время существует большой спрос на дальнобойную гражданскую авиацию с высокой пропускной способностью, и правительство определило номинальную дальность полета в 2400 километров. Когда Новожилов возвращался из Сочи с министром авиационной промышленности Петром Дементьевым и министром гражданской авиации Борисом Бугаевым , он отметил, что бюро расследует возможное увеличение дальности полета Ил-86 вдвое. Министры незамедлительно заставили его расписаться, что новый самолет будет летать на новую оговоренную дальность полета в 5000 километров. Рассмотрев разработки проектов Ил-62 и Ил-76, Новожилов и его команда создали совершенно новую конструкцию, способную обеспечивать такую ​​дальность полета при перевозке 350 пассажиров. Первый испытательный полет нового Ил-86 состоялся 22 декабря 1976 года. После его успешного завершения Новожилов незамедлительно заказал еще один на следующий день, а затем еще три перед Новым годом. Он стал соучредителем авиасалона МАКС , руководил работами по созданию дальнемагистральных Ил-96-300 и турбовинтовых Ил-114 . С 2006 года Новожилов занимал должность главного научного консультанта Ильюшина.

Наследие

Всякий раз благодаря руководство страны за ту или иную награду, Генрих Васильевич обычно подчеркивал, что это прежде всего заслуга всего коллектива ильюшинцев. Как известно, для увековечивания памяти дважды Героев Советского Союза или Социалистического Труда на их родине устанавливали бюсты. Однако после соответствующего решения исполкома Моссовета в январе 1984 г. Новожилов настоятельно просил не распространять это правило на него, хотя, как известно, такой бюст хотели установить у здания Аэровокзала в Москве.

Основные успехи и достижения Новожилова пришлись на советские годы. На их закате и в период российской истории были созданы существенные модификации серийных самолетов и разработаны новые перспективные машины: воздушный командный пункт Ил-80 (на основе Ил-86), самолет-заправщик Ил-78 (на основе Ил-76), широкофюзеляжный дальний пассажирский лайнер Ил-96-300, штурмовик Ил-102, легкий многоцелевой Ил-103, пассажирский самолет местных воздушных линий Ил-114… Всех их отличали высокий уровень надежности и безопасности. Но выпускались они или малыми сериями (например, «114-х» построили с 1992 по 2010 гг. всего 14 экз.), или вообще остались в опытных экземплярах. Многие творения, появившиеся в годы развала отрасли, можно считать жертвами перестройки.

Ил-114 и Ил-96 Владимир Яцина/ТАСС

Тем не мнее дело, которому посвятил свою жизнь Новожилов, продолжает жить. Производство Ил-76, который по праву мог считаться одним из лучших самолетов советской транспортной авиации, перевели из Ташкента в Ульяновск, и 22 сентября 2012 г. уже российская машина впервые поднялась в небо. При внешней схожести с прежним самолетом это был принципиально новый Ил-76 МД-90А (иначе называемый Ил-476) с более мощными и экономичными двигателями, с современным оборудованием. Несомненно, уже в ближайшие годы общий выпуск «семьдесят шестых» превысит 1000 экз.

По мнению руководителей Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина, 2020 г. должен стать решающим в судьбе обновленного Ил-114 для местных линий — строятся машины улучшенного проекта Ил-114-300. Изюминкой модели можно считать модифицированные турбовинтовые двигатели и гидромеханические воздушные винты, специально разработанные для самолета. Есть надежда, что широкофюзеляжный Ил в варианте Ил-96-300 также окажется востребован, его современный вариант и дальше будет строиться на Воронежском авиазаводе. Здесь реализуется программа развития Ил-96, которую примерно 40 лет назад задумал сам Генрих Васильевич…

Обложка: Генрих Новожилов / Михаил Метцель/ТАСС

Новые подходы на примере Ил-86

Широкофюзеляжный реактивный лайнер Ил-86 стал важной вехой в истории отечественной пассажирской авиации. Взрывной быстрый рост пассажирских перевозок привел к перегрузке главных аэропортов мира, в том числе нашей страны

Для прибывающих самолетов резко увеличилось время ожидания в воздушной зоне аэропорта из-за их скопления в небе и не меньшего скопления наземной обслуживающей техники. Это заставило авиационных конструкторов и эксплуатационников искать новые подходы при создании пассажирских самолетов большой вместимости.

Еще в 1969 г. отечественные перевозки пассажиров приблизились к рубежу в 100 млн человек, спрос на воздушный транспорт оказался огромен, к тому же за океаном совершил полет опытный «Боинг-747». Руководство страны торопило, а новый вариант возник далеко не сразу, поскольку первоначально рассматривались трансформации пассажирского Ил-62 и даже транспортного Ил-76. В конце концов, ОКБ принялось за разработку совершенно новой конструкции — первого в СССР широкофюзеляжного самолета с двигателями, размещенными на пилонах под крылом, как у «семьдесят шестого». На исходе 1976 г. на летное поле Центрального аэродрома выкатили первый опытный Ил-86.

По требованию Аэрофлота была разработана система, получившая название «багаж при себе плюс контейнеры». Суть её заключалась в том, что пассажирам при регистрации в аэровокзале предлагался выбор: сдать багаж для перевозки в контейнере или взять с собой. Каждый из трех салонов имел свой встроенный трап, по которому входил пассажир, оставляя свой багаж на специальных стеллажах. Далее он по внутренней лестнице поднимался в пассажирский салон, что позволило сделать посадку-высадку независимой от аэродромных служб. В результате время, затрачиваемое на оформление и погрузку багажа, а затем его получение по прилету уменьшилось примерно вдвое, сократилась и численность обслуживающего персонала.

Рейсом Москва — Ташкент открылась 26 декабря 1980 г. регулярная эксплуатация самолета на воздушных линиях страны. Довольно быстро пассажиры оценили комфорт, который давала выбранная схема компоновки.

О том, насколько высокими оказались летно-тактические данные самолета Ил-86, говорит следующий факт: в сентябре 1981 г. экипаж заслуженного летчика-испытателя СССР Георгия Волохова установил 18 мировых авиационных рекордов скорости.

В трудовой — одна запись

ОКБ Ильюшина и был направлен в 1948 году на преддипломную практику студент авиационного института Новожилов. Авиацией Генрих Васильевич бредил с детства: «У нас были свои «звёздные» герои — Чкалов, Громов, Коккинаки, с которых мы брали пример, на которых хотели быть похожими». Естественно, Генрих очень хотел стать лётчиком, но не довелось. В 1939 году он сильно повредил ногу, перенёс несколько операций, и с мечтой о профессии лётчика пришлось расстаться. Но не с авиацией! Когда пришло время выбирать институт, предпочёл авиационный: «Он был ближе моему сердцу и несбывшимся мечтам о лётной работе. Пускай конструктор, но всё равно в авиации». Когда защитил диплом, пригласили на работу. Так что с 1948 года у Новожилова одна запись в трудовой книжке: «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина». Новожилов особо отметил, что Сергей Владимирович серьёзно и заинтересованно относился к молодым специалистам, доверял им ответственные участки работы, обеспечивал быстрое продвижение по службе, разумеется, если они этого заслуживали. Впрочем, всестороннюю поддержку оказывала новичкам и вся «старая ильюшинская гвардия»: «Приход очередной группы молодых специалистов, несущих новые знания, сочетание их с опытом специалистов с многолетним стажем создавало то, что можно назвать движущей силой конструкторского бюро». В ОКБ в те годы запускали в серийное производство бомбардировщик Ил-28. Новожилова сразу включили в работу. Потом были модификации: Ил-28 — разведчик, Ил-28 — торпедоносец. За несколько лет этих бомбардировщиков было выпущено более 5500 машин. Возникал вопрос: зачем столько в мирное время? И только через 50 лет открылось, что готовился массированный ядерный удар по городам нашей страны. Руководство это знало и соответствующим образом готовилось… Много пришлось Новожилову поработать над пассажирским самолётом с турбовинтовыми двигателями Ил-18, которому он адресовал немало добрых слов: «Ил-18 — это целая эпоха в отечественном самолётостроении. На этой надёжной, комфортабельной машине летали не только простые люди, но и руководители государства. Он был первым самолётом, который по своим техническим и лётным характеристикам успешно конкурировал с зарубежными аналогами и продавался за границу. Из 500-520 произведённых машин около сотни было продано в 16 стран мира, и до сих пор в некоторых государствах находятся в эксплуатации». Примечательна история появления этого самолёта. Как вспоминает Новожилов, Сергей Владимирович предпочитал проводить отпуск в родных вологодских местах, в селе Дилялево. Там охотился, рыбачил. Но однажды слетал на юг, в Сочи. Вернулся и говорит: «Ребятушки, а вот у нас летают командировочные либо богатые люди. Надо сделать, извините, авиацию достоянием советского народа, чтобы билет на самолёт был не намного дороже купейного железнодорожного билета!». К тому времени Новожилов был уже конструктором 1-й категории и ведущим конструктором по лётным испытаниям. Ильюшин неожиданно для него предложил стать его заместителем и возглавить работы по внедрению в эксплуатацию самолёта Ил-18: «Я стал отказываться, боялся, что не справлюсь, но он настоял. Было мне тогда всего 33 года, и огромная ответственность легла на мои плечи». Машине нелегко далась репутация сверхнадёжной. Были катастрофы, титаническая работа по доводке самолёта. Генрих Васильевич работал, как привык, по 12-14 часов. Тот самолёт особо ему дорог, как всякий «трудный ребёнок». Ил-18 он отдал шесть лет. Говорил, что без той производственной школы не было бы и Генерального конструктора Новожилова… В 1964 году Ильюшин назначил Генриха Васильевича Главным конструктором, первым заместителем Генерального конструктора с задачей — поставить «на крыло» дальнемагистральный Ил-62 и организовать его серийное производство. Самолёт в это время находился на стадии заводских испытаний. Пришлось проводить лётные и государственные испытания, запускать самолёт в серийное производство. 15 сентября 1967 года начались пассажирские перевозки — и сразу по международному маршруту Москва — Монреаль, затем летали Москва — Нью-Йорк и т.д. За эту работу в 1970 году Новожилов в составе группы ильюшинцев был удостоен Ленинской премии. Кстати, именно на самолёте Ил-62 появился тот аварийный самописец, который мы называем «чёрным ящиком», хотя корпус имеет ярко-оранжевый цвет. Его записи на магнитную плёнку были достаточно информативны, а корпус защищён. Кто придумал название «чёрный ящик», Новожилов не знал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector