Фронтовой бомбардировщик ил-28
Содержание:
Варианты
Варианты Советского Союза
Примечание. Порядок вариантов определяется в хронологическом порядке по датам производства / разработки.
- Ил-28
- Базовая трехместная версия бомбардировщика с двумя двигателями ВК-1.
Учебно-тренировочный Ил-28У ВВС Египта в 1981 году.
- Ил-28У
- Учебно-тренировочная версия без оружия оснащена новой кабиной для инструктора в носовой части, в то время как стажер сидел в обычной кабине. Первый полет 18 марта 1950 г.
- Ил-28Р
- Трехместный вариант тактической фоторазведки, с дополнительным топливом в бомбоотсеке и головных баках, и с одной снятой вперед стреляющей пушкой. Оснащен измененной ходовой частью для работы с большим весом. Первый полет 19 апреля 1950 года.
- Ил-28РТР
- ELINT версия Ил-28Р.
- Ил-28РЭБ
- РЭБ, версия радиоэлектронного подавления, оснащенная электронными блоками на законцовках крыла, размещенными в бывших крыльевых танках.
- Ил-28Т
- Версия торпедоносца для ВМФ СССР, способная разместить две малые или одну большую торпеду (включая реактивные торпеды РАТ-52) в удлиненном отсеке вооружения.
- Ил-28Н
- Атомный бомбардировщик для советских ВВС с модифицированным бомбовым отсеком и модернизированной авионикой. (Н — Носитель — авианосец, он же Ил-28А — Атомный — атомный).
- Ил-28П
- Невооруженная гражданская переоборудование для Аэрофлота , используемая в качестве учебно-тренировочного самолета для переоборудования самолетов и для перевозки высокоприоритетных грузов (т.е. газетных матриц, позволяющих одновременно печатать « Правду» и « Известия» в Москве, Свердловске и Новосибирске ). Также обозначен Ил-20.
- Ил-28С
- Предлагается стреловидный вариант с более мощными двигателями Климов ВК-5 . Незастроенный.
- Ил-28РМ
- Доработанный Ил-28Р с двигателем ВК-5. Построен один прототип плюс два аналогичным образом переоборудованных бомбардировщика (не имевших специального обозначения), но производства не было.
- Ил-28ТМ
- Ил-28Т с ВК-5. Один конвертирован, производства нет.
- Ил-28ПЛ
- Скоростная противолодочная переоборудование бомбардировщика Ил-28 или бомбардировщика-торпедоносца Ил-28Т. Способен нести сбрасываемые гидроакустические буи или акустические самонаводящиеся торпеды по направлению других противолодочных средств.
- Ил-28Ш
- Штурмовой ( штурмовик ) превращение Ил-28 с 12 подкрыльевыми пилонами для реактивных стручков. Небольшое количество переоборудованных, которые пользовались ограниченным сервисом.
- Ил-28ЗА
- Версия для отбора проб атмосферы.
- Ил-28М
- Дрон-мишень для переоборудования Ил-28. Также известен как М-28 .
Чехословацкие варианты
- В-228
- Чехословацкое обозначение Ил-28 советской постройки.
- CB-228
- Чехословацкое обозначение Ил-28У советской постройки.
Китайские варианты
- H-5
- ( Hongzhaji — бомбардировщик) — стандартный трехместный тактический бомбардировщик. Конструкция двух половин советского самолета Ил-28 была изменена на общую. В двигателе используется WP-5. Хвостовая турель на Н-6 вызвала некоторые изменения в конструкции хвостового оперения.
- H-5A
- Условное обозначение для варианта H-5 с ядерным оружием.
- HD-5
- ( Hongzhaji Dian — бомбардировщик / радиоэлектронная разведка) Китайская версия постановщика помех.
- HJ-5
- ( Hongzhaji Jiaolianji — учебно-тренировочный бомбардировщик) Китайский учебно-тренировочный вариант с компоновкой, аналогичной Ил-28У.
- HZ-5
- ( Hongzhaji Zhenchaji — бомбардировщик / разведчик) Тактический разведывательный самолет. Оснащен подкрыльевыми подвесными баками взамен носовых баков Ил-28Р.
- В-5
- Экспортное обозначение H-5.
- Б-5Р
- Экспортная версия HZ-5.
- БТ-5
- Экспортный вариант HJ-5.
- H-5 Инь
- ( Инь — орел) Стенд авионики для программы Xian JH-7 .
- H-5B
- Условное обозначение неработающего стенда Н-5 для кормовентиляторных двигателей WS-5 .
Конструкция воздушной машины
Самый распространенный материал, который использовали в самолете, – дюраль Д16Т (алюминиевый сплав). Фюзеляж по обычаю набирался из стрингеров и шпангоутов. Кабина экипажа полностью звукоизолирована и герметизирована. Прямое, трапециевидное крыло моноблочное, двухлонжеронное. Имеет угол установки три градуса с поперечным V 38. Крыло спрофилировано (СР-5С) с толщиной в 12%. Установлены обычные закрылки. Элероны используются в качестве управления по крену. Стабилизатор и киль стреловидные, а их профиль NACA-00 симметричен. Триммер руля элеронов и направления управляется электрически, триммер РВ – механически (шестеренчатые механизмы и тросовая проводка).
Двигатели установили в гондолы под крыльями. Ими управляли тросовой проводкой. С помощью электростартеров осуществляется раскрутка каждого двигателя. Общая емкость топливных баков – 7908 л. Они выполнены из мягкой резины.
Шасси трехопорное, амортизация воздушно-масляная. Спиртоглицериновую смесь Ил-660 используют в качестве гидравлической жидкости для амортизаторов. Основные стойки шасси убираются вперед, в мотогондолы, передняя – назад, в фюзеляж. Управление уборкой и выпуском шасси осуществляется гидравлически.
Вся гидросистема используется для привода тормозов колес и привода закрылков. На левый двигатель установили гидронасос. Рабочая жидкость – масло МВП (45 л). С помощью пневмосистемы открываются створки бомболюка. В отличие от гидросистемы, воздушная система распределена насосами на оба двигателя.
Источниками электроэнергии для бомбардировщика служат 2 ГСР-9000 и 2 батареи 12-А-30. В состав радиооборудования на самолет установили РЛС ПСБН-Н, радиовысотомер РВ-2 и РВ-10, радиокомпас АРК-5, радиостанцию РСИУ-ЗМ, устройство переговорное СПУ-5 и ответчик радиолокационный СРО.
В состав приборного оборудования входят гирополукомпас ГПК-46, компас КИ-11, авиагоризонт АГК-47Б, навигационный визир АБ-52, ДГМК-3 – гиромагнитный компас, часы АЧХО и АВР-М, поворотный указатель УП-2, высотомер ВД-17, числовой указатель МА-0,95, автопилот АП-5 и указатель скорости КУС-1200.
На модифицированном Ил-28 по типу «разведчик» устанавливали фотооборудование: для перспективной съемки – АФА-75МК, АФА-33 и АФА-БА-40, для ночной – НАФА-31/25 и НАФА-31/50, фотографическую бомбу ФОТАБ-50-35/100-60, осветительную бомбу САБ-100-55/1000-35. С экрана РЛС ПСБН информация фиксировалась приставкой ФРЛ-1М. Спустя некоторое время РЛС ПСБН заменили на РЛС «Курс». Дополнительно в состав оборудования разведчика включили дипольные отражатели по типу АСО-28 и аппаратуру помех «Натрий».
История создания и производства
В 1947 году в СССР был запущен в лицензионное серийное производство английский ТРД с центробежным компрессором, развивающим взлётную тягу 2270 кгс. Этот надежный с большим ресурсом двигатель позволил создать самолёт такого класса.
Разработка Ил-28, спроектированного в инициативном порядке, шла в условиях жёсткой конкуренции с ОКБ Туполева.
Постановление Правительства о создании фронтового бомбардировщика с турбореактивными двигателями в ОКБ-240 вышло в июне 1948 года. Первый полёт машины с английскими двигателями «Нин» фирмы «Ролс-Ройс» состоялся 8 июля 1948 года. Госиспытания начались в феврале 1949 года, уже с отечественными двигателями ВК-1 (РД-45Ф). Во время испытаний в НИИ ВВС выполнено 84 полёта с общей продолжительностью 75 часов. По результатам испытаний было записано 80 конструктивных дефектов, на устранение которых ушло около четырёх месяцев.
Вместе с Ил-28 в испытаниях также участвовали трёхдвигательные Ту-73 и Ту-78, которые оснащались многочисленным оборонительным вооружением аналогично поршневому Ту-2. По сравнению с Ил-28 у этих бомбардировщиков был больше экипаж, масса и габариты при аналогичной боевой нагрузке. Впоследствии конструкторским бюро Туполева был представлен Ту-14, двухдвигательный бомбардировщик с экипажем из 3 человек и одной кормовой пушечной установкой. Ту-14 обладал несколько большей дальностью полёта, но был значительно сложнее в производстве и эксплуатации, был выпущен небольшой серией (89 машин) и поступил на вооружение морской авиации.
Ил-28 создавался под экипаж из трех человек: летчика, штурмана и кормового стрелка-радиста. Для полетов в крейсерском режиме использовался автопилот. Экипаж размещался в герметизированных кабинах. Кресла летчика и штурмана были катапультируемыми, стрелок радист в аварийной ситуации покидал самолёт через нижний входной люк. Штурман находился в катапультируемом кресле во время взлета, посадки и воздушного боя.При работе с бомбардировочным прицелом он занимал место на сиденье расположенным по правому борту самолёта.
14 мая 1949 года вопрос принятия на вооружение первого реактивного фронтового бомбардировщика обсуждался на специальном заседании у И. В. Сталина. На заседании было принято решение о серийном производстве бомбардировщика на заводах № 30 в Москве, № 64 в Воронеже и № 166 в Омске. Одновременно решено увеличить скорость полёта Ил-28 до 900 км/ч за счёт установки более мощных двигателей ВК-1 со взлётной тягой по 2700 кгс.
8 августа 1949 года доработанный самолёт с новыми двигателями ВК-1 вновь вышел на испытания, по результатам которых было рекомендовано принять машину на вооружение и начать серийную постройку. Войсковые испытания проводились на первых построенных машинах в Московском ВО.
1 мая 1950 года состоялся публичный показ Ил-28 — в воздушном параде над Красной площадью участвовал целый полк этих самолётов. В 1950 году был построен первый экземпляр учебного самолёта Ил-28У.
В 1951 году вышел на испытания торпедоносец Ил-28Т. В 1954 году поступил на вооружение разведчик Ил-28Р.
В 1953 году производство самолётов было развёрнуто ещё на авиазаводах № (50 машин) и № 23 (2 машины). Объединенные усилия пяти предприятий позволили довести годовой выпуск Ил-28 до 1558 машин. При этом цена бомбардировщика оказалась ниже, чем у истребителей МиГ-15 или МиГ-17.
Всего с 1949 по 1955 год было выпущено 6635 бомбардировщиков Ил-28 различных модификаций.
Сохранившиеся экземпляры
Фото | Тип | Бортовой номер | Местонахождение |
Ил-28 | 40 | г. Токмак, Чуйская область, Киргизия | |
Фото | Ил-28 | 38 | Скулте, Латвия |
Фото | Ил-28 | 16 | Центральный музей Вооружённых Сил, Москва |
Фото (недоступная ссылка) | Ил-28 | Музей Иркутского авиазавода, Иркутск | |
Ил-28 | 07 | Музей военно-воздушных сил Северного флота, пос. Сафоново, Мурманская область | |
Фото | Ил-28 | 01 | пос. Катунино, Архангельская область |
Фото | Ил-28 | 01 | Площадь им. Гагарина, Орск |
Ил-28Р | 33 | Головной отраслевой музей истории гражданской авиации, Ульяновск | |
Фото | Ил-28Р | 01 | Музей техники Вадима Задорожного, Московская область |
Ил-28Р | 01 | База Дальней авиации ВВС РФ, Тамбов | |
Ил-28 | 04 | Центральный музей Военно-воздушных сил РФ, Монино | |
Ил-28 | 08 | г. Петровск, Саратовская обл. | |
Фото | Ил-28У | без б/н | ул. Ильюшина, Вологда, Вологодская область |
Фото | Ил-28 | 15 | в/ч 95109, Выборг |
Фото | Ил-28 | 21 | Аллея авиаторов ГЛАУ, Кропивницкий, Украина |
Ил-28 | с. Чайкино, Джанкойский район, Украина | ||
Фото | Ил-28 | 26 | с. Вольное, Джанкойский район, Республика Крым |
Фото | Ил-28 | 30 | аэродром Балтимор, Воронеж |
Фото | Ил-28 | 30 | ЧВВАУШ, Челябинск |
Фото | Ил-28 | 42 | г. Черняховск, Калининградская обл. |
Ил-28 | 55 | пос. Чкаловск, Калининградская обл. | |
Фото | Ил-28 | 01 | аэродром Кречевицы, Новгородская обл. |
Ил-28У | 0501 | Прага, Чехия | |
Ил-28 | 6926 | Прага, Чехия | |
Фото | Ил-28Р | 2404 | Letecke Historicke Spolecnosti, Вишков, Чехия |
Ил-28 | 4 | Познань, Польша | |
Ил-28Р | 72 | Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша | |
Фото | Ил-28У | S3 | Музей польской авиации, Краков-Раковице, Польша |
Фото | Ил-28 | 10 | Витково, Польша |
Фото | Ил-28 | 47 | Лодзь, Польша |
Фото | Ил-28 | 52 | Колобжег, Польша |
Фото | Ил-28Р | 69 | Музей ВМС Польши, Гдыня, Польша |
Фото (недоступная ссылка) | Ил-28Р | 65 | Muzeum katyńskie w Warszawie, Варшава, Польша |
Ил-28Р | NH-4 | Центральный музей авиации, Финляндия | |
Ил-28Б | 208 | Музей авиации Бундесвера, Берлин, Германия | |
Ил-28 | 50 | Военный музей, Джонув, Польша | |
Ил-28 | Трёхгорный «г/к Каменный цветок», Россия, Челябинская область. | ||
Фото | Ил-28 | 30 | Шагол (аэродром), Челябинск, Россия |
Фото | Ил-28 | 7 | Parco Tematico-Museo della’Aviazione, Римини, Италия |
Фото | Ил-28Р | 43 | Пловдив, Болгария |
Фото | Ил-28 | 55 | Сольнок, Венгрия |
Фото | Harbin HJ-5 | 408 | Фетешти, Румыния |
Фото | Harbin H-5R | 308 | Фетешти, Румыния |
Фото | Harbin H-5 | Бакэу, Румыния | |
Фото | Ил-28 | 405 | Бухарест, Румыния |
Фото | Ил-28 | 038 | Чхонджу, Южная Корея |
Дизайн и развитие
После ряда попыток создания четырехмоторного бомбардировщика ( Люлька TR-1 с двигателем Ильюшин Ил-22 и ненастроенный Rolls-Royce Derwent с двигателем Ильюшин Ил-24) ОКБ Ильюшина приступило к разработке нового реактивного тактического бомбардировщика. в конце 1947 года
Западная разведка сосредоточила внимание на четырехмоторных разработках, в то время как двухмоторный Ил-28 Ил-28 был создан для удовлетворения требований к бомбардировщику, несущему 3000 килограммов (6600 фунтов) бомбовой нагрузки на скорости 800 километров в час (500 миль в час)
В новой конструкции использовалась продажа ряда реактивных двигателей Rolls-Royce Nene Советскому Союзу, что позволило советским инженерам быстро произвести нелицензионную копию Nene, РД-45 , а Ильюшин спроектировал новый. бомбардировщик около двух РД-45.
Ил-28 был меньше предыдущих проектов и имел экипаж из трех человек (пилот, штурман и наводчик). Кроме того, он был меньше конкурирующего проекта конструкторского бюро Туполева — трехмоторного (т.е. два Nenes и Rolls-Royce Derwent ) Ту-73 , который был запущен задолго до проекта Ильюшина и летал раньше Ил-28 был одобрен.
Ил-28 в Самолетном музее Сольнока , демонстрирующий хвостовую орудийную башню.
Конструкция Ил-28 была традиционной по компоновке, с высоким нестреливаемым крылом, стреловидным горизонтальным оперением и киля. Двигатели несли громоздкие гондолы, подвешенные прямо под крыльями. Носовое колесо убиралось назад, а главные колеса втягивались вперед в гондолы двигателей. Экипаж из трех человек размещался в отдельных герметичных отсеках. Штурман, который также выполнял функции бомбардировщика , размещался в остекленном носовом отсеке и был снабжен бомбовым прицелом ОПБ-5 на основе американского бомбардировочного прицела Норден времен Второй мировой войны, в то время как пилот сидел под открывающимся вбок пузырчатым куполом с бронированным лобовое стекло. Стрелок сидел в отдельном отсеке в задней части фюзеляжа, управляя турелью с механическим приводом, вооруженной двумя 23-мм пушками Нудельмана-Суранова НС- 23 с боезапасом 250 снарядов в каждой. На вооружении башню иногда снимали в целях экономии веса. Пока летчик и штурман сидели на катапультных креслах , наводчику приходилось спускаться с парашютом через люк в полу в случае возникновения аварийной ситуации. Еще две неподвижные, стреляющие вперед 23-мм пушки с боезапасом 100 патронов каждая были установлены под носом и стреляли пилотом, в то время как бомбовый отсек находился в фюзеляже, способный удерживать четыре 100-кг (220 фунтов) бомбы в отдельных контейнерах. или одиночные большие бомбы массой до 3000 кг (6600 фунтов), сброшенные с балки в бомбоотсеке.
Бомбоотсек Ил-28
Одной из необычных конструктивных особенностей Ил-28 было то, что крыло и хвостовое оперение были разделены по горизонтали по центру крыла, а фюзеляж был разделен вертикально по центральной линии, что позволяло собирать отдельные части индивидуально и оснащать их системами перед установкой. скреплены болтами для полной сборки самолета. Это немного увеличило вес конструкции самолета, но облегчило изготовление и оказалось более экономичным.
Первый прототип, оснащенный двумя импортными «ненесами», совершил первый полет 8 июля 1948 года под управлением Владимира Коккинаки . Испытания прошли успешно: Ил-28 продемонстрировал хорошую управляемость и развил скорость 833 км / ч (518 миль / ч). За ним 30 декабря 1948 года последовал второй прототип с двигателями РД-45 советской постройки, заменяющими Ненес. После завершения государственных испытаний в начале 1949 года самолет был заказан в крупносерийное производство 14 мая 1949 года с Климовым ВК-1 , усовершенствованной версией РД-45, которая использовалась для повышения летно-технических характеристик самолета. Первый предсерийный самолет с двигателями ВК-1 поднялся в воздух 8 августа 1949 года и имел гондолы двигателей измененной формы для уменьшения лобового сопротивления, а обтекатель навигационного радара был перемещен из задней части фюзеляжа сразу за носовым колесом.
Полное производство на трех заводах началось в сентябре 1949 года, а сервисные поставки начались в начале 1950 года, что позволило продемонстрировать 25 самолетов Ил-28 на первомайском параде в Москве 1950 года (по заказу Иосифа Сталина, когда он был запущен в производство в 1949 году). Вскоре Ил-28 стал стандартным тактическим бомбардировщиком в советских войсках и широко экспортировался.
Самолет ИЛ-28. Фото.
Но даже это не послужило причиной остановки проекта. Дефекты была устранены и уже через 4 месяца была запущена серийная постройка. Экипаж ИЛ-28 состоял из 3-ох человек. Двигатели использовались уже отечественные, сделанные по примеру английских: турбореактивные ВК-1, общая тяга которых составляла 5400 кг. Максимальная взлетная масса была равна 23200 кг. Разгонялся бомбардировщик до 906 км/ч. Практический потолок равнялся 12400 метрам. Дальность полета составляла 2400 км. А вооружение состояло из 4 авиационных пушек НР-23 калибра 23 мм и различных авиабомб общей массой 3000 кг. Эти характеристики, а также то, что самолет был довольно простым в изготовлении, по сравнению с другими моделями, привело к тому, что его производством занималось целых 3 завода.
Самолет ИЛ-28. Характеристики.
Год принятия на вооружение | 1958 |
Годы производства | 1957 — 1959 |
Выпущено, единиц | 149 |
Масс пустого, кг | 10 500 |
Масса боевой нагрузки, кг | 4000 |
Встроенная пушка | 4×30 мм (DEFA) |
Макс. взлётная масса, кг | 20 800 |
Силовая установка | 2 × SNECMA Atar 101ЕЗ |
Максимальная тяга, кН | 2 × 34,3 |
Макс. скорость, км/ч | 950 |
Практ. дальность (без ПТБ), км | 5400 |
Практический потолок, м | 15 000 |
Благодаря опыту Второй Мировой Войны, авиаконструкторы смогли поместить экипаж так, чтобы обеспечивать безопасность, как им, так и самому бомбардировщику. Было введено дистанционное управление, а также автопилот. Это требовалось для того, чтобы пилот был только один, что позволило уменьшить размеры самолета, по сравнению с ИЛ-22. Также на самолете было установлено модернизированное навигационное оборудование.
Самолет ИЛ-28. Видео.
https://youtube.com/watch?v=qzcQklV-iNY
Все это привело к тому, что ИЛ-28 стал одним из самых известных, мощных, и любимых военными бомбардировщиком. На его примере было построено огромное количество аэропланов, испытаны многие ракеты, бомбы и прочие снаряды. Этот фронтовой бомбардировщик стал поистине легендарным и оставил величайший след в истории авиации СССР.
Авиационные происшествия с участием самолёта
Памятный знак на месте катастрофы 12 сентября 1957 года
12 сентября 1957 года Ил-28 потерпел катастрофу во время испытательного полёта недалеко от села Покровское Московской области (ныне Вороновское поселение Москвы). Погибли три человека: лётчик-испытатель 3-го класса К. Б. Кабатов, штурман-испытатель В. Б. Горемыкин и бортрадист И. Н. Понкратьев.
В ночь с 21 на 22 января 1958 года самолёт-разведчик Ил-28Р во время учебного полёта при заходе на посадку врезался в гору Найборецкую в Долинском районе Сахалинской области. Погибли все четыре члена экипажа.
27 октября 1976 года при посадке на аэродром Тамбовского ВВАУЛ в условия ухудшающегося метеоминимума потерпел катастрофу Ил-28 под управлением начальника училища генерал-майора авиации Еремеева Юрия Александровича и штурмана — начальника политотдела училища. Летали в учебный полк в Мичуринске (15-20 минут полета). Воздушного стрелка-радиста в полет не брали и, когда он уже поздно ночью вернулся домой, то жена, увидев его в «глазок» двери, дважды падала без чувст. Уже в наше время в память об генерале Еремееве Ю.А. его именем назван сквер в бывшем военном городке училища.
Модификации
СССР
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
Ил-28 | Фронтовой бомбардировщик. |
Ил-28А | Бомбардировщик-носитель тактической ядерной бомбы РДС-4 «Татьяна» мощностью 30 кт. |
Ил-28ЗА | Зондировщик атмосферы. |
Ил-28ЛЛ | Летающая лаборатория для доводки РЛС «Сокол». |
Ил-28М | Радиоуправляемый беспилотный самолёт-мишень. Использовался на полигонах для тренировки ракетчиков ПВО. |
Ил-28П | Конверсия в почтовый самолёт. Широко использовался для переучивания (перехода) на реактивную технику в ГВФ. |
Ил-28ПЛ | Противолодочный самолёт. |
Ил-28Р | Фронтовой разведчик. |
Ил-28РТР | Самолёт радиотехнической разведки. |
Ил-28РЭБ | Самолёт радиоэлектронной борьбы. |
Ил-28С | Опытный, с двигателями ВК-5 и стреловидным крылом. |
Ил-28Т | Торпедоносец. В связи со снятием типа с вооружения модификация доведена не была, на вооружение не принималась. |
Ил-28У | Учебно-тренировочный бомбардировщик. |
Ил-28Ш | Опытный штурмовик. |
Ил-28 на гусеничном шасси | Экспериментальный самолёт для исследования расширения эксплуатационных возможностей. |
Ил-28 — буксировщик мишеней | Демонтирована кормовая стрелковая установка, вместо неё установлена тросовая лебёдка с выпускаемым конусом-мишенью на 2800 метров. Вместо бомб возил сбрасываемые свободнопадающие мишени. |
Ил-28 (БПЛА) | В 1956 г. советское правительство обязало ОКБ-240 разместить на радиоуправляемой мишени Ил-28М средства воздушной разведки и дополнительную аппаратуру, необходимую в автономном полёте при разведке фронтовой полосы и объектов оперативного тыла противника. Однако, в 1958 г. эта тема была закрыта и завершить работу по созданию на базе Ил-28 разведывательного БПЛА не удалось. |
Китай
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
H-5 | Нелицензионная копия Ил-28. |
H-5A | Бомбардировщик модифицированный для применения ядерного оружия. |
HD-5 | Самолёт радиоэлектронной борьбы. |
HZ-5 | Фронтовой разведчик. |
HJ-5 | Нелицензионная копия Ил-28У. |
B-5 | Экспортное обозначение H-5 |
Чехословакия
В Чехословакии Ил-28 строился по лицензии компанией «Авиа». Всего было построено более двухсот самолётов.
Название модели | Краткие характеристики, отличия. |
---|---|
B-228 | Копия Ил-28. |
CB-228 | Копия Ил-28У. |
Бывшие операторы
Страны-эксплуатанты Ил-28
Ил-28У ВВС Египта, 1981 год
Ил-28, ранее состоявший на вооружении ВВС Ирака, 2007 год
Ил-28 ВВС Польской Народной Республики заходит на посадку, 1959 год
Harbin H-5 на хранении на аэродроме в Тиране, 2007 год
- СССР — начиная с 1950 года на вооружении ВВС и авиации ВМФ находилось около 1500 машин. Отлично зарекомендовал себя как учебно-боевой самолёт Тамбовского, Оренбургского лётных училищ и Челябинского училища штурманов.
- Албания — в 1957 году был приобретён один Ил-28, который в 1971 году был обменян в Китае на H-5. Тот, в свою очередь, оставался в строю до 1992 года. Оба самолёта преимущественно использовались в качестве буксировщика мишеней.
- Алжир — в 1964 году ВВС Алжира приобрели 12 Ил-28.
- Афганистан — на вооружении 335-го смешанного авиаполка находилось до тридцати двух Ил-28, которые базировались в Шинданде. Ил-28 применялись в боевых действиях до января 1985 года, когда во время диверсии моджахедов с помощью подкупленной охраны в аэропорту практически все бомбардировщики были уничтожены.
- Болгария — с 1955 по 1974 год на вооружении ВВС Болгарии находилось четырнадцать Ил-28Р и один Ил-28У.
- Венгрия — ВВС Венгрии имели на вооружении один авиаполк Ил-28 (37 единиц).
- Вьетнам — на вооружение 929-й бомбардировочной эскадрильи в 1966—1968 годах поступили двенадцать Ил-28, два Ил-28Р и два Ил-28У. Кроме этого, при захвате кампучийской авиабазы Почетонг 7 января 1979 года вьетнамцам достались два трофейных H-5.
- ГДР ГДР
- Египет — в общей сложности Египет приобрёл тридцать Ил-28, два Ил-28У и около пятидесяти чехословацких В-228 и CB-228. Первые десять Ил-28 прибыли в Египет в 1955 году, а к началу Шестидневной войны этими бомбардировщиками было укомплектовано четыре бомбардировочных и одна разведывательная эскадрилья. В середине 1970-х Илы были сняты с вооружения.
- Индонезия
- Ирак — 2-я бомбардировочная эскадрилья ВВС Ирака была вооружена бомбардировщиками Ил-28. Последние самолёты этого типа использовались как учебные до конца девяностых.
- Южный Йемен — в 1962 году ВВС Южного Йемена получили небольшую партию бомбардировщиков Ил-28 из СССР.
- Кампучия — после прихода Пол Пота к власти ВВС Кампучии получили несколько H-5.
- КНДР — в самом конце войны в Корее ВВС КНДР получили Ил-28, а в конце 1960-х H-5 из Китая.
- КНР — незадолго до окончания войны в Корее ВВС КНР начали получать бомбардировщики Ил-28, торпедоносцы Ил-28Т, разведчики Ил-28Р и учебные Ил-28У. После разрыва отношений с СССР, используя поставленные Ил-28 и документацию для проведения ремонтных работ, китайские инженеры восстановили технологию производства Ил-28, после чего самолёт запустили в серию. Один Ил-28 Китай обменял у Албании на H-5 собственного производства.
- Куба — во время Карибского кризиса в 1962 году на Кубу были отправлены сорок два бомбардировщика Ил-28. Эскадрилья Ил-28А (шесть самолётов) из состава ВВС и торпедоносный авиаполк (тридцать самолётов) из состава ВМФ (5-й флот). Однако после разрешения кризисной ситуации бомбардировщики были возвращены в СССР.
- Марокко — четыре Ил-28 были поставлены в 1961 году. Списаны вскоре после разрыва отношений между СССР и Марокко.
- Нигерия — в 1969 году Нигерия получила шесть Ил-28.
- Польша — с 1952 года ВВС Польши получили восемьдесят боевых Ил-28, а также шестнадцать учебно-тренировочных Ил-28У и несколько Ил-28Р. ВМС Польши получили Ил-28Т и Ил-28Р. Польше несколько Ил-28 своими силами переоборудованы в вариант, схожий с Ил-28РТР, для ведения радиотехнической разведки. Последние польские Ил-28 были сняты с вооружения в 1977 году.
- Румыния — в 1955 году ВВС Румынии получили бомбардировщики Ил-28 и Ил-28У. Затем они были дополнены китайскими H-5 и HJ-5. H-5 и HJ-5 в качестве буксировщика мишеней использовали до 2001 года.
- Сирия — в конце 1950-х ВВС Сирии получили небольшое количество Ил-28.
- Сомали — в 1974 году ВВС Сомали получили до десяти Ил-28.
- Финляндия — с 1960 года ВВС Финляндии эксплуатировали четыре разведывательных Ил-28Р, после 1966 года их использовали в качестве буксировщиков мишеней.
- Чехословакия Чехословакия — первые Ил-28 прибыли в Чехословакию в 1955 году, ВВС Чехословакии получили также учебные и разведывательные самолёты. Кроме этого, Ил-28 строили в ЧССР по лицензии под обозначением B-228. С вооружения бомбардировочных полков Ил-28 сняли в 1966 году. В разведывательных частях и училищах они прослужили до 1973 года.
О двигателях
Вам будет интересно:Самый дорогой металлоискатель: обзор лучших моделей, характеристики, отзывы
Местом расположения силовых агрегатов ВК-1 стали подкрыльные гондолы. Для управления двигателями в самолете имеется тросовая проводка. Во время запуска каждый ВК-1 раскручивается при помощи электростартера. Топливную систему представляют фюзеляжные мягкие резиновые баки. Их общая емкость составляет 7908 л. Гидронасосом оснащен только левый двигатель. Если гидросистема вдруг выходит из строя, то от пневматической системы опускаются закрылки, и колеса тормозятся аварийно. Также при помощи воздуха открывается грузовой отсек, а именно створки бомболюка. Пневматическими насосами оборудованы оба двигателя. Кроме того, Ил-28 с аварийными баллонами, в которых содержится сжатый воздух.